Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области «Новоузенский агротехнологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономические и организационно-правовые основы усадебного хозяйства
для профессии
35.01.23 Хозяйка (ин) усадьбы
Новоузенск 2017 г.
УТЕРЖДАЮ зам. директора по учебной работе ГАПОУ СО « Новоузенский агротехнологический техникум» ______________________Т.А. Лещенко «01»сентября 2017г. ОДОБРЕНО на заседании предметной (цикловой) комиссии бухгалтерских и экономических дисциплин Протокол № 9 от«04 » мая 2017г. Председатель____________ Суровцева Е.Ю. ОДОБРЕНО методическим советом техникума Протокол № 1 от 01 сентября 2017 г методист__________ Н.В. Рахманова | Рабочая программа учебной дисциплины Экономические и организационно-правовые основы усадебного хозяйства разработана в соответствии с требованиями ФГОС специальности 35.01.23 Хозяйка (ин) усадьбы |
Рабочую программу составила преподаватель высшей квалификационной категории Шлыкова С.Н.
Рецензенты:
Внутренний: Рахманова Н.В., преподаватель высшей квалификационной категории
Внешний: Фирсова С.А. главный бухгалтер управления по координации развития агропромышленного комплекса администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области
Содержание
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………8 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………….12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………..…......14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономические и организационно-правовые основы усадебного хозяйства»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины (далее рабочая программа) является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии 35.01.23 Хозяйка (ин) усадьбы укрупнённой группы профессий 110000 Сельское и рыбное хозяйство, по направлению подготовки 112200 Организация фермерского хозяйства.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (по программам повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям, входящим в состав укрупнённой группы профессий 110000 Сельское и рыбное хозяйство.
1.2. Место профессионального модуля в структуре ППКРС:
профессиональный модуль входит в профессиональный цикл ППКРС
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины:
Выпускник, освоивший программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию своей собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности
ОК 8. Осуществлять денежные операции
ОК 9. Добиваться соблюдения своих социально-трудовых прав в рамках закона
Выпускник, освоивший программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Планировать животноводческие работы в сельской усадьбе.
ПК 1.2. Выполнять механизированные и немеханизированные работы по уходу за сельскохозяйственными животными в сельской усадьбе.
ПК 1.3. Вести технологический процесс приготовления и раздачи кормов с использованием сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК 1.4. Осуществлять доение коров с соблюдением необходимых зоогигиенических и ветеринарных требований.
ПК 1.5. Проводить подготовку продукции животноводства к реализации или использованию.
ПК 1.6. Осуществлять переработку молока в сельской усадьбе.
ПК 1.7. Осуществлять переработку мяса в сельской усадьбе.
ПК 2.1. Планировать работы в саду, огороде, плодовом питомнике.
ПК 2.2. Выращивать сельскохозяйственные культуры в сельской усадьбе в открытом и закрытом грунте в соответствии с агротехнологиями.
ПК 2.3. Проводить уборку и первичную обработку урожая сельскохозяйственных культур.
ПК 2.4. Хранить продукцию растениеводства в сельской усадьбе.
ПК 2.5. Проводить подготовку продукции растениеводства к реализации или использованию.
ПК 2.6. Заготавливать плоды, ягоды, овощи, грибы.
ПК 3.1. Составлять однодневный и перспективный заказ на продукты в соответствии с потребностями лиц, проживающих в сельской усадьбе.
ПК 3.2. Подготавливать к работе и убирать рабочее место, помещение, оборудование для приготовления пищи.
ПК 3.3. Выбирать и обрабатывать качественное сырье для приготовления пищи и напитков средней сложности с учетом их энергетической ценности.
ПК 3.4. Приготавливать горячие, холодные блюда, закуски, напитки и изделия из теста.
ПК 3.5. Порционировать и подготавливать блюда для подачи.
ПК 3.6. Готовить помещение для приема пищи, сервировать стол.
ПК 4.1. Проводить учет объема готовой продукции, расходов сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемых в сельскохозяйственном производстве сельской усадьбы.
ПК 4.2. Проводить учет приобретенной продукции по отраслям.
