Багаевский район, хутор Ёлкин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ёлкинская средняя общеобразовательная школа
| «Утверждаю» Директор МБОУ Ёлкинской СОШ Приказ от 01 сентября №7_________ __________________(Крамаренко Е.Г.) | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 5-х классов
«Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
на 2017 – 2018 учебный год
(35 часов, один раз в неделю)
Авторы УМК: В. В. Пасечник и др.
Основное общее образование
Учебник – Автор: Пасечник В.В.
Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений /
Под ред. проф. Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2014 – 144 с.: ил.
Учитель Ступникова В.В.
РАЗДЕЛ 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ценностные ориентиры учебного курса:
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 5 классе обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Обучающиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Обучающиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать
наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Личностные результаты:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные |
1 | Введение | 6 | умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное | умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах |
2 | Клеточное строение организмов | 11 | умение организовать выполнение заданий учителя. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. | умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах |
3 | Царство Бактерии. Царство Грибы | 7 | умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. | умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками |
4 | Царство Растения | 11 | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. | умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). |
Предметные результаты:
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | Введение | 6 | . - различать многообразие живой природы; - царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; - основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; - определять экологические факторы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; - правилам работы с микроскопом; - техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. | -распознавать науки, изучающие живую природу; отличать среды обитания от местообитания; определять причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания; |
2 | Клеточное строение организмов | 11 | - работать с лупой и микроскопом; - определять строение клетки; - химический состав клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; - характерные признаки различных растительных тканей. | -готовить доклады и сообщения: о истории открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки; - клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки; - макро- и микроэлементы, - космическую роль зеленых растений |
3 | Царство Бактерии. Царство Грибы | 7 | -различать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; -определять разнообразие и распространение бактерий и грибов; -определять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. | - определять значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий; |
4 | Царство Растения | 11 | определять: основные методы изучения растений; - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; - особенности строения и жизнедеятельности лишайников; - роль растений в биосфере и жизни человека; - происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. | -различать половое и бесполое размножение водорослей, жизненные циклы мхов и папоротников, -определять редкие и охраняемые растения Ростовской области |
2.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения:
1.Введение. Многообразии живой природы;
царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
экологические факторы;
основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
правила работы с микроскопом;
правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии
2. Клеточное строение организмов. Устройство лупы и микроскопа;
строение клетки;
химический состав клетки;
основные процессы жизнедеятельности клетки;
характерные признаки различных растительных тканей
3. Царство Бактерии. Царство Грибы. Строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
разнообразие и распространение бактерий и грибов;
роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
4. Царство Растения. Основные методы изучения растений;
основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
роль растений в биосфере и жизни человека;
происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
№ п/п | Раздел | Кол-во час | Практ. работы | Лаборат. работы | Экскурсии |
1 | Введение | 6 | Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | | .№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» |
2 | Клеточное строение организмов | 11 | | Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы» Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, шиповника» Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». | |
3 | Царство Бактерии. Царство Грибы | 7 | П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. | Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей». | |
4 | Царство Растения | 11 | | Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей» Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах)» Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща» Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника» Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» Л.р.№13 «Строение цветкового растения» | |
Место предмета в учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов из расчета 1 ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году( 23.02.2018, 08.03.2018г., 01.05. 2018 г.,09.05.2018 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по биологии в 2017-2018 уч.году в 5 классе будет реализована в объёме 35 часа
РАЗДЕЛ 3.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по биологии
(1 час в неделю, всего 35 часа)
№ | Дата по плану | Дата факт. | Тема урока | К-во часов |
| | | Тема 1. " Введение " | 6 |
1 | 04.09 | | . Биология — наука о живой природе Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | 1 |
2 | 11.09 | | . Методы исследования в биологии | 1 |
3 | 18.09 | | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | 1 |
4 | 25.09 | | Среды обитания живых организмов. | 1 |
5 | 02.10 | | . Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 |
6 | 09.10 | | Обобщающий урок Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» | 1 |
| | | Тема 2. " Клеточное строение организмов " | 11 |
7 | 16.10 | | Устройство увеличительных приборов Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.» | |
8 | 23.10 | | Строение клетки Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы» | 1 |
9 | 30.10 | | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.» | 1 |
10 | 13.11 | | Пластиды Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, шиповника.» | 1 |
11 | 20.11 | | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 |
12 | 27.11 | | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 |
13 | 04.12 | | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | 1 |
14 | 11.12 | | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | 1 |
15 | 18.12 | | Деление клетки | 1 |
16 | 25.12 | | Понятие «ткань» Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.». | 1 |
17 | 15.01 | | . Обобщающий урок: «Клеточное строение организмов» | 1 |
| | | Тема 3. " Царство Бактерии. Царство Грибы " | 7 |
18 | 22.01 | | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | 1 |
19 | 29.01 | | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 |
20 | 05.02 | | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека | 1 |
21 | 12.02 | | Шляпочные грибы. П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. | 1 |
22 | 19.02 | | Плесневые грибы и дрожжи Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.». | 1 |
23 | 26.02 | | . Грибы-паразиты | 1 |
24 | 05.03 | | Обобщающий урок" Царство Бактерии. Царство Грибы " | 1 |
| | | Тема 4. " Царство Растения " | 10 |
25 | 12.03 | | . Ботаника — наука о растениях | 1 |
26 | 19.03 | | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей» | 1 |
27 | 26.03 | | . Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | 1 |
28 | 09.04 | | Лишайники | 1 |
29 | 16.04 | | Мхи Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах).» | 1 |
30 | 23.04 | | Голосеменные растения Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | 1 |
31 | 30.04 | | . Покрытосеменные растения Л.р.№13 «Строение цветкового растения» | 1 |
32 | 07.05 | | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 |
33 | 14.05 | | Обобщающий урок" Царство Растения " | 1 |
34 | 21.05 | | Многообразие растений | 1 |
35 | 28.05 | | Летние задания | 1 |
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________
Мыскина Л.А.
« 31» августа 2017___года
Протокол заседания
методического объединения
учителей естественного цикла
МБОУ Ёлкинской СОШ
От 30 августа2017года №1____
__________________Ступникова В.В.