СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа включает календарно- тематическое планирование.
МБОУ « БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Зам.директора по УВР Директор школы
Абдуллаева М.Т.________ Абдулкаиров Ф.Э._____
«25» августа 2016г. «25» августа 2016г
Рабочая программа
по курсу «Введение в географию»
для 5- 6 классов
учитель географии Ситакаева Г.А.
МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа»
Раздольненского района Республики Крым
«РАССМОТРЕНО»
На заседании ШМО учителей биологии,
географии, химии, физической культуры
Руководитель: Ситакаева Г.А.
«23» августа 2016г.
Березовка, 2016 г
Результаты освоения курса географии в 5 – 6 классах
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Содержание курса географии
География Земли. 5 класс, 35 часов (1 час в неделю)
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности.. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Практические работы:
Составление таблицы « Этапы географического познания Земли»
Анализ схемы « Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»
«Определение различных способов ориетирования на местности»
«Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба»
Составление описания маршрута по плану местности»
«Определение по картам относительной и абсолютной высоты точек и форм рельефа на местности»
Определение географических координат по географической карте»
«Обозначение на контурной карте границ наибольших государств и их столиц на всех материках мира»
Обозначение на контурной карте наибольших литосферных плит, сейсмичных поясов и основных форм рельефа»
География Земли" 6 класс, 35 часов (1 час в неделю)
Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (12 ч)
Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы : Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Их соотношение. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы. Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Острова и полуострова. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов. Методы изучения океанских глубин. Свойства воды. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Жизнь в океане. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности. Воды суши. Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система. Речной бассейн, водораздел. Питание рек. Режим рек его зависимость от климата. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей
речных систем, границ и площадей водосборных бассейнов, направления течения рек. Озера их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища, болота, их хозяйственное значение и рациональное использование. Описание озера по карте. Подземные воды. Их происхождение и виды, возможности использования человеком. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники. Качество воды и здоровье людей. Ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросферы. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.
Практикум.1
1. Описание реки и озера по плану.
2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира.
3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли.
4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.
Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11 ч)
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, её границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. Значение атмосферы для жизни на Земле. Пути сохранения качества воздушной среды. Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура и её определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная
и годовая амплитуда температуры воздуха. Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам. атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон. Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность и её влияние на погоду. Облака и их виды. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние на жизнь и деятельность человека. Метеорологические приборы и инструменты. Погода. Элементы и явления погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; условия их формирования и свойства.
Климат и климатические факторы. Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды.
Практикум.2.
1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды.
2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра.
3. Построение и анализ розы ветров.
4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
5. Анализ погоды на ближайшие два – три дня.
Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли (3 ч)
Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы. Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Типы почв. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности.
Описание почвы. Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Человек – часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.
Практикум.3.
1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.
2. Описание одного растения или животного своей местности
Тема 4. Географическая оболочка Земли (5 ч)
Понятие «географическая оболочка». Состав, границы, строение географической оболочки и взаимосвязи между её составными частями. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азональные природные комплексы. Понятие «природная зона». Природные зоны — зональные природные комплексы. Смена природных зон от экватора к полюсам. Карта природных зон Земли. Понятие «культурный ландшафт». Основные виды культурных ландшафтов - природный, промышленный, сельскохозяйственный. Природное наследие. Положительное и отрицательное влияние человека на ландшафт.
Практикум.4.
1. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах».
2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.
Формы организации образовательного процесса:
-Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
-Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
-Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, творческие задания. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.
