СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по физике ФКГОС 7- 9 классы по О. Ф. Кабардину с календарно - тематическим планированием
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Первомайская школа №1 __________ Клименко Н.В. Приказ от «__» __2015г. № __ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ________ Куринная Н.М. «___» ___________ 2015г. | «РАССМОТРЕНО» на заседании МО ______Маланка В.В. Протокол от «___» ____ 2015г. №___ |
МБОУ Первомайская школа №1
Республика Крым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Физика»
для 7-9 классов
на 2015 – 2016 учебный год
(базовый уровень)
Учитель: Жидкевич Оксана Николаевна.
Первомайское
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа реализуется в учебниках О. Ф. Кабардина «Физика» линии
«Архимед» для 7, 8 и 9 классов.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте основного общего образования.
Программа определяет обязательную часть учебного курса и представляет авторское тематическое планирование, в котором автор О. Ф. Кабардин предлагает собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его из учения, расширения объёма (детализации) содержания, а так же путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации
принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
ФГОС ООО утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа. Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 году. Составитель — Е.С. Савинов.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля- Ленца , прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
• усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
• систематизация знаний о многообразии объектов и явлении природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
• формирование убеждённости в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
• организация экологического мышления и ценностного от ношения к природе;
• развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Физика и физические методы
изучения природы
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.
Демонстрации
Наблюдение физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.
Лабораторные работы и опыты
1. Измерение расстояний.
2. Измерение времени между ударами пульса.
3. Определение цены деления шкалы измерительного
прибора.
Механические явления.
Кинематика
Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Демонстрации
1. Равномерное прямолинейное движение.
2. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта.
3. Свободное падение тел.
4. Равноускоренное прямолинейное движение.
5. Равномерное движение по окружности.
Лабораторные работы и опыты
1. Измерение скорости равномерного движения.
2. Измерение ускорения свободного падения.
3. Измерение центростремительного ускорения.
Динамика
Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса - скалярная величина. Плотность вещества. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона Третий закон Ньютона. Движение и силы.
Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Условия равновесия твёрдого тела.
Демонстрации
1. Явление инерции.
2. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов
3. Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии
4. Измерение силы по деформации пружины
5. Третий закон Ньютона.
6. Свойства силы трения.
7. Сложение сил.
8. Явление невесомости
9. Равновесие тела, имеющего ось вращения.
10. Барометр.
11. Опыт с шаром Паскаля.
12. Гидравлический пресс.
13. Опыты с ведерком Архимеда.
Лабораторные работы и опыты
1. Измерение массы тела.
2. Измерение плотности твердого тела.
3. Измерение плотности жидкости.
4. Исследование зависимости удлинения стальной пружины
от приложенной силы.
5. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
6. Сложение сил, направленных под углом.
7. Измерение сил взаимодействия двух тел.
8. Исследование зависимости силы трения скольжения, от площади
соприкосновения тел и силы нормального давления.
9. Измерение атмосферного давления.
10. Исследование условий равновесия рычага.
11. Нахождение центра тяжести плоского тела.
12. Измерение архимедовой силы.
Законы сохранения импульса
и механической энергии.
Механические колебания и волны
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.
Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.
Демонстрации
1. Реактивное движение модели ракеты.
2. Простые механизмы.
3. Наблюдение колебаний тел.
4. Наблюдение механических волн.
5. Опыт с электрическим звонком, помещённым под колокол вакуумного насоса.
Лабораторные работы и опыты
1. Изучение столкновения тел.
2. Измерение кинетической энергии по длине тормозного пути.
3. Изменение потенциальной энергии тела.
4. Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины.
5. Измерение КПД наклонной плоскости.
6. Изучение колебаний маятника.
7. Исследования превращений механической энергии.
Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница, строительная площадка.
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.
Демонстрации
1. Диффузия в растворах и газах, в воде.
2. Модель хаотического движения молекул в газе.
3. Модель броуновского движения.
4. Сцепление твёрдых тел.
5 Повышение давления воздуха при нагревании.
6. Расширение твердого тела при нагревании.
7. Демонстрация образцов кристаллических тел.
8. Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
Лабораторные работы и опыты
1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
2. Исследование зависимости объёма газа от давления при постоянной температуре.
3. Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.
Тепловые явления
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Ра бота и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество тепло ты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепло вой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации
1. Принцип действия термометра.
2. Теплопроводность различных материалов.
3. Конвекция в жидкостях и газах.
4. Теплопередача путём излучения.
5. Явление испарения.
6. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.
7. Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.
8. Конденсация паров воды на стакане со льдом.
Лабораторные работы и опыты
1. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
2. Наблюдение изменений внутренней энергии тела в результате
теплопередачи и работы внешних сил.
3. Измерение удельной теплоемкости вещества.
4. Измерение удельной теплоты плавления льда.
5. Исследование процесса испарения.
6. Исследование тепловых свойств парафина.
7. Измерение влажности воздуха.
Возможные объекты экскурсий: холодильное предприятие, исследовательская лаборатория или цех по выращиванию кристаллов, инкубатор.
Электрические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Демонстрации
1. Электризация тел.
2. Два вида электрических зарядов.
3. Устройство и принцип действия электроскопа.
4. Закон сохранения электрических зарядов.
5. Проводники и изоляторы.
6. Электростатическая индукция.
7. Устройство конденсатора.
8. Энергия электрического поля конденсатора.
9. Источники постоянного тока.
10. Измерение силы тока амперметром.
11. Измерение напряжения вольтметром.
12. Реостат и магазин сопротивлений.
13. Свойства полупроводников.
Лабораторные работы и опыты
1. Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.
2. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
3. Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока.
4. Изготовление и испытание гальванического элемента.
5. Измерение силы электрического тока.
6. Измерение электрического напряжения.
7. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.
8. Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.
9. Измерение электрического сопротивления проводника.
10. Изучение последовательного соединения проводников.
11. Изучение параллельного соединения проводников.
12. Измерение мощности электрического тока.
13. Изучение работы полупроводникового диода.
Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока.
Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.
Демонстрации
1. Опыт Эрстеда.
2. Магнитное поле тока.
3. Действие магнитного поля на проводник с током.
4. Устройство электродвигателя.
5. Электромагнитная индукция.
6. Правило Ленца.
7. Устройство генератора постоянного тока.
8. Устройство генератора переменного тока.
9. Устройство трансформатора.
Лабораторные работы и опыты
1. Исследование явления магнитного взаимодействия тел.
2. Исследование явления намагничивания вещества.
3. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.
4. Действие магнитного поля на проводник с током.
5. Принцип действия электродвигателя.
6. Явление электромагнитной индукции.
7. Изучение работы электрогенератора постоянного тока.
8. Получение переменного тока вращением катушки в магнитном поле.
Возможный объект экскурсии - электростанция.
Электромагнитные колебания и волны
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет — электромагнитная волна.Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.
Демонстрации
1. Свойства электромагнитных волн.
2. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
3. Принципы радиосвязи.
4. Прямолинейное распространение света.
5. Отражение света.
6. Преломление света.
7. Ход лучей в собирающей линзе.
8. Ход лучей в рассеивающей линзе.
9. Получение изображений с помощью линз.
10. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
11. Модель глаза.
12. Дисперсия белого света.
13. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты
1. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.
2. Явление распространения света.
3. Исследование зависимости угла отражения света от угла падения.
4. Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
5. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
6. Получение изображений с помощью собирающей линзы.
7. Наблюдение явления дисперсии света.
Возможные объекты экскурсий: телефонная станция физиотерапевтический кабинет поликлиники, радиостанция, телецентр, телеграф.
Квантовые явления
Строение атома. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.
Влияние радиоактивных излучении на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.
Демонстрации
1. Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.
2. Устройство и принцип действия счётчика ионизирующих частиц.
3. Дозиметр.
Лабораторные работы и опыты
1. Измерение элементарного электрического заряда.
2. Наблюдение линейчатых спектров излучения.
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звёзд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Демонстрации
1. Астрономические наблюдения.
2. Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звёздного неба.
3. Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд.
Учебно-тематический план 7 класса.
№ раздела и темы | Наименование разделов и тем. | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
1 | Физика. Методы изучения природы. | 5
|
| 2 |
2 | Механические явления | 40 |
|
|
| Масса и плотность. | 8 |
| 2 |
| Сила. | 12 | 1 | 3 |
| Давление. | 10 | 1 | 1 |
| Работа. простые механизмы. | 10 | 1 | 2 |
3 | Строение вещества | 4 |
|
|
4 | Количество теплоты | 19 | 1 | 3 |
| Всего | 68 | 4 | 13 |
|
|
|
|
|
Календарно- тематическое планирование по физике, 7 класс, 2 часа в неделю
Учебник О.Ф. Кабардин «Физика-7»
№ | Сроки выполнения | Тема урока | Тип урока | Демонстрации | Вид контроля | Домашнее задание | ||||||
| план | факт | Физика. Методы изучения природы. 5ч |
|
|
|
| |||||
1 |
|
| Физические явления.
| Изучение нового материала | Механические, световые, электромагнитные явления | Индивидуальная работа |
| |||||
2 |
|
| Физические величины. Измерение длины. | комбинированный | Таблица физических величин | Индивидуальная работа |
| |||||
3 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» | Развитие экспериментальных навыков | Приборы с разными шкалами | Индивидуальная работа |
| |||||
4 |
|
| Измерение времени. Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа №2 «Измерение времени между двумя ударами пульса» | Развитие экспериментальных навыков | Приборы, измеряющие время | с/р
|
| |||||
5 |
|
| Самостоятельная работа. | Закрепление знаний |
| с/р |
| |||||
|
| Механические явления. 40 ч |
|
|
|
| ||||||
6 |
|
| Механическое движение. | Изучение нового материала | Механическое движение | Устный опрос |
| |||||
7 |
|
| Скорость равномерного движения. | комбинированный | Равномерное движение | Фронтальный опрос |
| |||||
8 |
|
| Таблицы и графики. Методы исследования механического движения. | комбинированный | Таблицы и графики движения | Индивидуальная работа |
| |||||
9 |
|
| Масса тел Инерция. | Изучение нового материала | Явление инерции, взаимодействие тел | Фронтальный опрос |
| |||||
10 |
|
| Лабораторная работа №3 «Измерение массы» | Развитие экспериментальных навыков | Тела разной массы, весы с разновесами | Индивидуальная работа |
| |||||
11 |
|
| Плотность вещества. | Изучение нового материала | Тела разной плотности | Индивидуальная работа |
| |||||
12 |
|
| Лабораторная работа №4 «Измерение плотности твердого тела» | Развитие экспериментальных навыков | Твердое тело, плотность которого надо найти | с/р |
| |||||
