СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная программа реализуется на основе линии УМК «Биология» (6 класс). « Многообразие покрытосеменных растений» автора В.В.Пасечника. В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в основной школе. При разработке данной программы предполагается преемственность обучения биологии в начальной школе . Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и примерных программ по биологии и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса указывается последовательность изучения разделов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и т.д .Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить конкретное представление о целях содержании стратегии обучения ,воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета биология; предусматривает выделение этапов обучения структурирования учебного материала определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов .В Рабочей программе детально раскрыто содержание изучаемого материала ,пути формирования системы знаний ,умений и способов деятельности, развития учащихся.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Терновская основная общеобразовательная школа
Острогожского района Воронежской области
Рассмотрено: Руководитель МО ___________ С.В. Москалева «____»___________2016г. Протокол № _____ | | Утверждаю: Директор МКОУ Терновская ООШ ___________ Л.В. Болховитина «___»______________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО предмету «Биология»
6 класс
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель: Москалева Светлана Викторовна
учитель биологии МКОУ Терновская ООШ
с.Терновое-2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по учебным предметам. Биология 5-6 (стандарты второго поколения), в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, представленными во ФГОС. Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Данная рабочая программа обеспечивает дополнительную подготовку обучающихся по биологии за счет дополнения и углубления содержания образования по сравнению с содержанием, предусмотренным примерной программой по биологии, а также за счет увеличения количества часов на изучение предмета на 1 час в неделю.
Данная программа реализуется на основе линии УМК «Биология» (6 класс). « Многообразие покрытосеменных растений» автора В.В.Пасечника. В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в основной школе. При разработке данной программы предполагается преемственность обучения биологии в начальной школе . Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и примерных программ по биологии и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса указывается последовательность изучения разделов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и т.д .Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить конкретное представление о целях содержании стратегии обучения ,воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета биология; предусматривает выделение этапов обучения структурирования учебного материала определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов .В Рабочей программе детально раскрыто содержание изучаемого материала ,пути формирования системы знаний ,умений и способов деятельности, развития учащихся.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках и учебно-методических пособиях созданных коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника. Учебное содержание курса включает следующие разделы:
«Бактерии .Грибы .Растения».-35часов. 1 час в неделю (5класс).
«Многообразие покрытосеменных растений»-6 класс. 1 час в неделю (35часов).
«Животные» -70 часов, 2 часа в неделю (7класс).
«Человек»-70 часов, 2 часа в неделю (8класс).
«Введение в общую биологию».-70 часов, 2 часа в неделю (9класс) .
В б классе учащиеся узнают о строении и многообразии покрытосеменных растениях,
Учащиеся получают общие представления о процессах жизнедеятельности, обмене веществ и превращении энергии , питании и дыхании растений. Знакомятся с основными систематическими категориями: вид, род, семейство и т.д. Изучают классификацию цветковых растений, нравственных нормах и принципах отношения к природе . Учащиеся получают сведения о растительных сообществах, влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Не нарушая структуры программы ее целостности в связи с увеличением количеством часов в программу, в частности, в некоторые разделы внесены изменения, которые направлены для приобретения практических навыков, повышения уровня знаний ,а также экскурсий и уроков требующих длительного выполнения, проектная деятельность . В разделы программы по возможности включен краеведческий материал. Разделы тем с корректированы и расширены .
Раздел 1Строение и многообразие покрытосеменных растений 23 часа (вместо14ч)
Раздел 2. Жизнь растений - 16 часов (вместо 10 ч)
Раздел 3. Классификация растений 10 час ( вместо 6 ч)
Раздел 4. Природные сообщества8 часов (вместо 3 ч)
Добавлен раздел 5. Основные этапы развития растительного мира (9 часов)
Включены обобщающие уроки после изучения каждой темы.
Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным его усложнением. Программа предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5- 9 классы.
Общая характеристика учебного предмета
Содержательной основной школьного курса биологии является биологическая наука, которая обеспечивает
формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
овладением научным подходом к решению различных задач ;
овладение умениями формулировать гипотезы конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты ;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни ;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде ,осознания значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведение точных измерений и адекватной оценки полученных результатов представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
Реализуются цели нескольких уровней :
глобальном, метапредметном, личностном, предметном на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ .
