Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 18
Рассмотрено на заседании МО начальных классов Протокол № 1от 28.08.14 Руководитель МО Старикова Е.А ________. | Согласовано ______________ Заместитель директора по НМР Новикова С.В. | Утверждаю ____________________ Директор МБОУ СОШ № 18 Кадникова М.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
По факультативному курсу «Риторика» в 3 Г классе
Составитель:
Смертина Г.В.
учитель нач. классов,
первая квалиф. категория
Срок действия программы:
2015– 2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной типовой программы по риторике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы Т.А. Ладыженской (2010г.)
Риторика учит умелому, успешному, эффективному общению. Школьный курс риторики носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные (в том числе риторические) умения. Поэтому инструментальные знания вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений. Кроме того, для каждого класса в начале программы указаны в обобщённой форме основные умения, которые формируются постоянно, в течение всего учебного года. При этом все умения – основные и конкретные – делятся на две группы:
1) формирующие умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;
2) формирующие умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.
В тексте программы эти умения обозначены так: У-1, и У-2 (умения первого и второго типа).
Разграничение умений должно предупредить неоправданное сужение работы по риторике, ограничения её только анализом общения, готовых текстов. Главное – научить детей пользоваться даром слова, научить их общаться.
В предлагаемые программы включён компонент, который условно назван «идеи». Это важные мысли нравственно – риторического характера, которые могут быть предметом обсуждения на уроках риторики.
Общая характеристика курса
В программе каждого класса выделяются два блока: 1) общение; 2) речевые жанры – и разделы внутри этих блоков:
а) виды общения, речевой этикет, речевая деятельность, правильная и хорошая (эффективная) речь;
б) понятие о тексте, типы текстов, речевые жанры.
Весь материал программы сгруппирован по разделам указанных блоков. Такая подача материала помогает осознать содержание программы, логику предмета и сквозные линии внутрипредметных связей.
Для того чтобы программа могла быть успешно реализована, необходимо строить уроки риторики как уроки обучения речи, где каждый ученик вовлекается в процесс общения, говорит, слушает и т.д. Общая доброжелательная атмосфера, поощряющая детей говорить, раскрываться, проявлять свою индивидуальность т.д. Стремление оценивать словами (не обязательно отметкой!) любое продвижение ученика в умении говорить, слушать, писать и т.д.
Место курса «Риторика» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение «Риторики» в 3 классе выделяется 34 часа в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Содержание курса учебного предмета «Риторика»
1.Общение (17 ч.)
Виды общения. (Определять вид общения, вступать в диалог с официальным лицом, поддерживать диалог).
Речевой этикет. (Различать истинную вежливость от показной; определять степень вежливости. Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и средств выражения. Выражать похвалу. Оценивать приглашение, поздравление с точки зрения речевой задачи. Приглашать в гости и отвечать на устное приглашение. Поздравлять с праздником и отвечать на устное поздравление.)
Речевая деятельность. (Составлять план услышанного и воспроизводить его. Анализировать устную речь, определять её особенности. Ставить вопросы к выделенным в тексте словам. Определять нужный способ правки текста. Вносить правку в текст по замечаниям редактора).
Речь правильная и хорошая. (Определять, в какой мере говорящий достиг своей цели. Определять и исполнять фактические ошибки и штампы. Пользоваться толковым словарём. Составлять для себя словарь незнакомых, необычных слов.)
2.Речевые жанры (17 ч.)
Разные тексты. (Определять начальное и конечное предложения как признаки тематического единства текста. Подбирать конечное предложение к незавершенному тесту. Определять способы сжатия текста по сравнению с исходным текстом. Создавать сжатый текст.)
Правильная речь. (Правильно произносить и употреблять слова. Создавать рассуждение с 2-3 доказательствами.)
Правила успешного пересказа. (Находить в учебных текстах описательные характеристики предмета, понятия. Воспроизводить описательные характеристики учебных текстов.)
Поздравляю тебя… Вас.
Учись объяснять и доказывать. (Объяснять роль цитаты в рассуждении, оценивать её уместность и убедительность. Анализировать вывод.)
