0
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32
Копейского городского округа
(структурное подразделение)
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла протокол № от ______ 2016 г Руководитель МО _____ | Согласовано: Зам. директора по УВР _______ «___»______2016 г. | Утверждаю: Директор МОУ СОШ №32 __________ «___»______2016 г. |
Рабочая программа
Предмет физика
Образовательная область естествознание
Форма обучения очно-заочная
Класс 10
Учитель Талипов Рашит Рафикович
Квалификационная категория первая
Стаж 36 лет
Количество часов по учебному плану – 2часа
Количество часов по учебному плану на 2016-2017 учебный год - 72часа
г.Копейск - 2016 г.
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка ……………………………………………
Требования к уровню подготовки обучающихся ………………………
Содержание учебного предмета,курса …………………………………
Календарно-тематическое планирование ………………………………
Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащихся …………………
Характеристика контрольно-измерительных материалов………………………………………………………………
Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей……………………………………………
1.Пояснительная записка
Нормативная база
Рабочая программа по «Физике» составлена на основании следующих нормативных правовых документов:
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529. от 26.01.2016 г. №38)
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81)
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. №729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2010 г. № 15987)
9. Приказ Минюста РФ и Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 61/70 «Положение об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы»
10.Примерная программа среднего общего образования по физике
11. Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
Региональный уровень
1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543. 2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. №01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».
3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
4. Приказ Главного управления образования и науки Челябинской области от 27.07.2003г. № 05-2229 «О базисном учебном плане вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2003-2004 учебный год».
5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.06.2016 г. № 03-02/5361 «О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2016-2017 учебном году».
6. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810 «Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП».
Школьный уровень:
1.Образовательная программа основного общего и среднего общего образования (очно-заочная форма обучения) муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 32 Копейского городского округа (структурное подразделение). Срок реализации 2014-2019 г. (приказ от 30.08.2014 г. №293-ОД).
2.Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ № 32 Копейского городского округа.
Рабочая программа составлена на основе программы Г.Я Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев. – М.: Просвещение, 2013 г.) и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.
Для реализации программы используется УМК Мякишева Г.Я.
Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профил. уровни/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. М.: Просвещение, 2014.
Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 72 часа в год ( 2 часа в неделю) в 10 классе. УМК Мякишева Г.Я. (Издательство "Просвещение") включает программу, для каждого класса учебник, электронное приложение к учебнику (DVD), тетрадь для лабораторных работ, сборник задач, опорные конспекты и дифференцированные задачи, самостоятельные и контрольные работы, пособие для учителя .
Функции рабочей программы
Программа выполняет две основные функции.
- Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
- Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения итоговой аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего(полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Обоснование выбора системы обучения и различных
учебно - методических комплексов для реализации рабочей программы:
форма организации образовательной деятельности;
анализ образовательных потребностей учащихся;
наличие УМК, материально - технического, информационного, кадрового обеспечения;
создание образовательной среды для реализации государственной и региональной политики в области образования;
создание среды жизнедеятельности, способствующей полноценной ресоциализации учащихся после освобождения.
Место учебного предмета «Физика» в Федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики на ступени среднего образования отводится по 2 часа в неделю в 10-11 классах,всего 140часов в год.
Согласно учебному плану МОУ СОШ № 32 в 10-12 классах на изучение физики отводится всего175 часов в год в классах с очно-заочной формой обучения,из них в 10 классе 72часа с учётом увеличения часов по сравнению с Федеральным базисным планом.
В связи с этим рабочая программа составлена на 72 часа в год, из расчета 2 часа в неделю в классах с очно-заочной формой обучения,из них 2часа в неделю- аудиторная нагрузка , внеаудиторная – 0часов.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся. В течение года возможны коррективы календарно –тематического планирования, связанные с объективными причинами.
Особенность организации учебного процесса по данному курсу связанна с особым контингентом обучающихся, у них: либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как обучающие школы в значительном большинстве мало подготовлены к систематическому изучению физики и у многих из них имеются большие пробелы в знаниях, полученных ранее, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим программа по физике составлена так, чтобы дать возможность компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового.
