СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физкультуре для 1-4 классов ФГОС по Шаулину В.Н., система Занкова Л.В.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена на основании авторской программы В.Н.Шаулина. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова: Сборник программ. Пособие для учителя - 3-е изд., испр./ Ч.2,- Самара: Издательский дом «Федоров», 2013, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, Федерального Закона  «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, примерной программы начального общего образования; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ  №47.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физкультуре для 1-4 классов ФГОС по Шаулину В.Н., система Занкова Л.В.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31 августа 2015 года протокол № 1

Председатель _______ Т.В. Легостаева




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





По физической культуре



Уровень образования (класс) начальное общее образование (1-4 классы)



Количество часов 405



Учитель Рябухина Светлана Васильевна






Программа разработана на основе: авторской программы В.Н. Шаулина. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова: Сборник программ. Пособие для учителя - 3-е изд., испр./ Ч.2,- Самара: Издательский дом «Федоров», 2013. Утверждена на педагогическом совете, протокол № 1 от 31.08.2015г.








1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основании авторской программы В.Н.Шаулина. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова: Сборник программ. Пособие для учителя - 3-е изд., испр./ Ч.2,- Самара: Издательский дом «Федоров», 2013, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, Федерального Закона «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, примерной программы начального общего образования; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №47.

Физическая культура — обязательный учебный курс в обще­образовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В со­четании с другими формами обучения — физкультурно-оздоро­вительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минут­ки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физиче­ской культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприяти­ями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры лич­ности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систе­матических занятиях физической культурой и спортом, овладе­ние основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.

Цель рабочей программы по физической культуре заключается в том, чтобы заложить установку на всестороннее развитие личности, овладение школьниками основами физической культуры. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач: – укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию обучающихся; – обучение учащихся жизненно важным двигательным умениям и навыкам; – развитие двигательных способностей; – приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; – воспитание у школьников начальных классов потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно их применять в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; – содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Особенности преподавания предмета «Физическая культура» определяются его специфическим содержанием, которое включает в себя: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями о физической культуре и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях и сохранении здоровья.

Занятия физической культурой способствуют созданию максимально благоприятных условий для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка и его самоопределения.

В соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения Л.В. Занкова определены следующие принципы ведения курса:

Систематичность в обучении.  Соотношение целого и составляющих его частей, а также взаимосвязь его частей играют значительную роль в различных областях практической деятельности людей. «Логический порядок», или «логическое расположение» частей учебного предмета, определяется системой или логикой данной науки, преподаваемой в школе. Системность в обучении тесно перекликается с принципом непрерывности в физическом воспитании, который раскрывается в следующих основных положениях:

1. Процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств. Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям». Последовательность решения задач физического воспитания в масштабе уроков определяется «следовыми» явлениями, остающимися после выполнения видов физических упражнений. Вопрос последовательности или «порядка хода деятельности учителя и учащихся», - это вопрос развертывания учебной работы во времени.

2. Постоянная преемственность эффекта занятий, систематичность. Это положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними в целях исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями. При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект от предыдущего с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция (скопление) этих эффектов.

3. Целостность обучения. В основу системы развивающего обучения Л.В. Занкова положена идея максимальной эффективности обучения для общего развития школьника. Благодаря дидактическим принципам у детей формируется внутреннее побуждение к учению. Они испытывают удовлетворение от интенсивной умственной работы, рады выполнять трудные задания, как бы идут навстречу тому новому, что предстоит узнать. В физическом воспитании назначение принципа сознательности и активности тоже состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребность к физкультурно-спортивной деятельности. Реализация рассматриваемого принципа должна приводить к обогащению учащихся знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к учебно-тренировочному процессу.

Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий, как знание, мотивация, потребности, интересы и цели.


3.МЕСТО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Физическая культура» изучается в 1-4 классах из рас­чёта 3 часа в неделю (всего 405 ч). Третий час на препо­давание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889. В прика­зе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активно­сти и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Уроки, выпавшие на праздничные дни, интегрируются с другими темами.


4.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).

В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий.

Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре.


