СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению и развитию речи (надомное обучение)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для надомного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению и развитию речи (надомное обучение)»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Зятьковская средняя общеобразовательная школа»

Панкрушихинского района Алтайского края




Принято:

Руководитель МО

________Костина Е.О.

Протокол №____ от «____» августа 2017 г.


Согласовано:

Зам. директора ___________ Мут О.В

Дата___________

Утверждаю:

Директор школы

_______________Е.И. Дронова Приказ №______ от __________





Рабочая программа

по чтению и развитию речи

4 класс

( надомное обучение)

на 2017 - 2018 учебный год




Составитель:

учитель Молчанова С.А.


с.Зятьково

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю.Ильиной «Чтение. 4 класс». Учебник в 2 частях, , 2 –е издание. 2016 г.Рабочая программа рассчитана на 68 часов. ( надомное обучение)

. Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи: 1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

3. Учить самостоятельно работать с книгой.

Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.    

    Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

·         развитие артикуляционной моторики;

·         формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

·         развитие высших психических функций;

·         коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

·         развитие речи, владение техникой речи;

·         расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

·         коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

 

Учащиеся должны знать: наизусть 7-8 стихотворений.

Учащиеся должны уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст вслух целыми словами с соблюдением пауз и соответствующей интонацией; читать про себя; отвечать на вопросы по прочитанному; выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение; определять главную мысль произведения; читать отрывки по ролям; пересказывать содержание прочитанного; отличать сказку от рассказа; читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Содержание программы

Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны. Общественно полезные дела школьников.

Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о

природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

Техника чтения

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.

Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что  [што],  чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки  к более быстрому темпу чтения.

Выразительное чтение

Соблюдение знаков препинания:  короткая пауза на запятой, длинная – на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнес медленно и др.). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.

Сознательное чтение

Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы  на вопросы по содержанию.  Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязей событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?»);  оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.

Развитие речи

Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.

Межпредметные связи

Математика.Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.


Основные требования к знаниям и  умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию;

2.                  Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова);

3.                  Активно участвовать в анализе произведения;

4.                  Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;

5.                  Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения;

Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;

 Развитие устной речи

Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Список использованной литературы

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой для 1-4 классов. – М.: Просвещение, 2009 2011 3

. Чтение. 4 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. В 2 ч. / автор-составитель С.Ю.Ильина. – М.:

Чтение


Критерии и нормы оценки учащихся по чтению и развитию речи

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 35-40 слов.

Техника чтения

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.

Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что  [што],  чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки  к более быстрому темпу чтения.






























Тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

1

Снова в школу

5

2

Время листьям опадать

8

3

Делу время- потехе час

4

4

В мире животных

6

5

Жизнь дана на добрые дела

3

6

Зима наступила

13

7

Весёлые истории

5

8

Полюбуйся, весна наступает

6

9

В мире волшебной сказки

5

10

Родная земля

7

11

Лето пришло

6

12

Всего:

68



















Приложение 1

Календарно- тематическое планирование

урока

Тема урока


1

Снова в школу! По Н.Носову. Жил-был Учитель. Э.Мошковская. Чему учат в школе. М.Пляцковский


2

Поздравление. По Ю.Ермолаеву. Как Маруся дежурила. По Е.Шварцу.


3

Шум и Шумок. По Е.Ильиной. Почему сороконожки опоздали на урок. В Орлов


4

Три желания Вити. По Л.Каминскому. Читалочка. В.Берестов


5

Зарубите на носу. По М.Бартеневу. Загадки. Проверь себя!



Время листьям опадать


6

Жёлтой краской кто-то… Н.Антонова. Осенняя сказка. По Н.Абрамцевой.


7

Подарки осени. Е.Благинина. Лесные подарки. По Л.Воронковой


8

Лес осенью. А.Твардовский (наизусть). В осеннем лесу. По В.Путилиной


9

Славная осень! Н.Некрасов (наизусть). Отчего Осень грустна. По Ю.Шиму.


10

Осень. К.Бальмонт. Три сойки. По Ю.Ковалю


11

Холодная зимовка. По Н.Сладкову. Скучная картина! А.Плещеев (наизусть)


12

Сказка про маленького жучка. По О.Иваненко


13

Пчёлы и мухи. По К.Ушинскому.Обобщение по теме



Делу – время, потехе - час


14

Время листьям опадать…По Г.Граубину. Загадки. Проверь себя!


15

. Пекла кошка пирожки. Русская потешка. Сенокос. Чешская потешка.


16

. Карусели. По Л.Пантелееву. Прятки. По Н.Носову.


17

Считалки. Жмурки. По М.Булатову. Проверь себя!



В мире животных


18

. Бодливая корова. По К. Ушинскому. Упрямый котёнок. По В.Бирюкову.


19

. Пушок. По В.Гаранжину. Томка. По Е.Чарушину


20

Охотник и собаки. По Б.Житкову. Чук заболел. По Л.Матвеевой


21

Хитрый бурундук. Г.Снегирёв. Барсучья кладовая. По А.Баркову.


