СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии в 7 классе (ФГОС) по линии И.Н. Пономаревой

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в 7 классе (ФГОС) по линии И.Н. Пономаревой»

Пояснительная записка.


Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г).

  • Учебный план МБОУ ООШ №23 с. Свобода.

  • Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу.

  • Авторская программа по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Вентана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012.—304 с.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Курс продолжает изучение биологии, начатое в 6 классе основной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения биологии в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала, так и ненужное опережение.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоциональноценностного отношения к объектам живой природы.

Задачи:

- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Животные;

- систематизировать знания учащихся о животных организмах, их многообразии;

-продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования (работа с биологическими приборами, инструментами, справочниками, наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты);

- продолжить развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

- продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.


Общая характеристика учебного предмета.


Курс биологии на ступени основного общего образования в 7 классе направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции.

Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира;

• овладение научным подходом к решению различных задач;

• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных

аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии для 7 класса включает в себя следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.


Место курса биологии в учебном плане.


Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования.

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 7-м классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю. В том числе 10 часов отводится на выполнение лабораторных работ. С целью более качественного достижения требований образовательного стандарта 1 час на изучение учебного предмета «биология» введён из компонента образовательного учреждения. Таким образом, календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе (в том числе в 7 классе) представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


Результаты освоения курса биологии.


Изучение биологии в 7 классе основной школы даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

• сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

• эстетического отношения к живым объектам;

• освоение социальных норм и правил поведения;

• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы в 7 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии

с изменяющейся ситуацией;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознаннго выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать.

проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Коммуникативные УУД:

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.


Предметными результатами освоения биологии в курсе 7 класса основной школы являются:

• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения растений и животных;

• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;

• ознакомление с приёмами выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.


Содержание учебного предмета.


Распределение содержания курса биологии по годам его изучения осуществляется по варианту, который обеспечивает последовательное изучение разделов курса: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». Таким образом, основное содержание курса в 7 классе представлено биологией животных. Принципы отбора основного и дополнительного содержания курса биологии в 7 классе основной школы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Содержание тем курса «Биология. Животные» рабочей программы представлено следующим образом:

  1. Общие сведения о мире животных (6 ч)

Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

Экскурсия № 1: «Разнообразие животных в природе».


  1. Строение тела животных (2ч)

Клетка. Ткани. Органы и системы.


  1. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)

Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Л.р.№ 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки».


  1. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (3 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.

К.р. № 1 по теме: «Общие сведения о мире животных. Подцарство Простейшие. Тип Кишечнополостные».


  1. Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч)

  2. Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые.

    Л.р. №2. «Внешнее строение дождевого червя»







    Тип Моллюски (4 ч)

  3. Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски.

    Л.р. №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»



    Тип Членистоногие (7 ч)

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Л.Р.№ 4 «Внешнее строение насекомого».

К.р. № 2 по теме: «Беспозвоночные животные».


  1. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Л.р. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»


  1. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.


  1. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 ч)

Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.

К.р. № 3 по теме: «Хордовые. Земноводные. Пресмыкающиеся».


  1. Класс Птицы (8 ч)

Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Л.р.№ 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Л.р. № 7 "Строение скелета птицы"


  1. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

Л.р. № 8 " Строение скелета млекопитающих".

Экскурсия №2: «Разнообразие Млекопитающих».

К. р. № 4: «Класс Птицы. Класс Млекопитающие».




  1. Развитие животного мира на Земле (5 ч)

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.

Итоговая к.р.: «Биология. Животные».

Экскурсия № 3: " Жизнь природного сообщества весной".








Учебно-тематический план

п\п

Раздел, тема урока

Количество часов

В том числе на:

лабораторные работы

контрольные работы

экскурсии

1

Общие сведения о мире животных.

6



1

2

Строение тела животных.


2




3

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

4

1



4

Подцарство Многоклеточные животные

3


1


5

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

5

1



6

Тип Моллюски



4

1



7

Тип Членистоногие


7

1

1


8

Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы.


6

1



9

Класс Земноводные, или Амфибии

4




10

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

5


1


11

Класс Птицы



9

2



12

Класс Млекопитающие, или Звери

10

1

1

1

13

Развитие животного мира на Земле

5


1

1



Итого:



70


8


5


3







Планируемые результаты изучения учебного курса.


