Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26
Мытищинский муниципальный район
«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 26 И.А. Велитченко «___»___________20__ г. |
|
|
Рабочая программа по биологии
8 класс
Составитель: Чуба Светлана Юрьевна
учитель биологии
Класс: 8 а, 8 б.
Часов в год: 68, часов в неделю: 2
Сведения об используемой программе:
Составлена на основе программы основного общего образования по биологии, 6-9 классы.
Авторы: В.В. Пасечник. В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.
Издательство: Москва. Дрофа, 2010.
Сведения об используемых учебниках:
Биология 8 класса.
Авторы: Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев.
Издательство: Москва, Дрофа.
Год: 2012
Мытищи
2017
I. Пояснительная записка
1) Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по предмету биология соответствует Федеральному компоненту, составлена на основе программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина и В.М.Пакуловой. М.: Дрофа, 2010.
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания произведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующей цели:
В соответствии с данными целями в процессе изучения биологии в 8 классе решаются следующие задачи:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать со справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Предмет | Межпредметные связи |
Физика | Механика организма: архитектура строения скелета и костной ткани (физиологические изгибы позвоночника и др.), динамические и статические нагрузки и их влияние на костно-мышечный аппарат, перемещение центра тяжести при движении и сохранение равновесия, сила трения и способы её уменьшения в организме (строение и работа суставов, особенности строения плевральной оболочки). Методы определения возраста палеонтологических находок и др. Формирование научного мировоззрения. |
Химия | Вода в природе и в организме, химические и биологические методы защиты животных Достигается более полное и глубокое усвоение учебного материала, формируется положительная учебная мотивация. |
Математика | Логарифмическая спираль в строении раковины моллюска. По законам золотого сечения построены тела бабочек, стрекоз и ящериц, этому же правилу подчиняется форма яиц птиц. Возможность с математической точностью обосновать гармоничность природы и единство всех проявлений жизни. |
География | Интегрированные уроки, посвящённые растительному и животному миру материков и различных регионов России.«Биологические ресурсы и их использование». «Географическое и экологической видообразование». Такие научные направления, как экология и ландшафтоведение, находятся на стыке биологии и географии, поэтому возникает возможность совместной работы и создание учебных проектов. |
2) Место предмета в учебном плане
Предмет «Биология» для 8 класса относится к инвариантной части учебного плана МБОУ СОШ № 26. Рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю)
Предусмотрена следующая практическая деятельность:
Практические виды деятельности | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год кол-во часов |
Лабораторные работа | 7 | 7 | 5 | 2 | 21 |
Итоговый контроль | | | | 1 | 1 |
Итого | 7 | 7 | 5 | 3 | 22 |
3) Ценностные ориентиры
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают
объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное
отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный
учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель
которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные
методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе
изучения биологии, проявляются в признании:
•ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
•ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии
позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
•понимание необходимости здорового образа жизни;
• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
•сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных
ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
•развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать
в дискуссии;
•развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою
точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами,
направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее
проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех
живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических
ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и
преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения
к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в
совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу,
человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
II.Содержание курса.
Введение.
Науки, изучающие организм человека. Их становление и методы исследования.
Происхождение человека.
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неѐ. Человеческие расы. Человек как вид.
Строение и функции организма. Общий обзор организма.
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Клеточное строение организма. Ткани.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Лабораторные работы: «Рассматривание клеток в микроскоп»
« Изучение микроскопического строения тканей»
Рефлекторная регуляция органов и систем организма
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, исполнительные и вставочные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Опорно-двигательная система
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы Костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием речи и мозга. Типы соединения костей. Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развитие плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Лабораторные работы: «Утомление при статической работе»
« Выявление нарушений осанки и плоскостопия»
Внутренняя среда организма
Компоненты внутренней среды. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови. Их функции. Свертывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Антигены и антитела. Иммунитет клеточный и гуморальный. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Возбудители и переносчики болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья. Естественный и искусственный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови.