Что общего – чем отличаются. (Анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения, сходства сравниваемых предметов, понятий. Определять способ построения сравнительного высказывания. Создавать на базе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный, удобный способ его построения в зависимости от речевой задачи.
Анализировать речевое поведение собеседников, их коммуникативные удачи, промахи, неудачи. Выступить в роли ведущего. Анализировать личное письмо. Написать письмо знакомому человеку. Определять смешное в содержании и речевом оформлении весёлых рассказов. Рассказывать весело о забавных, смешных случаях из своей жизни. Рассказывать о памятных событиях своей жизни.
Требования к уровню подготовки уч-ся к концу 3-го года обучения
Ожидаемые результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса риторики во 3-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
Формы контроля и оценки планируемых результатов.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-публичные выступления ребёнка;
-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-иллюстрирование, выразительное чтение;
-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
-решение риторических задач;
-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Контрольно-измерительные материалы
№ урока | Дата | Вид работы | По теме |
1 | | Проверочная работа | Проверь себя: повторение изученного во 2 классе. |
16 | | Контрольная работа | «Общение», за 1 полугодие. |
32 | | Контрольная работа | «Речевые жанры», за 2 полугодие. |
| | | |
| | | |
Календарно – тематическое планирование
по факультативному курсу «Риторика»
Класс 3 Г
Учитель Смертина Г.В.
Количество часов:
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 3
Планирование составлено на основе авторской программы Ладыженской Т.А. курса “Детская риторика” (для четырехлетней школы) // Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / под научной редакцией А.А. Леонтьева. - М., 2010.
Учебник Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник тетрадь для 3 класса. В 2 ч. – Изд. 2-е, / Т.А. Ладыженская и др. – М.: ООО
«Баласс»; Издательство «Ювента», 2012.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Обучающая цель | Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы | Навыки | Сроки |
план | факт |
1. | Наука риторика. Проверь себя: повторение изученного во 2 классе. | 1 | Учить отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Риторика | Навык владения словом | | |
2. | Что мы помним о речевой ситуации. | 1 | Развивать умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Речевая ситуация, процесс взаимодействия. | Навык успешного, эффективного общения | | |
3. | Твои речевые роли. | 1 | Учить участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация | Извлекать информацию, представленную в разных формах | | |
4. | С какой целью? Зачем? | 1 | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Устная и письменная речь | Навык успешного, эффективного общения | | |
5. | Учимся говорить. Неподготовленная речь. | 1 | Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; | Источники информации: словари, энциклопедии, справочники. | Умение отбирать необходимые источники информации | | |
6. | Подготовленная речь, приемы подготовки. | 1 | Учить отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Приемы подготовки речи. | Навык правильного пользования тоном речи | | |
7. | Говорим подробно, кратко. | 1 | Учить излагать свои мысли кратно и подробно, в зависимости от ситуации. | Кратко: лаконично, ёмко, сжато. Подробно: обстоятельно, детально. | Навык владения словом | | |
8. | Похвала, комплимент. | 1 | Учить говорить добрые, приветливые и обязательно правдивые слова. | Комплимент. | Умение работать в группах | | |
9. | Слушаемся, вдумываемся. | 1 | Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | Правила этикета. | Умение отстаивать свою точку зрения | | |
10. | Учимся читать, писать. Читаем учебные тексты. | 1 | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Анималист Абзац | Извлекать информацию, представленную в разн. формах | | |
11. | Учимся писать, редактировать. | 1 | Познакомить с некоторыми приёмами правки письменных текстов | Редактирование | Умение восстанавливать последовательность изложения | | |
12. | Вежливое общение. Тестирование Что такое вежливость. | 1 | Учить вежливому общению. | Корректный, обходительный, галантный | Навык правиль-ного пользования мимикой, жестом | | |
13. | Вежливо, невежливо, грубо. | 1 | Учить вежливому общению. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Вежливо, невежливо, грубо. | Умение разыгрывать сценки | | |
14. | Добрые дела – добрые слова. | 1 | Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | Правила вежливого поведения | Умение отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | | |
15. | А ты вежлив? | 1 | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Средства вежливого выражения просьбы, мольба – просьба, убедительная просьба | Навык вежливой просьбы | | |