5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В соответствии с авторской программой по физической культуре в данной программе проведены две содержательные линии: «Укрепление здоровья и личная гигиена» и «Физическое развитие и физическая подготовка», обращение к которым происходит во всех классах. В развитие первой линии, «Укрепление здоровья и личная гигиена», в курс включены материалы, посвященные: роли физической культуры в сохранении и укреплении здоровья, гигиене и режиму дня, подбору спортивной одежды и обуви, правилам соблюдения безопасности при выполнении различных физических упражнений, оказанию простейшей медицинской помощи при травмах;

простейшим способам самоконтроля и наблюдения за своим здоровьем и индивидуальным развитием (измерение роста, веса, пульса, контроль за осанкой и пр.);

знакомству с комплексами гимнастики (с элементами самостоятельного составления подобных комплексов), с общеукрепляющими упражнениями.

Развитие второй линии, «Физическое развитие и физическая подготовка», осуществляется с помощью материалов, посвященных: роли физических упражнений в физической подготовке человека, подробным иллюстрированным правилам выполнения упражнений;

знакомству учащихся с упражнениями из базовых видов спорта и выработке навыков их выполнения, знакомству с подвижными играми, освоению основных двигательных навыков и умений, а также обучению элементарным способам наблюдения и самонаблюдения за показателями физической подготовленности, организации самостоятельных занятий.

Курс «Физическая культура» позволяет системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий, обозначенных как приоритетные во ФГОС НОО.

Универсальные учебные действия формируются на уроках физической культуры на доступном для ребенка и осознанном уровне. Дело в том, что в процессе занятий физической культурой все универсальные учебные действия (в т.ч. контроль, коррекция, оценка, коммуникация и пр.) реализуются на наиболее близком и естественном для ребенка материале на материале его собственной двигательной активности. А будучи приобретенными и закрепленными на занятиях физкультурой, УУД могут существенно влиять на продуктивное освоение других предметных областей.

На развитие личностных универсальных учебных действий, в частности на формирование мотивации учебной деятельности в процессе учебных занятий, направлены задания, развивающие потребность ребенка в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

В сферу этического оценивания предмет физическая культура включается через мысль о том, что занятия физкультурой и спортом являются частью человеческой истории и культуры, а меры по укреплению здоровья есть черта взрослого и ответственного человека.

В программе курса создаются методические условия, способствующие развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников, включая планирование, прогнозирование и контроль способа и результата действий. На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся проводят организацию двигательной активности с учетом требований безопасности, правил выполнения того или иного упражнения. Выработка таких регулятивных УУД, как контроль и коррекция, обеспечивается системой разноуровневых заданий, которые развивают контроль как на самом элементарном уровне сличения действия с эталоном, так и на более сложном уровне.

На выработку навыка систематического и комплексного контроля направлена система заданий по наблюдению за физическим развитием каждого ученика. Заполнение дневника наблюдений в его простейшей форме под силу даже первокласснику, а навык наблюдения и контроля своего развития очень важен и может быть перенесен в любую сферу.

Тесно связано в программе курса с действиями контроля и коррекции действие оценки. Его формирование происходит на материале заданий, в которых внимание ребенка обращается на результаты выполнения упражнений. Несмотря на специфичность той предметной области, которой посвящен курс физической культуры, на его основе можно успешно формировать познавательные универсальные учебные действия: навыки поиска и выделения необходимой информации .

Материалы и задания учебника представляют возможность для выработки умений использовать условные обозначения, преобразовывать информацию разного вида (словесную, графическую), а также соотносить эту информацию с собственными действиями. Читая описание упражнений и отдельных движений, ребенок ориентируется также и на рисунки, расположенные на странице, и, таким образом, соотносит свои действия не только со словесным описанием, но и с рисунком или схемой.

У младшего школьника вырабатывается навык считывания информации с разных по степени условности изображений (в учебнике встречаются как рисунки, близкие к реалистическому изображению, так и схемы), а при составлении графиков изменения своего роста и веса, заполнении таблицы достижений в дневнике наблюдений он учится обрабатывать и представлять информацию в иной знаковой форме.

На уроках физкультуры происходит активная коммуникация в процессе игр, соревнований, в процессе обсуждения результатов выполнения тех или иных упражнений. Отметим, что коммуникативные универсальные учебные действия наиболее активно развиваются в командных подвижных играх. На основе заданий, в которых те или иные суждения должны рождаться у детей в процессе коммуникации (или своего рода имитации коммуникации), вырабатывается умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение строить конструктивный диалог.

