СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по черчению 8-9 класс 2017-2018 уч.год

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рбочая программа по черчению для классов с углублённым изучением математики, разработана   на основе программы МОРФ Москва  «Просвещение» 2000. Автор:  Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. ,  по учебнику  - Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – Москва, изд-во «АСТ» 2004 г. Новый вариант,с оборудованием и домашним заданием.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по черчению 8-9 класс 2017-2018 уч.год»

Рабочая программа по черчению 8-9 класс

Учитель: Лапта Т.В. 2014 год

Пояснительная записка.


Курс черчения в школе – составная часть трудового политехнического образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться.

При выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названиями деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из которого они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении.

На упражнения и самостоятельную работу выделяется большая часть учебного времени.

Тематическое планирование содержит описание основных требований к знаниям и умениям учащихся, перечень обязательных графических работ для каждого класса, перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения.

В тематическом планировании учителю предоставлено право изменять количество часов, отведенное на их изучение, в пределах одного учебного года. Учитель имеет право перераспределять время в зависимости от методики преподавания и особенностей класса.

20% учебного времени – резервное время учителя. Оно используется для повторения темы, за счет сокращения отдельных вопросов и тем основного курса, и может использоваться учителем по своему усмотрению, что позволяет осуществлять подготовку учащихся с учетом их индивидуальных способностей.

Цели и задачи курса.

► Научить сознательно читать чертежи. Самостоятельно выполнять эскизы и несложные чертежи для изготовления деталей и предметов, решать творческие задачи с элементами конструирования.

► Сформировать у учащихся знания о прямоугольном проецировании на 1, 2, 3, взаимно перпендикулярные плоскости, с построением аксонометрических проекций и приемах выполнения технического рисунка.

► Ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными ГОСТом, ЕСКД.

► Учить в процессе чтения чертежей воссоздавать образ предметов и анализировать их форму и конструкцию.

► Способствовать развитию у учащихся технического и образного мышления, а также пространственных представлений, имеющих большое значение в трудовом обучении, производственной деятельности и техническом творчестве.

► Научить самостоятельно пользоваться учебными справочными пособиями в практике чтения и выполнения чертежей.

► Способствовать привитию учащимся культуры труда при выполнении графической документации


Перечень инструментов, принадлежностей и

материалов для черчения


- Готовальня школьная или циркуль.

- Угольники с углами 300, 600, 900,

450, 450, 900.

- Транспортир.

- Линейка.

- Карандаши простые. Марки Т,ТМ,М.

- Ластик

- Две тетради в клетку, 12 листов.

- Формат А4.

ЧЕРЧЕНИЕ.

8 класс – 1 урок в неделю х 35 = 35 часов

I четверть - кол-во часов - 8

II четверть - кол-во часов - 8

III четверть - кол-во часов - 12

IV четверть - кол-во часов - 7


9 класс - 1 урок в неделю х 35 = 35 часов

I четверть - кол-во часов - 8

II четверть - кол-во часов - 8

III четверть - кол-во часов - 12

IV четверть - кол-во часов - 7


Количество часов соответствует базисному учебному плану.

Количество часов соответствует базисному учебному плану.

Планирование составлено на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С.

Литература.

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – Москва, изд-во «АСТ» 2004 г.

  2. Воротников И.А. Виноградов В.Г. и др. Словарь-справочник по черчению – М., Просвещение, 1995 г.

  3. Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, 1990 г.

  4. Карточки – задания по черчению под ред. Василенко Е.А. – М., Просвещение1990г. Пособие для учителя.

  5. Уроки черчения. Автор Севастопольский Н.О. / из опыта работы/ - М., просвещение, 1981г.

  6. Методическое пособие по черчению для учащихся 9х классов и поступающих в ВУЗы. Составитель С.М. Полтавец, Волгоград 1996г.

  7. Черчение: учебник для учащихся средних общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. Н.Г.Преображенской. – М., Вентана-Граф, 2004г.

  8. Пособия по черчению. Авторы: Н.Г.Преображенская, И.Ю. Преображенская. Черчение: рабочие тетради – М., Вентана-Граф, 2004г.







Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса


Учащиеся должны знать:

  • основы прямоугольного проецирования на одну, две, три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

  • изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.


Учащиеся должны уметь:

  • рационально использовать чертежные инструменты;

  • анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

  • анализировать графический состав изображений;

  • читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

  • выбирать необходимое число видов на чертежах;

  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

  • применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

























Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса.


Учащиеся должны знать:

  • основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;

  • условности изображения и обозначения резьбы.


Учащиеся должны иметь представления:

  • об изображениях соединений деталей;

  • об особенностях выполнения строительных чертежей.


Учащиеся должны уметь:

  • выполнять необходимые разрезы и сечения;

  • правильно выбирать главное изображение и число изображений;

  • выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

  • читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;

  • выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;

  • читать несложные строительные чертежи;

  • пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;

  • применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования


8 класс

урока


Название темы

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности

Оснащение урока

Домашнее задание


Дата

проведения

1 четверть

1


«Учебный предмет «Черчение»».

1


Знакомство учащихся с новым для них предметом. Объяснить цели и задачи изучения черчения.

Учебник, тетрадь, электронная презентация.

Стр. 10-14




2


«Понятие о гос. стандарте. Формат. Приёмы работы чертёжными инструментами».

Линии чертежа. Основная надпись»

1


Знакомство учащихся со стандартизацией, приемы работы чертежными инструментами.

Изучение основных линий чертежа, правила их выполнения.


Учебник, тетрадь, карандаши, инструменты, электронная презентация.

Стр. 10-16

Формат А4 чертежные инструменты.

Стр. 17-20



3


Графическая работа №1 «Линии чертежа».


1


Выполнение графической работы.


Формат А4, карандаши, инструменты

Формат А4

Чертёжные инструменты


4


«Чертёжный шрифт».




1


Знакомство учащихся с начертанием, размерами, правилами выполнения букв. Правилами написания.

Учебник, тетрадь, карандаши, инструменты, электронная презентация.

Стр.21-24




5


Графическая работа №2

«Чертёжный шрифт».



1


Выполнение графической работы.


Учебник, чертежные инструменты, Формат А4 , карандаши.

Чертежные инструменты, учебник

Стр.28-30


6


«Правила выполнения и нанесения размеров на чертежах. Масштаб».


1

Научить наносить размеры, а так же дать понятие о масштабе и его обозначении на чертеже.

Учебник, тетрадь, карандаши, инструменты, электронная презентация.

Стр.31-34

Подготовить формат А4.


7

Графическая работа №3 «Масштаб».

1

Выполнение чертежа детали с применением масштаба (1:1, 1:2, 2:1)

Формат А4,

чертежные инструменты

Стр.34-35



8

«Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование».

1

Понятие о проецировании. Выполнение упражнений на выполнение центрального и параллельного проецирования.


Учебник, транспортир, карандаши, тетрадь, электронная презентация.

Стр. 35-38

Формат А4





2 четверть

9

«Прямоугольное проецирование».

1

Рассмотреть виды проецирования.


Учебник, транспортир, карандаши, тетрадь, электронная презентация.

Подготовиться к практической работе


10

«Проецирование на несколько плоскостей проекции».

1

Познакомиться с новыми видами проецирования. Подготовиться к графической работе №3

Учебник, транспортир, карандаши, тетрадь, электронная презентация.

Подготовиться к графической работе №4


11

Графическая работа

4 «Проецирование»

1

Закрепление полученных знаний и навыков по пройденной теме

Учебник, транспортир, карандаши, тетрадь

Стр.43-44




12

«Местные виды. Расположение видов на чертеже».

1

Дать понятие о цели применения «местного вида»

Учебник, транспортир, карандаши, тетрадь

Стр. 45-49


13

Практическая работа «Моделирование по чертежу»

1

Решение задач на смекалку, развивать воображение.

Учебник, тетрадь, чертежные инструменты.

Стр. 50-51, подготовить

формат А4


14

«Получение аксонометрических проекций. Положение осей. Проекции плоских фигур».

