СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС.
Пояснительная записка.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г).
Учебный план МБОУ ООШ №23 с. Свобода.
Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу.
Авторская программа по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Вентана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012.—304 с.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Курс продолжает изучение биологии, начатое в 6 классе основной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения биологии в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала, так и ненужное опережение.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоциональноценностного отношения к объектам живой природы.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Животные;
- систематизировать знания учащихся о животных организмах, их многообразии;
-продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования (работа с биологическими приборами, инструментами, справочниками, наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты);
- продолжить развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
- продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс биологии на ступени основного общего образования в 7 классе направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции.
Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных
аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Предлагаемая программа по биологии для 7 класса включает в себя следующие содержательные линии:
— многообразие и эволюция органического мира;
— структурно-уровневая организация живой природы;
— ценностное и экокультурное отношение к природе;
— практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Место курса биологии в учебном плане.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования.
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 7-м классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю. В том числе 10 часов отводится на выполнение лабораторных работ. С целью более качественного достижения требований образовательного стандарта 1 час на изучение учебного предмета «биология» введён из компонента образовательного учреждения. Таким образом, календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе (в том числе в 7 классе) представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Результаты освоения курса биологии.
Изучение биологии в 7 классе основной школы даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
• сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
• эстетического отношения к живым объектам;
• освоение социальных норм и правил поведения;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы в 7 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознаннго выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать.
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения биологии в курсе 7 класса основной школы являются:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения растений и животных;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;
• ознакомление с приёмами выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета.
Распределение содержания курса биологии по годам его изучения осуществляется по варианту, который обеспечивает последовательное изучение разделов курса: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». Таким образом, основное содержание курса в 7 классе представлено биологией животных. Принципы отбора основного и дополнительного содержания курса биологии в 7 классе основной школы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Содержание тем курса «Биология. Животные» рабочей программы представлено следующим образом:
Общие сведения о мире животных (6 ч)
Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
Экскурсия № 1: «Разнообразие животных в природе».
Строение тела животных (2ч)
Клетка. Ткани. Органы и системы.
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)
Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
Л.р.№ 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки».
Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (3 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.
К.р. № 1 по теме: «Общие сведения о мире животных. Подцарство Простейшие. Тип Кишечнополостные».
Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч)
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые.
Л.р. №2. «Внешнее строение дождевого червя»
Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски.
Л.р. №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»
Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Л.Р.№ 4 «Внешнее строение насекомого».
К.р. № 2 по теме: «Беспозвоночные животные».
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)
Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Л.р. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)
Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.
К.р. № 3 по теме: «Хордовые. Земноводные. Пресмыкающиеся».
Класс Птицы (8 ч)
Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Л.р.№ 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Л.р. № 7 "Строение скелета птицы"
Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Л.р. № 8 " Строение скелета млекопитающих".
Экскурсия №2: «Разнообразие Млекопитающих».
К. р. № 4: «Класс Птицы. Класс Млекопитающие».
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.
Итоговая к.р.: «Биология. Животные».
Экскурсия № 3: " Жизнь природного сообщества весной".
Учебно-тематический план
№ п\п | Раздел, тема урока | Количество часов | В том числе на: | ||
лабораторные работы | контрольные работы | экскурсии | |||
1 | Общие сведения о мире животных. | 6 |
|
| 1 |
2 | Строение тела животных.
| 2 |
|
|
|
3 | Подцарство Простейшие, или Одноклеточные | 4 | 1 |
|
|
4 | Подцарство Многоклеточные животные | 3 |
| 1 |
|
5 | Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 5 | 1 |
|
|
6 | Тип Моллюски
| 4 | 1 |
|
|
7 | Тип Членистоногие
| 7 | 1 | 1 |
|
8 | Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы.
| 6 | 1 |
|
|
9 | Класс Земноводные, или Амфибии | 4 |
|
|
|
10 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 5 |
| 1 |
|
11 | Класс Птицы
| 9 | 2 |
|
|
12 | Класс Млекопитающие, или Звери | 10 | 1 | 1 | 1 |
13 | Развитие животного мира на Земле | 5 |
| 1 | 1 |
|
Итого:
|
70 |
8 |
5 |
3 |
Планируемые результаты изучения учебного курса.
