Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Инзагатуйская средняя общеобразовательная школа»
Джидинский район Республика Бурятия
«Рассмотрено» на заседании МО естественно- математического цикла: Руководитель МО _____/Цыренова Х. З./ Протокол № от «1» сентября 2017г. | «Согласованно» Заместитель директора по УВР ________/Доржиева Л. Д./ Протокол МС № от «1» сентября 2017 г. | «Утверждаю» Директор школы МБОУ «Инзагатуйская СОШ» _______/Бадмажапов Ж. В./ Приказ № 141 от «1» сентября 2017 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По предмету: биология
Класс: 9
Учитель: Сагдеева Лилия Равильевна, учитель биологии
Категория: первая, педстаж- 13 лет
Срок действия программы: 2017-2018 учебный год
2015
Тип программы: общеобразовательная
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Программа обсуждена на заседании МО учителей естественно- математического цикла « 1» сентября 2017г.
Одобрена методическим советом «1» сентября 2017г
Председатель МС: _______________ /Доржиева Д. В./
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Использование регионального компонента позволяет изучить местную флору и фауну, а также знакомство с красотой природы своей Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Содержание тем учебного курса
Введение
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Развитие биологии в додарвиновский период
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Микроэволюция
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.
Биологические последствия адаптации. Макроэволюци
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Возникновение жизни на Земле
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Развитие жизни на Земле
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство.
Химическая организация клетки
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Строение и функции клеток
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Размножение организмов
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Закономерности наследования признаков (10 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Решение генетических задач и составление родословных.
Закономерности изменчивости
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Селекция растений, животных и микроорганизмов
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности
Биосфера, ее структура и функции
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
■ Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистем
Биосфера и человек
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.
Учебно- тематический план
по биологии 9 класс
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: |
| | | теоретические | лабораторно-практические | Контрольные работы |
| Введение. Биология – наука о жизни | 1 | 1 | | |
1 | Эволюция живого мира на Земле | 18 | 17 | 1 | |
2 | Структурная организация живых организмов | 15 | 14 | 1 | |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 6 | 5 | | 1 |
4 | Наследственность и изменчивость организмов | 12 | 9 | 2 | 1 |
5 | Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | 12 | 12 | | |
| Итого: | 68 | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе.
В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:
знать/понимать
особенности жизни как формы существования материи;
роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
фундаментальные понятия биологии;
сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
соотношение социального и биологического в эволюции человека;
основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
Перечень учебно- методического и материально- технического обеспечения:
1.Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. – 112с.
2.Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5 -11 классы.– М.: Дрофа, 2010.
3. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.: Дрофа, 2010 г..
4. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО. 2009.
5. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011.
6. Готовимся к ЕГЭ. Биология/Общая биология. – М.: Дрофа, 2011. -254с.
7. Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс», Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:Дрофа, 2009 г.
8. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко «Биология в таблицах.6-11 классы: Справочное пособие, -М.: Дрофа, 2002 г.
9.С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.: Дрофа,2010 г..
Информационные ресурсы:
1.Лабораторный практикум. Биология 6-11.
2.Биология.9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику.
3.Интерактивные наглядные пособия «Клетка», «Молекулярная биология», «Неклеточные формы жизни», «Бактерии», «Генетика» и другие.
