МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Подмосковный колледж «Энергия»

УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УР
_______________ А.В.Куликова
«_____»______________ 2017 г.
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель ОСП Старая Купавна
_______________ Т.А.Курило
«_____»______________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
основной профессиональной образовательной программы
по профессии (специальности) среднего
профессионального образования
19.02.01 «Биохимическое производство»
Форма обученияочная
2017 год
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и примерной программы учебной дисциплины «Органическая химия» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008г.
Программа рассмотрена на заседании цикловой (предметной) комиссии
профессиональных дисциплин
Протокол заседания № 1 от «30» августа 2017 г.
Председатель цикловой методической (предметной) комиссии
____________________Щукарева Ю.В.
Разработчики программы: преподаватель____________________ Бреднев М.Ю.
Содержание
1. | Паспорт программы учебной дисциплины |
| 1.1. Область применения программы |
| 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы |
| 1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины: |
| 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: |
2. | Структура и содержание учебной дисциплины |
| 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы |
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины |
3. | Условия реализации программы учебной дисциплины |
| 3.1. Образовательные технологии |
| 3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению |
| 3.3. Информационное обеспечение обучения |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 19.02.01 Биохимическое производство .
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Уметь:
составлять и изображать структурные полные и сокращенные формулы органических веществ и соединений;
определять свойства органических соединений для выбора методов синтеза углеводородов при разработке технологических процессов;
описывать механизм химических реакций получения органических соединений;
применять безопасные приемы работы с органическими реактивами и химическими приборами;
проводить химический анализ органических веществ и оценивать его результаты;
Знать:
влияние строения молекул на химические свойства органических веществ;
влияние функциональных групп на свойства органических веществ;
методы получения высокомолекулярных соединений;
особенности строения органических веществ, их молекулярное строение, валентное состояние атома углерода;
природные источники, способы получения и области применения органических соединений;
теоретические основы строения органических веществ, номенклатуру и классификацию органических соединений;
типы связей в молекулах органических веществ
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 221 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 147 часов;
самостоятельной работы обучающегося 74 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 221 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 147 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 36 |
практические занятия | 40 |
контрольные работы | 4 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 74 |
в том числе: | |
Подготовка доклада | 16 |
Решение заданий | 14 |
Подготовка презентации | 4 |
Подготовка к контрольной работе | 8 |
Подготовка к лабораторной работе | 32 |
Итоговая аттестация по дисциплине в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел I. Основные теоретические положения органической химии | | 19 | |
Тема 1.1. Важнейшие понятия органической химии | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Предмет «Органической химии», и ее задачи. Значение органической химии в производственной и научно-исследовательской деятельности человека. Связь органической химии с другими дисциплинами. | 1 |
2 | Важнейшие понятия органической химии. Характер химических связей в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Напишите доклад по теме: « Природные источники пищевых продуктов, содержащих органические вещества». | 2 | |
Тема 1.2. Классификация органических веществ. Гомологи, изомеры. | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Классификация органических соединений по функциональным группам. Гомологические ряды соединений. Типы изомерии. | 2 |
2 | Типы реакций в органической химии. | 3 |