ПК 4.3. Анализировать хозяйственно-финансовую деятельность сельской усадьбы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять организационно-правовую форму сельской усадьбы, основные направления ее деятельности;
ориентироваться в вопросах организации труда в растениеводстве и животноводстве.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные принципы рыночной экономики;
понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;
особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития сельского хозяйства;
основные виды сельхозпродукции, возможности ее использования;
структуру регионального производства сельскохозяйственной продукции;
механизмы ценообразования на сельскохозяйственную продукцию;
организационно-правовые формы сельскохозяйственных организаций, их производственную и организационную структуру;
правовые основы деятельности малых предприятий;
нормативные акты и другие материалы по организации и ведению дел в сельскохозяйственной усадьбе;
основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;
формы оплаты труда.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная учебной нагрузки обучающегося - 90 часов,
том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 22 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) В том числе: | 68 |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) В том числе: | 22 |
Внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению домашних заданий | 22 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Экономические и организационно-правовые основы усадебного хозяйства»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Экономические основы производственной деятельности | | 28 | |
Тема 1.1. Экономика, ее состояние, развитие, тенденции. | Роль и сущность экономики, эволюция развития экономической науки. Виды экономики. Экономические системы, общественное производство и его стадии. Действующая экономика России. | 2 | 2 |
Тема 1.2. Микроэкономика и рыночный процесс. | Общие основы и принципы функционирования рыночной экономики (условия складывания рыночных отношений; характеристика рыночного механизма; спрос и предложение предприятия). Конкуренция в рыночной экономике, понятие конкуренции. Виды конкуренции, необходимость государственного вмешательства в экономику. | 2 | 2 |
Практическая работа. Ответить на перечень вопросов (верно/неверно)по теме 1.1., 1.2.; решение тестов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: «Развитие и задачи сельскохозяйственных предприятий в условиях рыночных отношений». | 4 | 3 |
1.3. Сельскохозяйственная отрасль в рыночной экономике. | Понятие отрасли. Межотраслевые АПК. Особенности отрасли сельского хозяйства. Требования рынка к развитию отрасли. Ресурсы отрасли. Показатели эффективности отрасли. Государственное регулирование сельского хозяйства в России. | 2 | 2 |
1.4. Формы сельскохозяйственных предприятий. | Сущность сельхозпредприятия и его организационно-правовые формы. Сельскохозяйственный производственный кооператив, его виды, порядок образования. Отличительные признаки различных видов сельхозпредприятий. Реорганизация и ликвидация сельхозпредприятий. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: «Определение организационно-правовой формы предприятия» | 4 | 3 |
Тема 1.5. Предприятия предпринимательства в условиях рыночной экономики. | Предпринимательство и предприятия. Предпринимательская деятельность. Понятие юридического лица. Предпринимательство и бизнес. Понятие и виды риска. Типы предприятия. Классификация по виду и характеру деятельности; по размерам, по формам собственности, по принадлежности капитала, по организационно правовым формам. | 4 | 2 |
Практическая работа. Ответить на перечень вопросов (верно/неверно) по теме 1.3.; решение тестов. | 2 | 2 |
Тема 1.6. Материально-техническая база. | Основные средства; сущность, назначение. Состав и структура основных средств. Оценка основных средств, износ и амортизация основных средств. Формы воспроизводства, показатели использования. Оборотные средства предприятия. Аренда и лизинг имущества. | 2 | 2 |
Практическая работа. Определение показателей эффективного использования основных фондов и оборотных средств. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: «Профессионально-квалификационная структура кадров» | 2 | 3 |
Тема 1.7. Переработка сельскохозяйственной продукции | Основные виды сельскохозяйственной продукции, возможности её использования. Продукты переработки с/х продукции. Требования к качеству основной продукции с/х производства и продуктам переработки. | 2 | 2 |
Тема 1.8. Качество и конкурентоспособность продукции. | Социально-экономическое значение качества. Экологичность продукции. Факторы и пути повышения конкурентоспособности продукции. | 2 | 2 |
Раздел 2. Правовые основы производственной деятельности | | 19 | |
Тема 2.1. Правовые основы деятельности малых с/х предприятий | Правовые основы создания и деятельности сельскохозяйственного предприятия. Фермерские хозяйства как вид предпринимательства. Прекращение деятельности и передача по наследству малого бизнеса. Конфликты в бизнесе. | 2 | 2 |
Тема 2.2. Управление предприятием, кадры предприятия и оплата труда. | Управление предприятием. Управление и эффективность производства. Структура и функции аппарата управления. Организационная структура. Кадры и производительность труда предприятия. Методы измерения и оценки производительности труда, факторы и резервы роста производительности. Организация оплаты труда. Основная и дополнительная оплата. Формы и системы заработной платы. | 2 | 2 |
Практическая работа. Решение задач: «Кадры предприятия» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: «Методы измерения и оценки производительности труда» | 2 | 3 |
Тема 2.3. Основы нормирования труда. | Нормативы и нормы труда. Методы нормирования труда. Задачи нормирования труда. Нормирование труда на предприятии. | 5 | 2 |
| Практическая работа. Решение задач: «Производительность труда». Определение заработной платы работника сельскохозяйственных предприятий, управляющего транспортными средствами. | 6 | 2 |
