СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по физике для 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по физике»

Пояснительная записка


Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2001). Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.

Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин Физика – 7 кл., М.: Дрофа, 2007 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строении вещества, механических и молекулярных явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Основные задачи данной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные направленные на:

  • развитие интеллекта;

  • использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;

  • формирование у учащихся физического образа окружающего мира.

  • формирование здоровьесберегающих знаний и способов оказания первой медицинской (доврачебной) помощи.




Минимум содержания образования

  1. по содержанию образования:

Перечень элементов учебной информации, предъявляемый учащимся из обязательного минимума содержания основного общего образования и вышеназванной авторской программы и учебников полностью соответствует.

  1. по организации общеобразовательного процесса:

Учебный материал представлен в виде графика прохождения учебных элементов, включающего примерные сроки изучения разделов (тем), структурной последовательности прохождения учебных элементов; количество часов, отведенных на изучение определенного раздела.

  1. по уровню сформированности у школьников умений и навыков:

В тематическом планировании по разделам и темам в соответствии с программой отражены требования к уровню подготовки обучающихся и включают три направления:

  • освоение экспериментального метода научного познания;

  • владение основными понятиями и законами физики;

  • умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию.

  1. по содержанию и количеству лабораторных работ;

В календарно-тематическом планировании отражено необходимое количество контрольных и лабораторных работ.

Особенностью программы является включение системы оценивания по устным опросам теоретического материала, письменных контрольных работ, лабораторных работ, а также перечня допускаемых ошибок.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

  • Классноурочная система.

  • Демонстрационный эксперимент.

  • Лабораторные и практические занятия.

  • Применение мультимедийного материала.

  • Решение экспериментальных задач.












Содержание учебного курса

7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)


I. Введение (3 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.


Фронтальная лабораторная работа

  1. Определение цены деления измерительного прибора.


II. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.


Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение размеров малых тел.


III. Взаимодействие тел (20 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.


Фронтальные лабораторные работы.

  1. Измерение массы тела на рычажных весах.

  2. Измерение объёма тела.

  3. Измерение плотности твёрдого тела.

  4. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.


IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (25 ч)

Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.


Фронтальные лабораторные работы.

  1. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

  2. Выяснение условий плавания тела в жидкости.


V. Работа и мощность. Энергия. (14 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закреплённой осью вращения. Виды равновесия.

Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.


Фронтальные лабораторные работы

  1. Выяснение условия равновесия рычага.

  2. Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.



Демонстрации.

  1. Равномерное движение.

  2. Прямолинейное и криволинейное движение.

  3. Опыты, иллюстрирующие явление инерции и взаимодействия тел.

  4. Силы трения покоя, скольжения, вязкого трения.

  5. Зависимость силы упругости от деформации пружины.

  6. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

  7. Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

  8. Обнаружение атмосферного давления.

  9. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

  10. Передача давления жидкостями и газами.

  11. Устройство и действие гидравлического пресса.

  12. Сжимаемость газов.

  13. Диффузия газов, жидкостей.

  14. Модель хаотического движения молекул.

  15. Объём и форма твёрдого тела, жидкости.

  16. Свойство газа занимать весь предоставленный ему объём.

  17. Способы измерения плотности вещества.

  18. Сцепление свинцовых цилиндров.



Критерии оценки


Оценка устных ответов учащихся

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.


Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.


Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок


Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показания измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.


Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.


Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу 7-го класса обучающиеся должны:

по теме «Введение» (3 час.)

— иметь представление о методах физической науки, ее целях и задачах; знать и понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин.

— уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).

по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» (6 час.)

— иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях.

— уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вёщества.

по теме «Взаимодействие тел» (20 час.)

— знать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);

— знать законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела).

— уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу — динамометром, объем тела — с помощью мензурки; опредёлять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.

по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (25 часа)

  • знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы).

уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.


по теме «Работа и мощность» (12 час.)

— знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия);

— знать формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма);

— уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.



урока

Тема урока:

Кол час

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля

Дата

ДЗ

§

По факту

По плану

Раздел I. Физика и физические методы изучения природы (3ч)

1

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

Комб.

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника

Знать: смысл понятия «вещество».

Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ.




1-3

2

Физические величины. Измерение физических величин.

1

Комб.