Календарно- тематическое планирование
по биологии 9 класс
Количество часов в неделю: 2
Количество часов в год: 68
№ | Название разделов | № урока | Тема урока | КЭС | Дата | Примечание |
| | 1 | Введение. Биология – наука о жизни | 1.1.1. | | |
1 | Эволюция живого мира на Земле (18 часов) | 2 | Многообразие живого мира | 3.1 | | |
| | 3 | Основные свойства живых организмов | 1.2 | | |
| | 4 | Развитие биологии в додарвиновский период | | | |
| | 5 | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка | 4.1 | | |
| | 6 | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционно учения Ч. Дарвина | 6.2 | | |
| | 7 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе | 6.2 | | |
| | 8 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе | 6.2 | | |
| | 9 | Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора | 6.2 | | |
| | 10 | Вид, его критерии и структура | 6.1 | | |
| | 11 | Лабораторная работа №1 «Морфологический критерий вида» | | | |
| | 12 | Главные направления эволюции | 6.3 | | |
| | 13 | Общие закономерности биологической эволюции | 6.3 | | |
| | 14 | Современная система растений и животных – отображение макроэволюции. НРК знакомство с фауной флорой Джидинского района. | 4.1 | | |
| | 15 | Современные представления о возникновении жизни на Земле | 7.4 | | |
| | 16 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эру | 7.4 | | |
| | 17 | Жизнь в палеозойскую эру | 7.4 | | |
| | 18 | Жизнь в мезозойскую эру | 7.4 | | |
| | 19 | Жизнь в кайнозойскую эру | 7.4 | | |
2 | Структурная организация живых организмов (15 часов) | 20 | Клеточная теория строения организмов | 2.1 | | |
| | 21 | Цитология – наука о клетка. Лабораторная работа №2 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом» | 2.4 | | |
| | 22 | Химическая организация клетки. Неорганические вещества | 2.3 | | |
| | 23 | Химическая организация клетки. Органические вещества – белки | 2.3 | | |
| | 24 | Химическая организация клетки. Органические вещества – углеводы и липиды | 2.3 | | |
| | 25 | Химическая организация клетки. Органические вещества – нуклеиновые кислоты | 2.3 | | |
| | 26 | Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана | 2.2 | | |
| | 27 | Цитоплазма и её органоиды | 2.4 | | |
| | 28 | Клеточное ядро | 2.7 | | |
| | 29 | Строение растительной клетки | 2.2 | | |
| | 30 | Прокариотическая клетка | 2.2 | | |
| | 31 | Вирусы – неклеточная форма жизни | 2.2 | | |
| | 32 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке | 2.5 | | |
| | 33 | Обмен веществ растительной клетки | 2.5 | | |
| | 34 | Деление клетки | 2.7 | | |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов | 35 | Бесполое размножение организмов. Контрольная работа | 3.2 | | |
| | 36 | Половое размножение организмов | 3.2 | | |
| | 37 | Оплодотворение у цветковых растений. НРК на примере растений в села Инзагатуй | 3.2 | | |
| | 38 | Общие принципы клеточной организации | 3.2 | | |
| | 39 | Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное развитие. НРК на примере животных села Инзагатуй | 3.3 | | |
| | 40 | Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Постэмбриональное развитие | 3.3 | | |
4 | Наследственность и изменчивость организмов (12 часов) | 41 | Генетика как наука | 3.4 | | |
| | 42 | Гибридологический метод изучения наследственности | 3.5 | | |
| | 43 | Основные понятия генетики | 3.4 | | |
| | 44 | Моногибридное скрещивание | 3.4 | | |
| | 45 | Дигибридное скрещивание | 3.5 | | |
| | 46 | Генетика человека | 3.5 | | |
| | 47 | Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач и анализ составленных родословных» | 3.5 | | |
| | 48 | Хромосомная теория наследственности | 3.5 | | |
| | 49 | Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость | 3.6 | | |
| | 50 | Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой» | 3.6 | | |
| | 51 | Генетические основы эволюционной теории. Контрольная работа | 3.6 | | |
| | 52 | Селекция организмов. НРК Знакомство с фауной Республики Бурятия | 3.8 | | |
5 | Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (12 часов) | 53 | Экология как наука | | | |
| | 54 | Структура биосферы | 7.4 | | |
| | 55 | Круговорот веществ в природе | 7.4 | | |
| | 56 | Биогеоценоз | 7.2 | | |
| | 57 | Биоценоз | 7.2 | | |
| | 58 | Агроценоз | 7.2 | | |
| | 59 | Абиотические факторы. НРК Наблюдения за сезонными изменения в окрестностях села Инзагатуй | 7.1 | | |
| | 60 | Биотические факторы | 7.1 | | |
| | 61 | Биосфера и человек. Антропогенные факторы | 7.1 | | |
| | 62 | Природные ресурсы и их использование. НРК знакомство с полезными ископаемыми РБ | 7.3 | | |
| | 63 | Проблемы экологии Джидинского района НРК | 7.5 | | |
| | 64 | Эволюция биосферы. Ноосфера | 7.4 | | |
| 4 часа | | Резерв | | | |