Багаевский район, хутор Ёлкин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ёлкинская средняя общеобразовательная школа
| «Утверждаю» Директор МБОУ Ёлкинской СОШ Приказ от 01 сентября №7_________ __________________(Крамаренко Е.Г.) | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 6-х классов «Биология: Многообразие покрытосеменных растений»
на 2017 – 2018 учебный год
(69 часов, 2 часа в неделю)
Авторы УМК: В. В. Пасечник и др.
Основное общее образование
Учебник – Автор: Пасечник В.В.
Биология. Многообразие покрытосеменных растений: 6 класса: учебник / Под ред. проф. Пасечника В.В. –М.: Дрофа, 2014 –
Рабочая тетрадь – Автор: Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2014 г.
Учитель Ступникова В.В.
РАЗДЕЛ 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 6 классе обучающиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Обучающиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать
наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Личностные результаты:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметные результаты
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные |
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 26 | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели . | умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное,анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах |
2 | Жизнь растений | 20 | умение организовать выполнение заданий учителя. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками |
3 | Классификация растений | 12 | умение организовать выполнение заданий учителя. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). | умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками |
4 | Природные сообщества | 10 | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта) | умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. | умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). |
Предметные результаты:
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 26 | -различать внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; - распознавать видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений. - различать и описывать органы цветковых растений; - объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; - определять органы растений в ходе лабораторных работ. -объяснять особенности теплолюбивых и холодостойких растений, -определять особенности строения клеток различных зон корня | - обосновывать основные агротехнические приемы; - объяснять взаимосвязь строения органов растений с выполняемыми функциями. |
2 | Жизнь растений | 20 | -выявлять основные процессы жизнедеятельности растений; - особенности минерального и воздушного питания растений; - виды размножения растений и их значение. - характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; - объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; - устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; - показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе; - объяснять роль различных видов размножения у растений; - определять всхожесть семян растений. - приспособленность растений к разным способам опыления, - искусственное опыление, | - объяснять роль составных частей почвы в жизни растения, - обосновывать необходимость охраны почв, - обосновывать приспособленность растений к фотосинтезу, - обосновывать необходимость озеленения населенных пунктов и защиты воздуха от загрязнений, - определять по внешнему виду растений – способ опыления |
3 | Классификация растений | 12 | -выделять основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; -объяснять характерные признаки однодольных и двудольных растений; -определять признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; -распределять важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. — делать морфологическую характеристику растений; - выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; | различать лекарственные и ядовитые растения - работать с определительными карточками. покрытосеменные – господствующая группа растений, редкие и охраняемые растения Ростовской области |
4 | Природные сообщества | 10 | -определять взаимосвязь растений с другими организмами; - растительные сообщества и их типы; - закономерности развития и смены растительных сообществ; - результаты влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека. — устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; — определять растительные сообщества и их типы; — объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; — проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. | -различать основные звенья цепи питания: продуценты, консументы, редуценты - объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ |
РАЗДЕЛ 2.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения:
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (26 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Раздел 2. Жизнь растений (20 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Раздел 3. Классификация растений (12часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Раздел 4. Природные сообщества (10 часов)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
№ п/п | раздел | Кол-во час | Лабораторные работы | экскурсии |
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 26 | 13 Л.р.№1 « Строение семян двудольных растений». Л.р.№2 «Строение зерновки пшеницы». Л.р.№3 « Стержневая и мочковатая корневые системы». Л.р.№4 «Корневой чехлик и корневые волоски». Л.р.№5 «Строение почек. Расположение почек на стебле». Л.р.№6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». Л.р.№7 «Клеточное строение кожицы листа». Л.р.№8 «Внутреннее строение стебля» Л.р.№9, 10 «Видоизмененные побеги (клубень, луковица)». Л.р.№11 «Строение цветка». Л.р.№12 «Различные виды соцветий». Л.р.№13 «Классификация плодов». | 1 Экскурсия « Многообразие покрытосеменных растений» |
