СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 5 класса с тематическим планированием.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 5 класса»


Багаевский район, хутор Ёлкин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ёлкинская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»

Директор МБОУ Ёлкинской СОШ

Приказ от 01 сентября №7_________

__________________(Крамаренко Е.Г.)






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии для 5-х классов

«Биология: Бактерии. Грибы. Растения»


на 2017 – 2018 учебный год

(35 часов, один раз в неделю)

Авторы УМК: В. В. Пасечник и др.

Основное общее образование



Учебник – Автор: Пасечник В.В.

Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений /

Под ред. проф. Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2014 – 144 с.: ил.

Учитель Ступникова В.В.


РАЗДЕЛ 1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Ценностные ориентиры учебного курса:

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В 5 классе обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Обучающиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Обучающиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать

наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.


Личностные результаты:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметные результаты


п/п

Название раздела

Кол-во часов

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1

Введение

6

умение организовать вы­полнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.



умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

2

Клеточное строение организмов

11

умение организовать выполнение заданий учителя. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.


овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.


умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

3

Царство Бактерии. Царство Грибы

7

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.


умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал.


умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

4

Царство Растения

11

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.


умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, пре­образовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.


умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).






Предметные результаты:


п/п

Название раздела

Кол-во часов

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

Введение

6

. - различать многообразие живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- определять экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правилам работы с микроскопом;

- техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.


-распознавать науки, изучающие живую природу; отличать среды обитания от местообитания; определять причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;


2

Клеточное строение организмов

11

- работать с лупой и микроскопом;

- определять строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.


-готовить доклады и сообщения: о истории открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки;

- клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

- макро- и микроэлементы,

- космическую роль зеленых растений


3

Царство Бактерии. Царство Грибы

7

-различать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

-определять разнообразие и распространение бактерий и грибов;

-определять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.


- определять значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;


4

Царство Растения

11

определять: основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.


-различать половое и бесполое размножение водорослей,

жизненные циклы мхов и папоротников,


-определять редкие и охраняемые растения Ростовской области










2.

Содержание учебного предмета


Содержание обучения:

1.Введение. Многообразии живой природы;

царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

экологические факторы;

основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

правила работы с микроскопом;

правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии

2. Клеточное строение организмов. Устройство лупы и микроскопа;

строение клетки;

химический состав клетки;

основные процессы жизнедеятельности клетки;

характерные признаки различных растительных тканей

3. Царство Бактерии. Царство Грибы. Строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

разнообразие и распространение бактерий и грибов;

роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

4. Царство Растения. Основные методы изучения растений;

основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

роль растений в биосфере и жизни человека;

происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

№ п/п

Раздел

Кол-во час

Практ. работы

Лаборат. работы

Экскурсии

1

Введение

6

Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»



.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

2

Клеточное строение организмов

11


Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы»

Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, шиповника»

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».


3

Царство Бактерии. Царство Грибы

7

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.


Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».



4

Царство Растения

11


Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей»

Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах)»

Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща»

Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника»

Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Л.р.№13 «Строение цветкового растения»



Место предмета в учебном плане:


Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов из расчета 1 ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году( 23.02.2018, 08.03.2018г., 01.05. 2018 г.,09.05.2018 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по биологии в 2017-2018 уч.году в 5 классе будет реализована в объёме 35 часа

РАЗДЕЛ 3.

Тематическое планирование



Календарно-тематическое планирование по биологии

(1 час в неделю, всего 35 часа)




Дата по плану

Дата факт.

Тема урока

К-во

часов




Тема 1. " Введение "


6

1

04.09


. Биология — наука о живой природе

Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

1

2

11.09


. Методы исследования в биологии

1

3

18.09


Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

1

4

25.09


Среды обитания живых организмов.

1

5

02.10


. Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

6

09.10


Обобщающий урок

Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

1




Тема 2. " Клеточное строение организмов "


11

7

16.10


Устройство увеличительных приборов

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»


8

23.10


Строение клетки

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы»

1

9

30.10


Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.»

1

10

13.11


Пластиды

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, шиповника.»

1

11

20.11


Химический состав клетки: неорганические и органические вещества


1

12

27.11


Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1

13

04.12


Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

1

14

11.12


Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

1

15

18.12


Деление клетки

1

16

25.12


Понятие «ткань»

Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.».

1

17

15.01


. Обобщающий урок: «Клеточное строение организмов»

1




Тема 3. " Царство Бактерии. Царство Грибы "


7

18

22.01


Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.


1

19

29.01


Роль бактерий в природе и жизни человека

1

20

05.02


Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

1

21

12.02


Шляпочные грибы.

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

1

22

19.02


Плесневые грибы и дрожжи

Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.».


1

23

26.02


. Грибы-паразиты

1

24

05.03


Обобщающий урок" Царство Бактерии. Царство Грибы "


1




Тема 4. " Царство Растения "


10

25

12.03


. Ботаника — наука о растениях

1

26

19.03


Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей»

1

27

26.03


. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей


1

28

09.04


Лишайники


1

29

16.04


Мхи

Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах).»

1

30

23.04


Голосеменные растения

Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»


1

31

30.04


. Покрытосеменные растения

Л.р.№13 «Строение цветкового растения»


1

32

07.05


Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира


1

33

14.05


Обобщающий урок" Царство Растения "


1

34

21.05


Многообразие растений

1

35

28.05


Летние задания

1




























СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________

Мыскина Л.А.

« 31» августа 2017___года

Протокол заседания

методического объединения

учителей естественного цикла

МБОУ Ёлкинской СОШ

От 30 августа2017года №1____

__________________Ступникова В.В.