В результате освоения курса биологии 7 класса ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов:
- строение, функции клеток животных;
- строение и жизнедеятельность (особенности питания, дыхания, передвижения веществ, выделения конечных продуктов жизнедеятельности, размножения, роста и развития) животного организма;
- среды обитания организмов, экологические факторы;
• применять методы биологической науки для изучения организмов: наблюдать
- сезонные изменения в жизни животных;
- результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов и общих биологических закономерностей, свойственных живой природе, а именно:
называть:
- общие признаки живого организма;
- основные систематические категории, признаки царств живой природы, подцарств, типов и классов животных;
- причины и результаты эволюции животных.
распознавать:
- организмы животных;
- клетки, ткани, органы и системы органов животных;
- наиболее распространённые виды животных Калининградской области; животных разных классов и типов.
приводить примеры:
- усложнения животных в процессе эволюции;
- природных сообществ;
- приспособленности животных к среде обитания;
- наиболее распространённых видов и пород животных.
обосновывать:
- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
- влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности.
сравнивать:
- строение и функции клеток растений и животных;
- типы животных, классы хордовых, царства живой природы.
делать выводы:
- об усложнении животного мира в процессе эволюции.
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила:
- работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- проведения простейших опытов изучения поведения животных;
- бережного отношения к организмам, природным сообществам, поведения в природе;
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены.
• использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
•выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Перечень учебно-методических средств обучения
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2015
тетради с печатной основой:
В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2015.
а также методических пособий для учителя:
1) В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2014
2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2010. – 72 с.
Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Критерии оценивания различных видов работ
Оценка знаний учащихся
Отметка 5
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;
для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:
ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
раскрыто основное содержание материала;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
ответ самостоятельный;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
определения понятий недостаточно четкие;
не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий
Отметка «2»:
Основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Критерии оценки устного ответа:
«5» - 1. Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.
Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.
Приведены самостоятельно примеры.
Ответ содержит логику изложения.
Ответ полностью самостоятельный.
«4» - 1. Конкретный ответ на поставленный вопрос.
Приведены самостоятельно примеры.
Ответ содержит логику изложения.
Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.
«3» - 1. Ответ неконкретный, излишне пространный.
2. Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.
3. Допущены две существенные ошибки.
«2» - 1. Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.
2. Допущены существенные множественные ошибки
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИНРОВАНИЕ
ПО БИОЛОГИИ
Класс 7
Учитель: Красикова Светлана Сергеевна
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.
№ п/п | Тема урока
| Количество часов | Планируемые результаты | Формы контро-ля | Тип урока | Формы организации познавательной деятельности | Дата | Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные
| Метапред-метные
|
Личностные | по плану | фактически | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Общие сведения о мире животных. (6 час.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Зоология-наука о животных. ТБ на уроках биологии. | 1 | Знать признаки различия и сходства животных и растений Уметь приводить примеры представителей царства Животные | Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, жизни человека | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.
| Фронтальный опрос | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 1,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Животные и окружающая среда. | 1 | Знать понятия: "среда жизни", "среда обитания", "место обитания". Уметь описывать влияние экологичес-ких факторов на животных. | Использовать различные инфор-мационные ресурсы для подготовки по теме "Влияние экологических факторов на животных" | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Индивидуальная работа с карточками и тестирование
| Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Классификация животных и основные систематические группы. | 1 | Знать принципы классификации орга-низмов. Уметь устанавливать систематическое положение таксонов. | Систематизиро-вать положение таксонов на примерах. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
| Индивиду-альная работа с карточками и тести-рование | Комбинированный урок | Групповая форма
|
|
| § 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Влияние человека на животных. | 1 | Знать формы и результаты влияния человека на животных. Уметь описывать формы влияния человека на животных | Оценивать результаты влияния человека с эстетической точки зрения. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Биологический диктант | Комбинированный урок | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Краткая история развития зоологии. | 1 | Знать пути развития зоологии, роль К.Линнея, Ч.Дарвина и отечественных ученых.
| Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Индивиду- альная работа с карточками и устный опрос. | Комбинированный урок | Групповая форма
|
|
| § 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Экскурсия: "Разнообразие животных в природе". | 1 | Знать представителей животных. Уметь фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. | Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. | Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | Групповая работа | Урок закрепления знаний. | Групповая форма
|
|
| повт. § 1-5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2. Строение тела животных. (2 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Клетка. | 1 | Знать: процессы жизнедеятельности клетки, уметь объяснять их | Устанавливать взаимосвязь строения животной клетки и типа питания | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Письменный контроль | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Ткани, органы, системы органов. | 1 | Знать типы тканей, их функции. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними. | Систематизировать материал по теме, используя форму таблицы | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
| Биологический диктант | Комбинированный урок | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные. (4 часа)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | 1 | Знать характерные признаки подцарства. Уметь распознавать представителей класса. | Обосновывать роль простейших в экосистемах. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Индивидуальная работа с карточками и тестирование
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. | 1 | Уметь распознавать представителей класса, характеризовать среду обитания | Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос
| Комбинированный урок | Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Тип Инфузории.
Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории-туфельки". | 1 | Знать характерные признаки типа. Уметь наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений. | Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
| Биологический диктант | Урок комплексного применения ЗУН учащихся
| Индивидуальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Многообразие и значение простейших. | 1 | Знать необходимость выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими. Уметь распознавать представителей на микропрепаратах, рисунках, фотографиях.
| Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности организмов и условий среды. | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | Тестирование | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4. Подцарство Многоклеточные. (3 часа)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность.
| 1 | Знать характерные признаки подцарства, представителей типа, черты строения. Уметь характеризовать признаки организации. | Оценивать результаты влияния человека с эстетической точки зрения. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Разнообразие кишечнополостных. | 1 | Знать отличительные признаки классов. Уметь устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функции кишечнополостных.
| Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Биологический диктант
| Комбинированный урок | Групповая форма
|
|
| § 13, подготовиься к контрольному тестированию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Контрольная работа № 1 по теме: «Общие сведения о животных. Подцарство Простейшие. Тип Кишечнополостные». | 1 | Знать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных и растений. Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, определять систематическую принадлежность животных. | Систематизировать и обобщать знания, делать выводы | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.
| Письменный контроль. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Индивидуальная работа учащихся на уроке
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. (5 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Тип Плоские черви. Общая характеристика. | 1 | Знать основные признаки типа, основных представителей класса, уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов | Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по отношению к кишечнополостным. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики.
| 1 | Знать характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, среду обитания, уметь распознавать их. | Соблюдать санитарно - гигиенические требования в повседневной жизни в целях предупреждения заражения паразитическими червями. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавли-вать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Комбинированный урок | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. | 1 | Знать характерные черты строения, функции организма, образа жизни круглых червей, уметь распознавать их. | Соблюдать правила гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. | 1 | Знать черты усложнения строения систем внутренних органов. | Формулировать выводы об уровне строения органов чувств. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавли-вать причинно-следственные связи, делать обобщения). | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 17 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа № 2 "Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость" | 1 | Знать роль червей в почвообразовании, уметь распознавать представителей класса, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о роли кольчатых червей | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Фронтальный опрос | Урок комплексного применения ЗУН учащихся | Индивидуальная работа Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 6. Тип Моллюски. (4 часа)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Общая характеристика типа Моллюски. | 1 | Знать особенности строения представи-телей, черты сходства и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей. Уметь устанавливать взаимосвязь образа жизни моллюсков и их организации. | Осваивать приемы работы с определителем животных, устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков и их организации. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Тестирование | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 19 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Класс Брюхоногие моллюски. | 1 | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о роли брюхоногих моллюсков в экосистемах. | Овладение интеллектуальными умения-ми (сравни-вать, классифи-цировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 3 " Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков". | 1 | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Биологический диктант | Урок комплексного применения ЗУН учащихся | Групповая форма
|
|
| § 21 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Класс Головоногие моллюски. | 1 | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представи-телей класса. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о роли моллюсков | Ориентация в межличностных отношениях. | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма |
|
| § 22 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7. Тип Членистоногие. (7 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. | 1 | Знать особенности строения представи-телей. Уметь устанавливать взаимосвязь строе-ния и среды оби-тания речного рака. | Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии ракообразных. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке |
|
| § 23 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Класс Паукообразные. | 1 | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | Осваивать приемы работы с определителем животных, аргу-ментировать необходимость мер защиты от заражения клещевым энцефалитом. | Овладение интеллектуальными умения-ми (сравни-вать, классифи-цировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Биологический диктант | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 24 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Класс Насекомые. Лабораторная работа № 4 " Внешнее строение насекомого". | 1 | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | Осваивать приемы работы с определителем животных, выявлять харак-терные призна-ки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Типы развития и многообразие насекомых. | 1 | Знать типы развития насекомых, принципы классифи-кации насекомых. Уметь устанавли-вать систематичес-кую принадлежность насекомых. | Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Групповая форма
|
|
| § 26 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | 1 | Знать состав и функции членов семьи общественных насекомых, роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности. Уметь объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о разнообразии насекомых, систематизировать информа-цию и обобщать ее в виде таблиц, схем. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавли-вать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Фронтальный опрос | Комбинированный урок | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 27 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | 1 | Знать насекомых, приносящих вред, последствия воздействия вредных для человека насекомых на его организм, Уметь устанавливать взаимосвязи среды обитания, строения и особенности жизнедеятельности насекомых | Систематизировать информацию и обобщать ее в виде таблиц, схем, осваивать приемы работы с определителем животных | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.
