Курс черчения в школе – составная часть трудового политехнического образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться.
При выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названиями деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из которого они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении.
На упражнения и самостоятельную работу выделяется большая часть учебного времени.
Тематическое планирование содержит описание основных требований к знаниям и умениям учащихся, перечень обязательных графических работ для каждого класса, перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения.
В тематическом планировании учителю предоставлено право изменять количество часов, отведенное на их изучение, в пределах одного учебного года. Учитель имеет право перераспределять время в зависимости от методики преподавания и особенностей класса.
20% учебного времени – резервное время учителя. Оно используется для повторения темы, за счет сокращения отдельных вопросов и тем основного курса, и может использоваться учителем по своему усмотрению, что позволяет осуществлять подготовку учащихся с учетом их индивидуальных способностей.
► Научить сознательно читать чертежи. Самостоятельно выполнять эскизы и несложные чертежи для изготовления деталей и предметов, решать творческие задачи с элементами конструирования.
► Сформировать у учащихся знания о прямоугольном проецировании на 1, 2, 3, взаимно перпендикулярные плоскости, с построением аксонометрических проекций и приемах выполнения технического рисунка.
► Ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными ГОСТом, ЕСКД.
► Учить в процессе чтения чертежей воссоздавать образ предметов и анализировать их форму и конструкцию.
► Способствовать развитию у учащихся технического и образного мышления, а также пространственных представлений, имеющих большое значение в трудовом обучении, производственной деятельности и техническом творчестве.
► Научить самостоятельно пользоваться учебными справочными пособиями в практике чтения и выполнения чертежей.
► Способствовать привитию учащимся культуры труда при выполнении графической документации
- Готовальня школьная или циркуль.
- Транспортир.
- Линейка.
- Карандаши простые. Марки Т,ТМ,М.
- Две тетради в клетку, 12 листов.
- Формат А4.
Планирование составлено на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С.
№ урока | Название темы | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Оснащение урока | Домашнее задание | Дата проведения |
1 четверть |
1 | «Учебный предмет «Черчение»». | 1 | Знакомство учащихся с новым для них предметом. Объяснить цели и задачи изучения черчения. | Учебник, тетрадь, электронная презентация. | Стр. 10-14 | |
2 | «Понятие о гос. стандарте. Формат. Приёмы работы чертёжными инструментами». Линии чертежа. Основная надпись» | 1 | Знакомство учащихся со стандартизацией, приемы работы чертежными инструментами. Изучение основных линий чертежа, правила их выполнения. | Учебник, тетрадь, карандаши, инструменты, электронная презентация. | Стр. 10-16 Формат А4 чертежные инструменты. Стр. 17-20 | |
3 | Графическая работа №1 «Линии чертежа». | 1 | Выполнение графической работы. | Формат А4, карандаши, инструменты | Формат А4 Чертёжные инструменты | |
4 | «Чертёжный шрифт». | 1 | Знакомство учащихся с начертанием, размерами, правилами выполнения букв. Правилами написания. | Учебник, тетрадь, карандаши, инструменты, электронная презентация. | Стр.21-24 | |
5 | Графическая работа №2 «Чертёжный шрифт». | 1 | Выполнение графической работы. | Учебник, чертежные инструменты, Формат А4 , карандаши. | Чертежные инструменты, учебник Стр.28-30 | |