Календарно-тематическое планирование 5 класс (35 часов)
№
| Тема урока | Дата | Основное содержание урока | Универсальные учебные действия | Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По плану | Факт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| личностные | предметные | метапредметные |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Развитие географических знаний о Земле – 5 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Географические методы изучения окружающей среды |
|
| Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией . Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | Определять понятие « география» Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Различать природные и антропогенные географически объекты. | Познавательные Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии Создание историко-географического образа объектов Земли Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником
| П. 1 Стр. 4 - 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Развитие географических знаний о Земле |
|
| Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.
| Показывать по картам территории древних государств. Находить информацию ( В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах. | Регулятивные Работа с картой,сравнение современной карты с древними
Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях Познавательные Поиск информации по накоплению географических знаний Коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого | П.2 Стр. 10- 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Выдающиеся географические открытия Практическая работа №1 Составление таблицы « Этапы географического познания Земли» |
|
| Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизациА.и. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама Х. Колумб Ф Магеллан, Ф. ДрейкА. Тасман, Дж. Кук Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев Ермак, И. Москвин, С. Дежнев Р. Амундсен Р. Пири
|
| Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО. | Познавательные Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте Поиск информации о путешественниках Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте коммуникативный Обсуждение значения открытий Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях
| П. 3 Стр.13 - 15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Современный этап научных географических исследований. |
|
| Источники географической информации. Географические информационные системы Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей |
| Выявлять особенности изучения географии на современном этапе.
| Познавательные Поиск информации о путешественниках Определение значения географических исследований для жизни общества Регулятивные Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт Работа с учебником, с атласом коммуникативный Обсуждение значения географической науки в парах, группах
| П. 4 Стр. 16 - 18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Контрольная работа «Развитие географических знаний о Земле» |
|
| Тестовая контрольная работа из заданий разного вида |
| Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий
|
| Повтор. пройденн материал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Земля – планета Солнечной системы – 5 ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Земля – планета Солнечной системы |
|
| Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса н Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; |
| Регулятивные Познавательные Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы Описание уникальных особенностей Земли как планеты Коммуникативные Оценить действие партнеров | П.5 Стр.20 – 21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Форма, размеры и движение Земли. |
|
| Форма и размеры Земли. Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги. |
| Познавательные Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси Регулятивные Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года ( Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца» Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное коммуникативные Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений | П. 6 Стр. 22 – 24 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Пояса освещённости. Часовые пояса. |
|
| Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности |
| П. 7 Стр. 25 - 26 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Практическая работа №2 Анализ схемы « Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» |
|
|
| П. 7 Стр. 26 – 27 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Контрольная работа «Земля» |
|
| Тестовая контрольная работа из заданий |
| Находить в тексте учебника географическую |
| Повтор. пройденн материал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План и карта – 10 ч.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности. Практическая работа№3 «Определение различных способов ориетирования на местности» |
|
| Ориентирование на местности. Стороны горизонта . Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде План местности. Особенности изображения местности на плане Условные знаки. | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | Распознавать условные знаки планов местности .Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Использовать оборудование для глазомерной съемки. Составлять простейшие планы местности небольшого участка. | Познавательные Иметь представления о понятиях Знать определение «Азимут» и уметь определять его Регулятивные Умение работать с измерительными приборами Научиться читать план местности с помощью условных знаков Коммуникативные Умение слушать товарища Соблюдать правила поведения в кабинете | П. 8 Стр. 30- 32 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Масштаб и его виды. |
|
| Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба разного вида.
| Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.
