Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений.(физика,астрономия)-составители В.А.Коровин,В.А.Орлов. и авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина (М., «Дрофа»,2011г) и ориентирована на работу с учащимися 9 класса. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов за учебный год.
В курсе основного образования при изучении физики практикуются следующие формы организации учебного процесса: фронтальная беседа, решение задач, индивидуальная работа с учебником, самостоятельная работа в группах.
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; оценки безопасности радиационного фона.
В курсе основного образования при изучении физики практикуются следующие формы контроля:
устный опрос ( фронтальный, индивидуальный, групповой), письменный опрос ( физический диктант, тест,
кратковременная самостоятельная работа, контрольная работа), лабораторная работа.
1. Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы
Авторы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин Москва, «Дрофа» 2011г.
2. Учебник: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник Физика 9 класс Москва. «Дрофа», 2011г.
3. Сборник задач по физике. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, Москва, «Просвещение» 2010г
Дата | Да Дата | Дата | № урока | Тема урока | Планируемые результаты | Дидактические средства, оборудование, эксперимент | Домашнее задание |
Законы взаимодействия и движения тел. 26ч |
| | | 1 | Механика- наука о движении. Материальная точка. Система отсчета. | Представление о задачах механики. Формирование понятий: система отсчета, материальная точка. | Демонстрация прямолинейного, криволинейного и колебательного движения. | П.1 Упр.1(1-3) |
| | | 2 | Перемещение. Определение координаты движущегося тела. | Повторение значения понятий: путь, траектория. Формирование понятия «перемещение». | Работа с рисунками в учебнике и задачнике. | П.2,3 Упр.2 (1,2) |
| | | 3 | Прямолинейное равномерное движение. Скорость прямолинейного равномерного движения. | Повторение понятий: «равномерное движение», «скорость равномерного дв-я». Расчет скорости тела, единицы скорости. | Демонстрация равномерного прямолинейного движения. | П.4 |
| | | 4 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графики скорости, перемещения и координаты тела. | Расчет перемещения и координаты тела при равномерном движении. Чтение и построение графиков кинематич. величин. | Задачник | П.4 Упр.4 |
| | | 5 | Решение задач на расчет координат, скорости и перемещения при равномерном движении. | Совершенствование умения расчета кинемат. величин при равномерном прямолин. движении. | Работа с задачником. | Задачи в тетради. |
| | | 6 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | Формирование понятий «ускорение» и «равноускоренное движение». Расчет ускорения. | Демонстрация равноускоренного движения. | П.5 Упр.5 |
| | | 7 | Мгновенная скорость равноуск. движения. Графики скорости и ускорения при равноускоренном дв-ии. | Расчет мгновенной скорости. Чтение и построение графиков скорости и ускорения равноуск. дв-я. | Флипчат « Графики равноускоренного движения» | П.6 Упр.6(1.2) |
| | | 8 | Перемещение при равноускор. движении. | Повторение понятия «перемещение». Расчет перемещения по площади фигуры под графиком скорости. | Работа с учебником. | П.7,8 Упр.7 |
| | | 9 | Лаб. работа №1 «Исследование равноуск. движения без начальной скорости». | Экспериментальное наблюдение равноускор. дв-я. Измерение времени и перемещения. Расчет ускорения по результатам измерений. | Оборудование к л.р.: штатив, желоб, мет. цилиндр, мет. шарик, секундомер, сантиметровая лента. | Упр.9 |
| | | 10 | Решение задач на расчет ускорения, скорости, перемещения и координаты тела, движущегося равноускоренно. Чтение графиков кинематич. величин. | Развитие и закрепление навыков по решению кинематических задач. | Работа с задачником. | Задачи в тетради. |
| | | 11 | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика прямолинейного движения». | Контроль знаний и умений по теме «Кинематика прямолинейного движения». | Варианты контр. работы. | |
