Управление образования и науки Тамбовской области.
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Котовский индустриальный техникум»

Рабочая программа учебной дисциплины
ОГСЭ.02 «История»
Котовск, 2012
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования ( далее СПО):
- 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», входящих в укрупненную группу 080000 «Экономика и управление», по направлению 080100 «Экономика»;
- 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», входящих укрупненную группу 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника»;
- 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», входящих в укрупненную группу 150000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка», по направлению 151000 «Технологические машины и оборудование»;
- 230111 «Компьютерные сети», входящих в укрупненную группу 230000 «Информатика и вычислительная техника», по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;
- 230115 «Программирование в компьютерных системах», входящих в укрупненную группу 230000 «Информатика и вычислительная техника», по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;
- 240125 «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», входящих в укрупненную группу 240000 «Химическая и биотехнология», по направлению 240100 «Химическая технология».
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Котовский индустриальный техникум (ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный техникум»)
Разработчик:
Подхватилина Н.В. преподаватель дисциплин ОГСЭ
Рассмотрено на заседании ПЦК 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 28 августа 2012 г. протокол №1, на заседании методического совета от 30 августа 2012г, протокол №1, утверждена зам. директора по УР Г.И.Мовчко.
Председатель ПЦК _______________ Т.В.Третьякова
Зам. директора _______________ Г.И.Мовчко
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 5
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ 14
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 16
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основных профессиональных образовательных программ, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
- 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», входящих в укрупненную группу 080000 «Экономика и управление», по направлению 080100 «Экономика»;
- 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», входящих укрупненную группу 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника»;
- 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», входящих в укрупненную группу 150000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка», по направлению 151000 «Технологические машины и оборудование»;
- 230111 «Компьютерные сети», входящих в укрупненную группу 230000 «Информатика и вычислительная техника», по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;
- 230115 «Программирование в компьютерных системах», входящих в укрупненную группу 230000 «Информатика и вычислительная техника», по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника»;
- 240125 «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», входящих в укрупненную группу 240000 «Химическая и биотехнология», по направлению 240100 «Химическая технология».
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина является частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте;.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.);
-сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
составление конспектов | 4 |
написание рефератов, подготовка к семинарам | 14 |
создание мультимедийных презентаций по учебной теме | 2 |
подготовка сообщений | 2 |
составление кроссвордов | 2 |
Итоговая аттестация - в форме дифференцированного зачета |
2.2.Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1.Вторая мировая война. Послевоенное десятилетие | | | |
Тема 1.1. Введение. Россия и мир в новейшее время. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. 2. 3. 4. | Новейшая история и её периодизация. Основные этапы становления современного мира. Особенности XX - начало XXI в. Факторы, повлиявшие на развитие стран в XX - начало XXI в. Понятие глобализация и формы ее проявления в современном мире. | 2 |