| Познавательные Иметь представления о понятиях Регулятивные Умение работать с измерительными приборами Коммуникативные Работа в группе | П. 9 Стр. 33 - 34 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Практическая работа№4 «Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба» |
|
| П. 9 Стр. 35 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Изображение земной поверхности на плоскости. Практическая работа № 5. « Составление описания маршрута по плану местности»
|
|
| Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. |
| Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты ( глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины. | Познавательные Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности Регулятивные решение задач по определению абсолютной и относительной высоты Уметь составлять план местности простейшим способом коммуникативный работа в группах | П. 10 Стр. 36 - 37 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Практическая работа№6 «Определение по картам относительной и абсолютной высоты точек и форм рельефа на местности»
|
|
| Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности Топографическая карта Способы глазомерной съемки местности. |
|
|
| П.11 Стр.38 - 39 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Географическая карта – особый источник информации. |
|
| Глобус – объемная модель Земли. Географическая карта , ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые Читать карты различных вдов на основе анализа легенды. Определять зависимость подробности карт от ее масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов. географические объекты. Анализировать атласы и различать его карты по охвату территории и тематике. | Познавательные Регулятивные Овладение умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия. коммуникативные Формировать компетентности в общении. | П.12 Стр.40 - 43 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Градусная сетка. |
|
| Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте |
| Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки параллелей и меридианов. | Познавательные Регулятивные Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого | П. 13 Стр.44 – 47 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Географическая широта. |
|
| Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов
Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса. |
|
|
| П. 14 Стр.48 - 50 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Географическая долгота. Географические координаты. |
|
|
| Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние с помощью градусной сетки. | Познавательные Отработка навыков по определению географических координат Регулятивные Определение расстояний с помощью градусной сети | П. 15 Стр.51 - 53 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Практическая работа №7 « Определение географических координат по географической карте» |
|
| П.16 Стр. 54 - 56 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Контрольная работа « План и карта» |
|
| Тестовая контрольная работа из заданий разного вида | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий
|
| Повтор. пройденн материал | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Человек на Земле – 3 ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Заселение человеком Земли |
|
| Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; |
| коммуникативные Организовывать работу в паре Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником
| П. 17 Стр.58 - 60 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. |
|
| Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. |
| коммуникативные Умение слушать товарища Соблюдать правила поведения в кабинете | П. 18 Стр. 61 - 63 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Практическая работа№8 «Обозначение на контурной карте границ наибольших государств и их столиц на всех материках мира» |
|
|
| Коммуникативные Позитивная самооценка Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником
| П. 19 Стр. 64 - 66 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| Литосфера – твердая оболочка Земли – 11 ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Земная кора и литосфера. |
|
| Внешние и внутренние силы Земли Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора Типы земной коры, ее строение под материками и океанами | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Анализировать схему «Типы земной коры » Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.
| Познавательные Регулятивные Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности. коммуникативные Оценить действия партнеров | П.20 Стр.68 - 70 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
|
|
| Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. | Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород и их свойствами. Анализировать схему преобразования горных пород. | Познавательные Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам коммуникативный работа в группах Регулятивные Сравнивать горные породы различного происхождения, определять горные породы по их свойствам | П.21 Стр.71 - 73 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Литосферные плиты, их движение и взаимодействие Практическая работа №9. « Обозначение на контурной карте наибольших литосферных плит, сейсмичных поясов и основных форм рельефа» |
|
| Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо. | Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит. Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит | Познавательные Регулятивные Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов земной коры , сравнивать и анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой (устанавливать соответствия границ и столкновения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействия литосферных плит) коммуникативные Работа в группе | П.22 Стр.74 - 76 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Землетрясение и вулканизм. |
|
| Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле. Наносить на контурную карту области распространения землетрясений. Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле. Наносить на контурную карту области распространения суши. Горы и равнины, особенности их образования. | Познавательные Регулятивные Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. Участвовать в обсуждении чрезвычайных ситуаций, приводить примеры Коммуникативные Организовывать работу в паре | П. 23 Стр.77 - 79 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Рельеф Земли. Равнины. |
|
| Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины особенности их образования. Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте.
