Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений.(физика,астрономия)-составители В.А.Коровин,В.А.Орлов. и авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина (М., «Дрофа»,2011г) и ориентирована на работу с учащимися 8 класса. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов за учебный год.
В курсе основного образования при изучении физики практикуются следующие формы организации учебного процесса: фронтальная беседа, решение задач, индивидуальная работа с учебником, самостоятельная работа в группах.
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха,
электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы
смысл физических законов: сохранения энергии в механических и тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление,кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света
силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и электромагнитных явлениях
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дляобеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки.
В курсе основного образования при изучении физики практикуются следующие формы контроля:
устный опрос ( фронтальный, индивидуальный, групповой), письменный опрос ( физический диктант, тест,
кратковременная самостоятельная работа, контрольная работа), лабораторная работа.
1. Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы
Авторы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.Москва, «Дрофа» 2011г.
2. Учебник: А.В.Перышкин Физика 8 класс Москва. «Дрофа», 2010г.
3. Сборник задач по физике. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, Москва, «Просвещение» 2010г.
Дата | Дата | Дата | № урока | Тема урока | Планируемые результаты | Дидакт. средства, оборудование, эксперимент | Домашнее задание |
1. Тепловые явления 12ч |
| | | 1 | Тепловое движение. Температура. Термометр. | Формирование понятий «тепловое движение молекул», «температура». Принцип действия жидкост. термометра. | Модель теплового движения молекул. Жидкостный термометр. | П.1 |
| | | 2 | Внутренняя энергия. | Повторение понятий «кинетическая энергия» и «потенциальная энергия». Формирование понятия «внутренняя энергия». | Демонстрация движущихся и упругодеформированных тел. | П.2 |
| | | 3 | Способы изменения внутренней энергии. | Получение представления о двух способах изменения внутренней энергии: работе и теплопередаче. | Демонстрации опытов по изменению внутрен. энергии тел двумя способами. | П.3 |
| | | 4 | Теплопроводность. Конвекция. Излучение. | Формирование понятий: «теплопроводность», «конвекция», «излучение». Особенности существования данных явлений. | Демонстрации опытов по теплопроводности металлов и воды, конвекции воды в замкнутом контуре. Теплоприемник. | П.4, 5,6 Упр.1,2,3 |
| | | 5 | Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. | Учет и применение разных видов теплопередачи в быту, природе и технике. | Демонстрации таблиц, образцов стр. материалов и видеоматериалов. | Повт.П.1-6. |
| | | 6 | Количество теплоты. Единицы кол-ва теплоты. Сам. работа №2 | Формирование понятия «количество теплоты», знакомство с единицей измерения кол-ва теплоты. Промеж. контроль. | Материалы сам. работы по теме «Внутр. энергия и способы ее изменения». | П.7 |
| | | 7 | Удельная теплоемкость вещества. Расчет кол-ва теплоты при нагревании и охлаждении. Л.р.№1 « Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». | Формирование понятия «удельн. теплоемкость», знакомство с табл.1 «Уд. теплоемкость нек. в-в» . Получение формулы для расчета кол-ва теплоты при нагревании и охлаждении. Формирование навыков обращения с термометром. | Работа с таблицей уд. теплоемкости в учебнике. Оборудование к л.р.:термометры, калориметры, теплая вода. | П.8,9 Упр.4(1,2а) |
| | | 8 | Решение задач на расчет кол-ва теплоты при нагревании и охлаждении. Л.р.№2 Сравнение кол-ва теплоты при смешивании воды разной температуры. | Продолжение формирования навыков решения задач, практических навыков измерения физ. величин, умения объяснения полученных результатов. | Задачники. Оборудование к л.р.: термометры, калориметры, теплая и холодная вода. | Упр.4 2(б, в) , 3 |
| | | 9 | Л.р.№3 Измерение удельной теплоемкости твердого тела. | Формирование навыков самостоятельного выполнения практической и расчетной частей лаб. работы. | Мет. цилиндры на нити, сосуд с кипятком, калориметры, термометры, весы с разновесами. | Задачи в тетради. |
