МОУ СОШ пгт Свеча Кировской области
Утверждаю
директор школы
Шабанов С.А.
_______________
Рабочая программа
по биологии для 6 класса
Учитель: Степук А.Ф., I категория
Составлена на основе
программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2001 г.) и регионального стандарта основного общего образования по биологическому краеведению.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа составлена:
И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для
общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2001 г.,
рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю)
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология: растения,
бактерии, грибы, лишайники" /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2002 г./
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, а так же о растительном мире Кировской обл.;
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе, любви к своему родному краю;
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «РАСТЕНИЯ (с основами биологического краеведения)»
(6 класс)
Обучения:
Привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний.
Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов Кировской обл. в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков;
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсий;
- продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года).
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы. Особое внимание обратить на развитие у шестиклассников
- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;
- эстетических эмоций;
- положительного отношения к учёбе;
- умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках компьютерных технологий, красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей. Особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы, КСО.
Программа раздела "РАСТЕНИЯ (с основами биологического краеведения)"
Содержание учебной программы:
Тема 1. "Введение" - 1 часа.
Биология - наука о живой природе. Значение растений в жизни человека.
Тема 2. "Общее знакомство с растениями" - 7 часов.
Мир растений. Разнообразие растений. Растение - организм. Условия жизни растений: факторы и среды.
В соответствии со cтандартом биологического образования:
учащиеся должны знать
на базовом уровне что изучают биология и ботаника органы растения (корень и побег, части побега) разнообразие растений по продол-жительности жизни и жизненным формам признаки живых организмов факторы живой и неживой приро-ды и связанные с деятельностью человека | на повышенном уровне |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне | на повышенном уровне сравнивать различные жизненные формы обосновывать значение растений в жизни человека и необходимость их охраны устанавливать взаимосвязи между строением растений и факторами среды обитания |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне биология (стр.3) ботаника (стр.4) однолетние (стр.7) многолетние (стр.7) двулетние (стр.7) жизненные формы (стр.8) деревья (стр.8) кустарники (стр.8) травы (стр.8) орган (стр.10) корень (стр.11) побег (стр.11) спора (стр.14) семя (стр.12) среда обитания (стр.22) факторы среды (стр.18) | на повышенном уровне флора (стр.3) низшие растения (стр.10) высшие растения стр.10) вегетативные органы (стр.11) генеративные органы (стр.12) абиотические факторы (стр.19) биотические факторы (стр.19) антропогенный (стр.20) |
Тема 3. "Вещества растений. Клеточное строение растений" - 4 часа
Вещества, из которых состоят растения. Увеличительные приборы. Растительная клетка: строение и жизнедеятельность.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне увеличительные приборы: строение лупы и микроскопа строение клетки жизнедеятельность клетки правила работы с микроскопом последовательность приготовления микропрепарата | на повышенном уровне |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне пользоваться лупой и микроскопом готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом распознавать на микропрепаратах и таблицах части клеток | на повышенном уровне |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне | на повышенном уровне цитология пигмент хромосомы (стр.29) лейкопласты (стр.28) хлоропласты хромопласты (стр.28) поры (стр.28) органоиды |
Тема 4. "Органы цветкового растения" - 16 часов
1. Корень: внешнее и внутреннее строение. Значение корней, их разнообразие (на примере растений Кировской обл.).
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне | на повышенном уровне особенности строения клеток раз-личных зон корни дыхательные и воздушные, корни-подпорки, корни-прищепки |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне | на повышенном уровне |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне корень (стр.49) главный корень (стр. 49) боковые корни (стр.50) придаточные (стр.50) корневая система (стр.49) стержневая корневая система (стр.50) мочковатая корневая система (стр.50) зоны корня (стр.53) корневые волоски (стр.53) восходящий ток (стр.55) нисходящий ток (стр.54) корнеплоды (стр.56) корневые шишки (стр.56) | на повышенном уровне |
2. Побег: строение и значение побега. Почки. Лист: внешнее и внутреннее строение. Функции листа в жизни растения. Стебель: внешнее и внутреннее строение. Многообразие стеблей (на примере растений Кировской обл.).