Разработка упражнений разной степени сложности дополняется дифференцированным подбором двигательных действий и варьированием физической нагрузки ребенка. В физическом воспитании принято последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с периодами возрастного развития организма школьника, а также строить занятия на основе цикличности: микроциклы (недельные), мезоциклы (месячные) и макроциклы (годичные). Необходимо следить, чтобы суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, была такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье каждого ребенка.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В соответствии с требованиями, обозначенными в ФГОС начального общего образования 2011 г., и концептуальными положениями системы развивающего обучения у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к занятиям физкультурой, интерес к отдельным видам спортивно-оздоровительной деятельности;

  • интерес к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной и физкультурной деятельности посредством определения уровня развития физических качеств;

  • эмоциональное восприятие образа Родины, представление о ее героях-спортсменах;

  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину через знакомство с современными олимпийскими играми и спортивными традициями;

  • основа для развития чувства прекрасного через знакомство с эстетическими видами спорта;

  • уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные упражнения и подвижные игры;

  • представления о физической красоте человека через знакомство с физкультурно-оздоровительной деятельностью;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умения видеть красоту, используя методы определения качества техники выполнения движений;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение в игровых видах спортивной деятельности;

  • первоначальные представления о строении и движениях человеческого тела;

  • представление об оздоровительном воздействии физических упражнений как факторе, позитивно влияющем на здоровье.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • понимания значения физической культуры в жизни человека;

  • первоначальной ориентации на оценку результатов собственной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;

  • представления о рациональной организации режима дня, самостоятельных физкультурных занятий;

  • представления об организации мест занятий физическими упражнениями и использовании приемов самостраховки;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации к занятиям физической культурой;

  • адекватного понимания причин успешного или неуспешного развития физических качеств и освоения учебного материала;

  • устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в игровой и соревновательной деятельности;

  • осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;

  • осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и страховки при выполнении упражнений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу, в том числе задачи, поставленные на урок и задачи по освоению двигательных действий;

  • принимать технологию или методику обучения и воспитания физических качеств указанную учителем, в учебном процессе;

  • принимать и учитывать методические указания учителя в процессе повторения ранее изученных движений и в процессе изучения нового материала;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации;

  • осуществлять контроль за техникой выполнения упражнений физкультурно-оздоровительной деятельности;

  • оценивать правильность выполнения движений и упражнений спортивно-оздоровительной деятельности на уровне оценки соответствия их техническим требованиям и правилам безопасности;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

  • проводить самоанализ выполненных упражнений на основе знаний техники упражнения;

  • вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;

  • различать способ и результат собственных и коллективных действий.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;

  • оценивать технику выполнения упражнения одноклассника, проводить анализ действий игроков во время игры;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве в качестве помощника учителя при организации коллективных действий;

  • самостоятельно осваивать новые упражнения по схеме представленной учителем;

  • осуществлять контроль физического развития, использую тесты для определения уровня развития физических качеств;

  • проводить самоанализ выполняемых упражнений и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для составления и записи общеразвивающих упражнений и комплексов зарядки;

  • осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;

  • читать простое схематическое изображение упражнения и различать условные обозначения;

  • строить сообщения в устной и письменной форме, используя правила записи и терминологию общеразвивающих упражнений;

  • ориентироваться в разнообразии подготовительных упражнений для разных видов физкультурно-оздоровительной деятельности;

  • осуществлять анализ объектов, проводить сравнение и классификацию изученных упражнений и элементов по заданным критериям;

  • осуществлять синтез при составлении комплексов разминки или утренней зарядки, подбирая необходимые общеразвивающие упражнения;

  • устанавливать причинно-следственные связи различных подготовительных упражнений с оздоровительными задачами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме используя терминологию, правила записи и названия общеразвивающих упражнений;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов подбора упражнений в зависимости от конкретных условий;

  • самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты при составлении комплексов ОРУ и акробатических упражнений;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами для решения задач в процессе подвижных игр;

  • анализировать технику игры или выполнения упражнений, строя логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;

  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;

  • использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;

  • отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой и спортивной деятельности, уважая соперника;

  • контролировать свои действия в коллективной работе;