|
| Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты. Выявлять расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. | Познавательные Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики Регулятивные Уметь распознавать на физических картах горы и равнины с разной абсолютной высотой. Выполнять практические задания по карте и плану. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит Коммуникативные Оценить действие партнеров | П. 24 Стр.80 - 83 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Рельеф Земли. Горы. |
|
| Различие гор по высоте, возрасту и размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. |
| Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа. Анализировать иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор. | П. 25 Стр. 84 - 87 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 - 33 | Выполнение проекта «Скульптурный портрет планеты» |
|
| Разработка проекта « Скульптурный портрет планеты» Правила работы с контурной картой |
| Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах на континентах Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию( в Интернете и других источниках)
| Коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого | П. 26 Стр. 88 - 89 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Человек и литосфера. |
|
| Значение литосферы для человека Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. |
|
| Репродуктивные Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору Коммуникативные Формировать компетентности в общении. | П. 27 Стр. 90 - 92 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Повторение |
|
|
|
|
|
|
|
Календарно- тематическое планирование 6 класс (35 часов)
№ | Тема урока | Содержание урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся
| План дата | Факт дата | Домашнее задание
| |
Гидросфера — водная оболочка Земли - 12 ч. |
| ||||||
1 | Состав и строение гидросферы
| Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы, их соотношение. Свойства воды. Мировой круговорот воды в природе | Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе» |
|
| § 28 | |
2 | Мировой океан
| Мировой океан, его части. Един- ство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Жизнь в океане. Острова и полуострова. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов | Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определять по карте глубины океанов и морей. Наносить на контурную карту океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Выделять части рельефа дна океана. Составлять описание океана и моря по карте |
|
| § 29 | |
3 | Мировой океан | Мировой океан, его части. Един- ство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Жизнь в океане. Острова и полуострова. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов | Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определять по карте глубины океанов и морей. Наносить на контурную карту океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Выделять части рельефа дна океана. Составлять описание океана и моря по карте |
|
| § 30 | |
|
|
| |||||
4 | Решение прак- тических задач по карте. Учимся с «Полярной звездой»
| Выполнение проектного задания | Выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Работать с контурной картой. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы |
|
| § 31 | |
5 | Воды океана
| Температура и солёность вод Ми- рового океана. Движение воды в Океане. Волны. Океанические те- чения, приливы, отливы. Небла- гоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупрежде- ния опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения лич- ной безопасности | Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности воды в Океане. Определять по карте крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана. Выявлять зависимость направ- ления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Систематизировать информацию о течениях в сводной таблице |
|
| § 32 | |
6- 7 | Реки – артерии Земли
| Реки как составная часть поверх- ностных вод суши. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки мира и России. | Определять по карте истоки, устья главных рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карт. Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану. Анализировать графики изменения уровня воды в реках. Выявлять по рисунку (схеме) части долины реки. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеейтекста |
|
| § 33-34 |
8 | Озера и болота
| Озёра, их разнообразие, зависи- мость размещения от климата и рельефа. Виды озёр. Крупнейшие пресные и солёные озера мира и нашей страны. Пруды, водохра- нилища, болота, их хозяйствен- ное значение и рациональное использование. Описание озера по карте | Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр мира и России. Составлять описание озёр по плану на основе анали- за карт. Описывать по карте районы распространения ледников |
|
| § 35
| |||||||
9 | Озера и болота
| Подземные воды и их происхождение и виды, использование человеком. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники |
|
|
| § 36 | |||||||
10 | Гидросфера и Человек | Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросферы | Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. Выявлять значение хозяйственного использования ресурсов Океана для человека |
|
| § 37 | |||||||
11 | Решение практических задач по карте | Практикум. 1. Описание реки и озера по плану. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации. | Выполнять практическое задание самостоятельно. Работать с контурной картой. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы |
|
|
| |||||||
12 | Обобщение по разделу «Гидросфера – водная оболочка Земли» | Контрольно-обобщающий урок | Контрольная работа |
|
|
| |||||||
Атмосфера — воздушная оболочка Земли - 11 ч. | |||||||||||||
13 | Состав и строе- ние атмосферы | Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, её границы. Тропосфера, стратосфера, озоно- вый слой. Значение атмосферы для жизни на Земле. Пути сохра- нения качества воздушной среды | Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мне- ние об утверждении: «Тропосфера — кухня погоды» |
|
| § 38 | |||||||
