СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике.8 класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике.8 класс.По учебнику Перышкина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике.8 класс.»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Яшковой Галины Федоровны

по учебному предмету «Физика»

8 класс

(базовый уровень)









2015/2016 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений.(физика,астрономия)-составители В.А.Коровин,В.А.Орлов. и авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина (М., «Дрофа»,2011г) и ориентирована на работу с учащимися 8 класса. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов за учебный год.



1. Основные цели и задачи изучения курса физики в 8 классе:
  • освоение знаний о тепловых, электрических и магнитных явлениях, электромагнитных волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



2. Формы организации учебного процесса

В курсе основного образования при изучении физики практикуются следующие формы организации учебного процесса: фронтальная беседа, решение задач, индивидуальная работа с учебником, самостоятельная работа в группах.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики ученик 8 класса должен

знать/понимать

смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле

смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха,

электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы

смысл физических законов: сохранения энергии в механических и тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света

уметь

описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление,кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха,

силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и электромагнитных явлениях

решать задачи на применение изученных физических законов

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дляобеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки.


4. Формы контроля

В курсе основного образования при изучении физики практикуются следующие формы контроля:

устный опрос ( фронтальный, индивидуальный, групповой), письменный опрос ( физический диктант, тест,

кратковременная самостоятельная работа, контрольная работа), лабораторная работа.

5. Литература

Учебно- методический комплект:

1. Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы

Авторы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.Москва, «Дрофа» 2011г.

2. Учебник: А.В.Перышкин Физика 8 класс Москва. «Дрофа», 2010г.

3. Сборник задач по физике. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, Москва, «Просвещение» 2010г.

6. Учебно - тематический план

Содержание темы

Количество часов

Из них

лабораторные работы

Контрольные работы

1. Тепловые явления

12

3

1

2. Изменение агрегатных состояний

11

1

1

3. Электрические явления

27

5

1

4. Электромагнитные

явления

7

2

0

5. Световые явления

9

3

1

Резерв

2



Всего часов

68

14

4




7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Дата

Дата

урока

Тема урока


Планируемые

результаты

Дидакт. средства, оборудование, эксперимент

Домашнее

задание

1. Тепловые явления 12ч





1

Тепловое движение. Температура. Термометр.


Формирование понятий «тепловое движение молекул», «температура». Принцип действия жидкост. термометра.

Модель теплового движения молекул. Жидкостный термометр.

П.1




2

Внутренняя энергия.

Повторение понятий «кинетическая энергия»

и «потенциальная энергия». Формирование понятия «внутренняя энергия».

Демонстрация движущихся и упругодеформированных тел.

П.2




3

Способы изменения внутренней энергии.


Получение представления о двух способах изменения внутренней энергии: работе и теплопередаче.

Демонстрации опытов по изменению внутрен. энергии тел двумя способами.

П.3




4

Теплопроводность. Конвекция.

Излучение.

Формирование понятий: «теплопроводность», «конвекция», «излучение». Особенности существования данных явлений.

Демонстрации опытов по теплопроводности металлов и воды, конвекции воды в замкнутом контуре. Теплоприемник.

П.4, 5,6 Упр.1,2,3




5

Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.

Учет и применение разных видов теплопередачи в быту, природе и технике.

Демонстрации таблиц, образцов стр. материалов и видеоматериалов.

Повт.П.1-6.




6

Количество теплоты. Единицы кол-ва теплоты.

Сам. работа №2

Формирование понятия «количество теплоты», знакомство с единицей измерения кол-ва теплоты. Промеж. контроль.

Материалы сам. работы по теме «Внутр. энергия и способы ее изменения».

П.7




7

Удельная теплоемкость вещества. Расчет кол-ва теплоты при нагревании и охлаждении. Л.р.№1

« Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

Формирование понятия «удельн. теплоемкость», знакомство с табл.1 «Уд. теплоемкость нек. в-в» .

Получение формулы для расчета кол-ва теплоты при нагревании и охлаждении. Формирование навыков обращения с термометром.

Работа с таблицей уд. теплоемкости в учебнике.

Оборудование к л.р.:термометры, калориметры, теплая вода.

П.8,9 Упр.4(1,2а)




8

Решение задач на расчет кол-ва теплоты при нагревании и охлаждении.

Л.р.№2 Сравнение кол-ва теплоты при смешивании воды разной температуры.

Продолжение формирования навыков решения задач, практических навыков измерения физ. величин, умения объяснения полученных результатов.

Задачники.

