СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологической образование подрастающего поколения - важнейшая и неотъемлемая часть работы учителя биологии. Вопросы по экологии входят в состав КИМ ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экологии»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области


«Согласовано»

Руководитель МО

___________( Л.Е.Гудакова)

« » августа 2016 г.

Обсуждено на заседании методического объединения Протокол от .08.2016 г. № 1


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Октябрьская СОШ»

___________ Т.В.Сибилева.

« » августа 2016 г.

Рассмотрено на заседании методического совета

(Протокол от .08.2016 г. № 1 )

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Октябрьская СОШ»

__________А.В.Тоутова

« » августа 2016 г.

Приказ от_________№______

Принято на заседании педагогического совета

(Протокол от .08.2016 г.№1 )



Рабочая программа

по экологии

для 10,11 класса на 2016-2017 учебный год.






Составитель-

учитель биологии и химии

Сафонова И.В.





Экология 10-11 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии в соответствии с Федеральным компонентом образовательного стандарта. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

За 2 года обучающиеся получат общие представления о структуре науки экологии, ее истории развития и методах исследования, нравственных нормах и принципах отно­шения к природе. Содержание программы определено с учетом опыта обучения экологии в школе и достижений биологической науки. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность.В программе раскрываются общие теоретические вопросы, включенные в минимум содержания по экологии, составляющие важный компонент общечеловеческой культуры.

Цель курса: обеспечить выпускникам высокую экологическую, природоохранительную грамотность, на основе преемственного развития ведущих экологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятель­ности учащихся, формирования их научного мировоз­зрения. Учащиеся должны усвоить и применять в своей де­ятельности основные положения экологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их инди­видуальном и историческом развитии, структуре, функ­ционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, на­учиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся узнают о практическом значении экологических знаний как научной основы охраны природы, природо­пользования, сельскохозяйственного производства, ме­дицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании знаний о биосфере.

Цели обучения экологии:

—овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

—формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

—гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

—установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

—подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.




Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10-11класса по экологии

Учащиеся должны знать:

— сведения о таксономических единицах;

— способы размножения бактерий, грибов, расте­ний, животных

— основные этапы развития растительного мира;

— взаимосвязь растений и животных с факторами среды;

-- взаимосвязь организмов с друг другом в природных сообществах;

— роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значе­ние их в жизни человека, народном хозяйстве;

— охраняемые растения своей местности, мероприя­тия по их охране;

— охраняемые животные своей местности, мероприя­тия по их охране;

— основные культурные растения региона, особен­ности их возделывания.

— место человека в ноосфере.


Учащиеся должны уметь:

— пользоваться увеличительными приборами, гото­вить микропрепараты и работать с ними;

— вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями животными.

— проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями вести фенологический дневник;

— ухаживать за растениями и животными, выращивать их;

— проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений и животных при выра­щивании;

— соблюдать правила поведения в природе;

— работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

— раскрывать содержание основных экологических понятий и терминов;

— пользоваться научно-популярной и периодиче­ской литературой;

— участвовать в мероприятиях по охране природы

— самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации.



Учащиеся должны называть:

—общие признаки живого организма;

—основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

Приводить примеры:

—усложнения растений и животных в процессе эволюции;

—природных и искусственных сообществ;

—изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

---- наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.


Характеризовать:

—строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека, лишайника как комплексного организма;

—особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

—дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

—размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

—вирусы как неклеточные формы жизни;

—среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

—природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

—искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

Обосновывать:

—взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

—влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

—роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.

—родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

—влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

—меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

Распознавать:

—организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

—клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

— наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.

Сравнивать:

—строение и функции клеток растений, грибов, бактерий и животных;

—организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы, аэробы и анаэробы;

—семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы.

Применять знания:

—о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

—о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

—о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

—о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

—о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов.

Делать выводы:

—о клеточном строении организмов всех царств живой природы; —о родстве и единстве органического мира;

—об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.

—о влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;


























Развернутое календарно – тематическое планирование по экологии 10 , 11 класс



Основы экологии 10,11 класс

дата факт.

дата план.

№ урока

Тема


Творческая работа


Домашнее

задание



1.

Экология как наука. Что изучает экология


П.74



2.

Экология как наука, ее задачи и значение

Основные понятия в экологии


таблица

конспект



3.

Экологические факторы


П.75,конспект



4.

Действие экологических факторов на организм. Лимитирующие факторы. Диапазон толерантности разных видов.


Рис.120



5.

Среда обитания организмов и ее факторы


конспект



6.

Местообитание организмов и экологические ниши


конспект



7.

Основные типы экологического взаимодействия. (Биотический фактор)


П.77



8.

Виды приспособленности организмов к окружающей среде


конспект



9.

Вид. Критерии вида


П.53



10.

Практическая работа «Работа с определителями растений и животных»

Алгоритм работы с определителями




11.

Популяция — структурная единица вида.

Основные экологическая характеристика популяции


Составить характеристику популяции

П.54, 79, конспект



12.

Генетический состав популяции. Изменения генофонда популяции


П.55



13.

Динамика популяции


П.80



14.

Экологические сообщества


Составить характеристику сообщества

П.81

проект



15.

Структура сообщества и видовая структура


П.82



16.

Взаимосвязь организмов в сообществах.



П.83



17.

Пищевые цепи. Потоки энергии и круговорот веществ


П.84



18.

Экологические пирамиды.



П.85



19.

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

Работа над проектом

проект



20.

Экскурсия «Изучение взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

Работа над проектом

проект



21.

Сравнительная характеристика биогеоценоза и экосистемы

Сравнительная таблица

П.87-88, конспект



22.

Примеры природных биогеоценозов и экосистем: водоем и дубрава.

Составить характеристику биогеоценоза дубравы или экосистемы пруда

проект



23.

Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценоз. Аквариум

Составить характеристику агро- ценоза (аквариум или дачный участок)

проект



24.

Изменения в природных биогеоценозах. Смена биогеоценозов. Экологическая сукцессия.

фотоконкурс

П.86



25.

Обобщающий урок «Развитие и Закономерности размещения животных на земле.»

Работа над проектом

проект



26.

Воздействие человека и его деятельности на животный и растительный мир

Работа над проектом

проект



27.

Законы России об охране животного и растительного мира.

Система мониторинга.


конспект



28.

Охрана и рациональное использование животного и растительного мира. Красная книга России

Красная книга Курской обл.

Подборка фотографий



29.

Экскурсия «Изучение видового многообразия природы родного края»

Работа над проектом

проект



30.

Эволюция биосферы


П.92



31.

Открытый « Экологический урок»





32.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы экологии».

тестирование

П.74-88



33.

Защита проектов





34.

Защита проектов





35

Защита проектов