СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. ФГОС 7 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии. ФГОС 6 класс.    

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. ФГОС 7 класс.»

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 города Свободного


    1. РАССМОТРЕНО


На заседании МО учителей предметников №

От «___» __________2017 г.

    1. СОГЛАСОВАНО


Зам директора по

УВР МОАУ СОШ № 11

_____________Г.П. Рыжкова

«___» _____________2017 г.

    1. УТВЕРЖДЕНО

Директор МОАУ СОШ № 11

____________М.С. Киреева


Приказ №____________

От № «___»__________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 учебный год

по биологии в 7 А, Б классах.













Составитель программы:

учитель географии и биологии

Смирнов А.Н.

_______________________


















г. Свободный

2017г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

Рабочая программа по предмету "Биология" 7 класс создана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:


  • Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации» №273 ФЗ от 29 12.2012г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального государственных стандарта основного общего образования» от 17.12.2010г. № 1897).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденные Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993.9.

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Москва «Просвещение» 2014 г.

  • Учебный план МОАУ СОШ №11 г.Свободного на 2017-2018учебный год.

  • УМК «Сфера» Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.

Базовый учебник: Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. Авторы Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2014

Учебно-методический комплекс:


1. Сухорукова Л.Н., В.С. Кучменко Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией проф. В.М. Константинова. – М.: Просвещение, 2017

2. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2017.-176 с.

3. С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь № 1. – М.: Просвещение, 2017.

4. С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Просвещение, 2017.


Базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении вопросов, связанных с живой природой. Курс «Многообразие живых организмов» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о живых организмах. Программа по биологии в 7 классе знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания. При изучении представителей царств рассматриваются их происхождение, эволюция. Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы, вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Содержание и структура курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, наблюдательности, заботливого обращения с природой. Последовательность изучения тем способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей а природе как основы жизнедеятельности живых организмов и роли человека в этих процессах. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнения ряда лабораторных работ.

Цели и задачи:

- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными.

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

Место учебного предмета

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина. Курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения биологии.

Личностные результаты:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

результатами изучения курса «Биология» в 7 классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:
-
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. 
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. 

-Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

-Использование дополнительных источников информации.

-Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

-Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

-Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

Предметные результаты:

Знать:

  • Особенности живых организмов. Отличия их от тел неживой природы. Уровни организации живой природы.

  • Особенности строения прокариот. Их роль в природе и жизни человека

  • Особенности организации грибов.

  • Характерные признаки Царства Растений. Особенности строения и жизнедеятельности представителей царства растений. Многообразие видов. Приспособления растений к жизни в различных условиях среды. Роль в природе и жизни человека.

  • Особенности строения и жизнедеятельности животных. Распространение и заселение различных сред обитания. Особенности организации животных как особого царства, многообразие видов и сред обитания, роль животных в природных сообществах. Красная книга млекопитающих. Меры охраны.

  • Особенности строения и жизнедеятельности вирусов как неклеточных форм жизни, их роль в жизни человека.

уметь

  • отличать живые организмы от неживых тел, проводить классификацию живых организмов.

  • логически мыслить, работать с дополнительной и справочной литературой.

  • находить взаимосвязь строения с выполняемыми функциями,

  • различать группы растений и животных, их принадлежность отдельных растений к определенной систематической группе,

изучать биологические объекты и процессы

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать

на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

определять

  • принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать

  • воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации

находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами,

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;



  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, организмов животных;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления растительных организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека, влияние собственных поступков на живые организмы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации

Критерии оценки учебной деятельности по биологии:

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка уровня знаний учащихся.

Оценка устного ответа:

«5» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.

«4» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком, при этом допущены 2 – 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

«3» - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, не самостоятельный, нарушена логическая последовательность.

«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания, или допущены существенные ошибки, которые ученик не смог исправить. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определениях, терминах.

Оценка лабораторной работы.

«5» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности.

«4» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности. Но при этом допущены несущественные ошибки в оформлении.

«3» - работа выполнена не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в наблюдениях, выводах, в соблюдении правил по технике безопасности.

«2» - работа выполнена не менее, чем наполовину, но допущены 2 и более существенные ошибки в наблюдениях, выводах, или нарушены правила техники безопасности, или практическая работа не выполнена, или работа не оформлена в соответствии с правилами оформления

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 15-20 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 24 вопросов.

