МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ТУАПСИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
44.02.01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2014
РАССМОТРЕНА Предметной цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин Председатель _______________ Л.Г.Присяжная «___»_____________2014г. РАССМОТРЕНА На заседании педагогического совета Протокол № ___ от __________2014г. | УТВЕРЖДЕНА Зав. педагогическим отделением __________ М.Ю.Сучкова «___»_____________ 2014г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование утвержденного Министерством образования и науки РФ приказом № 1351 от 27.10.2014, зарегистрированного в Минюсте приказом № 34898 от 24.11.2014, укрупненная группа 050000 Образование и педагогика.
Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Туапсинский социально-педагогический колледж» Краснодарского края
Разработчик:
Скрыпник Е.В., преподаватель ГБОУ СПО ТСПК КК | |
Рецензенты:
Терентьева К.Н., преподаватель информатики ГБОУ СПО ТСПК КК Квалификация по диплому: учитель информатики _
__________________________ | 2. Обидейко А.Н., преподаватель математики и информатики ГБОУ СПО ТГМТ КК Квалификация по диплому: учитель математики, информатики и вычислительной техники_ ____________________________ |
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 14 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 16 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 44.02.01 Дошкольное образование утвержденного Министерством образования и науки РФ приказом № 1351 от 27.10.2014, зарегистрированного в Минюсте приказом № 34898 от 24.11.2014, укрупненная группа 050000 Образование и педагогика.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Математический и общий естественнонаучный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при ис-пользовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
-- подготавливать мультимедийные материалы для проведения досуговых, спортивных мероприятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
-- создавать материалы для проведения мероприятий для работы с семьей
-- размещать материалы по работе с родителями и воспитанниками на образовательных порталах сети Интернет;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности.
технологии форматирования методических материалов при подготовке к публикации в сети Интернет;
требования к презентационным материалам, используемым в образовательном процессе;
методику применения средств ИКТ в образовательном пространстве ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Перечень формируемых компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося___108___часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __72___ часа;
самостоятельной работы обучающегося __36____ часов.
из них вариативная часть:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __14___ часов;
По итогам изучения дисциплины студенты сдают экзамен.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 46 |
в том числе контрольные работы | |
курсовая работа (проект) (не предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено) | - |
Подготовка рефератов, докладов, сообщений, презентаций | |
Проведение сравнительных характеристик | |
Моделирование предметно-развивающих сред | |
Работа с сервисами Интернет | |
Подготовка методических материалов | |
Итоговая аттестация в форме ‑ дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности | | 33 | |
Тема 1.1 Аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера, применяемое в профессиональной деятельности. | Содержание учебного материала | | |
1 | Введение. Цели и задачи, структура учебной дисциплины. Место дисциплины в структуре ОПОП. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), их развитие и совершенствование в современном обществе. | 1 | 2 |
2 | Средства ИКТ: классификация и назначение. | 1 |
3 | Аппаратное обеспечение персонального компьютера (ПК): виды, характеристики, применение в профессиональной деятельности. | 1 | |
4 | Классификация и назначение программного обеспечения (ПО) в профессиональной деятельности | 1 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | |
-
| . Составление схемы: классификация программного обеспечения. | 2 |
-
| Семинар: современные тенденции развития вычислительной техники. | 2 |
-
| Использование информационных поисковых систем (ИПС). | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Создать презентацию по Истории развития ЭВМ (Примерные темы: «Характеристика первого (второго, третьего, четвертого) поколения ЭВМ», «Устройства вывода (ввода) информации», «Устройства памяти», «Сферы применения современных компьютеров») Подготовка выступления по теме: «Дистанционное образование» Подготовка выступления по теме: «Телекоммуникационные проекты в образовании» | 3 1 1 |
Тема 1.2 Работа с информационными объектами операционной системы. | Содержание учебного материала | | |
1 | Понятие и типы информационных объектов. | 1 | 2 |
2 | Понятие папки и файла как информационных объектов операционной системы. | 1 |
3 | Параметры файла и папки. | 1 |
4 | Действия с папками и файлами: создание, сохранение, переименование, удаление, перемещение, копирование. | 1 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия. | |
-
| Действия с файлами и папками. Просмотр параметров файла и папки | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Сравнительная характеристика ОС семейства Linux. | 2 |
