Багаевский район, хутор Ёлкин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ёлкинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Ёлкинской СОШ
Приказ от_01.09________№_07________
__________________(Крамаренко Е.Г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Среднее общее образование
10-11 КЛАСС
| |
Количество часов: 134 часа | |
Учитель биологии: | Ступникова В. В. |
| Программа | | Авторы: | Пасечник В.В. | | Латюшин В.В. | | Пакулова В.М. | | ____________________________________________ | | «Биология. Общая биология» // А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. М. – Дрофа, 2014г. | |
РАЗДЕЛ 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ценностные ориентиры учебного курса:
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Личностные результаты:
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Метапредметные результаты
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные |
1 | 10 класс Введение | 4 | находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию | формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками | оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений |
2 | Тема 1. Основы цитологии | 26 | ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. Соотносить правильность выбора и результата действия | находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму | координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, планировать личную учебную деятельность, |
3 | Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 11 | овладение способами самоорганизации учебной деятельности | умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. | оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений |
4 | Тема 3. Основы генетики | 17 | сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | овладение ИКТ компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов научно-исследовательской деятельности в виде презентации | умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
5 | Тема 4. Генетика человека | 4 | соотносить правильность выбора и результата действия | формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками | умение работать в группе: находить общее решение |
6 | Тема 5. Повторение | 6 | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | умение видеть биологические проблемы в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решении задач исследовательского характера | умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
1 | 11класс Тема 1.Основы учения об эволюции | 14 | умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, корректное ведение диалога и участие в дискуссии | умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. | развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации |
2 | Тема 2.Основы селекции и биотехнологии | 6 | самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем | предвидеть уровень усвоения знаний. Вести устный и письменный диалог | адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
3 | Тема3.Антропогенез | 5 | умения ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность | овладение способами самоорганизации учебной деятельности | оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений |
4 | Тема 4. Основы экологии | 16 | умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью |
5 | Тема 5.Эволюция биосферы и человека | 6 | умения ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность | овладение способами самоорганизации учебной деятельности | оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений |
6 | Тема 6. Повторение | 19 | умение организовать выполнение заданий учителя. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | умение видеть биологические проблемы в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решении задач исследовательского характера | умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
Предметные результаты:
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | 10 класс Введение | 4 | Определять свойства живого; различать методы исследования биологии; выявлять значение биологических знаний в современной жизни. | Владеть информацией о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы. |
2 | Тема 1. Основы цитологии | 26 | различать основные методы изучения клетки; выявлять особенности строения клетки эукариот и прокариот; функции органоидов клетки; формулировать основные положения клеточной теории; определять химический состав клетки, владеть знаниями о клеточном уровне организации живого; о клетке как структурной и функциональной единице жизни; об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки; о росте, развитии и жизненном цикле клеток; об особенностях митотического деления клетки | использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические экспериментов для изучения клеток живых организмов.
