Рабочая программа
по физике
7 - 9 классов
Количество часов: 7 класс – 2 ч
8 класс – 2 ч
9 класс – 2 ч
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
примерной программы по физике основного общего образования (составители: Ю. И. Дик, В. А. Коровин)
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-16 учебный год,
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
авторской программы «Физика, 7 – 9», авт. Е.М. Гутник, А. В. Пёрышкин.
Физика является фундаментом естественнонаучного образования, естествознания и научно-технического процесса. Введение данных нормативов по физике способствуют пониманию целей как учителями, так и школьниками и их родителями, а также повышению ожидаемых учебных результатов.
Физика как наука имеет своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Характерные для современной науки интеграционные тенденции привели к существенному расширению объекта физического исследования, включая космические явления (астрофизика), явления в недрах Земли и планет (геофизика), некоторые особенности явлений живого мира и свойства живых объектов (биофизика, молекулярная биология), информационные системы (полупроводники, лазерная и криогенная техника как основа ЭВМ). Физика стала теоретической основой современной техники и ее неотъемлемой составной частью. Этим определяются образовательное значение учебного предмета «Физика» и его содержательно-методические структуры:
Физические методы изучения природы.
Механика: кинематика, динамика, гидро-аэро-статика и динамика.
Молекулярная физика. Термодинамика.
Электростатика. Электродинамика.
Атомная физика.
В аспектном плане физика рассматривает пространственно-временные формы существования материи в двух видах – вещества и поля, фундаментальные законы природы и современные физические теории, проблемы методологии естественнонаучного познания.
В объектном плане физика изучает различные уровни организации вещества: микроскопический – элементарный частицы, атом и ядро, молекулы; макроскопический – газ, жидкость, твердое тело, плазма, космические объекты как мегауровень. А также изучаются четыре типа взаимодействий (гравитационное, электромагнитное, сильное, слабое), свойства электромагнитного поля, включая оптические явления, обширная область технического применения физики.
Общими целями, стоящими перед курсом физики, является формирование и развитие у ученика научных знаний и умений, необходимых для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, быту, для продолжения образования.
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
В задачи обучения физике входят:
развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Рабочая программа по физике составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю в 7-9 классах, авторской программой А.В.Перышкина и в соответствии с выбранными учебниками:
А.В.Перышкин Физика 7 класс И.Д. «Дрофа» 2010 г.
А.В.Перышкин Физика 8 класс И.Д. «Дрофа» 2011 г.
А.В.Перышкин Е.М.Гутник Физика 9 класс И.Д. «Дрофа» 2012 г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
1. Владеть методами научного познания
1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.
1.2. Измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность, период колебаний маятника, фокусное расстояние собирающей линзы.
1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:
— изменения координаты тела от времени;
— силы упругости от удлинения пружины;
— силы тяжести от массы тела;
— силы тока в резисторе от напряжения;
— массы вещества от его объема;
— температуры тела от времени при теплообмене.
1.4.Объяснить результаты наблюдений и экспериментов:
— смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета, связанной с Солнцем;
— большую сжимаемость газов;
— малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;
— процессы испарения и плавления вещества;
— испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении.
1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:
— положение тела при его движении под действием силы;
— удлинение пружины под действием подвешенного груза;
— силу тока при заданном напряжении;
— значение температуры остывающей воды в заданный момент времени.
2. Владеть основными понятиями и законами физики
2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.
2.2. Описывать:
— физические явления и процессы;
— изменения и преобразования энергии при анализе: свободного падения тел, движения тел при наличии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.
2.3. Вычислять:
— равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона;
— импульс тела, если известны скорость тела и его масса;
— расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной скорости;
— кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;
— потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела;
— энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел;
— энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении).
2.4. Строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе.
3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)
3.1. Называть:
— источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения;
— преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах, электронагревательных приборах.
3.2. Приводить примеры:
— относительности скорости и траектории движения одного и того же тела в разных системах отсчета;
— изменения скорости тел под действием силы;
— деформации тел при взаимодействии;
— проявления закона сохранения импульса в природе и технике;
— колебательных и волновых движений в природе и технике;
— экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций ;
— опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории.
