СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 11 |
- Оформление дополнений и изменений внесенных в рабочую программу
| 13 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» углубленной подготовки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения,
анализировать организационные структуры управления,
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала,
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения,
принимать эффективные решения, используя систему методов управления,
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
методы планирования и организации работы подразделения;
принципы построения организационной структуры управления;
основы мотивационной политики организации;
особенности менеджмента в области строительной отрасли;
внешнюю и внутреннюю среду организации;
цикл менеджмента;
процесс принятия и реализации управленческих решений;
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
систему методов управления;
методику принятия решения;
стили управления, коммуникации, деловое общение.
В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся формируются общие и профессиональные компетенции:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.4. | Проводить процедуру инвентаризации финансовых обязательств организации. |
ПК 4.4. | Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. |
ПК 5. 1. | Организовывать налоговый учет. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в частой смене технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
Дисциплина изучается в течение одного семестра.
Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в V семестре в форме зачета.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 2.1. – Виды учебной работы с объемом часов
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические работы | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
Внеаудиторская самостоятельная работа: 1.Подготовка докладов по темам: «Сущность и характерные черты современного менеджмента», «История развития менеджмента». 2. Сбор информации об особенностях менеджмента в области профессиональной деятельности 2. Поиск, сбор и анализ информации по выбранной для реферирования или исследования теме 3. Решение ситуационных задач по видам управленческого контроля. 4. Анализ различных вариантов управленческих решений | 4 4 4 2 2 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Таблица 2.2 - Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | | |
Тема 1.1. Общая характеристика менеджмента, его принципы и характеристика | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Менеджмент: сущность и содержание, основные понятия. |
2 | Эволюция теории менеджмента. Школы менеджмента. |
3 | Сущность, характерные черты современного менеджмента |
Практическая работа № 1 « Принципы и методы менеджмента» | 2 | 3 |
1 | Социальная значимость менеджмента. |
2 | Развитие профессионального менеджмента в России. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | |
1 | Подготовка докладов о сущности и характерных чертах современного менеджмента. |
2 | Подготовки докладов об истории развития менеджмента |
Тема 1.2. Организационная структура управления предприятиями. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Организация. Жизненный цикл организации. |
2 | Типы структур организаций. |
3 | Внешняя и внутренняя среда организации. |
4 | Характеристика составляющих цикла менеджмента |
Практическая работа № 2 «Закономерность и принципы управления» | 4 | 3 |
1 | Факторы, влияющие на организационную структуру. Составление заданной структуры. Преимущества и недостатки каждого типа структур. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |
1 | Поиск, сбор и анализ информации по выбранной для реферирования или исследования теме: «Характеристики внешней среды» |
Тема 1.3. Система управления. Закономерности и принципы управления . | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие «система управления». |
2 | Типы систем управления. |
3 | Закономерности и принципы управления. |
4 | Целенаправленность управления. |
Практическая работа № 3 «Типы систем управления» | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |
1 | Сбор информации об особенностях менеджмента в области профессиональной деятельности |
Тема 1.4. Функции менеджмента | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Планирование как функция менеджмента |
2 | Организация как функция менеджмента |
3 | Координация деятельности |
4 | Мотивация в системе менеджмента |
5 | Контроль и регулирование |
Практическая работа № 4 «Характеристики функций менеджмента» | 2 | 3 |
1 | Изучение ситуаций |
2 | Составление схемы контроля |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |
1 | Решение ситуационных задач по видам управленческого контроля |
Тема 1.5. Принятие управленческих решений | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие «управленческое решение» |
2 | Виды и типы управленческих решений |
3 | Этапы выработки решения |
4 | Основные подходы к разработке и принятию решений |
Практическая работа № 5 «Управленческое решение» | 2 | 3 |
1 | Оценка возможный последствий реализации выбранного решения |
2 | Критерии эффективного управленческого решения |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |
1 | Анализ различных вариантов управленческих решений |
Тема 1.6. Проблемы групповой динамики | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Закономерности существования неформальных групп в организации |
2 | Проблемы власти и влияния |
3 | Управления конфликтами и стрессами |
Практическая работа № 6 «Социофакторы и этика менеджмента» | 4 | 3 |
1 | Изучение ситуаций. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 | |
1 | Поиск, сбор и анализ информации по выбранной для реферирования или исследования теме: «Правила и принципы делегирования» |
Контрольная работа | 2 | |
Всего: | 48 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Программа дисциплины реализуется в учебном кабинете «Экономики организации, менеджмента и маркетинга. Экономической теории и теории бухгалтерского учета» № 411.
