СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 9 класса, часов в год: 68, часов в неделю: 2

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 9 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26

Мытищинский муниципальный район

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 26

И.А. Велитченко

«___»___________20__ г.













Рабочая программа по биологии

9 класс




Составитель: Чуба Светлана Юрьевна

учитель биологии

Класс: 9А, 9Б.

Часов в год: 68, часов в неделю: 2.


Сведения об используемой программе:

Составлена на основе программы основного общего образования по биологии. 6-9 кл. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М.Пакулова.

Издательство: Москва, Дрофа, 2010.



Сведения об используемых учебниках:


Биология 9 класс.

Авторы: А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Издательство: Москва, Дрофа

Год: 2012







Мытищи

2017



I. Пояснительная записка.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по биологии соответствует Федеральному компоненту и составлена на основе программы основного общего образования по биологии 6-9 классы. Автор: В. В. Пасечник. Издательство: Москва «Дрофа» 2010.

Главной целью изучения курса биологии в 9 классе является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило задачи обучения биологии в 9 классе:

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Предмет

Межпредметные связи

Физика

Энергетический обмен и цепь переносчиков электронов, фотосинтез и воздействие фотонов на молекулы хлорофилла, искусственный мутагенез, методы определения возраста палеонтологических находок и др. Формирование научного мировоззрения.

Химия

Вода в природе и в организме, строение и функции белков, свойства липидов и углеводов и их биологическая роль, биосинтез белка, строение свойства и функции нуклеиновых кислот. Достигается более полное и глубокое усвоение учебного материала, формируется положительная учебная мотивация.

Математика


В курсе общей биологии обязательно отмечается, что двойная спираль молекулы ДНК почти полностью соответствует числам ряда Фибоначчи. На протяжении всего курса биологии учитель имеет возможность с математической точностью обосновать гармоничность природы и единство всех проявлений жизни. Решение задач по генетике, биохимии и популяционной генетике.

География

При изучении надвидовых уровней биологических систем физические и химические подходы к объяснению биологических явлений дополняются географическим подходом. Раздел «Биосфера» присутствует в курсе биологии и в курсе география. Такие научные направления, как экология и ландшафтоведение, находятся на стыке биологии и географии, поэтому возникает возможность совместной работы и создание учебных проектов.



2) Место предмета в учебном плане

Предмет «Биология» для 9 класса относится к инвариантной части учебного плана МБОУ СОШ № 26. Рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю)

Предусмотрена следующая практическая деятельность:



Практические виды деятельности

1 четверть

2 четверть

3

четверть

4 четверть

Год кол-во часов

Лабораторная работа

1


3

1

5

Контрольная работа

1

 1

 1

4

Итоговый контроль

 

 

 

1

1

Итого

2

1

4

3

10



3) Ценностные ориентиры

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации,

формируемые у школьников в процессе изучения биологии, проявляются в:

отношении к:

• биологическому научному знанию как одному из компонентов культуры наряду с другими естественно-научными знаниями;

• окружающему миру как миру живых систем и происходящих в них процессов и явлений;

• познавательной деятельности (как теоретической, так и экспериментальной) как источнику знаний;

понимании: • практической значимости и достоверности биологических знаний для решения глобальных проблем человечества (энергетической, сырьевой, продовольственной, здоровья и долголетия человека, техногенных катастроф, глобальной экологии и др.);

• ценности биологических методов исследования объектов живой природы;

• сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине (на примере истории развития биологии);

• действия законов природы и необходимости их учета во всех сферах человеческой деятельности.

Расширение сфер человеческой деятельности в современном мире неизбежно влечет за собой необходимость формирования у учащихся культуры труда и быта при изучении любого предмета. Поэтому в содержание учебного предмета «Биология» включаются ценности труда и быта:

отношение к:

• трудовой деятельности как естественной физической и интеллектуальной потребности;

• труду как творческой деятельности, позволяющей применять знания на практике;

понимание необходимости:

• полной реализации физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности;

• соблюдения гигиенических норм и правил; сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья окружающих, в том числе путем организации правильного питания с учетом знаний основ обмена веществ и энергии;

• осознания достижения личного успеха в трудовой деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением достижений науки биологии и биологического производства для развития современного общества.

