МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области
«Подмосковный колледж «Энергия»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УМР
_______________ Л.Г. Иванова
«_____»___________ 2016 г.
« ___ » ______________ 20 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая и неорганическая химия
основной профессиональной образовательной программы
по профессии (специальности) среднего
профессионального образования
19.02.01 «Биохимическое производство»
базовая подготовка
Квалификация техник-технолог
Форма обучения очная
2017 год
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и примерной программы учебной дисциплины «Общая и неорганическая химия» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008г.
Программа рассмотрена на заседании цикловой (предметной) комиссии
профессиональных дисциплин
Протокол заседания № 1 от «30» августа 2017 г.
Председатель цикловой методической (предметной) комиссии
____________________Щукарева Ю.В.
Фамилия И.О., подпись
Разработчики программы: Бреднев М.Ю., преподаватель
Содержание
1. | Паспорт программы учебной дисциплины |
| 1.1. Область применения программы |
| 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы |
| 1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины: |
| 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: |
2. | Структура и содержание учебной дисциплины |
| 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы |
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины |
3. | Условия реализации программы учебной дисциплины |
| 3.1. Образовательные технологии |
| 3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению |
| 3.3. Информационное обеспечение обучения |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 19.02.01 Биохимическое производство .
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины.
В результате изучения учебной дисциплины «Общая и неорганическая химия» обучающийся должен:
Уметь:
давать характеристику химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
использовать лабораторную посуду и оборудование;
находить молекулярную формулу вещества;
применять на практике правила безопасной работы в химической лаборатории;
применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;
проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;
составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции;
составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов;
Знать:
гидролиз солей, электролиз расплавов и растворов (солей и щелочей);
диссоциацию электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты;
классификацию химических реакций и закономерности их проведения;
обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;
общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе;
окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;
основные понятия и законы химии;
основы электрохимии;
периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам;
тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения;
типы и свойства химических связей (ковалентной, ионной, металлической, водородной);
формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов;
характерные химические свойства неорганических веществ различных классов
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 32 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 10 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 70 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 12 |
практические занятия | 28 |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
в том числе: | |
Подготовка эссе | 1 |
Подготовка доклада | 3 |
Решение заданий | 14 |
Подготовка презентации | 2 |
Подготовка к контрольной работе | 2 |
Подготовка к лабораторной работе | 10 |
Итоговая аттестация по дисциплине в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Написать эссе по теме: «Необходимость химии в современном обществе.» | 1 | |
Раздел 1. Периодический закон, стороение атома, химическая связь. | | 20 |
Тема 1.1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | История открытия периодического закона и его сущность. | 2 |
Практическое занятие. | |
1 | Физический смысл порядкового номера элемента, массовые числа атомов, изотопы. | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада по теме: «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева». | 2 | |
Тема 1.2. Строение атома. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Модели строения атома. Электроны, протоны, нейтроны. | 3 |
Практическое занятие. | |
2 | Строение электронной оболочки атома. Валентность элементов. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентаций на тему: «Исторические модели строения атома.» Решение заданий. Написание электронных конфигураций элементов. | 3 | |
Тема 1.3. Химические связи и строение вещества. | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Общие представления об образовании химических связей. Виды и механизмы. | 2 |
Практическое занятие. | |
3 | Типы связей. Типы кристаллических решеток. | 2 |
4 | Степени окисления элементов в химических соединениях. | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение заданий. Определение химических связей и написание графических формул. Решение заданий. Определение степеней окисления элементов в соединениях. | 2 | |
Раздел 2. Важнейшие классы неорганических веществ и типы химических реакций. | | 33 |
Тема 2.1. Классификация неорганических веществ. | Содержание учебного материала | 12 |
1 | Классификация неорганических веществ | 1 |
Практическое занятие. | |
5 | Оксиды. | 2 |
6 | Кислоты. | 2 |
7 | Основания и амфотерные гидроксиды. | 2 |
8 | Соли. | 2 |
9 | Теория электролитической диссоциации. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение заданий. Написание реакций. Для оксидов. Решение заданий. Написание реакций для кислот. Изучение основных кислот. Заполнение таблиц. Решение заданий. Написание реакций для оснований. Решение заданий. Написание ионных уравнений. | 6 | |
Тема 2.2. Типы химических реакций и закономерности их протекания. | Содержание учебного материала | 10 |
1 | Общая классификация химических реакций. | 2 |
Практическое занятие. | |
10 | Экзотермические и эндотермические реакции. | 2 |
11 | Скорость химических реакций. Понятие о катализе. | 2 |
12 | Химическое равновесие. | 2 |
13 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение заданий. Решение окислително-востановительных реакций. Решение заданий. Решение задач по нахождению количества тепла. Подготовка презентаций по теме: « Использование катализаторов в промышленности.» Подготовка доклад по теме: «Предпосылки к появлению принципа Ле-Шателье.» | 5 | |
Раздел 3. Химия неметаллов, металлов и их важнейших соединений. | | 45 |
Тема 3.1. Общая характеристика неметаллов. Водород, галогены, халькогены, азот, фосфор, углерод, кремний. | Содержание учебного материала | 16 |
