Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по предмету «Физика» для 7-9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Основной общеобразовательной программы ООО МБОУ СОШ д. Новая Деревня.
При составлении программы учитывались: «Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 - 9 классы», 2011г. и авторская программа Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7 – 9 классы, 2011г
Для реализации данной программы используется УМК «Физика» (авторы: Перышкин А.В., Гутник Е.М. и др.) предназначен для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Программа направлена на реализацию системно-деятельностного подхода; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Основной формой обучения является классно-урочная, лабораторные и практические занятия.
Формы контроля: контрольные работы, лабораторные работы, самостоятельные работы, физические диктанты, индивидуальные задания, тесты, устные опросы.
Место предмета в учебном плане:
Согласно учебному плану на изучение физики в 7-9 классах отводится 208 учебных часов (7 класс – 70 часов в неделю, 8 класс – 70 часов. 9 класс – 68 часов)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физика и физические методы изучения природы
Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯВЛЕНИЙ И ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ. Измерение физических величин. ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.
Механические явления
Механическое движение. Материальная точка. СИСТЕМА ОТСЧЕТА И ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ. Путь. Перемещение. Перемещение при прямолинейном равномерном и равноускоренном движении. Координаты движения тел. Скорость. Скорость прямолинейного равноускоренного движения График скорости. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Движение по окружности. Прямолинейное и криволинейное движение. Инерция. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. Движение тела, брошенного вверх. ВЕС ТЕЛА. НЕВЕСОМОСТЬ. ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ ТЕЛА. Закон всемирного тяготения. ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ И ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ МИРА. Искусственные спутники Земли. Реактивное движения. Ракеты. Реактивные двигатели. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. УСЛОВИЯ РАВНОВЕСИЯ ТЕЛ.
Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАШИНЫ. Закон Архимеда. УСЛОВИЕ ПЛАВАНИЯ ТЕЛ.
Механические колебания. Свободные и вынужденные колебания. ПЕРИОД, ЧАСТОТА, АМПЛИТУДА КОЛЕБАНИЙ. Гармоническое колебание. Превращение энергии при колебательном движении. Распространение колебаний в упругой среде. Механические волны. Волны продольные и поперечные. ДЛИНА ВОЛНЫ. Скорость распространения. Звук. Источник звука. ГРОМКОСТЬ ЗВУКА И ВЫСОТА ТОНА, тембр звука. Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел, передачи давления жидкостями и газами, плавания тел, механических колебаний и волн; объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения, законов Паскаля и Архимеда.
Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, плотности вещества, силы, давления, работы, мощности, периода колебаний маятника.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, силы трения от силы нормального давления, условий равновесия рычага.
Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых механизмов в повседневной жизни.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, динамометра, барометра, ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ.
Тепловые явления
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. ЗАВИСИМОСТЬ ТЕМПЕРАТУРЫ КИПЕНИЯ ОТ ДАВЛЕНИЯ. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОТА ПЛАВЛЕНИЯ И ПАРООБРАЗОВАНИЯ. УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОТА СГОРАНИЯ.
Преобразования энергии в тепловых машинах. ПАРОВАЯ ТУРБИНА, ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. КПД ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ МАШИН.
Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.
Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, УДЕЛЬНОЙ ТЕПЛОТЫ ПЛАВЛЕНИЯ ЛЬДА, влажности воздуха.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.
Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра, ПСИХРОМЕТРА, ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ, ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ХОЛОДИЛЬНИКА.
Электромагнитные явления
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. ПРОВОДНИКИ, ДИЭЛЕКТРИКИ И ПОЛУПРОВОДНИКИ. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. ИСТОЧНИКИ ПОСТОЯННОГО ТОКА. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. НОСИТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЗАРЯДОВ В МЕТАЛЛАХ, ПОЛУПРОВОДНИКАХ, ЭЛЕКТРОЛИТАХ И ГАЗАХ. ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ПРИБОРЫ. Закон Ома для участка электрической цепи. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ И ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЯ ПРОВОДНИКОВ. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Неоднородное и однородное магнитное поле. Правило буравчика. Правило левой руки. Правило Ленца. Самоиндукция ЭЛЕКТРОМАГНИТ. Взаимодействие магнитов. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ЗЕМЛИ. Действие магнитного поля на проводник с током. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР. Переменный ток. ТРАНСФОРМАТОР. ПЕРЕДАЧА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ НА РАССТОЯНИЕ.
КОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ КОНТУР. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ. ПРИНЦИПЫ РАДИОСВЯЗИ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ.
Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. СВЕТ - ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ВОЛНА. Дисперсия света. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ.
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия электрических зарядов и магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока, электромагнитной индукции, отражения, преломления и дисперсии света; объяснение этих явлений.
Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока, фокусного расстояния собирающей линзы.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, ДИНАМИКА, МИКРОФОНА, ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРА, ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, очков, ФОТОАППАРАТА, ПРОЕКЦИОННОГО АППАРАТА.
Квантовые явления
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. ОПТИЧЕСКИЕ СПЕКТРЫ. ПОГЛОЩЕНИЕ И ИСПУСКАНИЕ СВЕТА АТОМАМИ.
Состав атомного ядра. ЭНЕРГИЯ СВЯЗИ АТОМНЫХ ЯДЕР. Ядерные реакции. ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ СОЛНЦА И ЗВЕЗД. ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА. ДОЗИМЕТРИЯ. ВЛИЯНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ.
Наблюдение и описание ОПТИЧЕСКИХ СПЕКТРОВ РАЗЛИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ, их объяснение НА ОСНОВЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТРОЕНИИ АТОМА.