Оборудование к л.р.: термометры, калориметры, теплая и холодная вода.

Упр.4

2(б, в) , 3




9

Л.р.№3 Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Формирование навыков самостоятельного выполнения практической и расчетной частей лаб. работы.

Мет. цилиндры на нити, сосуд с кипятком, калориметры, термометры, весы с разновесами.

Задачи в тетради.




10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Решение задач на расчет кол-ва теплоты при нагревании, охлаждении и сгорании топлива.

Формирование понятий «топливо» и «удельная теплота сгорания», знакомство с табл.2. Расчет кол-ва теплоты при сгорании топлива.

Коллекция видов топлива из кабинета химии.

Задачник.

П.10,Упр.5 (1)




11

Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Продолжение формирования представлений о сохранении и превращении энергии в различных процессах.

Демонстрация процессов с превращением энергий.

П.11

Повт.П1-10




12

Контрольная работа№1 по теме «Тепловые явления».

Проверка умения решать прямые и обратные задачи на расчет кол-ва теплоты при нагревании, охлаждении и горении.

Текст контрольной работы.



2. Изменение агрегатных состояний вещества. 11ч




1(13)

Работа над ошибками в контр. работе. Плавление и отвердевание. Температура плавления. График плавления и отвердевания.

Формирование понятий «плавление», «отвердевание», «температура плавления». Знакомство с графиком зависимости температуры от времени при плавлении и отверд.

Видео- и фотоматериалы.

П.12, 13, 14. Упр.7




2(14)

Удельная теплота плавления. Расчет кол-ва теплоты при плавлении и отвердевании.

Формирование понятия «удельная теплота плавления». Формирование умения расчета кол-ва теплоты при плавлении и отвердевании с разной нач. температурой.

Задачник.

П.15, Упр.8(4,5)




3(15)

Испарение и конденсация.

Формирование понятий «испарение», «конденсация», «насыщенный пар».

Демонстрации испарения при разных условиях и конденсации.

П.16, 17.Упр.9




4(16)

Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Лаб. раб. №4 «Измерение относит. влажности воздуха ».

Формирование понятий «относительная влажность воздуха», «точка росы». Знакомство с методами измерения относительной влажности.

Демонстрация гигрометра и психрометра. Психрометр. таблицы.

Видеоматериалы.

П.19




5(17)

Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.

Формирование понятий «кипение», «температура кипения», «удельная теплота парообразования». Знакомство с условиями кипения.

Демонстрация кипения при нормальном и пониженном давлении.

П.18, 20




6(18)

Решение задач на расчет кол-ва теплоты при изменении агрегатных состояний вещества.

Решение задач на расчет кол-ва теплоты при испарении при постоянной температуре.

Задачник.

Упр.10(4,5)

Задание 4.




7(19)

Объяснение изменений агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений.

Совершенствование умения применять знания о строении вещества к объяснению переходных процессов. Решение комбинированных задач.

Задачник.

Упр.10(6)




8(20)

Преобразования энергии в тепловых машинах. ДВС.

Продолжение работы по формированию политехн. мировоззрения.

Демонстрации процессов с превращением энергии, модель ДВС.

П21,22. Задачи в тетради.




9(21)

Паровая турбина, холодильник.

Закрепление знаний о превращении энергии и ее сохранении.

Принцип действия турбины и холодильника.

Демонстрация модели турбины и схемы хол-ка.

П 23,24.




10(22)

Контрольная работа №2 «Тепловые явления»

Проверка умения расчетов кол-ва теплоты при изменении агрегатных состояний.

Текст контрольной работы по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

Сообщения о применении теп. дв., перспективах и проблемах.




11(23)

Работа над ошибками в к.р.

Достоинства и недостатки тепловых двигателей.

Экологические проблемы применения тепловых машин.

Обобщение знаний о тепловых двигателях, их технических, экологических и экономических достоинствах и недостатках.

Сообщения учащихся.


3. Электрические явления 27ч




1(24)

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

Формирование понятий «заряженное тело», «электризация тела». Знакомство со способами электризации, эталоны зарядов.

Демонстрации взаимодействия зар. тела с незаряженным, одноименно и разноименно заряж.тел.

П.25, 26




2(25)

Электрическое поле.

Закон сохранения эл. заряда.

Формирование понятий «эл. поле», «проводник», «диэлектрик», «полупроводник». Знакомство с электроскопом и электрометром.

Демонстрация индуцированного на электрометре заряда, проводников и диэлектриков.

П.27, 28




3(26)

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атома.