В результате освоения курса биологии 7 класса ученик научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов:

- строение, функции клеток животных;

- строение и жизнедеятельность (особенности питания, дыхания, передвижения веществ, выделения конечных продуктов жизнедеятельности, размножения, роста и развития) животного организма;

- среды обитания организмов, экологические факторы;

• применять методы биологической науки для изучения организмов: наблюдать

- сезонные изменения в жизни животных;

- результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов и общих биологических закономерностей, свойственных живой природе, а именно:

называть:

- общие признаки живого организма;

- основные систематические категории, признаки царств живой природы, подцарств, типов и классов животных;

- причины и результаты эволюции животных.

распознавать:

- организмы животных;

- клетки, ткани, органы и системы органов животных;

- наиболее распространённые виды животных Калининградской области; животных разных классов и типов.

приводить примеры:

- усложнения животных в процессе эволюции;

- природных сообществ;

- приспособленности животных к среде обитания;

- наиболее распространённых видов и пород животных.

обосновывать:

- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

- влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности.

сравнивать:

- строение и функции клеток растений и животных;

- типы животных, классы хордовых, царства живой природы.

делать выводы:

- об усложнении животного мира в процессе эволюции.

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

• соблюдать правила:

- работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

- проведения простейших опытов изучения поведения животных;

- бережного отношения к организмам, природным сообществам, поведения в природе;

- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены.

• использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

•выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

Перечень учебно-методических средств обучения


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2015

тетради с печатной основой:

В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2015.

а также методических пособий для учителя:

1) В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2014

2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2010. – 72 с.


Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)


Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


Критерии оценивания различных видов работ


Оценка знаний учащихся

Отметка 5

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:

  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;

  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:

  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;

  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • ответ самостоятельный;

  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  • определения понятий недостаточно четкие;

  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

Отметка «2»:

  • Основное содержание учебного материала не раскрыто;

  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.


Критерии оценки устного ответа:

«5» - 1. Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

  1. Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

  1. Приведены самостоятельно примеры.

  2. Ответ содержит логику изложения.

  3. Ответ полностью самостоятельный.

«4» - 1. Конкретный ответ на поставленный вопрос.

  1. Приведены самостоятельно примеры.

  2. Ответ содержит логику изложения.

  3. Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.

«3» - 1. Ответ неконкретный, излишне пространный.

2. Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.
3. Допущены две существенные ошибки.

«2» - 1. Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.

2. Допущены существенные множественные ошибки











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИНРОВАНИЕ

ПО БИОЛОГИИ

Класс 7

Учитель: Красикова Светлана Сергеевна

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.

п/п

Тема урока


Количество часов

Планируемые результаты

Формы

контро-ля

Тип урока

Формы организации познавательной деятельности

Дата

Домашнее задание

Предметные


Метапред-метные




Личностные

по плану

фактически

Тема 1. Общие сведения о мире животных. (6 час.)

1

Зоология-наука о животных.

ТБ на уроках биологии.

1

Знать признаки различия и сходства животных и растений

Уметь приводить примеры представителей царства Животные

Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, жизни человека

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.


Фронтальный

опрос

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 1,5

2

Животные и окружающая среда.

1

Знать понятия: "среда жизни", "среда обитания", "место обитания".

Уметь описывать влияние экологичес-ких факторов на животных.

Использовать различные инфор-мационные ресурсы для подготовки по теме "Влияние экологических факторов на животных"

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.





Индивидуальная

работа с

карточками и

тестирование


Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 2

3

Классификация животных и основные систематические группы.

1

Знать принципы классификации орга-низмов.

Уметь устанавливать систематическое положение таксонов.

Систематизиро-вать положение таксонов на примерах.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).


Индивиду-альная

работа с

карточками и тести-рование

Комбинированный урок

Групповая форма




§ 3

4

Влияние человека на животных.

1

Знать формы и результаты влияния человека на животных.

Уметь описывать формы влияния человека на животных

Оценивать результаты влияния человека с эстетической точки зрения.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Биологический

диктант

Комбинированный урок

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 4

5

Краткая история развития зоологии.

1

Знать пути развития зоологии, роль К.Линнея, Ч.Дарвина и отечественных ученых.


Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Индивиду-

альная работа с

карточками и

устный опрос.

Комбинированный урок

Групповая форма




§ 5

6

Экскурсия: "Разнообразие животных в природе".

1

Знать представителей животных.

Уметь фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Групповая работа

Урок закрепления знаний.

Групповая форма




повт.

§ 1-5


Тема 2. Строение тела животных. (2 часа)

7

Клетка.

