СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 9 класса с тематическим планированием.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 9 класса»

Багаевский район, хутор Ёлкин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ёлкинская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»

Директор МБОУ Ёлкинской СОШ

Приказ от__01.09_______№_07________

__________________(Крамаренко Е.Г.)






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Основное общее образование


9 КЛАСС






Количество часов:

66


Учитель биологии:


Ступникова В.В.




Программа



Авторы:

Пасечник В.В.


Латюшин В.В.


Пакулова В.М.


____________________________________________


«Биология. Введение в общую биологию и экологию» //

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

М. – Дрофа, 2014г.







РАЗДЕЛ 1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Ценностные ориентиры учебного курса: В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

•        ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

•        ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

•       понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:

•        уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

•        понимание необходимости здорового образа жизни;

•        осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

•        сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

•        правильному использованию биологической терминологии и символики;

•        развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

•        развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно - деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством   В. В. Пасечника

Личностные результаты:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты


п/п

Название раздела


Кол-во часов

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1

Введение

3

находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию


формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками

сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе


2

РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы. Тема 1. Молекулярный уровень





10

овладение способами самоорганизации учебной деятельности

осуществлять наблюдения и делать выводы, умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

Обмениваясь знаниями со сверстниками оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы

3

Тема 2. Клеточный уровень

15

ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. Соотносить правильность выбора и результата действия


находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, оценивать собственный вклад в деятельность группы

4

Тема 3. Организменный уровень

14

сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию


овладение ИКТ компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов научно-исследовательской деятельности в виде презентации

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции


5

Тема 4. Популяционно-видовой уровень

2

соотносить правильность выбора и результата действия


формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками

задают вопросы, выражают в ответах свои мысли, умение слушать и участвовать в дискуссии.

6

Тема 5. Экосистемный уровень

5

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками


корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью


7

Тема 6. Биосферный уровень

3

умения ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность


овладение способами самоорганизации учебной деятельности


оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений


8

РАЗДЕЛ 2. Эволюция органического мира.

Тема 1. Основы учения об эволюции






7

умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, корректное ведение диалога и участие в дискуссии


находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации


9

Тема 2. Возникновение и развитие жизни

5

самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем

умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

10

Тема3. Организм и среда

3

умения ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность


находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать.

сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе





Предметные результаты:


п/п

Название раздела

Кол-во часов

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

Введение

3

Определять свойства живого; различать методы исследования биологии; выявлять значение биологических знаний в современной жизни.


Владеть информацией о биологии, как науке о живой природе;  о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы.


2

РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы. Тема 1. Молекулярный уровень





10

определять состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; владеть первоначальными систематизированными представлениями о молекулярном уровне организации живого, о вирусах как неклеточных формах жизни.

использовать методы биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.


3

Тема 2. Клеточный уровень

15

 Различать основные методы изучения клетки; выявлять  особенности строения клетки эукариот и прокариот; функции органоидов клетки; формулировать основные положения клеточной теории;определять химический состав клетки.владеть знаниями  о клеточном уровне организации живого;о клетке как структурной и функциональной единице жизни; об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки;о росте, развитии и жизненном цикле клеток; об особенностях митотического деления клетки

 использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические экспериментов для изучения клеток живых организмов.




4

Тема 3. Организменный уровень

14

использовать сущность биогенетического закона; основные закономерности передачи наследственной информации;закономерности изменчивости; основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов; особенности развития половых клеток; владеть информацией о мейозе; об особенностях индивидуального развития организмов;об особенностях бесполого и полового размножения организмов; об оплодотворении и его биологической роли.

использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты

5

Тема 4. Популяционно-видовой уровень

2

Определять критерии вида и его популяционную структуру; приводить примеры видов животных и растений; использовать знания о популяционно-видовом уровне организации живого; о виде и его структуре; о происхождении видов; о популяции как форме существования вида;

использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов.