3.3. Читать и пересказывать текст учебника.
3.4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.
3.5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.
3.6. Конспектировать прочитанный текст.
3.7. Определять:
— промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;
— характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем);
— сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения);
— период, амплитуду и частоту (по графику колебаний);
— по графику зависимости координаты от времени: координату времени в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; промежутки времени действия силы.
3.8. Сравнивать сопротивления металлических проводников (больше—меньше) по графикам зависимости силы тока от напряжения
Ввиду того, что «Требования…» являются составной частью Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта, то включенные в программу требования завышены и соответствуют содержанию не только минимума, но и рабочей программы. В связи с этим ученик не может получать неудовлетворительную оценку, если проверка не выявила у него существенных пробелов в усвоении материала. Поэтому контрольные работы рекомендовано не ограничивать заданиями, проверяющими сформированность у учащихся только тех знаний и умений, которые оговорены в «Требованиях…», но и проводить линейную уровневую дифференциацию внутри класса, выявляющую знания и умения, установленные программой.
В индивидуальном порядке предполагается включение в программу сведений об оснащенности оборудованием физического кабинета школы.
содержание курса
ФИЗИКА
7 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
I. ведение (3 ч)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Определение цены деления измерительного прибора.
II. Первоначальные сведения о строении вещества. (5 часов.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
2.Измерение размеров малых тел.
III.Взаимодействие тел. (23 час.)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.
Упругая деформация.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Определение плотности твердого вещества.
6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (21 час)
Давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
7.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.
V. Работа и мощность. Энергия. (11 часов.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Фронтальная лабораторная работа.
9.Выяснение условия равновесия рычага.
10.Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
Повторение (5ч)
8 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
I.Тепловые явления (25 часов)
Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи.
Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии.
Теплопроводность.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
Конвекция.
Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания.
Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния
вещества.
Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Работа пара и газа при расширении.
Кипение жидкости. Влажность воздуха.
Тепловые двигатели.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях.
КПД теплового двигателя.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
II.Электрические явления. (26 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.
Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.
Объяснение электрических явлений.
Проводники и непроводники электричества.
Действие электрического поля на электрические заряды.
Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.
Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.
Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.
Сопротивление. Единицы сопротивления.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.
Реостаты.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока
Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.
Мощность электрического тока.
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.
Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.
Нагревание проводников электрическим током.
Количество теплоты, выделяемое проводником с током.
Лампа накаливания. Короткое замыкание.
Предохранители.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
4.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
5.Регулирование силы тока реостатом.
6.Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
7.Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
I I I . Электромагнитные явления (7 часов)
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применения. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
Фронтальная лабораторная работа.
8. Сборка электромагнита и испытание его действия.
9. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
IV.Световые явления. (9 часов)
Источники света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света.
Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Оптические приборы.
Глаз и зрение. Очки.
Фронтальная лабораторная работа.
10.Получение изображения при помощи линзы.
Повторение (1 час)
9 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
I. Законы взаимодействия и движения тел. (25 часов)
Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета.
Определение координаты движущего тела.
Графики зависимости кинематических величин от времени.
Прямолинейное равноускоренное движение.
Скорость равноускоренного движения.
Перемещение при равноускоренном движении.
Определение координаты движущего тела.
Графики зависимости кинематических величин от времени.
Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.
Первый закон Ньютона.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона. Свободное падение
Закон Всемирного тяготения.
Криволинейное движение
Движение по окружности.
Искусственные спутники Земли. Ракеты.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Движение тела брошенного вертикально вверх.
Движение тела брошенного под углом к горизонту.
Движение тела брошенного горизонтально.
Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.
Фронтальная лабораторная работа.
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2.Измерение ускорения свободного падения.
II.Механические колебания и волны. Звук. (13часов)
Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.
Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны.
Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука/
Распространение звука.
Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины.
I I I.Электромагнитные явления. (11 часов)
Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.
Направление тока и направление его магнитного поля.
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.
Магнитный поток. Электромагнитная индукция.
Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.
Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.
Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.
Электродвигатель.
Электрогенератор
Свет – электромагнитная волна.
Фронтальная лабораторная работа.
4.Изучение явления электромагнитной индукции.
I V.Строение атома и атомного ядра (16 часов)
Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц.
Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.
Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы.
Заряд ядра. Массовое число ядра.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.
Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы.
Энергия связи частиц в ядре.
Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.
Использование ядерной энергии. Дозиметрия.
Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию.
Атомная энергетика. Термоядерные реакции.
Биологическое действие радиации.
Фронтальная лабораторная работа.
5.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
6.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Повторение (3 часа)
Календарно-тематическое планирование
по курсу физики
на 2016-2017 учебный год.
Учитель физики: Миронова Е.А.
7 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка |
7а | 7б | 7в | 7г | 7а | 7б | 7в | 7г |
Раздел 1. Физика и физические методы изучения природы. (3 часа) |
1 | ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физика – наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона. | 1 | | | | | | | | |
2 | Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц. | 1 | | | | | | | | |
3 | Лабораторная работа №1: «Определение цены деления шкалы измерительного прибора» | 1 | | | | | | | | |
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов) |
4 | Строение вещества. Молекулы. | 1 | | | | | | | | |
5 | Лабораторная работа №2: «Измерение размеров малых тел» | 1 | | | | | | | | |
6 | Диффузия в газах. Жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тел. | 1 | | | | | | | | |
7 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 | | | | | | | | |
8 | Три состояния вещества. | 1 | | | | | | | | |
9 | Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | 1 | | | | | | | | |
Раздел 3. Взаимодействие тел. (21 час) |
10 | Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от движения. | 1 | | | | | | | | |
11 | Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение. | 1 | | | | | | | | |
12 | Скорость. Единицы скорости тела. | 1 | | | | | | | | |
13 | Расчет скорости, пути и времени движения. | 2 | | | | | | | | |
14 | Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение». | 1 | | | | | | | | |
15 | Инерция. | 1 | | | | | | | | |
16 | Взаимодействие тел. | 1 | | | | | | | | |
17 | Масса тела. Единицы массы. | 1 | | | | | | | | |
18 | Лабораторная работа №3: «Измерение массы вещества на рычажных весах» | 1 | | | | | | | | |
19 | Плотность вещества. | 1 | | | | | | | | |
20 | Лабораторная работа №4-5: «Измерение объема твердого тела», «определение плотности твердого тела» | 1 | | | | | | | | |
21 | Расчет массы и объема вещества по его плотности. | 1 | | | | | | | | |
22 | Расчет массы и объема вещества по его плотности. | 1 | | | | | | | | |
23 | Контрольная работа №2: Взаимодействие тел | 1 | | | | | | | | |
24 | Сила. Сила – причина изменения скорости. | 1 | | | | | | | | |
25 | Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | | | | | | | | |
26 | Сила упругости. | 1 | | | | | | | | |
27 | Единицы силы. Связь между силой и массой тела. | 1 | | | | | | | | |
28 | Лабораторная работа №6: «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | | | | | | | | |
29 | Графическое изображение силы. Сложение сил. | 1 | | | | | | | | |
30 | Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике. | 1 | | | | | | | | |
Раздел 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (21 час) |
31 | Давление. Способы увеличения и уменьшения давления. | 1 | | | | | | | | |
32 | Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление». | 1 | | | | | | | | |
33 | Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление». | 1 | | | | | | | | |
34 | Закон Паскаля. Контрольная работа №3: Давление твердых тел, жидкостей и газов. /30 мин/ | 1 | | | | | | | | |
35 | Давление в жидкостях и газах. Расчет давления в жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 | | | | | | | | |