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне побег части побега почки вегетативные и генеративные почки верхушечные и боковые лист – боковая часть побега внешнее строение листа: листовая пластинка и черешок листья простые и сложные жилкование листьев листорасположение внутреннее строение листа: кожица, устьице, мякоть, жилка видоизменения листьев: усики, ко-лючки стебель – осевая часть побега функции стебля многообразие стеблей строение стебля: кора, камбий, дре-весина, сердцевина, их функции видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их хозяйственное значение | на повышенном уровне почка – зачаточный побег части листа: прилистники, влага-лище разнообразие простых и сложных листьев край листовой пластинки кутикула и восковой налет строение жилки: волокна, сосуды, ситовидные трубки, их функции отложение запасных питательных веществ в стебле особенности строения видоизме-ненных побегов |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне узнавать на рисунках части побега, почки называть и показывать части листа определять тип листорасположения и жилкование отличать простые и сложные листья узнавать на рисунках и схемах части стебля | на повышенном уровне сравнивать вегетативные и генера-тивные почки распознавать по внешнему виду почки различных растений доказывать, что почка – зачаточ-ный побег сравнивать листья различных рас-тений связывать особенности строения листа со средой обитания объяснять взаимосвязь строения листа с выполняемыми функциями объяснять взаимосвязь строения и функций клеток стебля |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне побег (стр.59) лист (стр.59) почки (стр.59) верхушечные почки (стр.60) узел (стр.60) междоузлие (стр.60) почечные чешуи (стр.61) ветвление (стр.63) крона (стр.63) простой лист (стр.65) сложный лист (стр.65) очередное листорасположение (стр.65) супротивное (стр.65) мутовчатое (стр.65) параллельное жилкование (стр.65) дуговое (стр.65) сетчатое (стр.65) кожица (стр.66) жилка (стр.68) столбчатая ткань (стр.67) губчатая ткань (стр.67) листопад (стр.70) усики (стр.70) колючки (стр.70) стебель (стр.59) удлиненный стебель (стр.73) укороченный стебель (стр.73) кора (стр.74) камбий (стр.74) древесина (стр.74) сердцевина (стр.74) годичное кольцо (стр.74) сосуды (стр.75) ситовидные трубки волокна (стр.75) корневище (стр.81) клубень (стр.81) луковица (стр.81) | на повышенном уровне почки: пазушные, спящие, вегета-тивные, генеративные (стр.60) конус нарастания (стр.60) листовой рубец (стр.60) листовая мозаика (стр.60) влагалище листа (стр.65) кущение (стр.63) прищипка (стр.63) пасынкование (стр.63) пневая поросль (стр.64) ксилема (стр.68) флоэма (стр.68) световые и теневые листья (стр.68) растения – хищники (стр.71) чечевички (стр.74) пробка (стр.74) луб (стр.74) трахеиды (стр.75) суккуленты (стр.78) эфемероиды (стр.83) клубнелуковицы (стр.83) |
3. Цветок. Соцветия. Плоды. Семена: строение, условия прорастания. Значение для растения (на примере растений Кировской обл.).
