МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей физико-математических наук (Протокол от 28.08. 2016 г. № 1) Руководитель МО ___________ | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора школы __________ 30.08.2016 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «ТТТТТТТТТТТТТ» ______________ Протокол педсовета № 9 от 30.08.2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
7 – 9 классы
Всего 204 часа
7 класс – всего 68 часов, 2 часа в неделю
8 класс – всего 68 часов, 2 часа в неделю
9 класс – всего 68 часов, 2 часа в неделю
Учитель __________________________________
Программа разработана на основе «Рабочих программ предметной линии «Архимед». Физика. 7 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений». О. Ф. Кабардин. – М.: «Просвещение», 2011, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и основной образовательной программой образовательного учреждения.
Год составления 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Физика» в 7 – 9 классах разработана на основе следующих законодательных и нормативно-правовых документов.
Федеральные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015».
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 № 609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 № 609) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 года № 19993.
Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 года № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях».
Региональные документы
Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 № 01-14/2013 «О направлении методических рекомендаций по ведению классных журналов учащихся 1-11(12) классов общеобразовательных организаций».
Локальные акты МБОУ «______________»
Программа определяет обязательную часть учебного курса.
Содержание программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы основного общего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями учащихся.
Цели изучения физики в основной школе:
усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование убеждённости в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Программа и рассчитана на изучение базового предмета физики учащимися 7 – 9 классов в течение 204 часов (в том числе в 7, 8, 9 классах по 68 учебных часа из расчета 2 часа в неделю).
Рабочая программа реализуется на основе предметной линии учебно-методического комплекта «Архимед»:
Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ О. Ф. Кабардин. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ О.Ф. Кабардин. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.Ф. Кабардин. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ФИЗИКИ
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных, приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате изучения физики выпускник должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, тело, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца; прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования бытовых приборов, электронной техники;
сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов;
рационального применения простых механизмов;
контроля над исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире;
оценки безопасности радиационного фона.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ФИЗИКИ
Физика и физические методы изучения природы (5 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.
Демонстрации
Наблюдение физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.
Лабораторные работы и опыты
Измерение длины.
Определение цены деления шкалы измерительного прибора
Измерение размеров малых тел
Механические явления. Законы механического движения (64 ч)
Кинематика
Механическое движение. Траектория. Путь – скалярная величина. Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Система отсчета. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение – векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения.
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Центростремительное ускорение.
Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение
Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта
Свободное падение тел
Равноускоренное прямолинейное движение
Равномерное движение по окружности
Лабораторные работы и опыты
Измерение скорости равномерного движения
Измерение ускорения тела при равноускоренном движении
Определение центростремительного ускорения
Динамика
Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Правило сложения сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.
Сила упругости. Методы измерения силы. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Сила трения.
Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Демонстрации
Явление инерции
Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов
Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии
Измерение силы по деформации пружины
Третий закон Ньютона
Свойства силы трения
Сложение сил.
Явление невесомости
Равновесие тела, имеющего ось вращения
10. Барометр
11. Опыт с шаром Паскаля
Гидравлический пресс
Опыты с ведёрком Архимеда
Лабораторные работы и опыты
Измерение массы
Измерение плотности твёрдого тела
Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы
Исследование силы трения
Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения
Измерение архимедовой силы
Измерение сил взаимодействия двух тел
Измерение массы Земли
Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления
Измерение атмосферного давления
Нахождение центра тяжести плоского тела
Законы сохранения (20 ч)
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.
Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.
Демонстрации
Реактивное движение модели ракеты
Простые механизмы
Наблюдение колебаний тел
Наблюдение механических волн
Опыт с электрическим звонком, помещённым под колокол вакуумного насоса
Лабораторные работы и опыты
Определение кинетической энергии тела
Определение кинетической энергии и скорости тела по длине тормозного пути
Измерение потенциальной энергии тела
Измерение потенциальной энергии упруго деформированной пружины
Исследование превращений механической энергии.