| Биологический диктант | Комбинированный урок | Групповая форма
|
|
| § 28 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Контрольная работа № 2 по теме «Беспозвоночные животные» | 1 | Знать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных и растений. Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, определять систематическую принадлежность животных. | Систематизировать и обобщать знания, делать выводы | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.
| Письменный контроль. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Индивидуальная работа учащихся на уроке
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 часов). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Тип Хордовые. Примитивные формы. | 1 | Знать принципы деления типа на подтипы, особенности внутреннего строения. Уметь выделять основные признаки хордовых. | Аргументиро-вать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными, обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Тестирование | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 29 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Лабораторная работа № 5 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб". | 1 | Знать особенности внешнего строения рыб. Уметь наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. | Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
| Лабораторная работа | Урок комплексного применения ЗУН учащихся | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Внутреннее строение рыб | 1 | Знать взаимосвязь строения отдельных частей скелета рыб и их функций. Уметь выявлять черты приспособ-ленности внутрен-него строения рыб к обитанию в воде. | Характеризовать черты усложнения организации рыб. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 31 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Особенности размножения рыб. | 1 | Знать особенности размножения рыб, роль миграций в жизни рыб. Уметь описывать поведение рыб при появлении потомства черты приспособленности к его сохранению. | Наблюдать и описывать особенности внутреннего строения рыб. | Овладение интеллектуальными умения-ми (сравни-вать, классифи-цировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
| Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 32 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Основные систематические группы рыб. | 1 | Знать принципы классификации рыб, признаки организа-ции хрящевых и костных рыб. Уметь распознавать представителей классов, устанавли-вать систематичес-кую принадлежность рыб.
| Осваивать приемы работы с определителем животных, обосновывать место кистеперых рыб в эволюции позвоночных. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Биологический диктант | Комбинированный урок | Групповая форма
|
|
| § 33 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. | 1 | Знать основные группы промысловых рыб, причины разнообразия рыб. Уметь обосновывать роль рыб в экосистемах.
| Проектировать меры по охране ценных групп рыб. | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. | Индивидуальная работа с карточками и устный опрос. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Индивидуальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 34 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии. (4 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. | 1 | Знать характерные черты внешнего строения, прогрессивные черты строения скелета, опорно-двигательной системы по сравнению с рыбами Уметь характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде. | Осваивать приемы работы с определителем животных | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Тестирование | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 35 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Строение и деятельность внутренних органов земноводных. | 1 | Знать строение внутренних органов и систем органов. Уметь определять черты организации земноводных. | Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Групповая форма
|
|
| § 36 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. | 1 | Знать развитие амфибий, влияние сезонных изменений на жизненный цикл. Уметь сравнивать, находить черты сходства размножения земноводных и рыб. | Обобщать материал о сходстве и различии рыб в виде таблицы или схемы, обосновывать выводы о происхождении земноводных.
| Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Биологический диктант | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 37 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | Разнообразие и значение земноводных.
| 1 | Знать роль амфибий в природных биоценозах и в жизни человека. Уметь определять и классифицировать амфибий по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. | Осваивать приемы работы с определителем животных, использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии земноводных, их охране. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Письменный контроль | Урок обобщения и систематизации знаний. | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Групповая форма
|
|
| § 38 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (5 часов)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. | 1 | Знать признаки внешнего строения рептилий, процессы жизнедеятельности в связи с жизнью на суше. Уметь находить отличия скелета рептилий от скелета амфибий. | Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 39 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. | 1 | Знать строение внутренних органов и систем органов, их функций, среды обитания. Уметь определять черты организации земноводных, характеризовать процессы размножения и развития детенышей. | Использовать информационные ресурсы для презентации проекта о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о потомстве. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
| Фронтальный опрос | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 40 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | Разнообразие пресмыкающихся. | 1 | Знать отличительные признаки представителей разных групп рептилий, меры предосторожности в природе. Уметь определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. | Осваивать приемы работы с определителем животных, соблюдать меры предосторожности в природе в целях предупреждения укусов ядовитых змей. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Биологический диктант | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 41 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Значение пресмыкающихся, их происхождение. | 1 | Знать роль рептилий в биоценозах, их значение в жизни человека. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии и значении пресмыкающихся, их происхож-дении и месте в эволюционном процессе. | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | Фронтальный опрос | Урок обобщения и систематизации знаний. | Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 42 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | Контрольная работа № 3 по теме: «Хордовые. Земноводные. Пресмыкающиеся» | 1 | Знать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных. Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, определять систематическую принадлежность животных. | Систематизировать и обобщать знания, делать выводы | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.