  • во время подвижных и спортивных игр строить тактические действия, взаимодействуя с партером и учитывая его реакцию на игру;

  • следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности;

  • контролировать действия партнёра во время выполнения групповых упражнений и упражнений в парах;

  • соблюдать правила взаимодействия с игроками;

задавать вопросы для уточнения техники упражнений или правил игры. Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать в своих действиях позиции других людей, и координировать деятельность, не смотря на различия во мнениях;

  • при столкновении интересов уметь обосновывать собственную позицию, учитывать разные мнения;

  • аргументировать свою позицию и согласовывать её с позициями партнёров по команде при выработке общей тактики игры;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций партнеров и соперников;

  • последовательно, точно и полно передавать партнёру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и выполнения упражнений с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь при выполнении групповых или парных упражнений, а также осуществлять страховку при выполнении акробатических элементов;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты

Знания о физической культуре

Обучающийся научится:

  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе);

  • соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями;

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня», «физическая подготовка»;

  • характеризовать роль и значение утренней зарядки, уроков физической культуры, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;

  • раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;

  • характеризовать основные физические качества и различать их между собой.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;

  • выявлять связь физической культуры с трудом


Способы физкультурной деятельности

Обучающийся научится:

  • организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении;

  • измерять показатели физического развития и физической подготовленности;

  • вести систематические наблюдения за их динамикой;

  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий;

  • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств.

Физическое совершенствование

Обучающийся научится:

  • оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса;

  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки, упражнения на развитие физических качеств;

  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);

  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (гимнастическое бревно);

  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);

  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • фиксировать результаты наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;

  • выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах;

  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические упражнения;

  • играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;

  • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;


6.СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Знания о физической культуре (теоретический материал)

Понятия о физической культуре.

Определения: физическая культура; спорт (спортсмен); Олимпийские игры; виды спорта (командные, индивидуальные).

История физической культуры и спорта (возникновение и развитие).

Современные Олимпийские игры.

Формы занятий физическими упражнениями: урочные формы (уроки, тренировочные занятия),внеурочные формы (самостоятельные занятия), малые формы (утренняя гимнастика).

Спортивная форма – одежда и обувь для теплого времени года и для холодной погоды.

Формы занятий. Подготовительная часть занятия – разминка. Основные правила зарядки.

Режим дня.

Основные способы передвижения, требования к местам занятий.

Бег. Стадион, правила бега по дорожкам, дыхание. Техника выполнения бега.

Прыжки. Сектор для прыжков, яма с песком, гимнастические маты, место для приземления. Виды и разновидности прыжков. Общая и специальная разминка для прыжков. Фазы прыжков: подготовительная, отталкивание, полет, приземление.

Метание. Основные характеристики.

Упражнения с мячами. Игры с мячом.

Гимнастические упражнения. Правила безопасности, организация места выполнения упражнений. Гимнастические элементы (кувырки, стойки, мост). Упражнения в лазании: канат, гимнастическая стенка. Закрепление снарядов.

Лазание. Общие правила для лазания.

Плавание. Общие правила плавания.

Элементарные знания о строении человеческого тела.

Скелет человека. Суставы. Части рук и ног.

Мышцы. Работа мышц в разных суставах.

Осанка. Техника проверки осанки. Упражнения для формирования правильной осанки.

Внутренние органы человека. Кровеносная система. Дыхательная система. Пищеварительная система.

Мозг и нервная система. Головной мозг. Центральная нервная система. Правила сохранения здоровой нервной системы.

Правила оказания первой помощи:

– при растяжении связок и ушибах;

– при вывихах;

– при переломах;

– при кровотечении;

– при сотрясении мозга.

Профилактика травматизма.

Правила безопасности при метании.

Правила безопасности игры с мячом.

Правила безопасности при выполнении гимнастических упражнений, обеспечение страховки.

Правила поведения на водоеме.



Представления о физических качествах.

Понятия о физических качествах. Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости.

Определение уровня развития физических качеств. Тест на силу мышц рук и ног.

Тест для определения выносливости. Тест для определения гибкости.

Самоконтроль.

Определение нагрузки. Определение пульса.

Общеразвивающие упражнения.

Движения руками. Основные положения рук. Движения руками (сгибания, разгибания, круговые движения, повороты).