1

Дать понятие о диметрической и изометрической проекции, выполнение упражнений

Учебник, тетрадь, чертежные инструменты, электронная презентация.

Стр. 52-56



15-16


«Аксонометрические проекции плоских предметов»

1

Построение плоских предметов в аксонометрии

Учебник, тетрадь, чертежные инструменты, электронная презентация.

Стр. 56-57 Подготовить формат А4



17

Графическая работа

5

«Аксонометрические проекции плоских предметов».

1

Выполнение чертежа аксонометрической проекции плоской детали.

Формат А4, чертёжные инструменты

Повторение стр.52-57



3 четверть

18

«Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности».

1

Построение эллипса в изометрической проекции в кубе ( на 3-х плоскостях).


Учебник, чертежные инструменты, тетрадь, электронная презентация.


Стр.58-60


19

«Технический рисунок».


1

Дать понятие о выполнении технического рисунка не сложных предметов

Стр.61-66


20

«Анализ геометрической формы предмета»

1

Знакомство с геометрическим телами, чтение чертежа группы геометрических тел.

Учебник, тетрадь, чертёжные инструменты, карточки.

Стр. 66-68


21

«Проецирование геометрических тел».

1

Выполнение проецирование (призмы, куба, пирамиды, цилиндра).

Учебник, чертежные инструменты, тетрадь, электронная презентация.

Упражнение по карточкам


22


«Проецирование группы геометрических тел. Решение занимательных задач».

1

Научиться выполнять проекции группы геометрических тел по наглядному рисунку.

Учебник, тетрадь, чертёжные инструменты, карточки.

Стр. 79-83. подготовить

формат А4, инструменты.


23

«Проекции вершин, ребер и граней предмета»

1

Нахождение точек, граней, ребер на поверхности предмета, выполнение упражнений.

Чертежные инструменты, тетрадь.

Стр. 68-78


24

«Способы построения изображения предмета на основе анализа формы предмета».

1

Научиться последовательно выполнять чертеж детали.


Чертежные инструменты, тетрадь, учебник.

Стр. 83-90, подготовить формат А4


25

Графическая работа

6 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

1

Выполнение основных видов чертежа и аксонометрической проекции детали.

Формат А4, чертёжные инструменты, учебник.

Повторение стр.68-90


26

«Построение вырезов на геометрических телах. Построение третьего вида по двум данным».

1

Знакомство с новым материалом, выполнение упражнений на построение вырезов на геометрических телах.

Чертежные инструменты, тетрадь,карточки.

Стр.91-97


27

Графическая работа

7 «Построение третьего вида по двум данным».

1

Закрепление знаний полученных на предыдущих уроках. Выполнение заданий графической работы.

Формат А4, чертёжные инструменты, учебник

Стр. 97-101




28

«Нанесение размеров с учетом формы предмета».

1

Выполнение чертежа детали и нанесение размеров

Формат А4, чертёжные инструменты,карточки

Работа в тетради по карточкам.


29

«Геометрическое построение. Деление окружности на равные части на 3, 5, 6, 12».

1

Научиться делить окружности на равные части с помощью циркуля и линейки.



Формат А4, чертёжные инструменты

Уч. стр. 102-103



4 четверть

30

«Сопряжение»


1

Выполнение упражнений на построение разных видов сопряжений в тетради. Совершенствование навыков работы циркулем.

форматА4, чертежные инструменты.

Уч. стр. 104-106, подготовить формат А4


31

Графическая работа

8 «Деление окружности. Сопряжение».

1

Выполнение заданий на деление окружности на равные части, построение о

Учебник, Формат А4, чертежные инструменты.

Повторение уч. стр.102-106


32

«Чертежи разверток поверхностей геометрических тел. Чтение чертежей»

1

Выполнение разверток призмы, конуса, цилиндра.

Устное чтение чертежей.


Формат А4, чертёжные инструменты,

Ножницы, клей.

Стр.107-115

форматА4, чертежные инструменты


33

«Назначение эскизов. Порядок выполнения эскизов».

1

Дать понятие об эскизах.