13 |
|
| Самостоятельная работа. | Закрепление знаний | Индивидуальная работа | с/р |
| |||||
14 |
|
| Сила. | Изучение нового материала | динамометра | Фронтальный опрос |
| |||||
15 |
|
| Сила тяжести. | комбинированный | Действие силы тяжести | Индивидуальная работа |
| |||||
16 |
|
| Сила упругости. Вес тела. | Изучение нового материала | Сила упругости, вес тела | с/р |
| |||||
17 |
|
| Лабораторная работа №5 «Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы» | Развитие экспериментальных навыков | Стальная пружина, грузики | Индивидуальная работа |
| |||||
18 |
|
| Сила трения | Изучение нового материала | Сила трения | Фронтальный опрос |
| |||||
19 |
|
| Лабораторная работа № 6 «Исследование силы трения» | практикум | Сила трения | с/р |
| |||||
20 |
|
| Сложение сил. Равнодействующая. | Изучение нового материала | Нахождение равнодействующей силы | Индивидуальная работа |
| |||||
21 |
|
| Равновесие тел. Рычаг. Момент силы. | Комбинированный | Условие равновесия рычага | Физический диктант |
| |||||
22 |
|
| Лабораторная работа №7 «Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения» | Развитие экспериментальных навыков | Принцип действия рачага | с/р |
| |||||
23 |
|
| Центр тяжести тела. | Изучение нового материала | Нахождение центра тяжести тела правильной и неправильной формы | Фронтальный опрос |
| |||||
24 |
|
| Решение задач по теме «Сила» | Закрепление знаний |
| Индивидуальная работа |
| |||||
25 |
|
| Контрольная работа №1 по теме «Сила. Сложение сил ». | Контроль и оценивание знаний |
| к/р |
| |||||
26 |
|
| Давление. | Изучение нового материала | Зависимость давления от силы и площади | Индивидуальная работа |
| |||||
27 |
|
| Закон Паскаля. Давление в жидкостях и газах. | комбинированный | Шар Паскаля, гидростатический парадокс | Физический диктант |
| |||||
28 |
|
| Гидравлические машины. | комбинированный | Примеры гидравлической машины | Индивидуальная работа |
| |||||
29 |
|
| Сообщающиеся сосуды. | Изучение нового материала | Модель сообщающихся сосудов | Фронтальный опрос |
| |||||
30 |
|
| Закон Архимеда. | Изучение нового материала |
|
|
| |||||
31 |
|
| Лабораторная работа «Условия плавания тел» | Развитие экспериментальных навыков | Плавание различных тел | с/р |
| |||||
32 |
|
| Решение задач на закон Архимеда. | Закрепление знаний |
| Индивидуальная работа |
| |||||
33 |
|
| Атмосферное давление. | Изучение нового материала | Плакат «Опыт Торричелли» | Фронтальный опрос |
| |||||
34 |
|
| Барометр-анероид. Манометры. | комбинированный | Барометр - анероид | Индивидуальная работа |
| |||||
35 |
|
| Контрольная работа №2 по теме «Давление». | Контроль и оценивание знаний |
| к/р |
| |||||
36 |
|
| Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии. | Изучение нового материала | Превращение одного вида энергии в другой | Индивидуальная работа |
| |||||
37 |
|
| Работа и мощность. | комбинированный | Условия выполнения работы | Фронтальный опрос |
| |||||
38 |
|
| Простые механизмы. | комбинированный | Работа рычага, наклонной плоскости, блока | с/р |
| |||||
39 |
|
| Лабораторная работа №8 «КПД наклонной плоскости» | Развитие экспериментальных навыков | Наклонной плоскости | Индивидуальная работа |
| |||||
40 |
|
| Механические колебания. | Изучение нового материала | Математический и пружинный маятники | с/р |
| |||||
41 |
|
| Лабораторная работа №9 «Изучение колебаний маятника» | Развитие экспериментальных навыков | Математический маятник | Индивидуальная работа |
| |||||
42 |
|
| Резонанс. Вынужденные колебания. | Изучение нового материала | Явление резонанса | Фронтальный опрос |
| |||||
43 |
|
| Механические волны. | Изучение нового материала | Виды волн | Индивидуальная работа |
| |||||
44 |
|
| Звуковые волны. | Изучение нового материала | камертон | Фронтальный опрос |
| |||||
45 |
|
| Контрольная работа №3 по теме «Работа. Простые механизмы». | Контроль и оценивание знаний |
| к/р |
| |||||
|
| Строение вещества 4ч |
|
|
|
| ||||||
46 |
|
| Атомное строение вещества. | Изучение нового материала | Кристаллическая решетка, тела разного агрегатного состояния | Устный опрос |
| |||||
47 |
|
| Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Броуновское движение. | Изучение нового материала | Движение молекул | Физический диктант |
| |||||
48 |
|
| Агрегатные состояния вещества. | Изучение нового материала | Тела разного агрегатного состояния | Фронтальный опрос |
| |||||
49 |
|
| Расширение тел при нагревании. Температура. Методы измерения температуры. | комбинированный | Шкалы температур | Индивидуальная работа |
| |||||
|
| Тепловые явления. 19 ч |
|
|
|
| ||||||
50 |
|
| Внутренняя энергия. | Изучение нового материала | Способы изменения внутренней энергии | Фронтальный опрос |
| |||||
51 |
|
| Виды теплопередачи: излучение, конвекция, теплопроводность | Изучение нового материала | Теплопроводность и конвекция | Индивидуальная работа |
| |||||
52 |
|
| Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | Изучение нового материала | Таблица удельной теплоемкости | Индивидуальная работа |
| |||||
53 |
|
| Лабораторная работа № 10 «Изучение явления теплообмена» | Развитие экспериментальных навыков | Теплообмен между жидкостями разной температуры | с/р |
| |||||
54 |
|
| Лабораторная работа № 11 «Измерение удельной теплоемкости вещества». | Развитие экспериментальных навыков | Тело с неизвестной теплоемкостью | Индивидуальная работа |
| |||||
55 |
|
| Плавление и кристаллизация | Изучение нового материала | Плавление тела | Фронтальный опрос |
| |||||
56 |
|
| Испарение и конденсация | Изучение нового материала | Испарение и конденсация воды | с/р |
| |||||
57 |
|
| Решение задач. | Закрепление знаний |
| Индивидуальная работа |
| |||||
58 |
|
| Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. | Индивидуальная работа | Кипение воды | Физический диктант |