22

. Гостья. По А.Дорохову. Игрушки лисят. Г.Корольков.


23

. Лиса. По Ю.Дмитриеву. Загадки. Проверь себя! Жизнь дана на добрые дела



Жизнь дана на добрые дела


24

Миша-мастер. Г.Ладонщиков. Пичугин мост. По Е.Пермяку.


25

Михаськин сад. В.Хомченко. Когда люди радуются. По С.Баруздину


26

Про каникулы и полезные дела. По Ю.Ермолаеву. Котёнок. Е.Благинина.



Зима наступила


27

Про каникулы и полезные дела. По Ю.Ермолаеву. Котёнок. Е.Благинина.


28

. Снег идёт. По Л.Воронковой. Снегурочка. А.Слащёв.


29

. Зима. И.Суриков. Декабрь. С.Маршак.


30

Ёлка. По В.Сутееву. Новогодние приметы Е.Благинина.


31

31. Вечер под Рождество. По Л.Клавдиной. Где лежало «спасибо»? М.Садовский.


32

На горке. По Н.Носову.


33

Лисичка-сестричка и волк. Русская народная сказка.


34

Как Солнце с Морозом поссорилось. А Бродский. Зимняя сказка. П.Головкин


35

Митины друзья. Г.Скребицкий. Снежная шапка. В.Бирюков.


36

. В шубах и шапках. По А.Тумбасову.


37

. Не ветер бушует над бором…Н.Некрасов


38

Находчивый медведь. По В.Бианки


39

Зимние приметы. По А.Спирину. Загадки. Проверь себя!



Весёлые истории


40

. Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н.Носову


41

. Однажды утром. М.Пляцковский.


42

Почему комары кусаются. В.Бирюков


43

. Вот какой рассеянный. С.Маршак. Две лишние коробки


44

Отвечайте, правда ли? Г.Чичинадзе. Проверь себя!



Полюбуйся, весна наступает…


45

Март. В.Алфёров (наизусть). Народные приметы


46

Восьмое марта. По М.Фроловой


47

Забота. Е.Благинина. Бабушкина вешалка. По А.Соколовскому


48

Последняя льдина. По В.Бианки. Весна. А.Плещеев


49

Скворцы прилетели. По А.Баркову. Всему свой срок. По Э.Шиму.


50

. Полюбуйся, весна наступает…И.Никитин (наизусть). Весенний вечер. По Ю.Ковалю.



В мире волшебной сказки


51

Опасная красавица. По Ю.Дмитриеву. Загадки. Проверь себя! В мире волшебной сказки.


52

Крошечка - Хаврошечка. Русская народная сказка.


53

. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Русская народная сказка


54

. У лукоморья дуб зелёный…А.Пушкин Подарки феи. По Ш.Перро.


55

Горшочек каши. Братья Гримм



Родная земля


56

Наши сказки. По В.Порудоминскому. Про. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке


57

. Царь-колокол. М.Ильин.


58

Город на Неве. С.Васильева. Где всего прекрасней на земле. Д.Павлычко


59

Сочинение на тему. С.Вербова.


60

Какое это слово? По Л.Кассилю.


61

. Главное Дело. По Б.Никольскому.


62

Защита. А.Усачёв. Никто не знает, но помнят все. По Л.Кассилю.



Лето пришло


63

День Победы. Т.Белозёров (наизусть). Проверь себя! Лето пришло


64

. Ливень. С.Козлов. Тучка. Г.Граубин


65

Хитрый одуванчик. Н.Павлова. Одуванчик. Е.Благинина. Загадки


66

Встреча со змеёй. По А.Дорохову. Летний снег. А.Бродский Проверка техники чтения.


67

После зимы будет лето. В.Голявкин. Хозяюшка. О.Тарнопольская.


68

Летние приметы. По А.Спирину. Проверь себя!




Приложение 2

Формы, методы и средства работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ

Оказание помощи ученику, испытывающему трудности на уроке

Этапы урока

Формы методы и средства работы с детьми

  1. Контроль подготовки учащихся

- Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;

- Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;

- Предложение учащимся примерного плана ответа;

- Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать материал;

- Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.

  1. Изложение нового материала

- Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;

- Привлечение их в качестве помощников при подготовке к уроку;

- Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении к выводам и обобщении или объяснению сути выявленном учеником.

  1. Самостоятельная работа

- Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичные задания;

- Напоминание приема и способа выполнения заданий;

- Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для выполнения упражнений;

- Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их выполнению;

- Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;

- Более тщательный контроль, указание на ошибки, исправление, проверка.

  1. Организация самостоятельной работы вне класса

- Выбор наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;

- Более подробное объяснение последовательности выполнения заданий;

- Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек, консультаций, карточек с планом действий.


Лист внесения изменений и дополнений


Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

(дата, № приказа)

Подпись лица,

внесшего запись










































































11