Тест





4-5

3

Физика и техника. Л/р № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1

Урок- практикум

Л/р



6

Раздел II. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч.)


4

Строение вещества. Молекулы.

1

Комб.

Строение вещества.


Знать смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом (молекула).

Уметь: описывать и объяснять физическое явление – диффузия. Движение молекул

Фронтальный опрос

Тест



7 – 8

5

Л/р № 2 «Измерение размеров малых тел».

1

Урок - практикум

Л/р




6

Движение молекул

1

Комб.

Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение.

Опорный конспект



9

7

Взаимодействие молекул

1

Комб.

Взаимодействие частиц вещества

Фронтальный опрос



10

8

Три состояния вещества

1

Комб.

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел

Опор конспек



11-12

9

Решение задач

1

Комб.


С/р



7-12

Раздел III. Взаимодействие тел (20ч)

10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

Получение новых знаний

Механическое движение. Траектория. Путь прямолинейное равномерное движение

Знать:

  • явление инерции, физический закон, взаимодействие;

  • смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность.

Уметь:

  • описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение;

  • использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы;

  • выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости;

  • выражать величины в СИ

С/р





13 - 14

11

Скорость.

1

Комб.

Скорость прямолинейного равномерного движения

Фронтальный опрос

Тест



15

12

Расчёт пути и времени движения.

1

Урок закрепления знаний


Методы измерения расстояния, времени, скорости

Фронтальный опрос

Тест



16

13

Решение задач

1

Урок закрепления знаний

С/р



16

14

Инерция.

1

Комб.

Неравномерное движение

Фронтальный опрос



17

15

Взаимодействие тел. Масса тела.

1

Комб.

Взаимодействие тел. Масса тела.

Знать: определение массы, единицы массы.

Уметь воспроизвести или написать формулу.

Фронтальный опрос



18-19

16

Л/р № 3 «Измерение массы тела на весах».

1

Урок практикум

Методы измерения массы и плотности

Умение работать с приборами при нахождении массы тела.

Л/р



20

17

Плотность вещества.

1

Комб.

Знать опред. плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу

С/р





21

18

Л/р № 4 «Измерение объёма тела».


1

Урок практикум

Умение работать с приборами (мензурка, весы).

Л/р




19

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

1

Комб.

Методы измерения массы и плотности


Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества.

С/р



22

20

Л/р № 5 «Определение плотности твёрдого тела».

1

Урок практикум

Уметь:

  • работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества;

  • работать с приборами.

С/р



22

21

Решение задач

1

Урок закрепления знаний

Уметь:

  • работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы, объема и плотности вещества;

  • выражать величины в СИ.

С/р



19-22

22

К/р № 1 «Взаимодействие тел».

1

Урок контроля

Умение воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объём вещества.

К/р




23

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

Комб.

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Знать определение силы, единицы её измерения и обозначения. Знать определение силы тяжести.

Уметь схематически изобразить точку её приложения к телу.

Опорный конспект



23-24

24

Сила упругости. Закон Гука.

1

Комб.


Сила упругости. Закон Гука.


Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.

Знать определение силы упругости.

Уметь схематически изобразить точку её приложения к телу. Отработка формулы зависимости между силой и массой тела.

Опорный конспект



25

25

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

Комб.

С/р



26-27

26

Динамометр. Л/р № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

Урок практикум

Метод измерения силы

Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора.

Л/р



28

27

Графическое изображение силы. Сложение сил.

1

Комб.

Правило сложения сил

Умение составлять схемы вектора сил, действующих на тело.

Умение работать с чертежами.



29

28

Силы трения.

1

Получение нов знаний

Силы трения.

Знать определение силы трения.

Умение привести примеры.

С/р



30 - 32

29

К/р №2 «Сила. Равнодействующая сил.»

1

Урок контроля

Сила. Равнодействующая сил

Умение воспроизводить и находить физические величины

К/р




Раздел IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов (25ч)

30

Давление.

1

Получение нов знаний

Давление.

Способы уменьшения и увеличения давления.

Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объём, масса.

Тест

Опорный конспект



33

31

Способы уменьшения и увеличения давления.

1

Комб.

С/р



34

32

Давление газа.

1

Комб.

Давление газа.

Решение задач.