| |||||
59 |
|
| Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха. | комбинированный | Приборы, измеряющие влажность воздуха | Индивидуальная работа |
| |||||
60 |
|
| Лабораторная работа №12 «Измерение влажности воздуха» | Развитие экспериментальных навыков | Измерение влажности воздуха | Индивидуальная работа |
| |||||
61 |
|
| Теплота сгорания топлива | Изучение нового материала | Горение тел | Фронтальный опрос |
| |||||
62 |
|
| Решение задач. | Закрепление знаний |
| с/р |
| |||||
63 |
|
| Тепловые машины. Двигатели внутреннего сгорания. | Изучение нового материала | Виды двигателей внутреннего сгорания | Индивидуальная работа |
| |||||
64 |
|
| Работа с тестом 4. | Контроль и оценивание знаний |
| Индивидуальная работа |
| |||||
65 |
|
| Подготовка к контрольной работе. | Закрепление знаний |
| с/р |
| |||||
66 |
|
| Контрольная работа №4 по теме «Количество теплоты». | Контроль и оценивание знаний |
| к/р |
| |||||
67 |
|
| Зачет по формулам. | Закрепление знаний |
| Индивидуальная работа |
| |||||
68 |
|
| Итоговое занятие. | Обобщение и систематизация знаний |
| Фронтальный опрос |
|
Учебно - тематический план по физике 8 класс, 2 часа в неделю.
учебник О.Ф. Кабардин
№ раздела и темы | Наименование разделов и тем. | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
1 | Электрическое поле. | 7 | 1 |
|
2 | Законы постоянного тока | 21 | 1 | 6 |
3 | Магнитные явления | 17 | 1 | 4 |
4 | Электромагнитные колебания и волны. | 10 | 1 |
|
5 | Оптические явления. | 13 | 1 | 1 |
| Всего | 68 | 5 | 11 |
Календарно- тематическое планирование по физике, 8 класс, 2 часа в неделю
Учебник О.Ф. Кабардин «Физика-8»
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Демонстрации | Вид контроля | Домашнее задание | ||||||
| план | факт | Электрическое поле. (7 ч) |
|
|
|
| |||||
1 |
|
| Электризация тел. Виды зарядов. Закон сохранения зарядов.
| Изучение нового материала | Электризация тел взаимодействие зарядов | Фронтальный опрос |
| |||||
2 |
|
| Действие электрического поля на заряды. Взаимодействие зарядов. | комбинированный | взаимодействие зарядов | Индивидуальная работа |
| |||||
3 |
|
| Проводники и диэлектрики в электрическом поле. | Изучение нового материала | Проводники и диэлектрики в электрическом поле | Индивидуальная работа |
| |||||
4 |
|
| Электрическое напряжение. | Изучение нового материала | Электрического напряжения | Самостоятельная работа |
| |||||
5 |
|
| Конденсатор. Энергия электрического поля. | комбинированный | Виды конденсаторов, принцип работы конденсатора | Индивидуальная работа |
| |||||
6 |
|
| Подготовка к контрольной работе. | Обобщение и систематизация знаний |
| Индивидуальная работа |
| |||||
7 |
|
| Контрольная работа №1 по теме «Электрическое поле». | Контроль и оценивание знаний. |
| к/р |
| |||||
|
|
| Законы постоянного тока (21 ч). |
|
|
|
| |||||
8 |
|
| Постоянный электрический ток. Электрическая цепь. Схема цепи. | комбинированный | Составление электрической цепи | Индивидуальная работа |
| |||||
9 |
|
| Сила тока. | Изучение нового материала | Физический смысл электрического тока | Фронтальный опрос |
| |||||
10 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Измерение силы тока». | Развитие экспериментальных навыков | Измерение силы тока | Индивидуальная работа |
| |||||
11 |
|
| Закон Ома для участка цепи. | Изучение нового материала | Зависимость силы тока от напряжения | Фронтальный опрос |
| |||||
12 |
|
| Электрическое сопротивление. | Изучение нового материала | Зависимость сопротивления от геометрических размеров проводника | Индивидуальная работа |
| |||||
13 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Исследование зависимости силы тока на участке цепи от напряжения». | Развитие экспериментальных навыков | Зависимость силы тока от напряжения | с/р |
| |||||
14 |
|
| Решение задач. | Развитие экспериментальных навыков |
| Самостоятельная работа |
| |||||
15 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости сопротивления проводника от ее длины и площади». | Развитие экспериментальных навыков | Зависимость сопротивления проводника от длины и площади поперечного сечения | Индивидуальная работа |
| |||||
16 |
|
| Измерение физических величин | комбинированный | Измерительные приборы | фронтальный опрос |
| |||||
17 |
|
| Последовательное соединение проводников. | Изучение нового материала | Цепь с последовательным соединением проводником | Фронтальный опрос |
| |||||
18 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Исследование напряженности при последовательном соединении». | Развитие экспериментальных навыков | Исследование напряжения при последовательном соединении | Индивидуальная работа |
| |||||
19 |
|
| Параллельное соединение проводников. | Изучение нового материала | Параллельное соединение двух проводников | Индивидуальная работа |
| |||||
20 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Исследование силы тока при параллельном соединении». | Развитие экспериментальных навыков | Исследование силы тока при параллельном соединении | Фронтальный опрос |
| |||||
21 |
|
| Решение задач на смешанное соединение. | Закрепление знаний |
| Самостоятельная работа |
| |||||
22 |
|
| Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. | Изучение нового материала | Работа и мощность электрического тока | Индивидуальная работа |
| |||||
23 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Измерение мощности электрического тока». | Развитие экспериментальных навыков | Измерение мощности электрического тока | с/р |
| |||||
24 |
|
| Природа электрического тока. Сверхпроводимость. | комбинированный | Природа электрического тока | Индивидуальная работа |
| |||||
25 |
|
| Полупроводниковые приборы. | Изучение нового материала | Устройство и принцип действия диода | Фронтальный опрос |
| |||||