Основная роль в организации учебного процесса отводится решению задач, что служит целью и средством обучения и физического развития. Организация дифференцированного подбора задач способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует положительное отношение к учёбе. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов и приёмов обучения. Основная задача в работе учителя — научить обучающихся работать по образцу, т. е. выполнять различные преобразования по алгоритмам, схемам и т. п., с использованием справочной литературы.
Задачи обучения физики:
развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
овладение знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение учащимися идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией; закрепление в процессе практикумов, тренингов и итоговых собеседований; будут использоваться уроки – консультации, зачеты.
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
На уроках физики используются такие формы занятий:
практические и лабораторные работы;
урок – консультация;
устная и письменная контрольная работа;
урок – зачет, итоговые собеседования.
При изучении курса проводится 2 вида контроля:
текущий – контроль в процессе изучения темы;
формы: устный опрос, тестирование, самостоятельные работы.
итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела;
формы: контрольные работы по отдельным темам; письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование, практические работы.
Структура базового курса сохранена, как в Программе среднего общего образования по «Физике» /10 классы/ Количество часов в настоящей программе базового курса «Физика» не изменено.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса физики в группе 10 класса ученик должен
знать/понимать:
понятия: материальная точка, путь, перемещение, система отсчёта, скорость, ускорение, силы, импульс тела, работа, мощность, энергия, размеры и масса молекул, идеальный газ, изопроцессы, температура, насыщенный пар, влажность, кристаллические и аморфные тела, электрический заряд, электрическое поле, напряжённость, напряжение, электроёмкость, диэлектрическая проницаемость среды, конденсатор
законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, Законы сохранения импульса и энергии, основное уравнение МКТ, закон Менделеева — Клапейрона,, 2 закона термодинамики, закон сохранения зарядов, закон Кулона, принцип суперпозиции.
Уметь:
строить и читать графики движения, графически изображать векторы и производить действия над ними, строить графики изопроцессов;
пользоваться секундомером, измерительной линейкой, термометром, психрометром, динамометром
использовать полученные знания для защиты окружающей среды
3. Содержание курса «Физика»
(2 часа в неделю, всего 72 часа)
№ п/п |
Зачётный раздел | Кол -во часов (нагрузка |
ауди тор ная | вне ауди тор ная |
1. | Зачётный раздел № 1 « Механика» | 27ч | 0ч |
Тема№1: «Кинематика» | 10ч | 0ч |
Физический эксперимент. Физические величины и их измерения. Научное мировоззрение.Механическое движение. Относительность движения. Траектория, путь, перемещение, координата тела. Скорость, ускорение. Свободное падение. Движение по окружности. Инерция. Масса тела, сила. Демонстрации: 1.Зависимость траектории от выбора системы отсчета. 2.Падение тел в воздухе и в вакууме. 3.Явление инерции. 4.Сравнение масс взаимодействующих тел. Лабораторная работа№1: «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости». Контрольная работа №1 «Кинематика». |
Тема№2: «Динамика» | 17ч | 0ч |
Законы движения Ньютона. Вес тела. Закон всемирного тяготения. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Работа, мощность, энергия. Закон сохранения и превращения энергии. Демонстрации: 1.Второй закон Ньютона. 2.Измерение сил. 3.Сложение сил. 4.Зависимость силы упругости от деформации. 5.Реактивное движение. 6.Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Лабораторная работа№2: «Изучение закона сохранения механической энергии» Контрольная работа №2 «Механика». Зачёт №1 « Механика» |
2. | Зачётный раздел №2 « Молекулярная физика» | 17ч | 0ч |