35

33

Закон Паскаля.

1

Комб.

Закон Паскаля.

Давление в жидкости и газе.

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Знать смысл физических законов: закон Паскаля.

Уметь:

  • объяснять передачу давления в жидкостях и газах;

  • использовать физические приборы для измерения давления;

  • выражать величины в СИ.

Опорный конспект





36

34

Давление в жидкости и газе.

1

Комб.

С/р.



37

35

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

Комб.

С/р



38

36

Решение задач.

1

Урок закрепления знаний

Давление

Решение задач



33-38

37

Сообщающиеся сосуды.

1

Комб.

Сообщающиеся сосуды.

С/р



39

38

Атмосферное давление.

1

Комб.

Атмосферное давление.

Фронтальный опрос



40 - 41

39

Измерение атмосферного давления.

1

Комб.

Методы измерения атмосферного давления

С/р



42

40

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

Комб.


Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.


Манометры

Уметь:

  • объяснять передачу давления в жидкостях и газах;

  • использовать физические приборы для измерения давления.










Уметь применять знания при решении задач

Опорный конспект

Тест



43-44

41

Решение задач

1

Комб.

Решение задач



43-44

42

Манометры.

1

Комб.

С/р



45

43

Поршневой жидкостный насос.

1

Комб.

Поршневой жидкостный насос.


Гидравлический пресс.







Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

Опорный конспект



46

44

Гидравлический пресс.

1

Комб.

Опорный конспект



47

45

Решение задач

1

Урок закрепления знаний

Решение задач



33-47

46

К/р № 2 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

1

Урок контроля

К/р




47

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

Комб.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.


Архимедова сила.






Тест



48

48

Архимедова сила.

1

Комб.

Знать смысл физических законов: закон Архимеда.

Уметь:

  • объяснять передачу давления в жидкостях и газах;

  • использовать физические приборы для измерения давления;

  • Выражать величины в СИ;

  • Решать задачи на закон Архимеда.

Опорный конспект



49

49

Л/р № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

Урок практикум

Л/р




50

Плавание тел.

1

Комб.

Плавание тел.

С/р



50

51

Решение задач

1

Урок закрепления знаний






Выяснение условий плавания тела в жидкости


Плавание судов. Воздухоплавание.


Архимедова сила


Решение задач



49-50

52

Л/р № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

Урок практикум

Л/р




53

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

Комб.

Опорный конспект



51 - 52

54

К/р № 3 «Архимедова сила»

1

Урок контроля

Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда.

К/р




Раздел V. Мощность и работа. Энергия.(14 ч)

55

Механическая работа.

1

Получение нов знаний

Механическая работа.

Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения.

Опорный конспект

Тест



53

56

Мощность.

1

Комб.

Мощность.

Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения.

С/р



54

57

Решение задач

1

Урок закрепления знаний

Знать определение физических величин: работа мощность.

Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность.

С/р



54

58

Рычаги.

1

Получение нов знаний

Рычаги.






Момент силы.



Выяснения условия равновесия рычага




Блоки. «Золотое правило» механики.

Знать устройство рычага.

Опорный конспект



55 - 56

59

Момент силы.

1

Комб.

Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы.

С/р



57

60

Рычаги в технике, быту и природе Л/р № 9 «Выяснения условия равновесия рычага».

1

Урок практикум

Уметь:

  • проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов;

  • работать с физическими приборами.

Л/р



58

61

Блоки. «Золотое правило» механики.

1

Комб.

Знать «Золотое правило» механики, объяснять на примерах.

С/р



59-60

62

Коэффициент полезного действия механизма.

1

Комб.

Коэффициент полезного действия механизма.

Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

Знать определение: КПД механизмов.

Уметь определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную).

С/р



61

63

Л/р № 10 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

1

Урок практикум

Л/р




64

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1

Комб.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.




Превращение одного вида механической энергии в другой

Знать:

  • определение физической величины – энергия;

  • единицы измерения энергии;

С/р



62 - 63

65

Превращение одного вида механической энергии в другой

1

Комб.

Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и её превращения.

С/р



64

66

К/р № 4 «Работа и мощность. Энергия».

1

Урок контроля

Работа и мощность. Энергия

Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия.