26 |
|
| Решение задач. | Закрепление знаний |
| с/р |
| |||||
27 |
|
| Правила безопасности при работе и источниками напряжения. | Изучение нового материала | Инструктаж по технике безопасности | Индивидуальная работа |
| |||||
28 |
|
| Контрольная работа №2 по теме «Законы постоянного тока». | Контроль и оценивание знаний |
| к/р |
| |||||
|
|
| Магнитные явления (17 ч). |
|
|
|
| |||||
29 |
|
| Взаимодействие постоянных магнитов | Изучение нового материала | Взаимодействие постоянных магнитов | Фронтальный опрос |
| |||||
30 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Исследование явления магнитного взаимодействия». | Развитие экспериментальных навыков | Исследование явления магнитного взаимодействия | Фронтальный опрос |
| |||||
31 |
|
| Магнитное поле. Опыт Эрстеда.
| Изучение нового материала | Опыт Эрстеда | Индивидуальная работа |
| |||||
32 |
|
| Магнитное поле тока и катушки с током. | комбинированный | Магнитное поле катушки с током | Физический диктант |
| |||||
33 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку».
| Развитие экспериментальных навыков | Действие электрического тока на магнитную стрелку | Самостоятельная работа |
| |||||
34 |
|
| Электромагнит и его применение. | Изучение нового материала | Действие электромагнита | Индивидуальная работа |
| |||||
35 |
|
| Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. | комбинированный | Действие магнитного поля на проводник с током | Фронтальный опрос |
| |||||
36 |
|
| Электродвигатель. | Изучение нового материала | Принцип работы электродвигателя | Индивидуальная работа |
| |||||
37 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Изучение принципа действия электродвигателя постоянного тока». | Развитие экспериментальных навыков | Принцип действия электродвигателя постоянного тока | с/р |
| |||||
38 |
|
| Электромагнитное реле. | Изучение нового материала | Электромагнитное реле | Индивидуальная работа |
| |||||
39 |
|
| Самостоятельная работа. | Закрепление знаний |
| Письменный опрос |
| |||||
40 |
|
| Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. | Изучение нового материала | Опыты Фарадея | Индивидуальная работа |
| |||||
41 |
|
| Правило Ленца. | комбинированный | Правило Ленца | Фронтальный опрос |
| |||||
42 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Исследование явления электромагнитной индукции». | Развитие экспериментальных навыков | Исследование явления электромагнитной индукции | Индивидуальная работа |
| |||||
43 |
|
| Самоиндукция. | Изучение нового материала | Явление самоиндукции | Фронтальный опрос |
| |||||
44 |
|
| Электрогенератор. | Изучение нового материала | Модель электрогенера- тора | Фронтальный опрос |
| |||||
45 |
|
| Контрольная работа №3 по теме «Магнитные явления». | Контроль и оценивание знаний |
| к/р |
| |||||
|
|
| Электромагнитные колебания и волны. (10 ч). |
|
|
|
| |||||
46 |
|
| Переменный ток. | Изучение нового материала | Переменный ток | Фронтальный опрос |
| |||||
47 |
|
| Генератор переменного тока. | комбинированный | Модель генератора переменного тока | Устный опрос |
| |||||
48 |
|
| Трансформатор. Производство и передача электроэнергии. | Изучение нового материала | Устройство и принцип действия трансформатора | Фронтальный опрос |
| |||||
49 |
|
| Альтернативные источники энергии. | комбинированный |
| Проект, презентация |
| |||||
50 |
|
| Электромагнитные колебания. Колебательный контур. | Изучение нового материала | Колебательный контур | Фронтальный опрос |
| |||||
51 |
|
| Электромагнитные волны и их свойства. | Изучение нового материала | Строение электромагнитной волны | Индивидуальная работа |
| |||||
52 |
|
| Принципы радиосвязи и телевидения. | комбинированный | Модель радио | Фронтальный опрос |
| |||||
53 |
|
| Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. | Изучение нового материала |
| Индивидуальная работа |
| |||||
54 |
|
| Свет – электромагнитная волна. | комбинированный | Фрагмент кинофильма. | фронтальный опрос |
| |||||
55 |
|
| Самостоятельная работа. | Закрепление знаний |
| индивидуальная работа |
| |||||
|
|
| Оптические явления. (13 ч) |
|
|
|
| |||||
56 |
|
| Свойства свет. Прямолинейное распространение света. | Изучение нового материала | Образование тени за преградой | Письменный опрос |
| |||||
57 |
|
| Отражение и преломление света. | комбинированный | Отражение и преломление света | Фронтальный опрос |
| |||||
58 |
|
| Плоское зеркало. | Изучение нового материала | Построение в плоском зеркале | Индивидуальная работа |
| |||||
59 |
|
| Линзы. Ход лучей через линзу. | Изучение нового материала | Получение изображения с помощью линзы | Индивидуальная работа |
| |||||
60 |
|
| Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. | комбинированный | Виды линз | с/р |
| |||||
61 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Получение изображений с помощью собирающей линзы ». | Развитие экспериментальных навыков | Построение изображений с помощью линзы | Индивидуальная работа |
| |||||
62 |
|
| Глаз – как оптическая система. | изучение нового материала | Модель глаза | Фронтальный опрос |
| |||||
63 |
|
| Оптические приборы. Дисперсия света. | комбинированный | Оптические приборы | Индивидуальная работа |
| |||||
64 |
|
| Работа с тестом 4. | Закрепление знаний |
| Индивидуальная работа |
| |||||
65 |
|
| Дисперсия света. | Изучение нового материала | Дисперсия света | Фронтальный опрос |
| |||||
66 |
|
| Итоговая контрольная работа № 4 . | Контроль и оценивание знаний |
| к/р |
| |||||
67 |
|
| Повторение. Электрические явления. | Обобщение и систематизация знаний | Электрические явления | Индивидуальная работа |
| |||||
68 |
|
| Итоговое занятие. | Закрепление знаний | Магнитные явления | Фронтальный опрос |
|
Учебно-тематический план по физике 9 класс, 2 ч в неделю
Учебник О. Ф. Кабардин.