| | | 10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Решение задач на расчет кол-ва теплоты при нагревании, охлаждении и сгорании топлива. | Формирование понятий «топливо» и «удельная теплота сгорания», знакомство с табл.2. Расчет кол-ва теплоты при сгорании топлива. | Коллекция видов топлива из кабинета химии. Задачник. | П.10,Упр.5 (1) |
| | | 11 | Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. | Продолжение формирования представлений о сохранении и превращении энергии в различных процессах. | Демонстрация процессов с превращением энергий. | П.11 Повт.П1-10 |
| | | 12 | Контрольная работа№1 по теме «Тепловые явления». | Проверка умения решать прямые и обратные задачи на расчет кол-ва теплоты при нагревании, охлаждении и горении. | Текст контрольной работы. | |
2. Изменение агрегатных состояний вещества. 11ч |
| | | 1(13) | Работа над ошибками в контр. работе. Плавление и отвердевание. Температура плавления. График плавления и отвердевания. | Формирование понятий «плавление», «отвердевание», «температура плавления». Знакомство с графиком зависимости температуры от времени при плавлении и отверд. | Видео- и фотоматериалы. | П.12, 13, 14. Упр.7 |
| | | 2(14) | Удельная теплота плавления. Расчет кол-ва теплоты при плавлении и отвердевании. | Формирование понятия «удельная теплота плавления». Формирование умения расчета кол-ва теплоты при плавлении и отвердевании с разной нач. температурой. | Задачник. | П.15, Упр.8(4,5) |
| | | 3(15) | Испарение и конденсация. | Формирование понятий «испарение», «конденсация», «насыщенный пар». | Демонстрации испарения при разных условиях и конденсации. | П.16, 17.Упр.9 |
| | | 4(16) | Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Лаб. раб. №4 «Измерение относит. влажности воздуха ». | Формирование понятий «относительная влажность воздуха», «точка росы». Знакомство с методами измерения относительной влажности. | Демонстрация гигрометра и психрометра. Психрометр. таблицы. Видеоматериалы. | П.19 |
| | | 5(17) | Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования. | Формирование понятий «кипение», «температура кипения», «удельная теплота парообразования». Знакомство с условиями кипения. | Демонстрация кипения при нормальном и пониженном давлении. | П.18, 20 |
| | | 6(18) | Решение задач на расчет кол-ва теплоты при изменении агрегатных состояний вещества. | Решение задач на расчет кол-ва теплоты при испарении при постоянной температуре. | Задачник. | Упр.10(4,5) Задание 4. |
| | | 7(19) | Объяснение изменений агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. | Совершенствование умения применять знания о строении вещества к объяснению переходных процессов. Решение комбинированных задач. | Задачник. | Упр.10(6) |
| | | 8(20) | Преобразования энергии в тепловых машинах. ДВС. | Продолжение работы по формированию политехн. мировоззрения. | Демонстрации процессов с превращением энергии, модель ДВС. | П21,22. Задачи в тетради. |
| | | 9(21) | Паровая турбина, холодильник. | Закрепление знаний о превращении энергии и ее сохранении. Принцип действия турбины и холодильника. | Демонстрация модели турбины и схемы хол-ка. | П 23,24. |
| | | 10(22) | Контрольная работа №2 «Тепловые явления» | Проверка умения расчетов кол-ва теплоты при изменении агрегатных состояний. | Текст контрольной работы по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». | Сообщения о применении теп. дв., перспективах и проблемах. |
| | | 11(23) | Работа над ошибками в к.р. Достоинства и недостатки тепловых двигателей. Экологические проблемы применения тепловых машин. | Обобщение знаний о тепловых двигателях, их технических, экологических и экономических достоинствах и недостатках. | Сообщения учащихся. | |
3. Электрические явления 27ч |
| | | 1(24) | Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. | Формирование понятий «заряженное тело», «электризация тела». Знакомство со способами электризации, эталоны зарядов. | Демонстрации взаимодействия зар. тела с незаряженным, одноименно и разноименно заряж.тел. | П.25, 26 |
| | | 2(25) | Электрическое поле. Закон сохранения эл. заряда. | Формирование понятий «эл. поле», «проводник», «диэлектрик», «полупроводник». Знакомство с электроскопом и электрометром. | Демонстрация индуцированного на электрометре заряда, проводников и диэлектриков. | П.27, 28 |
| | | 3(26) | Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атома. | Существование элементарного заряда. Дискретность заряда. Строение атома. Объяснение электризации тел. | Дем. таблица. | П.29, 30 |