6 | «Правила выполнения и нанесения размеров на чертежах. Масштаб». | 1 | Научить наносить размеры, а так же дать понятие о масштабе и его обозначении на чертеже. | Учебник, тетрадь, карандаши, инструменты, электронная презентация. | Стр.31-34 Подготовить формат А4. | |
7 | Графическая работа №3 «Масштаб». | 1 | Выполнение чертежа детали с применением масштаба (1:1, 1:2, 2:1) | Формат А4, чертежные инструменты | Стр.34-35 | |
8 | «Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование». | 1 | Понятие о проецировании. Выполнение упражнений на выполнение центрального и параллельного проецирования. | Учебник, транспортир, карандаши, тетрадь, электронная презентация. | Стр. 35-38 Формат А4 | |
| 2 четверть |
9 | «Прямоугольное проецирование». | 1 | Рассмотреть виды проецирования. | Учебник, транспортир, карандаши, тетрадь, электронная презентация. | Подготовиться к практической работе | |
10 | «Проецирование на несколько плоскостей проекции». | 1 | Познакомиться с новыми видами проецирования. Подготовиться к графической работе №3 | Учебник, транспортир, карандаши, тетрадь, электронная презентация. | Подготовиться к графической работе №4 | |
11 | Графическая работа № 4 «Проецирование» | 1 | Закрепление полученных знаний и навыков по пройденной теме | Учебник, транспортир, карандаши, тетрадь | Стр.43-44 | |
12 | «Местные виды. Расположение видов на чертеже». | 1 | Дать понятие о цели применения «местного вида» | Учебник, транспортир, карандаши, тетрадь | Стр. 45-49 | |
13 | Практическая работа «Моделирование по чертежу» | 1 | Решение задач на смекалку, развивать воображение. | Учебник, тетрадь, чертежные инструменты. | Стр. 50-51, подготовить формат А4 | |
14 | «Получение аксонометрических проекций. Положение осей. Проекции плоских фигур». | 1 | Дать понятие о диметрической и изометрической проекции, выполнение упражнений | Учебник, тетрадь, чертежные инструменты, электронная презентация. | Стр. 52-56 | |
15-16 | «Аксонометрические проекции плоских предметов» | 1 | Построение плоских предметов в аксонометрии | Учебник, тетрадь, чертежные инструменты, электронная презентация. | Стр. 56-57 Подготовить формат А4 | |
17 | Графическая работа № 5 «Аксонометрические проекции плоских предметов». | 1 | Выполнение чертежа аксонометрической проекции плоской детали. | Формат А4, чертёжные инструменты | Повторение стр.52-57 | |
| 3 четверть |
18 | «Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности». | 1 | Построение эллипса в изометрической проекции в кубе ( на 3-х плоскостях). | Учебник, чертежные инструменты, тетрадь, электронная презентация. | Стр.58-60 | |
19 | «Технический рисунок». | 1 | Дать понятие о выполнении технического рисунка не сложных предметов | Стр.61-66 | |
20 | «Анализ геометрической формы предмета» | 1 | Знакомство с геометрическим телами, чтение чертежа группы геометрических тел. | Учебник, тетрадь, чертёжные инструменты, карточки. | Стр. 66-68 | |
21 | «Проецирование геометрических тел». | 1 | Выполнение проецирование (призмы, куба, пирамиды, цилиндра). | Учебник, чертежные инструменты, тетрадь, электронная презентация. | Упражнение по карточкам | |
22 | «Проецирование группы геометрических тел. Решение занимательных задач». | 1 | Научиться выполнять проекции группы геометрических тел по наглядному рисунку. | Учебник, тетрадь, чертёжные инструменты, карточки. | Стр. 79-83. подготовить формат А4, инструменты. | |
23 | «Проекции вершин, ребер и граней предмета» | 1 | Нахождение точек, граней, ребер на поверхности предмета, выполнение упражнений. | Чертежные инструменты, тетрадь. | Стр. 68-78 | |
24 | «Способы построения изображения предмета на основе анализа формы предмета». | 1 | Научиться последовательно выполнять чертеж детали. | Чертежные инструменты, тетрадь, учебник. | Стр. 83-90, подготовить формат А4 | |