Строение вещества. Основные положения МКТ и их опытные доказательства. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Идеальный газ. Тепловое равновесие. Абсолютная температура. Основное уравнение МКТ. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Средняя квадратичная скорость. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела Демонстрации: 1.Механическая модель броуновского движения. 2.Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.. 3.Устройство психрометра и гигрометра. 4. Кристаллические и аморфные тела Лабораторно-практическая работа№3: « Измерение влажности воздуха»; «Измерение поверхностного натяжения жидкости». Контрольная работа №3 «Молекулярная физика». Зачёт №2 «Основы молекулярно — кинетической теории» |
3. | Зачётный раздел №3 « Основы термодинамики» | 13ч | 0ч |
Внутренняя энергия и способы её изменения. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Экологические проблемы использования тепловых двигателей. Демонстрации: 1.Модели тепловых двигателей. 2.Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. . Контрольная работа №4 «Основы термодинамики». Зачёт №3 « Основы термодинамики» |
4. | Зачётный раздел №4 « Электростатика» | 15ч | 0ч |
Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Элементарный заряд. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность и напряжение электрического поля, их взаимосвязь. Проводники и диэлектрики. Электроемкость. Конденсатор. Энергия заряженного конденсатора. Демонстрации: 1.Электрометр. 2.Проводники в электрическом поле. 3.Диэлектрики в электрическом поле. 4.Энергия заряженного конденсатора Контрольная работа №5«Электростатика» . Зачёт №4 «Электростатика» | | |
№ п/п | Зачётный раздел | Кол -во часов (нагрузка) |
ауди торная | внеаудиторная |
1 | Зачётный раздел № 1 « Механика»: 1) Тема№1: «Кинематика» 10ч 2) Тема№2: «Динамика» 17ч | 27ч | 0ч |
2 | Зачётный раздел №2 « Молекулярная физика» | 17ч | 0ч |
3 | Зачётный раздел №3 « Основы термодинамики» | 13ч | 0ч |
4 | Зачётный раздел №4 « Электростатика» | 15ч | 0ч |
| Итого | 72ч | 0ч |
4. Календарно-тематическое планирование
72 ч (2ч в неделю) за 2015-16 уч.год
№ урока п п | № урока в теме | Тема урока | Вид контроля | Обязательный минимум содержания образования | Сроки |
По плану | Коррек тировка сроков |
Зачетный раздел № 1: Механика (27 ч.) |
Тема № 1: «Кинематика» (10 ч.) |
1 | 1 | Цель физики. Экспериментальный характер физики. Научные методы познания. Моделирование физических процессов и явлений. Основные элементы физической картины мира. | | | | |
2 | 2 | Механическое движение. Виды движений, его характеристики. |
| Механическое движение, его виды, относительность движения | | |
3 | 3 | Равномерное движение. Скорость. Уравнение равномерного движения. | | Скорость. Путь. Уравнение координаты равномерного прямолинейного движения. |
|
|
4 | 4 | Решение задач. | | Связь между кинематическими величинами. | | |
5 | 5 | Ускорение. Равноускоренное движение. Уравнение скорости равноускоренного движения. | | Ускорение. Равноускоренное и равнозамедленное движение. Примеры неравномер ных движений. | | |
6 | 6 | Перемещение при равноускоренном движении. | | Вывод формулы ( ) по графику зависимости | | |
7 | 7 | Решение задач. | самостоя тельная работа(тестовое задание) | Формулы связи кинематических величин. Построение графиков. |
|
|
8 | 8 | Ускорение свободного падения. | | Уравнения движения тела при свободном падении | | |
9 | 9 | Движение тела по окружности. Лабораторная работа№1: «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости». |
л/р | Изучение движения тела по окружности. | | |
10 | 10 | Повторение и обобщение пройденного материала | | Повторение основных формул, анализ графиков | | |
Тема № 2: «Динамика» (17ч) |
11 | 1 | Первый закон Ньютона | | Механическое движение и его относительность. Инерция и инертность. Инерциальные и неинерциальные системы отсчёта | | |
12
| 2 | Второй закон Ньютона |
| Сила, точки приложения сил, уравновешивающая и равнодействующая силы. | | |
13 | 3 | Решение задач | | Нахождение массы, ускорения, силы из формулы 2 закона Ньютона. Изображения сил. Сложение сил. | | |
14 | 4 | Третий закон Ньютона | | Действие и противодействие. Графическое изображение сил. | | |
15 | 5 | Принцип относительности Галилея. Решение задач | Самостоя тельная работа | Графическое изображение сил, формулы 2 и 3 законов Ньютона. | | |