Тема 1.2. Вторая мировая война. Мир и Советский Союз на кануне войны. Тема 1.3. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Тема 1.4. Антигитлеровская коалиция. Послевоенное устройство мира. | Содержание учебного материала | 2 2 2 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Мир накануне войны. Внешняя и внутренняя политика европейских стран. Советский Союз накануне войны. Причины, начало, особенности войны в Европе. Великая Отечественная война 1941-1945гг. Основные военные операции: Оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская дуга, форсирование Днепра. Освобождение Украины, Крыма, Белоруссии, Молдавии. Партизанское движение. Советский тыл в годы войны. Ясско-Кишиневская операция. Освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Берлинская операция. Безоговорочная капитуляция Германии. Разгром Японии. Складывание антигитлеровской коалиции. Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции и их решения. Изучение проблем послевоенного урегулирования на Парижской и Сан-Франциской конференциях. Рассмотрение роли и влияния Англии, Франции, Германии, США на развитие послевоенной Европы. Изучение влияния плана Маршалла на послевоенное развитие Европы | 2 |
Практическое занятие. 1. Изучение экономической и политической ситуации в Европе и США после второй мировой войны. | 2 | |
|
Самостоятельная работа при изучении темы: 1. Составление конспекта «Создание "социалистического лагеря". | 4 | |
Тема 1.5. От Лиги наций к ООН. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. 2. 3. 4. | Создание Лиги наций и основные направления ее деятельности. Причины создания ООН. Разработка концепции ООН. Система организаций ООН. Основные направления деятельности ООН. Результаты деятельности Лиги наций. Оценка деятельности ООН. Россия - постоянный член Совета Безопасности. Решение колониального вопроса в ООН. | 2 |
Практическое занятие. Изучение национально-освободительного движение в Индонезии, Индокитае, на Филиппинах. Создание независимых государств Индия, Пакистан. | 2 | |
Тема 1.6. Эпоха «государства благоденствия» | Содержание учебного материала | 2 | |
1. 2. 3. 4. | Экономическое развитие ведущих стран Запада в середине XX века. Научно-техническая революция, ее результаты. Структурный экономический кризис 1970г. начала 1980гг. Экономическая модернизация в странах Европы и США в 70-80хгг. "Новые индустриальные страны" как модель "догоняющего развития" (страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии) в 70-80гг. | 2 |
Практическое занятие. 1. Изучение экономики и политической ситуации в СССР после второй мировой войны. | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы: Написание рефератов: «Проблемы стран Латинской Америки и революционное движение», « Реформы и диктатура в странах Латинской Америки». | 4 | |
Раздел 2. Советский Союз и страны Запада в 60-80 годы XX века. | | | |
Тема 2.1. «Оттепель» в СССР. Внешняя политика СССР в конце 50-70 гг. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. 2. 3. 4 5 6 7. | Смерть И.В.Сталина. Варианты после сталинского развития СССР. Борьба за власть. "Новый курс Г.Маленкова". XX съезд партии, его историческое значение. Усиление личной власти Н.С.Хрущева. Реконструкция органов власти и управления. Изменения в области права. Национально-государственное развитие. Антирелигиозная политика. Основные тенденции развития советской экономики. Аграрная политика. Социальная цена реформ. Реабилитация репрессированных. Новые тенденции во внешней политике Советского Союза. Выработка новых ориентиров во внешней политике. Кризисные явления в развитии международных отношений. Политика СССР со странами социалистического лагеря. Особенности советско-американских отношений. "Карибский кризис". СССР и развивающиеся страны. Сотрудничество с Индией. | 2 |
Тема 2.2. Становление экономической системы информационного общества на Западе. | Содержание учебного материала | 2 | |
2 |
1. 2. 3. 4. 5. | Неоконсервативная революция на Западе. Особенности современной стратегии ведущих стран Запада. Проблемы экономического развития стран в условиях глобализации. Особенности «информационной революции» и формирование инновационной экономической модели. Производственная культура в условиях становления информационной экономики. Эволюция социальной структуры западного общества в XX- начале XXI в. Наука и культура в 50-60е годы. |
Самостоятельная работа при изучении темы: 1. Составление кроссворда «Развитие науки и культуры в 50-60гг.» | 4 | |
Тема 2.3. СССР в 70 начале 80 гг. XX века. Международная политика, период разрядки напряженности. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Сравнение реформ Н.С.Хрущева и А.Н.Косыгина, их результатов. Изучение экономики в 70- начале 80х гг. в Советском Союзе. Трудности в развитии советской экономики. Планы и их преодоления. Политическая система в 70- начале 80хгг. в СССР. Принятие новой советской конституции 1977 года. Противоречия в аграрном производстве. Жизнь народа: характерные черты. Пути развития отечественной науки и культуры. Раскол в среде интеллигенции. Рождение альтернативной культуры. Система образования. Отношения СССР со странами Запада. Установления военно-стратегического паритета между СССР и США. Борьба за разрядку международной напряженности. Основные договоры об ограничении вооружений. Совещание в Хельсинки 1975г., подписание Заключительного акта. Развитие сотрудничества с социалистическими странами. Роль СССР в становлении разрядки международной напряженности. | 2 |