Время выполнения работы: 20-30 мин.

Оценка «5» - 22-24 правильных ответов, «4»- 17-21, «3» - 13-16 , «2» - менее 12


Содержание учебного предмета

Глава I. Организация живой природы (3 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации живой природы. Понятие «систематика» и ее задачи, принципы классификации живых организмов.

-Уровни организации живой природы. Общие свойства организмов. Средообразующая роль организмов.

-Вид. Общие признаки вида. Популяции разных видов — взаимосвязанные части природного сообщества.

-Природное сообщество — живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме.

-Разнообразие экосистем.

-Экосистема — часть биосферы.

Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучела и рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.

Экскурсия: 1. Разнообразие видов в сообществе.

Глава II. Эволюция живой природы (2 часа)

-. Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

-Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды

- Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы..

- Система растений и животных — отображение эволюции. Принципы классификации.

Демонстрация: таблицы, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.

Глава III. Царство Растений (12 часов)

-Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений .Жизненные формы растений. Современный растительный мир — результат эволюции.

-Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.

-Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей.

-Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.

-Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений.

-Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения.

-Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна.

- Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.

- Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания.

-Разнообразие современных папоротников и их значение.

- Отдел Голосеменные — древняя группа семенных растений.

-Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных.

-Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.
- Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и Двудольные.

-. Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные,

-Бобовые,

-Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения).

-Класс Однодольные, семейства: Лилейные

-Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных экосистемах.

-Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов..

-Овощеводство. Капуста — древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты.

Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности отдельных растений, средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие виды.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1, 2 «Изучение одноклеточных и многоклеточных водорослей»

Лабораторная работа №3-4«Строение зеленого мха кукушкин лен и мха сфагнум»

Лабораторная работа №5«Строение папоротника»

Лабораторная работа № 6«Строение побегов хвойных растений»

Лабораторная работа №7«Признаки однодольных и двудольных растений»

Лабораторная работа №8 «Признаки растений семейства Пасленовые»

Контрольная работа №1 по теме: «Растения - потребители органического вещества»


Глава IV. Царство Животные (14 часов)

-Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества.

-Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника.Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.

-Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип Инфузории. Особенности строения.

- Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.

-Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. КлассыЗначение кишечнополостных в водных экосистемах.

-Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями.

- Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями.

- Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей.

- Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов.

- Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие.

-Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие.

-Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых.

-Роль насекомых в экосистемах, практическое значение.

- Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика.
-Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. - Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры.

-Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение

-Класс Земноводные, или Амфибии.. Особенности строения, многообразие земноводных. Роль в экосистемах.

- Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека.

-Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом.

- Птицы наземных и водных экосистем.

-Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего и внутреннего строения.

- Размножение и развитие.

- Роль млекопитающих в различных экосистемах.

- Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов

- Развитие животноводства

Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, рисунки, репродукции картин, коллекции, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов животных, их происхождение, распространение в разных жизненных средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №9«Внешнее строение дождевого червя»

Лабораторная работа №10«Строение раковины моллюска»

Лабораторная работа №11 «Внешнее строение насекомого»

Лабораторная работа №12 «Внешнее строение птицы».


Глава V. Бактерии, грибы, лишайники (2 часа)

- Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека.

-Царство Грибы. Общие признаки

-. Роль грибов. Экологические группы грибов, их роль в экосистемах.

- Лишайники. Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.
Демонстрация: иллюстрирующие строение и разнообразие бактерий, грибов, лишайников, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлениях грибами; их роль в экосистемах.

Лабораторная работа:

Лабораторная работа №13«Строение плодовых тел шляпочных грибов»


Глава VI. Биологическое разнообразие и пути его сохранения (2 часа)

- Видовое и экосистемное разнообразие — компоненты биологического разнообразия.

-. Экосистемное разнообразие — основа устойчивости биосферы.

-Сохранение видового разнообразия. Красная книга.

- Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории.

Демонстрация: схемы, модели, рисунки, таблицы, гербарные экземпляры, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие охраняемые виды растений, животных, грибов, заповедные территории.