25 | Графическая работа №6 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». | 1 | Выполнение основных видов чертежа и аксонометрической проекции детали. | Формат А4, чертёжные инструменты, учебник. | Повторение стр.68-90 | |
26 | «Построение вырезов на геометрических телах. Построение третьего вида по двум данным». | 1 | Знакомство с новым материалом, выполнение упражнений на построение вырезов на геометрических телах. | Чертежные инструменты, тетрадь,карточки. | Стр.91-97 | |
27 | Графическая работа №7 «Построение третьего вида по двум данным». | 1 | Закрепление знаний полученных на предыдущих уроках. Выполнение заданий графической работы. | Формат А4, чертёжные инструменты, учебник | Стр. 97-101 | |
28 | «Нанесение размеров с учетом формы предмета». | 1 | Выполнение чертежа детали и нанесение размеров | Формат А4, чертёжные инструменты,карточки | Работа в тетради по карточкам. | |
29 | «Геометрическое построение. Деление окружности на равные части на 3, 5, 6, 12». | 1 | Научиться делить окружности на равные части с помощью циркуля и линейки. | Формат А4, чертёжные инструменты | Уч. стр. 102-103 | |
| 4 четверть |
30 | «Сопряжение» | 1 | Выполнение упражнений на построение разных видов сопряжений в тетради. Совершенствование навыков работы циркулем. | форматА4, чертежные инструменты. | Уч. стр. 104-106, подготовить формат А4 | |
31 | Графическая работа №8 «Деление окружности. Сопряжение». | 1 | Выполнение заданий на деление окружности на равные части, построение о | Учебник, Формат А4, чертежные инструменты. | Повторение уч. стр.102-106 | |
32 | «Чертежи разверток поверхностей геометрических тел. Чтение чертежей» | 1 | Выполнение разверток призмы, конуса, цилиндра. Устное чтение чертежей. | Формат А4, чертёжные инструменты, Ножницы, клей. | Стр.107-115 форматА4, чертежные инструменты | |
33 | «Назначение эскизов. Порядок выполнения эскизов». | 1 | Дать понятие об эскизах. Подготовиться к графической работе | Формат А4, чертежные инструменты | Стр. 118-122 форматА4 инструменты | |
34 | Графическая работа №9 «Выполнение чертежа предмета с необходимым количеством вдов». | 1 | Выполнение чертежа предмета по наглядному изображению на формате А4. | Учебник, Формат А4, чертежные инструменты. | Повторение основных терминов и понятий. | |
35 | «Обобщение знаний полученных в 8 классе». | 1 | Повторение. Выполнение заданий викторины. | Листы в клетку, форматы А4, чертёжные инструменты | | |
№ урока | Дата | Название темы | Вид деятельности | часы | оборудование | Домашнее задание |
По плану | Факт |
1-2 | | | «Повторение знаний полученных в 8 классе». | Повторение | 2 | Учебник, тетрадь. | Стр. 125-126 |
3 | | | «Общие сведения о сечениях». | Дать понятие о сечениях, назначение сечений, правила выполнения. | 1 | Учебник, тетрадь, инструменты | Стр.127-134 |
4 | | | «Повторение пройденного материала по теме «Сечение». | Повторение. | 1 | Формат А4 чертежные инструменты |
5 | | | Графическая работа № 1 «Сечение». | | 1 | Тетрадь, чертежные инструменты. | Стр. 135 |
6 | | | «Назначение разрезов, правила выполнения разрезов». | Дать понятие о «разрезах» их различие между «сечением». | 1 | Учебник, тетрадь, инструменты. | Стр. 136-139 Формат А4 |
7 | | | «Какие бывают разрезы, обозначение разрезов». | Изучение новой темы, выполнение упражнения со стр. 144. | 1 | Учебник, тетрадь, инструменты. | Стр. 140- 144 Формат А4 чертежные инструменты |
8 | | | Графическая работа № 2 «Разрезы | | 1 | Формат А4, инструменты. Тетрадь, учебник. | |
9 | | | «Обобщающий урок. Устный опрос». | Повторение. | 1 | Учебник, тетрадь. | Стр. 136- 144 |
|
10 | | | «Местный разрез». | Дать понятие о местном разрезе, где его применяют. | 1 | Тетрадь, учебник. | |