Движения ногами. Движения в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах.

Основные положения: приседы, выпады вперед, в стороны.

Движения туловищем. Наклоны, повороты.

Прыжки: со взмахом руками; из глубокого приседа; с чередованием положений ног (врозь, вместе).

Физическое совершенствование (практический материал)

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Общеразвивающие упражнения для рук. Упражнения без предметов. Упражнения с предметами (мяч, палка).

Общеразвивающие упражнения для ног. Упражнения с предметами (мяч, палка).

Общеразвивающие упражнения для туловища. Наклоны с мячом в разные стороны.

Упражнения для подготовки к бегу. Круговые движения коленей. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Разновидности бега.

Упражнения для подготовки к прыжкам. Круговые движения в суставах.

Приседания. Махи. Многоскоки.

Упражнения для подготовки к метаниям. Круговые движения руками (подробнее: кистями, в локтевых суставах и т.д.). Отведение рук.

Упражнения для подготовки к занятиям гимнастикой. Круговые движения ногами и руками. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для мышц туловища.

Упражнения для подготовки к занятиям с мячом. Упражнения для кистей рук.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Легкая атлетика

Бег. Общие правила для всех видов бега.

Прыжок в длину с места. Определение результатов. Техника выполнения прыжка по фазам. Прыжок в длину с разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в высоту с прямого разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в глубину. Техника выполнения прыжка.

Метание. Способы метания. Подводящие упражнения. Метание в цель. Метание на дальность. Метание набивного мяча. Способы: двумя руками из-за головы; от груди; двумя руками снизу вертикально вверх.

Упражнения с мячами. Подбрасывание и ловля мяча. Подбрасывание и ловля мяча с выполнением упражнений во время полета мяча.

Гимнастика с основами акробатики.

Акробатические упражнения – перекаты. Разновидности: группировка в положении лежа; группировка в приседе; перекат назад в группировке; перекат в строну в группировке; перекат назад перекатом вперед – упор присев.

Кувырки. Разновидности: кувырок вперед; кувырок в сторону (перекат); кувырок назад.

Акробатические упражнения – стойки на лопатках. Разновидности: стойка на лопатках с касанием носками ног пола за головой; стойка на лопатках вертикально.

Упражнения на гимнастическом бревне. Разновидности ходьбы. Перешагивания. Равновесие. Приседы. Повороты.

Лазание по канату. Техника выполнения. Подводящие упражнения.

Прыжки через скакалку. Подводящие упражнения и техника выполнения.

Подвижные игры Салки. Салки с «домиком». Салки «ноги от земли». «Море волнуется». «Два мороза». «Я знаю…». «Выбивалы» (игра с мячом). «Мяч в воздухе». «Удочка» (игра со скакалкой). «Зеркало» (игра со скакалкой). Нагонялы (игра со скакалкой). Слалом. «Гонка мячей по кругу», «Вызови по имени», «Подвижная цель», «Охотники и утки», Игра «Мяч ловцу», «Борьба за мяч», «Перестрелка», «Самая меткая команда», «Помощь друга», «Танцевальный марафон», «Пустое место», Игра«Петушиный бой», «Темный лабиринт», «Невод», эстафеты с элементами спортивных игр и других видов спорта. Совершенствование метаний. Игра «Кто дальше бросит»


7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Материал «Лыжная подготовка» и «Плавание» распределен на легкую атлетику и подвижные игры. Изменения отображены в таблице:



№№

Вид программного материала

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4класс

1

Знания о физической культуре

7

6

6

6

1.1

Понятия о физической культуре

1

1

1

1

1.2

Основные способы передвижения, требования к местам занятий

2


1

1

1.3

Элементарные знания о строении человеческого тела

2

2



1.4

Правила оказания первой помощи

1

1

1

1

1.5

Профилактика травматизма

1

1

1

1

1.5

Представления о физических качествах



1

1

1.6

Общеразвивающие упражнения


1

1

1

2

Физическое совершенствование

92

96

96

96

2.1

Физкультурно-оздоровительная деятельность

5

6

6

6

2.2

Спортивно-оздоровительная деятельность

87

90

90

90

2.2.1

Легкая атлетика

21

24

24

24

2.2.2

Гимнастика с основами акробатики

24

24

24

24

2.2.3

Подвижные игры

42

42

42

42


Итого

99

102

102

102



8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Необходимое количество




Примечание









1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Федеральный государственный стандарт начального общего образования по физической культуре

1

Стандарт по физической культуре, примерные про­граммы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.2

  1. Авторская программа В.Н. Шаулина. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова: Сборник программ. Пособие для учителя - 3-е изд., испр./ Ч.2,- Самара: Издательский дом «Федоров», 2013

1


1.3

Рабочая программа по физической культуре

1


1.4

Физическая культура. Учебник для 1­–4 ­ класса.