6

Тема 5. Экосистемный уровень

5

различать взаимосвязь популяций в биогеоценозе; владеть знаниями о составе и структуре сообщества; о потоках вещества и энергии в экосистеме; о саморазвитии экосистемы о видовом разнообразии; о морфологической и пространственной структуре сообществ; о трофической структуре сообществ; о пирамиде численности и биомассы; о продуктивности и плодородии экосистем;

 использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения экологических взаимосвязей в биогеоценозах.

7

Тема 6. Биосферный уровень

3

 Использовать знания о биосфере и об особенностях существования организмов в различных ее средах; об основных видах средообразующей деятельности организмов и биогеохимических циклах;об основных закономерностях эволюции биосферы; об особенностях антропогенного воздействия на биосферу; об основах рационального природопользования; об экологических кризисах;

научиться экологической грамотности — оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных

8

РАЗДЕЛ 2. Эволюция органического мира.

Тема 1. Основы учения об эволюции






7

Определять основные положения теории эволюции; движущие силы эволюции; формы изменчивости организмов; пути достижения биологического прогресса; владеть информацией о развитии эволюционных представлений; о механизмах видообразования; о макроэволюции и ее направлениях.


9

Тема 2. Возникновение и развитие жизни

5

распознавать основные гипотезы возникновения жизни на Земле;  основные этапы развития жизни на Земле

иметь представление о происхождении жизни и современном состоянии проблемы

10

Тема3. Организм и среда

2

Использовать понятие об экологических факторах; понятие об экологических условиях и экологических ресурсах; распределять приспособленности организмов к среде обитания;

Использовать знания о толерантности, лимитирующих факторах; о видах экологических ресурсов; о жизненных формах и морфологических приспособлениях.











РАЗДЕЛ 2.

Содержание учебного предмета


Содержание обучения:

Введение (3 часа)

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.

Раздел 1: УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ 

Молекулярный уровень (10 часов)

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.

Клеточный уровень (15 часов)

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы

Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Мутации, виды мутаций. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

Популяционно-видовой уровень (2 часа)

Вид. Критерии вида. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Демографические показатели. Биологическая классификация.

Экосистемный уровень (5часов)

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Цепи питания. Трофический уровень. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия. Значение сукцессий

Биосферный уровень (3часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Раздел 2: ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА 

Основы учения об эволюции (7 часов)

Развитие эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Приспособленность и ее относительность. Видообразование. Направления эволюции. Общие закономерности эволюции.

Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)

Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Место и роль человека в системе органического мира.



Организм и среда (2 часа)

Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования. Ритмы жизни. Межвидовые отношения организмов. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция. Динамика популяций. Циклические колебания численности.






№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Лаборат. работы

1

Введение

3


2

РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы. Тема 1. Молекулярный уровень


10


1

Лаб.работа №1

«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»

3

Тема 2. Клеточный уровень

15

1

Лаб.работа №2

«Рассматривание клеток растений и животных»

4

Тема 3. Организменный уровень

14

1

Л.р. №3«Выявление изменчивости организмов»

5

Тема 4. Популяционно-видовой уровень

2

1

Лаб.работа №4«Изучение морфологического критерия вида»

6

Тема 5. Экосистемный уровень

5


7

Тема 6. Биосферный уровень

3


8

РАЗДЕЛ 2. Эволюция органического мира.

Тема 1. Основы учения об эволюции


7


9

Тема 2. Возникновение и развитие жизни

5


10

Тема3 Организм и среда

2


Место предмета в учебном плане:


Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов из расчета 2 ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году( 23.02.2018, 08.03.2018г., 01.05. 2018 г.,09.05.2018 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по биологии в 2017-2018 уч.году в 9 классе будет реализована в объёме 66 часов




РАЗДЕЛ 3.