Практическое занятие. | 4 | |
1 | Написание структурных формул изомеров. Определение типа изомерии. Продолжение гомологического ряда. | |
2 | Определение типа реакций. Решение простейших реакций. | |
Самостоятельная работа обучающихся. Написать доклад по теме: « Жизнь А. М. Бутлерова и его теория химического строения». Решение заданий по теме: «Типы изомерии и гомологи». Подготовка к контрольной работе. | 5 |
Контрольная работа. | 1 |
Раздел II. Углеводороды. | | 44 |
Тема 2.1. Алканы и циклоалканы. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Алканы и циклоалканы. Структура и номенклатура. Физические и химические свойства. | 2 |
Практическое занятие. | 2 | |
3 | Написание уравнений реакций. | |
Лабораторная работа. | 2 |
1 | Получение алкана и изучение его свойств. | |
Самостоятельная работа обучающихся. Решение заданий по теме: «Химические свойства алканов и циклоалканов». Подготовка к лабораторной работе : «Получение метана и изучение его свойств». | 3 |
Тема 2.2. Непредельные углеводороды. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Общая характеристика алкенов и алкадиенов. Физические и химические свойства. Способы получения. Применение. | 2 |
2 | Общая характеристика алкинов. Физические и химические свойства. Способы получения. Применение. | 2 |
Практическое занятие. | 2 | |
4 | Написание уравнений реакций. | |
Лабораторная работа. | 4 |
2 | Изучение химических свойств непредельных углеводородов. | |
3 | Качественные реакции на непредельные углеводороды. Отличие алкенов, алкадиенов и алкинов друг от друга. | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе: «Изучение химических свойств непредельных углеводородов». Подготовка к лабораторной работе: «Качественные реакции на непредельные углеводороды. Отличие алкенов, алкадиенов и алкинов друг от друга». | 4 |
Тема 2.3. Ароматические углеводороды. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Бензол и его гомологи. Строение молекулы бензола. Ароматичность. Химические и физические свойства. | 2 |
Практическое занятие. | 2 | |
5 | Написание уравнений реакций. | |
Лабораторная работа. | 2 |
4 | Свойства бензола. | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе: «Свойства бензола». Презентация по теме: «Особенность строения бензола. История его открытия». | 4 |
Тема 2.4 Галогенпроизводные углеводороды. | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Галогенпроизводные предельных и непредельных углеводородов. Галогенарены. | 2 |
2 | Генетическая связь | |
Практическое занятие. | 2 | |
6 | Написание уравнений реакций. | |
Лабораторная работа. | 2 |
5 | Применение галогенпроизводных углеводородов. | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе: «Получение галогенпроизводных углеводородов». Подготовка к контрольной работе. | 3 |
Контрольная работа. | 1 |
Раздел III Кислородсодержащие органические соединения. | | 90 |
Тема 3.1. Гидроксильные соединения и их производные. | Содержание учебного материала | 12 |
1 | Одноатомные спирты. | 1 |
2 | Многоатомные спирты. | 2 |
3 | Фенолы и нафталы. | 2 |
4 | Отдельные представители фенолов. Нафтолы. | |
5 | Простые эфиры. | 2 |
6 | Сложные эфиры. | 1 |
Практическое занятие. | 6 | |
7 | Химических свойств спиртов. |
8 | Химических свойств фенола и его производных. |
9 | Химических свойств эфиров. |
Лабораторная работа. | 6 |
6 | Химические свойства спиртов и многоатомных спиртов. |
7 | Реакция фенола с хлорным железом. Получение трибромфенола. |
8 | Химические свойства эфиров. |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе: «Химические свойства спиртов и многоатомных спиртов.» Подготовка к лабораторной работе: «Реакция фенола с хлорным железом. Получение трибромфенола.» Подготовка к лабораторной работе: «Химические свойства эфиров.» Решение заданий. Написать доклад на тему «Алкоголь и влияние его на жизнедеятельность и здоровье человека.» | 10 |
Тема 3.2 Альдегиды и кетоны. | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Физические и химические свойства альдегидов и кетонов. | 2 |
2 | Сопряженные или α,β-ненасыщенные альдегиды и кетоны. Кетены. | 1 |
3 | Дикарбонильные соединения. Хелаты. Хиноны. | 2 |
Практическое занятие. | 4 | |
10 | Написание уравнений реакций для химических свойств альдегидов. | |
11 | Написание уравнений реакций для химических свойств кетонов. | |
Лабораторная работа. | 6 |
9 | Химические свойства альдегидов. | |
10 | Химические свойства кетонов. | |