| Письменный контроль. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Индивидуальная работа учащихся на уроке
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 11. Класс Птицы. (8 часов)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Общая характеристика класса Птицы. Лабораторная работа № 6 " Внешнее строение птицы. Строение перьев". | 1 | Знать особенности внешнего строения птиц, строение и функции перьевого покрова птиц. Уметь устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. | Изучать и опи-сывать особен-ности внешнего строения птиц в ходе выполне-ния лаборатор-ной работы, соблюдать пра-вила работы в кабинете.
| Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Письменный контроль | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Групповая форма |
|
| § 43 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 7 "Строение скелета птицы" | 1 | Знать строение и функции мышечной системы птиц, взаимосвязь внешнего строения и строения скелета в связи с приспособленностью к полету. Уметь изучать и описывать строение скелета птицы. | Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Тестирование | Урок комплексного применения ЗУН учащихся | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 44 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | Внутреннее строение птиц. | 1 | Знать строение и функции систем внутренних органов, обмен веществ. Уметь выявлять черты организации, устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц. | Доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств по сравнению с рептилиями. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 45 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | Размножение и развитие птиц. | 1 | Знать особенности строения органов размножения и причины их возникновения, строение и этапы формирования яйца, развитие в нем зародыша. Уметь распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.
| Прогнозировать зависимость численности птиц от экологических и антропогенных факторов. | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | Письменный контроль | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 46 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | 1 | Знать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям, поведение птиц в период размножения. Уметь объяснять роль гнездостроения, причины кочевок и миграций птиц. | Устанавливать причины кочевок и миграций птиц, их разновидности; использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о мигрирующих и оседлых птицах | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-ледственные связи, делать обобщения и выводы).
| Фронтальный опрос | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 47 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | Разнообразие птиц.
| 1 | Знать принципы классификации птиц, признаки выделения экологических групп. Уметь приводить примеры классификации птиц по типу и местам обитания. | Осваивать приемы работы с определителем животных, использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта сообщения о разнообразии экологических групп птиц.
| Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Биологический диктант | Комбинированный урок | Фронтальная работа учащихся на уроке
Групповая форма
|
|
| § 48 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. | 1 | Знать роль птиц в природных сообществах. Уметь аргументировать вывод о происхождении птиц от древних рептилий. | Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о причинах сокращения численности промысловых птиц. | Овладение интеллектуальными умени-ями (сравни-вать, класси-фицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи).
| Фронтальный опрос | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 49 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | Экскурсия "Птицы парка" | 1 | Уметь наблюдать и описывать поведение птиц в природе. | Обобщать и фиксировать результаты экскурсии, участвовать в обсуждении результатов наблюдений, соблюдать правила поведения в природе.
| Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.
| Групповая работа | Урок закрепления знаний. | Групповая форма
|
|
| повт. § 44-49 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери. (11 часов)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Общая характеристика класса Млекопитающие. Внешнее строение. | 1 | Знать характерные признаки класса. Уметь характеризовать функции и роль желез млекопитающих. | Сравнивать и обобщать особенности строения и функций покровов млекопитающих и рептилий.
| Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 8 " Строение скелета млекопитающих". | 1 | Знать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы. Уметь проводить наблюдения и фиксировать их результаты. | Аргументировать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих, соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
| Письменный контроль | Урок комплексного применения ЗУН учащихся | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 51 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | 1 | Знать особенности размножения млекопитающих, причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности. Уметь устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений. | Прогнозировать зависимость численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
| Биологический диктант | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 52 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | Происхождение и разнообразие млекопитающих. | 1 | Знать черты сходства и различия млекопитающих и рептилий. Уметь различать млекопитающих на рисунках, фотографиях, устанавливать систематическую принадлежность.
| Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах и мерах по их охране. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Фронтальный опрос | Комбинированный урок | Фронтальная работа учащихся на уроке
Групповая форма
|
|
| § 53 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные. | 1 | Знать принципы классификации млекопитающих. Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различия. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о роли животных разных отрядов в экосистемах, об особенностях строения и поведения хоботных. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). | Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке Групповая форма
|
|
| § 54 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные. | 1 | Знать принципы классификации млекопитающих. Уметь сравнивать особенности строе-ния и жизнедеятель-ности представите-лей различных отрядов, находить сходство и различия | Систематизировать информацию и обобщать ее в виде схем, таблиц. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Фронтальный опрос | Комбинированный урок | Фронтальная работа учащихся на уроке
Групповая форма |
|
| § 55 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | Высшие, или плацентарные, звери: приматы. | 1 | Знать характерные черты строения приматов, черты сходства строения человекообразных обезьян и человека. Уметь различать представителей класса на рисунках, фотографиях. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации об эволюции хордовых животных. | Овладение интеллектуальными умения-ми (сравни-вать, классифи-цировать, устанавливать причинно-следственные связи). | Письменный контроль | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 56 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | Экологические группы млекопитающих.
| 1 | Знать экологические группы животных. Уметь характеризовать признаки животных экологической группы. | Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о экологических группах млекопитающих | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке |
|
| § 57 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 | Экскурсия № 2: "Разнообразие Млекопитающих" | 1 | Знать экологические группы животных. Уметь характеризовать признаки животных экологической группы. | Наблюдать, фиксировать и обобщать результаты экскурсии, соблюдать правила поведения в зоопарке, музее | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Групповая работа | Урок закрепления знаний. | Групповая форма
|
|
| повт. § 50-57 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | Значение млекопитающих для человека.
| 1 | Знать особенности строения представителей класса Млекопитающие, основные направления животноводства, особенности строения и образа жизни предков домашних животных Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов млекопитающих. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации по охране диких животных, об этике отношения к домашним животным, о достижении селекционеров в выведении новых пород. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Фронтальный опрос | Урок обобщения и систематизации знаний. | Фронтальная работа учащихся на уроке
Групповая форма
|
|
| § 58 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | Контрольная работа № 4: по теме: «Класс Птицы. Класс Млекопитающие» | 1 | Знать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных. Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, определять систематическую принадлежность животных. | Систематизировать и обобщать знания, делать выводы | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.
| Письменный контроль. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Индивидуальная работа учащихся на уроке
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 13. Развитие животного мира на Земле. (5 часов)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. | 1 | Знать принципы классификации животных, стадии зародышевого развития, основные положения учения Ч. Дарвина. Уметь приводить примеры многообразия животных.
| Устанавливать взаимосвязь строения животных и этапов развития жизни на Земле | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Письменный контроль | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальная работа учащихся на уроке Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 59 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 | Развитие животного мира на Земле. | 1 | Знать основные этапы эволюции животных, процесс усложнения многоклеточных. Уметь устанавли-вать взаимосвязь живых организмов в экосистемах. | Использовать составленную в течение года обобщающую таблицу для характеристики основных эта-пов эволюции животных. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Индивидуальная работа с карточками и тестирование. | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Фронтальная работа учащихся на уроке |
|
| § 60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | Современный мир живых организмов. Биосфера. | 1 | Знать характерные признаки уровней организации жизни на Земле, понятия " экосистема", "биогеоценоз", "биосфера". Уметь составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в природе. | Обосновывать роль круговоро-та веществ и экосистемной организации жизни в устой-чивом развитии биосферы. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о научной деяте-льности В.И. Вернадского. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.
| Фронтальный опрос | Комбинированный урок | Индивидуальная работа учащихся на уроке
Фронтальная работа учащихся на уроке
|
|
| § 60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
69 | Итоговая контрольная работа по курсу биологии 7 класса: «Биология. Животные» | 1 | Уметь систематизировать знания по темам раздела "Животные". | Применять основные виды деятельности при формули-ровке ответов к итог. заданиям. |
| Письменный контроль | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Индивидуальная работа учащихся на уроке
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
70 | Экскурсия № 3: "Жизнь природного сообщества весной". | 1 | Уметь описывать природные явления, наблюдать за взаимоотношениями живых организмов в природном сообществе, делать выводы. | Соблюдать правила поведения в природе. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Работа в группах | Урок закрепления знаний. | Групповая форма
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|