Опыт эмоционально-ценностных отношений, который учащиеся получают при изучении курса биологии в старшей школе, способствует выстраиванию ими своей жизненной позиции. Содержание учебного предмета включает совокупность нравственных ценностей:

отношение к:

• жизни как высшей ценности во всех ее проявлениях;

• себе (осознание собственного достоинства, чувство общественного долга, дисциплинированность, честность и правдивость, простота и скромность, нетерпимость к несправедливости, осознание необходимости самосовершенствования);

• другим людям (гуманизм, взаимное уважение между людьми, товарищеская взаимопомощь и требовательность, коллективизм, забота о других людях, выполнение общественных поручений, формирование собственной позиции по отношению к событиям мирового, федерального, регионального, муниципального уровней, уважение, принятие и правильное понимание других культур, расовая и национальная толерантность);

• своему труду (добросовестное, ответственное исполнение своих трудовых и учебных обязанностей, развитие творческих начал в трудовой деятельности, признание важности своего труда и результатов труда других людей);

• природе (бережное отношение к ее богатству, нетерпимость к нарушениям экологических норм и требований, экологически грамотное отношение к сохранению всех компонентов биосферы);

понимания необходимости:

• уважительного отношения к достижениям отечественной науки, исследовательской деятельности российских биологов (патриотическое чувство).

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь. Формирование знаний при обучении биологии происходит в процессе коммуникации с использованием не только обычного языка, но и специальных обозначений, формул, уравнений процессов, т. е. специального языка. Ценностные ориентиры направлены на:

формирование негативного отношения к:

• нарушению норм языка (обычного и специального) в различных источниках информации (литература, СМИ, Интернет и др.);

понимание необходимости:

• получать информацию из различных источников, при этом аргументированно и критически оценивать полученную информацию;

• грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой;

• вести диалог для выявления разных точек зрения, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и

отстаивать свою точку зрения;

• уважать, принимать, поддерживать существующие традиции и общие нормы языка.

Для формирования духовной личности необходимо развивать эстетическое отношение человека к действительности, творчество и сотворчество при восприятии природы в целом и отдельных ее объектов, в том числе человека.

Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают:

позитивное чувственно-ценностное отношение к:

• окружающему миру (красота и гармония окружающей природы);

• выполнению учебных задач как к процессу, доставляющему эстетическое удовольствие (красивое, изящное решение или доказательство),

логика процессов и явлений, в основе которых лежит гармония);

понимание необходимости:

• восприятия и преобразования живой природы по законам красоты;

• изображения истины, научных знаний в чувственной форме (например, в произведениях искусства, посвященных научным открытиям, ученым, объектам живой природы);

• принятия трагического как драматической формы выражения конфликта непримиримых противоположностей, их столкновения (на примере выдающихся научных открытий).



II.Содержание учебного предмета



Введение. Биология в системе наук

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

Раздел I. Уровни организации живой природы.

Г лава 1. Молекулярный уровень

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и

изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических

исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского

хозяйства.

Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав

клетки. Группы органических соединений: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые

кислоты. Биологические катализаторы.

Вирусы.

Г лава 2. Клеточный уровень

Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в

строении клеток прокариот и эукариот.

Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических

веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации.

Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице

ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке. Деление клетки. Митоз.

Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».

Лабораторные работы:

• Строение эукариотических клеток у растений, животных.



Г лава 3. Организменный уровень

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Генетика человека

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Основы селекции и биотехнологии

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза. модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.

Лабораторные работы:

• Изучение изменчивости у растений и животных.



Г лава 4. Популяционно - видовой уровень

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Биологическая классификация.

Г лава 5. Экосистемный уровень

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Экологическая сукцессия.

Г лава 6. Биосферный уровень

Биосфера — глобальная экосистема. Структура, свойства и закономерности биосферы.Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

Раздел II. Эволюция органического мира.

Г лава 1. Основы учения об эволюции

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.

Движущие силы и результаты эволюции. Факторы эволюции и их характеристика

Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптаций и их относительный характер.Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.



Г лава 2. Происхождение и развитие жизни на Земле

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Гипотеза Опарина - Холдейна.

Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах;

репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Раздел III. Основы экологии

Глава 1 Организм и среда

Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Условия среды. Приспособления

организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия

популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Межвидовые отношения организмов, колебания численности организмов.

Лабораторная работа

• Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.

Г лава 2. Биосфера и человек

Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.

III.Тематическое планирование.

урока

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Раздел 1. Введение. - 2 ч

1

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие "Жизнь".

04.09.2017-05.09.2017

2

Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

06.09.2017-08.09.2017

Знать и уметь: Ответственное отношение к обучению, готовность и
способность к самообразованию. Формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Составлять схемы и таблицы для интеграции
полученных знаний. Уметь определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы, развивать навыки самооценки и
самоанализа. Уметь организовывать выполнение заданий учителя.

Знать свойства живых организмов и уровни организации живой природы. Знать свойства живых систем и отличие их проявлений от сходных процессов, происходящих в неживой природе. Характеризовать свойства живых систем. Объяснять, как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации.

Раздел 2. Уровни организации живой природы. - 54 ч

3

Молекулярный уровень. Качественный скачок от неживой к живой природе.

11.09.2017-12.09.2017

4

Многомолекулярные комплексные системы. Углеводы.

