Чтение.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению составлена в соответствии с ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, на основе АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа», «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2010 г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.12;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
Приложение к федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Постановление от 10 июля 2015 г. N 26);
Устав ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;
Положения ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;
АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;
Программы для подготовительного, 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;
Учебного плана образовательного учреждения.
Целью данной программы является:
- привитие навыков учебной деятельности;
- формирование общеречевых навыков;
- развитие слухового, фонематического и зрительного восприятия;
- развитие устной речи.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:
- изучение букв;
- выполнять звукобуквенный анализ и синтез;
- чтение по букварю, используя иллюстрации для улучшения понимания читаемого.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по чтению включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:
овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. БУКВАРЬ (для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). Учебник. М. «Просвещение», 1997г., 2002г., 2007г..
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
На каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Рабочая программа по чтению составлена в соответствии с учебным планом ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа» на 2016-2017учебный год и рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
При составлении данной рабочей программы по обучению грамоте в программу В.В. Воронковой были внесены изменения и дополнения путём:
- установления чёткой связи читаемых произведений с окружающей действительностью с целью социальной адаптации и реабилитации школьников.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти, в зависимости от уровня развития детей.
Основные задачи добукварного периода:
подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения;
привить интерес к обучению;
выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках чтения значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и т.д.), отвечать на вопросы.
На уроках чтения у детей формируется правильная артикуляция и дикция, соответствующий темп и ритм речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок, небольшие инсценировки.
Для совершенствования произносительной стороны речи проводятся артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щёк и т.д. В добукварный период учащиеся практически знакомятся с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.
Букварный период.
Задачи букварного периода:
Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчётливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), и после них слоги со стечением согласных.
Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстрированного материала для улучшения понимания читаемого.
Для проведения занятий по чтению в 1 классе коррекционной образовательной школы используется следующая наглядность: настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
III. СОДЕРЖАНИЕ
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе и их назначение», Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи учащихся:
формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию;
внятно выражать свои просьбы и желания;
слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя;
разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя;
пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам;
называть слова по предметным картинкам;
составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи.
Выработка умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук-лук, стол-стул, палка-лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, го-ло-ва).
6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга).
Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам Чем? Что? Куда? Где? Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу.
Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо-плохо, близко-далеко и др.).
Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2-3 вопроса
Требования к результатам освоения учебного предмета «Чтение» в 1 классе
Личностные учебные действия
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
-работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо-родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
-читать;
-писать;
-наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который помогает выявить индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценивания:
