СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлена рабочая программа по чтению в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению в 5 классе»









Пояснительная записка


Основными задачами обучения чтению в 5 классе являются: учить правильно, бегло, выразительно читать вслух в соответствии с нормами литературного произношения и читать «про себя», учить понимать прочитанное, выделять главную мысль всего произведения и его частей, определять основные черты характера действующих лиц.

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 классов, под ред. В.В. Воронковой.

В программе на каждый год обучения даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного чтения. Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью вопросов учителя разбираться в содержании прочитанного. Выделяются непонятные слова, подбираются слова со сходным и противоположным значением, объясняются образные выражения, данные в переносном значении.

На уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев; давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Учащиеся учатся делить текст на части, составлять под руководством учителя план и пересказывать прочитанное по составленному плану.

С целью коррекции памяти учащимся предлагаются стихи для заучивания. Внеклассное чтение ставит задачу формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Прочитанные произведения обсуждаются, называются главные действующие лица, выявляется отношение к прочитанному.


Цель программы: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.


Задачи программы:

  • формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;

  • развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

  • развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;

  • создание необходимых условий для развития и реализации литературных, творческих, коммуникативных способностей у школьников на уроках чтения и развития речи.

  • нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).













Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса


Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух;

  • читать «про себя», выполняя задания учителя;

  • отвечать на вопросы учителя.


Учащиеся должны знать:

наизусть 6-10 стихотворений.


Учебно-методический комплект учащихся:

Основной учебник «Чтение» - учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор – составитель: З. Ф. Малышева

Москва: «Просвещение», 2012 год































Тематическое планирование по чтению и развитию речи в 5 классе

( 4 часа в неделю)



№ урока



Изучаемый раздел, тема учебного материала



Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

І

Устное народное творчество




1-2

День Знаний. Устное народное творчество. Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.

2

01.09.

04.09.


3

Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Пословицы и поговорки. Загадки.

1

06.09.


4

Русская народная сказка «Никита Кожемяка». Народные идеалы в сюжете и образах сказки.

1

07.09.


5

Тофаларская сказка «Как наказали медведя». Работа с текстом.

1

08.09.


6

Башкирская сказка «Золотые руки». Работа с текстом.

1

11.09.


7

Русская народная сказка «Морозко». Деление сказки на части.

1

13.09.


8

Работа с текстом сказки «Морозко».

1

14.09.


9

Работа с текстом русской народной сказки «Два Мороза». Обсуждение сюжета и героев.

1

15.09.


10

Татарская сказка «Три дочери». Работа с текстом.

1

18.09.


11

Работа с текстом А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

1

20.09.


12

Основные образы в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»

1

21.09.


13

Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»

1

22.09.


14

Работа с текстом А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

1

25.09.


15

Выразительное чтение отрывков А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

1

27.09.


16

Чтение наизусть отрывков А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

1

28.09.


17

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Пересказ отрывка о поздней осени по плану.

1

29.09.


18

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Работа с текстом.

1

02.10.


19

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Работа с текстом 3 главы.

1

04.10.


20

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Работа с текстом 4 главы.

1

05.10.


21

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Работа с текстом 5 главы.

1

06.10.


22

Внеклассное чтение. Народные сказки.

1

09.10.


23

Обобщение по теме «Устное народное творчество».

1

11.10.


ІІ

Картины родной природы. Лето.




24

Г. Скребицкий «Июнь». Работа с текстом.

1

12.10.


25

И. Суриков «Ярко солнце светит» Выразительное чтение наизусть.

1

13.10.


26

А. Платонов «Июльская гроза». Работа с текстом 1 главы.

1

16.10.


27

А. Платонов «Июльская гроза». Работа с текстом 2 главы.

1

18.10.


28

А. Платонов «Июльская гроза». Работа с текстом 3 главы.

1

19.10.


29

А. Платонов «Июльская гроза». Работа с текстом 4 главы.

1

20.10.


30

Чувства поэта А. Прокофьева в стихотворении «Берёзка».

1

23.10.


31

Образ Родины в стихотворении Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату».

1

25.10.


32

Развитие речи. Рассказ о летнем отдыхе.