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование раздела или темы

Лабораторные

работы

Контрольные

работы

Экскурсии

Всего часов

1

Глава 1.Организация живой природы



1

3

2

Глава 2. Эволюция живой природы




2

3

Глава 3. Растения – производители органического вещества

8

1


12

4

Глава 4. Животные – потребители органического вещества

4



14

5.

Глава 5. Бактерии, грибы, лишайники

1



2

6.

Глава 6. Биологическое разнообразие и пути его сохранения


1


2

ИТОГО

13

2

1

35


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ (7 класс, 35 часов, 1 час в неделю)


№ урока

Тема урока

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий - УУД)

Планируемые образовательные результаты


Дата

план.

факт.

Предметные

УУД: Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные

Личностные



Глава 1. Организация живой природы (3 часа).


11


Введение. Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете биологии Организм.

Вид.

Знакомство с предисловием учебника. Основные методы изучения разнообразия живой природы. Общие признаки живых организмов. Организм и вид-различные уровни организации живой природы. Популяция-часть вида

Называть основные уровни организации живой природы. Описывать общие признаки живых организмов, естественные и искусственные природные сообщества родного края. Приводить примеры средообразующей деятельности живых организмов, Использоватьразличные источники информации для подготовки и обсуждения рефератов о разнообразии живых организмов, методах их изучения. Выделять существенные признаки организма как живой системы; признаки, по которым особи объединяются в популяции живой природы и виды

Перечислять методы изучения зоологии, систематические категории животных Сравнивать животных и растения, делать выводы.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Формирование эмоционально-ценностного отношения к живой природе на основе понимания ее системной организации, связи всех живых систем.



32

Природное сообщество. Разнообразие видов в сообществе.

Экскурсия:1. 

Разнообразие видов в сообществе

Общая характеристика природного сообщества. Видовая структура сообщества.

Называть естественные и искусственные природные сообщества родного края. Объяснять роль ярусности в использовании живыми организмами ресурсов среды обитания. Оценивать значение видового разнообразия. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по тем урока.

Приводить примеры прямых и косвенных трофических связей, экологических групп, взаимодействия животных

Р. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию

нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.



3

Экосистема


Видовая структура экосистемы.

Приводить примеры организмов производителей, потребителей и разрушителей органического вещества в экосистеме. Устанавливать взаимосвязь между живыми компонентами экосистемы и неживой природой. Сравнивать естественные и искусственные экосистемы. Составлять пищевые цепи. Называть компоненты экосистемы. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о разнообразии экосистем в биосфере.

Умение работать в группах и индивидуально

Р. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;



Глава 2. Эволюция живой природы (2 часа)


4

Эволюционное учение. Доказательства эволюции

Эволюция, естественный отбор, борьба за существования .Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою Рудимент, реликт, палеонтология. Эволюция, записанная в строении организма

Называть движущие силыи результаты эволюции. Объяснятьформирование

приспособленийс позиций учения Дарвина.

Использоватьразличные источники информации для подготовкисообщения. Приводить примеры реликтовых видов животных и растений. Объяснять значение рудиментарных органов, реликтовых видов, сходство ранних этапов эмбрионального развития животных и человека для доказательства эволюции

Приводить пример различных форм изменчивости, борьбы за существование и проявления естественного отбора. Описывать процесс видообразования. Прогнозировать результаты эволюции животных.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.


Развитие личностных представлений об историческом развитии живой природы, роли естественного отбора. Выражение собственного отношения к центральному положению эволюционного учения



5

История развития жизни на Земле. Система растений и животных.

Архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Научные гипотезы возникновения жизни на Земле. Систематика, классификация, вид, род

Называть эры в истории развития жизни на Земле и наиболее важные события в развитии животного и растительного мира. Характеризовать возникновение и существование жизни на Земле в форме экосистемыы. Определять предмет изучения систематики,естественной классификации. Устанавливать соподчинённость основных систематических групп растений и животных.

Объяснять гипотезы возникновения жизни на Земле и основные её этапы. Знать основные систематические единицы, уметь определять место растений, животных в системе органического мира

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.



Глава 3. Растения- производители органического вещества (12 часов)

6



Царство Растения. Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.

Основные признаки царства Растения. Разнообразие растений. Слоевище, хромотофор, ризоиды. Водоросли-самые древние растения Земли

Выделять отличительные признаки представителей царства растения, характерные особенности состава и строения водорослей.