Авторы: В.Н. Шаулин, А.В. Комаров, И.Г. Назарова, Г.С. Шустиков. Самара: Издательский дом «Федоров», 2013

1







Учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федера­ции, и пособия входят в би­блиотечный фонд

1.5

Учебная, научная, научно-популярная ли­тература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению

28

В составе библиотечного фонда

1.6

Методические издания по физической куль­туре для учителей

ежемесячно

Методические пособия и ре­комендации, журнал «Физи­ческая культура в школе»

2

Экранно-звуковые пособия

2.2

Аудиозаписи

12

Для проведения гимнастиче­ских комплексов, обучения танцевальным движениям; проведения спортивных со­ревнований и физкультур­ных праздников

3

Технические средства обучения

3.1

Сканер

1


3.2

Принтер лазерный

1


3.3

Копировальный аппарат

1

Может входить в материаль­но-техническое оснащение образовательного учрежде­ния

4

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

4.1

Стенка гимнастическая

16


4.2

Бревно гимнастическое напольное

2


4.3

Бревно гимнастическое высокое

-


4.4

Козёл гимнастический

2


4.5

Конь гимнастический

2


4.6

Перекладина гимнастическая

1


4.7

Канат для лазанья с механизмом крепления

1


4.8

Мост гимнастический подкидной

2


4.9

Скамейка гимнастическая жёсткая

28


4.10

Гантели наборные

14


4.11

Маты гимнастические

20


4.12

Мяч набивной (1 кг, 2 кг)

12


4.13

Мяч малый (теннисный)

10


4.14

Скакалка гимнастическая

15


4.15

Обруч гимнастический

20


Лёгкая атлетика

4.16

Планка для прыжков в высоту

2


4.17

Стойка для прыжков в высоту

2


4.18

Номера нагрудные

12


Подвижные и спортивные игры

4.19

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

3


4.20

Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой

6


4.21

Сетка для переноса и хранения мячей

2


4.22

Стойки волейбольные универсальные

4


4.23

Сетка волейбольная

4


4.24

Мячи волейбольные

10


4.25

Табло перекидное

1


4.26

Ворота для мини-футбола

2


4.27

Сетка для ворот мини-футбола

2


4.28

Мячи футбольные

10


4.29

Ворота для ручного мяча

2


4.39

Мячи для ручного мяча

5


Туризм

4.40

Палатки туристские (трехместные)

9


4.41

Рюкзаки туристские

20


4.42

Комплект туристский бивуачный

4


Средства первой помощи

4.43

Аптечка медицинская

2


Дополнительный инвентарь

4.44

Доска аудиторная с магнитной поверхностью

1

Доска передвижная

5

Спортивные залы (кабинеты)

5.1

Спортивный зал игровой

1

С раздевалками для мальчи­ков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические ска­мейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек

5.2

Зоны рекреации

1

Для проведения динамиче­ских пауз (перемен)

5.3

Кабинет учителя

1

Включает в себя рабочий стол, стулья, сейф, книжные шкафы (полки), шкаф для одежды

5.4

Подсобное помещение для хранения инвен­таря и оборудования

1

Включает в себя стеллажи, контейнеры

6

Пришкольный стадион (площадка)

6.1

Легкоатлетическая дорожка

1


6.2

Сектор для прыжков в длину

1


6.3

Сектор для прыжков в высоту

1


6.4

Игровое поле для футбола (мини-футбола)

1


6.5

Гимнастический городок

1


6.7

Полоса препятствий

1



 

 

 

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения ____________ И.В. Сальникова

учителей физической культуры и ОБЖ 31 августа 2015 года

от 28 августа 2015 года №1

__________ С.В. Рябухина