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями , в том числе изменением социальной ситуации развития -ростом информационных перегрузок изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются :
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений
,обеспечивающих включение учащихся в ту или иную группу или общность -носителя ее норм ценностей, ориентации ,осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей
накопленных обществом в сфере биологической науки,
Биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей :признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей ,экологическое сознание ,воспитание любви к природе,
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний , овладением методами исследования природы формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями : учебно - познавательными информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными,
формирование у учащихся познавательной культуры,осваиваемой в процессе познавательной деятельности и эстетической культуры, как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Обучающие, развивающие и воспитательные цели
Обучение биологии в данном УМК реализуются в процессе формирования , совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.
• ОБУЧАЮЩИЕ ЦЕЛИ: усвоение учащимися знаний о живой природе о живых системах и
присущих им свойствах, о строении , жизнедеятельности и средообразующей роли
организмов; формировании у учащихся представлений об истории развития
биологической науки , о значении биологических знаний в жизни людей ; развитие
знаний об основных методах биологической науки ; овладение умениями применять
биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы
,обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека ;
развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами работать с
реализуются цели нескольких уровней :
глобальном, метапредметном , личностном, предметном на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ . Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями , в том числе изменением социальной ситуации развития -ростом информационных перегрузок изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий. Наиболее продуктивным сточки зрения решения задач, развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования
как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимы . С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются :
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений
,обеспечивающих включение учащихся в ту или иную группу или общность -носителя ее норм ценностей, ориентации ,осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей
накопленных обществом в сфере биологической науки,
Биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей :признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,здоровья своего и других людей ,экологическое сознание ,воспитание любви к природе,
развитие познавательных мотивов направленных на получение нового знания о живой природе познавательных качеств личности связанных с усвоением основ научных знаний , овладением методами исследования природы формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями : учебно - познавательными информационными ,ценностно-смысловыми, коммуникативными,
формирование у учащихся познавательной культуры ,осваиваемой в процессе познавательной деятельности , и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Обучающие, развивающие и воспитательные цели
обучения биологии в данном УМК реализуются в процессе формирования , совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.
• ОБУЧАЮЩИЕ ЦЕЛИ: усвоение учащимися знаний о живой природе о живых системах и
присущих им свойствах, о строении , жизнедеятельности и средообразующей роли
организмов; формировании у учащихся представлений об истории развития
биологической науки , о значении биологических знаний в жизни людей ; развитие
знаний об основных методах биологической науки ; овладение умениями применять
биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы
,обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека ; развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами работать с
лабораторным и экскурсионным оборудованием , проводить простые опыты ,и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: предполагают развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся ; привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям связанных с биологией .
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ : воспитание позитивного ценностного отношения к природе ответственного отношения к собственному здоровью, формирование ценностного отношения к жизни как феномену; развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле. Достижение школьниками основной цели обучения биологии способствует их развитию как личностей .Курс биологии в наибольшей мере ,по сравнению с другими школьными курсами , направлен на формирования нравственных ценностей -ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самооценки уникальности и неповторимости всех живых объектов ,в том числе и человека . ТАКИМ ОБРАЗОМ ,главные цели курса соответствуют тому ,что зафиксировано в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по биологии , а сам курс полностью соответствует новому Федеральному базисному учебному плану и примерным программам по биологии для основного общего образования .
Место предмета в учебном плане .
Предмет биология входит в предметную область учебного плана «Естественно-научные предметы». Согласно учебному плану школы, на изучение биологии в 6 классе биолого-географического профиля отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю, из них 35 часов (1 часа) из обязательной части учебного плана и 35 часов (1 час) из части, формируемой участниками образовательного процесса.