Называть и приводить примеры основных жизненных форм растений.

Описывать основные этапы эволюции растений, отличительные признаки растений семейства

Обосновывать роль растений в природе.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений об историческомразвитии растительного мира

Уметь сравнивать, выделять главное и делать выводы.

Описывать строение и роль в природе и практической деятельности. Узнавать по рисункам представителей водорослей.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


Формирование мотивации к познавательной деятельности на основе использования различных источников информации о познавательном, эстетическом, средообразующем, практическом значении растений.



17

Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли.

Л.р №1, 2

«Изучение одноклеточных и многоклеточных водорослей»

Роль водорослей в водных экосистемах.

Изучение одноклеточных и многоклеточных водорослей на основе наблюдений Водоросли-составная часть планктона.

Проводить наблюдение, используя увеличительные приборы в процессе лабораторной работы. Описывать и сравнивать представителей одноклеточных и многоклеточных водорослей. Фиксировать результаты наблюдения, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лаб. оборудованием Обосновывать роль водорослей в водных экосистемах, значение фитопланктона..

Фиксация результатов наблюдений. Находить зависимость между строением и функциями

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: обсуждать вопросы со сверстниками

Самоопределение. Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования.



8

Подцарство Высшие растения.

Эволюция высших растений. Первые наземные растения-псилофиты.

Называть основные события в эволюции высших растений. Выявлять характерные черты псилофитов, прогрессивные признаки высших растений. Сравнивать особенности строения водорослей и высших растений, делать выводы о связи их строения со средой обитания.

Уметь доказывать происхождение одних отделов от других.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.




9

Отдел

Моховидные. Строение зеленого мха кукушкин лен. Строение сфагнума.


Л.Р№3-4«Строение зеленого мха кукушкин лен и мха сфагнум»


Роль мхов в образовании болотных экосистем.

Общая характеристика отдела Моховидные. Разнообразие мхов. Изучение кукушкина льна. Средообразующая роль мхов. Болота-удивительные фильтры.

Описывать внешнее и внутреннее строение мхов, выделять их существенные особенности.

Устанавливатьвзаимосвязь полового и бесполого поколенийвжизненномцикле мхов. Делать выводы о связи особенностей строения и размножения мхов со средой обитания. Выявлять особенности строения мхов на основе наблюдений при выполнении лаб. р. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы Выявлять характерные особенности сфагновых мхов. Сравнивать особенности строения кукушкина льна и сфагнума

Описывать строение и роль в природе и практической деятельности. Узнавать по рисункам представителей моховидных.. Фиксация результатов наблюдений

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте.

К: обсуждать вопросы со сверстниками Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.


Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.



10

Отделы Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные.

Л.р №5«Строение папоротника» Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов.


Общая характеристика папоротникообразных. Папоротниковидные-живые ископаемые. Отделы Хвощевидные и Плауновидные

Определять представителей отделов Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные, на натуральных объектах, рисунках.Сравниватьособенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о более прогрессивном строении папоротников. Устанавливать особенности строения и размножения папоротников, хвощей и плаунов в связи с их средой обитания. Фиксировать результаты наблюдений в виде схем и рисунков. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Описывать строение и роль в природе и практической деятельности. Узнавать по рисункам представителей папоротниковидных. Уметь работать с гербарием.

Находить зависимость между строением и функциями.


Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.



11

Отдел Голосеменные


Л.р№ 6«Строение побегов хвойных растений» Разнообразие хвойныхи их роль в экосистеме тайги.


Появление в процессе эволюции семенного способа размножения растений. Преимущества семенного размножения

Выявлять общие черты семенных растений. Объяснять преимущества семенного размножения с помощью спор. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдатьправила поведения в кабинете биологии. Приводить примеры наиболее распространенных хвойных растений, реликтовых видов голосеменных. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функциями хвои.

Уметь работать с гербарием

и натуральными объектами природы. Описывать строение и роль в природе и практической деятельности. Узнавать по рисункам представителей простейших.


Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.


Формирование мотивации к познавательной деятельности на основе использования различных источников информации о познавательном, эстетическом, средообразующем, практическом значении растений.