0 - баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 - балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 - балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 - балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4- балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5- баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
IV. Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов. |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Я и моя семья. | 1 |
3 | Игрушки. Школьные вещи. | 1 |
4. | Режим дня. | 1 |
5. | Беседа «Окружающий меня мир». | 1 |
6. | Наш огород. | 2 |
7. | Выделение из слов гласного звука [а]. | 1 |
8. | Летом в лесу. Выделение из слов гласного звука [у]. | 1 |
9. | Выделение из слов согласного звука [м]. | 1 |
10. | Составление из предложений связного рассказа. | 1 |
11. | Гласный звук [а], буква А. | 1 |
12. | Гласный звук [y], буква У. | 1 |
13. | Согласные звуки [м], [м’], буква М. | 1 |
14. | Чтение слогов ам, ум, ма, му. | 2 |
15. | Составление из слогов слов: ма-ма, му-му. | 1 |
16. | Гласный звук [o], буква О. Упражнение в чтении слогов. | 1 |
17. | Чтение слогов и слов с буквами а, о, у, м. | 1 |
18. | Согласные звуки [c], [c’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. | 2 |
19. | Согласные звуки [x], [x’], буква Х. | 1 |
20. | Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 |
21. | Чтение текста «Уха!» | 1 |
22. | Согласный звук [ш], буква Ш. | 2 |
23. | Согласные звуки [л], [л’], буква Л. | 2 |
24. | Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. | 1 |
25. | Гласный звук [ы], буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнение в чтении. | 1 |
26. | Согласные звуки[н], [н’], буква Н. | 2 |
27. | Согласные звуки [р], [р’], буква Р. | 1 |
28. | Упражнение в чтении предложений из двух-трёх слов. | 1 |
29. | Упражнение в чтении текстов. | 1 |
30. | Согласные звуки [к], [к’], буква К. | 2 |
31. | Согласные звуки [п], [п’], буква П. | 2 |
32. | Упражнение в чтении слов, предложений с изученными буквами. | 2 |
33. | Согласные звуки [т], [т’], буква Т. | 2 |
34. | Гласный звук [и], буква И. | 1 |
35. | Упражнение в чтении текстов «Утром», «Кошка и мышка», «Куклы», «Малыши». | 2 |
36. | Согласные звуки [з], [з’], буква З. | 2 |
37. | Чтение текстов «Коза», «Зима», «Роза». | 2 |
38. | Согласные звуки [в], [в’], буква В. | 2 |
39. | Согласный звук [ж], буква Ж. | 2 |
40. | Упражнение в чтении предложений, текстов. | 2 |
41. | Согласные звуки [б], [б’], буква Б. | 2 |
42. | Согласные звуки [г], [г’], буква Г. | 2 |
43. | Упражнение в чтении текстов «Гости», «Игрушки», «Кира и Вика». | 2 |
44. | Согласные звуки [д], [д], буква Д. Чтение текстов «Садик», « Наш город», «Наш огород». | 3 |
45. | Буква й. Чтение текстов «Лайка и Зайка», «Хороший попугай», «Жадный Вова». | 3 |
46. | Буква Ь. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. | 2 |
47. | Разделительный Ь. (мягкий знак). | 2 |
48. | Упражнение в чтении слов, предложений, текстов «В саду», «Зоопарк». | 2 |
49. | Звуки [йэ], гласная буква Е. | 2 |
50. | Повторение и закрепление введённых понятий. Звуки [йо], буква Ё. | 2 |
51. | Упражнение в чтении. Работа с текстом. | 2 |
52. | Звуки [йа], буква Я. | 2 |
53. | Звуки [йу], буква Ю. | 2 |
54. | Согласный звук [ц], буква Ц. | 2 |
55. | Согласный звук [ч], буква Ч. | 2 |
56. | Чтение текстов «Урок», «Мила и Жучка», сказки «Курочка Ряба». | 2 |
57. | Согласный звук [щ], буква Щ. | 2 |
58. | Согласные звуки [ф], [ф’], буква Ф. | 2 |
59. | Гласный звук [э], буква Э. | 2 |
60. | Буква Ъ. Разделительный твёрдый знак. | 2 |
61. | Упражнение в чтении. Тексты «Семья», «В лесу». | 2 |
62. | Чтение текстов «Кошка»,«Когда это бывает?», «Котята», «Верный друг», «Светофор», «Что мы сажаем, сажая леса?» «Чиж». | 2 |
V. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
Учащиеся должны знать:
Наизусть 3-4 коротких стихотворений или четверостиший, разученных с голоса учителя.
VI. Дополнительная литература:
1. Агеева И.Д. Загадки про слова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
2. Бурау И.Я. Загадки мира букв.- Д.: Сталкер, 1997.-448 с.
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.- 448 с.
4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение, 1994.- 397 с.
5. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению грамоте: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2006. – 146 с.
6. Земцова О.Н. Что нас окружает. Познаем мир. Занимательный материал по развитию речи детей младшего школьного возраста. – М.: ЗАО Компания «Махаон», 2006. – 100 с.
7.Лещинская Т.Л. Букварик. – М.: ВЛАДОС, 2007.-95 с.
8.Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителя начальных классов.- М.: ВАКО, 2006.-128 с.
9. Павлова Н.Н. Читаем после азбуки. – М.: ООО «ЭКСМО», 2007. – 123 с.
10. Родионова Н.Н. Большая книга знаний для маленьких.- Литературно-художественное издание ООО «Дрофа-Плюс», 2006.
План.
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Содержание.
Учебно-тематический план.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Литература.
Календарно-тематический план.
VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(102 часа)
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов. | | | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. | |
1. | Вводное занятие | 1 | | | Урок введения новых знаний. | Общее представление и назначение кабинетов, оборудование (на основе практического наблюдения). | Знать, где находятся учебные кабинеты, для чего они предназначены. Правила поведения в школе. Уметь ориентироваться в здании школы, находить нужный кабинет. | Текущий: работа по индивидуальным карточкам. | |
2. | Я и моя семья. | 1 | | | Введение новых знаний, повторение. | Младший школьник и семья. | Знать состав семьи, обязанности членов семьи, твоя помощь семье. | Текущий: составление рассказа. | |
3. | Игрушки. Школьные вещи. | 1 | | | Урок введения новых знаний, повторение. | Понятие «слово». | Знать названия учебных вещей, игрушек. Уметь обращаться с учебными принадлежностями, различать школьные вещи и игрушки. | Текущий: сюжетно-ролевые игры. | |
4. | Режим дня. | 1 | | | Урок введения новых знаний. | Важность соблюдения режима дня для здоровья человека. Понятие о предложении. Составление и анализ предложений. | Знать правила личной гигиены. Уметь чистить зубы, умываться, аккуратно складывать одежду. | Текущий: составление рассказа по серии картинок. | |
5. | Беседа «Окружающий меня мир». | 1 | | | Комбинированный урок. | Знакомство с предметами и явлениями окружающего мира. Дифференциация сходных по звучанию слов. | Уметь составлять простые предложения по картинкам и вопросам, уметь различать звуки окружающей действительности. | Фронтальный, индивидуальный. | |
6. | Наш огород. | 2 | | | Комбинированный урок. | Понятие «слог – часть слова». | Знать, название фруктов; уточнить представление об овощах; Уметь различать их по внешнему виду, на ощупь и на вкус. | Фронтальный, индивидуальный, дидактические игры «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь». | |
7. | Выделение из слов гласного звука [а]. | 1 | | | Комбинированный урок. | Придумывание слов на заданный звук. Игровые упражнения. | Уметь различать заданный звук называть слова с этим звуком в начале слова. | Фронтальный. Индивидуальный. | |
8. | Летом в лесу. Выделение из слов гласного звука [у]. | 1 | | | Комбинированный урок. | Уточнение понятия «звук». Различение звука в словах, узнавание и называние слов на заданный звук. | Знать название диких животных. Уметь различать звуки на слух и в произношении. Составлять предложения по картинке. Уметь различать заданный звук называть слова с этим звуком в начале слова. | Фронтальный, индивидуальный. | |
9. | Выделение из слов согласного звука [м]. | 1 | | | Комбинированный урок. | Различение звука в словах, узнавание и называние слов на заданный звук. | Уметь различать заданный звук называть слова с этим звуком в начале слова. | Фронтальный, индивидуальный. | |
10. | Составление из предложений связного рассказа. | 1 | | | Комбинированный урок. | Закрепление понятий «текст», «предложение», «рассказ». | Знать, что такое «текст». Уметь составлять простые предложении по иллюстрациям и вопросам. Пересказывать небольшой текст. | Фронтальный: составление плана рассказа. | |
11. | Гласный звук [а], буква А. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Знакомство с гласным звуком и буквой Аа. | Знать графическое изображение печатной буквы. Уметь различать звук [a] на слух и в произношении. | Текущий: анализ слов, словарная работа. | |
12. | Гласный звук [y], буква У. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Знакомство с гласным звуком и буквой Уу. | Знать графическое изображение печатной буквы. Уметь различать звук [у] на слух и в произношении. | Текущий: звукобуквенный анализ. | |
13. | Согласные звуки [м], [м’], буква М. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Знакомство с согласным звуком и буквой Мм. | Знать графическое изображение буквы. Уметь различать звук [м] на слух и в произношении. | Текущий: анализ слов. | |
14. | Чтение слогов ам, ум, ма, му. | 2 | | | Урок рефлексии. | Упражнения в соединении гласной и согласной буквы в слоги. | Узнавать буквы. Уметь соединять плавно буквы в слоги и читать их. | Текущий: чтение слогов. | |
15. | Составление из слогов слов: ма-ма, му-му. | 1 | | | Урок рефлексии. | Упражнение в составлении слов из двух одинаковых слогов. | Уметь плавно читать слоги и слова. | Текущий. | |
16. | Гласный звук [o], буква О. Упражнение в чтении слогов. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Знакомство с гласным звуком и буквой Оо. | Знать графическое начертание буквы. Уметь составлять слоги из букв разрезной азбуки. | Текущий. Фронтальный, индивидуальный. | |