| | | 4(27) | Электрический ток. Гальванический элемент. Аккумуляторы. | Формирование понятий «электрический ток», «источник тока». | Демонстрация гальванических, термо- и фотоэлементов, аккумулятора. | П.32, 35 |
| | | 5(28) | Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. | Формирование понятий «эл. цепь», «сила тока». | Демонстрация простейшей электр. цепи. | П.33, 34, 36,37. Упр.14 |
| | | 6(29) | Амперметр. Л.р.№5 Сборка эл. цепи и измерение силы тока на различных участках. | Формирование умения сборки эл. цепи и включения в нее изм. прибора. | Амперметры, соед. провода, лампочки, источники тока. | П.38 |
| | | 7(30) | Носители эл. зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводн. приборы. | Формирование политехнического мировоззрения. | Демонстрация приборов и применения токов в различных средах. | конспект |
| | | 8(31) | Электрическое напряжение. Вольтметр. Лаб. работа № 6 «Измерение напряжения на различных участках эл. цепи». | Формирование понятия «электрическое напряжение». Единицы напряжения. Закрепление навыка сборки эл. цепи. Правила включения вольтметра в цепь. | Вольтметры: демонстрационный и лабораторный, источники тока, резисторы, соедин. провода. | П. 39, 40, 41 Упр.16 (1,2) |
| | | 9(32) | Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. | Формирование понятия «эл. сопротивление». Зависимость силы тока от напряжения. | Демонстрация проводников разного сопротивления. | П.42-44 Упр.19(1,2,3) |
| | | 10(33) | Решение задач на расчет силы тока, напряжения и сопротивления. | Формирование умения применять закон Ома к решению задач. | Задачник. | Задачи в тетради. |
| | | 11(34) | Удельное сопротивление. Реостаты. | Формирование понятия «удельное сопротивление». Устройство и принцип действия реостата. Умение расчета сопротивления проводника по его параметрам. | Реостаты демонстрационные и лабораторные. | П.45,46,47. |
| | | 12(35) | Лаб. работа № 7 «Регулирование силы тока реостатом». Решение задач на расчет сопротивления проводников. | Проверка умения сборки эл. цепи и измерений силы тока и напряжения. | Оборудование к л.р: гальванич. элементы, амперметры, вольтметры, провода, реостаты. | Упр.20 (2) |
| | | 13(36) | Л.р.№ 8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника» | Проверка выполнения Закона Ома. Умение находить нужную величину по результатам измерений. | Оборудование к л.р: гальванич. элементы, амперметры, вольтметры, проводники, реостаты. | Упр.20 (3,4) Упр.21(2,4) |
| | | 14(37) | Виды соединений проводников. | Знакомство с последовательным и параллельным соединениями проводников, их применение. | Демонстрация видов соединений. | П.48,49 |
| | | 15(38) | Решение задач на расчет силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном соединении проводников. | Применение закона Ома и формул последовательного соединения к решению задач. | Задачники. | Упр.22(1,2,3) |
| | | 16(39) | Решение задач на расчет силы тока, напряжения и сопротивления при параллельном соединении проводников. | Применение закона Ома и формул параллельного соединения к решению задач. | Задачники. | Упр.23(1,3) |
| | | 17(40) | Работа и мощность тока. | Формирование понятий «работа тока» и «мощность тока». Единицы измерения работы и мощности тока. Умение расчета работы и мощности тока. | Демонстрация свечения эл. ламп разной мощности. | П.50,51,52. Упр.24(1) 25(1 |
| | | 18(41) | Решение задач на расчет работы и мощности эл. тока. | Формирование умения рассчитывать работу и мощность тока. | Задачник. | Упр.24(2,3) Упр.25(2,3) |
| | | 19(42) | Лаб. работа№9 «Измерение работы и мощности эл. тока». | Формирование умения измерения мощности тока по показаниям амперметра и вольтметра. | Оборудование к л.р: гальв. элемент, амп., вольтм., лампы, проводники. | |
| | | 20(43) | Количество теплоты, выделяемое проводником с током. | Формирование знаний о нагревании проводников, умения расчета кол-ва теплоты. | Демонстрация теплового действия тока. | П.53 Упр.27(1,4) 26(1,2) |
| | | 21(44) | Решение задач на расчет количества теплоты, выделяемого эл .током. | Закрепление навыков расчета работы, мощности и кол-ва теплоты. Решение обратн. задач. | Задачник. | Задачи в тетради |
| | | 22(45) | Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. | Устройство лампы накаливания, др. нагрев. приборов. | Видеоматериал. | П.54 |
| | | 23(46) | Счетчик электроэнергии Расчет электроэнергии, потребляемой электроприборами. | Назначение счетчика эл. энергии. Способы экономии электроэнергии. | Фото электро-счетчика. | Конспект. |
| | | 24(47) | Решение задач на смешанное соединение проводников. | Применение знаний к решению сложных задач. | Задачник. | Задачи в тетради. |