12

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые. Л.Р№7«Признаки однодольных и двудольных растений»

Характерные признаки покрытосеменных. Основные отличия покрытосеменных от голосеменных растений.

Выявлятьчертыболеевысокой организации упокрытосеменных, чем уголосеменных.Называть и сравнивать представителей разных классов покрытосеменных растений. Применять знания о движущих силах эволюции для объяснения происхождения цветковых растений. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Применять знания о строении и особенностях размножения голосеменных в практической деятельности. Использовать ресурсы электронного приложения для подготовки сообщений об исследованиях учёных –систематиков.

Описывать строение и роль в природе и практической деятельности. Узнавать по рисункам представителей простейших.

Находить зависимость между строением и функциями. Уметь работать с гербарием и натуральными объектами

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать .

Формирование мотивации к познавательной деятельности на основе использования различных источников информации о познавательном, эстетическом, значении растений.



13

Класс Двудольные.

Семейство Крестоцветные

Семейство Бобовые.


Класс Двудольные растения. Отличительные признаки семейства Крестоцветные. Отличительные признаки семейства Бобовые. Роль бобовых в природе.

Описывать отличительные признаки растений семейства Крестоцветные, составлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов. Определять растения семейства Крестоцветные по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ. Применять знания в ситуациях повседневной жизни об эволюции крестоцветных. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лаб. оборудованием.

Находить зависимость между строением и функциями. Описывать строение и роль в природе и практической деятельности. Узнавать по рисункам представителей простейших.

Уметь работать с гербарием.

Находить зависимость между строением и функциями. Описывать строение и роль в природе.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

К: обсуждать вопросы со сверстниками Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение.


Формирование мотивации к познавательной деятельности на основе использования различных источников информации о познавательном, эстетическом, средообразующем, практическом значении растений.



14

Семейство Пасленовые Л.р №8

«Признаки растений семейства Пасленовые»

Отличительные признаки семейства Паслёновые. Разнообразие, жизненные формы. Роль паслёновых в природе.

Описывать отличительные признаки растений семейства Паслёновые, составлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов.

Определять растения семейства Паслёновые по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ. Применять знания в ситуациях повседневной жизни об эволюции паслёновых. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лаб. оборудованием.

Находить зависимость между строением и функциями. Описывать строение и роль в природе и практической деятельности. Узнавать по рисункам представителей простейших.

Уметь работать с гербарием.


Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование ,нравственно-этическая ориентация .



15

Класс Однодольные

Семейство Лилейные Семейство Злаки.


Отличительные признаки семейства Лилейных Разнообразие, жизненные формы. Роль лилейных в природе.

Описывать отличительные признаки растений семейства Лилейные, составлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов.

Определять растения семейства Лилейные по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лаб. оборудованием.

Находить зависимость между строением и функциями. Описывать строение и роль в природе и практической деятельности. Узнавать по рисункам представителей простейших.

Уметь работать с гербарием.


Р: умение организовать выполнение заданий учителя.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

К: обсуждать вопросы со сверстниками

Нравственно-этическая ориентация



16

Роль покрытосеменных для развития земледелия.

Основные направления земледелия. История развития земледелия

Называть основные культурные растений различных семейств. Устанавливать отличительные особенности твёрдой и мягкой, озимой и яровой форм пшеницы, разновидностей капусты. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебных проектов о хлебных зерновых культурных, овощах.

Уметь приводить примеры из собственного опыта

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать .

Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.



17

Контрольная работа №1 по теме: «Растения -потребители органического вещества»

Обобщающий урок

Определять и классифицировать представителей царства Растения, приводить примеры цветковых растений различных семейств. Описыватьхарактерные особенности растений различных систематических групп. Устанавливать филогенетические связи между отделами растений, делать выводы об эволюции растительного мира. Обосновывать роль мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных в естественных экосистемах. Использовать различные источники информации для подготовки и презентации учебных проектов, сообщений, рефератов о разнообразии и роли растений в экосистемах.

Умение работать в группах и индивидуально

Р: умение организовать выполнение заданий учителя.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

К: обсуждать вопросы со сверстниками

Самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;смыслообразование , нравственно-этическая ориентация .



Глава 4. Животные-потребители органического вещества (14 часов)

18


Царство Животные. Подцарство Одноклеточные.