Тематическое планирование



Календарно-тематическое планирование по биологии

(2 часа в неделю, всего 66 часов)




Дата


Тема

Кол-во часов

План


Факт





Введение (3 часа)


3

1

01.09


Биология – наука о жизни

1

2

06.09


Методы исследования в биологии

1

3

08.09


Сущность жизни и свойства живого

1




РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы





Тема 1. Молекулярный уровень (10 часов)

10

4

13.09


Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

1

5

15.09


Углеводы

1

6

20.09


Липиды

1

7

22.09


Состав и строение белков

1

8

27.09


Функции белков

1

9

29.09


Нуклеиновые кислоты

1

10

04.10


АТФ и другие органические соединения клетки

1

11

06.10


Биологические катализаторы Лаб.работа №1

«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»

1

12

11.10


Вирусы

1

13

13.10


Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»

1


18.10


Тема 2. Клеточный уровень (15 часов)

15

14



Основные положения клеточной теории

1

15

20.10


Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

1

16

25.10


Ядро клетки. Хромосомный набор клетки

1

17

27.10


Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи

1

18

01.11


Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

1

19

15.11


Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

1

20

17.11


Различия в строении клеток эукариот и прокариот Лаб.работа №2

«Рассматривание клеток растений и животных»

1

21

22.11


Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

1

22

24.11


Энергетический обмен в клетке

1

23

29.11


Типы питания клетки

1

24

01.12


Фотосинтез и хемосинтез

1

25

06.12


Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция

1

26

08.12


Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция

1

27

13.12


Деление клетки. Митоз

1

28

15.12


Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы»

1


20.12


Тема 3. Организменный уровень (14 часов)

14

29



Размножение организмов. Оплодотворение

1

30

22.12


Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

1

31

27.12


Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

1

32


29.12


Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем.

Моногибридное скрещивание

1

33

10.01


Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

1

34

12.01


Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

1

35

17.01


Дигибридное скрещивание

1

36

19.01


Сцеплённое наследование признаков. Закон Т.Моргана

1

37

24.01


Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

1

38

26.01


Модификационная изменчивость Л.р. №3«Выявление изменчивости организмов»

1

39

31.01


Мутационная изменчивость

1

40

02.02


Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова

1

41

07.02


Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

1

42


09.02


Обобщающий урок по теме «Организационный уровень организации живого»

1




Тема 4. Популяционно-видовой уровень

(2 часа)

2

43

14.02


Вид. Критерии вида Лаб.работа №4«Изучение морфологического критерия вида»

1

44

16.02


Популяции

1


21.02


Тема 5. Экосистемный уровень (5 часов)


5

45



Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз

1

46

28.02


Состав и структура сообщества

1

47

02.03


Потоки вещества и энергии в экосистеме

1

48

07.03


Саморазвитие экосистемы

1

49

09.03


Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень»

1




Тема 6. Биосферный уровень (3 часа)

3

50

14.03


Биосфера. Среды жизни

1

51

16.03


Круговорот веществ в биосфере

1

52

21.03


Обобщающий урок по теме «Биосферный уровень»

1




РАЗДЕЛ 2. Эволюция органического мира






Тема 7. Основы учения об эволюции

(7 часов)

7

53

23.03


Развитие эволюционного учения

1

54

11.04


Изменчивость организмов

1

55

13.04


Борьба за существование. Естественный отбор

1

56

18.04


Видообразование

1

57

20.04


Макроэволюция

1

58

25.04


Основные закономерности эволюции

1

59

27.04


Обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции»

1




Тема 8. Возникновение и развитие жизни на Земле

(5 часов)

5

60

02.05


Гипотезы возникновения жизни

1

61

04.05


Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы

1

62

11.05


Гипотеза Опарина-Холдейна

1

63

16.05


Основные этапы развития жизни на Земле

1

64

18.05


Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайназое

1




Тема 9.Организм и среда(2часа)

2

65

23.05


Экологические факторы. Условия среды. Адаптация организмов

1

66

25.05


Межвидовые отношения организмов.

1



































11