муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
«Согласовано» Руководитель МО ___________( Л.Е.Гудакова) « » августа 2016 г. Обсуждено на заседании методического объединения Протокол от .08.2016 г. № 1 | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Октябрьская СОШ» ___________ Т.В.Сибилева. « » августа 2016 г. Рассмотрено на заседании методического совета (Протокол от .08.2016 г. № 1 ) | «Утверждаю» Директор МБОУ «Октябрьская СОШ» __________А.В.Тоутова « » августа 2016 г. Приказ от_________№______ Принято на заседании педагогического совета (Протокол от .08.2016 г.№1 ) |
Рабочая программа
по экологии
для 10,11 класса на 2016-2017 учебный год.
Составитель-
учитель биологии и химии
Сафонова И.В.
Экология 10-11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии в соответствии с Федеральным компонентом образовательного стандарта. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
За 2 года обучающиеся получат общие представления о структуре науки экологии, ее истории развития и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Содержание программы определено с учетом опыта обучения экологии в школе и достижений биологической науки. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность.В программе раскрываются общие теоретические вопросы, включенные в минимум содержания по экологии, составляющие важный компонент общечеловеческой культуры.
Цель курса: обеспечить выпускникам высокую экологическую, природоохранительную грамотность, на основе преемственного развития ведущих экологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения экологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся узнают о практическом значении экологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании знаний о биосфере.
Цели обучения экологии:
—овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
—формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
—гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
—установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
—подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10-11класса по экологии
Учащиеся должны знать:
— сведения о таксономических единицах;
— способы размножения бактерий, грибов, растений, животных
— основные этапы развития растительного мира;
— взаимосвязь растений и животных с факторами среды;
-- взаимосвязь организмов с друг другом в природных сообществах;
— роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
— охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
— охраняемые животные своей местности, мероприятия по их охране;
— основные культурные растения региона, особенности их возделывания.
— место человека в ноосфере.
Учащиеся должны уметь:
— пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
— вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями животными.
— проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями вести фенологический дневник;
— ухаживать за растениями и животными, выращивать их;
— проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений и животных при выращивании;
— соблюдать правила поведения в природе;
— работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
— раскрывать содержание основных экологических понятий и терминов;
— пользоваться научно-популярной и периодической литературой;
— участвовать в мероприятиях по охране природы
— самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации.
Учащиеся должны называть:
—общие признаки живого организма;
—основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
Приводить примеры:
—усложнения растений и животных в процессе эволюции;
—природных и искусственных сообществ;
—изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
---- наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.
Характеризовать:
—строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека, лишайника как комплексного организма;
—особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
—дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
—размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
—вирусы как неклеточные формы жизни;
—среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
—природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
—искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
Обосновывать:
—взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
—влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
—роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
—родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
—влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
—меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
Распознавать:
—организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
—клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
— наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.
Сравнивать:
—строение и функции клеток растений, грибов, бактерий и животных;
—организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы, аэробы и анаэробы;
—семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы.
Применять знания:
—о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
—о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
—о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
—о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
—о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов.
Делать выводы:
—о клеточном строении организмов всех царств живой природы; —о родстве и единстве органического мира;
—об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
—о влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
Развернутое календарно – тематическое планирование по экологии 10 , 11 класс
Основы экологии 10,11 класс |
дата факт. | дата план. | № урока | Тема | Творческая работа | Домашнее задание |
| | 1. | Экология как наука. Что изучает экология | | П.74 |
| | 2. | Экология как наука, ее задачи и значение Основные понятия в экологии | таблица | конспект |
| | 3. | Экологические факторы | | П.75,конспект |
| | 4. | Действие экологических факторов на организм. Лимитирующие факторы. Диапазон толерантности разных видов. | | Рис.120 |
| | 5. | Среда обитания организмов и ее факторы | | конспект |
| | 6. | Местообитание организмов и экологические ниши | | конспект |
| | 7. | Основные типы экологического взаимодействия. (Биотический фактор) | | П.77 |
| | 8. | Виды приспособленности организмов к окружающей среде | | конспект |
| | 9. | Вид. Критерии вида | | П.53 |
| | 10. | Практическая работа «Работа с определителями растений и животных» | Алгоритм работы с определителями | |
| | 11. | Популяция — структурная единица вида. Основные экологическая характеристика популяции | Составить характеристику популяции | П.54, 79, конспект |
| | 12. | Генетический состав популяции. Изменения генофонда популяции | | П.55 |
| | 13. | Динамика популяции | | П.80 |
| | 14. | Экологические сообщества | Составить характеристику сообщества | П.81 проект |
| | 15. | Структура сообщества и видовая структура | | П.82 |
| | 16. | Взаимосвязь организмов в сообществах. | | П.83 |
| | 17. | Пищевые цепи. Потоки энергии и круговорот веществ | | П.84 |
| | 18. | Экологические пирамиды. | | П.85 |
| | 19. | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу | Работа над проектом | проект |
| | 20. | Экскурсия «Изучение взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу | Работа над проектом | проект |
| | 21. | Сравнительная характеристика биогеоценоза и экосистемы | Сравнительная таблица | П.87-88, конспект |
| | 22. | Примеры природных биогеоценозов и экосистем: водоем и дубрава. | Составить характеристику биогеоценоза дубравы или экосистемы пруда | проект |
| | 23. | Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценоз. Аквариум | Составить характеристику агро- ценоза (аквариум или дачный участок) | проект |
| | 24. | Изменения в природных биогеоценозах. Смена биогеоценозов. Экологическая сукцессия. | фотоконкурс | П.86 |
| | 25. | Обобщающий урок «Развитие и Закономерности размещения животных на земле.» | Работа над проектом | проект |
| | 26. | Воздействие человека и его деятельности на животный и растительный мир | Работа над проектом | проект |
| | 27. | Законы России об охране животного и растительного мира. Система мониторинга. | | конспект |
| | 28. | Охрана и рациональное использование животного и растительного мира. Красная книга России | Красная книга Курской обл. | Подборка фотографий |
| | 29. | Экскурсия «Изучение видового многообразия природы родного края» | Работа над проектом | проект |
| | 30. | Эволюция биосферы | | П.92 |
| | 31. | Открытый « Экологический урок» | | |
| | 32. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы экологии». | тестирование | П.74-88 |
| | 33. | Защита проектов | | |
| | 34. | Защита проектов | | |
| | 35 | Защита проектов | | |