МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ Эркенова Л.С./ Протокол №____ от «___» _________ 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____ /Борлакова Р.Т./ «___» _________ 2016г. | «Утверждено» Директор _____ /А. М. Байкулова / Приказ № ______ от «___» _________ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «География» для 11 класса
на 2016 - 2017 учебный год.
III ступень
34 часа за учебный год
Составитель:
Учитель географии Джанибекова Светлана Сосланбековна
Высшей квалификационной категории
г. Усть-Джегута
2016г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом от _____________________ № ________);
Учебный план ОУ (утверждён приказом от___________ № ____);
Годовой календарный учебный график ОУ (утверждён приказом от____________________ № _________);
Примерные программы по учебным предметам. География. – 10-11 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2005г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников на 2016 -2017 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнауки от _________________№__________.
Состав УМК
1. | Автор учебника | Название учебника | Издательство | Год издания |
Максаковский В.П | Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10-11 классов | М.:Просвещение | 2015 |
2. | Автор рабочей тетради | Название рабочей тетради | Издательство | Год издания |
Максаковский В.П | «Рабочая тетрадь по географии» 10-11классов, пособие для учащихся образовательных учреждений, | М.:Просвещение | 2015 |
3. | Автор | Книга для учителя | Издательство | Год издания |
Максаковский В.П | Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10-11 класс. | М.:Просвещение | 2015 |
4. | Автор | Учебный диск | Издательство | Год издания |
| Мультимедийная обучающая программа: География 10-11 класс. Экономическая и социальная география мира | М.:Просвещение | 2015 |
| Автор | Атлас и набор контурных карт | Издательство | Год издания |
5. | Максаковский В.П | Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс с комплектом контурных карт | М.:Просвещение | 2016 |
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Содержание учебного предмета «Экономическая и социальная география мира» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
Введение (1 час)
Как поделить земное пространство. Центры экономической мощи и полюсы бедности
Англоязычная Америка (4 часа)
США. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Экономика США – витрина рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса. Главные отрасли сельского хозяйства. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия.
Канада. Особенности территории. Особенности развития экономики. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.
Латинская Америка (4часа)
Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.
Западная Европа (5 часов)
Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры.
Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.
Центрально – Восточная Европа (3 часа)
Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Специализация экономики. Внутренние различия.
Постсоветский регион. Образование СНГ. Другие межгосударственные объединения. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.
Зарубежная Азия (3 часа)
Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Китай. Япония. Особенности стран.
Южная Азия (2 часа)
Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Юго-Западная Азия и Северная Африка (5 часов)
Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Регион – мировой центр туризма. Внутренние различия.
Тропическая Африка и ЮАР (3 часа)
Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Преобладающие религии. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР – единственное экономически развитое государство Африки.
Австралия и Океания (3 часа)
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
Глобальные проблемы человечества. 4 часа
Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем.
Проблема отсталости стран. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблема. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Содержание учебного предмета «Экономическая и социальная география мира» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся.
Проведение обязательных контрольных работ программой по географии не предусмотрено.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля:
тестовый контроль,
проверочные работы,
индивидуальный и фронтальный опросы,
работы с контурными картами,
Формы и средства обучения
Формы организации работы учащихся:
1.Индивидуальная.
2.Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Виды деятельности учащихся:
Используются следующие средства обучения:
учебно-наглядные пособия (таблицы, карты, мультимедийные презентации, СD – диски, и др.),
организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал и др.).
2. Общая характеристика учебного предмета
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат и составлению географических описаний и характеристик.
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 11 классе:
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах. Таким образом, на изучении географии в 11 классе выделяется следующее количество часов:
в неделю: 1 час
итоговое количество часов: 34 часа
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Экономическая и социальная география мира » на ступени обучения.
В результате обучения учащиеся должны
Знать/понимать:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
Уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Содержание учебного предмета
Перечень и название раздела и тем курса | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Введение. | 1 | |
Тема 1. Россия в мире | 6 | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач |
Тема 2. Россияне | 9 | Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности |
Тема 3. Природа | 19 | Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. Личностные УУД: формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности. |
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны | 6 | Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью карт атласа |
Тема 5. Хозяйство | 24 | Познавательные УУД: уметь определять возможные источники сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность |
Тема 6. Наше наследие | 1 | Личностные УУД: уметь выделять главное, существенные признаки, уметь работать с текстом. |
Итого | 66ч резерв- 2ч | |
Календарно-тематическое планирование
Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Форма контроля Домашнее задание |
план | факт |
1 | | Как поделить земное пространство. Центры экономической мощи и полюсы бедности | Вводный | Вводная беседа | С.5-7 | |
Регионы и страны (34 часа) |
Англоязычная Америка | |
2 | | Соединенные Штаты Америки | Урок новых знаний | Работа с атласом, к/к | П.1 |
3 | | Экономика США | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид.задан. | П.2 |
4 | | Канада | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид задания. | ЭГХ страны |
Латинская Америка |
5 | | Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы | Урок - практикум | Работа с атласом, к/к | П.1 |
6 | | Население | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид.задания | П.2 |
7 | | Экономика | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид задания. | П.3 |
Западная Европа |
8 | | Западная Европа. Географическое положение и состав региона. | Урок - практикум | Работа с атласом, к/к | П.1 |
9 | | Германия | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид задания. | ЭГХ страны |
10 | | Великобритания | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид.задания | ЭГХ страны |
11 | | Франция | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид задания. | ЭГХ страны |
12 | | Италия | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид | ЭГХ страны |
Центрально-Восточная Европа |
