Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26
Мытищинский муниципальный район
«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 26 И.А. Велитченко «___»___________20__ г. |
|
|
Рабочая программа по биологии
10 класс для обучения на дому
с учащейся 10 а класса
Лапиной Татьяной
Составитель: Чуба Светлана Юрьевна
учитель биологии
Класс: 10А.
Часов в год: 27, часов в неделю: 0,75.
Сведения об используемой программе:
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
Сведения об используемых учебниках:
Биология. 10-11 класс, Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц и др.-М.: Просвещение, 2014.
Авторы: Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц.
Издательство: Москва, Просвещение
Год: 2014
Мытищи
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №26, из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 2 часа в неделю.
Количество часов: всего 27 час.; в неделю 0,75 час.
Количество контрольных работ за год - 6
Количество лабораторных работ за год – 5
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник для образовательных учреждений
«Биология. 10-11 класс » Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц и др.-М.: Просвещение, 2014 ( в соответствии с федеральным перечнем учебников рекомендован к использованию действующим на 2016-2017 учебный год)
Содержание курса биологии 10 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов (всего) | в том числе | |
уроков |
контр. работ |
лабор работ | |
1 | Введение. Характерные свойства живого. Уровни организации жизни. | 1 |
1 |
- |
- | |
| ТЕМА №1 «КЛЕТКА_СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВОГО» | 3
| 3 | 1
| 3
| |
2 | ГЛАВА I: Химический состав клетки. |
3 |
3 |
К.р №1 |
Л.Р.№1 | |
3 | ГЛАВА II: Структура и функции клетки. | 3 | 3 | К.Р.№2 | Л.Р.№2 | |
4 | ГЛАВА III: Обмен веществ. | 3 | 3 | К.р. №3 | - | |
|
| ТЕМА № 2 «РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ» | 3 | 3 | 1 | 1 | |
5 | ГЛАВА V: Размножение организмов. | 3 | 3 | - | - | |
6 | ГЛАВА VI: Индивидуальное развитие организмов. | 1 | 1 | К.р.№4 | Л.р.№3 | |
| ТЕМА № 3 «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ» | 5 | 5 | 2 | 2 | |
7 | ГЛАВА VII: Основные закономерности явлений наследственности | 3 | 3 | К.Р.№5 | - | |
8 | ГЛАВА VIII: Закономерности изменчивости | 2 | 2 | - | Л.Р.№4 | |
9 | ГЛАВА IX: Генетика и селекция | 3 | 3 | К.Р.№6 | Л.р.№5 | |
| Итого: | 27 | 27 | | 6 | 5 | | |
| |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
Знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ;
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс.
№№ | Тема. | Кол-во часов | Дата | Кор. даты |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Введение. КЛЕТКА – СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВОГО Клетка. Химический состав клетки. Клеточная теория. | 1 | 04.09.2017-08.09.2017 | |
2 | Неорганические вещества клетки. Углеводы. Липиды. | 1 | 11.09.2017-15.09.2017 | |
3 | Белки: строение и функции. Нуклеиновые кислоты: ДНК. Нуклеиновые кислоты: РНК. | 1 | 18.09.2017-22.09.2017 | |
4 | АТФ: строение и роль в клетке. Обобщение раздела: «Химический состав клетки». Контрольная по теме: «Химический состав клетки». | 1 | 02.10.2017-06.10.2017 | |
5 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма (ЭПС, АГ, лизосомы). Цитоплазма (митохондрии, пластиды, КЦ, рибосомы, включения). | 1 | 09.10.2017-13.10.2017 | |
6 | Ядро. Прокариоты, эукариоты. Вирусы. | 1 | 16.10.2017-20.10.2017 | |
7 | Лабораторная работа № 1. «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом». Обобщение раздела: «Строение клетки». Контрольная работа по теме: «Строение клетки». | 1 | 07.11.2017-10.11.2017 | |
8 | Обмен веществ в клетке. Обмен веществ. Клеточное дыхание. Генетический код. Биосинтез белка. | 1 | 13.11.2017-17.11.2017 | |
9 | Биосинтез белка. | 1 | 20.11.2017-24.11.2017 | |
10 | Фотосинтез. Лабораторная работа № 2. «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука». Обобщение раздела: «Обмен веществ». | 1 | 04.12.2017-08.12.2017 | |
11 | Контрольная работа: «Обмен веществ». РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Митоз. | 1 | 11.12.2017-15.12.2017 | |
12 | Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение. | 1 | 18.12.2017-22.12.2017 | |
13 | Двойное оплодотворение у растений. Лабораторная работа №3. «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». | 1 | 11.01.2018-12.01.2018 | |
14 | Индивидуальное развитие организмов. Зародышевое развитие. Организм – единое целое. Обобщение разделов: «Размножение организмов» и «Индивидуальное развитие организмов». | 1 | 15.01.2018-19.01.2018 | |
15 | Контрольная работа: «Размножение организмов» и «Индивидуальное развитие организмов». ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ Генетика. Закономерности наследственности. История развития генетики. | 1 | 22.01.2018-26.01.2018 | |
16 | Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя. Цитологические основы I и II законов Менделя. Дигибридное скрещивание. III закон Менделя. | 1 | 05.02.2018-09.02.2018 | |
17 | Цитологические основы III закона Менделя. Решение задач. | 1 | 12.02.2018-16.02.2018 | |
18 | Принцип чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Сцепленное наследование. Генетика пола. | 1 | 19.02.2018-22.02.2018 | |
19 | Решение задач. Взаимодействие генов. | 1 | 05.03.2018-07.03.2018 | |
20 | Взаимодействие генотипа и среды. Обобщение раздела: «Закономерности наследственности». Контрольная работа по теме: «Закономерности наследственности». | 1 | 12.03.2018-16.03.2018 | |
21 | Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон Вавилова. | 1 | 19.03.2018-22.03.2018 | |
22 | Комбинативная изменчивость. Наследственная изменчивость человека. Лабораторная работа № 4. «Морфологические особенности растений различных видов». | 1 | 09.04.2018-13.04.2018 | |
23 | Обобщение раздела: «Закономерности изменчивости». Селекция. История развития селекции. | 1 | 16.04.2018-20.04.2018 | |
24 | Центры происхождения культурных растений. Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы селекции. | 1 | 23.04.2018-27.04.2018 | |
25 | Полиплоидия и отдалённая гибридизация. Искусственный мутагенез, его значение. | 1 | 07.05.2018-11.05.2018 | |
26 | Успехи отечественной селекции. Лабораторная работа № 5. «Изменчивость организмов». Обобщение раздела: «Селекция». | 1 | 14.05.2018-18.05.2018 | |
27 | Контрольная работа по теме: «Селекция». + урок резервного времени. | 1 | 21.05.2018-25.05.2018 | |