СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике.9 класс.Учебник А.В.Перышкин

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике.9 класс.Учебник А.В.Перышкин

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике.9 класс.Учебник А.В.Перышкин»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Яшковой Галины Федоровны

по учебному предмету «Физика»

9 класс

(базовый уровень)









2015/2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений.(физика,астрономия)-составители В.А.Коровин,В.А.Орлов. и авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина (М., «Дрофа»,2011г) и ориентирована на работу с учащимися 9 класса. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов за учебный год.


1. Основные цели и задачи изучения курса физики в 9 классе:
  • освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях ,электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


2. Формы организации учебного процесса

В курсе основного образования при изучении физики практикуются следующие формы организации учебного процесса: фронтальная беседа, решение задач, индивидуальная работа с учебником, самостоятельная работа в группах.


3. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения физики ученик должен:

знать/понимать

смысл понятий: волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения

смысл физических величин: ускорение, импульс

смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии

уметь описывать и объяснять физические явления: равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, силы тока, напряжения, электрического сопротивления

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях

решать задачи на применение изученных физических законов

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; оценки безопасности радиационного фона.

4. Формы контроля

В курсе основного образования при изучении физики практикуются следующие формы контроля:

устный опрос ( фронтальный, индивидуальный, групповой), письменный опрос ( физический диктант, тест,

кратковременная самостоятельная работа, контрольная работа), лабораторная работа.


5. Литература

Учебно - методический комплект:

1. Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы

Авторы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин Москва, «Дрофа» 2011г.

2. Учебник: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник Физика 9 класс Москва. «Дрофа», 2011г.

3. Сборник задач по физике. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, Москва, «Просвещение» 2010г


6. Учебно - тематический план

Содержание темы

Количество часов

Из них

лабораторные работы

Контрольные работы

1. Законы взаимодействия и движения тел

26

2

2

2.Механические колебания и волны. Звук

10

2

1

3. Электромагнитное

поле

17

2

1

4. Строение атома и атомного ядра

11

3

1

Резерв

4



Всего часов

68

9

5


7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Да Дата

Дата

урока


Тема урока


Планируемые результаты

Дидактические средства, оборудование, эксперимент

Домашнее задание

Законы взаимодействия и движения тел. 26ч




1


Механика- наука о движении. Материальная точка. Система отсчета.

Представление о задачах механики. Формирование понятий: система отсчета, материальная точка.

Демонстрация прямолинейного, криволинейного и колебательного движения.

П.1 Упр.1(1-3)




2


Перемещение. Определение координаты движущегося тела.

Повторение значения понятий: путь, траектория. Формирование понятия «перемещение».

Работа с рисунками в учебнике и задачнике.

П.2,3

Упр.2 (1,2)




3


Прямолинейное равномерное движение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Повторение понятий: «равномерное движение», «скорость равномерного дв-я». Расчет скорости тела, единицы скорости.

Демонстрация равномерного прямолинейного движения.

П.4




4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графики скорости, перемещения и координаты тела.

Расчет перемещения и координаты тела при равномерном движении. Чтение и построение графиков кинематич. величин.

Задачник

П.4 Упр.4




5

Решение задач на расчет координат, скорости и перемещения при равномерном движении.

Совершенствование умения расчета кинемат. величин при равномерном прямолин. движении.

Работа с задачником.

Задачи в тетради.




6

Прямолинейное равноускоренное движение.

Ускорение.

Формирование понятий «ускорение» и «равноускоренное

движение». Расчет ускорения.

Демонстрация равноускоренного движения.

П.5 Упр.5




7

Мгновенная скорость равноуск. движения. Графики скорости и ускорения при равноускоренном дв-ии.

Расчет мгновенной скорости. Чтение и построение графиков скорости и ускорения равноуск. дв-я.

Флипчат « Графики равноускоренного движения»

П.6 Упр.6(1.2)




8

Перемещение при равноускор. движении.