|
3 | Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 11 | использовать сущность биогенетического закона; развития половых клеток; владеть информацией о мейозе; об особенностях индивидуального развития организмов; об особенностях бесполого и полового размножения организмов; об оплодотворении и его биологической роли. | использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты |
4 | Тема 3. Основы генетики | 17 | определять основные закономерности передачи наследственной информации; закономерности изменчивости; решать генетические задачи | использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты |
5 | Тема 4. Генетика человека | 4 | распознавать наследственные болезни человека | владеть медицинскими терминами |
6 | Тема 5. Повторение | 6 | характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость ;применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей. | аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению биологических вопросов. |
1 | 11класс Тема 1.Основы учения об эволюции | 14 | определять основные положения теории эволюции; движущие силы эволюции; формы изменчивости организмов; пути достижения биологического прогресса; владеть информацией о развитии эволюционных представлений; о механизмах видообразования; о макроэволюции и ее направлениях. | использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты |
2 | Тема 2.Основы селекции и биотехнологии | 6 | основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов; | использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты |
3 | Тема 3.Антропогенез | 5 | Доказывать происхождения человека от животных; определять движущие силы антропогенеза; выявлять биологические и социальные факторы антропогенеза; основные направления эволюции человека. | Высказывать своё мнение о расизме |
4 | Тема 4. Основы экологии | 16 | различать взаимосвязь популяций в биогеоценозе; владеть знаниями о составе и структуре сообщества; о потоках вещества и энергии в экосистеме; о саморазвитии экосистемы о видовом разнообразии; о морфологической и пространственной структуре сообществ; о трофической структуре сообществ; о пирамиде численности и биомассы; о продуктивности и плодородии экосистем; | использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения экологических взаимосвязей в биогеоценозах. |
5 | Тема 5.Эволюция биосферы и человека | 6 | использовать знания о биосфере и об особенностях существования организмов в различных ее средах; об основных видах средообразующей деятельности организмов и биогеохимических циклах;об основных закономерностях эволюции биосферы; об особенностях антропогенного воздействия на биосферу; об основах рационального природопользования; об экологических кризисах; | научиться экологической грамотности — оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных |
6 | Тема 6. Повторение | 19 | характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость ;применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности; использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;ориентироваться в системе познавательных ценностей; оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе | выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере; аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем. |
РАЗДЕЛ 2.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения:
10 класс (68ч, 2 часа в неделю)
Введение (4 ч)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.
Основы цитологии (26 ч)
Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки основные положения клеточной теории.
Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.
Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, АТФ, их строение и роль. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.
Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты и строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и клеточные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги.
Обмен веществ и превращения энергии в к клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Лабораторная работа №1
Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.
Размножение и индивидуальное развитие организмов (11 ч)
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.
Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние организма. Уровни приспособления организма к меняющимся условиям. Старение и смерть организмов. Специфика онтогенеза при бесполом размножении
Основы генетики (17 ч)
История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Moногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаком Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.
Генотип как целостная система. Хромосомная и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.
Лабораторная работа №2
Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений.
Практические работы. Решение генетических задач.
П/р №1 Моногибридное скрещивание.
П/р №2 Дигибридное скрещивание.
Генетика человека (4 ч)
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики, Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.
Повторение (6 ч.) Повторение основных биологических тем.
11 класс (66 ч, 2 ч в неделю)
Эволюционное учение (14 ч)
Сущность эволюционного подхода и его методическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер
Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер. Основные этапы развития эволюционных идей. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Естественный отбор— движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как peзультат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем oхраны природы и рационального природопользования
Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Закономерности филогенеза.
Главные направления эволюции.
Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.
Лабораторные работы
Л/р №1Описание особей вида по морфологическому критерию.
Л/р №2Выявление изменчивости у особей одного вида.
Л/р№3 Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора.
Основы селекции и биотехнологии (6 ч)
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.
Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.
Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.
Антропогенез (5 ч)
Место человека в системе органического мира.
Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные направления эволюции человека. Прародина человечества. Расы человека.
Популяционная структура вида Homo sapiens. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современной эволюции человека. Влияние деятельности человека на биосферу
Основы экологии (16ч)
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Адаптации организмов. Биотические факторы среды. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Экосистема, её структура. Учение В. Н. Сукачёвым учения о биогеоценозе. Популяция – основная единица биогеоценоза. Агроэкосистемы.
Практические работы
П/р №1Сравнение экосистем своей местности
П/р № 2Составление цепей питания, схем пищевых связей в экосистеме.
Биосфера, ее состояние и эволюция (6ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.
Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.
Повторение (19ч) Повторение основных биологических тем: «цитология», «генетика», «селекция», «размножение».