Зоология-наука о животном мире. Животные –потребители органического вещества. Подцарство Одноклеточные. Деление простейших на типы.

Выявлятьотличительныепризнаки царства Животные.описывать основные симметрии многоклеточных животных, наиболее значимые события в эволюции животного мира. Использовать различные источники информации для подготовки сообщений о происхождении и развитии животного мира. Выявлять характерные признаки подцарства Одноклеточные,

Сравнивать животных и растения, делать выводы. Описывать строение и роль в природе и практической деятельности. Узнавать по рисункам представителей простейших.


Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать . Р. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Формирование мотивации к изучению разнообразия животного мира нашей планеты, самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории.



19

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Тип Кишечнополостные.

Характерные признаки подцарстваМногоклеточные. Происхождение многоклеточных животных Общие сведения о кишечнополостных.

Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные. Называть представителей многоклеточных животных. Обосновывать выводы об усложнении живой природы в ходе эволюции. Выделять признаки наиболее вероятного предка многоклеточных беспозвоночных. Раскрывать роль беспозвоночных в экосистемах.

Уметь сравнивать, выделять главное и делать выводы Узнавать по рисункам представителей кишечнополостных

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом



20

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви.

Признаки типа Плоские черви. Разнообразие плоских червей. Роль плоских червей. Признаки типа Круглые черви. Нематода и аскарида. Разнообразие круглых червей.

Выделять характерные особенности типа Плоские черви. Распознавать представителей классов плоских червей по таблицам, рисункам, фотографиям. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, образом жизни и средой обитания плоских червей. Применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых паразитическими видами плоских червей. Обосновывать вклад отечественных учёных в развитие паразитологии. Раскрывать роль плоских червей в экосистемах.

Узнавать по рисункам представителей классов плоских червей. Описывать строение и их роль в природе, профилактику заражения червями Описывать строение и их роль в природе. Узнавать по рисункам представителей

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать .

Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.



21

Тип Кольчатые черви.

Л.Р№9«Внешнее строение дождевого червя»

Признаки представителей типа Кольчатые черви. Класс Пиявки

Выявлять черты более высокой организации круглых червей по сравнению с круглыми червями – наличие замкнутой кровеносной системы и вторичной полости тела. Распознавать и классифицировать представителей типа Кольчатые черви. Устанавливать взаимосвязь между строением и жизнедеятельностью дождевого червя с обитанием в почве. Сравнивать представителей разных классов кольчатых червей. Обосновывать значение дождевых червей в почвообразовании. Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о роли кольчатых червей в экосистемах и жизни человека.

Описывать строение и их роль в природе. Узнавать по рисункам представителей.

Сравнивать строение круглых и кольчатых червей.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать .




22

Тип Моллюски.

Л.Р №10«Строение раковины моллюска»

Признаки представителей типа Моллюски. Значение моллюсков. Разнообразие и классификация.

Выявлять характерные признаки типа Моллюски, приводить примеры его представителей. Распознавать , сравнивать и классифицировать представителей классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Устанавливать взаимосвязь между строением и образом жизни представителей типа Моллюски. Обосновывать роль моллюсков в водных экосистемах. Применять знания в процессе выполнения лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лаб. оборудованием.

Находить зависимость между строением и функциями Описывать строение и их роль в природе. Узнавать по рисункам представителей. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование , нравственно-этическая ориентация .



23

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные.

Общая характеристика представителей типа Членистоногие. Классификация.

Выявлять характерные признаки классов типа Членистоногие, черты более высокой организации по сравнению с кольчатыми червями. Распознавать представителей класса Ракообразные на рисунках , фотографиям. Устанавливать взаимосвязь строения речного рака с условиями среды его обитания. Описывать роль членистоногих в водных экосистемах и жизни человека. Использовать ресурсы электронного приложения для подготовки сообщений и учебных проектов о разнообразии ракообразных.

Находить зависимость между строением и функциямиОписывать строение и их роль в природе. Узнавать по рисункам представителей Сравнивать строение представителей разных классов.

Р. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.




24

Класс Паукообразные.

Характерные признаки паукообразных. Места обитания представителей класса. Разнообразие паукообразных.