1

Знать: процессы жизнедеятельности клетки,

уметь объяснять их

Устанавливать взаимосвязь строения животной клетки и типа питания

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Письменный

контроль

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 6

8

Ткани, органы, системы органов.

1

Знать типы тканей, их функции.

Уметь устанавливать взаимосвязь между ними.

Систематизировать материал по теме, используя форму таблицы

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).


Биологический диктант

Комбинированный урок

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 7


Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные. (4 часа)


9

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

1

Знать характерные признаки подцарства.

Уметь распознавать представителей класса.

Обосновывать роль простейших в экосистемах.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Индивидуальная работа с карточками и тестирование


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 8

10

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.

1

Уметь распознавать представителей класса, характеризовать среду обитания

Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос


Комбинированный урок

Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 9

11

Тип Инфузории.


Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории-туфельки".

1

Знать характерные признаки типа.

Уметь наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений.

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).


Биологический диктант

Урок комплексного применения ЗУН учащихся


Индивидуальная работа учащихся на уроке




§ 10

12

Многообразие и значение простейших.

1

Знать необходимость выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими.

Уметь распознавать представителей на микропрепаратах, рисунках, фотографиях.




Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности организмов и условий среды.

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Тестирование

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 11


Тема 4. Подцарство Многоклеточные. (3 часа)


13

Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность.


1

Знать характерные признаки подцарства, представителей типа, черты строения.

Уметь характеризовать признаки организации.

Оценивать результаты влияния человека с эстетической точки зрения.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 12

14

Разнообразие кишечнополостных.

1

Знать отличительные признаки классов.

Уметь устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функции кишечнополостных.


Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Биологический диктант


Комбинированный урок

Групповая форма




§ 13, подготовиься к контрольному тестированию

15

Контрольная работа № 1 по теме: «Общие сведения о животных. Подцарство Простейшие. Тип Кишечнополостные».

1

Знать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных и растений.

Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, определять систематическую принадлежность животных.

Систематизировать и обобщать знания, делать выводы

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.


Письменный контроль.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Индивидуальная работа учащихся на уроке






Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. (5 часов)

16

Тип Плоские черви. Общая характеристика.

1

Знать основные признаки типа, основных представителей класса, уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов

Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по отношению к кишечнополостным.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 14

17

Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики.


1

Знать характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, среду обитания, уметь распознавать их.

Соблюдать санитарно - гигиенические требования в повседневной жизни в целях предупреждения заражения паразитическими червями.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавли-вать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Комбинированный урок

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 15

18

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

1

Знать характерные черты строения, функции организма, образа жизни круглых червей,

уметь распознавать их.

Соблюдать правила гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 16

19

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

1

Знать черты усложнения строения систем внутренних органов.

Формулировать выводы об уровне строения органов чувств.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавли-вать причинно-следственные связи, делать обобщения).

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 17

20

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.

Лабораторная работа № 2

"Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость"

1

Знать роль червей в почвообразовании,

уметь распознавать представителей класса, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о роли кольчатых червей

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Фронтальный опрос

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Индивидуальная работа

Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 18


Тема 6. Тип Моллюски. (4 часа)


21

Общая характеристика типа Моллюски.

1

Знать особенности строения представи-телей, черты сходства и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей.

Уметь устанавливать взаимосвязь образа жизни моллюсков и их организации.

Осваивать приемы работы с определителем животных, устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков и их организации.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Тестирование

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 19

22

Класс Брюхоногие моллюски.

1

Знать черты организации класса.

Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о роли брюхоногих моллюсков в экосистемах.

Овладение интеллектуальными умения-ми (сравни-вать, классифи-цировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 20

23

Класс Двустворчатые моллюски.

Лабораторная работа № 3 " Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков".

1

Знать черты организации класса.

Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Биологический диктант

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Групповая форма




§ 21

24

Класс Головоногие моллюски.

1

Знать черты организации класса.

Уметь распознавать и сравнивать строение представи-телей класса.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о роли моллюсков

Ориентация в межличностных отношениях.

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма



§ 22

Тема 7. Тип Членистоногие. (7 часов)

25

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.

1

Знать особенности строения представи-телей.

Уметь устанавливать взаимосвязь строе-ния и среды оби-тания речного рака.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии ракообразных.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке



§ 23

26

Класс Паукообразные.

1

Знать черты организации класса.

Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса.

Осваивать приемы работы с определителем животных, аргу-ментировать необходимость мер защиты от заражения клещевым энцефалитом.