14 | Тепло в атмос- фере | Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропо- сфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура, её определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха | Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мне- ние об утверждении: «Тропосфера — кухня погоды» |
|
| § 39 | |||||||
15 | Тепло в атмос- фере | Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам | Вычерчивать и анализировать графики 1 изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам |
|
| § 40 | |||||||
16 | Атмосферное давление. Ветер | Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависи- мость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой | Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. Определять по картам направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды |
|
| § 41 | |||||||
17 | Атмосферное давление. Ветер | Ветер, причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон | Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. Определять по картам направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды |
|
| § 42 | |||||||
18 | Влага в атмос- фере | Водяной пар в атмосфере. Абсо- лютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облачность и её влияние на погоду. Облака и их виды | Решать задачи по расчёту относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, со- ставлять их описание по облику |
|
| § 43 | |||||||
19 | Влага в атмос- фере
| Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли | Решать задачи по расчёту относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, со- ставлять их описание по облику |
|
| § 44 | |||||||
20 | Погода и климат | Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы | Устанавливать причинно- следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами |
|
| § 45 | |||||||
21 | Учимся с «Полярной звездой». Наблюдение за погодой. Карты по- годы
| Решение практических задач с использованием информации о погоде. Метеорологические при- боры и инструменты. Измерение элементов погоды с помощью приборов. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды Практикум. 2. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. 2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. 3. Построение и анализ розы ветров. 4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяй- ственную деятельность людей. 5. Анализ погоды на ближайшие два-три дня. | Наблюдать за погодой и выявлять её особенности. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Срав- нивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата |
|
| § 46 | |||||||
22 | Атмосфера и человек | Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопас- ности | Выявлять значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных и климатических условий на здо- ровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений |
|
| § 47 | |||||||
23 |
| Обобщение по разделу «Атмосфера - воздушная оболочка Земли» Контрольно-обобщающий урок | Контрольная работа |
|
|
| |||||||
Биосфера — живая оболочка Земли - 3 ч. | |||||||||||||
24 | Биосфера — живая оболочка Земли | Биосфера. Состав и роль биосфе- ры, связь с другими сферами Зем- ли. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Круговорот веществ в биосфере | Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составлять схему связей биосферы с дру- гими оболочками Земли. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота |
|
| § 48 | |||||||
25 | Почва как осо- бое природное образование | Почва — особый природный слой. Плодородие — важнейшее свойство почвы. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Типы почв | Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозёма. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв |
|
| § 49 | |||||||
26 | Биосфера — сфера жизни
| Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Человек — часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу Практикум. 3. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. 2. Описание одного растения или животного своей местности. | Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от Высказывать мнение о значении биосферы и воздействии человека на биосферу своей местности. Наблюдать за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды |
|
| § 50 | |||||||
Географическая оболочка Земли - 5 ч. | |||||||||||||
27 | Географическая оболочка Земли. Свойства и закономерности географической оболочки.
| Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между её составными частями. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азональные природные комп- лексы. Понятие «природная зона». Природные зоны — зональные природные комплексы. Смена природных зон от экватора к полюсам | Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования главных закономерностей географи- ческой оболочки на основе анализа тематических карт. Сравнивать между собой различные природные зоны. Приводить примеры приспособляемости животных и растений к среде обитания. Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком |
|
| § 51 | |||||||
28 | Природные зоны Земли. | Природные зоны Земли. Карта природных зон | территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. Составлять схему основных видов культурных ландшафтов. Приводить примеры положительного и отрица- тельного влияния человека на ландшафт.
|
|
| § 52 | |||||||
29 | Культурные ландшафты
| Понятие «культурный ландшафт». Основные виды культурных ландшафтов | Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу |
|
| § 53 | |||||||
30 | Влияние человека на ландшафт | Обсуждение положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт Практикум. 4. Подготовка сообщения на тему «При- способленность людей к жизни в различных природных зонах». 2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения. | Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу |
|
| § 53 | |||||||
31 | Обобщение по разделам «Биосфера – живая оболочка Земли» и «Географическая оболочка» | Контрольно-обобщающий урок | Контрольная работа |
|
| Повторить изученное | |||||||
Обобщение по курсу 6 класса – 4 часа | |||||||||||||
32 | Обобщение по разделу «География Земли» за курс 6 класса | Основные вопросы географии 6 класса |
|
|
| Поторить изученное | |||||||
33 | Обобщение по разделу «География Земли» за курс 6 класса | Контрольно-обобщающий урок | Контрольная работа за курс 6 класса |
|
| Повторить изученное | |||||||
34-35 | Повторение |
|
|
|
|
|
34