Повторение понятия «перемещение». Расчет перемещения по площади фигуры под графиком скорости.

Работа с учебником.

П.7,8 Упр.7




9

Лаб. работа №1 «Исследование равноуск. движения без начальной скорости».

Экспериментальное наблюдение равноускор. дв-я. Измерение времени и перемещения. Расчет ускорения по результатам измерений.

Оборудование к л.р.: штатив, желоб, мет. цилиндр, мет. шарик, секундомер, сантиметровая лента.

Упр.9




10

Решение задач на расчет ускорения, скорости, перемещения и координаты тела, движущегося равноускоренно. Чтение графиков кинематич. величин.

Развитие и закрепление навыков по решению кинематических задач.

Работа с задачником.

Задачи в тетради.




11

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика прямолинейного движения».

Контроль знаний и умений по теме «Кинематика прямолинейного движения».

Варианты контр. работы.





12

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Совершенствование знаний об относительности мех. движения, траектории, перемещения и скорости.

История развития представления о мировой системе.

Демонстрация относительности движения.

П.9 Упр.9(1,2)




13

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Формирование понятия «инерциальная система отсчета». Формулировка закона, применение закона к объяснению движения по инерции.

Демонстрация тел в покое и равномерном прямолинейном движении.

П.10, Упр.10




14

Второй закон Ньютона.

Формулировка закона, применение закона к объяснению неравномерного движения .

Демонстрация тел, меняющих скорость по величине и направлению.

П.11, Упр.11




15

Третий закон Ньютона.

Формулировка закона, применение закона к объяснению известных случаев взаимодействия.

Демонстрация взаимодействующих тел.

П.12, Упр.12




16

Свободное падение тел. Невесомость.

Формирование понятий «свободное падение», «невесомость». Ускорение свободного падения.

Демонстрация падения тел в трубке Ньютона.

П.13, Упр.13




17

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

Дв-е по вертикали под действием силы тяжести –равноускоренное движение.


П.14




18

Лаб. работа №2 «Измерение ускорения свободного падения».

Экспериментальное исследование свободного падения.

Оборудование к лаб. работе.





19

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

Формулировка закона, применение закона к объяснению явлений.

Расчет силы всемирного тяготения и ускорения св. падения.

Демонстрация уч. фильма.

П.15, 16

Упр.15




20

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Направление скорости и перемещения при кривол. дв-и. Понятия «период» и «частота» вращения. Направление и величина центрострем. ускорения.

Демонстрация равномерного движения по окружности.

П18, 19

Упр.17(1,2)





21

Решение задач на движение тел по окружности.

Закрепление знаний о криволинейном движении. Формирование умения численных расчетов величин при дв-ии по окружности.

Работа с задачником.

Упр.18(1,2)




22

Искусственные спутники Земли.

Формирование понятий «искусственный спутник», «первая космическая скорость». Расчет скорости спутника.

Видеоролик.

Историческая справка о запуске первого спутника и первого человека в космос.

П.20




23

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Формирование понятия «импульс тела». Формулировка закона. Применение закона к известным явлениям.

Демонстрация выстрела из двухстороннего пистолета.

П.21, 22.

Упр.21.




24

Реактивное движение. Ракеты.

Формирование понятия «реактивное движение» Применение реактивного движения в природе и технике.

Демонстрация запуска космической ракеты.

П.23




25

Решение задач на закон сохранения импульса.

Формирование умения решения задач с нахождением проекций векторов.

Работа с задачником.

Упр.22




26

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса».

Проверка умений и навыков, полученных при изучении темы.


Варианты контрольной работы.


Механические колебания и волны. Звук. 10 ч




1(27)

Работа над ошибками в контр. работе.

Колебательное движение. Амплитуда, период, частота колебаний.

Формирование понятий «колебательное движение», «амплитуда».

Демонстрация колебаний, разных по амплитуде и частоте.