| Практическая работа. Решение задач: расчет нормы времени и нормы выработки работников сельскохозяйственных предприятий. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Понятие нормирования. Классификация затрат рабочего времени. Методы изучения затрат рабочего времени. Методы нормирования. | 4 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: «Порядок оформления увольнения. Выходное пособие». | 2 | 3 |
Раздел 3. Основные показатели деятельности предприятия | | 9 | |
Тема 3.1. Издержки производства и себестоимость продукции, услуг. | Экономическая сущность издержек производства и их виды. Виды себестоимости, ее значение и исчисления. Основы распределения затрат производства. | 3 | 2 |
Тема 3.2. Цена и ценообразование. | Цена и её место в системе экономических показателей. Функции и виды цены. Методы ценообразования в сельском хозяйстве. Факторы, влияющие на уровень цен. Цена труда, земли и капитала. | 2 | 2 |
Тема 3.3. Оценка эффективности деятельности организации. | Сущность эффективности и её виды и значение повышения. Оценка эффективности целенаправленных мероприятий. Повышение экономической эффективности. Прибыль и рентабельность; показатели и принципы распределения. | 2 | 2 |
Практическая работа. Ответить на перечень вопросов (верно/неверно) по теме 3.1.-3.3.; решение тестов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: «Производственно-хозяйственная деятельность предприятия» | 4 | 3 |
Раздел 4. Планирование | | 12 | |
Тема 7. Маркетинговая деятельность сельхозпредприятий | Организация службы маркетинга в сельхозпредприятиях. Анализ сильных и слабых сторон предприятия. Эффективность рекламы сельхозпродукции. Правовое регулирование финансовой деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций. | 4 | 2 |
Тема 16. Менеджмент | Сущность и содержание менеджмента, его функции. Методы и структуры управления. Управленческие решения. Организация труда менеджера. Кадровый менеджмент. | 2 | 2 |
Тема 10.Инвестиционная и инновационная политика | Понятие, виды и направления инвестиций. Инвестиции на инновационной основе. Общая (абсолютная) и сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений. | 2 | 2 |
Тема 17. Бизнес-план и его показатели | Структура бизнес-плана, его виды. Инвестиционный бизнес-план. Годовой план-бюджет. | 4 | 2 |
Итого: | | 68 | |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете № 14 «Теория бухгалтерского учёта. Бухгалтерский учёт, налогообложение и аудит. Учебная бухгалтерия».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места для 30 обучающихся;
рабочее место преподавателя;
специализированная мебель.
Технические средства обучения:
- мультимедиа-проектор;
- принтер;
- 8 компьютеров с лицензионным программным обеспечением для оснащения рабочих мест обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Жабнина С.Б. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании: учебник для студ. СПО- М.: Издат.центр "Академия", 2015г.
Н.П. Котерова «Экономика организации»: учебник для студентов учреждений сред.проф. образования/ 7-е изд., стер. – М.: «Академия», 2014. – 288 с.
О.М. Фокина «Экономика организации»: учебное пособие/ М.: КНОРУС, 2010. – 240 с.
В.Г. Слагода «Основы экономики» Издательский Дом «ФОРУМ» 2012.
Дополнительные источники:
В.К. Скляренко, В.М. Прудников, Н.Б. Акуленко, А.И. Кучеренко «Экономика предприятия»: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2007. – 256 с.
А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданова «Микроэкономика. Теория и российская практика»: учебник – 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 544 с.
Интернет-ресурсы:
http://ecsocman.edu.ru Федеральный образовательный портал «Экономика,
социология, менеджмент»
www. cfin. ru/ management/ practik /supremum
www. law. edu. ru
http://www.rts.ru/ - Фондовая биржа РТС.
http://www.akm.ru/ - AK&M - информационное агентство.
http://www.economicus.ru/ - Образовательно-справочный сайт по экономике.
http://ecsn.ru/ - научно-информационный журнал «Экономические науки».
http://www.smoney.ru/ - SmartMoney – аналитический деловой еженедельник.
http://www.vopreco.ru/ - Всероссийский ежемесячный журнал «Вопросы экономики».
http://www.e-rej.ru/ - Российский Экономический интернет Журнал.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Раздел (тема) | Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
| Умения | |
Раздел 1 | определять организационно-правовую форму сельской усадьбы, основные направления ее деятельности | Проверка самостоятельных работ. Анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности) Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических работ по темам. Наблюдение |
Раздел 2 | ориентироваться в вопросах организации труда в растениеводстве и животноводстве | Проверка самостоятельных работ. Анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности) Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических работ по темам. Наблюдение |
| Знания | |
Тема 1.2. | основные принципы рыночной экономики | Контроль усвоения знаний форме тестирования и контрольных работ. Устный опрос (индивидуальный, фронтальный). Защита рефератов, докладов по заданным темам. Проверка конспектов лекций. |
Тема 1.2. | понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг; |
Тема 1.3. | особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли |
Тема 1.4. | организационно-правовые формы организаций |
Тема 2.1. | основные положения законодательства, регулирующие трудовые отношения |
Тема 2.2. | механизмы ценообразования |
Тема 2.1.-2.3 | формы оплаты труда |
| Общие компетенции | |
Раздел 1. | ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5.ОК 7. ОК 8. | Наблюдение за организацией деятельности в стандартной ситуации. |
Раздел 2. | ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8 | Наблюдение за процессами оценки и самооценки, видение путей самосовершенствования, стремление к повышению квалификации. |
| Профессиональные компетенции | |
Раздел 1. | ПК 1.1 - 1.7 2.1 - 2.6 3.1 - 3.6 4.1 - 4.3 | Использование в заданиях профильной информации по специальности подготовки |
Раздел 2. | ПК 1.1 - 1.7 2.1 - 2.6 3.1 - 3.6 4.1 - 4.3 | Использование в заданиях профильной информации по специальности подготовки |