Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 60
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Приказ № от . .20 г.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО _____________
расшифровка подписи
Протокол № от . .20 г.
Рабочая программа
по физической культуре
«Русские народные игры»
в 1 А классе
Мусакина Олега Валентиновича
2014 – 2015 учебный год
г. Ярославль
Пояснительная записка
Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Письма Минобразования РФ от 8. 10.2010. № ИК-1494/19 « О введении третьего часа физической культуры»;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе примерных программ внеурочной деятельности, Начальное и основное образование, В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов, Москва, Просвещение, 2011 г.
Образовательной программы школы;
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
На изучение физической культуры (подвижные игры) в 1 А классе отводится 1 час в неделю. При 33 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 33 часа.
Актуальность программы
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
В программе делается упор на развитие двигательной активности детей. Подготовка способствует гармоничному развитию организма, укреплению здоровья, спортивному долголетию.
Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса обучения, преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармонического развития детей, воспитания их морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, трудолюбия в овладении правилами игр, развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.
Программа направлена на:
- Создание условий для укрепления здоровья и разностороннего развития детей.
-Обогащение двигательного опыта учащихся посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми упражнениями повышенной сложности.
- Достижение более высокого уровня функциональных возможностей всех систем организма, повышение его адаптивных свойств.
- Формирование у учащихся устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом, воспитание нравственных и волевых качеств.
Новизна программы:
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает более обширное изучение подвижных и народных игр, начинающаяся с первого года обучения.
В основе программы - подготовка, включающая в себя разнообразные специально подобранные русские народные игры.
Цель программы:
создание условий для укрепления здоровья учащихся через игру, содействие их разносторонней физической подготовленности.
Основными задачами реализации поставленной цели являются:
укрепление опорно-двигательного аппарата;
комплексное развитие таких физических качеств, как быстрота, гибкость, ловкость, координация движений, сила и выносливость:
развитие морально-волевых качеств учащихся; привитие стойкого интереса к занятиям, формирование у детей представлений о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему.
обогащение детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями;
развитие самостоятельности и творческой инициативности младших школьников.
воспитание волевых качеств, дисциплинированности, самоорганизации, коллективизма, честности, скромности;
7. формирование системы нравственных общечеловеческих ценностей.
Методическая особенность программы:
При реализации программы используются различные методы обучения:
наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
практические – апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы. Организация работы групповая.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.
Начало работы по разделу включает знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение детьми новых игр.
Тематическое планирование
№ раздела (главы) | Наименование темы | Всего часов | Сроки прохождения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Русские народные игры | 33 | Сентябрь-май |
| | | |
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ урока | Что пройдено на уроке | Дата |
План | Факт |
| | | |
| I четверть (9часов) | | |
1 | «Челночек» | | |
2 | «Пустое место» | | |
3 | «Пятнашки обыкновенные» | | |
4 | «Салка» | | |
5 | «Филин и пташки» | | |
6 | «Платок» | | |
7 | «Курочки» | | |
8 | «У медведя во бору» | | |
9 | «Гуси – лебеди» | | |
№ урока | Что пройдено на уроке | Дата |
План | Факт |
| | | |
| II четверть(7 часов) | | |
1 | «Лошадки» | | |
2 | «Палочка – выручалочка» (черная палочка) | | |
3 | «Стадо» | | |
4 | «Горячее место» | | |
5 | «Перебежки» | | |
6 | «Горелки» | | |
7 | «Кошка и мышка» | | |
№ урока | Что пройдено на уроке | Дата |
План | Факт |
| | | |
| III четверть(9 часов) | | |
1 | «Море волнуется» | | |
2 | «Щука и караси» | | |
3 | «Медведи с цепью» | | |
4 | «День и ночь» | | |
5 | «Зайцы в лесу» | | |
6 | «Пирожок» | | |
7 | «Казаки-разбойники» | | |
8 | «Ловлю птиц на лету» | | |
9 | «Городок» | | |
| | | |
№ урока | Что пройдено на уроке | Дата |
План | Факт |
| | | |
| IV четверть(8 часов) | | |
1 | «Змейка» | | |
2 | «Дедушка-рожок» | | |
3 | «Мячик кверху» | | |
4 | «Старые лапти» | | |
5 | «Гонка мячей» | | |
6 | «Охотник» | | |
7 | «Зайчик» | | |
8 | «Воробушки и кот» | | |
| Итого: 33 часа | | |
Ожидаемые результаты 1 класс:
Личностные результаты
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях
Перечень учебно-методического обеспечения
Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 1998г.
Кереман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» М.: Просвещение, 1989г.
«Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября», 2005 г.
«Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. 2 издание исп. М.: ВЫАКО, 2005 г
Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2008 г
Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия По физкультуре в средней школе» Волгоград. Учитель, 2004 г
Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс, 2006 г
Шарова Ю.Н., Василькова Т.Я. , Зуева Е.А.«Новгородские традиционные игры» Великий Новгород, Центр творческого развития и гуманитарного образования «Визит», 1999 г
В.А. Горский, Примерные программы внеурочной деятельности, М. Просвещение, 2011 г
Ларчик с играми, М. Детская литература, С. Глязер,1975 г
Русские народные игры, М., 1988 г. Л.В. Былеева
Мячи, скакалки, обручи, малые мячи, матрасы, кегли, мешки