№ раздела и темы | Наименование разделов и тем. | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
1 | Физика и физические методы изучения природы. | 1 |
|
|
2 | Законы механического движения | 23 | 1 | 5 |
3 | Законы сохранения | 20 | 1 | 5 |
4 | Квантовые явления. | 15 | 1 | 2 |
5 | Строение Вселенной. | 9 | 1 |
|
6 | Всего | 68 | 4 | 12 |
Календарно - тематическое планирование по физике 9 класс, 2 часа в неделю.
учебник О. Ф. Кабардин.
№ | Дата | Название раздела, темы. | Тип урока | Демонстрации | Вид контроля | Домашнее задание | |
| план | факт |
|
|
|
|
|
|
|
| Физика и физические методы изучения природы (1 ч). |
|
|
|
|
1 |
|
| Первичный инструктаж по ТБ и ОТ. Методы научного познания. | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос. |
|
|
|
| Законы механического движения (23 ч ). |
|
|
|
|
2 |
|
| Системы отсчета и относительность движения. | Изучение нового материала | Относительность механического движения | Индивидуальный опрос. |
|
3 | | | Система отсчета и координаты точки. | Изучение нового материала | Система отсчета. | Фронтальный опрос. |
|
4 | | | Неравномерное движение. Скорость. Мгновенная скорость. | Комбинированный | Неравномерное движение. | Индивидуальный опрос |
|
5 | | | Равноускоренное движение. Ускорение. | Изучение нового материала | Равноускоренное движение, ускорение. | Фронтальный опрос. |
|
6 |
|
| Путь при равноускоренном движении. Зависимость скорости и пути равноускоренного движения от времени и ускорения. | комбинированный | Графики движения | Индивидуальный опрос. |
|
7 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения свободного падения». | Практикум | Ускорение свободного падения. | Индивидуальный опрос. |
|
8 |
|
| Равномерное движение тела по окружности. | комбинированный | Движение тела по окружности. | Фронтальный порос |
|
9 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Определение центростремительного ускорения». | Развитие экспериментальных навыков. | Центростремительное движение. | Фронтальный опрос |
|
10 |
|
| Относительность механического движения. | Изучение нового материала | Относительность движения. | с/р |
|
11 |
|
| Решение задач «Механическое движение». | Закрепление знаний |
| Индивидуальный опрос. |
|
12 |
|
| Первый закон Ньютона. | Изучение нового материала. | Компенсирование сил | Индивидуальная работа |
|
13 |
|
| Решение задач на первый закон Ньютона. | Изучение нового материала |
| Фронтальный опрос |
|
14 |
|
| Второй закон Ньютона. | комбинированный | Зависимость массы от силы. | Индивидуальный опрос. |
|
15 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Расчет и измерение ускорения». | Практикум | Ускорение тела | Фронтальный опрос. |
|
16 |
|
| Сложение сил. | Комбинированный | Нахождение равнодействующей силы. | Индивидуальная работа |
|
17 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Сложение сил, направленных под углом». | Развитие экспериментальных навыков | Сложение сил, направленных под углом. | Фронтальный опрос |
|
18 |
|
| Третий закон Ньютона. | Комбинированный | Появление сил парами. | Индивидуальный опрос. |
|
19 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Измерение сил взаимодействия двух тел». | Развитие экспериментальных навыков. | Измерение сил, взаимодействующих тел. | Индивидуальная работа |
|
20 | | | Закон Всемирного тяготения. Невесомость. | Комбинированный | Всемирное тяготение тел. | Индивидуальный опрос. |
|
21 |
|
| Экспериментальное задание «Измерение массы Земли». | Практикум |
| Индивидуальный опрос. |
|
22 |
|
| Движение тел под действием силы тяжести. Свободное падение. | Комбинированный | Движение по вертикали, свободное падение. | Фронтальный опрос |
|
23 |
|
| Движение под действием силы тяжести. | Изучение нового материала. | Движение по параболе, под углом к горизонту. | Индивидуальный опрос. |
|
24 |
|
| Контрольная работа №1 «Законы механического движения». | Контроль и оценивание знаний. |
| к/р |
|
|
|
| Законы сохранения (20 ч) |
|
|
|
|
25 |
|
| Импульс. Закон сохранения импульса. | Изучение нового материала | Закон сохранения импульса. | Фронтальный опрос |
|
26 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 « Измерение скорости истечения струи газа из ракеты». | Практикум | Изучение реактивного движения. | Индивидуальный опрос. |
|
27 |
|
| Кинетическая энергия. | Изучение нового материала | Зависимость кинетической энергии от скорости и массы. | Фронтальный опрос. |
|
28 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7«Определение кинетической энергии тела». | Закрепление экспериментальных навыков | Определение кинетической энергии газа. | Индивидуальная работа |
|
29 |
|
| Работа и мощность. | Изучение нового материала | Работа и мощность. | Фронтальный опрос |
|
30 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение кинетической энергии и скорости тела по длине тормозного пути». | Развитие экспериментальных навыков. | Определение кинетической энергии и скорости тела по длине тормозного пути. | Фронтальный опрос. |
|
31 |
|
| Потенциальная энергия гравитационного притяжения тел. | Изучение нового материала | Потенциальная энергия тел | Фронтальный опрос |
|
32 |
|
| Решение задач «Потенциальная энергия гравитационного притяжения тел». | Обобщение и систематизация знаний |
| с/р |
|
33 |
|
| Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Решение задач «Энергия». | Комбинированный |
| Фронтальный опрос |
|
34 |
|
| Потенциальная энергия упругой деформации тел. | Изучение нового материала. | Нахождение потенциальной энергии пружины. | Индивидуальный опрос. |
|
35 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины». | Развитие экспериментальных навыков. | Измерение потенциальной энергии пружины. | Индивидуальный опрос. |