| | | 12 | Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | Совершенствование знаний об относительности мех. движения, траектории, перемещения и скорости. История развития представления о мировой системе. | Демонстрация относительности движения. | П.9 Упр.9(1,2) |
| | | 13 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | Формирование понятия «инерциальная система отсчета». Формулировка закона, применение закона к объяснению движения по инерции. | Демонстрация тел в покое и равномерном прямолинейном движении. | П.10, Упр.10 |
| | | 14 | Второй закон Ньютона. | Формулировка закона, применение закона к объяснению неравномерного движения . | Демонстрация тел, меняющих скорость по величине и направлению. | П.11, Упр.11 |
| | | 15 | Третий закон Ньютона. | Формулировка закона, применение закона к объяснению известных случаев взаимодействия. | Демонстрация взаимодействующих тел. | П.12, Упр.12 |
| | | 16 | Свободное падение тел. Невесомость. | Формирование понятий «свободное падение», «невесомость». Ускорение свободного падения. | Демонстрация падения тел в трубке Ньютона. | П.13, Упр.13 |
| | | 17 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. | Дв-е по вертикали под действием силы тяжести –равноускоренное движение. | | П.14 |
| | | 18 | Лаб. работа №2 «Измерение ускорения свободного падения». | Экспериментальное исследование свободного падения. | Оборудование к лаб. работе. | |
| | | 19 | Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. | Формулировка закона, применение закона к объяснению явлений. Расчет силы всемирного тяготения и ускорения св. падения. | Демонстрация уч. фильма. | П.15, 16 Упр.15 |
| | | 20 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | Направление скорости и перемещения при кривол. дв-и. Понятия «период» и «частота» вращения. Направление и величина центрострем. ускорения. | Демонстрация равномерного движения по окружности. | П18, 19 Упр.17(1,2) |
| | | 21 | Решение задач на движение тел по окружности. | Закрепление знаний о криволинейном движении. Формирование умения численных расчетов величин при дв-ии по окружности. | Работа с задачником. | Упр.18(1,2) |
| | | 22 | Искусственные спутники Земли. | Формирование понятий «искусственный спутник», «первая космическая скорость». Расчет скорости спутника. | Видеоролик. Историческая справка о запуске первого спутника и первого человека в космос. | П.20 |
| | | 23 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | Формирование понятия «импульс тела». Формулировка закона. Применение закона к известным явлениям. | Демонстрация выстрела из двухстороннего пистолета. | П.21, 22. Упр.21. |
| | | 24 | Реактивное движение. Ракеты. | Формирование понятия «реактивное движение» Применение реактивного движения в природе и технике. | Демонстрация запуска космической ракеты. | П.23 |
| | | 25 | Решение задач на закон сохранения импульса. | Формирование умения решения задач с нахождением проекций векторов. | Работа с задачником. | Упр.22 |
| | | 26 | Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса». | Проверка умений и навыков, полученных при изучении темы. | Варианты контрольной работы. | |
Механические колебания и волны. Звук. 10 ч |
| | | 1(27) | Работа над ошибками в контр. работе. Колебательное движение. Амплитуда, период, частота колебаний. | Формирование понятий «колебательное движение», «амплитуда». | Демонстрация колебаний, разных по амплитуде и частоте. | П.24,26 |
| | | 2(28) | Свободные колебания. Колебательные системы. | Признаки колебательных систем и свободных колебаний. | Демонстрация свободных колебаний в разных колебательных системах. | П.25,27 Упр.23 |
| | | 3(29) | Колебания груза на пружине. Лаб. работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пруж. маятника от массы груза и жесткости пружины». | Исследование зависимости периода колебаний пруж. маятника от массы груза и жесткости пружины. Независимость периода от амплитуды. | Набор пружин разной жесткости. Набор грузов по 100г. Секундомер. | Упр.24 (1) |