Практическое применение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.
Повторение
Учебно-тематическое планирование
7 класс
Тема | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ |
Физика и физические методы изучения природы Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Физические законы. Моделирование явлений и объектов природы Измерение физических величин. Международная система единиц. Погрешность измерений Роль физики в формировании научной картины мира | 3 | | 1 |
Тепловые явления Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. | 6 | 1 | 1 |
Механические явления Механическое движение Путь. Скорость Инерция. Взаимодействие тел Масса. Измерение массы Плотность. Расчет плотности по массе и объему тела Сила. Сила тяжести. Сила упругости Вес тела Измерение силы. Динамометр. Сложение сил Сила трения Давление. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления Гидравлические машины Закон Архимеда. Условие плавания тел. Работа. Измерение работы Мощность. Измерение мощности Условия равновесия тел. Простые механизмы КПД Потенциальная и кинетическая энергия | 54 | 3 | 8 |
Повторение | 7 | 1 | |
Всего: | 70 часов | 5 | 10 |
8 класс
Тема | Кол-во часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ |
Тепловые явления Тепловое равновесие. Температура. Измерение температуры Термометр Внутренняя энергия. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Работа как способ изменения внутренней энергии тела. Теплопередача. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвенция, излучение Количество теплоты. Измерение количества теплоты Удельная теплоемкость. Измерение удельной теплоемкости. Удельная теплота сгорания Закон сохранения энергии Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация Кипение. Влажность воздуха. Психометр Удельная теплота парообразования. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина КПД тепловой машины Экологические проблемы использования тепловых машин. | 25 | 2 | 4 |
Электромагнитные явления Электрические явления Электризация тел. Электроскоп. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Электрическое поле Закон сохранения электрического заряда Проводники, диэлектрики, полупроводники Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр Напряжение. Измерение напряжения. Вольтметр Электрическое сопротивление. Измерение сопротивления Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи. Закон Ома для участка цепи Последовательное соединение проводников Параллельное соединение проводников Работа электрического тока. Измерение работы. Измерение мощности. Закон Джоуля-Ленца Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора Электромагнитные явления. Магнитное поле Опыт Эрстеда. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли Действие магнитного поля на проводник с током Электродвигатель Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света Отражение света. Закон отражения Плоское зеркало Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Закон преломления света Зависимость угла отражения и угла преломления от угла падения Глаз как оптическая система. Оптические приборы: очки, фотоаппарата, проекционного аппарата | 34 27 7 11 | 7 5 2 1 | 4 3 1 1 |
Всего | 70 | 10 | 9 |
9 класс
Тема | Кол-во часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ |
Механические явления Механическое движение. Система отсчета. Относительность движения. Ускорение. Взаимодействие тел. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона Свободное падение. Невесомость Геоцентрическая и гелеоцентрическая система мира Закон всемирного тяготения Движение по окружности. Импульс. Закон сохранения импульса. Закон сохранения механической энергии. Реактивное движение Реактивный двигатель Механические колебания Свободные и вынужденные Величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Резонанс Механические волны Распространение колебаний в упругой среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны Звук. Источник звука. Громкость звука, высота тона. Скорость звука. Распространение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука. Динамик. Микрофон. | 35 23 4 8 | 3 2 1 | 3 2 1 |
Электромагнитные явления Магнитное поле тока. Неоднородное и однородное магнитное поле. Правило буравчика. Правило левой руки. Электромагнитная индукция. Опыт Фарадея Переменный ток. Электрогенератор. Трансформатор. Правило Ленца. Самоиндукция. Передача электрической энергии на расстояние Электромагнитные волны Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Принципы радиосвязи и телевидения Свет – электромагнитная волна Преломление света Дисперсия света Влияние электромагнитных излучений на живые организмы Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров | 15 | 1 | 1 |
Квантовые явления Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма – частицы Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Состав атомного ядра Энергия связи атомных ядер Ядерная реакция Ядерная энергетика Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы атомных электростанций Оптические спектры. | 11 | 2 | 1 |
Повторение | 7 | | 1 |
Всего | 68 | 6 | 6 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физики ученик должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов;
- оценки безопасности радиационного фона.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Список рекомендованной литературы для учителя:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения .Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.
Сборник задач по физике.7-9 кл.; к учебникам А. В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» /А. В. Пёрышкин; сост. Г. А. Лонцова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2012.
Физика. Сборник олимпиадных задач.8-11 классы. Школьный, муниципальный, региональный этапы. / Под ред. Л. М. Монастырского. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М.: Дрофа, 2011.
«Физика. 7 класс». А. В. Пёрышкин, - М.: Дрофа, 2013.
«Физика. 8 класс». А. В. Пёрышкин, - М.: Дрофа, 2013.
«Физика. 9 класс». А. В. Пёрышкин, - М.: Дрофа, 2013.
Список рекомендованной литературы для учеников:
Сборник задач по физике.7-9 кл.; к учебникам А. В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» /А. В. Пёрышкин; сост. Г. А. Лонцова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2012.
Физика. Сборник олимпиадных задач.8-11 классы. Школьный, муниципальный, региональный этапы. / Под ред. Л. М. Монастырского. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
Физика. 7 класс». А. В. Пёрышкин, - М.: Дрофа, 2013.
«Физика. 8 класс». А. В. Пёрышкин, - М.: Дрофа, 2013.
«Физика. 9 класс». А. В. Пёрышкин, - М.: Дрофа, 2013.