Измерение КПД наклонной плоскости
Изучение колебаний маятника
Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница, строительная площадка
Строение вещества и тепловые явления (21 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Диффузия. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Принципы работы тепловых двигателей. Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации
Диффузия в растворах и газах, в воде
Модель хаотического движения молекул в газе
Модель броуновского движения
Сцепление твёрдых тел
Повышение давления воздуха при нагревании
Расширение твёрдого тела при нагревании
Демонстрация образцов кристаллических тел
Демонстрация моделей строения кристаллических тел
Принцип действия термометра
Теплопроводность различных материалов
Конвекция в жидкостях и газах
Теплопередача путём излучения
Явление испарения
Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении
Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления
Конденсация паров воды на стакане со льдом
Лабораторные работы и опыты
Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения
Исследование зависимости объёма газа от давления при постоянной температуре
Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара
Изучение явления теплообмена
Наблюдение изменений внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил
Исследование процесса испарения
Исследование тепловых свойств парафина
Измерение влажности воздуха
Возможные объекты экскурсий: холодильное предприятие, инкубатор
Электрические и магнитные явления (44 ч)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Переменный ток. Трансформатор.
Демонстрации
Электризация тел
Два вида электрических зарядов
Устройство и принцип действия электроскопа
Закон сохранения электрических зарядов
Проводники и изоляторы
Электростатическая индукция
Устройство конденсатора
Энергия электрического поля конденсатора
Источники постоянного тока
Измерение силы тока амперметром
Измерение напряжения вольтметром
Реостат и магазин сопротивлений
Свойства полупроводников
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока.
Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.
1. Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током
Устройство электродвигателя
Электромагнитная индукция
Правило Ленца
Устройство трансформатора
Лабораторные работы и опыты
Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее разных участках
Регулирование силы тока реостатом. Определение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра
Измерение электрического напряжения
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения
Изучение последовательного соединения проводников
Изучение параллельного соединения проводников
Измерение мощности и работы электрического тока
Исследование явления магнитного взаимодействия тел
Исследование явления намагничивания вещества
Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку
Действие магнитного поля на проводник с током
Сборка и испытание электромагнита
Сборка и испытание электродвигателя
Явление электромагнитной индукции.
Исследование явления электромагнитной индукции. Определение направления индукционного тока
Изучение работы электрогенератора постоянного тока
Получение переменного тока вращением катушки в магнитном поле
Возможный объект экскурсии – РЭС.
Электромагнитные колебания и волны (10 ч)
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Принципы-радиосвязи и телевидения.
Демонстрации
Свойства электромагнитных волн.
Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Принципы радиосвязи.
Лабораторные работы и опыты
Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.
Возможные объекты экскурсий: телефонная станция, физиотерапевтический кабинет поликлиники, радиостанция, телеграф.
Оптические явления (13 ч)
Свет – электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Дисперсия света.
Демонстрации
Прямолинейное распространение света
Отражение света
Преломление света
Ход лучей в собирающей линзе
Ход лучей в рассеивающей линзе
Получение изображений с помощью линз
Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата
Модель глаза
Дисперсия белого света
Получение белого света при сложении света разных цветов
Лабораторные работы и опыты
Явление распространения света
Исследование зависимости угла отражения света от угла падения
Изучение свойств изображения в плоском зеркале
Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы
Получение изображений с помощью собирающей линзы
Наблюдение явления дисперсии света.
Квантовые явления (14 ч)
Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.
Демонстрации
Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона
Устройство и принцип действия счётчика ионизирующих частиц
Дозиметр
Лабораторные работы и опыты
Измерение элементарного электрического заряда
Наблюдение линейчатых спектров излучения.
Строение и эволюция Вселенной (9 ч)
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Определение расстояний до небесных тел.
Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звёзд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.
Демонстрации
Астрономические наблюдения
Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звёздного неба
Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд.
Резерв (4 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом.
7 класс
Тема | Количество часов | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ |
Физика и физические методы изучения природы | 4 | 2 | - |
Механические явления | 41 | 8 | 3 |
Строение вещества и тепловые явления | 21 | 2 | 2 |
Резерв | 2 | | |
Всего | 68 | 12 | 5 |
8 класс
Тема | Количество часов | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ |
Электрические и магнитные явления | 44 | 8 | 3 |
Электромагнитные колебания и волны | 10 | - | 1 |
Оптические явления | 13 | 1 | 1 |
Резерв | 1 | | |
Всего | 68 | 9 | 5 |
9 класс
Тема | Количество часов | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ |
Физика и физические методы изучения природы | 1 | - | - |
Законы механического движения | 23 | 3 | 2 |
Законы сохранения | 20 | 4 | 1 |
Квантовые явления | 14 | - | 1 |
Строение Вселенной | 9 | - | 1 |
Резерв | 1 | | |
Всего | 68 | 7 | 5 |
Количество лабораторных работ представлено в соответствии с имеющимся в наличии оборудованием.
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществлять индивидуальный подход к учащимся.