13.09.2017-15.09.2017

5

Липиды.

18.09.2017-19.09.2017

6

Состав и строение белков.

20.09.2017-22.09.2017

7

Функции белков.

25.09.2017-26.09.2017

8

Нуклеиновые кислоты.

27.09.2017-29.09.2017

9

АТФ и другие органические соединения клеток.

02.10.2017-03.10.2017

10

Биологические катализаторы.

04.10.2017-06.10.2017

11

Вирусы.

09.10.2017-10.10.2017

12

Контрольная работа "Молекулярный уровень".

11.10.2017-13.10.2017

13

Клеточный уровень. Основные положения клеточной теории.

16.10.2017-17.10.2017

14

Общие сведения о клетках. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Лабораторная работа "Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом".

18.10.2017-20.10.2017

15

Прокариоты, эукариоты. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Ядро.

23.10.2017-24.10.2017

16

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

25.10.2017-27.10.2017

17

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

07.11.2017-08.11.2017

18

Клеточный центр. Органоиды включения.

09.11.2017-10.11.2017

19

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

13.11.2017-14.11.2017

20

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

15.11.2017-17.11.2017

21

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки.

20.11.2017-21.11.2017

22

Питание клетки.

22.11.2017-24.11.2017

23

Фотосинтез и хемосинтез.

27.11.2017-28.11.2017

24

Гетеротрофы.

29.11.2017-01.12.2017

25

Синтез белков в клетке.

04.12.2017-05.12.2017

26

Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

06.12.2017-08.12.2017

27

"Клеточный уровень". Тестирование.

11.12.2017-12.12.2017

28

Организменный уровень: Бесполое размножение организмов.

13.12.2017-15.12.2017

29

Половое размножение организмов.

18.12.2017-19.12.2017

30

Организменный уровень: Оплодотворение.

20.12.2017-22.12.2017

31

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

25.12.2017-26.12.2017

32

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

27.12.2017-29.12.2017

33

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

11.01.2018-12.01.2018

34

Дигибрид0

ное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

15.01.2018-16.01.2018

35

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест.

17.01.2018-19.01.2018

36

Взаимодействие генов.

22.01.2018-23.01.2018

37

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

24.01.2018-26.01.2018

38

Закономерности изменчивости, модификационная изменчивость. Норма реакции.

29.01.2018-30.01.2018

39

Закономерности изменчивости, мутационная изменчивость. Лабораторная работа "Выявление изменчивости организмов".

31.01.2018-02.02.2018

40

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

05.02.2018-06.02.2018

41

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

07.02.2018-09.02.2018

42

Контрольная работа. "Организменный уровень".

12.02.2018-13.02.2018

43

Популяционно-видовой уровень: Вид, его критерии. Структура вида. Лабораторная работа "Изучение морфологического критерия вида".

14.02.2018-16.02.2018

44

Популяция - форма существования вида.

19.02.2018-21.02.2018

45

Биологическая классификация. Экология - как наука. Экологические факторы. Обобщение темы.

26.02.2018-27.02.2018

46

Экосистемный уровень. Биогеоценоз и экосистема. Биогеоценоз.

28.02.2018-02.03.2018

47

Состав и структура сообщества. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания.

05.03.2018-07.03.2018

48

Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе.

12.03.2018-13.03.2018

49

Искусственные биогеоценозы.

14.03.2018-16.03.2018

50

Экологическая сукцессия.

19.03.2018-20.03.2018

51

"Экосистемный уровень". Контрольная работа

21.03.2018-23.03.2018

52

Экскурсия в биогеоценоз.

02.04.2018-03.04.2018

53

Биосферный уровень. Биосфера и ее структура, свойства, закономерность

04.04.2018-06.04.2018

54

Сферообразующая деятельность организмов.

09.04.2018-10.04.2018

55

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

11.04.2018-13.04.2018

56

Экологические кризисы. Обобщение темы "Биосферный уровень".

16.04.2018-17.04.2018

Формирование целостного мировоззрения. Умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию. Уважительное отношение к людям, одноклассникам. Понимание значения образования для повседневной жизни и осознанный выбор профессии.Умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами для доказательства и опровержения существующего мнения. Интерес к изучению природы методами естественных наук, осознание бережного отношения к природе.Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.Осознание ценности здорового образа жизни, значения семьи в жизни человека.Понимание значения образования для повседневной жизни и осознанный выбор профессии.

Организовывать свою учебную деятельность.
Владеть приёмами работы с информацией.Формулировать проблему и искать пути её решения. Участвовать в групповой работе. Умение слушать одноклассников и понимать их позицию. Работать с учебником, рабочей тетрадью, дидактическими материалами. Составлять конспект параграфа учебника. Пользоваться поисковыми системами Интернета.