36 | Давление. Закон Паскаля. | 1 | | | | | | | | |
37 | Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла. | 1 | | | | | | | | |
38 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления. | 1 | | | | | | | | |
39 | Измерение атмосферного давления. | 1 | | | | | | | | |
40 | Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | | | | | | | | |
41 | Манометры. | 1 | | | | | | | | |
42 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 | | | | | | | | |
43 | Архимедова сила. | 1 | | | | | | | | |
44 | Лабораторная работа №7: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | 1 | | | | | | | | |
45 | Плавание тел. | 1 | | | | | | | | |
46 | Плавание тел. | 1 | | | | | | | | |
47 | Плавание судов. | 1 | | | | | | | | |
48 | Воздухоплавание. | 1 | | | | | | | | |
49 | Воздухоплавание. | 1 | | | | | | | | |
50 | Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание. | 1 | | | | | | | | |
51 | Контрольная работа №4: Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 1 | | | | | | | | |
Раздел 5. Мощность и работа. Энергия. (13 часов) |
52 | Работа. | 1 | | | | | | | | |
53 | Мощность. | 1 | | | | | | | | |
54 | Мощность и работа. | 1 | | | | | | | | |
55 | Рычаги. | 1 | | | | | | | | |
56 | Момент силы. | 1 | | | | | | | | |
57 | Лабораторная работа №8: «Выяснение условий равновесия рычага». | 1 | | | | | | | | |
58 | Блоки. Золотое правило механики. | 1 | | | | | | | | |
59 | Золотое правило механики. | 1 | | | | | | | | |
60 | Лабораторная работа №9: «Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости». | 1 | | | | | | | | |
61 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии. | 1 | | | | | | | | |
62 | Превращение одного вида механической энергии в другой. | 1 | | | | | | | | |
63 | Превращение одного вида механической энергии в другой. | 1 | | | | | | | | |
64 | Контрольная работа №5: «Мощность и работа. Энергия». | 1 | | | | | | | | |
65 | Строение веществ, их свойства. | 1 | | | | | | | | |
66 | Первоначальные сведения о строении вещества. | 1 | | | | | | | | |
67 | Взаимодействие тел. | 1 | | | | | | | | |
68 | Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 1 | | | | | | | | |
8 класс
№ п/п | Название раздела и темы урока | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка |
8а | 8б | 8в | 8г | 8а | 8б | 8в | 8г |
Раздел 1 Тепловые явления . 12 часов |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Тепловые явления. Термометр. | 1 | | | | | | | | |
2 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. | 1 | | | | | | | | |
3 | Теплопроводность. | 1 | | | | | | | | |
4 | Конвекция. | 1 | | | | | | | | |
5 | Излучение. | 1 | | | | | | | | |
6 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.» | 1 | | | | | | | | |
7 | Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты. | 1 | | | | | | | | |
8 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». | 1 | | | | | | | | |
9 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Определение удельной теплоемкости твердого тела». | 1 | | | | | | | | |
10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 | | | | | | | | |
11 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 | | | | | | | | |
12 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления». | 1 | | | | | | | | |
Раздел 2 Изменение агрегатных состояний вещества 11 часов |
13 | Агрегатное состояние вещества. | 1 | | | | | | | | |
14 | Плавление и отвердевание кристаллических тел | 1 | | | | | | | | |
15 | Удельная теплота плавления. | 1 | | | | | | | | |
16 | Решение задач по теме: «Нагревание и плавление кристаллических тел». | 1 | | | | | | | | |
17 | Тест по теме: «Нагревание и плавление кристаллических тел». | 1 | | | | | | | | |
18 | Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации. | 1 | | | | | | | | |
19 | Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. | 1 | | | | | | | | |
20 | Решение задач по теме: «Расчет количества теплоты при испарении и конденсации.» | 1 | | | | | | | | |
21 | Влажность воздуха. | 1 | | | | | | | | |
22 | Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин. | 1 | | | | | | | | |
23 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерения относительной влажности воздуха». Тест. | 1 | | | | | | | | |
Раздел 3 Электрические явления 27 часов |
24 | Электризация тел. Два рода зарядов. | 1 | | | | | | | | |