1 | Общая характеристика неметаллов. Водород, его получение, свойства и применение. | |
2 | Общая характеристика галогенов. Элементы группы VIIА. | |
3 | Общая характеристика халькогенов. Элементы группы VIА. |
4 | Общая характеристика элементов группы VА. Азот. Фосфор. |
5 | Общая характеристика элементов группы IVА. Углерод. Кремний. |
Лабораторная работа. |
1 | Изучение химической посуды и вспомогательных принадлежностей. Подбор пробок и сборка лабораторных установок. |
2 | Химические свойства галогенов и халькогенов. |
3 | Углерод, кремний и их соединения. Азот и его соединения. |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе: «Изучение химической посуды», «Подбор пробок и сборка лабораторных установок». Подготовка к лабораторной работе: «Химические свойства халькогенов», «Химические свойства галогенов». Подготовка к лабораторной работе: «Углерод, кремний и их соединения», «Азот и его соединения с водородом и кислородом». | 6 |
Тема 3.2. Химия металлов и их важнейших соединений. | Содержание учебного материала | 16 |
1 | Общая характеристика металлов. Металлы главной подруппы I группы (щелочные металлы). | |
2 | Металлы главной подруппы II группы (щелочноземельные металлы). | |
3 | Металлы главной подруппы III группы. Аллюминий. | |
4 | Переходные элементы. |
Практическое занятие. |
14 | Общая химия. |
Лабораторная работа. |
4 | Щелочные, щелочноземельные металлы и их соединения. |
5 | Химические свойства алюминия и его соединений |
6 | Переходные элементы. |
| Контрольная работа. |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе: «Щелочные,щелочноземельные металлы и их соединения». Подготовка к лабораторной работе: «Химические свойства алюминия и его соединений.». Подготовка к лабораторной работе: «Переходные элементы» Подготовка к контрольной работе. Придумать и решить задания на темы строение атома, химические связи, классификация неорганических веществ, химия неметаллов и металлов. | 7 |
Всего: | 102 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Образовательные технологии
3.1.1. Реализация компетентностного подхода осуществляется с использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.
Основными формами проведения аудиторных занятий являются: компьютерные симуляции; деловые и ролевые игры; разбор конкретных практических ситуаций; встречи с представителями российских компаний, государственных и общественных организаций.
Основными средствами образовательных технологий являются следующие:
1. Мультимедиа-технологии, как демонстративное и иллюстративное средство для изучения нового материала;
2. Моделирующие и игровые, как средство создания имитации, решения некоторых проблем, ситуационных задач;
3. Контролирующие, как средство контроля знаний;
4. Персональный компьютер, как средство самообразования.
5. Программно - прикладные электронные средства обеспечивают:
- информационную емкость и документальность;
- наглядность;
- демонстративные возможности наиболее важных моментов при изучении дисциплины;
- мотивацию студентов к изучению новой области знаний;
- сокращение времени обучения;
- самостоятельность нахождения нового или справочного материала.
3.1.2. Активные и интерактивные образовательные технологии, используемые при проведении аудиторных занятий
Семестр | Вид занятия* | Используемые активные и интерактивные образовательные технологии |
1 | ТО, ПР, ЛР | компьютерные симуляции, решение проблемных задач. |
2 | ТО, ПР, ЛР | компьютерные симуляции; решение проблемных задач. |
* ТО – теоретическое обучение, ПР – практические занятия, ЛР – лабораторные занятия.
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории по неорганической химии.
Оборудование учебной лаборатории:
- весовая комната
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- лабораторные столы;
- вытяжной шкаф;
- сушильная доска
Учебно-наглядные пособия и лабораторное оборудование:
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, стенды (таблица растворимости, окислительно-восстановительные потенциалы, техника безопасности при работе в лаборатории), химическая посуда (простая и мерная), химические реактивы и индикаторы, весы технические и аналитические, электроплитки, центрифуга, водяные и песчаные бани, муфельная печь, сушильный шкаф, дистиллятор, наборы ареометров, термометры, микроскоп лабораторный
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Габриелян О. С. Химия в тестах задачах и упражнениях. 2013.
Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля. 2013
Габриелян О.С. Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ. 2017
Габриелян О.С. Химия. Практикум. 2017
Ерохин Ю.М. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профиля. 2013
Дополнительные источники:
Егоров А.С. Химия для колледжей. 2016
Габриелянов О.С. Химия. Книга для преподавателей. 2013
Интернет – ресурсы
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net(Образовательный сайт для школьников).
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, выполнения индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы. Итоговое занятие в виде экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
давать характеристику химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; | практические занятия |
применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности; | практические занятия |
находить молекулярную формулу вещества; применять на практике правила безопасной работы в химической лаборатории; | лабораторная работа, практические занятия |
проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений; | лабораторная работа |
составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции; | практические занятия |
составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов; | практические занятия |
Знания: | |
гидролиз солей, электролиз расплавов и растворов (солей и щелочей); | практические занятия |
диссоциацию электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты; | практические занятия |
обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов; | лабораторная работа, практические занятия |
общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе; | лабораторная работа, |
окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена; | практические занятия |
основные понятия и законы химии; | практические занятия |
основы электрохимии; | практические занятия |
периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам; | практические занятия |
тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения; | практические занятия |
типы и свойства химических связей (ковалентной, ионной, металлической, водородной); | практические занятия |
формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов; | практические занятия |
характерные химические свойства неорганических веществ различных классов | лабораторная работа, |
7