СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине проектная деятельность "Юный исследователь"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разрабтке представленна авторская рабочая программа по дисциплине проектная деятельность, в курсе которой учащиеся преобретают опыт написания проектов, изучают и апробируют методы проектов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине проектная деятельность "Юный исследователь"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им.А.П.Гайдара»


Рассмотрено на заседании предметной группы учителей математики, физики, информатики

Руководитель ПГ _______

(Карасенко Т.Н.)

«____»_________2016г.

Согласовано с заместителем директора по УВР

___________(Тищенко О.Г.)

«____»_____________2016г.

Утверждено

Приказ №________ от

__________

Директор

______________

Т.Н.Зудова



Рабочая программа


Наименование учебного предмета



Проектная деятельность

Класс




6 кл.

Учитель




Хавиль Екатерина Сергеевна

Срок реализации программы


2016-2017 уч.г.

Количество часов по учебному плану


1 час в неделю/34 часа за год

Планирование составлено на основе



Программа «Юный исследователь» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В соответствии с учебным планом МОБУ «СОШ №1 им. А.П.Гайдара».



Программу составил



Хавиль Екатерина Сергеевна








АРХАРА – 2016г

Пояснительная записка


В современном образовательном процессе становится важным воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Достичь определенных результатов в данной области можно с помощью привлечения школьников к проектно-исследовательской деятельности.

Программа «Юный исследователь» предназначена для внеурочной деятельности обучающихся средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся.

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» составлена на основе ФГОС ООО, примерной основной образовательной программы.

Направление ВУД: научно-познавательная, проектная.

Виды ВУД: познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество, краеведческая.

Цель программы: достижение планируемых образовательных результатов через развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности.

Задачи:

1. формировать научные взгляды учащихся; познакомить с современными методами научно-исследовательской работы, формировать умение ориентироваться в информационном пространстве, навыки исследовательской деятельности.

2. дать знания о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

3. помочь обучающимся овладеть способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

4. сформировать основные компетенции: ценностно-смысловую, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную;

5. сформировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширить общий кругозор;

6. воспитать духовную культуру и высокие нравственные качества.

7. развивать опыт творческой деятельности; опыт взаимодействия, сотрудничества.


Планируемые результаты освоения курса

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:


Первый уровень результатов

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов


предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения учебно-исследовательских задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути учебно-исследовательской деятельности, умении поэтапно решать поставленные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками методов учебно-исследовательской работы, самостоятельном выборе тем исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации исследовательских работ, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.


Ожидаемые результаты

Овладение курсом позволит обучающимся знать:

- структуру учебно-исследовательской работы,

- основное отличие цели и задач, объекта и предмета исследования,

- основные источники поиска необходимой информации.

уметь:

- определять характеристику объекта исследования,

- самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов,

- планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в группе,

- пользоваться библиотечными ресурсами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями, сетью Интернет для поиска информации об объектах.

Ученик получит возможность научиться:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


Планируемые результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятель­ности;

- широкая мотивационная основа исследовательской дея­тельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам позна­ния;

- ориентация на понимание причин успеха в исследова­тельской деятельности, в том числе на самоанализ и само­контроль результата, на анализ соответствия результатов тре­бованиям конкретной задачи, понимание предложений и оце­нок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешнос­ти исследовательской деятельности.


Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понима­ния необходимости исследовательской деятельности, выра­женного в преобладании познавательных мотивов и пред­почтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин у спешности / неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению мораль­ных проблем на основе учета позиций партнеров в об­щении, устойчивого следования в поведении моральным нор­мам и этическим требованиям.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия, вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.


Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ори­ентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

- самостоятельно находить варианты решения познава­тельной задачи.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполне­ния учебного исследования с использованием учебной и до­полнительной литературы в открытом информационном про­странстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для реше­ния познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познава­тельных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по раз­ным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо приз­наку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, выска­зывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргумен­тировать (защищать) свои идеи и т.п.


Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соот­ветствии с исследовательской задачей с использованием ре­сурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, разли­чие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаи­модействия с миром.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.


Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою пози­цию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей раз­ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собст­венной, и учитывать позицию партнера в общении и взаи­модействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать парт­нерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регу­ляции своей деятельности.


Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающийся будет знать:

- основные особенности и условия проведения исследовательской работы;

- общие правила защиты проекта; правила оформления реферата, исследовательской работы;

- способы хранения информации;

- что такое социологический опрос, микроисследование;

- что такое учебное сотрудничество;

- способы преодоления трудностей в реализации проектов.

