СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 10 класса базовый уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Рабочая программа ориентирована на учебник «Биология 10-11 класс. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень) – М.: Просвещение, 2014.

     

      Рабочая программа включает: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 10 класса базовый уровень»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Армянска Республики Крым


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Руководитель школьного методического объединения

__________Корчак Т.В.

Протокол № 06

от «26» августа 2016 г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР___________Полякова Т.А.


«29» августа 2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

______________Козырь Л.Н.

Приказ № 548 от

«31» августа 2016 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для 10 класса

базовый уровень

на 2016/2017 учебный год





Составитель программы:

Корчак Т.В., учитель биологии высшей категории


























г. Армянск

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии 10 класс, базовый уровень составлена в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»;

- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (ред. пр. от 03.06.2011 №1994) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-примерной программой среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. -М.: Дрофа, 2007);

Рабочая программа ориентирована на учебник «Биология 10-11 класс. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень) – М.: Просвещение, 2014.

Рабочая программа включает: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий.

Изучение биологии на ступени среднего(полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


Общая характеристика учебного предмета


Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности.

В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 67 часов, в том числе в 10 классе- 33 часа (1 час в неделю), в 11 классе -34 часа (1 час в неделю). Однако возможно изучение курса в течение одного года (в 10 и 11 классе) при 2 часах в неделю.

Программа в 10 классе включает в себя темы: «Введение» (3 часа), «Клетка» (13 часов), «Организм» (15 часов).

Большинство представленных в рабочей программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. Лабораторные работы могут быть использованы учителем в процессе изучения нового материала или на этапе его закрепления. Лабораторные работы проводятся учителем с использованием фронтальных, групповых и индивидуальных методов и могут оцениваться на усмотрение учителя – выборочно либо у всего класса. Практические работы выполняются с целью отработки практических навыков учащихся и могут проводиться как в рамках традиционной классно-урочной формы, так и в виде защиты проектов, практических конференций и проч.

В программе отведено время для обобщения знаний учащихся, которое может проводиться в виде семинаров, фронтальных бесед, игр, практических работ обобщающего характера, а также систематизации и контроля знаний, где одновременно будет осуществляться обобщение знаний и их проверка в виде кратковременных контрольных работ (например, в виде тестов).

В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Программа предусматривает резерв свободного учебного времени 2 часа в 10 классе для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

Рабочая программа включает региональный компонент (изучение вклада научно-исследовательских учреждений региона, а также ученых-биологов, имя которых связано с Крымом, в развитие биологической науки; знакомство с типичными экосистемами и агросистемами Крыма, проблемами охраны природы, сохранения биоразнообразия и др. на примере Крымского региона), что позволяет формировать чувство патриотизма. Бережного отношения и любви к родному краю и гордости за отечественную науку.


Требования к уровню подготовки выпускников


Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать:

  • знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория

Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • знать фундаментальные понятия биологии;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • уметь пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания), решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном или животном материале;

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

  • владеть языком предмета, грамотно осуществлять поиск новой информации в литературе, Интернет-ресурсах, адекватно оценивать новую информацию, формулировать собственное мнение и вопросы, требующие дальнейшего изучения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


10 КЛАСС

( 33 часа, из них 2 часа резервное время)


ВВЕДЕНИЕ (3 часа)


Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Биологические системы и их свойства. Основные уровни организации живой природы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Вклад отечественных учёных (в том числе крымских ученых) в развитие биологических наук. Научно-исследовательские учреждения Крыма и их значение в решении актуальных проблем биологии.

Демонстрация: таблицы, рисунки, слайды, отражающие значение генетической грамотности, знаний в области социальной экологии, эволюционного учения для каждого человека.

  1. КЛЕТКА (13 часов)


Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.


Химический состав клетки. Роль воды и минеральных веществ в клетке и организме человека. Роль углеводов и липидов в клетке и организме человека. Роль белков в клетке и организме человека. Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). ДНК – носитель наследственной информации.


Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Строение клетки. Общий план строения эукариотической и прокариотической клеток. Основные части и органоиды эукариотической клетки и их функции. Мембрана. Одномембранные органоиды. Двумембранные и немембранные органоиды. Включения.


Особенности строения клеток растений и животных. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.


Демонстрации: Строение молекулы белка, строение молекулы ДНК, строение молекулы РНК, строение клетки, строение клеток прокариот и эукариот, строение вируса, хромосомы, характеристика гена, удвоение молекулы ДНК.

Лабораторная работа

  1. Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах и их сравнение.

Практическая работа

  1. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Обобщение знаний

Химический состав и строение клетки.


II. ОРГАНИЗМ (15 час.)


Организм – единое целое. Многообразие организмов (одноклеточные, колониальные, многоклеточные организмы). Ткани. Органы. Системы органов.


Обмен веществ и энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Энергетический обмен и его этапы. Пластический обмен.


Фотосинтез и его значение. К.А. Тимирязев о космической роли фотосинтеза. Биосинтез белка, его этапы и значение.


Решение элементарных задач по молекулярной биологии (репликация ДНК, транскрипция, трансляция).


Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз и его биологическое значение. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

Мейоз и его биологическое значение. Бесполое размножение и его формы. Половое размножение. Соматические и половые клетки. Гаметогенез. Оплодотворение, его значение. Способы оплодотворение у животных. Искусственное оплодотворение у животных.


Особенности двойного оплодотворения цветковых растений. Искусственное опыление у растений. Онтогенез. Эмбриональный период.

Особенности эмбрионального развития человека. Репродуктивное здоровье. Причины нарушений развития организмов. Влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Постэмбриональный период. Типы развития (прямой, непрямой с полным и неполным превращением). Жизненные циклы у разных групп организмов. Простой и сложный жизненный цикл.

Обобщение знаний:

Обмен веществ и энергии – свойство живых организмов.

Размножение – свойство живых организмов

Резервное время – 2 часа.


Тематическое планирование 10 класс (33 часа, из них 2 ч. резервное время)

п/п

Наименование

темы

Количество

часов

Контрольных работ

Лабораторных работ

Практических работ

1.

Введение

3




2.

  1. Клетка

13

1

1

1

3.

  1. Организм

15

1



4

Резерв

2





Итого:

33

2

1

1















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. БИОЛОГИЯ. 10 КЛАСС (34 часа, из них 2ч. Резервное время)


п/п в курсе

п/п в теме

Название раздела, темы, урока, его содержание

Практиче

ская часть

Ресурсы, оборудование

Планируемые результаты

класс

Дата проведения

Коррекция

План

Факт

Введение (3 часа)

1

1

Объект изучения биологии. Живая природа-объект изучения биологии. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Биологические системы и их свойства. Основные уровни организации живой природы


Учебник §1

«Живая природа: от молекулы до биосферы (электр.

презентации)»

Знать/понимать основные признаки живых систем-уровневую организацию, эволюцию: свойства биологических систем; основные уровни организации живой природы-молекулярный, клеточный, органно-тканевой, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный; методы познания живой природы-наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

Уметь определять уровень организации биологического объекта; объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения: вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и критически её оценивать

10

07.09

07.09


2

2

Современная естественнонаучная картины мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.




14.09

14.09


3

3

Вклад отечественных учёных (в том числе и крымских) в развитие биологических наук. Научно-исследовательские учреждения Крыма и их значение в решении актуальных проблем биологии.





21.09

21.09


I.Клетка (13 часов)

4

1

Клеточная теория. Развитие знаний о клетке. Клеточная теория (Р. Гук, Р. Вихров, К. Бэр, М. Шлейден, и

Т. Шванн). Роль клеточной теории в становлении естественнонаучная картины мира.


§6

Знать/понимать основные положения клеточной теории, вклад отечественных учёных в её развитие; особенности химического состава клеток, роль воды важнейших минеральных и органических веществ в клетке и в организме человека; основные положения клеточной теории, строение клетки, генов и хромосом; вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки, способы заражения ВИЧ.