|
36 |
|
| Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | Изучение нового материала. | Сохранение энергии в тепловых процессах. | Фронтальный опрос. |
|
37 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Исследование превращений механической энергии». | Практикум | Превращения механической энергии. | Фронтальный опрос. |
|
38 |
|
| Решение задач на «Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | Комбинированный |
| Индивидуальная работа. |
|
39 |
|
| Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | Изучение нового материала. | Закон сохранения энергии при тепловых процессах. | Фронтальный опрос. |
|
40 |
|
| Принцип работы тепловых машин. Реактивное движение. Преобразование энергии в тепловых машинах. | Комбинированный | Плакат «Цикл Карно» | Индивидуальный опрос. |
|
41 |
|
| Решение задач на «Принципы работы тепловых машин». КПД тепловой машины. | Комбинированный | Виды тепловых машин. | Фронтальный опрос. |
|
42 |
|
| Экологические проблемы использования тепловых машин. | Комбинированный | Возобновляемые источники энергии. | Защита творческих работ. |
|
43 |
|
| Контрольная работа № 2 по теме «Законы сохранения» | Контроль и оценивание знаний. |
| к/р |
|
|
|
| Квантовые явления (15 ч) |
|
|
|
|
44 |
|
| Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. | Изучение нового материала | Фрагмент анимации «планетарная модель атома». | Индивидуальный опрос. |
|
45 |
|
| Оптические спектры. Линейчатые оптические спектры. | Изучение нового материала. | Анимация «спектры излучения и поглощения» | Фронтальный опрос. |
|
46 |
|
| Поглощение и испускание света атомами | Изучение нового материала. | Фрагмент фильма «Поглощение и излучение света». | Индивидуальный опрос. |
|
47 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Наблюдение линейчатого спектра излучения». | Развитие экспериментальных навыков. | Наблюдение линейчатого спектра излучения. | Индивидуальный опрос. |
|
48 |
|
| Квантовые постулаты Бора. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Дефект массы. | Комбинированный | Анимация «энергия связи атомных ядер». | Фронтальный опрос |
|
49 |
|
| Радиоактивность. Ядерные силы .Альфа-, бета-, гамма излучения Период полураспада. | Изучение нового материала. | Анимация «Ядерные силы». | Индивидуальный опрос. |
|
50 |
|
| Решение задач «Радиоактивность». | Закрепление знаний. |
| Индивидуальный опрос. |
|
51 |
|
| Методы регистрации ядерных излучений. | Изучение нового материала. | Регистрация ядерных излучений. | Фронтальный опрос. |
|
52 |
|
| Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 «Наблюдение треков заряженных частиц». | Практикум | Наблюдение треков заряженных частиц. | Индивидуальный опрос. |
|
53 |
|
| Ядерные реакции.Деление и синтез ядер. | Изучение нового материала. | «Ядерные реакции» фрагмент фильма. | Фронтальный опрос |
|
54 |
|
| Решение задач «Ядерные реакции». | Закрепление знаний. |
| с/р |
|
55 | | | Источники энергии Солнца и звёзд. Ядерная энергетика. | Изучение нового материала. | Ядерная энергетика. | Индивидуальный опрос. |
|
56 |
|
| Ядерная энергетика. | Комбинированный | Ядерная энергетика. | Фронтальный опрос. |
|
57 |
|
| Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений. | Комбинированный | Влияние радиоактивных излучений. | Индивидуальный опрос. |
|
58 | | | Контрольная работа № 3 по теме «Квантовые явления» | Контроль и оценивание знаний. |
| к/р |
|
|
|
| Строение Вселенной (9) |
|
|
|
|
59 |
|
| Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Гипотеза Джордано Бруно. | Изучение нового материала. | Плакат «Системы мира». | Индивидуальная работа. |
|
60 |
|
| Астрономические наблюдения. Определение расстояний до небесных тел. | Комбинированный | Расстояние до небесных светил | Фронтальный опрос. |
|
61 |
|
| Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. | Изучение нового материала. | Фрагмент кинофильма «Физическая природа планет» | Фронтальный опрос |
|
62 |
|
| Малые тела Солнечной системы. Строение солнечной системы. | Изучение нового материала. | Строение солнечной системы. | с/р |
|
63 |
|
| Физическая природа Солнца и звёзд. | Комбинированный | Фрагмент кинофильма «физическая природа Солнца». | Фронтальный опрос. |
|
64 |
|
| Строение и эволюция Вселенной. | Изучение нового материала. | Строение Вселенной. | Индивидуальный опрос. |
|
65 |
|
| Как и зачем делаются научные открытия. | Обобщение и систематизация знаний |
| Индивидуальный опрос. |
|
66 |
|
| Итоговая контрольная работа №4. | Контроль и оценивание знаний. |
| к/р |
|
68 |
|
| Повторение. | Обобщение и систематизация знаний. |
| Фронтальный опрос. |
|
Планируемые результаты освоения курса
ФИЗИКА
Механические явления
Выпускник научится:
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
равномерное и равноускоренное прямолинейное движение,
свободное падение тел,
невесомость,
равномерное движение по окружности,
инерция,
взаимодействие тел,
передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами,
атмосферное давление,
плавание тел,
равновесие твёрдых тел,
колебательное движение,
резонанс,
волновое движение;
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины:
путь,
скорость,
ускорение,
масса тела,
плотность вещества,
сила,
давление,
импульс тела,
кинетическая энергия,
потенциальная энергия,
механическая работа,
механическая мощность,
КПД простого механизма,
сила трения,
амплитуда,
период и частота колебаний,
длина волны и скорость её распространения;
при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы:
закон сохранения энергии,
закон всемирного тяготения,
равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона,
закон сохранения импульса,
закон Гука,
закон Паскаля,