Универсальные учебные действия
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативной компетенции, основу которых составляет процесс общения и грамотная речь. Это способствует правильному использованию биологической терминологии и символики ,развитию потребности вести диалог,выслушивать мнение оппонента , учавствовать в дискуссии. Развитие личности в системе образования обеспечивается , прежде всего , через формирования универсальных учебных действий ,которые выступают инвариативной основой образовательного и воспитательного процесса . УУД- это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта ; совокупность способов действия учащегося , обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений , включая организацию этого процесса. Это обобщенные способы действий, открывающие возможности ориентации учащихся , как в различных предметных областях, так и в самой учебной деятельности , включая осознание учащимися ее целей , ценностно-смысловых и операционных характеристик.
Таким образом, достижения «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности , которые включают : 1) учебные мотивы ,2) учебную цель ,3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции(ориентировка, преобразование материала ,контроль и оценка). Под метапредметными действиями понимаются умственные действия учащихся , направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью и применяются как в рамках образовательного процесса дак и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
ФУНКЦИИ УУД:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения , ставить учебные цели , искать и использовать необходимые средства и способы достижения контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности ;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию в поликультурном обществе , высокой социальной и профессиональной мобильности;
• обеспечение успешного усвоения знаний , умений , и навыков , формирование картины
мира и компетентностей в любой предметной области.
Виды Универсальных Учебных Действий: ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Освоение общекультурного наследия Россини общемирового культурного наследия; ориентация в системе норм и ценностей , особенностях социальных отношений и взаимодействий ; экологическое сознание ,признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях ; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий ; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; уважение к личности и ее достоинству доброжелательные отношения к окружающим гражданский патриотизм , любовь к Родине ,чувство гордости за свою страну,уважение к другим народам России и мира и принятие их , межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству ; потребность в самореализации , самовыражении, социальном признании , умении вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических политических и экономических условий готовность к выбору профильного образования , выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению готовность к самообразовнию и самовоспитанию.
• РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
целеполаганию, включая постановку новых целей преобразование практической задачи в познавательную , умение самостоятельно планировать,анализировать и контролировать условия достижения цели ,уметь принимать решения в проблемной ситуации ,уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее, эффективный способ осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач , адекватно оценивать свои возможности достижения цели.
• КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
формулировать собственное мнение и позицию , аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь ; адекватно использовать речевые предметные средства для решения различных коммуникативных задач ; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками определять цели и функции участников , способы взаимодействия ; планировать общие способы работы ; работать в группе - устанавливать рабочие отношения , эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации ;интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми ; знать и уметь применять основы коммуникативной рефлексии ; использовать мотивы и потребности для отображения своих чувств и мыслей ; брать на себя инициативу в организации в совместного действия ; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе на основе уважительного отношения к партнерам ,адекватного межличностного восприятия , готовности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
ПОЗНАВТЕЛЬНЫЕ УУД включают:
1) ОБЩЕУЧЕБНЫЕ универсальные действия: осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач ; осуществлять сравнение и классификацию самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций ;строить логическое рассуждение ,включающее установление причинно- следственных связей ; объяснять явления и процессы , связи и отношения выявляемые в ходе исследования ; владеть основами ознакомительного изучающего , усваивающего и поискового чтения ; знать и использовать основы рефлексивного чтения ; постановка и формулировка проблемы самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера ; действия со знаково-символическими средствами (замещение ,кодирование декодирование моделирование).
2)ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ, имеют общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания . В рамках школьного обучения биологии логическое мышление понимается способности и умения учащихся производить простые логические действия (анализ синтез, сравнения ,обобщения), а также составные логические операции(построение, рассуждения ,отрицания опровержение , с использованием различных схем - индуктивной и дедуктивной).