Тема 1.3. Правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образователь-ном процессе. | Содержание учебного материала | |
Правила техники безопасности. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических норм при использовании средств ИКТ в образовательном процессе. Организация рабочего места, оснащенного средствами ИКТ с соблюдением правил техники безопасности. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | | |
5. | Изучение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (САНПИН) по использовании средств ИКТ в образовательном процессе. | 2 |
6. | Подбор упражнений для снятия негативного воздействия средств ИКТ на детей дошкольного возраста. | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
1.Проектное задание. Моделирование предметно-развивающей среды в помещении группы с применением средств ИКТ согласно гигиеническим требованиям и рекомендациям. 2. Разработка инструкции по использовании средств ИКТ в образовательном процессе. | 2 1 |
Раздел 2. Сетевые технологии | | 18 | |
Тема 2.1 Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей | Содержание учебного материала | | |
1 | Компьютерная сеть: понятие, канал связи, линия связи, классификация. | 2 | 2 |
2 | Сеть Интернет и ее сервисы. Информационное облако: понятие, структура, предназначение. | 2 |
3 | Безопасность в Интернете. Рекомендации по организации безопасной работы в Интернете. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | |
-
| Поиск информации на профессиональную тематику в сети Интернет. | 2 | | |
-
| Создание профессионально-ориентированных web-ресурсов. | 2 | |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа учащихся | |
1Создание wiki-узла. 2.Ведение блога образовательной тематики. 3. Создание страницы на сайте педагогов дошкольного образования nsportal.ru | 2 1 1 |
Тема 2.2. Использование коммуникационных возможностей Интернета в профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | | 2 |
Электронная почта, телеконференции, обмен файлами в сети Интернет. Общение в Интернете: ICQ, Skype. Использование в профессиональной деятельности. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | |
-
| Использование телекоммуникационных возможностей Интернет для организации профессиональной деятельности. | 2 |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающихся: | |
1.Создание электронного почтового ящика. Работа с электронной почтой. 2.Передача информационных объектов с помощью сервисов Интернет. | 1 1 | |
Раздел 3. Решение дидактических и методических задач воспитателем ДОУ с помощью программного обеспечения ПК. | | 57 | |
Тема 3.1 Технология подготовки текстовых документов | Содержание учебного материала | |
1 | Классификация и возможности текстовых редакторов, процессоров. Виды текстовых процессоров и редакторов. Форматы текстовых документов. Технология подготовки текстовых документов. | 2 | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 8 |
1 | Создание и оформление краткого протокола педсовета, родительского собрания, документов на аттестацию. | 2 |
-
| Использование сервисных функций при создании и оформлении методических разработок для работы с детьми дошкольного возраста. | 2 | |
-
| Создание и оформление наглядных пособий и раздаточного материала для занятий с детьми дошкольного возраста содержащих графические объекты, списки | 2 | |
-
| Создание и обработка текстовых данных облачными сервисами | 2 | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа учащихся 1. Выявление преимуществ и недостатков электронного документа. 2. Оформление информационного буклета. | 2 3 |
Тема 3.2. Технология обработки числовых данных | Содержание учебного материала | | |
1 | Возможности табличных процессоров Основные приемы работы в табличных процессорах. Элементы электронных таблиц (ЭТ). Типы данных. Вычисления в ЭТ. Визуализация данных с помощью диаграмм. | 1 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | |
-
| Создание табеля посещаемости детей. | 1 |
-
| Выполнение вычислений в табеле посещаемости детей с помощью формул и стандартных функций | 1 |
-
| Оформление статистических данных в ЭТ. Создание диаграмм на основе статистических данных. | 1 |
-
| Составление отчета воспитателя с помощью ЭТ и текстового процессора. | 2 |
Контрольные работы » | |
Самостоятельная работа учащихся 1. Разработка макета табеля посещаемости детей. 2. Сбор и обработка числовых данных средствами облачных сервисов. | 1 2 |
Тема 3.3. Технология создания, редактирования, оформления и сохранения презентаций | Содержание учебного материала | |
Презентации. Требования к структуре и дизайну презентационных материалов. Пользовательский интерфейс. Настройка анимации и действия. Подготовка методических материалов с использованием презентаций. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | |
-
| Создание и оформление презентации к методической разработке для детей дошкольного возраста. | 1 |
-
| Создание и редактирование презентаций средствами облачных сервисов. | 1 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Создание презентации «Моя профессия». Разработка макета презентации валеологической ориентации для детей дошкольного возраста. | 4 |
Тема 3.4. Технология обработки графической информации | Содержание учебного материала | |
Представление графической информации. Интерфейс графического редактора. Основные инструменты графического редактора. | 2 | |