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне строение цветка соцветия, их биологическая роль типы плодов значение плодов распространение плодов и семян значение семян в жизни растения строение семян однодольных и дву-дольных растений условия прорастания семян агротехника посева семян | на повышенном уровне цветок – видоизмененный побег околоцветник двойной и простой цветки однополые и обоеполые растения однодомные и двудомные соцветия простые и сложные разнообразие семян по особеннос-тям строения особенности теплолюбивых и холо-достойких растений сроки хранения основных семян |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне узнавать и называть основные части цветка узнавать на наглядном материале виды соцветий определять типы плодов распознавать на рисунках и схемах составные части семян распознавать по внешнему виду се-мена основных сельскохозяйствен-ных культур | на повышенном уровне |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне цветоножка (стр.85) цветоложе (стр.85) чашечка (стр.85) венчик (стр.85) тычинка (стр.85) пестик (стр.85) кисть (стр.87) корзинка (стр.87) колос (стр.87) сухие плоды (стр.93) сочные плоды (стр.93) односемянные плоды (стр.93) многосемянные плоды (стр.93) ягода (стр.93) коробочка (стр.93) боб (стр.93) стручок (стр.93) костянка (стр.93) зерновка (стр.93) семянка (стр.93) яблоко (стр.93) семя (стр.38) зародыш (стр.39) семенная кожура (стр.38) стебелек (стр.38) корешок (стр.38) почечка (стр.38) семядоли (стр.38) однодольные растения (стр.40) двудольные растения (стр.40) эндосперм (стр.39) | на повышенном уровне простой околоцветник (стр.85) двойной околоцветник (стр.85) рыльце (стр.85) столбик (стр.85) завязь (стр.85) пыльник (стр.85) тычиночная нить (стр.85) обоеполые цветки (стр.86) однополые цветки (стр.86) однодомные растения (стр.86) двудомные растения (стр.86) зонтик (стр.87) щиток (стр.87) головка (стр.87) початок (стр.87) простые соцветия (стр.87) сложные соцветия (стр.87) вскрывающиеся плоды (стр.93) невскрывающиеся плоды (стр.93) околоплодник (стр.92) микропиле (стр.38) всхожесть (стр.43) агротехника (стр.44) |
Тема 5. "Основные процессы жизнедеятельности растений" - 8 часов.
Питание растений: корневое и воздушное. Дыхание растений. Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений Кировской обл. по отношению к воде. Размножение растений: семенное (цветение и опыление, оплодотворение у растений) и вегетативное. Рост и развитие растительного организма.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне корневое питание корневое давление удобрения, их значение и основные виды воздушное питание (фотосинтез) испарение, его значение для орга-низма дыхание растений размножение и его значение способы вегетативного размножения: черенками отводками усами видоизмененными побегами опыление: перекрестное (ветром), самоопыление оплодотворение образование плодов и семян рост растений в длину и в толщину развитие растений | на повышенном уровне макро- и микроэлементы космическую роль зеленых растений значение воды в жизни растений этапы водообмена половое и бесполое размножение вегетативное размножение отпрыс-ками и прививкой приспособленность растений к раз-ным способам опыления искусственное опыление ветвление, формирование кроны образование годичных колец периоды индивидуального разви-тия растений зависимость роста и развития от условий окружающей среды |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне различать основные виды удобрений применять знания на практике (полив, подкормка, рыхление) наблюдать результаты опытов, до-казывающих фотосинтез, дыхание и испарение воды размножать комнатные растения черенками проводить опыты, доказывающие рост корня определять возраст дерева по спилу | на повышенном уровне объяснять роль составных частей почвы в жизни растения обосновывать необходимость охра-ны почв объяснять результаты опытов обосновать приспособленность рас-тений к фотосинтезу обосновывать необходимость озеле-нения населенных пунктов и защиты воздуха от загрязнений сравнивать фотосинтез и дыхание определять по внешнему виду рас-тений – способ опыления ставить опыты с целью выявления прищепки на рост побега объяснять рост побега |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне почва (стр.97) корневое давление (стр.97) удобрения органические (стр.98) минеральные (стр.98) фотосинтез (стр.98) дыхание (стр.106) водообмен (стр.109) вегетативное размножение (стр.119) черенок (стр.119) семенное размножение (стр.113) оплодотворение (стр.115) яйцеклетка (стр.115) спермий (стр.115) центральная клетка (стр.115) зигота (стр.114) рост (стр.126) развитие (стр.126) периодичность (стр.128) | на повышенном уровне |
Тема 6. "Многообразие растений" - 14 часов
Понятие по систематике растений. Водоросли: особенности строения и жизнедеятельности, их значение. Мохообразные. Папоротникообразные. Голосеменные. Покрытосеменные: класс Двудольные, класс Однодольные. (Весь материал дается на примере растений Кировской обл.).