НОМЕНКЛАТУРА ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ВКЛЮЧАЕТ:
сравнение конкретно-чувственных и иных данных(с целью выделения тождеств различия определения общих признаков и составления классификации); опознание конкретно-чувственных и иных объектов с целью включения в тот или иной класс; анализ-выделение элементов и единиц из целого расчленение целого на части; синтез-составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая ,восполняя недостающие компоненты; классификация -отнесение предмета к группе на основе заданного признака; обобщение генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущности связи ; подведение под понятия -распознавание объектов выделение существенных признаков и их синтез .вывод следствий; установление аналогий. ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
способы преобразования учебного материала , представляют действия моделирования выполнения функции отображения учебного материала ,выделения существенного отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование и обобщение знаний .Это действия - моделирование-преобразование объекта из чувственной формы и модель где выделены существенные характеристики объекта -(пространственно-графическая или знаково-символическую).- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ЧТО РЕЗУЛЬТАТОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД в 6 классе БУДУТ ЯВЛЯТЬСЯ УМЕНИЯ :
произвольно или осознанно владеть общим приемом решения задач ; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ; использовать знаково-символические средства в том числе модели и схемы для решения задач осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ; использовать знаково-символических средств в том числе модели и схемы для решения учебных; ориентироваться на разнообразие способов решение задач ; учиться основам
Результативность изучения предмета биологии в основной школе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе ;
формирование познавательного интереса к изучению живой природы, уметь:
а) сравнивать строение и функции клеток растений, организмы прокариоты и эукариоты
б) делать выводы о клеточном строении организмов растений, бактерий, грибов, об
усложнении растительного мира в процессе эволюции;
в) строить рассуждения, анализировать;
3) эстетическое отношение к живым объектам: бережное отношение к организмам, видам, природным сообществам, соблюдение правил поведения в природе.
Метапредметными результатами по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умен видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
умение работать с разными источниками информации, находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно - популярной литературе биологических словарях, справочниках), анализировать и оценивать информацию.
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами являются:
1.6 познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов ( отличительные признаки живых организмов; клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов ( роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма).
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами.
классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснения роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; общности происхождения и эволюции растений; роли различных организмов в жиз человека, значения биологического разнообразия для сохранения биосфер
различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах - органов цветкового растения, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностей строения клеток, тканей, органов растений и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно - ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами ( препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями; выращивания и размножения культурных растений и уход за ними.
5. В эстетической сфере:
- выявление эстетических достоинств
Содержание учебного предмета
Строение и многообразие покрытосеменных растений (23 часа)
Покрытосеменные. Разнообразие, распространение, значение.
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные работы
Строение семян двудольных растений. Строение зерновки пшеницы. Виды корней. Изучение внутреннего и внешнего строения корня. Изучение строение почек. Изучение строения листа. Изучение микростроения стебля. Изучение видоизмененных побегов. Изучение строения цветка. Ознакомление с разными видами соцветий. Сухие и сочные плоды.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Жизнь растений (16 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Классификация растений (10 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Природные сообщества (8 часов)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Лабораторные работы
Изучение особенностей растений различных экологических групп
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Развитие растительного мира (9 часов)
Многообразие растений. Происхождение растений. Основные этапы растительного мира.
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир
Тематическое планирование
№ п/п | № | Тема урока | Содержание | Вид деятельности ученика | УУД | Лабораторные работы | Дата проведения П Ф | |||||||
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (23ч) | ||||||||||||||
1 | 1 | Разнообразие, распространение и значение растений | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать работу Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Работают по плану |
|
|
| ||||||
2 | 2 | Покрытосеменные | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменых растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека |
|
|
| |||||||
3 | 3 | Строение семян двудольных растений | Строение семян | Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле» . Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение лабораторной работы Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной работы. Работают по плану | Лабораторная работа Строение семян двудольных растений |
|
| ||||||
4 | 4 | Строение семян однодольных растений | Особенности строения семян однодольных растений | Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян | Познавательные УУД: умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними Регулятивные УУД: Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян Коммуникативные УУД Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме | Лабораторная работа Строение зерновки пшеницы |
|
| ||||||
5 | 5 | Виды корней и типы корневых систем | Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. | Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем | Познавательные УУД: Анализируют виды корней и типы корневых систем Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Лабораторная работа Виды корней. |
|
| ||||||
6 | 6 | Клеточное строение корня | Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня. | Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня | Познавательные УУД: . умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, р Регулятивные УУД: Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение клеток коря Коммуникативные УУД умение работать в составе групп | Лабораторная работа Изучение внутреннего и внешнего строения корня |
|
| ||||||
7 | 7 | Видоизменения корней | Приспособления корней к условиям существования. Видоизменения корней | Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней Коммуникативные УУД умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
|
|
| ||||||
8 | 8 | Побеги почки | Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега. | Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».
| Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.. Регулятивные УУД: Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега Коммуникативные УУД умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками |
|
|
| ||||||
9 | 9 | Побеги почки | Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега. | Закрепляют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».
| Лабораторная работа Изучение строение почек. |
|
| |||||||
10 | 10 | Внешнее строение листа | Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.
| Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев | Познавательные УУД: Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют увиденное Регулятивные УУД: Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его | Лабораторная работа Изучение строения листа |
|
| ||||||
11 | 11 | Клеточное строение листа. | Строение кожицы листа, строение мякоти листа. | Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», | Регулятивные УУД: Выполняют рисунок в тетради Коммуникативные УУД умеют слушать и слышать друг друга |
|
|
| ||||||
12 | 12 | Видоизменение листьев | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. | Определяют понятия «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». | |
|
| |||||||
13 | 13 | Осенние явления в жизни растений | |
| экскурсия |
|
| |||||||
14 | 14 | Строение стебля. | Строение стебля. | Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель»
| Познавательные УУД: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга |
|
|
| ||||||
15 | 15 | Клеточное строение стебля | Многообразие стеблей. | Определяют понятия «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | Лабораторная работа Изучение микростроения стебля |
|
| |||||||
16 | 16 | Видоизменение побегов | Строение и функции видоизмененных побегов. | Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | Познавательные УУД: знакомятся с видоизмененными побегами -клубнем и луковицей Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Лабораторная работа Изучение видоизмененных побегов |
|
| ||||||
17 | 17 | Строение цветка | Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. | Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник»,. Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | Познавательные УУД: : умение работать с различными источниками информации\, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Лабораторная работа Изучение строения цветка |
|
| ||||||
18 | 18 | Строение цветка | Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. | Определяют понятия «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения» | |
|
| |||||||
19 | 19 | Соцветия | Виды соцветий. Значение соцветий.
| Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой | Познавательные УУД: Знакомятся с простыми и сложными соцветиями, делают вывод о биологическом значении соцветий Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой Коммуникативные УУД Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Лабораторная работа Ознакомление с разными видами соцветий |
|
| ||||||
20 | 20 | Плоды | Строение плодов. Классификация плодов.
| Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие».
| Познавательные УУД: Знакомятся с классификацией плодов Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды Коммуникативные УУД Обсуждают результаты работы Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении |
|
|
| ||||||
21 | 21 | Плоды | Классификация плодов | Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы | Лабораторная работа Сухие и сочные плоды |
|
| |||||||
22 | 22 | Распространение плодов и семян | Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения | Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» | Познавательные УУД: Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные УУД Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»
| |
|
| ||||||
23 | 23 | Обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | |
| |
|
| |||||||
Раздел.2. Жизнь растений ( 16ч) |
| |||||||||||||
24 | 1 | Химический состав растений | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием |
|
|
|
| ||||||
25 | 2 | Минеральное питание растений | Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды | Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе | Познавательные УУД: .Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Регулятивные УУД: Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Коммуникативные УУД Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.
|
|
|
| ||||||
26 | 3 | Фотосинтез | Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле | Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека | Познавательные УУД: .Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы | |
|
| ||||||
27 | 4 | Дыхание растений | Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | Познавательные УУД: Выделяют существенные признаки дыхания Регулятивные УУД: Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | |
|
| ||||||
28 | 5 | Испарение воды растениями. Листопад. | Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев | Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений | Познавательные УУД: Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные УУД Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
|
|
| ||||||
29 | 6 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений.
| Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений | Познавательные УУД: Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Регулятивные УУД: Анализируют информацию о процессах протекающих в растении Коммуникативные УУД Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | Лабораторная работа Передвижение воды и минеральных веществ по древесине |
|
| ||||||
30 | 7 | Прорастание семян | Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков. | Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ | Познавательные УУД: . Объясняют роль семян в жизни растений Регулятивные УУД: Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Коммуникативные УУД Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | |
|
| ||||||
31 | 8 | Растительный организм как единое целое |
| |
|
|
|
| ||||||
32 | 9 | Зимние явления в жизни растений. |
| |
| Экскурсия |
|
| ||||||
33 | 10 | Способы размножения растений | Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | Познавательные УУД: Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, Коммуникативные УУД |
|
|
| ||||||
34 | 11 | Размножение споровых растений | Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений | Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений | Познавательные УУД: Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД умение слушать учителя, высказывать свое мнение |
|
|
| ||||||
35 | 12 | Размножение голосеменных растений | Размножение голосеменных растений. | Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», | Познавательные УУД: Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в ‘электронном приложении |
|
|
| ||||||
36 | 13 | Способы опыления у покрытосеменных растений | Опыление. Способы опыления | Сравнивают различные способы опыления и их роли. |
|
|
|
| ||||||
37 | 14 | Половое размножение покрытосеменных растений | Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян | Определение понятий«двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. |
| . |
|
| ||||||
38 | 15 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | Способы вегетативного размножения. | Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком | Познавательные УУД: . Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком Регулятивные УУД: Составляют план и последовательность действий Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений |
|
|
| ||||||
39 | 16 | Обобщающий урок по теме «Жизнь растений» |
| |
|
|
| |||||||
Раздел 3. Классификация растений ( 10 ч) |
| |||||||||||||
40 | 1 | Основы классификации растений | Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений | Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений
| Познавательные УУД: Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии |
|
|
| ||||||
41 | 2 | Семейство Крестоцветные | Признаки, характерные для растений семейства Крестоцветные | Выделяют основные особенности растений семейства Крестоцветные Знакомятся с определительными карточками | Познавательные УУД: Знакомятся с определительными карточками Регулятивные УУД: Определяют растения по карточкам Коммуникативные УУД знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | Лабораторная работа Выявление признаков семейства крестоцветные |
|
| ||||||
42 | 3 | Семейство Розоцветные | Признаки, характерные для растений семейства Розоцветные | Выделяют основные особенности растений семейства Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками |
|
|
| |||||||
43 | 4 | Семейство Пасленовые | Признаки, характерные для растений семейства Пасленовые | Выделяют основные особенности растений семейства Пасленовые. Определяют растения по карточкам | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Регулятивные УУД: Определяют растения по карточкам Коммуникативные УУД знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | |
|
| ||||||
44 | 5 | Семейство Бобовые | Признаки, характерные для растений семейства Бобовые | Выделяют основные особенности растений семейства Бобовые. Определяют растения по карточкам | |
|
| |||||||
45 | 6 | Семейство Сложноцветные | Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные | Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Регулятивные УУД: Определяют растения по карточкам Коммуникативные УУД знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии |
|
|
| ||||||
46 | 7 | Класс Однодольные. Семейство Лилейные | Признаки, характерные для растений семейств Лилейные | Выделяют основные особенности растений семейств Лилейные. Определяют растения по карточкам | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Регулятивные УУД: Определяют растения по карточкам
Коммуникативные УУД умение работать в составе творческих групп |
|
|
| ||||||
47 | 8 | Семейство Злаковые | Признаки, характерные для растений семейств Злаковые | Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые Определяют растения по карточкам |
|
|
| |||||||
48 | 9 | Важнейшие сельскохозяйственные растения | Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком | об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников | Познавательные УУД: Знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными растениями, Коммуникативные УУД Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников
|
|
|
| ||||||
49 | 10 | Обобщающий урок по теме «Классификация растений» |