16. | Итоговая контрольная работа по теме «Общение» за 1 полугодие. | 1 | Проверить полученные знания по теме «Общение» | | Навык самостоятельной работы | | |
17. | Текст. Разные тексты. | 1 | Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | Заголовок, абзац, основная мысль, тема. | Навык оформления текста | | |
18. | Тексты разные нужны. | 1 | Познакомить с разновидностью текстов. | Приветствие, объявление, афиша, письмо. | Навык оформления текста | | |
19. | Диалог и монолог. | 1 | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Диалог, монолог. | Умение участвовать в диалоге. | | |
20. | Правильная речь. Пиши правильно! | 1 | Учить грамотному написанию текстов. | Успешная речь. | Навык построения предложений | | |
21. | Правильная речь. Произноси правильно! Употребляй слова правильно! | 1 | Учить произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами. | Орфоэпический словарь. | Умение пользоваться словарями. | | |
22. | Правила успешного пересказа. Пересказ. Выбери нужное. | 2 | Познакомить с правилами успешного пересказа, выборочного пересказа. | Выборочный пересказ | Навык выборочного пересказа | | |
23. | Цитата в пересказе. Кратко о книге. | 1 | Учить использовать цитаты в пересказе. | Цитата, аннотация | Навык краткого пересказа | | |
24. | Поздравляю тебя (Вас)... Поздравляю. Кого? С чем? Желаю. Кому? Чего? Как? | 2 | Познакомить с поздравлениями в устной и письменной форме. | Ключевые (опорные слова) | Умение поздравлять кого-то с чем-то. | | |
25. | Учись объяснять и доказывать. Рассуждение. | 1 | Учить учащихся объяснять, доказывать, рассуждать. | Рассуждение. | Умение отстаивать свою точку зрения. | | |
26. | Вывод в рассуждении. | 1 | Познакомить учащихся с тем, что рассуждение можно начать с самого объяснения и закончить выводом. | Слова связки: поэтому, вот почему, таким образом, следовательно. | Навык точных, убедительных объяснений | | |
27. | Правило в доказательстве. | 1 | Учить точно формулировать правила в доказательстве. | | Навык точных, объяснений | | |
28. | Цитата в доказательстве. | 1 | Учить применять цитаты при объяснении. | Цитата | Применение цитат в доказательстве. | | |
29. | Что общего - и чем отличаются. Сравни и скажи. | 1 | Учить анализировать, сравни-вать, группировать различные объекты, явления, факты. | Признаки предмета | Навык определения признаков предмета | | |
30. | Правила сравнения. | 1 | Познакомить с правилами сравнения. | Правила сравнения. | Умение сравнивать. | | |
31. | Как строятся сравнительные тексты. | 1 | Учить создавать сравнительные тексты. | Сравнительные тексты | | | |
32. | Итоговая контрольная работа по теме | 1 | Проверить умения и знания учащихся по теме «Речевые жанры» | | Навык самостоятельной работы | | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебные пособия
Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник тетрадь для 3 класса. В 2 ч. – Изд. 2-е, / Т.А. Ладыженская и др. – М.: ООО
«Баласс»; Издательство «Ювента», 2012.
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.
Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.
Информационно – техническое обеспечение
Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
DVD диск.
«Времена года». Русская поэзия для детей. DVD диск.
DVD-плеер, телевизор, компьютер.
Презентации.
Интернет ресурсы:
http://www.school.edu.ru | Российский общеобразовательный портал где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru | Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee | Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by | Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ | Сайт творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru | Исследовательская работа школьников |
http://festival.1september.ru | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid. nashcat.ru | Все для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru | Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе. |
Литература
Адаменко М.Н. «Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2001- №2001- № 4, С - 56-62.
Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч. 1,2. Практическое пособие. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
Ладыженская Т.А. Программа курса “Детская риторика” (для четырехлетней школы) // Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / под научной редакцией А.А. Леонтьева. - М., 2004.
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Риторика и проблемы воспитания //Начальная школа плюс До и После. - 2004. - №2
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. - М., 2004.
Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.
Сергеева Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Начальная школа». 2006 - № 2, С - 59-61.
Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 - № 10, С - 62-66.
Тимофеева И.И. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти лет». // Санкт-Петербург. 2000, С - 62-76.
2