Оборудование (оснащение) учебного кабинета:
- комплект учебно-методических документов;
- наглядные пособия (стенды, плакаты);
- рабочие учебные места по количеству посадочных мест.
Технические средства обучения:
- мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Учебные издания:
Основные источники:
1. Шеметов П. В. Менеджмент: управление организационными системами: учеб.
Пособие – 5 издание – М.: Издательство «Омега-Л», 2012 – 407 с.
Дополнительные источники:
2. Максименко Г. Б. Менеджмент: Учебное пособие для студентов экономических
колледжей и средних специальных учебных заведений. – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К», 2007. – 368 с.
3. Басовский Л.Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2010.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, 2007.
5. Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2011.
6. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – Спб.: Питер, 2009. (10 экз.).
7.Черчилль А.Г. Маркетинговые исследования. СПб 2007. 704 с.
8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 5-изд. М., 2009.
-популярный и литературно-художестве.
Интернет-ресурсы:
http://www.businesspress.ru | Деловая пресса. Сайт содержит огромное количество статей, касающихся бизнеса. |
http://www.ts-ru.com | Электронный журнал по менеджменту. Сайт содержит множество терминов, касающихся менеджмента, статей и новостей о менеджменте. |
http://www.cfin.ru | Сайт «Корпоративный менеджмент». Представлен полный архив журнала «Менеджмент в России и за рубежом», публикации, семинары по менеджменту |
http://1st.com.ua/ | Современный менеджмент. Всё, что нужно для того, чтобы стать хорошим менеджером |
http://dlastudenta.narod.ru/management | Отличная помощь для студента, который хочет стать менеджером. |
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений, знаний
Таблица 4.1 – Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | | |
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения; | ПК 2.4. | Текущий контроль в форме тестирования и выполнения практических работ. Контрольная работа. |
анализировать организационные структуры управления; | ПК 4.4. |
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; | ОК 1, ОК 7 |
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; | ОК 1, ОК 7 |
принимать эффективные решения, используя систему методов управления; | ОК 2, ОК 7 |
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | ПК 5.1. |
знать: | | |
-сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; | ОК 8 | Текущий контроль в форме тестирования и устного опроса на занятиях, зачета. |
принципы построения организационной структуры управления; | ОК 2 |
основы мотивационной политики организации; | ОК 6 |
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; | ОК 8 |
внешнюю и внутреннюю среду организации; | ОК 8, ОК 9 |
цикл менеджмента; | ОК 3 |
процесс принятия и реализации управленческих решений; | ОК 3, ОК 4, ОК 5 |
основы формирования мотивационной политики организации; | ОК 6, ОК 7 |
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; | ОК 3 |
систему методов управления; | ОК 3, ОК 6, ОК 7 |
методику принятия решений; | ОК 3 |
стили управления, коммуникации, делового общения. | ОК 6, ОК 7 |
5. Оформление дополнений и изменений внесенных в рабочую программу
Рассмотрено на заседании ПЦК. Протокол № ______
от « ____» ________________ 20__г. ____________________________________
Дополнения, изменения, вносимые в программу
на _____________________________________________________________ учебный год
(с разбивкой по темам курса)
Таблица
№ раздела рабочей программы | Содержание изменений и дополнений | Количество часов |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Преподаватель _____________________________________________________
Дата ______________________________________________________
5