СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине Информатика и ИКТ(СПО) специальность Дошкольное образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

по дисциплине

Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности

для специальности 44.02.01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(СПО)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине Информатика и ИКТ(СПО) специальность Дошкольное образование»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«ТУАПСИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

44.02.01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ



















2014

РАССМОТРЕНА

Предметной цикловой комиссией

общеобразовательных дисциплин

Председатель

_______________ Л.Г.Присяжная

«___»_____________2014г.


РАССМОТРЕНА

На заседании педагогического совета

Протокол № ___ от __________2014г.

УТВЕРЖДЕНА

Зав. педагогическим отделением

__________ М.Ю.Сучкова

«___»_____________ 2014г.



Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование утвержденного Министерством образования и науки РФ приказом № 1351 от 27.10.2014, зарегистрированного в Минюсте приказом № 34898 от 24.11.2014, укрупненная группа 050000 Образование и педагогика.


Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Туапсинский социально-педагогический колледж» Краснодарского края

Разработчик:

  1. Скрыпник Е.В., преподаватель ГБОУ СПО ТСПК КК


Рецензенты:

  1. Терентьева К.Н., преподаватель информатики ГБОУ СПО ТСПК КК

Квалификация по диплому:
учитель информатики _



__________________________

2. Обидейко А.Н., преподаватель математики и информатики ГБОУ СПО ТГМТ КК
Квалификация по диплому:
учитель математики, информатики и вычислительной техники_

____________________________

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 44.02.01 Дошкольное образование утвержденного Министерством образования и науки РФ приказом № 1351 от 27.10.2014, зарегистрированного в Минюсте приказом № 34898 от 24.11.2014, укрупненная группа 050000 Образование и педагогика.



1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Математический и общий естественнонаучный цикл 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при ис-пользовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;

-- подготавливать мультимедийные материалы для проведения досуговых, спортивных мероприятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

-- создавать материалы для проведения мероприятий для работы с семьей

-- размещать материалы по работе с родителями и воспитанниками на образовательных порталах сети Интернет;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;

возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

 аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности.

  • технологии форматирования методических материалов при подготовке к публикации в сети Интернет;

  • требования к презентационным материалам, используемым в образовательном процессе;

  • методику применения средств ИКТ в образовательном пространстве ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.


    1. Перечень формируемых компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося___108___часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __72___ часа;

самостоятельной работы обучающегося __36____ часов.

из них вариативная часть:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __14___ часов;

По итогам изучения дисциплины студенты сдают экзамен.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

46

в том числе контрольные работы


курсовая работа (проект) (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено)

-

Подготовка рефератов, докладов, сообщений, презентаций


Проведение сравнительных характеристик


Моделирование предметно-развивающих сред


Работа с сервисами Интернет


Подготовка методических материалов


Итоговая аттестация в форме ‑ дифференцированный зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности


33


Тема 1.1 Аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера, применяемое в профессиональной деятельности.

Содержание учебного материала



1

Введение. Цели и задачи, структура учебной дисциплины. Место дисциплины в структуре ОПОП. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), их развитие и совершенствование в современном обществе.

1

2

2

Средства ИКТ: классификация и назначение.

1

3

Аппаратное обеспечение персонального компьютера (ПК): виды, характеристики, применение в профессиональной деятельности.

1


4

Классификация и назначение программного обеспечения (ПО) в профессиональной деятельности

1


Лабораторные работы

-


Практические занятия


. Составление схемы: классификация программного обеспечения.

2

Семинар: современные тенденции развития вычислительной техники.

2

Использование информационных поисковых систем (ИПС).

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Создать презентацию по Истории развития ЭВМ (Примерные темы: «Характеристика первого (второго, третьего, четвертого) поколения ЭВМ», «Устройства вывода (ввода) информации», «Устройства памяти», «Сферы применения современных компьютеров»)

  2. Подготовка выступления по теме: «Дистанционное образование»

  3. Подготовка выступления по теме: «Телекоммуникационные проекты в образовании»


3




1

1

Тема 1.2 Работа с информационными объектами операционной системы.

Содержание учебного материала



1

Понятие и типы информационных объектов.

1

2

2

Понятие папки и файла как информационных объектов операционной системы.

1

3

Параметры файла и папки.

1

4

Действия с папками и файлами: создание, сохранение, переименование, удаление, перемещение, копирование.

1


Лабораторные работы

-


Практические занятия.


Действия с файлами и папками. Просмотр параметров файла и папки

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Сравнительная характеристика ОС семейства Linux.