16 | 6 | Закон всемирного тяготения | | Всемирное тяготение | | |
17 | 7 | Сила тяжести и вес тела. Невесомость. | | Ускорение свободного падения. Первая космическая скорость. Использование законов механики для космических полётов. | | |
18 | 8 | Сила упругости. Закон Гука | | Деформации тел, жёсткость тела, направление силы и деформация тела | | |
19 | 9 | Сила трения | самостоя тельная работа | Сила нормального давления, коэффициент трения, направление силы и направление движения тела | | |
20 | 10 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | | Алгебраическая и геометрическая сумма. Закон сохранения импульса | | |
21 | 11 | Реактивное движение | | Освоение космоса | | |
22 | 12 | Работа силы | | Произведение 2-х векторов, тригонометрические функции угла | | |
23 | 13 | Кинетическая и потенциальная энергия тела | | Проведение опытов, иллюстрирующих проявление механической энергии | | |
24 | 14 | Закон сохранения механической энергии | | Законы сохранения в природе и технике | | |
25 | 15 | Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии» |
л/р | Абсолютная и относительная погрешности измерений | | |
26 | 16 | Контрольная работа №1 «Механика» | Контроль ная работа | | | |
27 | 17 | Зачёт №1 « Механика» | Зачет | | | |
Зачётный раздел №2: « Молекулярная физика» (17ч) |
28
| 1
| Основные положения МКТ. Размеры и масса молекул. Количество вещества. |
| История развития взглядов на строение тел, экспериментальные доказательства положений МКТ |
|
|
29 | 2 | Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул | | Силы притяжения и отталкивания. Броуновское движение | | |
30 | 3 | Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. Тепловое движение молекул. | | Виды агрегатных состояний вещества | | |
31 | 4 | Основное уравнение МКТ идеального газа | | Идеальный газ, давление, объём, температура, концентрация молекул. Среднее значение квадрата скорости движения молекул. | | |
32 | 5
| Решение задач на основное уравнение МКТ газов |
| Среднее значение квадрата скорости движения молекул, масса молекулы, средняя кинетическая энергия движения молекулы, число молекул. | | |
33 | 6 | Тепловое равновесие. Абсолютная температура. | самостоя тельная работа | Принцип измерения температуры жидкостным термометром. Шкала температур по Цельсию и по Кельвину | | |
34 | 7 | Температура — мера средней кинетической энергии движения молекул. Скорость движения молекул. | | Средняя квадратическая скорость движения молекул. Значение температуры тела здорового человека | | |
35 | 8 | Уравнение Менделеева — Клапейрона | | Давление, объём, масса, молярная масса, абсолютная температура, универсальная газовая постоянная | | |
36 | 9 | Решение задач | | Все параметры состояния газа и единицы их измерения | | |
37 | 10 | Газовые законы | | Изопроцессы | | |
38 | 11 | Решение задач | | Значение изопроцессов в жизни | | |
39 | 12 | Испарение и кипение. Насыщенный пар | | Интенсивность испарения, конденсация, динамическое равновесие между паром и жидкостью, насыщенный и ненасыщенный пар | | |
40 | 13 | Влажность воздуха. Лабораторно-практическая работа№3: « Измерение влажности воздуха»; «Измерение поверхностного натяжения жидкости» | Л/пр. работа | Абсолютная и относительная влажность, психрометр. Значение влажности в жизни | | |
41 | 14 | Кристаллические и аморфные тела |
| Анизотропия кристаллов, полиморфизм, температура плавления, кристаллическая решётка |
| |
42 | 15 | Повторение и обобщение по теме «Молекулярная физика» | | Основы МКТ | | |
43 | 16 | Контрольная работа №2: «Молекулярная физика» | Контроль ная работа | | | |
44 | 17 | Зачёт №2: «Основы молекулярно — кинетической теории» | Зачет | | | |
Зачётный раздел №3: « Основы термодинамики» (13ч) |
45 | 1 | Внутренняя энергия и способы её изменения | | Тепловое движение молекул. Кинетическая и потенциальная энергия. | | |
46 | 2 | Работа в термодинамике | | Давление, сила давления. Общая формула работы. | | |
47 | 3 | Количество теплоты. | | Удельная теплоёмкость | | |
48 | 4 | Решение задач | | Единицы измерения физических величин | | |
49 | 5 | Первый закон термодинамики | | Первый закон термодинамики. Невозможность создания «вечного двигателя» | | |
50 | 6 | Применение первого закона термодинамики | | Адиабатный процесс | | |