10 класс
№ п/п | раздел | Кол-во час | Практ. работы | Лаборат. работы |
1 | Введение | 4 | | |
2 | Тема 1. Основы цитологии | 26 | | Л/р №1 Строение эукариотических и прокариотических клеток |
3 | Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 11 | | |
4 | Тема 3. Основы генетики | 17 | П/р№1 Моногибридное скрещивание П/р№ 2Дигибридное скрещивание | . Л/р №2 Изучение изменчивости у растений построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений |
5 | Тема 4. Генетика человека | 4 | | |
6 | Тема 5. Повторение | 6 | | |
11 класс
№ п/п | раздел | Кол-во час | Практ. работы | Лаборат. работы |
1 | Тема 1.Основы учения об эволюции | 14 | | Л/р.№1Описание особей вида по морфологическому критерию. .Л/р№2Выявления изменчивости у особей одного вида. Л/р№3Приспособление организмов к среде обитания как результат естественного отбора |
2 | Тема 2.Основы селекции и биотехнологии | 6 | | |
3 | Тема 3.Антропогенез | 5 | | |
4 | Тема 4. Основы экологии | 16 | . П/р№1 Сравнение экосистем своей местности П/р№2Составление цепей питания, схем пищевых связей в экосистеме | |
5 | Тема 5.Эволюция биосферы и человека | 6 | | |
6 | Тема 6. Повторение | 19 | | |
Место предмета в учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение биологии в 10-11 классах отводится 138 часов из расчета 2 ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году( 23.02.2018, 08.03.2018г., 01.05. 2018 г.,09.05.2018 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по биологии в 2017-2018 уч.году в 10-11 классах будет реализована в объёме 134 часа ( 10 класс-68 часов, 11 класс-66 часов).
РАЗДЕЛ 3.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
| | | Введение | 4 |
1 | 02.09 | | Краткая история развития биологии | 1 |
2 | 07.09 | | Методы исследования в биологии | 1 |
3 | 09.09 | | Сущность жизни и свойства живого | 1 |
4 | 14.09 | | Уровни организации живой материи | 1 |
| | | Тема 1. Основы цитологии | 26 |
5 | 16.09 | | Методы цитологии. Клеточная теория. | 1 |
6 | 21.09 | | Особенности химического состава клетки | 1 |
7 | 23.09 | | Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки | 1 |
8 | 28.09 | | Минеральные вещества и их роль в клетке | 1 |
9 | 30.09 | | Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки | 1 |
10 | 05.10 | | Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки | 1 |
11 | 07.10 | | Строение и функции белка | 1 |
12 | 12.10 | | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки | 1 |
13 | 14.10 | | АТФ и другие органические соединения клетки | 1 |
14 | 19.10 | | Повторение. Органические вещества клетки | 1 |
15 | 21.10 | | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро | 1 |
16 | 26.10 | | Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы | 1 |
17 | 28.10 | | Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения | 1 |
18 | 02.11 | | Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения | 1 |
19 | 11.11 | | Повторение. Строение клетки | 1 |
20 | 16.11 | | Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток Л/р №1 Строение эукариотических и прокариотических клеток | 1 |
21 | 18.11 | | Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов. | 1 |
22 | 23.11 | | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги | 1 |
23 | 25.11 | | Обмен веществ и энергии в клетке | 1 |
24 | 30.12 | | Энергетический обмен в клетке | 1 |
25 | 02.12 | | Питание клетки | 1 |
26 | 07.12 | | Автотрофное питание. Фотосинтез | 1 |
27 | 09.12 | | Автотрофное питание. Хемосинтез | 1 |