2

Тема 1.3. Правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образователь-ном процессе.

Содержание учебного материала


Правила техники безопасности. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических норм при использовании средств ИКТ в образовательном процессе. Организация рабочего места, оснащенного средствами ИКТ с соблюдением правил техники безопасности.

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия



5.

Изучение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (САНПИН) по использовании средств ИКТ в образовательном процессе.

2

6.

Подбор упражнений для снятия негативного воздействия средств ИКТ на детей дошкольного возраста.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

3

1.Проектное задание. Моделирование предметно-развивающей среды в помещении группы с применением средств ИКТ согласно гигиеническим требованиям и рекомендациям.

2. Разработка инструкции по использовании средств ИКТ в образовательном процессе.

2



1

Раздел 2. Сетевые технологии


18


Тема 2.1 Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей


Содержание учебного материала



1

Компьютерная сеть: понятие, канал связи, линия связи, классификация.

2

2

2

Сеть Интернет и ее сервисы.

Информационное облако: понятие, структура, предназначение.

2

3

Безопасность в Интернете. Рекомендации по организации безопасной работы в Интернете.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия


Поиск информации на профессиональную тематику в сети Интернет.

2



Создание профессионально-ориентированных web-ресурсов.

2


Контрольные работы



Самостоятельная работа учащихся


1Создание wiki-узла.

2.Ведение блога образовательной тематики.

3. Создание страницы на сайте педагогов дошкольного образования nsportal.ru

2

1

1

Тема 2.2. Использование коммуникационных возможностей Интернета в профессиональной деятельности


Содержание учебного материала


2

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами в сети Интернет.

Общение в Интернете: ICQ, Skype. Использование в профессиональной деятельности.

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия


Использование телекоммуникационных возможностей Интернет для организации профессиональной деятельности.

2

Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся:


1.Создание электронного почтового ящика. Работа с электронной почтой.

2.Передача информационных объектов с помощью сервисов Интернет.

1

1


Раздел 3. Решение дидактических и методических задач воспитателем ДОУ с помощью программного обеспечения ПК.


57


Тема 3.1 Технология подготовки текстовых документов

Содержание учебного материала


1

Классификация и возможности текстовых редакторов, процессоров.

Виды текстовых процессоров и редакторов. Форматы текстовых документов. Технология подготовки текстовых документов.

2

3

Лабораторные работы

-


Практические занятия

8

  1. 1

Создание и оформление краткого протокола педсовета, родительского собрания, документов на аттестацию.

2

Использование сервисных функций при создании и оформлении методических разработок для работы с детьми дошкольного возраста.

2


Создание и оформление наглядных пособий и раздаточного материала для занятий с детьми дошкольного возраста содержащих графические объекты, списки

2


Создание и обработка текстовых данных облачными сервисами

2


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа учащихся

1. Выявление преимуществ и недостатков электронного документа.

2. Оформление информационного буклета.


2

3

Тема 3.2. Технология обработки числовых данных

Содержание учебного материала



1

Возможности табличных процессоров Основные приемы работы в табличных процессорах. Элементы электронных таблиц (ЭТ). Типы данных. Вычисления в ЭТ. Визуализация данных с помощью диаграмм.

1

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия


Создание табеля посещаемости детей.

1

Выполнение вычислений в табеле посещаемости детей с помощью формул и стандартных функций

1

Оформление статистических данных в ЭТ. Создание диаграмм на основе статистических данных.

1

Составление отчета воспитателя с помощью ЭТ и текстового процессора.

2

Контрольные работы »

Самостоятельная работа учащихся

1. Разработка макета табеля посещаемости детей.

2. Сбор и обработка числовых данных средствами облачных сервисов.


1

2

Тема 3.3.

Технология создания, редактирования, оформления и сохранения презентаций

Содержание учебного материала


Презентации. Требования к структуре и дизайну презентационных материалов. Пользовательский интерфейс. Настройка анимации и действия. Подготовка методических материалов с использованием презентаций.

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия


Создание и оформление презентации к методической разработке для детей дошкольного возраста.

1

Создание и редактирование презентаций средствами облачных сервисов.

1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Создание презентации «Моя профессия».

  2. Разработка макета презентации валеологической ориентации для детей дошкольного возраста.

4

Тема 3.4.

Технология обработки графической информации

Содержание учебного материала


Представление графической информации.

Интерфейс графического редактора. Основные инструменты графического редактора.

