Багаевский район, хутор Ёлкин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ёлкинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Ёлкинской СОШ
Приказ от__01.09_______№_07________
__________________(Крамаренко Е.Г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Основное общее образование
9 КЛАСС
Количество часов: | 66 |
Учитель биологии: | Ступникова В.В. |
| Программа | | Авторы: | Пасечник В.В. | | Латюшин В.В. | | Пакулова В.М. | | ____________________________________________ | | «Биология. Введение в общую биологию и экологию» // А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. М. – Дрофа, 2014г. | |
РАЗДЕЛ 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ценностные ориентиры учебного курса: В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно - деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника
Личностные результаты:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные |
1 | Введение | 3 | находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию | формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками | сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе |
2 | РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы. Тема 1. Молекулярный уровень | 10 | овладение способами самоорганизации учебной деятельности | осуществлять наблюдения и делать выводы, умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений | Обмениваясь знаниями со сверстниками оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы |
3 | Тема 2. Клеточный уровень | 15 | ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность. Соотносить правильность выбора и результата действия | находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму | координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, оценивать собственный вклад в деятельность группы |
4 | Тема 3. Организменный уровень | 14 | сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | овладение ИКТ компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов научно-исследовательской деятельности в виде презентации | умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
5 | Тема 4. Популяционно-видовой уровень | 2 | соотносить правильность выбора и результата действия | формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками | задают вопросы, выражают в ответах свои мысли, умение слушать и участвовать в дискуссии. |
6 | Тема 5. Экосистемный уровень | 5 | умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками | корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью |
7 | Тема 6. Биосферный уровень | 3 | умения ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность | овладение способами самоорганизации учебной деятельности | оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений |
8 | РАЗДЕЛ 2. Эволюция органического мира. Тема 1. Основы учения об эволюции | 7 | умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, корректное ведение диалога и участие в дискуссии | находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму | развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации |
9 | Тема 2. Возникновение и развитие жизни | 5 | самостоятельно ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем | умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. | адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
10 | Тема3. Организм и среда | 3 | умения ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность | находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать. | сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе |
Предметные результаты:
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | Введение | 3 | Определять свойства живого; различать методы исследования биологии; выявлять значение биологических знаний в современной жизни. | Владеть информацией о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы. |
2 | РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы. Тема 1. Молекулярный уровень | 10 | определять состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; владеть первоначальными систематизированными представлениями о молекулярном уровне организации живого, о вирусах как неклеточных формах жизни. | использовать методы биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов. |
3 | Тема 2. Клеточный уровень | 15 | Различать основные методы изучения клетки; выявлять особенности строения клетки эукариот и прокариот; функции органоидов клетки; формулировать основные положения клеточной теории;определять химический состав клетки.владеть знаниями о клеточном уровне организации живого;о клетке как структурной и функциональной единице жизни; об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки;о росте, развитии и жизненном цикле клеток; об особенностях митотического деления клетки | использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические экспериментов для изучения клеток живых организмов.