Выявлять характерные признаки паукообразных. Определять и классифицировать представителей класса по рисункам, коллекциям, фотографиям. Распознавать ядовитых паукообразных. Устанавливать взаимосвязь строения паукообразных с их хищным и паразитическим образом жизни. Объяснять необходимость мер профилактики клещевого энцефалита и болезни Лайма. Использовать ресурсы электронного приложения для подготовки сообщений и учебных проектов о разнообразии паукообразных.

Описывать строение и их роль в природе. Узнавать по рисункам представителей Сравнивать строение представителей разных классов

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П: Строить логическое рассуждение.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников.




25

Класс Насекомые: характерные признаки. Особенности строения.


Л.р№11 «Внешнее строение насекомого»

Насекомые-самая многочисленная группа животных. Особенности внешнего строения

Описывать характерные признаки внешнего и внутреннего строения представителей класса Насекомые. Устанавливать взаимосвязь строения насекомых с образом их жизни и средой обитания.

Описывать строение и их роль в природе. Узнавать по рисункам представителей Сравнивать строение представителей разных классов

Р. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование , нравственно-этическая ориентация .








26

Тип Хордовые.

Позвоночные животные. Надкласс Рыбы.


Признаки хордовых животных. Разнообразие представителей, классификация типа Хордовые. Рыбы-самые древние позвоночные животные. Характерные признаки представителей надкласса Рыбы.

Описывать основные признаки типа Хордовые. Сравнивать особенности строения бесчерепных и позвоночных животных. Выявлять черты более высокой организации ланцетника по сравнению с беспозвоночными, позвоночных животных по сравнению с бесчерепными. Обосновывать выводы о родстве бесчерепных и позвоночных животных. Описывать особенности внешнего и внутреннего строения рыб. Выявлять черты приспособленности к обитанию в водной среде.

Знать особенности типа. Приводить примеры представителей подтипа бесчерепные. Отличать ланцетника от беспозво ночных Знать особенности надкласса. Находить зависимость между строением и функциями.


Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Осознавать потребность и готовность к самообразованию.




27

Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы.

Характерные отличия представителей хрящевых рыб. Роль хрящевых рыб в экосистемах и жизни человека Характерные признаки представителей класса Костные рыбы.

Описывать особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в водной среде. Выявлять признаки более низкой организации хрящевых рыб по сравнению с костными.

Распознавать представителей хрящевых рыб по таблицам, рисункам, фотографиям.

Наблюдать и описывать поведение рыб.Обосновывать роль хрящевых рыб в экосистемах и жизни человека, необходимость их охраны.

Описывать строение и их роль в природе. Узнавать по рисункам представителей Сравнивать строение представителей разных классов Описывать строение и их роль в природе. Узнавать по рисункам представителей Сравниватьстроение представителей разных классов

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование , нравственно-этическая ориентация .




28

Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

Характерные признаки класса Земноводные. Особенности процессов размножения и развития земноводных. Пресмыкающиеся как настоящие наземные животные. Происхождение. Разнообразие

Описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных. Выявлять прогрессивные признаки в строении систем органов земноводных по сравнению с рыбами. Определять и классифицироватьпредставителей земноводных по таблицам, рисункам, фотографиям. Устанавливать взаимосвязь строения и размножения земноводных с условиями их обитания. Наблюдать стадии индивидуального развития лягушки. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о разнообразии земноводных.

Описывать строение и их роль в природе. Узнавать по рисункам представителей Описывать значение рыб. Находить зависимость между строением и функциями.

Узнавать по рисункам представителей.


Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение.

К: формулировать собственное мнение и позицию Р. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.






29

Класс Птицы.

Л.р №12 Внешнее строение птицы. Птицы наземных и водных экосистем.


Птицы-покорители воздуха. Основные систематические группы птиц. Особенности внутреннего строения птиц Основные экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов, побережий

Описывать особенности внешнего строения птиц в процессе выполнения лаб.р. Распознавать птиц в природе, а также на таблицах, рисунках, фотографиях. Сравнивать строение птиц и пресмыкающихся, делать выводы о происхождении птиц. Устанавливать связь внешнего и внутреннего строения птиц с их приспособленностью к полёту. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лаб. оборудованием. Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о разнообразии земноводных.

Доказывать происхождение птиц от пресмыкающихся

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать.