17. | Чтение слогов и слов с буквами а, о, у, м. | 1 | | | Урок закрепления знаний. | Закрепление умения читать открытые и закрытые слоги. | Знать графическое начертание букв. Уметь составлять слоги из букв разрезной азбуки. | Текущий. Индивидуальный. | |
18. | Согласные звуки [c], [c’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. | 2 | | | Изучение нового материала. Рефлексия. | Знакомство с новой буквой Сс. Упражнение в чтении слогов и слов с изученными буквами. | Уметь читать открытые и закрытые слоги с изученными буквами. | Текущий. Индивидуальный. Фронтальный. | |
19. | Согласные звуки [x], [x’], буква Х. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Знакомство с новым согласным звуком и буквой Хх. | Уметь читать закрытые и открытые слоги; составлять их из букв разрезной азбуки. | Текущий. Графическая работа. | |
20. | Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 | | | Урок-повторение. Рефлексия. | Отработка плавного слогового чтения. | Уметь работать с буквами, читать плавным слоговым чтением. | Текущий. Звуковой анализ слога, слов. | |
21. | Чтение текста «Уха!» | 1 | | | Обобщающий урок. | Отработка плавного слогового чтения слов и предложений: Ма-ма! О-са! Му-ха! Ма-ма са-ма. | Упражнять в плавном слоговом чтении слов и коротких предложений. | Текущий. Звуковой анализ слога, слов. | |
22. | Согласный звук [ш], буква Ш. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Знакомство с согласным звуком и буквой Шш. Составление и чтение слов и предложений. | Уметь образовывать и читать открытые и закрытые слоги и двусложные слова, короткие предложения. | Текущий. Индивидуальный. Фронтальный. | |
23. | Согласные звуки [л], [л’], буква Л. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Знакомство с твёрдым и мягким согласным звуком и буквой Лл. Отработка плавного слогового чтения. | Уметь читать подписи под картинками; читать предложения. | Текущий: звукобуквенный анализ. | |
24. | Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изу-ченными буквами. | 2 | | | Урок закрепления знаний. | Отработка навыков плавного слогового чтения. | Уметь составлять слова из кассы букв; читать текст из 2-3 предложений. Составлять рассказы по рисункам в букваре. Выполнять звукобуквенный анализ слов. | Фронтальный: чтение текста, анализ, пересказ. | |
25. | Гласный звук [ы], буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнение в чтении. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Отработка навыков плавного слогового чтения. | Уметь составлять слоги, слова из кассы букв; читать текст из 2-3 предложений. Составлять рассказы по рисункам в букваре. Выполнять звукобуквенный анализ слогов, слов. | Текущий: составление слов из слогов. | |
26. | Согласные звуки[н], [н’], буква Н. | 2 | | | Урок изучение нового материала. Рефлексия. | Знакомство с твёрдым и мягким согласным звуком и буквой Нн; выполнять графический анализ буквы. | Уметь составлять предложения по картинкам, читать их; озаглавливать текст. | Текущий: звукобуквенный анализ слов. | |
27. | Согласные звуки [р], [р’], буква Р. | 1 | | | Урок изучения нового материала. | Знакомство с твёрдым и мягким согласным звуком и буквой Рр. | Уметь соотносить звуки с соответствующими буквами, определять местонахождение их в словах (в начале или в конце). | Текущий. Индивидуальный. | |
28. | Упражнение в чтении предложений из двух-трёх слов. | 1 | | | Рефлексия. | Отработка навыков плавного слогового чтения. | Знать, что такое слово, предложение, рассказ. Уметь работать с буквами; анализировать слова; озаглавливать текст. | Фронтальный: выборочное чтение по вопросам. | |
29. | Упражнение в чтении текстов. | 1 | | | Обобщающий урок. | Обобщить и систематизировать знания об изученных буквах. | Знать признаки текста. Уметь читать текст и соотносить его с иллюстрацией в букваре. | Текущий. Индивидуальный. Фронтальный. | |
30. | Согласные звуки [к], [к’], буква К. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Знакомство с твёрдым и мягким согласным звуком и буквой Кк. | Знать все изученные буквы. Уметь читать предложения из двух-трех слов. Самостоятельно составлять из букв разрезной азбуки слова из трёх-четырёх букв. | Текущий. Фронтальный. Чтение текста. | |
31. | Согласные звуки [п], [п’], буква П. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Знакомство с твёрдым и мягким согласным звуком и буквой Пп. | Знать все изученные буквы. Уметь читать предложения из двух-трех слов. Самостоятельно составлять из букв разрезной азбуки слова из трёх-четырёх букв. | Текущий. Фронтальный. Чтение текста. | |