К/р




67

Итоговая контрольная работа

1

Урок контроля


Знают базовые понятия

Итог контрол



13-64

68

Взаимодействие тел

1

Урок обощения и систематизации

Базовые понятии

Знать определения, обозначение

тест






Контрольно-измерительные материалы


Контрольная работа №1

Вариант 1.

  1. За какое время Луна, двигаясь со скоростью 1000 м/с, пройдет путь 60км?

  2. Найдите массу чугунной плиты объемом 2,5м3, если плотность чугуна 7000 кг/м3.

  3. Выразите скорость 108 км/ч в м/с.

Вариант2.

  1. Какой путь пройдет пешеход за 2 мин, двигаясь со скоростью 2 м/с?

  2. Найдите объемом ледяной глыбы массой 3,6т, если плотность льда 900 кг/м3.

  3. Выразите скорость 144 км/ч в м/с.


Контрольная работа №2

Вариант 1.

  1. Вычислите вес спортивного ядра, если его масса равна 7,26 кг.

  2. Мопед «Рига 16» весит 490 Н. Какова его масса?

  3. На тело вдоль одной прямой действуют две силы 20 Н и 30Н. Изобразите эти силы графически и найдите чему равна равнодействующая.

  4. Зачем зимой задние колеса некоторых грузовых автомобилей перевязывают цепями?

  5. Брусок двигают вправо. Куда направлена сила трения скольжения?

Вариант 2.

  1. Вычислите вес мопеда «Верховина-5», если его масса равна 50 кг.

  2. Подвешенная к потолку люстра действует на потолок с силой 49Н. Какова масса люстры?

  3. На тело вдоль одной прямой действуют две силы 40Н и 50Н. Изобразите эти силы графически и найдите чему равна равнодействующая.

  4. Почему после дождя грунтовая дорога делается скользкой?

  5. Сделайте рисунок и покажите куда направлена сила тяжести?


Контрольная работа №3

Вариант1.

  1. Какое давление на дно сосуда оказывает слой керосина высотой 25 см?

  2. Выразите давление 25 мм.рт.ст. в Па и гПа.

  3. Барометр-анероид в кабине самолета показывает давление 100220 Па. На какой высоте летит самолет?

Вариант2.

  1. Какое давление должен иметь пожарный насос, чтобы подавать воду на высоту 80м?

  2. Выразите давление 30 мм.рт.ст. в Па и гПа.

  3. Керосин оказывает давление 1600 Па на дно бака. Какова высота керосина в баке.


Контрольная работа №4

Вариант1.

  1. Розетки прессуют из специальной массы, действуя на нее силой 37,5кН. Площадь розетки 0,0075 м2. Под каким давлением находится розетка?

  2. Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250м; искусный ныряльщик- на 20м. Определите давление воды в море на этих глубинах.

  3. Железобетонная плита размером 3,5х1,5х0,2 м полностью погружена в воду. Какова архимедова сила, действующая на нее?

Вариант2.

  1. Площадь дна кастрюли равна 1300 см2. Вычислите, на сколько увеличится давление кастрюли на стол, если в нее налить воду объемом 3,9л.

  2. Рассчитайте давление воды: а) на самой большой глубине Тихого океана-11035м; б) на наибольшей глубине Азовского моря-14 м(плотность воды в нем принять равным 1020кг/м3)

  3. Железобетонная плита размером 4х0,3,х0,25 м погружена в воду наполовину своего объема. Какова архимедова сила, действующая на нее?


Контрольная работа №5.

Вариант1.

  1. При строгании рубанком преодолевается сила сопротивления 80Н. Какая работа совершается для снятия стружки длиной 2,6м?

  2. Спортсмен массой 72 кг прыгнул в высоту на 2 м 10см. Определите мощность, которую он развил, если подъем продолжался 0,2с.

  3. Лошадь тянет телегу, прилагая усилие 350Н, и совершает за 1 мин работу в 42кДж. С какой скоростью движется лошадь?

Вариант2.

  1. Насос за 20 с поднимает 200 кг воды на высоту 1,2 м. Чему равна мощность двигателя насоса?

  2. Электровоз, развивая силу тяги 239 кН, движется с постоянной скоростью 36 км/ч. Определите мощность двигателя электровоза.

  3. Какую работу нужно совершить для равномерного подъема груза массой 15 т на высоту 40м?







9