|
|
Самостоятельная работа при изучении темы: 1. Подготовка сообщений: «Соединенные Штаты Америки в 70-80е годы XX в.», «Великобритания, Франция, Италии в конце XX века ». | 4 | |
Тема 2.4. Интеграционные проекты экономического и политического развития Европы. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. 2. 3. 4. 5. | Панъевропейское движение, формирование системы Европейских Сообществ. Углубление и расширение европейской интеграции. Программы "Эврика", "ЭСПРИТ", "РЕЙС", "БРАЙТ" и другие. "План Геншера-Коломбо". Принятие символики Европейских Сообществ. Изменения в Восточной Европе в 80-90хгг XX в. и их влияние на Европейское Сообщество. Изучение экономики и политического развития Германии в 80-90гг XX века | 2 |
Тема 2.5. Европейский союз и его развитие. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. 2. 3. 4. | Маастрихтский договор: рождение Европейского Союза. Гуманитарное сотрудничество и создание Экономического валютного союза. Амсдердамский договор: первая реформа Европейского Союза. Ницкий договор: интеграция по всем направлениям. Конституционный договор Европейского Союза. | 2 |
Практическое занятие. Изучение реформ в экономике, в политической сфере периода перестройки в Советском союзе. | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы: 1. Подготовка мультимедийной презентации «Советский Союз периода Ю.В.Андропова, К.У.Черненко». | 2 | |
Раздел 3. Современный мир. | | | |
Тема 3.1. Развитие суверенной России. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. 2. 3. 4. | Процесс становления нового конституционного строя в России. Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные преобразования. Приватизация государственной собственности. Борьба с инфляцией 1992-1998гг. Криминализация и "теневизация" экономической жизни. Углубление конституционного кризиса 1993г. Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие новой конституции, ее историческое значение. Общественно-политическое развитие России в 1994-1996гг. Первые шаги гражданского общества. Второе президентство Б.Н.Ельцина. | 2 |
Практическое занятие. Изучение международных отношений в 80- 90 х гг. XX века. | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении темы: 1. Составление конспекта «Эволюция и распад мировой колониальной системы». | 2 | |
Тема 3.2. НАТО и другие экономические и политические организации. | Содержание учебного материала | 2 | |
2 |
1. 2. | Выявление причин создания НАТО, состав НАТО. Определение основных направлений деятельности НАТО, расширение НАТО на Восток, изучение основных военных операций стран НАТО, а направлений работы политических и экономических организаций. |
Практическое занятие. 1. Изучение ведущих течений общественно-политической мысли XX-XXI вв. в Европе и Америке. | 2 | |
Тема 3.3. Военно-политические конфликты XX-XXI вв. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. 2. | Пограничные конфликты: Гражданская война в Китае 1946-1950гг., война в Корее 19501953г., война во Вьетнаме 1965-1974гг и др. локальные конфликты в странах Африки и Латинской Америки: Карибский кризис 1962-1964гг., арабо-израильские войны 1967-1974гг., Самолийско-эфиопская война 1977-1979гг. Ирано-иракская война 1980-1988гг., агрессия Ирака против Кувейта и др. пограничные конфликты на Дальнем Востоке и Казахстане (1969г). Выявление причин, хода, итогов переворота в Чили. | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: 1. Написание рефератов: «Конституционно-правовое строительство в странах Европы и Америки XX в.», «Проблема "кризиса демократии». | 2 | |
Практическое занятие. 1. Изучение причин, хода, итогов революций в Иране, Афганистане, последствий их для мирового сообщества. | 2 | |
Тема 3.4. Россия в 2000-2012гг. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Президент В.В.Путин. Укрепление государственности. Обеспечение гражданского согласия. Экономическая политика. Определение причины, содержания реформ образования, здравоохранения. Развития политической системы. Изучение особенностей общественного сознания, вопросов государства и церкви, методов, форм, результатов борьбы с терроризмом. Изучение основных направлений во внешней политике в конце XX начале XXI вв. Президент Д.А.Медведев - продолжение политики, направленной на укрепление и стабилизацию государства и общества. |
2 |