К: формулировать собственное мнение и позицию





30

Класс Млекопитающие: общая характеристика, особенности строения. Особенности размножения и развития млекопитающих

Млекопитающие-цари природы. Общая характеристика. Особенности внутреннего строения. Особенности нервной системы. Общая характеристика размножения и развития млекопитающих

Описывать основные признаки млекопитающих. Распознавать и классифицировать конкретных представителей на таблицах, рисунках, фотографиях. Сравнивать млекопитающих с пресмыкающимися, делать выводы о происхождении млекопитающих, более высоком уровне их организации. Объяснять причины высокого уровня обмена веществ и теплокровности млекопитающих. Описывать особенности размножения представителей первозверей и зверей, сумчатых и плацентарных млекопитающих.

Находить зависимость между строением и функциями. Узнавать по рисункам представителей. Находить зависимость между строением и функциями.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников.




31

Роль млекопитающих различных экосистем.

Роль птиц и млекопитающих в жизни человека.

Среды жизни и места обитания млекопитающих. Звери. Функции млекопитающих в природе

Описывать характерные особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни млекопитающих различных экосистем. Приводить примеры представителей млекопитающих различных экосистем, редких и исчезающих видов. Определять представителей млекопитающих различных экосистем на таблицах, рисунках, фотографиях. Обосновывать необходимость охраны редких видов млекопитающих и экосистем. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии экологических групп млекопитающих.

Находить зависимость внешнего и внутреннего строения от образа жизни млекопитающих различных экосистем.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Осознавать потребность и готовность к самообразованию.




Глава 5. Бактерии, грибы- разрушители органического вещества. Лишайники. (2 часа)


32


Царство Бактерии. Царство Грибы. Л.Р№13«Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Характерные признаки царства Бактерии. Разнообразие бактерий. Сравнительная характеристика грибов, растений животных. Разнообразие грибов

Описывать характерные признаки бактерий. Приводить примеры автотрофных и гетеротрофных бактерий, бактерий - возбудителей заболеваний человека. Раскрывать значение бактерий в экосистемах, деятельности человека. Применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых бактериями. Описывать признаки одноклеточных и многоклеточных грибов. Сравнивать особенности строения грибов с особенностями строения растений и животных.

Узнавать по рисункам представителей. Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Дальнейшее формирование мотивации к обучению биологии на основе знакомства с разнообразием царств Бактерии и Грибы, разнообразии лишайников.




33

Лишайники. Роль грибов в природе и жизни человека.


Разнообразие съедобных, условно-съедобных и ядовитых грибов. Разнообразие грибов-паразитов.

Описывать признаки грибов различных экологических групп. Распознавать и классифицировать съедобные, ядовитые и паразитические грибы по натуральным объектам, рисункам, фотографиям. Оценивать роль грибов в экосистемах. Соблюдать правила сборки плодовых тел шляпочных грибов. Осваивать приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами.


Узнавать по рисункам представителей. Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания.


Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.





Глава 5. Биоразнообразие ( 2 часа)




34


Видовое разнообразие . Экосистемное разнообразие Пути сохранения биоразнообразия.

Биологическое разнообразие, его составляющие, видовое разнообразие Экосистемное разнообразие. Лесные и степные экосистемы. Сокращение разнообразия лесных экосистем,

Называть и определять исчезнувшие виды растений и животных на рисунках и фотографиях. Оценивать значение видового разнообразия для поддержания устойчивости экосистемы. Устанавливать причины сокращения видового разнообразия в процессе эволюции и в результате деятельности человека. Прогнозировать последствия сокращения видового разнообразия для целостности биосферы. Описывать естественные и искусственные экосистемы, лесные и степные экосистемы.

Давать определения терминам. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Давать определения терминам. Раскрывать сущность законов России об охране животного мира.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение.

К: формулировать собственное мнение и позицию




35

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

Контрольный урок

Называть и характеризовать организмы и системы органов растительного и животного организмов. Объяснять роль представителей различных царств живой природы в природных сообществах и биосфере в целом. Определять средообразующую роль представителей различных царств. Излагать собственную точку зрения на способы сохранения биоразнообразия.

Умение работать индивидуально

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Осознание необходимости бережного отношения к природе.