Подготовиться к графической работе

Формат А4, чертежные инструменты

Стр. 118-122

форматА4 инструменты


34

Графическая работа

9 «Выполнение чертежа предмета с необходимым количеством вдов».

1

Выполнение чертежа предмета по наглядному изображению на формате А4.

Учебник,

Формат А4, чертежные инструменты.

Повторение основных терминов и понятий.


35

«Обобщение знаний полученных в 8 классе».

1

Повторение. Выполнение заданий викторины.

Листы в клетку, форматы А4, чертёжные инструменты






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


8 – 9 класс




Темы

Количество учебных

часов по классам

8

9

Правила оформления чертежей.

Способы проецирования.

Чтение и выполнения чертежей деталей.

Обобщение знаний.

6

9

15

1

-

-

-

-

Обобщение сведений о способах проецирования.

Сечения и разрезы.

Сборочные чертежи.

Чтение строительных чертежей.

Контрольная работа.

Обзор разновидностей графических изображений.

-

-

-

-

-

-

2

12

11

2

1

1

Итого:

35

35












ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ГРАФИЧЕСКИХ

И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


8 класс


( Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях)



Работы

Примечание

1.

2.

3.



4.

5.

6.


7.

8.

9.

10.

11.

Линии чертежа

Чертежи «плоской» детали.

Моделирование по чертежу.



Чертежи и аксонометрические пропорции предметов.

Построение третьей проекции по двум данным.

Чертеж детали.


Устное чтение чертежей.

Чертеж предмета в трех видах.

Эскиз и технический рисунок детали.

Эскизы деталей с включением элементов конструирования.

Чертеж предмета (контрольная работа).

-

-

Из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов.


С построением проекций точек, отрезков, граней и пр.

-

С использованием геометрических построений ( в том числе сопряжений).

-

С преобразованием формы предмета.

-

С преобразованием формы предмета.

По аксонометрической проекции или натуры.










ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ГРАФИЧЕСКИХ

И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


9 класс


(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – тетрадях)


Работы

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.


6.

7.

8.

9.

10.

11.

Эскизы деталей с выполнением сечений.

Эскиз детали с выполнением необходимого разреза.

Чертеж детали с применением разреза.

Устное чтение чертежей.

Эскиз с натуры.


Чертеж болтового соединения.

Чтение сборочных чертежей.

Деталирование.

Решение творческих задач с элементами конструирования.

Чтение строительных чертежей.

Выполнение чертежа детали.

С натуры или по аксонометрической проекции.

-

По одному или двум видам детали.

-

Применение необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений.

-

С выполнением технических рисунков 1-2 деталей.

Выполняются чертежи 1-2 деталей.

-

С использованием справочных материалов.

Контрольная работа по сборочному чертежу.
















9 класс

урока

Дата

Название темы

Вид деятельности

часы

оборудование

Домашнее задание

По плану

Факт

1-2




«Повторение знаний полученных в 8 классе».

Повторение

2


Учебник, тетрадь.


Стр. 125-126



3




«Общие сведения о сечениях».



Дать понятие о сечениях, назначение сечений, правила выполнения.

1

Учебник, тетрадь, инструменты

Стр.127-134



4



«Повторение пройденного материала по теме «Сечение».

Повторение.


1

Формат А4 чертежные инструменты

5



Графическая работа

1 «Сечение».



1

Тетрадь, чертежные инструменты.

Стр. 135



6




«Назначение разрезов, правила выполнения разрезов».


Дать понятие о «разрезах» их различие между «сечением».

1

Учебник, тетрадь, инструменты.

Стр. 136-139

Формат А4

7



«Какие бывают разрезы, обозначение разрезов».


Изучение новой темы, выполнение упражнения со стр. 144.

1

Учебник, тетрадь, инструменты.

Стр. 140- 144

Формат А4 чертежные инструменты

8



Графическая работа

2 «Разрезы



1

Формат А4, инструменты.

Тетрадь, учебник.


9



«Обобщающий урок. Устный опрос».

Повторение.


1

Учебник, тетрадь.

Стр. 136- 144



10




«Местный разрез».