Лабораторные работы: «Микроскопическое строение крови лягушки и человека»
Кровеносная и лимфатическая системы организма
Органы кровеносной и лимфатической систем. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторные работы: «Подсчет пульса до и после нагрузки»
Дыхательная система
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Лабораторные работы: «Измерение обхвата грудной клетки»
Пищеварительная система
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых организмов. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторные работы: «Составление пищевого рациона»
Покровные ткани. Теплорегуляция
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти, волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями, волосами. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Выделительная система
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Нервная система человека
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы, их взаимодействие.
Анализаторы
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаза. Строение и функции сетчатки. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Гигиена органов слуха. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А.А.Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения. Приобретенные программы поведения. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь, сознание, трудовая деятельность. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Эмоции. Внимание. Развитие наблюдательности и мышления.
Железы внутренней секреции
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Причины сахарного диабета.
Индивидуальное развитие организма
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение организмов. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша. Влияние табака, алкоголя, наркотиков на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
III.Тематическое планирование.
№ урока. |
Содержание учебного материала. | Плановые сроки проведения |
Введение (2 ч) |
1 | Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. | 04.09.2017-05.09.2017 |
2 | Становление наук о человеке. | 06.09.2017-08.09.2017 |
Знать и уметь: Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека. Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине |
Происхождение человека (3 ч) |
3 | Систематическое положение человека. | 11.09.2017-12.09.2017 |
4 | Историческое прошлое людей. | 13.09.2017-15.09.2017 |
5 | Расы человека. | 18.09.2017-19.09.2017 |
Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументируют) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных. Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов |
Строение организма и функции организма(57 ч) |
Общий обзор организма(1 ч.) |
6 | Уровни организации. Органы и системы органов. | 20.09.2017-22.09.2017 |
Клеточное строение организма. Ткани.(5 ч.) |
7 | Строение и функции клетки. Л.р. Рассматривание тканей и клеток в оптический микроскоп. | 25.09.2017-26.09.2017 |
8. | Органоиды клетки. | 27.09.2017-29.09.2017 |
9. | Деление клетки. | 02.10.2017-03.10.2017 |
10 | Ткани. Л.р. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. | 04.10.2017-06.10.2017 |
11 | Строение и функции нейрона | 09.10.2017-10.10.2017 |
12 | Рефлекс и рефлекторная дуга. Л.р. Самонаблюдения мигательного рефлекса. Коленный рефлекс | 11.10.2017-13.10.2017 |
13 | Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Л.р. Микроскопическое строение кости. | 16.10.2017-17.10.2017 |
14 | Скелет человека. Осевой скелет. | 18.10.2017-20.10.2017 |
15 | Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей. | 23.10.2017-24.10.2017 |
16 | Строение мышц. Л.р. Мышцы человеческого тела. | 25.10.2017-27.10.2017 |
17 | Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.р. Утомление при статической и динамической работе | 07.11.2017-08.11.2017 |
18 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л.р. Выявление нарушений осанки, плоскостопия | 09.11.2017-10.11.2017 |
19 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 13.11.2017-14.11.2017 |
20 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система». | 15.11.2017-17.11.2017 |
Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов. Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним |
Внутренняя среда организма (3 ч) |
21 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма Л.р. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. | 20.11.2017-21.11.2017 |
22 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | 22.11.2017-24.11.2017 |
23 | Иммунология на службе здоровья. | 27.11.2017-28.11.2017 |
Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов Определяют типы соединения костей Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов |
Кровеносная и лимфатическая система (6 ч.) |
24 | Транспортные системы организма Л.р. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. | 29.11.2017-01.12.2017 |
25 | Круги кровообращения | 04.12.2017-05.12.2017 |
26 | Строение и работа сердца | 06.12.2017-08.12.2017 |
27 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения Л.р. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Л.р. Опыты, выясняющие природу пульса. | 11.12.2017-12.12.2017 |
28 | Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов Л.р. Функциональная проба: реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку | 13.12.2017-15.12.2017 |
29 | Первая помощь при кровотечениях | 18.12.2017-19.12.2017 |
Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки |
Дыхание (4 ч) |
30 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. | 20.12.2017-22.12.2017 |
31 | Заболевания дыхательных путей. Легкие. Легочное и тканевое дыхание. | 25.12.2017-26.12.2017 |
32 | Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Л.р. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха | 27.12.2017-29.12.2017 |
33 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. Л.р. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе. | 11.01.2018-12.01.2018 |
Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения Объясняют механизм регуляции дыхания |
Пищеварение (6 ч.) |
34 | Питание и пищеварение . | 15.01.2018-16.01.2018 |
35 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. | 17.01.2018-19.01.2018 |
36 | Пищеварение в ротовой полости. Л.р. Действие ферментов слюны на крахмал. | 22.01.2018-23.01.2018 |
37 | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит. | 24.01.2018-26.01.2018 |
38 | Регуляция пищеварения. | 29.01.2018-30.01.2018 |
39 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 31.01.2018-02.02.2018 |
Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы |
Обмен веществ и энергии (3 ч) |
40 | Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. | 05.02.2018-06.02.2018 |
41 | Витамины. | 07.02.2018-09.02.2018 |
42 | Энерготраты человека и пищевой рацион. Л.р. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Л.р. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат. | 12.02.2018-13.02.2018 |
43 | Кожа — наружный покровный орган. | 14.02.2018-16.02.2018 |
44 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | 19.02.2018-21.02.2018 |
45 | Терморегуляция организма. Закаливание | 26.02.2018-27.02.2018 |
Выделение(1.ч.) |
46 | Органы мочевыделительной системы. Заболевание органов выделения. | 28.02.2018-02.03.2018 |
Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов |
Нервная система (5 ч) |
47 | Значение нервной системы. | 05.03.2018-07.03.2018 |
48 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | 12.03.2018-13.03.2018 |
49 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Л.р. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Л.р. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении. | 14.03.2018-16.03.2018 |
50 | Функции переднего мозга. | 19.03.2018-20.03.2018 |
51 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы | 21.03.2018-23.03.2018 |
Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга Раскрывают функции переднего мозга Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов |
Анализаторы. Органы чувств (5 ч) |
52 | Анализаторы. | 02.04.2018-03.04.2018 |
53 | Зрительный анализатор. Л.р. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением. | 04.04.2018-06.04.2018 |
54 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | 09.04.2018-10.04.2018 |
55 | Слуховой анализатор | 11.04.2018-13.04.2018 |
56 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 16.04.2018-17.04.2018 |
Выделяют существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кожно‑мышечной чувствительности. Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы |
Высшая нервная деятельность и поведение (5 ч) |
57 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | 18.04.2018-20.04.2018 |
58 | Врожденные и приобретенные программы поведения. Л.р. Выработка навыка зеркального письма пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа; изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольным внимания и при активной работе с объектом. | 23.04.2018-24.04.2018 |
59 | Сон и сновидения. | 25.04.2018-27.04.2018 |
60 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | 02.05.2018-04.05.2018 |
61 | Воля, эмоции, внимание. | 07.05.2018-08.05.2018 |
Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности и внимания |
Эндокринная система (1ч) |
62 | Роль эндокринной регуляции. Функция желез внутренней секреции | 10.05.2018-11.05.2018 |
Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции Раскрывают влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека |
Индивидуальное развитие организма (6 ч) |
63 | Жизненные циклы. Размножение | 14.05.2018-15.05.2018 |
64 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | 16.05.2018-18.05.2018 |
65 | Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем. | 21.05.2018-22.05.2018 |
66 | Развитие ребенка после рождения. | 23.05.2018-25.05.2018 |
67 | Итоговый контроль | 28.05.2018-29.05.2018 |
68 | Интересы, склонности, способности. Становление личности. | 30.05.2018-31.05.2018 |
Выделяют существенные признаки органов размножения человека Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека Наследственные заболевания. Медико‑генетическое консультирование. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Инфекции, передающиеся половым путём, ВИЧ‑инфекции. Характеризуют значение медико‑генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека |
V. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ | Вид обеспечения | Комплектность |
Нормативно-правовое обеспечение |
1 | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03 2004 № 1089. Сборник нормативных документов. (Составитель Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.) – М.: Дрофа, 2006 | Д |
2 | Программа основного общего образования по биологии. 6-9 кл. Авторы: В.В Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. Издательство: Дрофа,2010 | Д |
Учебно-методическое обеспечение |
1 | Учебник «Биология 8 класс» Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Издательство: «Дрофа» 2013 | П |
2 | Рабочая тетрадь «Биология 8 класс» Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Издательство: «Дрофа» 2013 | Д |
3 | Тематическое и поурочное планирование. «Биология 8 класс» Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Издательство: «Дрофа» 2013 | Д |
4 | Методическое пособие «Человек. Биология. 8 класс» Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. Издательство: «Вентана-Граф» 2004 год. | Д |
Информационно-справочное обеспечение |
1 | Multimedia: Биология .Человек. Образовательный комплекс (Электронное учебное издание) | Д |
Материально-техническое обеспечение |
1 | Медиапроектор | Д |
2 | Плакаты | Д |
3 | Микроскопы | П |
4 | Лупы | П |
5 | Комплект микропрепаратов | Д |
6 | Скелет человека | Д |
7 | Модель строения черепа человека | Д |
8 | Манекен для оказания первой помощи | Д |
9 | Комплект бюстов «Эволюция человека» | Д |
10 | Модель: «Внутреннее строение человека» | Д |
11 | Модель: «Строение пищеварительной системы человека» | Д |
12 | Модель: «Строение сердца человека» | Д |
13 | Модель: «Строение эндокринной системы» | Д |
14 | Модель: «Надпочечная железа» | Д |
15 | Модель: «Щитовидная железа» | Д |
16 | Модель «Зобная железа» | Д |
17 | Модель: «Строения глаза» | Д |
18 | Рельефная модель: «Строение почки» | Д |
19 | Рельефная модель: «Ухо человека» | Д |
20 | Рельефная модель: «Строение легких» | Д |
21 | Рельефная модель: «Пищеварительный тракт» | Д |
22 | Рельефная модель: «Строение спинного мозга» | Д |
23 | Рельефная модель: «Ворсинка кишечная с сосудистым руслом» | Д |
24 | Рельефная модель: «Кожа. Разрез» | Д |
25 | Рельефная модель: «Глаз (Строение)» | Д |
26 | Рельефная модель: «Голова сагиттальный разрез» | Д |
27 | Рельефная модель: «Печень» | Д |
28 | Рельефная модель: «Сердце человека» | Д |
29 | Шлифы костей | Д |
30 | Динамометры | Д |
IV.Планируемые результаты изучения предмета.
В результате изучения предмета обучающиеся должны:
называть
- общие признаки живых организмов;
- причины и результаты эволюции;
характеризовать
- строение и жизнедеятельность организма человека;
- роль ферментов и витаминов в организме;
- особенности размножения и развития организма человека;
- иммунитет и его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
обосновывать
- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
- родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
- роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека;
- меры профилактики появления вредных привычек, нарушения осанки и плоскостопия;
распознавать
- клетки, ткани, органы и системы органов человека;
применять знания
- о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики заболеваний и отравлений;
делать выводы
- о происхождении человека от животных;
соблюдать правила
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены.
Критерии оценки
Отметка "5":
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3":
(уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "1":
1.Не приступили к выполнению заданий.