25 | Проводники и непроводники. Диэлектрики. Полупроводники. | 1 | | | | | | | | |
26 | Электрическое поле. | 1 | | | | | | | | |
27 | Делимость электрического заряда. Строение атомов. | 1 | | | | | | | | |
28 | Электрический ток. Гальванические элементы. | 1 | | | | | | | | |
29 | Тест по теме: «Электризация тел». | 1 | | | | | | | | |
30 | Электрическая цепь. Ее составные части. | 1 | | | | | | | | |
31 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. | 1 | | | | | | | | |
32 | Сила тока. Амперметр. | 1 | | | | | | | | |
33 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». | 1 | | | | | | | | |
34 | Электрическое напряжение. Вольтметр. | 1 | | | | | | | | |
35 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Измерение напряжения на различных участках цепи». Электрическое сопротивление проводников. | 1 | | | | | | | | |
36 | Электрическое сопротивление проводников. | 1 | | | | | | | | |
37 | Закон Ома для участка цепи. | 1 | | | | | | | | |
38 | Расчет сопротивления проводников. | 1 | | | | | | | | |
39 | Реостаты. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом». | 1 | | | | | | | | |
40 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока а проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.» | 1 | | | | | | | | |
41 | Последовательное соединение проводников. | 1 1 | | | | | | | | |
42 | Параллельное соединение проводников. | | | | | | | | |
43 | Решение задач по теме: «Применение закона Ома и соединения проводников.» | 1 1 | | | | | | | | |
44 | Контрольная работа №2 по теме: «Электрический ток. Соединения проводников.» | | | | | | | | |
45 | Работа и мощность электрического тока. | 1 | | | | | | | | |
46 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Измерение работы и мощности электрического тока». | 1 | | | | | | | | |
47 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. | 1 | | | | | | | | |
48 | Электрические нагревательные приборы. | 1 1 | | | | | | | | |
49 | Короткое замыкание. | | | | | | | | |
50 | Обобщающий урок по теме: «Электрические явления». | 1 1 | | | | | | | | |
51 | Тест по теме: «Электрические явления». | | | | | | | | |
Раздел 4 Электромагнитные явления 7 часов |
52 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 1 | | | | | | | | |
53 | Магнитное поле катушки с током. | | | | | | | | |
54 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Сборка электромагнита и испытание его действия». | 1 | | | | | | | | |
55 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 | | | | | | | | |
56 | Действия магнитного поля на проводник с током. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Изучение электродвигателя постоянного тока». | 1 1 | | | | | | | | |
57 | Устройство электроизмерительных приборов. | | | | | | | | |
58 | Тест по теме: Электромагнитные явления. | 1 | | | | | | | | |
Раздел5 Световые явления 7 часов |
59 | Источники света. Распространение света. | 1 | | | | | | | | |
60 | Закон отражения света. | 1 | | | | | | | | |
61 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 12 Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. | 1 | | | | | | | | |
62 | Плоское зеркало. | 1 | | | | | | | | |
63 | Преломление света. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №13 Исследование зависимости угла преломления от угла падения. | 1 | | | | | | | | |
64 | Линзы. | 1 | | | | | | | | |
65 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №14 Измерение фокусного расстояния линзы. Получение изображения. | 1 | | | | | | | | |
66 | Решение задач по теме: Световые явления. | 1 1 1 | | | | | | | | |
67 | Итоговая контрольная работа. | | | | | | | | |
68 | Обобщающий урок по курсу 8 класса. | | | | | | | | |
9 класс
№ п/п | Название темы (раздела), название темы занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка |
9а | 9б | 9в | 9г | 9а | 9б | 9в | 9г |
Взаимодействие тел.( 27 часов) |
1 | ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета. | 1 | | | | | | | | |
2 | Перемещение. | 1 | | | | | | | | |
3 | Определение координаты движущего тела. | 1 | | | | | | | | |
4 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 | | | | | | | | |
5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | 1 | | | | | | | | |
6 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | 1 | | | | | | | | |