| | | 4(30) | Нитяной маятник. Лаб. работа№4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити». | Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Независимость периода от амплитуды и массы груза. | Нитяной маятник, секундомер, сантиметровая лента. | Упр. 24(2) |
| | | 5(31) | Превращение энергии при колебаниях. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. | Повторение понятий «кинетическая энергия», «потенциальная энергия», «полная механическая энергия» и «внутренняя энергия». Формирование понятия «резонанс». | Демонстрация затухающих и вынужденных колебаний. Демонстрация мех. резонанса. | П.28,29,30 |
| | | 6(32) | Распространение колебаний. Продольные и поперечные волны. | Формирование понятий «механическая волна», «продольная и поперечная волна». | Демонстрация продольной и поперечной волн. | П.31, 32 |
| | | 7(33) | Длина волны. Скорость распространения волны. Связь длины волны со скоростью и периодом (частотой). | Формирование понятий «длина волны» и «скорость волны». Выяснение зависимости между длиной волны и ее скоростью. | | П.33 Упр.28 |
| | | 8(34) | Звуковые волны. Скорость звука. | Признаки звуков. колебаний. Понятие звуков. волны. Скорость звука в различных средах. | Демонстрация возникновения звуковых колебпний с помощью камертона. | П.34, 37, 38 |
| | | 9(35) | Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс. Повторение по теме. | Формирование понятий «высота звука», «громкость звука», «тембр звука», «звуковой резонанс». | Демонстрация всей шкалы звуковых колебаний (ГЗЧ) и звукового резонанса с помощью двух камертонов. | П.35,36,40 |
| | | 10(36) | Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны. Звук». | Проверка знаний и умений по теме. | Текст контрольной работы. | |
Электромагнитное поле. 17ч |
| | | 1(37) | Работа над ошибками в контр. работе. Однородное и неоднородное магнитное поле. | Источники магнитных полей. Повторение понятий «магнитное поле», «магнитные линии». Однородное и неоднородное магнитное поле. | Дем-ция постоянных магнитов, их магнитных линий. Действие проводника с током на магнитную стрелку. | П.42, 43 |
| | | 2(38) | Направление тока и линий его магнитного поля. Правило буравчика. | Повторение и закрепление умения определять направление магнитных линий. | | П. 44 Упр.35(1-4) |
| | | 3(39) | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | Формирование умения определять направление силы Ампера по правилу левой руки. | Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током | П.45 Упр.36(2,3) |
| | | 4(40) | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | Формирование понятий «индукция магн. поля» и «магнитный поток» | | П.46, 47 Упр.37(1,2) |
| | | 5(41) | Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. | Знакомство с явлением электромагнитной индукции. | Демонстрация явления электромагнитной индукции | П.48 |
| | | 6(42) | Лабор. работа№5 «Изучение явления электромагнитной индукции». | Наблюдение и изучение способов получения индукционного тока. | Оборудование к лаб. работе. | Упр.39 |
| | | 7(43) | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | Формирование умения определять направление индукционного тока. | Флипчат «Магнитное поле» | П. 49 Упр.40(1) |
| | | 8(44) | Явление самоиндукции. | Знакомство с явлением самоиндукции как частным случаем электромагн. индукции. | Демонстрация явления самоиндукции. | П. 50 Упр.41 |
| | | 9(45) | Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. | Формирование понятия «переменный эл. ток». Устройство и принцип действия генератора перем. тока. | Демонстрация модели и фото генератора перем. тока. | П.51 |
| | | 10(46) | Трансформатор. Передача электроэнергии на расстояние. | Знакомство с устройством, принципом действия и назначением трансформатора. Особенности передачи перем. эл. тока на расстояние. | Демонстрация трансформатора. Плакаты. Видеоролик. | П.51 Упр.42 |
| | | 11(47) | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (ЭМВ). Скорость распространения ЭМВ. Влияние ЭМ- излучений на живые организмы. | Формирование понятий «электромагнитное поле», « электромагнитные волны». | Таблицы. | П. 52,53 |