51 | 7 | Решение задач | самостоя тельная работа | Необратимость процессов в природе | | |
52 | 8 | Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей | | Рациональное природоиспользование и защита окружающей среды | | |
53 | 9 | Решение задач | | | | |
54 | 10 | Решение задач | | | | |
55 | 11 | Повторение и обобщение материала | | | | |
56 | 12 | Контрольная работа №3 «Основы термодинамики» | Контроль ная работа | | | |
57 | 13 | Зачёт №3 « Основы термодинамики» | Зачет | | | |
Зачётный раздел №4 « Электростатика» (15ч) |
58 | 1 | Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда | | Электрическое взаимодействие | | |
59 | 2 | Закон Кулона | | Описание и смысл опыта Кулона с крутильными весами | | |
60 | 3 | Решение задач | самостоя тельная работа | Сила тяжести, сила упругости, их направление и величина | | |
61 | 4 | Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции |
| Квантование электрических зарядов. Равновесие статических зарядов |
| |
62 | 5 | Решение задач | | График изображения электрических полей | | |
63 | 6 | Потенциал и разность потенциалов | | Потенциальные поля, Эквипотенциальные поверхности электрических полей | | |
64 | 7 | Связь между напряжённостью и напряжением электростатического поля | | Связь двух характеристик электростатического поля | | |
65 | 8 | Электроёмкость. Конденсаторы | самостоя тельная работа | Электроёмкость конденсатора, его назначение и виды | | |
66 | 9 | Соединения конденсаторов. Энергия заряженного конденсатора | | Батарея конденсаторов. Энергия и ёмкость батареи | | |
67 | 10 | Решение задач | | | | |
68 | 11 | Применение конденсаторов | | Конденсаторы | | |
69 | 12 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле | | Проводники и диэлектрики, диэлектрическая проницаемость | | |
70 | 13 | Обобщение темы | | Электростатика | | |
71 | 14 | Контрольная работа №4 «Электростатика» | Контрольная работа | | | |
72 | 15 | Зачет №4 «Электростатика» | Зачет | | | |
5. Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащихся
Программа | Учебник | Методическое пособие для учителя | Пособие для учащихся |
Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11кл./Н.Н. Тулькибаева, А. Э. Пушкарёв.- М.: Просвещение, 2010 | Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носители: базовый и профил. уровни/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2014. | 1. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобраз. учреждений/ А.П. Рымкевич.- 17-е изд. стериотип.- М.: Дрофа, 2013. 2. Марон А.Е. Физика 10 класс: дидактические материалы/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 10 –изд.; стереотип –М.: Дрофа, 2013. 3. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 10 класс/ Сост. Н. И. Зорин. – 2-е изд. перераб. М.: ВАКО, 2014 г. Кирик Л.А. Физика — 10. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы – 3-е изд. Перераб.-- М.: ИЛЕКСА, 2012 г. Марон А.Е. Контрольные работы по физикек: 10-11 кл.: кн для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон.-- 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. | Н.А. Парфентьева. Физика. Тетрадь для лабораторных работ 10 класс |
Дополнительная учебная литература.
1. Гельфгат, И.М.,1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями/ И.М.Гельфгат, Л.Э.Генденштейн., Л.А. Кирик– М.: Илекса, 2003. 2. Шилов, В.Ф. Тетради для лабораторных работ по физике. 7 – 11 классы/ В.Ф. Шилов– М.: Просвещение, 2002 – 2005
3 Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев, М.А. Драпкин, Д.В. Климентьев. ЕГЭ: Физика: Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ: 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2004
4.В.Ю. Баланов, И.А. Иоголевич, А.Г. Козлова. ЕГЭ. Физика: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. – Челябинск: Взгляд, 2004
Дидактические материалы
1.Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.
2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.
3.Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10 класс.Сборник заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.
6. Характеристика контрольно-измерительных материалов
Контрольно-измерительные материалы(КИМы) составлены с использованием литературы: 1. Марон А.Е.