|
4 | Тема 3. Организменный уровень | 14 | использовать сущность биогенетического закона; основные закономерности передачи наследственной информации;закономерности изменчивости; основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов; особенности развития половых клеток; владеть информацией о мейозе; об особенностях индивидуального развития организмов;об особенностях бесполого и полового размножения организмов; об оплодотворении и его биологической роли. | использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты |
5 | Тема 4. Популяционно-видовой уровень | 2 | Определять критерии вида и его популяционную структуру; приводить примеры видов животных и растений; использовать знания о популяционно-видовом уровне организации живого; о виде и его структуре; о происхождении видов; о популяции как форме существования вида; | использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов. |
6 | Тема 5. Экосистемный уровень | 5 | различать взаимосвязь популяций в биогеоценозе; владеть знаниями о составе и структуре сообщества; о потоках вещества и энергии в экосистеме; о саморазвитии экосистемы о видовом разнообразии; о морфологической и пространственной структуре сообществ; о трофической структуре сообществ; о пирамиде численности и биомассы; о продуктивности и плодородии экосистем; | использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения экологических взаимосвязей в биогеоценозах. |
7 | Тема 6. Биосферный уровень | 3 | Использовать знания о биосфере и об особенностях существования организмов в различных ее средах; об основных видах средообразующей деятельности организмов и биогеохимических циклах;об основных закономерностях эволюции биосферы; об особенностях антропогенного воздействия на биосферу; об основах рационального природопользования; об экологических кризисах; | научиться экологической грамотности — оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных |
8 | РАЗДЕЛ 2. Эволюция органического мира. Тема 1. Основы учения об эволюции | 7 | Определять основные положения теории эволюции; движущие силы эволюции; формы изменчивости организмов; пути достижения биологического прогресса; владеть информацией о развитии эволюционных представлений; о механизмах видообразования; о макроэволюции и ее направлениях. | |
9 | Тема 2. Возникновение и развитие жизни | 5 | распознавать основные гипотезы возникновения жизни на Земле; основные этапы развития жизни на Земле | иметь представление о происхождении жизни и современном состоянии проблемы |
10 | Тема3. Организм и среда | 2 | Использовать понятие об экологических факторах; понятие об экологических условиях и экологических ресурсах; распределять приспособленности организмов к среде обитания; | Использовать знания о толерантности, лимитирующих факторах; о видах экологических ресурсов; о жизненных формах и морфологических приспособлениях. |
РАЗДЕЛ 2.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения:
Введение (3 часа)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Раздел 1: УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Молекулярный уровень (10 часов)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Клеточный уровень (15 часов)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы
Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Мутации, виды мутаций. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.
Популяционно-видовой уровень (2 часа)
Вид. Критерии вида. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Демографические показатели. Биологическая классификация.
Экосистемный уровень (5часов)
Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Цепи питания. Трофический уровень. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия. Значение сукцессий
Биосферный уровень (3часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Раздел 2: ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Основы учения об эволюции (7 часов)
Развитие эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Приспособленность и ее относительность. Видообразование. Направления эволюции. Общие закономерности эволюции.
Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)
Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Место и роль человека в системе органического мира.
Организм и среда (2 часа)
Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования. Ритмы жизни. Межвидовые отношения организмов. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция. Динамика популяций. Циклические колебания численности.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Лаборат. работы |
1 | Введение | 3 | |
2 | РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы. Тема 1. Молекулярный уровень | 10 | 1 Лаб.работа №1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» |
3 | Тема 2. Клеточный уровень | 15 | 1 Лаб.работа №2 «Рассматривание клеток растений и животных» |
4 | Тема 3. Организменный уровень | 14 | 1 Л.р. №3«Выявление изменчивости организмов» |
5 | Тема 4. Популяционно-видовой уровень | 2 | 1 Лаб.работа №4«Изучение морфологического критерия вида» |
6 | Тема 5. Экосистемный уровень | 5 | |
7 | Тема 6. Биосферный уровень | 3 | |
8 | РАЗДЕЛ 2. Эволюция органического мира. Тема 1. Основы учения об эволюции | 7 | |
9 | Тема 2. Возникновение и развитие жизни | 5 | |
10 | Тема3 Организм и среда | 2 | |