| | | 12(48) | Конденсатор. Колебательный контур. Получение ЭМ колебаний. | Устройство и назначение конденсатора. Устройство и принцип действия колеб. контура. | Демонстрация конденсаторов разного вида. | П. 54 , 55 Упр.45(1,2,3) |
| | | 13(49) | Принципы радиосвязи и телевидения. | Знакомство с основными принципами радио- и телесвязи. | Таблицы. | П.56 |
| | | 14(50) | Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. | Формирование представления о свете как о электромагн. волне. Причины преломления света. Физ.смысл показателя преломления. Понятие дисперсии и ее причины. | Демонстрация преломления света в стекле. Наблюдение дисперсии с помощью стеклянной призмы. | П.58,59,60 |
| | | 15(51) | Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Лаб. работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». | Знакомство с типами оптических спектров и причинами их возникновения. | Наблюдение спектров. | П.61,62,63 |
| | | 16(52) | Обобщение и повторение по теме. Подготовка к контр. работе. | Повторение и систематизация знаний об электромагнитном поле , ЭМ-волнах и их применении. | Работа с задачником, таблицами и плакатами. | Повторить П.42-64 |
| | | 17(53) | Контрольная работа №3 по теме «Электромагнитное поле». | Проверка знаний и умений по теме. | Текст контрольной работы. | |
Строение атома и атомного ядра. 11ч |
| | | 1(54) | Работа над ошибками в конт. работе. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гаммаизлучния. | История открытия радиоактивности. Понятие «радиоактивное вещество». Состав альфа-, бетта-, гамма-излучнеий. | Презентация « Радиоактивность» | П.65 |
| | | 2(55) | Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. | Цели, установка, ход опыта Резерфорда. Полученные результаты и выводы о строении атома. | Презентация « Опыт Резерфорда» | П.66 |
| | | 3(56) | Радиоактивные превращения атомных ядер. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Лаб. работа№8 «Изучение треков заряженных частиц по фото треков». | , -распад ядер. Принципы регистрации элементарных частиц. Работа с фотографиями треков элементарных частиц. | Фотографии треков элементарных частиц. | П.67,68 Упр.51 (1-3) |
| | | 4(57) | Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. | Формирование представления о сложном строении атомного ядра. | Работа с таблицей Менделеева. | П.69,70, 71 Упр. 53 |
| | | 5(58) | Энергия связи. Дефект масс. | Формирование представления о ядерных силах и их свойствах, энергии связи и удельной энергии связи. Понятие «дефект масс» . | | П 72, 73 |
| | | 6(59) | Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Лаб. раб.№7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». | Значение реакции деления урана как источника энергии. Условия существования стабильной ядерной реакции. Составляющие ядерной энергетики. | Плакаты. Фото треков элементарных частиц при делении ядра урана. | П.74,75,76 |
| | | 7(60) | Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. | Совершенствование знаний об влиянии тепловых электростанций на экологию планеты. Представление о дозиметрах. | Презентация « Влияние тепловых электростанций на экологию планеты». Демонстрация счетчика Гейгера. | П.77 |
| | | 8(61) | Закон радиоактивного распада. Период полураспада. | Формирование понятия «период полураспада». Статистичность закона радиоактивного распада. | Справочные таблицы. | П. 78 |
| | | 9(62) | Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Лаб. раб. №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» | Формирование представления о вреде и пользе радиоактивных излучений. Особенности их излучения и поглощения. | Счетчик Гейгера | П.78 |
| | | 10(63) | Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. | Понятие о термоядерной реакции как источнике энергии Солнца. Современные успехи и проблемы ядерной энергетики. | Презентация « Термоядерная энергия» | П.79 |
| | | 11(64) | Контрольная работа№4 по теме «Строение атома и атомного ядра». | Контроль знаний и умений по теме. | Варианты контрольной работы. | |
Резерв 4ч |
| | | 1(65) | | | | |
| | | 2(66) | | | | |
| | | 3(67) | | | | |
| | | 4(68) | | | | |