Овладение интеллектуальными умения-ми (сравни-вать, классифи-цировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Биологический диктант

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 24

27

Класс Насекомые.

Лабораторная работа № 4 " Внешнее строение насекомого".

1

Знать черты организации класса.

Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса.

Осваивать приемы работы с определителем животных, выявлять харак-терные призна-ки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 25

28

Типы развития и многообразие насекомых.

1

Знать типы развития насекомых, принципы классифи-кации насекомых.

Уметь устанавли-вать систематичес-кую принадлежность насекомых.

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Групповая форма




§ 26

29

Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

1

Знать состав и функции членов семьи общественных насекомых, роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности.

Уметь объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о разнообразии насекомых, систематизировать информа-цию и обобщать ее в виде таблиц, схем.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавли-вать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Фронтальный опрос

Комбинированный урок

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 27

30

Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

1

Знать насекомых, приносящих вред, последствия воздействия вредных для человека насекомых на его организм,

Уметь устанавливать взаимосвязи среды обитания, строения и особенности жизнедеятельности насекомых

Систематизировать информацию и обобщать ее в виде таблиц, схем, осваивать приемы работы с определителем животных

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.


Биологический диктант

Комбинированный урок

Групповая форма




§ 28

31

Контрольная работа № 2 по теме «Беспозвоночные животные»

1

Знать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных и растений.

Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, определять систематическую принадлежность животных.

Систематизировать и обобщать знания, делать выводы

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.


Письменный контроль.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Индивидуальная работа учащихся на уроке






Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 часов).

32

Тип Хордовые. Примитивные формы.

1

Знать принципы деления типа на подтипы, особенности внутреннего строения.

Уметь выделять основные признаки хордовых.

Аргументиро-вать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными, обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Тестирование

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 29

33

Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение.

Лабораторная работа № 5 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб".

1

Знать особенности внешнего строения рыб.

Уметь наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб.

Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).



Лабораторная работа

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 30

34

Внутреннее строение рыб

1

Знать взаимосвязь строения отдельных частей скелета рыб и их функций.

Уметь выявлять черты приспособ-ленности внутрен-него строения рыб к обитанию в воде.

Характеризовать черты усложнения организации рыб.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 31

35

Особенности размножения рыб.

1

Знать особенности размножения рыб, роль миграций в жизни рыб.

Уметь описывать поведение рыб при появлении потомства черты приспособленности к его сохранению.

Наблюдать и описывать особенности внутреннего строения рыб.

Овладение интеллектуальными умения-ми (сравни-вать, классифи-цировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).



Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 32

36

Основные систематические группы рыб.

1

Знать принципы классификации рыб, признаки организа-ции хрящевых и костных рыб.

Уметь распознавать представителей классов, устанавли-вать систематичес-кую принадлежность рыб.




Осваивать приемы работы с определителем животных, обосновывать место кистеперых рыб в эволюции позвоночных.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Биологический диктант

Комбинированный урок

Групповая форма




§ 33

37

Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

1

Знать основные группы промысловых рыб, причины разнообразия рыб.

Уметь обосновывать роль рыб в экосистемах.






Проектировать меры по охране ценных групп рыб.

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения.

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 34


Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии. (4 часа)

38

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика.

1

Знать характерные черты внешнего строения, прогрессивные черты строения скелета, опорно-двигательной системы по сравнению с рыбами

Уметь характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде.

Осваивать приемы работы с определителем животных

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Тестирование

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 35

39

Строение и деятельность внутренних органов земноводных.

1

Знать строение внутренних органов и систем органов.

Уметь определять черты организации земноводных.

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Групповая форма




§ 36

40

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.

1

Знать развитие амфибий, влияние сезонных изменений на жизненный цикл.

Уметь сравнивать, находить черты сходства размножения земноводных и рыб.

Обобщать материал о сходстве и различии рыб в виде таблицы или схемы, обосновывать выводы о происхождении земноводных.


Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Биологический диктант

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 37

41

Разнообразие и значение земноводных.


1

Знать роль амфибий в природных биоценозах и в жизни человека.

Уметь определять и классифицировать амфибий по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Осваивать приемы работы с определителем животных, использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии земноводных, их охране.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Письменный контроль

Урок обобщения и систематизации знаний.

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Групповая форма




§ 38


Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (5 часов)


42

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика.

1

Знать признаки внешнего строения рептилий, процессы жизнедеятельности в связи с жизнью на суше.

Уметь находить отличия скелета рептилий от скелета амфибий.

Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 39

43

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

1

Знать строение внутренних органов и систем органов, их функций, среды обитания.