11 | | | Графическая работа № 3 «Местный разрез». | Выполнение чертежа детали с применением местного разреза. | 1 | Формат А4 | Стр. 145 Формат А4 |
12 | | | «Соединение вида и разреза». | Выполнение чертежа детали с применением части вида и части разреза. | 1 | Учебник, тетрадь, инструменты. | Стр.146-150 |
13 | | | «Тонкие стенки и спицы на разрезе. Другие сведения о разрезах и сечениях». | Дать понятие об особенностях сечений и разрезов | 1 | Учебник, тетрадь, инструменты | Стр.150-152 Формат А4 |
14 | | | Графическая работа № 4 «Применение разрезов в аксонометрических проекциях». | Выполнение чертежа детали с применением разреза | 1 | Формат А4 | Стр. 153 рис. 200-201 |
15 | | | «Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах». | Знакомство с новой темой. | 1 | Учебник, тетрадь, инструменты. | Стр.154-157 |
16 | | | Практическая работа № 5 «Чтение чертежей» | Чтение чертежей. | 1 | Учебник. | Стр.158-159 |
17 | | | «Общие сведения о соединениях деталей». | Дать понятие о видах соединений, стандартных деталях. | 1 | Учебник, тетрадь, инструменты | Стр.160-162 |
|
18 | | | «Изображение и обозначение резьбы. Как работать со справочным материалом». | Выполнение изображения резьбы наружной и внутренней. | 1 | Учебник, тетрадь, инструменты. | Стр. 163-166 Формат А4 |
19 | | | Графическая работа №6 «Изображение резьбы» | | 1 | Формат А4 | |
20 | | | «Чертежи болтовых и шпилечных соединений». | Выполнение чертежа болтового и шпилечного соединения. Работ в тетради. | 1 | Учебник, тетрадь, инструменты | Стр.166-172 Формат А4 |
21 | | | Графическая работа №7 «Чертежи резьбового соединения» | Болтовое или шпилечное. | 1 | Формат А4, чертежные инструменты, | |
22 | | | «Чертежи шпоночных и штифтовых соединений». | Выполнение чертежа шпоночного и штифтового соединения. | 1 | Учебник, тетрадь, инструменты. | Стр. 172- 177 Формат А4 |
23 | | | Графическая работа №8 «Чертежи шпоночного и штифтового соединения». | Выполнение штифтового или шпоночного соединения. | 1 | Форма А4, чертежные инструменты | |
24 | | | «Общие сведения о сборочных чертежах изделий». | Изучение новой темы, знакомство с общими сведениями, спецификацией, с разрезами на сборочных чертежах. | 1 | Учебник, тетрадь, инструменты. | Стр.177-184 |
25 | | | «Порядок чтения сборочных чертежей» | Устное чтение. | 1 | Учебник. | Стр.184-188 |
26 | | | «Условности и упрощения на сборочных чертежах». | Знакомство с упрощением, с правилами его изображения | 1 | Учебник, тетрадь, чертежные инструменты | Стр. 189-190 |
27 | | | Практическая работа № 9 «Чтение сборочных чертежей». | | 1 | Учебник | Стр. 191-198 |
|
28 | | | «Понятие о деталировании». | Дать понятие о деталированиии, | 1 | Учебник, тетрадь, инструменты. | Стр. 199-206 Формат А4 |
29 | | | Графическая работа № 10 «Деталирование». | Выполнение чертежей | 1 | Учебник стр. 207, формат | |
|
30 | | | Практическая работа № 11 «Решение творческих задач с элементами конструирования» | | | Учебник, стр. 207-210 | |
31 | | | «Основные особенности строительных чертежей». | Дать понятие об изображении | 1 | Учебник, тетрадь, инструменты | Стр. 211-212 |
32 | | | «Масштабы, размеры на строительных чертежах». | Дать понятие о масштабе строительного чертежа и размере | 1 | Учебник, тетрадь, инструменты. | Стр.213-214 |
33 | | | «Условные изображения на строительных чертежах». | Выполнение условных обозначений лестниц, оконных и дверных проемов, отопительного устройства, санитарно-технического оборудования. | 1 | Учебник, тетрадь, инструменты. | Стр. 214-217 |
34 | | | «Порядок чтения строительных чертежей». | Чтение чертежей. | 1 | Учебник | Стр. 217-218 |
35 | | | «Разновидности графических изображений» | Работа со схемой. | 1 | Учебник, стр. 219-220 | |