1

26.10.


33

Обобщение по теме «Лето».

1

27.10.


ІІІ

Осень




34

Приметы осени в рассказе Г. Скребицкого «Сентябрь».

1

06.11.


35

И. Соколов-Микитов «Золотая осень». Пересказ по плану.

1

08.11.


36

К. Бальмонт «Осень». Отработка выразительного чтения.

1

09.11.


37

Г. Скребицкий «Добро пожаловать!» Деление текста на части.

1

10.11.


38

В. Астафьев «Осенние грусти». Осенние заботы сибирской деревни.

1

13.11.


39

Смена настроения в стихотворении И. Бунина «Первый снег».

1

15.11.


40

Внеклассное чтение. Осень в стихах русских поэтов

1

16.11.


41

Обобщение по теме «Осень».

1

17.11.


ІV

О друзьях-товарищах




42

Ю. Яковлев «Колючка». Работа с текстом 1 главы.

1

20.11.


43

Ю. Яковлев «Колючка». Работа с текстом 2 главы.

1

22.11.


44

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». Развитие речи. Составление плана пересказа.

1

23.11.


45

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Работа с текстом.

1

24.11.


46

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Чтение по ролям.

1

27.11.


47

В. Медведев «Фосфорический мальчик». Работа над кратким пересказом.

1

29.11.


48

Л. Воронкова «Дорогой подарок». Работа с текстом 1 главы.

1

30.11.


49

Л. Воронкова «Дорогой подарок». Работа с текстом 2 главы.

1

0.12.


50

Л. Воронкова «Дорогой подарок». Работа с текстом 3 главы.

1

04.12.


51

Я. Аким «Твой друг». Выразительное чтение.

1

06.12.


52

Обобщение по теме «О друзьях-товарищах».

1

07.12.


V

Басни И. А. Крылова.




53

Жанр басни. И. Крылов «Ворона и Лисица».

1

08.12.


54

Мораль в басне И. Крылова «Щука и Кот».

1

11.12.


55

Мораль в басне И. Крылова «Квартет».

1

13.12.


56

Обобщение по теме «Басни И. А. Крылова».

1

14.12.


57

Внеклассное чтение. Басни И. А. Крылова.

1

15.12.


Спешите делать добро




58

Н. Хмелик «Будущий олимпиец». Работа с текстом.

1

18.12.


59

О. Бондарчук «Слепой домик». Работа с текстом.

1

20.12.


60

В. Осеева «Бабка». Работа с текстом.

1

21.12.


61

В. Осеева «Бабка». Работа с текстом.

1

22.12.


62

В. Осеева «Бабка». Работа с текстом.

1

25.12.


63

Нравственные ориентиры в рассказе В. Осеевой «Бабка».

1

27.12.


64

А. Платонов «Сухой хлеб». Работа с текстом.

1

28.12.


65

А. Платонов «Сухой хлеб». Работа с текстом.

1

29.12.


66

А. Платонов «Сухой хлеб». Развитие речи. Моё отношение к главному герою.

1

15.01.


67

В. Распутин «Люся». Работа с текстом.

1

17.01.


68

В. Брюсов «Труд». Отработка выразительного чтения.

1

18.01.


69

Р. Рождественский «Огромное небо». Отработка выразительного чтения.

1

19.01.


70

Внеклассное чтение. Рассказы о труде.

1

22.01.


71

Обобщение по теме «Спешите делать добро».

1

24.01.


VІІ

Картины родной природы. Зима.




72

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Отработка выразительного чтения.

1

25.01.


73

Г. Скребицкий «Декабрь». Работа с текстом.

1

26.01.


74

К. Бальмонт «К зиме». Отработка выразительного чтения.

1

29.01.


75-76

Г. Скребицкий «Всяк по-своему». Работа с текстом.

2

31.01.

01.02


77

С. Есенин «Поёт зима-аукает». Отработка выразительного чтения.

1

02.02.


78

С. Есенин «Берёза». Отработка выразительного чтения.

1

05.02.


79-80

А. Пушкин «Зимняя дорога». Отработка выразительного чтения. Обобщение по теме «Зима».

2

07.02.

08.02.