Тема 3.5. Культура в XX-XXI вв. Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества в XX-XXI вв. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. 2. 3. | Культура Советского Союза в 70-1991гг. Общие условия развития культуры в суверенной России. Образование и наука. Проблемы духовного развития российского общества в XX-XXIвв. Художественное творчество в России. Общественно-философская мысль. Живопись, архитектура, музыка, кино современного Запада. Поп культура и ее влияние на общество. Роль СМИ в формировании современного общества. Религия, ее роль и значение в современном обществе. Декларация по правам ребенка. Декларация по правам человека. Декларации ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и др. | |
2 |
Тема 3.6. Экономическое, политическое развитие ведущих стран мира. | Содержание учебного материала | 2 2 2 | |
1. 2. 3. 4. | Определение основных достижений современной цивилизации. Сравнение этапов развития России в новейшее время. Выявление роли и значения России в развитии мирового сообщества. Проведение сравнительного анализа развития экономики и политики ведущих стран мира. | 2 |
Самостоятельная работа при изучении темы: 1. Составление конспекта «Роль и значение России в развитии мирового сообщества». Практическое занятие. Проведение контроля уровня освоения взаимосвязи отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в XX-XXI вв. Тестирование. |
|
| .Всего | 72 | |
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и основ философии.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «История»;
Технические средства обучения:
- проектор, видеотека
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Загладин Н.В. Всемирная история. Учебник./ Н.В.Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2010. – 400с.
2.Орлов А.С. История России. Учебное пособие. / А.С.Орлов. В.А. Георгиев.- М.: Проспект, 2007.- 528с.
3. Островский В.П. История России XX век. Учебник./ В.П.Островский. - М.: Дрофа, 2005.- 480с.
4. История России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие./ Под редакцией А.Н. Сахарова. - М., АСТ-Астрель. Хранитель, 2007.- 1263с.
5. Новейшая отечественная история. XX век (книга 2) / Под редакцией Э.М. Щагина. - М.: Владос, 2005.- 463с.
Интернет ресурсы:
1. http://www.istorya.ru
2. http://www.bibliotekar.ru
3. http://www.ronl. ru
4. http:// ru.wikipedia.org
5. http://student. ru
Дополнительные источники:
1. Аганбегян А. Проект Россия. Кризис: беда и шанс для России./ А. Аганбегян. – М.: Астрел, 2009.- 285с.
2. Артемьев В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества. С древнейших времен до наших дней. Учебник для студентов СПО./ В.В.Артемьев, Ю.Н.Лубченков.- М.: Академия, 2010.- 448с.
3. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время. Учебник./ М.В.Пономарев. - М.: Проспект, 2010.- 416с.
4.Сорока-Цюпа. О.С. Мир в ХХ веке. М.2000.
5. Исторический энциклопедический словарь./ М.: ОЛМА Медиа групп, 2010.- 928с.
6. Кириллов В.В. История России. / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт, 2010.- 661с.
7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История советского государства. / Ш.М Мунчаев, В.М.Устинов. – М.: Норма, 2008.- 720с.
8. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. / А.С. Орлов, Сивохина Т.А., В.А.Георгиев и др. – М.: Проспект, 2010.- 592с.
9. Рогозин Д. НАТО точка РУ. / Д.Рогозин. – М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2009.- 288с.
11. Шевелев В.Н. История Отечества. / В.Н.Шевелев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 604с.
12. Шевелев В.Н. История для колледжей. / В.Н.Шевелев, Е.В.Шевелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 448с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных, практических занятий, тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Освоенные умения 1. Ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире, 2. Выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте; | Оценка выполнения задания в форме итогового тестирования по всем темам курса (итоговое занятие). |
Усвоенные знания: 1. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.); 2. Сущность и причины локальных, региональных межгосударственных конфликтов в конце XX -начале XXI в.; 3. Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; 4. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; 5. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; 6. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. | Оценка результатов письменного опроса в форме тестирования. Оценка результатов устных ответов. Оценка результатов выполнения творческих заданий. Оценка результатов письменного опроса в форме тестирования. Оценка выполнения заданий по сравнению достижений ведущих стран мира в области науки, культуры. Оценка результатов выполнения проблемных заданий. |
8