Существование элементарного заряда. Дискретность заряда. Строение атома. Объяснение электризации тел.

Дем. таблица.

П.29, 30




4(27)

Электрический ток. Гальванический элемент. Аккумуляторы.

Формирование понятий «электрический ток», «источник тока».


Демонстрация гальванических, термо- и фотоэлементов, аккумулятора.

П.32, 35




5(28)

Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока.

Формирование понятий «эл. цепь», «сила тока».

Демонстрация простейшей электр. цепи.

П.33, 34, 36,37.

Упр.14




6(29)

Амперметр. Л.р.№5 Сборка эл. цепи и измерение силы тока на различных участках.

Формирование умения сборки эл. цепи и включения в нее изм. прибора.

Амперметры, соед. провода, лампочки, источники тока.

П.38




7(30)

Носители эл. зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводн. приборы.

Формирование политехнического мировоззрения.

Демонстрация приборов и применения токов в различных средах.

конспект




8(31)

Электрическое напряжение. Вольтметр. Лаб. работа № 6 «Измерение напряжения на различных участках эл. цепи».

Формирование понятия «электрическое напряжение». Единицы напряжения. Закрепление навыка сборки эл. цепи. Правила включения вольтметра в цепь.

Вольтметры: демонстрационный и лабораторный, источники тока, резисторы, соедин. провода.

П. 39, 40, 41

Упр.16 (1,2)




9(32)

Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.

Формирование понятия «эл. сопротивление». Зависимость силы тока от напряжения.

Демонстрация проводников разного сопротивления.

П.42-44

Упр.19(1,2,3)




10(33)

Решение задач на расчет силы тока, напряжения и сопротивления.

Формирование умения применять закон Ома к решению задач.

Задачник.

Задачи в тетради.




11(34)

Удельное сопротивление. Реостаты.

Формирование понятия «удельное сопротивление». Устройство и принцип действия реостата. Умение расчета сопротивления проводника по его параметрам.

Реостаты демонстрационные и лабораторные.


П.45,46,47.




12(35)

Лаб. работа № 7 «Регулирование силы тока реостатом».

Решение задач на расчет сопротивления проводников.

Проверка умения сборки эл. цепи и измерений силы тока и напряжения.

Оборудование к л.р: гальванич. элементы, амперметры, вольтметры, провода, реостаты.

Упр.20 (2)




13(36)

Л.р.№ 8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника»

Проверка выполнения Закона Ома. Умение находить нужную величину по результатам измерений.

Оборудование к л.р: гальванич. элементы, амперметры, вольтметры, проводники, реостаты.

Упр.20 (3,4)

Упр.21(2,4)




14(37)

Виды соединений проводников.

Знакомство с последовательным и параллельным соединениями проводников, их применение.

Демонстрация видов соединений.

П.48,49





15(38)

Решение задач на расчет силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном соединении проводников.

Применение закона Ома и формул последовательного соединения к решению задач.

Задачники.

Упр.22(1,2,3)




16(39)

Решение задач на расчет силы тока, напряжения и сопротивления при параллельном соединении проводников.

Применение закона Ома и формул параллельного соединения к решению задач.

Задачники.

Упр.23(1,3)




17(40)

Работа и мощность тока.

Формирование понятий «работа тока» и «мощность тока». Единицы измерения работы и мощности тока. Умение расчета работы и мощности тока.

Демонстрация свечения эл. ламп разной мощности.

П.50,51,52.

Упр.24(1)

25(1




18(41)

Решение задач на расчет работы и мощности эл. тока.

Формирование умения рассчитывать работу и мощность тока.

Задачник.

Упр.24(2,3)

Упр.25(2,3)




19(42)

Лаб. работа№9 «Измерение работы и мощности эл. тока».


Формирование умения измерения мощности тока по показаниям амперметра и вольтметра.

Оборудование к л.р: гальв. элемент, амп., вольтм., лампы, проводники.





20(43)

Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

Формирование знаний о нагревании проводников, умения расчета кол-ва теплоты.

Демонстрация теплового действия тока.

П.53

Упр.27(1,4)

26(1,2)




21(44)

Решение задач на расчет количества теплоты, выделяемого эл .током.

Закрепление навыков расчета работы, мощности и кол-ва теплоты. Решение обратн. задач.

Задачник.

Задачи в тетради




22(45)

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы.

Устройство лампы накаливания, др. нагрев. приборов.

Видеоматериал.

П.54




23(46)

Счетчик электроэнергии Расчет электроэнергии, потребляемой электроприборами.

Назначение счетчика эл. энергии.