VІІІ

Весна




81

Г. Скребицкий «Март». Работа с текстом.

1

09.02.


82

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает». Отработка выразительного чтения.

1

12.02.


83

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой весны». Работа с текстом.

1

14.02.


84

Г. Скребицкий «Весна-красна». Работа с текстом.

1

15.02.


85

Г. Скребицкий «Грачи прилетели». Работа с текстом.

1

16.02.


86

Г. Скребицкий «Заветный кораблик». Работа с текстом.

1

19.02.


87

Г. Скребицкий «В весеннем лесу». Работа с текстом.

1

21.02.


88

А. Толстой «Весенние ручьи». Отработка выразительного чтения.

1

22.02.


89

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами». Отработка выразительного чтения.

1

26.02.


90

А. Блок «Ворона». Отработка выразительного чтения.

1

28.02.


91

Е. Серова «Подснежник». Отработка выразительного чтения.

1

01.03.


92

И. Соколов-Микитов «Весна». Работа с текстом.

1

02.03.


93

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном». Отработка выразительного чтения.

1

05.03.


94

Родина и родная природа в стихотворении С. Есенина «Черёмуха».

1

07.03.


95

Я. Аким «Весна, весною, о весне». Отработка выразительного чтения.

1

09.03.


96-97

Обобщение по теме «Весна». Внеклассное чтение. Весна в русской поэзии.

2

12.03.

14.03


ІХ

О животных




98

Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Работа с текстом.

1

15.03.


99

Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Характер героя.

1

16.03.


100

А. Толстой «Желтухин». Работа с текстом.

1

26.03.


101

А. Толстой «Желтухин». Работа с текстом.

1

28.03.


102

А. Толстой «Желтухин». Работа с текстом.

1

29.03.


103

Юмор ситуации в рассказе К. Паустовского «Кот Ворюга».

1

30.03.


104

Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом.

1

02.04.


105

Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом.

1

04.04.


106

Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом.

1

05.04.


107

Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом.

1

06.04


108

Э. Асадов «Дачники». Выразительное чтение.

1

09.04.


109

Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» Развитие речи « Моя помощь диким животным»

1

11.04.


110

С. Михалков «Будь человеком». Выразительное чтение.

1

12.04.


111

Обобщение по теме «О животных»

1

13.04


Х

Из прошлого нашего народа




112

О. Тихомиров «На поле Куликовом». Работа с текстом.

1

16.04.


113

О. Тихомиров «Куликовская битва». Работа с текстом.

1

18.04.


114

О. Тихомиров «Слава героям». Работа с текстом.

1

19.04.


115

С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года». Работа с текстом.

1

20.04.


116

Поэтический образ женщины в отрывке из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос».

1

18.04.


117-118

А. Куприн «Белый пудель». Работа с текстом.

2

23.04.

25.04


119

А. Куприн «Белый пудель». Работа с текстом.

1

26.04


120

А. Куприн «Белый пудель». Работа с текстом. Характеристика героев.

1

27.04.


121

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью!» Выразительное чтение.

1

30.04.


122

Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата» Выразительное чтение.

1

02.05.


123

Обобщение по теме «Из прошлого нашего народа».

1

03.05.


124

Внеклассное чтение. Произведения о войне.

1

04.05.


ХІ

Из произведений зарубежных писателей




125

В. Гюго «Гаврош» Характер героя, умение выстоять в любых жизненных ситуациях.

1

07.05.


126

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Работа с текстом.

1

08.05.


127

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Работа с текстом.

1

10.05.


128-129

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Характер героя, умение выстоять в любых жизненных ситуациях.

2

11.05.

14.05.


130-131

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Работа с текстом.

2

16.05.

17.05


132

Мудрость и мораль в сказке С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1

18.05.


133

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Работа с текстом.

1

21.05.


134-135

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Работа с текстом.

2

23.05.

24.05.


136

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Жертвенность Русалочки.

1

25.05.


137

Внеклассное чтение. Сказки Г. Х. Андерсена.

1

28.05.


138

Обобщение по теме «Из произведений зарубежных писателей»

1

30.05.


139

Внеклассное чтение. Что читать на каникулах.

1

31.05.