Физика 10 класс: дидактические материалы/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 10 –изд.; стереотип –М.: Дрофа, 2013.
2. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 10 класс/ Сост. Н. И. Зорин. – 2-е изд. перераб. М.: ВАКО, 2014 г.
3.Кирик Л.А.
Физика — 10. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы – 3-е изд. Перераб.-- М.: ИЛЕКСА, 2012 г.
4.Марон А.Е.
Контрольные работы по физикек: 10-11 кл.: кн для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон.-- 3-е изд. М.: Просвещение, 2013г. Содержащиеся в пособиях некоторые контрольно-измерительные материалы (КИМы) для 10 класса, аналогичные материалам ЕГЭ, составлены в соответствии с Проrраммой общеобразовательных учреждений по физике.
Контрольно-измерительные материалы включают задания,проверяющие знания следующих разделов (тем) курса физики: механическое движение и его виды, законы Ньютона, силы в природе, законы сохранения, Движение по окружности Законы движения Ньютона. Закон всемирного тяготения.Закон сохранения импульса. Работа, мощность, энергия. Закон сохранения и превращения энергии. Основное уравнение МКТ. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Второй закон термодинамики.
Назначение КИМ для 10класса – оценить уровень подготовки по физике в целях текущего и итогового контроля знаний обучающихся.
Составлены 2 вида КИМов :
1). Текстовые задания-задачи. Каждый вариант этих КИМов состоит из 5 задач, различающихся уровнем сложности. 1-3 задания являются обязательными для всех учащимися, и их выполнение оценивается оценкой «3». Выполнение 1- 4 задания оценивается – «4». Выполнение всех 5 заданий оценивается – «5».
2).Тестовые контрольно-измерительные материалы (КИМы) для 10 класса, аналогичные материалам ЕГЭ, составлены в соответствии с Проrраммой общеобразовательных учреждений по физике. Основные характеристики КИМов содержат не менее 9 вопросов на три уровня сложности: Уровень А содержит 5 вопросов. К каждому вопросу требуется только один ответ, Уровень В (не менее 2 вопросов).Каждое задание требует ответ в виде букв или цифр.Уровень С - повышенной сложности (2 вопроса). При выполнении заданий этого уровня требуется привести развернутое решение.Итоговые тесты (после изучения крупной темы, годовые) содержат 12-15 вопросов и заданий также трех уровней сложности.
Критерии оценивания ответов.
В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания.За каждое правильно выполненное задание части А начисляется 1 балл.За каждое правильно выполненное задание части В начисляется от 1до 4 баллов, в зависимости от типа задания.Часть С состоит из двух задач, которые нужно выполнить на отдельном листе бумаги. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.
Система оценки тестов Она лишь ориентирована на систему оценок заданий ЕГЭ . 80% от максимальной суммы баллов- оценка «5»; 60-80% - оценка «4»; 40-60% - оценка «3»; 0-40%- оценка «2».
Демонстрационное оборудование
Механика
1. Держатели со спиральными пружинами
3. Комплект «Вращение»
4. Трубка Ньютона
5. Прибор для демонстрации независимости действия сил
6. Прибор для демонстрации законов механики
7. Прибор для демонстрации закона сохранения импульс 8. Тележки легкоподвижные
19. Маятник
10. Тележка самодвижущаяся с программным управлением
Молекулярная физика
1.Приборы гигрометр и психрометр
2.Стеклянная посуда-колбы ,мензурка и др.
3.Кристаллические и аморфные тела
Основы термодинамики
1.Модели тепловых двигателей . 2.Плакаты и таблицы
Электростатика 1. Катушка для демонстрации магнитного поля тока (на поставке со столиком)
2. Катушка дроссельная
3. Магнитная стрелка на подставке
4. Комплект полосовых, дугообразных и кольцевых магнитов
5. Трансформатор
6. Прибор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле
7. Конденсатор демонстрационный
8. Конденсатор разборный
9. Батарея конденсатора, 60 мкФ
10. Электромагнит разборный
Оборудование для лабораторных работ
Лабораторная работа№1: «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости». Оборудование: штатив с муфтой и лапкой,динамометр лабораторный, шарик металлический на нити,весы с разновесами, лента измерительная,линейка.