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне систематические категории строение, жизнедеятельность и зна-чение: - водорослей мохообразных папоротникообразных голосеменных покрытосеменных многообразие покрытосеменных: | на повышенном уровне половое и бесполое размножение водорослей жизненные циклы мхов и папо-ротников древовидные папоротники жизненных цикл сосны покрытосеменные – господствую-щая группа растений редкие и охраняемые растения Тверской области |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне распознавать представителей разных отделов определять растения по определительным карточкам распознавать представителей разных семейств | на повышенном уровне уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши выявлять приспособления у растений к среде обитания различать лекарственные и ядовитые растения |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне | на повышенном уровне |
Тема 7. "Развитие растительного мира" - 2 часа
Понятие об эволюции. Эволюция высших растений. Многообразие и происхождение культурных растений Кировской обл.
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне многообразие и происхождение растений доказательства исторического развития растений этапы развития растительного мира влияние человека на растительный мир важнейшие сельскохозяйственные растения: зерновые, овощные, плодово-ягодные биологические основы их выращивания | на повышенном уровне усложнение растений в процессе исторического развития причины господства покрытосеменных растений происхождение культурных растений понятие сорта достижения науки в выведении новых сортов основные районированные сорта |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне выделять общие признаки растений, свидетельствующие о единстве растительного мира применять знания по биологии для выращивания культурных растений | на повышенном уровне |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне | на повышенном уровне палеоботаника (стр.171) псилофиты (стр.172) селекция (стр.176) сорт (стр.176) отбор (стр.176) |
Тема 8. "Бактерии. Грибы. Лишайники." - 7 часов
Бактерии: строение, разнообразие и значение. Общая характеристика, многообразие и значение грибов Кировской обл.. Лишайники Кировской обл..
В соответствии со cтандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне | на повышенном уровне значение бактерий в процессах брожения деятельность серо- и железобактерий жизнедеятельность грибов-хищников |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне распознавать бактерии разных форм на рисунках распознавать пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы, ядовитые и съедобные на муляжах и рисунках сравнивать плесневые грибы узнавать грибы-паразиты на рисунках | на повышенном уровне выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными узнавать разные формы лишайников |
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне | на повышенном уровне |
Тема 9. "Природные сообщества и охрана природы Кировской обл." - 10 часов
Природные сообщества Кировской обл. Леса Кировской обл. Лес- природное сообщество. Луг – природное сообщество. Структура и флора природных сообществ. Приспособленность и взаимосвязи организмов в природном сообществе. Влияние деятельности человека на природу Кировской области.
Учебно-методическое обеспечение:
литература для учащихся:
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
"Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" (М., "Вентана-Граф", 2001г.)
Рабочая тетрадь по биологии: растения, бактерии, грибы, лишайники
(в двух частях). Пономарева И.Н. и др. - М., изд. центр "Вентана-Граф", 2001 г.
"Книга для чтения по ботанике"
(сост. Д.И. Трайтак") М., "Просвещение", 1985 г.
литература для учителя:
Падалко Н.В. и др.
"Методика обучения ботанике" (М., "Просвещение", 1982г.)
Калинова Г.С., Мягкова А.Н.
"Методика обучения биологии: 6-7" (М., "Прос-вещение", 1989 г.)
Беркинблит М.Б., Чуб В.В.
"Биология - 6 кл." (экспериментальный учебник) М., изд. "Вентана-Граф", 1993 г.
Малеева Н.В., Чуб В.В
. "Биология: флора - 7 кл." (экспериментальный учебник) М., изд. дом "Дрофа", 1997 г.
Генкель П.А.
"Физиология растений", М., "Просвещение", 1985 г.
Медников Б.М.
"Биология: формы и уровни жизни", М., "Просвещение", 1997г.
Розенштейн А.М
"Самостоятельные работы учащихся по биологии: растения", М.,
«Просвещение», 1988г.
Бинас А.В., Маш Р.Д. и др.
"Биологический эксперимент в школе" (М., "Просвещение", 1990 г.)
Петров В.В
"Растительный мир нашей родины" (М., "Просвещение", 1991 г.)
Демьяненков Е.Н.
"Биология в вопросах и ответах" (М., "Просвещение", 1996г.)
Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.
"Занимательная ботаника" (М., "АСТ-Пресс", 1999 г.)
Боброва Н.Г
"Эта увлекательная ботаника" (Самара, 1994г. )