7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 | | | | | | | | |
8 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | 1 | | | | | | | | |
9 | Относительность движения. | 1 | | | | | | | | |
10 | Относительная погрешность измерений. | 1 | | | | | | | | |
11 | Лабораторная работа №1: «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | 1 | | | | | | | | |
12 | Контрольная работа №1: Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. | 1 | | | | | | | | |
13 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | 1 | | | | | | | | |
14 | Второй закон Ньютона. | 1 | | | | | | | | |
15 | Третий закон Ньютона. | 1 | | | | | | | | |
16 | Свободное падение тел. | 1 | | | | | | | | |
17 | 0 | 1 | | | | | | | | |
18 | Решение задач на свободное падение. | 1 | | | | | | | | |
19 | Закон всемирного тяготения. | 1 | | | | | | | | |
20 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | 1 | | | | | | | | |
21 | Прямолинейное и криволинейное движение. | 1 | | | | | | | | |
22 | Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью | 1 | | | | | | | | |
23 | Искусственные спутники Земли. | 1 | | | | | | | | |
24 | Импульс тела. | 1 | | | | | | | | |
25 | Закон сохранения импульса. | 1 | | | | | | | | |
26 | Реактивное движение. Ракеты | 1 | | | | | | | | |
27 | Контрольная работа №2: «Законы динамики» | 1 | | | | | | | | |
Раздел 2 механические колебания и волны. Звук . 11 часов |
28 | Колебательное движение. Свободное колебания. Колебательные системы. Маятник. | 1 | | | | | | | | |
29 | Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. | 1 | | | | | | | | |
30 | Лабораторная работа №2: «Исс-е зав-и периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины» | 1 | | | | | | | | |
31 | Вынужденные колебания. Резонанс. | 1 | | | | | | | | |
32 | Распространение колебаний в среде. Волны. | 1 | | | | | | | | |
33 | Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. | 1 | | | | | | | | |
34 | Источник звука. Звуковые колебания. | 1 | | | | | | | | |
35 | Высота и тембр звука. Громкость звука. | 1 | | | | | | | | |
36 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. | 1 | | | | | | | | |
37 | Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. | 1 | | | | | | | | |
38 | Контрольная работа №3: «Механические колебания и волны. Звук» | 1 | | | | | | | | |
Раздел 3 электромагнитное поле 14 часов |
39 | Магнитное поле и его графическое изображение. | 1 | | | | | | | | |
40 | Неоднородное и однородное магнитное поле. | 1 | | | | | | | | |
41 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | 1 | | | | | | | | |
42 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | 1 | | | | | | | | |
43 | Индукция магнитного поля. | 1 | | | | | | | | |
44 | Магнитный поток. | 1 | | | | | | | | |
45 | Явление электромагнитной индукции. | 1 | | | | | | | | |
46 | Лабораторная работа №3: «Изучение явлений электромагнитной индукции». | 1 | | | | | | | | |
47 | Получение переменного электрического тока. | 1 | | | | | | | | |
48 | Электромагнитное поле. | 1 | | | | | | | | |
49 | Электромагнитные волны. | 1 | | | | | | | | |
50 | Интерференция света. | 1 | | | | | | | | |
51 | Электромагнитная природа света. | 1 | | | | | | | | |
52 | Контрольная работа №4: Электромагнитное поле | 1 | | | | | | | | |
Раздел 4 Строение атома и атомного ядра, использование энергии и атомных ядер 16 часов |
53 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. | 1 | | | | | | | | |
54 | Модели атомов. Опыт резерфорда. | 1 | | | | | | | | |
55 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | 1 | | | | | | | | |
56 | Экспериментальные методы исследования частиц. | 1 | | | | | | | | |
57 | Открытие протона и нейтрона. | 1 | | | | | | | | |
58 | Состав атомного ядра. Массовое число, зарядовое число. Ядерные силы. | 1 | | | | | | | | |
59 | Энергия связи. Дефект масс. | 1 | | | | | | | | |
60 | Энергия связи. Дефект масс. | 1 | | | | | | | | |
61 | Деление ядер урана. Цепная реакция. | 1 | | | | | | | | |
62 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. | 1 | | | | | | | | |
63 | Лабораторная работа №4: Изучение деления ядра атома урана по фот. треков. | 1 | | | | | | | | |
64 | Атомная энергетика. | 1 | | | | | | | | |
65 | Термоядерные реакции. | 1 | | | | | | | | |
66 | Обобщающий урок по курсу физики | 1 | | | | | | | | |
7