| |
|
|
| |||||||
Раздел 4.Природные сообщества ( 8 ч) |
| |||||||||||||
50 | 1 | Основные экологические факторы | Экологические факторы, их влияние на организмы | Выделяют основные особенности растений по отношению к различным экологическим факторам | Познавательные УУД: . Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий |
|
|
| ||||||
51 | 2 | Характеристика основных экологических групп растений | Светолюбивые растения, тенелюбивые растения, растения сухих мест обитания, избыточно увлажненных мест обитания | Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета, характеризуют растения разных групп |
|
|
| |||||||
52 | 3 | Растительные сообщества. | Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе | Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе |
|
|
| |||||||
53 | 4 | Взаимосвязи растений в сообществе | Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе | Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе | Познавательные УУД: . Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий |
|
|
| ||||||
54 | 5 | Редкие и охраняемые растения .Красная книга. | | |
|
|
|
| ||||||
55 | 6 | Экскурсия «Природное сообщество и человек | | | Познавательные УУД: . Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий |
|
|
| ||||||
56 | 7 | Природные сообщества и человек | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование | Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. |
|
|
| |||||||
57 | 8 | Обобщающий урок по теме «Природные сообщества» |
| |
|
|
| |||||||
Раздел 5. Основные этапы развития растительного мира (9ч) |
| |||||||||||||
58 | 1 | Многообразие растений и их происхождение | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | Познавательные УУД: . Характеризуют различные этапы развития растительного мира. Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий |
|
|
| ||||||
59 | 2 | Основные этапы развития растительного мира | Стадии развития растительного мира | |
|
|
| |||||||
60 | 3 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование | Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето |
|
|
| |||||||
61 | 4 | Обобщающий урок по теме «Развитие растительного мира» |
| |
|
|
|
| ||||||
62- 63 | 5 - 6 | Эколого –краеведческий практикум .Проектная деятельность.(2часа) 1) Определение видового состава растений, произрастающих на территории Воронежской области. 2) Выявление анатомо – морфологических особенностей растений различных мест произрастания на территории Воронежской области. | Видовой состав растений Воронежской области | .Отработка навыков исследовательской работы. Развитие знаний, полученных в курсе ботаники. Осваивают приемы работы с определителями растений. Определяют принадлежность растений к определенной систематической группе Анатомо – морфологические особенности растений. Различные места произрастания растений. |
|
|
|
| ||||||
64 - 65 | 7 - 8 | Защита проектов |
| |
|
|
|
| ||||||
66 | 9 | Обобщающий урок |
| |
|
|
|
| ||||||
67 -68 | | Повторение.Летнее задание.
|
|
|
|
|
|
| ||||||
| | Повторение. |
|
|
|
|
|
|
Описание учебно – методического и материально- технического обеспечения
1)Рабочая программа ориентирована на использование учебника :В.В.ПАСЕЧНИК «Многообразие покрытосеменных растений». 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений М -Издательство «Дрофа»-2012 УМК,
2)МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ: А.А.КАЛИНИНА ,ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ « Многообразие покрытосеменных растений» М – издательство»ВАКО»-2011. В.В.ПАСЕЧНИК.
3)РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для 6 класса Биология .Многообразие покрытосеменных растений. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений М- Издательство «Дрофа» 2012 .
4)Д.И.ТРАЙТАК - Книга для чтения по БОТАНИКЕ :Пособие для общеобразовательных учреждений , для учащихся 5-6 классов –М -2001- издательство «Просвещение».
ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ :
1 .КОМПЬЮТЕР.
2.Мультимедийный проектор.
3 . Предмет -камера.
4.Набор таблиц по разделам курса для 5-6класса.
5.Микроскопы и набор микропрепаратов для лабораторных работ по разделам курса 6.Раздаточный материал (гербарии, муляжи плодово-ягодных и овощных культур.).
Электронное приложение к учебнику на сайтах издательства
www.drofa.ru; htth: \\ festival.1september.ru.; htth: \\www.it-n.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
1.Гарибова Л. В. Сидорова И. И. Энциклопедия природы России
2 .Золотницкий Н.В. Цветы в легендах и преданиях- М; Дрофа-2002
3Новиков В.С.; Губанов И .А. Школьный атлас- определитель высших растений :Книга для учащихся –М; «Просвещение» ,1991.
3 .Петров В. В. Растительный мир нашей Родины : Книга для учителя –М; «Просвещение» 1991.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен
знать/понимать:
- признаки биологических объектов; организмов растений, грибов и бактерий; расений и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов; обмена веществ. питание ,дыхание, транспорт веществ, рост, развитие ,размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
уметь:
- объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюции растений и в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды4 биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения.