Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Армянска Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании МО Руководитель школьного методического объединения __________Корчак Т.В. Протокол № 06 от «26» августа 2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР___________Полякова Т.А. «29» августа 2016 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ______________Козырь Л.Н. Приказ № 548 от «31» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 10 класса
базовый уровень
на 2016/2017 учебный год
Составитель программы: Корчак Т.В., учитель биологии высшей категории |
г. Армянск
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии 10 класс, базовый уровень составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (ред. пр. от 03.06.2011 №1994) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-примерной программой среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. -М.: Дрофа, 2007);
Рабочая программа ориентирована на учебник «Биология 10-11 класс. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень) – М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа включает: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий.
Изучение биологии на ступени среднего(полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности.
В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.
В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 67 часов, в том числе в 10 классе- 33 часа (1 час в неделю), в 11 классе -34 часа (1 час в неделю). Однако возможно изучение курса в течение одного года (в 10 и 11 классе) при 2 часах в неделю.
Программа в 10 классе включает в себя темы: «Введение» (3 часа), «Клетка» (13 часов), «Организм» (15 часов).
Большинство представленных в рабочей программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. Лабораторные работы могут быть использованы учителем в процессе изучения нового материала или на этапе его закрепления. Лабораторные работы проводятся учителем с использованием фронтальных, групповых и индивидуальных методов и могут оцениваться на усмотрение учителя – выборочно либо у всего класса. Практические работы выполняются с целью отработки практических навыков учащихся и могут проводиться как в рамках традиционной классно-урочной формы, так и в виде защиты проектов, практических конференций и проч.
В программе отведено время для обобщения знаний учащихся, которое может проводиться в виде семинаров, фронтальных бесед, игр, практических работ обобщающего характера, а также систематизации и контроля знаний, где одновременно будет осуществляться обобщение знаний и их проверка в виде кратковременных контрольных работ (например, в виде тестов).
В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Программа предусматривает резерв свободного учебного времени 2 часа в 10 классе для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.
Рабочая программа включает региональный компонент (изучение вклада научно-исследовательских учреждений региона, а также ученых-биологов, имя которых связано с Крымом, в развитие биологической науки; знакомство с типичными экосистемами и агросистемами Крыма, проблемами охраны природы, сохранения биоразнообразия и др. на примере Крымского региона), что позволяет формировать чувство патриотизма. Бережного отношения и любви к родному краю и гордости за отечественную науку.
Требования к уровню подготовки выпускников
Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать:
знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория
Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
знать фундаментальные понятия биологии;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
уметь пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания), решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном или животном материале;
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
владеть языком предмета, грамотно осуществлять поиск новой информации в литературе, Интернет-ресурсах, адекватно оценивать новую информацию, формулировать собственное мнение и вопросы, требующие дальнейшего изучения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
10 КЛАСС
( 33 часа, из них 2 часа резервное время)
ВВЕДЕНИЕ (3 часа)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Биологические системы и их свойства. Основные уровни организации живой природы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Вклад отечественных учёных (в том числе крымских ученых) в развитие биологических наук. Научно-исследовательские учреждения Крыма и их значение в решении актуальных проблем биологии.
Демонстрация: таблицы, рисунки, слайды, отражающие значение генетической грамотности, знаний в области социальной экологии, эволюционного учения для каждого человека.
КЛЕТКА (13 часов)
Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль воды и минеральных веществ в клетке и организме человека. Роль углеводов и липидов в клетке и организме человека. Роль белков в клетке и организме человека. Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). ДНК – носитель наследственной информации.
Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Строение клетки. Общий план строения эукариотической и прокариотической клеток. Основные части и органоиды эукариотической клетки и их функции. Мембрана. Одномембранные органоиды. Двумембранные и немембранные органоиды. Включения.
Особенности строения клеток растений и животных. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Демонстрации: Строение молекулы белка, строение молекулы ДНК, строение молекулы РНК, строение клетки, строение клеток прокариот и эукариот, строение вируса, хромосомы, характеристика гена, удвоение молекулы ДНК.
Лабораторная работа
Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах и их сравнение.
Практическая работа
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Обобщение знаний
Химический состав и строение клетки.
II. ОРГАНИЗМ (15 час.)
Организм – единое целое. Многообразие организмов (одноклеточные, колониальные, многоклеточные организмы). Ткани. Органы. Системы органов.
Обмен веществ и энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Энергетический обмен и его этапы. Пластический обмен.
Фотосинтез и его значение. К.А. Тимирязев о космической роли фотосинтеза. Биосинтез белка, его этапы и значение.
Решение элементарных задач по молекулярной биологии (репликация ДНК, транскрипция, трансляция).
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз и его биологическое значение. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.
Мейоз и его биологическое значение. Бесполое размножение и его формы. Половое размножение. Соматические и половые клетки. Гаметогенез. Оплодотворение, его значение. Способы оплодотворение у животных. Искусственное оплодотворение у животных.
Особенности двойного оплодотворения цветковых растений. Искусственное опыление у растений. Онтогенез. Эмбриональный период.
Особенности эмбрионального развития человека. Репродуктивное здоровье. Причины нарушений развития организмов. Влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Постэмбриональный период. Типы развития (прямой, непрямой с полным и неполным превращением). Жизненные циклы у разных групп организмов. Простой и сложный жизненный цикл.
Обобщение знаний:
Обмен веществ и энергии – свойство живых организмов.
Размножение – свойство живых организмов
Резервное время – 2 часа.
Тематическое планирование 10 класс (33 часа, из них 2 ч. резервное время)
№ п/п | Наименование темы | Количество |
часов | Контрольных работ | Лабораторных работ | Практических работ |
1. | Введение | 3 | | | |
2. | Клетка | 13 | 1 | 1 | 1 |
3. | Организм | 15 | 1 | | |
4 | Резерв | 2 | | | |
| Итого: | 33 | 2 | 1 | 1 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. БИОЛОГИЯ. 10 КЛАСС (34 часа, из них 2ч. Резервное время)
№ п/п в курсе | № п/п в теме | Название раздела, темы, урока, его содержание | Практиче ская часть | Ресурсы, оборудование | Планируемые результаты | класс | Дата проведения | Коррекция |
План | Факт |
Введение (3 часа) |
1 | 1 | Объект изучения биологии. Живая природа-объект изучения биологии. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Биологические системы и их свойства. Основные уровни организации живой природы | | Учебник §1 «Живая природа: от молекулы до биосферы (электр. презентации)» | Знать/понимать основные признаки живых систем-уровневую организацию, эволюцию: свойства биологических систем; основные уровни организации живой природы-молекулярный, клеточный, органно-тканевой, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный; методы познания живой природы-наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; Уметь определять уровень организации биологического объекта; объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения: вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и критически её оценивать | 10 | 07.09 | 07.09 | |
2 | 2 | Современная естественнонаучная картины мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. | | | | 14.09 | 14.09 | |
3 | 3 | Вклад отечественных учёных (в том числе и крымских) в развитие биологических наук. Научно-исследовательские учреждения Крыма и их значение в решении актуальных проблем биологии. | | | | | 21.09 | 21.09 | |
I.Клетка (13 часов) |
4 | 1 | Клеточная теория. Развитие знаний о клетке. Клеточная теория (Р. Гук, Р. Вихров, К. Бэр, М. Шлейден, и Т. Шванн). Роль клеточной теории в становлении естественнонаучная картины мира. | | §6 | Знать/понимать основные положения клеточной теории, вклад отечественных учёных в её развитие; особенности химического состава клеток, роль воды важнейших минеральных и органических веществ в клетке и в организме человека; основные положения клеточной теории, строение клетки, генов и хромосом; вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки, способы заражения ВИЧ. Уметь объяснять роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучная картины мира; устанавливать связь между свойствами органических веществ – углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот, АТФ и их биологической ролью; сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения; строение клеток растений и животных; описывать меры по профилактике заражения ВИЧ; использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и критически её оценивать; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний. | | 28.09 | 28.09 | |
5 | 2 | Химический состав клетки. Роль воды и минеральных веществ в клетке и организме человека. | | §2 | | 05.10 | 05.10 | |
6 | 3 | Углеводы и липиды. Роль углеводов и липидов в клетке и организме человека. | | §3 | | 12.10 | 12.10 | |
7 | 4 | Белки. Роль белков в клетке и организме человека. | | §4 | | 19.10 | 19.10 | |
8 | 5 | Нуклеиновые кислоты, АТФ. Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). ДНК-носитель наследственной информации. Строение и функции АТФ. | | §5 | | 26.10 | 26.10 | |
9 | 6 | Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. | | §25-26 | | 09.11 | 09.11 | |
10 | 7 | Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. | | §11 | | 16.11 | 16.11 | |
11 | 8 | Строение клетки. Общий план строения эукариотической и прокариотической клеток. | | § 16-17 | | 23.11 | 23.11 | |
12 | 9 | Эукариотическая клетка. Основные части и органоиды эукариотической клетки и их функции (мембрана, одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды, включения). | | §8,9,11 | | 28.11 | 28.11 | |
13 | 10 | Особенности строения клеток растений и животных. | Лабораторная работа №1 Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах и их сравнение | §8,9,11 | | 07.12 | 07.12 | |
14 | 11 | Практическая работа №1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений | Практическая работа №1 | | | 14.12 | 14.12 | |
15 | 12 | Обобщение знаний. Химический состав и строение клетки. Контрольная работа №1 | Контрольная работа №1 | | | 21.12 | 21.12 | |
16 | 13 | Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. | | §17 | | 11.01 | 11.01 | |
| II. Организм (15 часов + 2 часа резервных) |
17 | 1 | Организм – единое целое. Многообразие организмов (одноклеточные, колониальные, многоклеточные организмы). Ткани. Органы. Системы органов. | | | Знать/понимать сущность биологических процессов обмена веществ, размножения, оплодотворения; биологическую роль митоза и мейоза; Уметь решать элементарные задачи по молекулярной биологии; сравнивать половое и бесполое размножения и делать выводы на основе сравнения; объяснять влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и критически её оценивать; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики вредных привычек(курение, алкоголизм, наркомания). | | 18.01 | 18.01 | |
18 | 2 | Обмен веществ и энергии-свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Энергетический обмен и его этапы. | | §10 | | 25.01 | 25.01 | |
19 | 3 | Пластический обмен. Фотосинтез и его значение. | | §10 | | 01.02 | 01.02 | |
20 | 4 | Биосинтез белка, его этапы и значение. | | §26 | | 08.02 | 08.02 | |
21 | 5 | Решение элементарных задач по молекулярной биологии (репликация ДНК, транскрипция, трансляция). | | | | 15.02 | 15.02 | |
22 | 6 | Семинар «Обмен веществ и энергии-свойство живых организмов» | | | | 22.02 | 22.02 | |
23 | 7 | Размножение-свойство организмов. Деление клетки-основа роста, развития и размножения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз и его биологическое значение. | | §12 | | 01.03 | 01.03 | |
24 | 8 | Мейоз и его биологическое значение | | §12 | | | 08.03 | 15.03 | праздничный день |
25 | 9 | Бесполое размножение и его формы. | | §13 | | | 15.03. | 22.03 | |
26 | 10 | Половое размножение. Соматические и половые клетки. Гаметогенез. | | §13-14 | | | 22.03 | 05.04 | |
27 | 11 | Оплодотворение, его значение. Способы оплодотворения у животных. Искусственное оплодотворение у животных. | | §14 | | | 05.04 | 12.04 | |
28 | 12 | Оплодотворение у цветковых растений. Особенности двойного оплодотворения цветковых растений. Искусственное оплодотворение у растений. | | §14 | | | 12.04 | 19.04 | |
29 | 13 | Онтогенез. Эмбриональный период. | | §15 | | | 19.04 | 26.04 | |
30 | 14 | Особенности эмбрионального развития человека. Репродуктивное здоровье. Причины нарушений развития организма. Влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | | §15 | | | 26.04 | 05.05 | |
31 | 15 | Постэмбриональный период. Типы развития (прямой, непрямой с полным и неполным превращением). Жизненные циклы у разных групп организмов. Простой и сложный жизненный циклы. | | §15 | | | 05.05 | 12.05 | |
32 | 16 | Обобщение знаний. Итоговая контрольная работа. | Итоговая контрольная работа. | | | | 12.05 | 17.05 | |
33 | 17 | Резервное время. Размножение – свойство живых организмов. | | | | | 17.05 | 24.05 | |
34 | | Резервное время. Урок рефлексии и коррекции знаний. | | | | | 24.05 | | |
8