Уметь объяснять роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучная картины мира; устанавливать связь между свойствами органических веществ – углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот, АТФ и их биологической ролью; сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения; строение клеток растений и животных; описывать меры по профилактике заражения ВИЧ; использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и критически её оценивать; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний.



28.09

28.09


5

2

Химический состав клетки. Роль воды и минеральных веществ в клетке и организме человека.


§2


05.10

05.10


6

3

Углеводы и липиды. Роль углеводов и липидов в клетке и организме человека.


§3


12.10

12.10


7

4

Белки. Роль белков в клетке и организме человека.


§4


19.10

19.10


8

5

Нуклеиновые кислоты, АТФ. Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). ДНК-носитель наследственной информации. Строение и функции АТФ.


§5


26.10

26.10


9

6

Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.


§25-26


09.11

09.11


10

7

Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.


§11


16.11

16.11


11

8

Строение клетки. Общий план строения эукариотической и прокариотической клеток.


§ 16-17


23.11

23.11


12

9

Эукариотическая клетка. Основные части и органоиды эукариотической клетки и их функции (мембрана, одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды, включения).


§8,9,11


28.11

28.11


13

10

Особенности строения клеток растений и животных.

Лабораторная работа №1 Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах и их сравнение

§8,9,11


07.12

07.12


14

11

Практическая работа №1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

Практическая работа №1



14.12

14.12


15

12

Обобщение знаний. Химический состав и строение клетки. Контрольная работа №1

Контрольная работа №1



21.12

21.12


16

13

Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.


§17


11.01

11.01



II. Организм (15 часов + 2 часа резервных)

17

1

Организм – единое целое. Многообразие организмов (одноклеточные, колониальные, многоклеточные организмы). Ткани. Органы. Системы органов.



Знать/понимать сущность биологических процессов обмена веществ, размножения, оплодотворения; биологическую роль митоза и мейоза;

Уметь решать элементарные задачи по молекулярной биологии; сравнивать половое и бесполое размножения и делать выводы на основе сравнения; объяснять влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и критически её оценивать; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики вредных привычек(курение, алкоголизм, наркомания).



18.01

18.01


18

2

Обмен веществ и энергии-свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Энергетический обмен и его этапы.


§10


25.01

25.01


19

3

Пластический обмен. Фотосинтез и его значение.


§10


01.02

01.02


20

4

Биосинтез белка, его этапы и значение.


§26


08.02

08.02


21

5

Решение элементарных задач по молекулярной биологии (репликация ДНК, транскрипция, трансляция).




15.02

15.02


22

6

Семинар «Обмен веществ и энергии-свойство живых организмов»




22.02

22.02


23

7

Размножение-свойство организмов. Деление клетки-основа роста, развития и размножения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз и его биологическое значение.


§12


01.03

01.03


24

8

Мейоз и его биологическое значение


§12



08.03

15.03

праздничный день

25

9

Бесполое размножение и его формы.


§13



15.03.

22.03


26

10

Половое размножение. Соматические и половые клетки. Гаметогенез.


§13-14



22.03

05.04


27

11

Оплодотворение, его значение. Способы оплодотворения у животных. Искусственное оплодотворение у животных.


§14



05.04

12.04


28

12

Оплодотворение у цветковых растений. Особенности двойного оплодотворения цветковых растений. Искусственное оплодотворение у растений.


§14



12.04

19.04


29

13

Онтогенез. Эмбриональный период.


§15



19.04

26.04


30

14

Особенности эмбрионального развития человека. Репродуктивное здоровье. Причины нарушений развития организма. Влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.


§15



26.04

05.05


31

15

Постэмбриональный период. Типы развития (прямой, непрямой с полным и неполным превращением). Жизненные циклы у разных групп организмов. Простой и сложный жизненный циклы.


§15



05.05

12.05


32

16

Обобщение знаний. Итоговая контрольная работа.

Итоговая контрольная работа.




12.05

17.05


33

17

Резервное время. Размножение – свойство живых организмов.





17.05

24.05


34


Резервное время. Урок рефлексии и коррекции знаний.





24.05





8