Обучающийся будет уметь:

- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- выбирать пути решения задачи исследования ;

- составлять план действий совместного коллективного исследования;

- адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;




Планируемые результаты

Предметные результаты –  конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой дея­тельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников средней школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

- умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

- коммуникативных и информационных умений;

Не подлежат итоговому оцениванию:

- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

- индивидуальные личностные характеристики.

Обобщенный результат образовательной деятельности средней школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- любящий свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;


Результаты:

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности; формирование основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), формирование любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре.

Метапредметные:

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью, корректировать свою деятельность, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

Познавательные: практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией; практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата.

Коммуникативные: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения.






Возраст: 10-11 лет

Сроки реализации: 1 года

Распределение учебного времени.


Год обучения

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

1

1

34

Итого: 34 часов.


Место в учебном плане.

Программа «Юный исследователь» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В соответствии с учебным планом МОБУ «СОШ №1 им. А.П.Гайдара».

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке.

Учебно-исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Формы занятий: беседы, лекции, встречи с интересными людьми, круглые столы, конференции, экскурсии.


Содержание курса:

Введение в курс. Ознакомление с общим планом работы- 1 час

Исследовательская работа – 2 часа.

Понятие исследовательской работы. Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Выбор темы для исследовательской работы. Постановка цели, задач, выдвижение гипотезы. Составление тезисов защиты исследовательской работы.

Методы исследовательской работы – 8 часов.

Характеристика основных методов исследовательской работы. Способы сбора информации. Работа с источниками. Интервью, анкетирование, блиц-опросы. Анализ и систематизация материала.

Оформление исследовательской работы – 10 часов.

Основные требования к оформлению: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение. Оформление списка источников. Оформление приложений. Сноски. Оформление тезисов защиты.

Презентация исследовательской работы –8 часов.

Проекты и их виды. Электронная презентация. Требования к презентации. Подбор материалов для составления презентаций. Создание слайдов. Составление комментариев для слайда. Подбор и вставка готового текста. Подбор и вставка иллюстративного материала. Представление и защита исследовательской работы с помощью презентации

Участие в конкурсах с представлением исследовательских работ – 1 час.

Порядок участия в конкурсах. Положения о конкурсах.

Защита исследовательских работ. Подведение итогов – 4 часа.

Итого: 34 часа.






Тематическое планирование занятий «Юный исследователь»

2016-2017 учебный год.


Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Что такое учебно-исследовательская работа

1

6.09


2

Структура исследовательской работы

1

15.09


3

Методы исследовательской работы

2

22.09

29.09


4

Интервьюирование и анкетирование. Составление вопросов для анкеты, интервью.

1

6.10


5

Способы поиска информации

1

13.10


6

Выбор тем для исследовательской работы.

1

20.10


7

Сбор информации по выбранным темам. Анализ и систематизация собранного материала

3

27.10

10.11

17.11


8

Оформление исследовательской работы. Основная часть

2

24.11

1.12


9

Оформление исследовательской работы. Заключение.

2

8.12

15.12


10

Оформление исследовательской работы. Сноски. Список источников и приложений.

2

22.12

29.12


11

Оформление исследовательской работы. Введение. Титульный лист.

2

19.01

26.01


12

Оформление исследовательской работы. Составление тезисов к защите исследовательской работы

2

2.02

9.02


13

Проекты и их виды. Требования к электронной презентации


2

16.02

2.03


14

Подбор материалов для составления презентаций

Создание слайдов.


2

9.03

16.03


15

Составление комментариев для слайда

Подбор и вставка готового текста

1

23.03


16

Подбор и вставка иллюстративного материала

2

6.04


17

Представление и защита исследовательской работы с помощью презентации

2

13.04

20.04


18

Знакомство с Положениями различных конкурсов. Порядок предоставления работ на конкурс.

1

27.04


19

Предварительная защита готовых исследовательских работ

3

4.05

11.05

18.05


20

Подведение итогов работы.

1

25.05



Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.


Формы контроля и система оценивания.

Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через: вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, проблемную ситуацию, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения, самоконтроль, взаимоконтроль.


Технические средства обучения

- Компьютер

- Мультимедийный проектор

- Колонки

- Экран


Литература:

  1. Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов. Организационно-методическое сопровождение /Л.Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2015.

  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

  3. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.

  4. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: «Просвещение», 2010.

  5. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г.

  6. http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

  7. http://detskiy-mir.net/rating.php

  8. http://ru.wikipedia.org

  9. http://vip.km.ru/Megabook/child/index.asp

  10. http://www.encyclopedia.ru