2


Лабораторные работы


2

Практические занятия


Создание и оформление раздаточного материала для работы с детьми дошкольного возраста.

2


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

1. Создание карточек с методическим материалом в графическом редакторе

2

Тема 3.5.Разработка профессиональных материалов с использованием средств ИКТ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Содержание учебного материала



Методика применения средств ИКТ в образовательном пространстве ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Виды компьютерных игр для дошкольников.

2


Исследование и описание внутренних и внешних правил компьютерной игры. Описание внутренних и внешних правил компьютерной игры.

1


Использование ИКТ во внеаудиторной физкультурно-оздоровительной работе

1


Лабораторные работы

-


Практические занятия



Исследование и систематизация компьютерной игры по плану.

2


Подбор адаптационных игр для детей младшего дошкольного возраста с использованием ИКТ

2


Разработка проектов для дошкольников в среде SmartNotebook.

3


Разработка конспекта внеаудиторного спортивного мероприятия для работы с семьёй использованием средств ИКТ. Подготовка материалов к публикации в Интернете.

3


Контрольные работы



Самостоятельная работа обучающихся

  1. Разработка электронного каталога детских компьютерных игр.

  2. Разработка макета презентации валеологической ориентации для детей дошкольного возраста.

  3. Размещение методического материала на личной странице образовательного портала http://nsportal.ru/


2

3


2


Примерная тематика курсовой работы (проекта)

-


Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

-


Всего:

108


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Информатики и информационных технологий.

Оборудование учебного кабинета: рабочее место преподавателя, 12 рабочих мест студентов, объединенные в локальную сеть с выходом в Интернет, принтер, сканеp, интерактивная доска SmartBoard, мультимедийный проектор, аудиоколонки, УМК дисциплины.

Программные средства: операционная система, интегрированный пакет в составе: текстового редактора, табличного процессора, системы управления базами данных, программы подготовки презентации; графический редактор, браузер, обучающие программы, системы подготовки заданий и тестов, справочная правовая система Консультант+.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Михеева Е.В.Информационные технологии в профессиональной деятельности. М:Издательский центр «Академия», 2010г.

2.Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. М: Издательский центр «Академия»,2010г.

3. Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя. Учебное пособие.–М.: «Интеллект-Центр»,2007.

Дополнительные источники:

1.Ганин Н.Б. Компас 3D V8.М,:ДМК Пресс;СПбю;Питер,2007г.

2.Леонтьев В.П.Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2006г. М.:ОЛМА_ПРЕСС Образование,2006г.

Для преподавателей

  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс – М: Бином. Лаборатория знаний, 2008.

  3. Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя. Интелект-Центр. Москва. 2007.

  4. Дубровская Л.И. и Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование школьников. Сборник методических материалов. Москва. МИОО 2009

  5. Материалы лекций на курсах в МГТУ МИРЭА «Применение интерактивных средств образования в учебном процессе» 2012 г

  6. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2012. – 97 с

  7. Могилев А. В., Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов – М.: Издательский центр "Академия", 2009.

Интернет – ресурсы:

    1. Википедия – свободная энциклопедия //ru.wikipedia.org

    2. Издание о высоких технологиях // cnews.ru

    3. Информационные технологии в образовании http://www.rusedu.info/index.php?module=News&catid=&topic=1

    4. Каталог «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» Профессиональное образование / Математика и естественно-научное образование / Дошкольное образование http://window.edu.ru/catalog/resources?p_frubr=4.4&p_rubr=2.2.74.14

    5. Российский сайт корпорации Microsoft //www.microsoft.com/rus

6. Раннее развитие детей [сайт, 2006-2011] URL: http:// razumniki.ru/

7. Проект Эдуарда Пройдакова [сайт, Виртуальный компьютерный музей, 1997-2011] URL: http://www.computer-museum.ru/index.php/

8. Матросова О.В [сайт, Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье] URL: http://doshvozrast.ru/index.htm/

9. Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [2006-2011] URL: http://school-collection.edu.ru/

10. Наумов П. [образовательный портал, 2004-2011] URL:http://www.rusedu.ru/

11. Поисковая машина электронных книг, свободно распространяемых в Интернете [2004-2007] URL:http://www.poiskknig.ru/


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

должен уметь:

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

суммирующее оценивание результатов выполнения практических и самостоятельных работ

экзамен

создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам

экзамен

использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам

должен знать:

правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам

тестирование

экзамен

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам

тестирование

экзамен

возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам

тестирование

экзамен

аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам

тестирование

экзамен