28 | 14.12 | | Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. | 1 |
29 | 16.12 | | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме | 1 |
30 | 21.12 | | Повторение по теме «Основы цитологии» | 1 |
| | | Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 11 |
31 | 23.12 | | Жизненный цикл клетки | 1 |
32 | 28.12 | | Митоз. Амитоз | 1 |
33 | 11.01 | | Мейоз | 1 |
34 | 13.01 | | Формы размножения организмов. Бесполое размножение | 1 |
35 | 18.01 | | Формы размножение организмов. Половое размножение | 1 |
36 | 20.01 | | Развитие половых клеток | 1 |
37 | 25.01 | | Оплодотворение | 1 |
38 | 27.01 | | Онтогенез – индивидуальное развитие организма | 1 |
39 | 01.02 | | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период | 1 |
40 | 03.02 | | Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период | 1 |
41 | 08.02 | | Повторение. Размножение и индивидуальное развитии | 1 |
| | | Тема 3. Основы генетики | 17 |
42 | 10.02 | | История развития генетики. Гибридологический метод | 1 |
43 | 15.02 | | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание | 1 |
44 | 17.02 | | Решение задач по моногибридному скрещиванию | 1 |
45 | 22.02 | | Решение задач по моногибридному скрещиванию.П/р№1 Моногибридное скрещивание | 1 |
46 | 24.02 | | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание | 1 |
47 | 01.03 | | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | 1 |
48 | 03.03 | | Решение задач по дигибридному скрещиванию | 1 |
49 | 10.03 | | Решение задач по дигибридному скрещиванию.П/р№ 2Дигибридное скрещивание | 1 |
50 | 15.03 | | Хромосомная теория наследственности | 1 |
51 | 17.03 | | Взаимодействие неаллельных генов | 1 |
52 | 22.03 | | Цитоплазматическая наследственность | 1 |
53 | 24.03 | | Генетическое определение пола | 1 |
54 | 12.04 | | Решение задач по генетическому определению пола | 1 |
55 | 14.04 | | Изменчивость. Л/р №2 Изучение изменчивости у растений построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений | 1 |
56 | 19.04 | | Виды мутаций | 1 |
57 | 21.04 | | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации | 1 |
58 | 26.04 | | Повторение. Основы генетики | 1 |
| | | Тема 4. Генетика человека | 4 |
59 | 28.04 | | Методы исследования генетики человека | 1 |
60 | 03.05 | | Генетика и здоровье | 1 |
61 | 05.05 | | Проблемы генетической безопасности | 1 |
62 | 10.05 | | Повторение. Генетика человека | 1 |
| | | Тема 5. Повторение | 6 |
63 | 12.05 | | Биология наука о живой природе | 1 |
64 | 17.05 | | Органические вещества клетки | 1 |
65 | 19.05 | | Строение клетки | 1 |
66 | 24.05 | | Метаболизм клетки | 1 |
67 | 26.05 | | Индивидуальное развитие организма | 1 |
68 | 31.05 | | Генетика | 1 |
Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс
(2 часа в неделю, всего 66 часов)
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
| | | Тема 1.Основы учения об эволюции | 14 |
1. | 02.09 | | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина | 1 |
2. | 07.09 | | Ч.Дарвин и основные положения его эволюции | 1 |
3. | 09.09 | | Вид, его критерии Л/р.№1Описание особей вида по морфологическому критерию | 1 |
4. | 14.09 | | Популяция.Л/р№2Выявления изменчивости у особей одного вида | 1 |
5. | 16.09 | | Генетический состав популяции | 1 |
6. | 21.09 | | Изменение генофонда популяции | 1 |
7. | 23.09 | | Борьба за существование и её формы | 1 |
8. | 28.09 | | Естественный отбор и его формы.Л/р№3Приспособление организмов к среде обитания как результат естественного отбора | 1 |