11 | Химические свойства хинонов. | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе: «Химические свойства альдегидов.» Подготовка к лабораторной работе: «Химические свойства кетонов.» Подготовка к лабораторной работе: «Химические свойства хинонов.» Решение заданий. Написать доклад на тему « Основные отличия свойств альдегидов и кетонов.» | 10 |
Тема 3.3 Карбоновые кислоты и их производные. | Содержание учебного материала | 9 |
1 | Карбоновые кислоты. | 2 |
2 | Ангидриды карбоновых кислот. Надкислоты. | 2 |
3 | Жиры и жироподобные вещества. | | |
4 | Амиды кислот. | | |
5 | Нитрилы кислот. | | |
Практическое занятие. | 6 | |
12 | Написание уравнений реакций. | |
13 | Химические свойства жиров. |
14 | Химические свойства амидов. |
Лабораторная работа. | 4 |
12 | Химические свойства карбоновых кислот. | |
13 | Омыление жиров. |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе: «Химические свойства карбоновых кислот.» Подготовка к лабораторной работе: «Омыление жиров.» Решение заданий. Написать доклад на тему «Кислотность и основность по Бренстеду-Лоури.» Подготовка к контрольной работе. | 10 |
Контрольная работа. | 1 |
Раздел IV. Элементорганические соединения. | | 42 |
Тема 4.1. Органические соединения серы. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Тиолы. Дисульфиды. Тиоэфиры. | 1 |
2 | Сульфоксиды. Сульфоны. Сульфоновые кислоты. Сульфохлориды. | 1 |
Практическое занятие. | 4 | |
15 | Написание уравнений реакций. |
16 | Написание уравнений реакций. |
Лабораторная работа. | 2 |
14 | Химические свойства органических соединений серы. |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе: «Химические свойства органических соединений серы.» Решение заданий. Написать доклад на тему « Получение и использование резины». | 6 |
Тема 4.2. Органические соединения азота. | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Нитросоединения. Номенклатура. Основные свойства. Получение. | 1 |
2 | Амины. Строение. Номенклатура. Физические свойства. | |
3 | Амины. Получение. Химические свойства. | |
4 | Диазосоединения. Химические свойства. | |
Практическое занятие. | 4 | |
17 | Получение нитросоединений. |
18 | Химические свойства аминов. |
Лабораторная работа. | 4 |
15 | Свойства нитрометана. |
16 | Свойства аминов жирного ряда. |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе: «Свойства аминов жирного ряда». Подготовка к лабораторной работе: «Свойства нитрометана». Решение заданий. Написать доклад на тему «Воздействие аминов на организм человека». | 6 |
Тема 4.3. Элементорганические соединения. | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Органические соединения металлов. | 1 |
2 | Кремнийорганические и фосфорорганические соединения. | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к контрольной работе. Подготовить доклад по теме « Химический состав человека». | 4 | |
Контрольная работа. | 1 |
Раздел V. Гетерофункциональные соединения. | | 26 |
Тема 5.1. Углеводы. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Моносахариды. Олигосахариды. Полисахариды. | 1 |
2 | Моносахариды. Олигосахариды. Полисахариды. | |
Практическое занятие. | 2 | |
19 | Написание уравнений реакций. | |
Лабораторная работа. | 2 | |
17 | Определение процентного содержания глюкозы. | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе: «Определение процентного содержания глюкозы с помощью поляриметра». Решение задач. | 4 | |
Тема 5.2. Аминоспирты и аминокислоты. | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Аминоспирты, аминофенолы и аминокислоты. | 1 |
2 | Аминоспирты, аминофенолы и аминокислоты. | |
3 | Белки. | |
Практическое занятие. | 2 | |
20 | Химические свойства аминокислот. | |
Лабораторная работа. | 2 | |
18 | Образование медной соли аминоуксусной кислоты. | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторной работе: «Образование медной соли аминоуксусной кислоты». Подготовить презентацию по теме « Витамины. Польза и вред.» | 4 | |
Всего: | 221 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Образовательные технологии
3.1.1. Реализация компетентностного подхода осуществляется с использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.
Основными формами проведения аудиторных занятий являются: компьютерные симуляции; деловые и ролевые игры; разбор конкретных практических ситуаций; встречи с представителями российских компаний, государственных и общественных организаций.