П.24,26




2(28)

Свободные колебания. Колебательные системы.

Признаки колебательных систем и свободных колебаний.

Демонстрация свободных колебаний в разных колебательных системах.

П.25,27

Упр.23




3(29)

Колебания груза на пружине. Лаб. работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пруж. маятника от массы груза и жесткости пружины».

Исследование зависимости периода колебаний пруж. маятника от массы груза и жесткости пружины. Независимость периода от амплитуды.

Набор пружин разной жесткости. Набор грузов по 100г. Секундомер.

Упр.24 (1)




4(30)

Нитяной маятник. Лаб. работа№4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Независимость периода от амплитуды и массы груза.

Нитяной маятник, секундомер, сантиметровая лента.

Упр. 24(2)




5(31)

Превращение энергии при колебаниях. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Повторение понятий «кинетическая энергия», «потенциальная энергия», «полная механическая энергия» и «внутренняя энергия». Формирование понятия «резонанс».

Демонстрация затухающих и вынужденных колебаний. Демонстрация мех. резонанса.

П.28,29,30




6(32)

Распространение колебаний. Продольные и поперечные волны.

Формирование понятий «механическая волна», «продольная и поперечная волна».

Демонстрация продольной и поперечной волн.

П.31, 32




7(33)

Длина волны. Скорость распространения волны. Связь длины волны со скоростью и периодом (частотой).

Формирование понятий «длина волны» и «скорость волны». Выяснение зависимости между длиной волны и ее скоростью.


П.33

Упр.28




8(34)

Звуковые волны. Скорость звука.

Признаки звуков. колебаний. Понятие звуков. волны. Скорость звука в различных средах.

Демонстрация возникновения звуковых колебпний с помощью камертона.

П.34, 37, 38




9(35)

Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

Повторение по теме.

Формирование понятий «высота звука», «громкость звука», «тембр звука», «звуковой резонанс».

Демонстрация всей шкалы звуковых колебаний (ГЗЧ) и звукового резонанса с помощью двух камертонов.

П.35,36,40




10(36)

Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны. Звук».

Проверка знаний и умений по теме.

Текст контрольной работы.


Электромагнитное поле. 17ч




1(37)

Работа над ошибками в контр. работе.

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Источники магнитных полей. Повторение понятий «магнитное поле», «магнитные линии». Однородное и неоднородное магнитное поле.

Дем-ция постоянных магнитов, их магнитных линий. Действие проводника с током на магнитную стрелку.

П.42, 43




2(38)

Направление тока и линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Повторение и закрепление умения определять направление магнитных линий.


П. 44

Упр.35(1-4)




3(39)

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Формирование умения определять направление силы Ампера по правилу левой руки.

Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током

П.45

Упр.36(2,3)




4(40)

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

Формирование понятий «индукция магн. поля» и «магнитный поток»


П.46, 47

Упр.37(1,2)




5(41)

Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции.

Знакомство с явлением электромагнитной индукции.

Демонстрация явления электромагнитной индукции

П.48





6(42)

Лабор. работа№5 «Изучение явления электромагнитной индукции».

Наблюдение и изучение способов получения индукционного тока.

Оборудование к лаб. работе.

Упр.39




7(43)

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Формирование умения определять направление индукционного тока.

Флипчат «Магнитное поле»

П. 49 Упр.40(1)




8(44)

Явление самоиндукции.

Знакомство с явлением самоиндукции как частным случаем электромагн. индукции.

Демонстрация явления самоиндукции.

П. 50 Упр.41




9(45)

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах.

Формирование понятия «переменный эл. ток». Устройство и принцип действия генератора перем. тока.

Демонстрация модели и фото генератора перем. тока.

П.51





10(46)

Трансформатор. Передача электроэнергии на расстояние.

Знакомство с устройством, принципом действия и назначением трансформатора. Особенности передачи перем. эл. тока на расстояние.

Демонстрация трансформатора. Плакаты.