закон Архимеда;
при этом различать словесную формулировку закона
и его математическое выражение;
различать основные признаки изученных физических моделей:
материальная точка,
инерциальная система отсчёта;
решать задачи, используя физические законы
закон сохранения энергии,
закон всемирного тяготения,
принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона,
закон сохранения импульса,
закон Гука,
закон Паскаля,
закон Архимеда
и формулы, связывающие физические величины:
путь,
скорость,
ускорение,
масса тела,
плотность вещества,
сила,
давление,
импульс тела,
кинетическая энергия,
потенциальная энергия,
механическая работа,
механическая мощность,
КПД простого механизма,
сила трения скольжения,
амплитуда,
период и частота колебаний,
длина волны и скорость её распространения
на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведенияв окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах, использования возобновляемых источников энергии, экологических последствий исследования космического пространства;
• различать границы применимости физических законов,понимать всеобщий характер фундаментальных законов(закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченностьиспользования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихсязнаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Тепловые явления
Выпускник научится:
распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
диффузия,
изменение объёма тел при нагревании (охлаждении),
большая сжимаемость газов,
малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;
тепловое равновесие,
испарение,
конденсация,
плавление,
кристаллизация,
кипение,
влажность воздуха,
различные способы теплопередачи;
описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины:
количество теплоты,
внутренняя энергия,
температура,
удельная теплоёмкость вещества,
удельная теплота плавления и парообразования,
удельная теплота сгорания топлива,
коэффициент полезного действия теплового двигателя
при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя). На основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни, для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведенияв окружающей среде, приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС),тепловых и гидроэлектростанций;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значенияфизической величины.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
электризация тел,
взаимодействие зарядов,
нагревание проводника с током,
взаимодействие магнитов,
электромагнитная индукция,
действие магнитного поля на проводник с током,
прямолинейное распространение света,
отражение и преломление света,
дисперсия света;
описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины:
электрический заряд,
сила тока,
электрическое напряжение,
электрическое сопротивление,
удельное сопротивление вещества,
работа тока,
мощность тока,
фокусное расстояние и оптическая сила линзы;
при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы,
закон сохранения электрического заряда,
закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля — Ленца,
закон прямолинейного распространения света,
закон отражения света,
закон преломления света,
при этом различать словесную формулировку закона
и его математическое выражение.
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников). На основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни, для обеспечения безопасностипри обращении с приборами и техническими устройствами,для сохранения здоровья и соблюдения норм экологическогоповедения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Омадля участка цепи, закон Джоуля — Ленца и др.);
• приёмам построения физических моделей, поискаи формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленныхфактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученногозначения физической величины.
Квантовые явления
Выпускник научится:
распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
естественная и искусственная радиоактивность,
возникновение линейчатого спектра излучения;
описывать изученные квантовые явления, используя физические величины:
скорость электромагнитных волн,
длина волны и частота света,
период полураспада;
при описании правильно трактовать физический смысл используемых вели чин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты:
закон сохранения энергии,
закон сохранения электрического заряда,
закон сохранения массового числа,
закономерности излучения и поглощения света атомом;
различать основные признаки планетарной модели атома,
нуклонной модели атомного ядра;
приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности,
ядерных и термоядерных реакций,
линейчатых спектров.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать полученные знания в повседневной жизнипри обращении с приборами (счётчик ионизирующих частиц,дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектоммассы;
• приводить примеры влияния радиоактивных излученийна живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;
• понимать экологические проблемы, возникающиепри использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемоготермоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
различать основные признаки суточного вращения звёздного неба,
движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;
понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• указывать общие свойства и отличия планет земнойгруппы и планет-гигантов, малых тел Солнечной системы и больших планет, пользоваться картой звёздного небапри наблюдениях звёздного неба;
• различать основные характеристики звёзд (размер,цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой;
• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.