Основными средствами образовательных технологий являются следующие:
1. Мультимедиа-технологии, как демонстративное и иллюстративное средство для изучения нового материала;
2. Моделирующие и игровые, как средство создания имитации, решения некоторых проблем, ситуационных задач;
3. Контролирующие, как средство контроля знаний;
4. Персональный компьютер, как средство самообразования.
5. Программно - прикладные электронные средства обеспечивают:
- информационную емкость и документальность;
- наглядность;
- демонстративные возможности наиболее важных моментов при изучении дисциплины;
- мотивацию студентов к изучению новой области знаний;
- сокращение времени обучения;
- самостоятельность нахождения нового или справочного материала.
3.1.2. Активные и интерактивные образовательные технологии, используемые при проведении аудиторных занятий
Семестр | Вид занятия* | Используемые активные и интерактивные образовательные технологии |
1 | ТО, ПР, ЛР | компьютерные симуляции, решение проблемных задач. |
2 | ТО, ПР, ЛР | компьютерные симуляции; решение проблемных задач. |
* ТО – теоретическое обучение, ПР – практические занятия, ЛР – лабораторные занятия
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного лаборатории органической химии.
Оборудование учебной лаборатории:
- весовая комната
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- лабораторные столы;
- вытяжной шкаф;
- стол для титрования;
- сушильная доска
Учебно-наглядные пособия и лабораторное оборудование:
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, стенды (кривая титрования, таблица растворимости, окислительно-восстановительные потенциалы, техника безопасности при работе в лаборатории), плакаты по качественному и количественному анализу, химическая посуда (простая и мерная), химические реактивы и индикаторы, весы технические и аналитические, электроплитки, центрифуга, водяные и песчаные бани, муфельная печь, сушильный шкаф, дистиллятор, наборы ареометров, термометры, микроскоп лабораторный
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Органическая химия. Захарова Т.Н. 2016г.
Дополнительная литература:
Нейланд О.Я. Органическая химия. М.: Высшая школа, 1990.
Сайкс М. Механизмы реакций в органической химии. М.: Химия, 1991.
Агрономов А.Е. Избранные главы органической химии. М.: Химия, 1990.
Терней А. Современная органическая химия. М.: Мир, 1981, т.1-2.
Органическая химия. Под редакцией Тюкавкиной Н.А. М.: Дрофа, 2002, в 2-х кн.
Робертс Дж., Кассерио М. Основы органической химии. М.: Мир, 1978, т.1-2.
Несмеянов А.Н., Несмеянов Н.А. Начала органической химии. М: Химия, 1969, кн.1-2.
Интернет – ресурсы
http://www.fptl.ru/Chem%20block_Biblioteka.html (Химическая библиотека)
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net(Образовательный сайт для школьников).
http://himi4ka.ru (Образовательный сайт для школьников).
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, выполнения индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы. Итоговое занятие в виде экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
составлять и изображать структурные полные и сокращенные формулы органических веществ и соединений | письменный, тестовый, индивидуальный опрос |
определять свойства органических соединений для выбора методов синтеза углеводородов при разработке технологических процессов | индивидуальный опрос |
описывать механизм химических реакций получения органических соединений | письменный, тестовый, индивидуальный опрос |
применять безопасные приемы работы с органическими реактивами и химическими приборами | лабораторная работа |
проводить химический анализ органических веществ и оценивать его результаты | лабораторная работа |
Знания: | |
влияние строения молекул на химические свойства органических веществ | индивидуальный опрос |
влияние функциональных групп на свойства органических веществ | письменный, тестовый, индивидуальный опрос |
методы получения высокомолекулярных соединений | лабораторная работа |
особенности строения органических веществ, их молекулярное строение, валентное состояние атома углерода | практические занятия |
природные источники, способы получения и области применения органических соединений | самостоятельная работа (аудиторная) |
теоретические основы строения органических веществ, номенклатуру и классификацию органических соединений | письменный, тестовый, индивидуальный опрос |
типы связей в молекулах органических веществ | практические занятия |
5