Место предмета в учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов из расчета 2 ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году( 23.02.2018, 08.03.2018г., 01.05. 2018 г.,09.05.2018 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по биологии в 2017-2018 уч.году в 9 классе будет реализована в объёме 66 часов
РАЗДЕЛ 3.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по биологии
(2 часа в неделю, всего 66 часов)
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
План | Факт |
| | | Введение (3 часа) | 3 |
1 | 01.09 | | Биология – наука о жизни | 1 |
2 | 06.09 | | Методы исследования в биологии | 1 |
3 | 08.09 | | Сущность жизни и свойства живого | 1 |
| | | РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы | |
| | | Тема 1. Молекулярный уровень (10 часов) | 10 |
4 | 13.09 | | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 |
5 | 15.09 | | Углеводы | 1 |
6 | 20.09 | | Липиды | 1 |
7 | 22.09 | | Состав и строение белков | 1 |
8 | 27.09 | | Функции белков | 1 |
9 | 29.09 | | Нуклеиновые кислоты | 1 |
10 | 04.10 | | АТФ и другие органические соединения клетки | 1 |
11 | 06.10 | | Биологические катализаторы Лаб.работа №1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» | 1 |
12 | 11.10 | | Вирусы | 1 |
13 | 13.10 | | Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы» | 1 |
| 18.10 | | Тема 2. Клеточный уровень (15 часов) | 15 |
14 | | | Основные положения клеточной теории | 1 |
15 | 20.10 | | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | 1 |
16 | 25.10 | | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки | 1 |
17 | 27.10 | | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи | 1 |
18 | 01.11 | | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды | 1 |
19 | 15.11 | | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | 1 |
20 | 17.11 | | Различия в строении клеток эукариот и прокариот Лаб.работа №2 «Рассматривание клеток растений и животных» | 1 |
21 | 22.11 | | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | 1 |
22 | 24.11 | | Энергетический обмен в клетке | 1 |
23 | 29.11 | | Типы питания клетки | 1 |
24 | 01.12 | | Фотосинтез и хемосинтез | 1 |
25 | 06.12 | | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция | 1 |
26 | 08.12 | | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция | 1 |
27 | 13.12 | | Деление клетки. Митоз | 1 |
28 | 15.12 | | Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы» | 1 |
| 20.12 | | Тема 3. Организменный уровень (14 часов) | 14 |
29 | | | Размножение организмов. Оплодотворение | 1 |
30 | 22.12 | | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | 1 |
31 | 27.12 | | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | 1 |
32 | 29.12 | | Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание | 1 |
33 | 10.01 | | Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании | 1 |
34 | 12.01 | | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание | 1 |
35 | 17.01 | | Дигибридное скрещивание | 1 |
36 | 19.01 | | Сцеплённое наследование признаков. Закон Т.Моргана | 1 |
37 | 24.01 | | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | 1 |
38 | 26.01 | | Модификационная изменчивость Л.р. №3«Выявление изменчивости организмов» | 1 |
39 | 31.01 | | Мутационная изменчивость | 1 |
40 | 02.02 | | Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова | 1 |
41 | 07.02 | | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | 1 |
42 | 09.02 | | Обобщающий урок по теме «Организационный уровень организации живого» | 1 |
| | | Тема 4. Популяционно-видовой уровень (2 часа) | 2 |
43 | 14.02 | | Вид. Критерии вида Лаб.работа №4«Изучение морфологического критерия вида» | 1 |
44 | 16.02 | | Популяции | 1 |
| 21.02 | | Тема 5. Экосистемный уровень (5 часов) | 5 |
45 | | | Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз | 1 |
46 | 28.02 | | Состав и структура сообщества | 1 |
47 | 02.03 | | Потоки вещества и энергии в экосистеме | 1 |
48 | 07.03 | | Саморазвитие экосистемы | 1 |
49 | 09.03 | | Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень» | 1 |
| | | Тема 6. Биосферный уровень (3 часа) | 3 |
50 | 14.03 | | Биосфера. Среды жизни | 1 |
51 | 16.03 | | Круговорот веществ в биосфере | 1 |
52 | 21.03 | | Обобщающий урок по теме «Биосферный уровень» | 1 |
| | | РАЗДЕЛ 2. Эволюция органического мира | |
| | | Тема 7. Основы учения об эволюции (7 часов) | 7 |
53 | 23.03 | | Развитие эволюционного учения | 1 |
54 | 11.04 | | Изменчивость организмов | 1 |
55 | 13.04 | | Борьба за существование. Естественный отбор | 1 |
56 | 18.04 | | Видообразование | 1 |
57 | 20.04 | | Макроэволюция | 1 |
58 | 25.04 | | Основные закономерности эволюции | 1 |
59 | 27.04 | | Обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции» | 1 |
| | | Тема 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов) | 5 |
60 | 02.05 | | Гипотезы возникновения жизни | 1 |
61 | 04.05 | | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы | 1 |
62 | 11.05 | | Гипотеза Опарина-Холдейна | 1 |
63 | 16.05 | | Основные этапы развития жизни на Земле | 1 |
64 | 18.05 | | Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайназое | 1 |
| | | Тема 9.Организм и среда(2часа) | 2 |
65 | 23.05 | | Экологические факторы. Условия среды. Адаптация организмов | 1 |
66 | 25.05 | | Межвидовые отношения организмов. | 1 |
11