Видеоролик.

П.51 Упр.42




11(47)

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (ЭМВ). Скорость распространения ЭМВ. Влияние ЭМ- излучений на живые организмы.

Формирование понятий «электромагнитное поле»,

« электромагнитные волны».

Таблицы.

П. 52,53




12(48)

Конденсатор. Колебательный контур. Получение ЭМ колебаний.

Устройство и назначение конденсатора. Устройство и принцип действия колеб. контура.

Демонстрация конденсаторов разного вида.

П. 54 , 55 Упр.45(1,2,3)




13(49)

Принципы радиосвязи и

телевидения.

Знакомство с основными принципами радио- и телесвязи.

Таблицы.

П.56




14(50)

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света.

Формирование представления о свете как о электромагн. волне. Причины преломления света. Физ.смысл показателя преломления. Понятие дисперсии и ее причины.

Демонстрация преломления света в стекле.

Наблюдение дисперсии с помощью стеклянной призмы.

П.58,59,60




15(51)

Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Лаб. работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

Знакомство с типами оптических спектров и причинами их возникновения.

Наблюдение спектров.

П.61,62,63




16(52)

Обобщение и повторение по теме. Подготовка к контр. работе.

Повторение и систематизация знаний об электромагнитном поле , ЭМ-волнах и их применении.

Работа с задачником, таблицами и плакатами.

Повторить

П.42-64




17(53)

Контрольная работа №3 по теме «Электромагнитное поле».

Проверка знаний и умений по теме.

Текст контрольной работы.


Строение атома и атомного ядра. 11ч





1(54)

Работа над ошибками в конт. работе.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гаммаизлучния.

История открытия радиоактивности. Понятие «радиоактивное вещество». Состав альфа-, бетта-, гамма-излучнеий.

Презентация

« Радиоактивность»

П.65




2(55)

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Цели, установка, ход опыта Резерфорда. Полученные результаты и выводы о строении атома.

Презентация

« Опыт Резерфорда»

П.66




3(56)

Радиоактивные превращения атомных ядер. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Лаб. работа№8 «Изучение треков заряженных частиц по фото треков».

, -распад ядер. Принципы регистрации элементарных частиц. Работа с фотографиями треков элементарных частиц.

Фотографии треков элементарных частиц.

П.67,68

Упр.51

(1-3)




4(57)

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Формирование представления о сложном строении атомного ядра.

Работа с таблицей Менделеева.

П.69,70, 71

Упр. 53




5(58)

Энергия связи. Дефект масс.

Формирование представления о ядерных силах и их свойствах, энергии связи и удельной энергии связи. Понятие «дефект масс» .


П 72, 73





6(59)

Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Лаб. раб.№7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

Значение реакции деления урана как источника энергии. Условия существования стабильной ядерной реакции. Составляющие ядерной энергетики.

Плакаты.

Фото треков элементарных частиц при делении ядра урана.

П.74,75,76




7(60)

Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия.

Совершенствование знаний об влиянии тепловых электростанций на экологию планеты. Представление о дозиметрах.

Презентация

« Влияние тепловых электростанций на экологию планеты». Демонстрация счетчика Гейгера.

П.77




8(61)

Закон радиоактивного распада. Период полураспада.

Формирование понятия «период полураспада». Статистичность закона радиоактивного распада.

Справочные таблицы.

П. 78




9(62)

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Лаб. раб. №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

Формирование представления о вреде и пользе радиоактивных излучений. Особенности их излучения и поглощения.

Счетчик Гейгера

П.78




10(63)

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Понятие о термоядерной реакции как источнике энергии Солнца. Современные успехи и проблемы ядерной энергетики.

Презентация

« Термоядерная энергия»

П.79




11(64)

Контрольная работа№4 по теме «Строение атома и атомного ядра».

Контроль знаний и умений по теме.

Варианты контрольной работы.


Резерв 4ч




1(65)








2(66)








3(67)








4(68)