32. | Упражнение в чтении слов, предложений с изученными буквами. | 2 | | | Урок закрепления. | Отработка навыков плавного слогового чтения. | Уметь составлять текст по рисунку. Находить в тексте предложения, относящиеся к рисунку. | Текущий. Индивидуальный. Составление слов. | |
33. | Согласные звуки [т], [т’], буква Т. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Знакомство с твёрдым и мягким согласным звуком и буквой Тт. Отработка навыков плавного слогового чтения. | Уметь читать слова, предложения, текст. Находить соответствующие подписи к картинкам. Составлять предложения по картинкам. | Текущий: чтение, пересказ. Индивидуальный. | |
34. | Гласный звук [и], буква И. | 1 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Знакомство с гласным звуком и буквой Ии. | Уметь выполнять графический анализ буквы; читать тексты из 5-7 предложений. | Текущий: чтение, пересказ. Индивидуальный. | |
35. | Упражнение в чтении текстов «Утром», «Кошка и мышка», «Куклы», «Малыши». | 2 | | | Урок закрепления знаний, умений и навыков. | Отработка навыков плавного слогового чтения. | Знать признаки текста. Уметь определять начало предложения по заглавной букве и конец по точке. | Текущий. Фронтальный. Индивидуальный. | |
36. | Согласные звуки [з], [з’], буква З. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Знакомство с твёрдым и мягким согласным звуком и буквой Зз. | Знать все изученные буквы. Уметь составлять слоги и слова самостоятельно из букв разрезной азбуки. | Текущий. Индивидуальный. . | |
37. | Чтение текстов «Коза», «Зима», «Роза». | 2 | | | Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщить знания по теме «Предложение. Текст». | Знать признаки текста Уметь читать текст с чётким проговариванием слов. | Фронтальный. Индивидуальный. | |
38. | Согласные звуки [в], [в’], буква В. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Знакомство с твёрдым и мягким согласным звуком и буквой Вв. Отработка навыков плавного слогового чтения. | Знать знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). | Текущий. Индивидуальный. | |
39. | Согласный звук [ж], буква Ж. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Знакомство с твёрдым согласным звуком и буквой Жж. Правописание сочетаний жи-ши. | Знать букву. Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов. | Текущий. Индивидуальный. | |
40. | Упражнение в чтении предложений, текстов. | 2 | | | Урок закрепления знаний. Рефлексия. | Знать признаки текста | Уметь находить ответы на вопросы в тексте. Пересказывать близко к тексту. | Текущий: опрос, пересказ. | |
41. | Согласные звуки [б], [б’], буква Б. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Знакомство с твёрдым и мягким согласным звуком и буквой Бб. Звуко-буквенный анализ слов. | Уметь подбирать слова с заданным звуком и определять его нахождение в словах (в начале, в середине, в конце). | Текущий: зрительно-слуховой диктант. | |
42. | Согласные звуки [г], [г’], буква Г. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Знакомство с твёрдым и мягким согласным звуком и буквой Гг. Упражнение в чтении открытых и закрытых слогов, слов. | Знать изученные буквы. Уметь характеризовать согласные и гласные звуки. | Текущий. Словарная работа. | |
43. | Упражнение в чтении текстов «Гости», «Игрушки», «Кира и Вика». | 2 | | | Урок закрепления знаний, умений и навыков. | Отработка чтения и понимания текстов. Выборочное чтение. | Уметь образовывать и читать слова с открытыми и закрытыми слогами с твердыми и мягкими согласными. | Текущий: чтение текста; анализ; пересказ. | |
44. | Согласные звуки [д], [д], буква Д. Чтение текстов «Садик», « Наш город», «Наш огород». | 3 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Отработка навыков плавного слогового чтения. | Уметь читать слова, состоящие из 3-4 слогов; выполнять звукобуквенный анализ. Пересказывать близко к тексту. | Текущий. Индивидуальный. | |
45. | Буква й. Чтение текстов «Лайка и Зайка», «Хороший попугай», «Жадный Вова». | 3 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. | Уметь читать слова с буквой й, читать и понимать текст. Отвечать на вопросы. | Текущий. Выразительное чтение текста. | |
46. | Буква Ь. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. | 2 | | | Урок изучения нового материала. | Обозначение мягкости согласных звуков буквой Ь. | Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов с Ь. | Текущий. Звукобуквенный анализ слов с Ь. | |