2 | Жизнь растений | 20 | 3 Л.р.№14 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». Л.р.№15 «Определение всхожести семян растений и их посев» (дома). Л.р.№16 «Вегетативное размножение комнатных растений» (дома). | |
3 | Классификация растений | 12 | | |
4 | Природные сообщества | 10 | | 1 Экскурсия «Растительные сообщества» |
Место предмета в учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение биологии в 6 классе отводится 70 часов из расчета 2 ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году( 23.02.2018, 08.03.2018г., 01.05. 2018 г.,09.05.2018 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по биологии в 2017-2018 уч.году в 6 классе будет реализована в объёме 68 часов
РАЗДЕЛ 3.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по биологии
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ | Дата по плану 6А 6Б | Дата факт. 6А 6Б | Тема урока | К-во часов |
| | | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 26 |
1 | 05.09 06.09 | | Введение. Ботаника-наука о растениях | 1 |
2 | 06.09 07.09 | | Экскурсия « Многообразие покрытосеменных растений» | 1 |
3 | 12.09 13.09 | | Строение семян двудольных растений. Л.р.№1 « Строение семян двудольных растений». | 1 |
4 | 13.09 14.09 | | Строение семян однодольных растений. Л.р.№2 «Строение зерновки пшеницы». | 1 |
5 6 | 19.09 20.09 20.09 21.09 | | Виды корней. Типы корневых систем. Л.р.№3 « Стержневая и мочковатая корневые системы». | 1 1 |
7 | 26.09 27.09 | | Зоны (участки) корня. Л.р.№4 «Корневой чехлик и корневые волоски». | 1 |
8 | 27.09 28.09 | | Условия произрастания и видоизменения корней. | 1 |
9 | 03.10 04.10 | | Обобщающий урок по теме « Корень» | 1 |
10 11 | 04.10 05.10 10.10 11.10 | | Побег. Почки и их строение. Л.р.№5 «Строение почек. Расположение почек на стебле». Рост и развитие побега. | 1 1 |
12 | 11.10 12.10 | | Внешнее строение листа. Л.р.№6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». | 1 |
13 14 15 | 17.10 18.10 18.10 19.10 24.10 25.10 | | Клеточное строение листа. Л.р.№7 «Клеточное строение кожицы листа». Клеточное строение мякоти листа Видоизменения листьев. | 1 1 1 |
16 | 25.10 26.10 | | Обобщающий урок по теме «Лист» | 1 |
17 18 | 31.10 01.11 01.11 02.11 | | Многообразие стеблей Строение стебля. Л.р.№8 «Внутреннее строение стебля» . | 1 1 |
19 | 14.11 15.11 | | Видоизменения побегов. Л.р.№9, 10 «Видоизмененные побеги (клубень, луковица)». | 1 |
20 | 15.11 16.11 | | Обобщающий урок по теме «Стебель» | 1 |
21 22 | 21.11 22.11 22.11 23.11 | | Цветок и его строение. Л.р.№11 «Строение цветка». Цветок и его строение. | 1 1 |
23 | 28.11 29.11 | | Соцветия. Л.р.№12 «Различные виды соцветий». | 1 |
24 | 29.11 30.11 | | Плоды и их классификация. Л.р.№13 «Классификация плодов». | 1 |
25 | 05.12 06.12 | | Распространение плодов и семян. | 1 |
26 | 06.12 07.12 | | Обобщающий урок по теме «Цветок и плод» | 1 |
| | | Жизнь растений | 20 |
27 28 | 12.12 13.12 13.12 14.12 | | Минеральное питание растений. Управление минеральным питанием | 1 1 |
29 30 | 19.12 20.12 20.12 21.12 | | Фотосинтез. Образование органических веществ Фотосинтез. Образование кислорода. | 1 1 |
31 32 | 26.12 27.12 27.12 28.12 | | Дыхание растений. Сравнение дыхания и фотосинтеза | 1 1 |
33 | 09.01 10.01 | | Испарение воды. Листопад. | 1 |
34 35 | 10.01 11.01 16.01 17.01 | | Передвижение воды в растении. Л.р.№14 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». Передвижение питательных веществ в растении. | 1 1 |
36 | 17.01 18.01 | | Прорастание семян. Л.р.№15 «Определение всхожести семян растений и их посев» (дома) | 1 |
37 | 23.01 24.01 | | Обобщающий урок по теме «Жизнь растений» | 1 |
38 | 24.01 25.01 | | Способы размножения растений. | 1 |
39 40 | 30.01 31.01 31.01 01.02 | | Размножение споровых растений ( водорослей и мхов). Размножение споровых растений (папоротников). | 1 1 |
41 | 06.02 07.02 | | Размножение голосеменных растений. | 1 |
42 43 | 07.02 08.02 13.02 14.02 | | Опыление. Половое размножение покрытосеменных растений. | 1 1 |
44 45 | 14.02 15.02 20.02 21.02 | | Бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Размножение прививкой Л.р.№16 «Вегетативное размножение комнатных растений» (дома). | 1 1 |
46 | 21.02 22.02 | | Обобщающий урок по теме « Размножение растений» | 1 |
| | | Классификация растений | 12 |
47 | 27.02 28.02 | | Основы систематики растений. | 1 |
48 49 50 | 28.02 01.03 06.03 07.03 07.03 14.03 | | Класс Двудольные растения. Семейство Крестоцветные Семейство Розоцветные. | 1 1 1 |
51 52 | 13.03 15.03 14.03 21.03 | | Семейство Пасленовые Семейство Бобовые. | 1 1 |
53 | 20.03 22.03 | | Семейство Сложноцветные | 1 |
54 55 | 21.03 11.04 10.04 12.04 | | Класс Однодольные растения. Семейство Лилейные. Семейство злаки | 1 1 |
56 57 | 11.04 18.04 17.04 19.04 | | Важнейшие сельскохозяйственные растения класса двудольных. Важнейшие сельскохозяйственные растения класса однодольных. | 1 1 |
58 | 18.04 25.04 | | Обобщающий урок по теме «Систематика растений» | |
| | | Природные сообщества | 11 |
59 60 | 24.04 26.04 25.04 02.05 | | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. | 1 1 |
61 | 02.05 03.05 | | Развитие и смена растительных сообществ. | 1 |
62 63 64 65 66 67 68 | 08.05 10.05 15.05 16.05 16.05 17.05 22.05 23.05 23.05 24.05 29.05 30.05 30.05 31.05 | | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества. Охрана растений Заказники и заповедники. Экскурсия «Растительные сообщества» Обобщающий урок по теме «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества Повторение. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе | 1 1 1 1 1 1 1 |
С
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________
Мыскина Л.А.
« 31» августа 2017___года
ОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей естественного цикла
МБОУ Ёлкинской СОШ
от 30 августа2017__года №1____
__________________
Ступникова В.В.