9. | 30.09 | | Изолирующие механизмы | 1 |
10. | 05.10 | | Видообразование | 1 |
11. | 07.10 | | Макроэволюция, её доказательства | 1 |
12. | 12.10 | | Система растений и животных - отображение эволюции | 1 |
13. | 14.10 | | Главные направления эволюции органического мира | 1 |
14. | 19.10 | | Обобщающий урок на тему « Основы учения об эволюции» | 1 |
| | | Тема 2.Основы селекции и биотехнологии | 6 |
15. | 21.10 | | Основные методы селекции и биотехнологии | 1 |
16. | 26.10 | | Методы селекции растений | 1 |
17. | 28.10 | | Методы селекции животных | 1 |
18. | 02.11 | | Селекция микроорганизмов | 1 |
19 | 11.11 | | Современное состояние и перспективы биотехнологии | 1 |
20. | 16.11 | | Обобщающий урок на тему « Основы селекции и биотехнологии» | 1 |
| | | Тема 3.Антропогенез | 5 |
21. | 18.11 | | Положение человека в системе животного мира | 1 |
22. | 23.11 | | Основные стадии антропогенеза | 1 |
23. | 25.11 | | Прародина человека | 1 |
24. | 30.12 | | Расы и их происхождение | 1 |
25 | 02.12 | | Обобщающий урок на тему «Антропогенез» | 1 |
| | | Тема 4. Основы экологии | 16 |
26. | 07.12 | | Что изучает экология | 1 |
27. | 09.12 | | Среда обитания организмов и её факторы | 1 |
28.. | 14.12 | | Местообитание и экологические ниши | 1 |
29 | 16.12 | | Основные типы экологических воздействий | 1 |
30. | 21.12 | | Конкурентные воздействия | 1 |
31. | 23.12 | | Основные экологические характеристики популяций | 1 |
32. | 28.12 | | Динамика популяции | 1 |
33. | 11.01 | | Экологические сообщества. П/р№1 Сравнение экосистем своей местности | 1 |
34. | 13.01 | | Структура сообщества | 1 |
35. | 18.01 | | Взаимосвязь организмов в сообществе | 1 |
36. | 20.01 | | Пищевые цепи. П/р№2Составление цепей питания, схем пищевых связей в экосистеме | 1 |
37. | 25.01 | | Экологические пирамиды | 1 |
38. | 27.01 | | Экологическая сукцессия | 1 |
39. | 01.02 | | Влияние загрязнений на живые организмы | 1 |
40. | 03.02 | | Основы рационального использования | 1 |
41. | 08.02 | | Обобщающий урок «Основы экологии» | 1 |
| | | Тема 5.Эволюция биосферы и человека | 6 |
42. | 10.02 | | Гипотезы происхождения жизни | 1 |
43. | 15.02 | | Современные представления о происхождении жизни | 1 |
44. | 17.02 | | Основные этапы происхождения жизни на Земле | 1 |
45. | 22.02 | | Эволюция биосферы | 1 |
46 | 24.02 | | Антропогенное воздействие на биосферу | 1 |
47. | 01.03 | | Обобщающий урок на тему «Эволюция биосферы и человека» | 1 |
| | | Тема 6.Повторение | 19 |
48. | 03.03 | | Химический состав клетки | 1 |
49. | 10.03 | | Органические вещества клетки | 1 |
50. | 15.03 | | Нуклеиновые кислоты | 1 |
51. | 17.03 | | Строение клетки | 1 |
52. | 22.03 | | Строение прокариотической и эукариотической клетки | 1 |
53 | 24.03 | | Энергетический обмен | 1 |
54. | 12.04 | | Фотосинтез | 1 |
55. | 14.04 | | Синтез белка | 1 |
56. | 19.04 | | Митоз | 1 |
57. | 21.04 | | Мейоз | 1 |
58. | 26.04 | | Формы размножения | 1 |
59. | 28.04 | | Индивидуальное развитие организмов | 1 |
60. | 03.05 | | Закономерности наследования | 1 |
61. | 05.05 | | Моногибридное скрещивание | 1 |
62. | 10.05 | | Дигибридное скрещивание | 1 |
63. | 12.05 | | Анализирующее скрещивание | 1 |
64. | 17.05 | | Генетика пола | 1 |
65. | 19.05 | | Изменчивость | 1 |
66. | 24.05 | | Мутации | 1 |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________
Мыскина Л.А.
« 31 »августа 2016года