47. | Разделительный Ь. (мягкий знак). | 2 | | | Урок изучения нового материала. | Употребление разделительного мягкого знака. | Уметь читать слова с Ь. | Текущий. | |
48. | Упражнение в чтении слов, предложений, текстов «В саду», «Зоопарк». | 2 | | | Урок закрепление изученного материала. | Отчётливое послоговое чтение коротких букварных текстов. | Уметь находить в тексте подходящее по смыслу предложение для иллюстрации. | Текущий. Выразительное чтение текста. | |
49. | Звуки [йэ], гласная буква Е. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Гласные звуки и буквы Ее. Отработка чтения и понимания учебного текста. | Уметь различать написание слов лес, лис, леса, лиса, двойное значение слова ели, сравнивать, анализировать. | Текущий. Словарная работа. | |
50. | Повторение и закрепление введённых понятий. Звуки [йо], буква Ё. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Гласные звуки и буквы Ёё. Отработка чтения и понимания учебного текста. | Уметь выполнять графический анализ буквы ё, сравнивать с другими буквами. Читать слоги и слова с этой буквой. | Текущий: графическая работа (составление из схем предложений текста). | |
51. | Упражнение в чтении. Работа с текстом. | 2 | | | Урок повторения, закрепления. | Различение предложения и текста. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала. | Знать лексическое значение слов. Уметь составлять предложения по картинкам. Понимать прочитанный текст. | Текущий: графическая работа (составление из схем предложений текста). | |
52. | Звуки [йа], буква Я. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Гласные звуки и буквы Яя, их характеристика. Отработка чтения и понимания текста. | Знать правила о заглавных буквах. Уметь делать звукобуквенный анализ слов. | Текущий: подбор слов к схеме. | |
53. | Звуки [йу], буква Ю. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Гласные звуки и буквы Юю, их характеристика. Отработка чтения и понимания текста. | Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов с буквой ю. Читать текст, понимать прочитанное. | Текущий: подбор слов к схеме. | |
54. | Согласный звук [ц], буква Ц. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих. | Уметь делать звукобуквенный анализ слов с буквой ц. Читать текст и понимать прочитанное. | Текущий: составление схем слов, слого-звуковой анализ, ударение. | |
55. | Согласный звук [ч], буква Ч. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Правописание буквосочетаний ча, чу. | Уметь читать слова с буквой ч. | Текущий: составление схем слов, слого-звуковой анализ, ударение. | |
56. | Чтение текстов «Урок», «Мила и Жучка», сказки «Курочка Ряба». | 2 | | | Обобщающий урок. | Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки детей в чтении. | Уметь читать плавно по слогам; анализировать текст, отвечать на вопросы. | Фронтальный. Индивидуальная работа. | |
57. | Согласный звук [щ], буква Щ. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия | Различать согласные звонкие и глухие. Правописание сочетаний ща, щу. | Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов с буквой щ. | Текущий: анализ элементов по образцу. | |
58. | Согласные звуки [ф], [ф’], буква Ф. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Совершенствование навыков чтения и понимания учебного текста. Выборочное чтение. | Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов с буквой ф. | Текущий: анализ элементов по образцу. | |
59. | Гласный звук [э], буква Э. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Гласные звуки и буквы, их характеристика. | Уметь находить слова-междометия (эй, эх). Читать плавно по слогам. | Текущий: графические задания. | |
60. | Буква Ъ. Разделительный твёрдый знак. | 2 | | | Урок изучения нового материала. Рефлексия. | Употребление разделительных Ъ и Ь, наблюдение за ролью ъ, его работой. | Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов с ъ. | Текущий: подбор слов к схеме. | |
61. | Упражнение в чтении. Тексты «Семья», «В лесу». | 2 | | | Урок закрепления изученного материала. | Совершенствование навыков чтения и понимания учебного текста. | Уметь составлять и читать предложения, короткие рассказы по иллюстрациям в букваре. | Фронтальный: выборочное чтение по заданию. | |
62. | Чтение текстов «Кошка»,«Когда это бывает?», «Котята», «Верный друг», «Светофор», «Что мы сажаем, сажая леса?» «Чиж». | 2 | | | Урок обобщения и систематизации знаний. | Совершенствование навыков чтения и понимания учебного текста. | Уметь плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту. | Тематический. Индивидуальный. | |