15 | | Центрально-Восточная Европа. Географическое положение. Состав региона. | Урок - практикум | Работа с атласом, к/к | П.1 |
16 | | Постсоветский регион | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид.задания | П.2 |
17 | | Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства. | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид задания. | П.3 |
Зарубежная Азия |
18 | | Зарубежная Азия. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. | Урок -практикум | Работа с атласом, к/к | П.1.2 |
19 | | Китайская Народная Республика | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид.задания | ЭГХ страны |
20 | | Япония | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид задания. | ЭГХ страны |
21 | | Юго-Восточная Азия | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид.задания | ЭГХ стран |
Южная Азия |
21 | | Южная Азия. Географическое положение. Состав региона. | Урок - практикум | Работа с атласом, к/к | П.1 |
22 | | Уровень экономического развития | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид задания | П.2.3 |
Юго-Западная Азия и Северная Африка |
23 | | Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид задания | П.1 |
24 | | Население. Особенности развития экономики | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид задания | П.2,3 |
Тропическая Африка и ЮАР |
25 | | Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид задания | П.1 |
26 | | Население и хозяйство | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид задания | П.2 |
27 | | ЮАР | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид задания | ЭГХ страны |
Австралия и Океания |
28 | | Австралия и Океания. Географическое положение, ресурсы и население Австралии | Урок - практикум | Работа с атласом, к/к | П.1 |
29 | | Особенности развития экономики | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид задания | П.2 |
30 | | Океания | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид задания | ЭГХ стран |
Глобальные проблемы человечества |
31 | | Глобальные проблемы человечества | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид задания | П.1.2 сообщение |
32 | | Отсталость, голод, болезни | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид задания | П.3 |
33 | | Энергетическая и сырьевая проблема Экологическая проблема | Урок новых знаний | Работа в группах, тесты, индивид задания | П.3 |
34 | | Итоговая контрольная работа | Обобщающий урок | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1.Учебные пособия других авторов, используемые для подготовки к учебным занятиям:
| Автор | Название | Издательство | Год издания |
1. | Иванова В.Н. | Активизация познавательной деятельности учащихся. География 7-11кл. | Волгоград: Учитель | 2014 |
2. | Яковлева Н.В. | Проектная деятельность учащихся. География 9-11кл. | Волгоград: Учитель | 2014 |
3. | Гладкий Ю.Н., Николина В.В. | География 11 класс | М.:Просвещение | 2015 |
2.Методическая литература:
| Автор | Название | Издательство | Год издания |
1. | Жижина Е.А., Никитина Н.А. | Поурочные разработки по географии. К учебному комплекту В.П. Максаковского 11 класс | Просвещение | 2013 |
2. | Максаковский В.П. | Методическое пособие по экономической социальной географии мира 11 класс | Просвещение | 2014 |
3. | Верещагина Н.О. Сухоруков О.В. | Поурочные разработки 10-11классы. | Дрофа | 2012 |
4. | Баландин Р.К. | Природа и цивилизация | М.:Просвещение | 2014 |
3. Литература для учащихся
| Автор | Название | Издательство | Год издания |
1. | Максаковский В.П. | Новое в мире. Цифры и факты. | Дрофа | 2014 |
2. | Гладкий Ю.Н. | Горизонты Ойкумены | ВАКО | 2011 |
3. | Агеева Р.А. | Какого мы роду -племени? | М.: Дрофа | 2009 |
4. | Юдасин Л.С. | Энергетика: проблемы и надежды. | М.: Дрофа | 2010 |
Контроль планируемых результатов изучения
учебного предмета.
Перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине:
1.Современная политическая карта.
2.Зарубежная Европа.
3.Зарубежная Азия.
4.Африка
5.Северная Америка.
6.Латинская Америка.
7.Глобальные проблемы человечества
Источники контрольно-измерительных материалов
№ п/п | Название | Автор | Выходные данные |
1. | Элькин Г.Н. | География. Тесты. 10-11 классы. | С-П.: Паритет, 2010 |
2. | Перлов Л.Е. | Дидактические карточки-задания по географии. 10-11классы | М.: Экзамен, 2011 |
3. | Максаковский В.П. | Тесты 10 класс | М.: Просвещение, 2013 |
Мониторинг успешности усвоения учебного материала
Дата | № к.р. | Тема контроль-ной работы | Класс | Кол-во уч-ся в классе | Кол-во учащихся, выполнявших работу | Справились | Получили 4 и 5 |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Анализ выполнения программы
Параметры | Учебный период |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
Кол-во часов | % |
Кол-во часов по программе | | | | | | |
Проведено фактически | | | | | | |
Разница в часах | | | | | | |
Причины | | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Выполнение программы | | | | | | |
Дата выполнения | | | | | | |
Подпись учителя | | | | | | |
Критерии оценивания.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учѐтиндивидуальныхособенностейучащихся, дифференцированный одходкорганизацииработывклассе. Исходяизпоставленныхцелей, учитывается: 1. Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
2. Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
3. Самостоятельность ответа.
4. Речевую грамотность и логическую последовательность ответа. Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик: 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2. Умеетсоставитьполный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляетпо требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям 4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4"ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐтполныйиправильныйответнаосновеизученныхтеорий; незначительныеошибкиинедочѐтыпривоспроизведенииизученногоматериала, определенияпонятийдалнеполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённойситуации, соблюдатьосновныеправилакультурыустнойречиисопровождающейписьменной, использовать научные термины; 3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; 4.Ответ самостоятельный; 5.Наличие неточностей в изложении географического материала; 6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; 7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски; 8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей; 10. Знание карты и умение ей пользоваться; 11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик: 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 2. Материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. 9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.); 10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания; 11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый; 12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2. Не делает выводов и обобщений. 3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик: 1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов; 2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даѐтсякраткийанализответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик: Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание. 1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. 2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов. Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2013.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5". Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4". Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3". Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2" выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний. Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы. 6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.
6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!