Способы экономии электроэнергии.

Фото электро-счетчика.

Конспект.




24(47)

Решение задач на смешанное соединение проводников.

Применение знаний к решению сложных задач.

Задачник.

Задачи в тетради.




25(48)

Обобщение по теме «Электрические явления». Подготовка к контр. работе.

Обобщение знаний по теме. Решение задач.


Повт.

П42-53





26(49)

Контрольная работа №3 «Электрические явления».

Контроль знаний и умений по теме «Электрические явления».

Текст контрольной работы.





27(50)

Работа над ошибками в конт. работе.

Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Понятие о коротком замыкании. Принципы действия и виды предохранителей.

Демонстрация плавких предохранителей.

П.55 Зад.7(1,2)


4. Электромагнитные явления. 7ч




1(51)

Магнитное поле тока.

Знакомство с магнитным действием электрического тока. Формирование понятий «магнитное поле», «магнитные линии».

Демонстрации действия проводника с током на магнитую стрелку. Дем-я магн. линий.

П.56, 57




2(52)

Электромагниты и их применение. Лаб. работа №10 «Сборка эл. магнита и испытание его действия».

Формирование представлений об электромагните и их применении.


Оборудование к л.р.: готовый набор

П.58

Упр.28




3(53)

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Историческая справка. Причины существования магн. поля Земли и пост. магнитов. Магнитные полюсы и магн. линии.

Видеоматериал.

П.59,60

Зад.10(1)




4(54)

Действие магнитного поля на проводник с током.

Существование силы Ампера, ее направление.

Принцип действия электроизмерительных приборов.

Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током.

П.61




5(55)

Электродвигатель. Лаб. работа №11 «Изучение эл. двигателя постоянного тока».

Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока.

Демонстрация действия электродвигателя.

Оборудование к

л.р.: готовый набор

П.61

Повт. П.56-61




6(56)

Динамик и микрофон.

Устройство и принцип действия динамика и микрофона.

Демонстрация динамика и микрофона. Таблицы.

Конспект.

Повт. П.56-61, сообщения уч.




7(57)

Повторение и обобщение по теме. Кратковр. сам. работа.

Закрепление и обобщение знаний по теме.

Контроль полученных знаний.

Модели электромагнита и электродвигателя. Амперметр. Постоян. магниты.

Текст сам. раб.


5. Световые явления 9ч




1(58)

Источники света. Прямолинейное распространение света.

Формирование понятия «источник света». Тень как доказательство прямолинейного распространения света.

Демонстрация источников света, тени и полутени. Схемы солн. и лунн. затмений.

П. 62

Упр.29(2)




2(59)

Отражение света. Законы отражения.

Знакомство с законами отражения света. Характеристики изображения в пл. зеркале.

Демонстрация отражения света на оптич, шайбе.

П.63,64




3(60)

Плоское зеркало.

Лаб. работа №12 Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Характеристики изображения в пл. зеркале. Закрепление знания законов отражения и вида изображения в пл. зеркале.

Оборудование к л.р.№12 : зеркала, линейки.

Уп30(1,2,3)

Уп31(1-4)




4(61)

Преломление света. Лаб. работа №13 Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Формирование представлений об условиях преломления света.

Демонстрация преломления света в воде и стекле. Оборудование к л.р.№13: стеклянные призмы.

П.65

Упр.32(1,2,3)




5(62)

Линзы. Фокусное расстояние линзы.

Оптичес.сила линзы.

Формирование понятий «линзы», «фокусное расстояние», «оптическая сила».

Демонстрация линз разных видов.

П.66

Упр.33




6(63)

Построение изображений, даваемых тонкой линзой.

Правила построения и виды изображений, даваемых линзами.

Демонстрация видов изображений.

П.67

Упр.34(1,3)




7(64)

Решение задач на построение изображений. Лаб. работа№14 Измерение фокусного расстояния линзы. Получение изображений.

Закрепление полученных навыков построения изображений. Способы измерения фокусного расстояния. Наблюдение изображений при разных условиях.

Оборудование к л.р.№14: собир. линзы, экраны, свечи, линейки.

Подготовить сообщения о свет. явлениях и приборах.




8(65)

Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Обобщение по теме «Световые явления».

Разнообразие оптич. приборов. Повторение понятий и законов. Решение задач на отражение и преломление.

Изображения оптических приборов.

Повт. П.62-67.





8(66)

Контрольная работа №4 по теме «Световые явления».

Контроль полученных знаний и навыков.

Текст контрольной работы.


Резерв 2ч




1(67)








2(68)