Лабораторная работа№2: «Изучение закона сохранения механической энергии». Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный с фиксатором,груз на нити длиной около 25см, лента измерительная,линейка. Лабораторно-практическая работа№3: « Измерение влажности воздуха»; «Измерение поверхностного натяжения жидкости». Оборудование : гигрометр и психрометр, динамометр,стеклянные пластинки, нитки.
7.Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей
№ п/п | № урока п/п |
Раздел, тема урока | Содержание учебного материала, учитывающего национальные, региональные и этнокультурные особенности |
Источник |
1 | 8 | Ускорение свободного падения. . | Зависимость ускорения свободного падения от географической широты места. Ускорение свободного падения на широте г.Челябинска и Копейска. | http://www. chelexpo.ru |
2 | 12 | Сила, точки приложения сил | Учёт на производстве и в технике результата действия силы от её точки приложения, величины и направления. | Задача |
3 | 16 | Закон всемирного тяготения | Физические характеристики с/х. ЧТЗ и их влияние на плодородный слой | kred- info.ru /…/analitycs /1131838680. html |
4 | 18 | Сила упругости. Закон Гука | Деформации тел, жёсткость тела, направление силы и деформация тела. Применение деформации на Кузнечно-прессовом заводе г.Челябинска и машзаводе г.Копейска. | minprom74.ru |
5 | 19 | Сила трения | Коэффициент трения, направление силы и направление движения тела. Способы увеличения и уменьшения трения на предприятиях и транспорте г.Челябинска. | minprom74.ru |
6 | 21 | Реактивное движение | Ракетостроительные специальности в ЮрГу | cheloblast. Htm www.74rosfirm.ru /catalog/card/74.1059744 |
7 | 35 | Уравнение Менделеева — Клапейрона | Применение основных законов МКТ на производствах | http://www. tpchel.ru Челябинский завод «Теплоприбор» |
8 | 39 | Испарение и кипение. Насыщенный пар | Интенсивность испарения, конденсация, динамическое равновесие между паром и жидкость. | www.chelpogoda.ru/p ages/372.php |
9 | 40 | Влажность воздуха Психрометры | Абсолютная и относительная влажность, психрометр. Значение влажности в жизни. Метеостанция Челябинска | www.chelpogoda.ru/pages/372. php |
10 | 52 | Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. | Тепловые двигатели и экология г.Челябинска и Копейска | Комплексный доклад о состоянии окружающей среды Челябинской области |
11 | 58 | Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда | Электрическое взаимодействие | Montag -invest.ru www. chelreg-innov.ru /catalog?products=182 |
12 | 66 | Батарея конденсаторов. Энергия и ёмкость батареи | Батарея конденсаторов. Энергия и ёмкость батареи. Применение различных видов конденсаторов на производствах Челябинской области | www.emho.ru/content 356.html |
Для реализации национально-регионального компонента содержания образования используются следующие пособия и источники:
1. Даммер М.Д. Реализация регионального компонента содержания школьного физического образования в Челябинской области. Физика №8/09. 2. Зиятдинов Ш.Г. Вклад физики в школьное экологическое образование: Учебно-методическое пособие. – Уфа: Гилем, 2004. – 184с. 3. Комплексный доклад: Гидрометеорология и мониторин окружающей среды на службе области. Шадрина Л.Ф. - Челябинск, 2002. 4. Бегашева И.С. Елисеева О.В К вопросу о формировании исследовательской компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности по физике/ Бегашева И.С, Елисеева О.В.// Символ науки: международный научный журнал.- 2016. № 4-2 .- С.79-82 2. 5. Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / сост. Е.А. Коузова, Е.А. Тюрина, М.И. Солодкова, и др.под. ред. В.Н. Кеспикова ; Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 88 с. 6. Использование национальных, региональных и этнокультурных особенностей в рамках урочной и неурочной деятельности по физике. Бегашева И.С., Степанова Т.Н., г. Челябинск . 2016г. 7. Интернет-сайты: www.chrab.chel.su ; www.74rosfirm.ru; www.chelpogoda.ru/p ; http://www. tpchel.ru; Montag -invest.ru www. chelreg-innov.ru
0