Лабораторные работы | | 2 |
Практические занятия | |
-
| Создание и оформление раздаточного материала для работы с детьми дошкольного возраста. | 2 |
|
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Создание карточек с методическим материалом в графическом редакторе | 2 |
Тема 3.5.Разработка профессиональных материалов с использованием средств ИКТ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. | Содержание учебного материала | | |
-
| Методика применения средств ИКТ в образовательном пространстве ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Виды компьютерных игр для дошкольников. | 2 | |
-
| Исследование и описание внутренних и внешних правил компьютерной игры. Описание внутренних и внешних правил компьютерной игры. | 1 | |
-
| Использование ИКТ во внеаудиторной физкультурно-оздоровительной работе | 1 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | | |
-
| Исследование и систематизация компьютерной игры по плану. | 2 | |
-
| Подбор адаптационных игр для детей младшего дошкольного возраста с использованием ИКТ | 2 | |
-
| Разработка проектов для дошкольников в среде SmartNotebook. | 3 | |
-
| Разработка конспекта внеаудиторного спортивного мероприятия для работы с семьёй использованием средств ИКТ. Подготовка материалов к публикации в Интернете. | 3 | |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся Разработка электронного каталога детских компьютерных игр. Разработка макета презентации валеологической ориентации для детей дошкольного возраста. Размещение методического материала на личной странице образовательного портала http://nsportal.ru/ | 2 3 2 | |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) | - | |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | - | |
Всего: | 108 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Информатики и информационных технологий.
Оборудование учебного кабинета: рабочее место преподавателя, 12 рабочих мест студентов, объединенные в локальную сеть с выходом в Интернет, принтер, сканеp, интерактивная доска SmartBoard, мультимедийный проектор, аудиоколонки, УМК дисциплины.
Программные средства: операционная система, интегрированный пакет в составе: текстового редактора, табличного процессора, системы управления базами данных, программы подготовки презентации; графический редактор, браузер, обучающие программы, системы подготовки заданий и тестов, справочная правовая система Консультант+.
3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники:
1. Михеева Е.В.Информационные технологии в профессиональной деятельности. М:Издательский центр «Академия», 2010г.
2.Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. М: Издательский центр «Академия»,2010г.
3. Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя. Учебное пособие.–М.: «Интеллект-Центр»,2007.
Дополнительные источники:
1.Ганин Н.Б. Компас 3D V8.М,:ДМК Пресс;СПбю;Питер,2007г.
2.Леонтьев В.П.Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2006г. М.:ОЛМА_ПРЕСС Образование,2006г.
Для преподавателей
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс – М: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя. Интелект-Центр. Москва. 2007.
Дубровская Л.И. и Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование школьников. Сборник методических материалов. Москва. МИОО 2009
Материалы лекций на курсах в МГТУ МИРЭА «Применение интерактивных средств образования в учебном процессе» 2012 г
Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2012. – 97 с
Могилев А. В., Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов – М.: Издательский центр "Академия", 2009.
Интернет – ресурсы:
Википедия – свободная энциклопедия //ru.wikipedia.org
Издание о высоких технологиях // cnews.ru
Информационные технологии в образовании http://www.rusedu.info/index.php?module=News&catid=&topic=1
Каталог «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» Профессиональное образование / Математика и естественно-научное образование / Дошкольное образование http://window.edu.ru/catalog/resources?p_frubr=4.4&p_rubr=2.2.74.14
Российский сайт корпорации Microsoft //www.microsoft.com/rus
6. Раннее развитие детей [сайт, 2006-2011] URL: http:// razumniki.ru/
7. Проект Эдуарда Пройдакова [сайт, Виртуальный компьютерный музей, 1997-2011] URL: http://www.computer-museum.ru/index.php/
8. Матросова О.В [сайт, Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье] URL: http://doshvozrast.ru/index.htm/
9. Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [2006-2011] URL: http://school-collection.edu.ru/
10. Наумов П. [образовательный портал, 2004-2011] URL:http://www.rusedu.ru/
11. Поисковая машина электронных книг, свободно распространяемых в Интернете [2004-2007] URL:http://www.poiskknig.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
должен уметь: соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности; | суммирующее оценивание результатов выполнения практических и самостоятельных работ экзамен |
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам экзамен |
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам |
должен знать: правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам тестирование экзамен |
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам тестирование экзамен |
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам тестирование экзамен |
аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам тестирование экзамен |