| | | 25(48) | Обобщение по теме «Электрические явления». Подготовка к контр. работе. | Обобщение знаний по теме. Решение задач. | | Повт. П42-53 |
| | | 26(49) | Контрольная работа №3 «Электрические явления». | Контроль знаний и умений по теме «Электрические явления». | Текст контрольной работы. | |
| | | 27(50) | Работа над ошибками в конт. работе. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. | Понятие о коротком замыкании. Принципы действия и виды предохранителей. | Демонстрация плавких предохранителей. | П.55 Зад.7(1,2) |
4. Электромагнитные явления. 7ч |
| | | 1(51) | Магнитное поле тока. | Знакомство с магнитным действием электрического тока. Формирование понятий «магнитное поле», «магнитные линии». | Демонстрации действия проводника с током на магнитую стрелку. Дем-я магн. линий. | П.56, 57 |
| | | 2(52) | Электромагниты и их применение. Лаб. работа №10 «Сборка эл. магнита и испытание его действия». | Формирование представлений об электромагните и их применении. | Оборудование к л.р.: готовый набор | П.58 Упр.28 |
| | | 3(53) | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | Историческая справка. Причины существования магн. поля Земли и пост. магнитов. Магнитные полюсы и магн. линии. | Видеоматериал. | П.59,60 Зад.10(1) |
| | | 4(54) | Действие магнитного поля на проводник с током. | Существование силы Ампера, ее направление. Принцип действия электроизмерительных приборов. | Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током. | П.61 |
| | | 5(55) | Электродвигатель. Лаб. работа №11 «Изучение эл. двигателя постоянного тока». | Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока. | Демонстрация действия электродвигателя. Оборудование к л.р.: готовый набор | П.61 Повт. П.56-61 |
| | | 6(56) | Динамик и микрофон. | Устройство и принцип действия динамика и микрофона. | Демонстрация динамика и микрофона. Таблицы. | Конспект. Повт. П.56-61, сообщения уч. |
| | | 7(57) | Повторение и обобщение по теме. Кратковр. сам. работа. | Закрепление и обобщение знаний по теме. Контроль полученных знаний. | Модели электромагнита и электродвигателя. Амперметр. Постоян. магниты. Текст сам. раб. | |
5. Световые явления 9ч |
| | | 1(58) | Источники света. Прямолинейное распространение света. | Формирование понятия «источник света». Тень как доказательство прямолинейного распространения света. | Демонстрация источников света, тени и полутени. Схемы солн. и лунн. затмений. | П. 62 Упр.29(2) |
| | | 2(59) | Отражение света. Законы отражения. | Знакомство с законами отражения света. Характеристики изображения в пл. зеркале. | Демонстрация отражения света на оптич, шайбе. | П.63,64 |
| | | 3(60) | Плоское зеркало. Лаб. работа №12 Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. | Характеристики изображения в пл. зеркале. Закрепление знания законов отражения и вида изображения в пл. зеркале. | Оборудование к л.р.№12 : зеркала, линейки. | Уп30(1,2,3) Уп31(1-4) |
| | | 4(61) | Преломление света. Лаб. работа №13 Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. | Формирование представлений об условиях преломления света. | Демонстрация преломления света в воде и стекле. Оборудование к л.р.№13: стеклянные призмы. | П.65 Упр.32(1,2,3) |
| | | 5(62) | Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптичес.сила линзы. | Формирование понятий «линзы», «фокусное расстояние», «оптическая сила». | Демонстрация линз разных видов. | П.66 Упр.33 |
| | | 6(63) | Построение изображений, даваемых тонкой линзой. | Правила построения и виды изображений, даваемых линзами. | Демонстрация видов изображений. | П.67 Упр.34(1,3) |
| | | 7(64) | Решение задач на построение изображений. Лаб. работа№14 Измерение фокусного расстояния линзы. Получение изображений. | Закрепление полученных навыков построения изображений. Способы измерения фокусного расстояния. Наблюдение изображений при разных условиях. | Оборудование к л.р.№14: собир. линзы, экраны, свечи, линейки. | Подготовить сообщения о свет. явлениях и приборах. |
| | | 8(65) | Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Обобщение по теме «Световые явления». | Разнообразие оптич. приборов. Повторение понятий и законов. Решение задач на отражение и преломление. | Изображения оптических приборов. | Повт. П.62-67. |
| | | 8(66) | Контрольная работа №4 по теме «Световые явления». | Контроль полученных знаний и навыков. | Текст контрольной работы. | |
Резерв 2ч |
| | | 1(67) | | | | |
| | | 2(68) | | | | |