Уметь определять черты организации земноводных, характеризовать процессы размножения и развития детенышей.

Использовать информационные ресурсы для презентации проекта о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о потомстве.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).



Фронтальный опрос

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 40

44

Разнообразие пресмыкающихся.


1

Знать отличительные признаки представителей разных групп рептилий, меры предосторожности в природе.

Уметь определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Осваивать приемы работы с определителем животных, соблюдать меры предосторожности в природе в целях предупреждения укусов ядовитых змей.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Биологический диктант

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 41

45

Значение пресмыкающихся, их происхождение.

1

Знать роль рептилий в биоценозах, их значение в жизни человека.

Уметь устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии и значении пресмыкающихся, их происхож-дении и месте в эволюционном процессе.

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Фронтальный опрос

Урок обобщения и систематизации знаний.

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 42

46

Контрольная работа № 3 по теме: «Хордовые. Земноводные. Пресмыкающиеся»

1

Знать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных.

Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, определять систематическую принадлежность животных.

Систематизировать и обобщать знания, делать выводы

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.


Письменный контроль.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Индивидуальная работа учащихся на уроке






Тема 11. Класс Птицы. (8 часов)


47

Общая характеристика класса Птицы.

Лабораторная работа № 6 " Внешнее строение птицы. Строение перьев".

1

Знать особенности внешнего строения птиц, строение и функции перьевого покрова птиц.

Уметь устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.

Изучать и опи-сывать особен-ности внешнего строения птиц в ходе выполне-ния лаборатор-ной работы, соблюдать пра-вила работы в кабинете.


Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Письменный

контроль

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Групповая форма



§ 43

48

Опорно-двигательная система птиц.

Лабораторная работа № 7 "Строение скелета птицы"

1

Знать строение и функции мышечной системы птиц, взаимосвязь внешнего строения и строения скелета в связи с приспособленностью к полету.

Уметь изучать и описывать строение скелета птицы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Тестирование

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 44

49

Внутреннее строение птиц.

1

Знать строение и функции систем внутренних органов, обмен веществ.

Уметь выявлять черты организации, устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц.

Доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств по сравнению с рептилиями.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 45

50

Размножение и развитие птиц.

1

Знать особенности строения органов размножения и причины их возникновения, строение и этапы формирования яйца, развитие в нем зародыша.

Уметь распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.


Прогнозировать зависимость численности птиц от экологических и антропогенных факторов.

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Письменный

контроль

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 46

51

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

1

Знать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям, поведение птиц в период размножения.

Уметь объяснять роль гнездостроения, причины кочевок и миграций птиц.

Устанавливать причины кочевок и миграций птиц, их разновидности; использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о мигрирующих и оседлых птицах

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-ледственные связи, делать обобщения и выводы).


Фронтальный опрос

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Фронтальная работа учащихся на уроке





§ 47

52

Разнообразие птиц.


1

Знать принципы классификации птиц, признаки выделения экологических групп.

Уметь приводить примеры классификации птиц по типу и местам обитания.

Осваивать приемы работы с определителем животных, использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта сообщения о разнообразии экологических групп птиц.


Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Биологический диктант

Комбинированный урок

Фронтальная работа учащихся на уроке


Групповая форма




§ 48

53

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

1

Знать роль птиц в природных сообществах.

Уметь аргументировать вывод о происхождении птиц от древних рептилий.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о причинах сокращения численности промысловых птиц.

Овладение интеллектуальными умени-ями (сравни-вать, класси-фицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи).


Фронтальный опрос

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 49

54

Экскурсия "Птицы парка"

1

Уметь наблюдать и описывать поведение птиц в природе.

Обобщать и фиксировать результаты экскурсии, участвовать в обсуждении результатов наблюдений, соблюдать правила поведения в природе.


Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.


Групповая работа

Урок закрепления знаний.

Групповая форма




повт.

§ 44-49


Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери. (11 часов)


55

Общая характеристика класса Млекопитающие. Внешнее строение.

1

Знать характерные признаки класса.

Уметь характеризовать функции и роль желез млекопитающих.

Сравнивать и обобщать особенности строения и функций покровов млекопитающих и рептилий.




Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 50

56

Внутреннее строение млекопитающих.

Лабораторная работа № 8 " Строение скелета млекопитающих".

1

Знать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы.

Уметь проводить наблюдения и фиксировать их результаты.

Аргументировать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих, соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).