Знать определение понятий: «прокариоты», «эукариоты», «хромосомы», «кариотип», «митоз».Знать строение прокариотической и эукариотической клеток, многообразие эукариот, особенности строения растительной и животной клеток, главные части клеток, органоиды цитоплазмы, включения.Знать стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них.Знать положения клеточной теории, биологический смысл митоза. Характеризовать метаболизм у прокариот. Описывать генетический аппарат бактерий. Описывать процессы спорообразования и размножения прокариот. Объяснять место и роль прокариот в биогеоценозах. Характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности клетки. Описывать строение и функции хромосом. Знать определения основных генетических понятий. Знать сущность гибридологического метода изучения наследственности, законы Менделя и Моргана. Использовать при решении задач генетическую символику. Составлять генотипы организмов и записывать их гаметы. Строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании.

Раздел 3: Эволюция. - 8 ч

57

Основные положения теории эволюции.

18.04.2018-20.04.2018

58

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.

23.04.2018-24.04.2018

59

Борьба за существование и естественный отбор.

25.04.2018-27.04.2018

60

Приспособленность и ее относительность. Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы.

02.05.2018-04.05.2018

61

Образование видов - микроэволюция.

07.05.2018-08.05.2018

62

Макроэволюция. Основные закономерности эволюции.

10.05.2018-11.05.2018

63

Искусственный отбор. Селекция. Тестирование.

14.05.2018-15.05.2018

64

Экскурсия "Причины многообразия видов в природе".

16.05.2018-18.05.2018

Понимание значения образования для повседневной жизни и осознанный выбор профессии. Умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.Ответственное отношение к
учению, труду. Умение реализовывать теоретические познания на практике.

Работать с учебником, рабочей тетрадью, дидактическими материалами. Составлять конспект параграфа учебника. Готовить устные сообщения и письменные рефераты, используя информацию учебника и дополнительных источников. Обобщать и делать выводы по изученному материалу. Представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. Участвовать в групповой работе. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.Оценивать свою работу, а также работу одноклассников.

Знать учения Ч. Дарвина о естественном и искусственном отборе. Характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина. Давать определения понятий «вид» и «популяция». Характеризовать причины борьбы за существование.Определять значение внутривидовой и межвидовой борьбы за существование и борьбы с абиотическими факторами среды. Давать оценку естественного отбора как результата борьбы за существование. Знать главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Знать основные закономерности эволюции: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм.Знать результаты эволюции. Характеризовать пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию.

Раздел 4: Возникновение и развитие жизни. - 4 ч

65

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Итоговый контроль.

21.05.2018-22.05.2018

66

Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни.

23.05.2018-25.05.2018

67

Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Лабораторная работа. "Изучение палеонтологических доказательств эволюции".

28.05.2018-29.05.2018

68

Тестирование. "Возникновение и развитие жизни на Земле".

30.05.2018-31.05.2018

Понимание значения образования для повседневной жизни и осознанный выбор профессии. Умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.

Работать с учебником, рабочей тетрадью, дидактическими материалами. Готовить устные сообщения и письменные рефераты, используя информацию учебника и дополнительных источников. Пользоваться поисковыми системами Интернета. Обобщать и делать выводы по изученному материалу. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Оценивать свою работу, а также работу одноклассников.

Знать теорию академика А.И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Знать этапы развития животных и растений в различные периоды существования Земли. Описывать развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры.



IV. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Вид обеспечения

Комплектность

Нормативно-правовое обеспечение

1

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03 2004 № 1089. Сборник нормативных документов. (Составитель Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.) – М.: Дрофа, 2006

Д

2

Программа основного общего образования по биологии 6-9 кл. Авторы: В.В Пасечник, Г.Г. Швецов .Издательство: Дрофа,2010

Д

Учебно-методическое обеспечение

1

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В Биология. 9 кл. Введение в общую биологию

и экологию: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 303 с.

П

2

Рабочая тетрадь "Биология .9 класс", автор Латюшин В. В., Шапкин В. А. Издательство Дрофа 2013 Москва

П

3

Методическое пособие для учителя Пасечник, В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и

поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника

«Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2008.

Д

Информационно-справочное обеспечение

1

Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. - М.: Академия, 2001.

Д

2

Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2006.

Д

Материально-техническое обеспечение

1

Медиапроектор

Д

2

Интерактивные учебные пособия

Д

3

Плакаты

Д

4

Микроскопы

П

5

Комплект микропрепаратов

П

6

Гербарии растений

Д

7

Коллекции семян

Д

8

Лупы

Д


V.Планируемые результаты:

Ученик должен знать: распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)

Ученик должен знать: общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп), анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.



В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах.



уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).





Критерии оценки

Отметка "5":
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3":
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "1":
1.Не приступили к выполнению заданий.