Дать понятие о местном разрезе, где его применяют.

1

Тетрадь, учебник.



11



Графическая работа

3 «Местный разрез».


Выполнение чертежа детали с применением местного разреза.

1

Формат А4


Стр. 145

Формат А4


12



«Соединение вида и разреза».


Выполнение чертежа детали с применением части вида и части разреза.

1

Учебник, тетрадь, инструменты.


Стр.146-150


13



«Тонкие стенки и спицы на разрезе. Другие сведения о разрезах и сечениях».

Дать понятие об особенностях сечений и разрезов

1

Учебник, тетрадь, инструменты

Стр.150-152

Формат А4

14



Графическая работа

4 «Применение разрезов в аксонометрических проекциях».

Выполнение чертежа детали с применением разреза

1

Формат А4


Стр. 153 рис. 200-201


15



«Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах».

Знакомство с новой темой.


1

Учебник, тетрадь, инструменты.


Стр.154-157

16



Практическая работа

5 «Чтение чертежей»

Чтение чертежей.


1

Учебник.


Стр.158-159

17



«Общие сведения о соединениях деталей».

Дать понятие о видах соединений, стандартных деталях.

1

Учебник, тетрадь, инструменты

Стр.160-162



18



«Изображение и обозначение резьбы. Как работать со справочным материалом».

Выполнение изображения резьбы наружной и внутренней.

1

Учебник, тетрадь, инструменты.


Стр. 163-166

Формат А4


19



Графическая работа №6 «Изображение резьбы»


1

Формат А4



20



«Чертежи болтовых и шпилечных соединений».

Выполнение чертежа болтового и шпилечного соединения. Работ в тетради.

1

Учебник, тетрадь, инструменты

Стр.166-172

Формат А4

21



Графическая работа №7 «Чертежи резьбового соединения»

Болтовое или шпилечное.


1

Формат А4, чертежные инструменты,


22



«Чертежи шпоночных и штифтовых соединений».



Выполнение чертежа шпоночного и штифтового соединения.

1

Учебник, тетрадь, инструменты.

Стр. 172- 177

Формат А4



23



Графическая работа №8 «Чертежи шпоночного и штифтового соединения».

Выполнение штифтового или шпоночного соединения.

1

Форма А4, чертежные инструменты


24



«Общие сведения о сборочных чертежах изделий».



Изучение новой темы, знакомство с общими сведениями, спецификацией, с разрезами на сборочных чертежах.

1

Учебник, тетрадь, инструменты.

Стр.177-184


25



«Порядок чтения сборочных чертежей»

Устное чтение.

1

Учебник.


Стр.184-188

26



«Условности и упрощения на сборочных чертежах».


Знакомство с упрощением, с правилами его изображения

1

Учебник, тетрадь, чертежные инструменты

Стр. 189-190


27



Практическая работа № 9 «Чтение сборочных чертежей».


1

Учебник

Стр. 191-198



28



«Понятие о деталировании».

Дать понятие о

деталированиии,

1

Учебник, тетрадь, инструменты.

Стр. 199-206

Формат А4


29



Графическая работа № 10 «Деталирование».

Выполнение чертежей

1

Учебник стр. 207, формат



30



Практическая работа № 11 «Решение творческих задач с элементами конструирования»



Учебник, стр. 207-210



31



«Основные особенности строительных чертежей».


Дать понятие об изображении

1

Учебник, тетрадь, инструменты

Стр. 211-212


32



«Масштабы, размеры на строительных чертежах».



Дать понятие о масштабе строительного чертежа и размере

1

Учебник, тетрадь, инструменты.


Стр.213-214


33



«Условные изображения на строительных чертежах».

Выполнение условных обозначений лестниц, оконных и дверных проемов, отопительного устройства, санитарно-технического оборудования.

1

Учебник, тетрадь, инструменты.


Стр. 214-217


34



«Порядок чтения строительных чертежей».

Чтение чертежей.

1

Учебник


Стр. 217-218

35



«Разновидности графических изображений»

Работа со схемой.

1

Учебник, стр. 219-220