Письменный

контроль

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 51

57

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

1

Знать особенности размножения млекопитающих, причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности.

Уметь устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений.

Прогнозировать зависимость численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).


Биологический диктант

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 52

58

Происхождение и разнообразие млекопитающих.

1

Знать черты сходства и различия млекопитающих и рептилий.

Уметь различать млекопитающих на рисунках, фотографиях, устанавливать систематическую принадлежность.



Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах и мерах по их охране.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Фронтальный опрос

Комбинированный урок

Фронтальная работа учащихся на уроке


Групповая форма




§ 53

59

Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.

1

Знать принципы классификации млекопитающих.

Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различия.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о роли животных разных отрядов в экосистемах, об особенностях строения и поведения хоботных.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма




§ 54

60

Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.

1

Знать принципы классификации млекопитающих.

Уметь сравнивать особенности строе-ния и жизнедеятель-ности представите-лей различных отрядов, находить сходство и различия

Систематизировать информацию и обобщать ее в виде схем, таблиц.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Фронтальный опрос

Комбинированный урок

Фронтальная работа учащихся на уроке


Групповая форма



§ 55

61

Высшие, или плацентарные, звери: приматы.

1

Знать характерные черты строения приматов, черты сходства строения человекообразных обезьян и человека.

Уметь различать представителей класса на рисунках, фотографиях.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации об эволюции хордовых животных.

Овладение интеллектуальными умения-ми (сравни-вать, классифи-цировать, устанавливать причинно-следственные связи).

Письменный

контроль

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 56

62

Экологические группы млекопитающих.


1

Знать экологические группы животных.

Уметь характеризовать признаки животных экологической группы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о экологических группах млекопитающих

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке



§ 57

63

Экскурсия № 2: "Разнообразие Млекопитающих"

1

Знать экологические группы животных.

Уметь характеризовать признаки животных экологической группы.

Наблюдать, фиксировать и обобщать результаты экскурсии, соблюдать правила поведения в зоопарке, музее

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Групповая работа

Урок закрепления знаний.

Групповая форма




повт. § 50-57

64

Значение млекопитающих для человека.


1

Знать особенности строения представителей класса Млекопитающие, основные направления животноводства, особенности строения и образа жизни предков домашних животных

Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов млекопитающих.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации по охране диких животных, об этике отношения к домашним животным, о достижении селекционеров в выведении новых пород.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Фронтальный опрос

Урок обобщения и систематизации знаний.

Фронтальная работа учащихся на уроке


Групповая форма




§ 58

65

Контрольная работа № 4: по теме: «Класс Птицы. Класс Млекопитающие»

1

Знать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных.

Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, определять систематическую принадлежность животных.

Систематизировать и обобщать знания, делать выводы

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.


Письменный контроль.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Индивидуальная работа учащихся на уроке






Тема 13. Развитие животного мира на Земле. (5 часов)


66

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина.

1

Знать принципы классификации животных, стадии зародышевого развития, основные положения учения Ч. Дарвина.

Уметь приводить примеры многообразия животных.


Устанавливать взаимосвязь строения животных и этапов развития жизни на Земле

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Письменный

контроль

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 59

67

Развитие животного мира на Земле.

1

Знать основные этапы эволюции животных, процесс усложнения многоклеточных.

Уметь устанавли-вать взаимосвязь живых организмов в экосистемах.

Использовать составленную в течение года обобщающую таблицу для характеристики основных эта-пов эволюции животных.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Фронтальная работа учащихся на уроке



§ 60

68

Современный мир живых организмов. Биосфера.

1

Знать характерные признаки уровней организации жизни на Земле, понятия " экосистема", "биогеоценоз", "биосфера".

Уметь составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в природе.

Обосновывать роль круговоро-та веществ и экосистемной организации жизни в устой-чивом развитии биосферы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о научной деяте-льности В.И. Вернадского.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Фронтальный опрос

Комбинированный урок

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Фронтальная работа учащихся на уроке




§ 60

69

Итоговая контрольная работа по курсу биологии 7 класса: «Биология. Животные»

1

Уметь систематизировать знания по темам раздела "Животные".

Применять основные виды деятельности при формули-ровке ответов к итог. заданиям.


Письменный контроль

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Индивидуальная работа учащихся на уроке





70

Экскурсия № 3: "Жизнь природного сообщества весной".

1

Уметь описывать природные явления, наблюдать за взаимоотношениями живых организмов в природном сообществе, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Работа в группах

Урок закрепления знаний.

Групповая форма