СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа создана в соответствии с ФГОС к учебнику В.П.Дронов, Л.Е.Савельева
ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Председатель МС А.А Белькова_____________ Протокол №1 от 28 августа 2015 года
| Утверждена приказом Заведующий филиалом Л.Ф.Петрова ___________ Приказ № __ от «____» ____________ 2015 года |
Рабочая программа по географии
для 5-6 классов
на 2015-2020 годы
География 5-6 класс Авторская программа И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, Л.Е.Савельева
Пояснительная записка
1.Роль и место дисциплины | «Землеведение» - первый системный курс, новый для школьных учебных дисциплин. В процессе изучения курса представления о земле, как природном комплексе, об особенностях и их взаимосвязей. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов, исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии. Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
|
2. Адресат | Программа адресована обучающимся пятого и шестого класса Ивановского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской сош |
3. Нормативные правовые документы | Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: 1.Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании". 2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования». 3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год. 4. Приказа управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 г. № 1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».
|
4.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа | Рабочая программа полностью соответствует требованиям «Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образовании» «ФГОС ООО» и составлена на основе программы основного общего образования по географии 5 – 9 классы, авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, Л.Е.Савельева, издательство «Дрофа», 2014 |
5. Цели и задачи | Основная цель курса «Землеведение» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи: - актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»; - развивать познавательный интерес учащихся 5-х-6-х классов к объектам и процессам окружающего мира; - научить применять знания о своей местности при изучении природы земли и человека; - научить устанавливать связи в системе географических знаний, а так же между системой физико-географических и общественно- географических знаний |
6. Специфика программы | «Землеведение» - первый системный курс, новый для школьных учебных дисциплин. В процессе изучения курса представления о земле, как природном комплексе, об особенностях и их взаимосвязей. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов, исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии |
7. Информация о количестве учебных часов | На изучение географии отводится в 5,6 классах по 35 ч (1ч в неделю) |
8. Формы организации учебного процесса | Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
|
9. Виды и формы контроля | С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы используются: Формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса. Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, уровневая дифференциация, компьютерная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно- ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др. Контроль и оценка планируемых результатов Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся; Текущий: -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль в формах -тестирование; -практические работы; -творческие работы учащихся; -контрольные работы: Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. |
10. Информация об используемом учебнике | учебник: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Землеведение. 5-6 класс. – М.: Дрофа, 2014г |
Содержание рабочей программы
1. Основные содержательные линии курса | Введение-1ч Раздел 1. Накопление знаний о Земле-5 Раздел 2. Земля во вселенной-7 Раздел 3. Географические модели Земли-10 Раздел 4. Земная кора-12 Всего-35 часов Введение-1ч Раздел 5. Атмосфера — воздушная оболочка Земли-10 Раздел 6. Гидросфера — водная оболочка Земли-12 Раздел 7. Биосфера Земли-8 Раздел 8. Географическая оболочка Земли-3 | |
2. Структура программы |
ВВЕДЕНИЕ(1ч.) Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления. РАЗДЕЛ 1. Накопление знаний о Земле (5 ч.) Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века. Великие географические открытия.Что такое Великие географические открытия. Экспедиция Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследование Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира. Практическая работа 1. Работа с электронными картами. РАЗДЕЛ 2. Земля во Вселенной (7ч.) Земля и космос. Земля- часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам. Земля-часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля – уникальная планета. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна. Осевое вращение Земли.Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле. анеты. Практическая работа 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. РАЗДЕЛ 3. Географические модели Земли (10ч.) Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут. Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями. Планы местности и их чтение. План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений. Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах. Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке. Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт. Практические работы. 3.Составление плана местности способом глазомерной, полярной съемки. 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. РАЗДЕЛ 4. Земная кора.(12ч.) Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора. Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера. Разнообразие форм рельефа земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород. Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека. Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши. Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна. Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры. Практические работы 5. Определение горных пород и описание их свойств. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. 6 класс ВВЕДЕНИЕ (1ч) Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения. Раздел V. Атмосфера (10 ч). Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности. Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака. Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки. Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли. Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров. Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду. Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах. Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу. Практические работы. 1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой. 2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. 3.Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды. Раздел VI. Гидросфера (12 ч). Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли. Мировой океан - основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан. Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость. Движения воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы). Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений. Реки. Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек. Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота. Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере. Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу. Практические работы. 4. Описание вод Мирового океана на основе анализа карт. Раздел VII. Биосфера (8 ч) Что такое биосфера и как она устроена. Что такое биосфера. Границы современной биосферы. Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере. Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде. Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов. Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше.Леса. Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры. Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. От чего зависит плодородие почв. Строение почв. Человек и биосфера. Человек - часть биосферы. Воздействие человека на биосферу. Практические работы. 5. Определение состава (строения) почвы. Раздел VIII. Географическая оболочка (4ч). Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.
| |
3. Требования к результатам | Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: 5 класс • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: 5 класс • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.выявлять причины и следствия простых явлений; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); • вычитывать все уровни текстовой информации; • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Коммуникативные УУД: • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Предметными результатами изучения курса «География» в 5-6 классах являются следующие умения: • осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять роль различных источников географической информации. • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: - объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли; - формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды; - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. • использование географических умений: - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации; - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы. • использование карт как моделей: - определять на карте местоположение географических объектов. • понимание смысла собственной действительности: - определять роль результатов выдающихся географических открытий; - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Стандарт основного общего образования второго поколения
Примерные программа по географии основного общего образования
Рабочая программа «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии». Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2014 г
УМК «География. Землеведение. 5-6 классы».
В. П. Дронов, Л. Е. Савельева География. Землеведение. 5—6 классы М. «Дрофа». 2015г
Л. Е. Савельева, В. П. Дронов География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие
В. П. Дронов, Л.Е.Савельева География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь
География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение.
Атлас. География. 5 класс. Издательство «Дик», Дрофа, 2012.
Интернет-ресурсы: ЭОР ЕК ЦОР, ЭОР ФЦ ИОР
Материально- техническое обеспечение :
1.Учебно- практическое и учебно-лабораторное оборудование:
глобусы, компасы, визирные линейки,
Наборы минералов и горных пород, гербарии растений.
Барометр, флюгер, термометры
2.Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
компьютер;
мультимедиа-проектор;
выход в Интернет.
3.Комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий
Карты по физической географии: физическая карта мира и России, физическая карта полушарий, физическая карта России, тектоническая карта мира и России, карта звездного неба.
Таблицы: происхождение горных пород и минералов, землетрясение, вулканизм, мир звезд, внутреннего строения Земли. Строение Вселенной.
Портреты выдающихся исследователей и путешественников.
4 Библиотека справочно-информационной и научно- популярной литературы:
Энциклопедический справочник по географии, детские энциклопедии. Иллюстрированный атлас мира.
5.Картотека самостоятельных, контрольных работ.
В.И. Сиротин. Сборник заданий и упражнений 6-11 классы. – М.: Дрофа,2012
Т.К. Торопова. В помощь преподавателю. Тесты. Викторины. 6-9 классы- Волгоград, 2008
Н.М. Колюшникова. Внеклассная работа по географии 6 класс. – Волгоград,2010
Л.Д. Назарова. Нетрадиционные уроки по физической географии. 6 класс- М.: «Творческий центр «Сфера»»,2010
ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Председатель МС А.А Белькова_____________ Протокол №1 от 28 августа 2015 года
| Утверждена приказом Заведующий филиалом Л.Ф.Петрова ___________ Приказ № __ от «____» ____________ 2015 года |
Календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса учителя Уваровой Елены Петровны
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование для 5 класса составлено на основе авторской программы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2014 г.
УМК «География. Землеведение. 5-6 классы».
В. П. Дронов, Л. Е. Савельева География. Землеведение. 5—6 классы М. «Дрофа». 2015г
Л. Е. Савельева, В. П. Дронов География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие
В. П. Дронов, Л.Е.Савельева География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь
География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение.
Атлас. География. 5 класс. Издательство «Дик», Дрофа, 2012.
Интернет-ресурсы: ЭОР ЕК ЦОР, ЭОР ФЦ ИОР
Количество часов по учебному плану: всего 35 , в неделю 1, итоговое тестирование 1, практических занятий 6
№ урока | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата | |
планируемая | фактическая
| ||||
Введение (1 ч) | |||||
1 | Что изучает география | Определять понятие « география». Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Различать природные и антропогенные географически объекты. Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Работают с текстом, выделяют в нем главное. Создадут историко-географический образ объектов Земли. Осознают ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Актуализируют знания о науке географии, полученные в начальной школе. Работают с текстом учебника, картами атласа, контурными картами.
| 1 |
|
|
Раздел I. Накопление знаний о Земле | |||||
2. | Познание Земли в древности.
| Определять по картам территории древних государств Европы и Востока, маршруты путешествий арабских мореплавателей: А. Никитина, М. Поло. Обозначать маршруты путешествий на контурной карте. Структурировать учебный материал. Находить информацию (В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах. Самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе. Создавать историко-географические образы, о территориях и границах.
Работают с текстом учебника, картами атласа, контурными картами.
| 1 |
|
|
3. | Великие географические открытия.
| Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи Великих географических открытий. Анализировать, обобщать и использовать географическую информацию. Овладение основами картографической грамотности. Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий. Создавать историко-географические образы, о территориях и границах. Работают с текстом учебника, картами атласа, контурными картами.
| 1 |
|
|
4. | Открытие Австралии и Антарктиды.
| Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках). Обсуждать значения путешествий.Создавать историко-географические образы, о территориях и границах. Выполнять задания в рабочей тетради, контурных картах.
| 1 |
|
|
5. | Современная география. П. р. № 1. Работа с электронными картами. | Выявлять особенности изучения географии на современном этапе. Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт. Использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации. Обсуждение значения географической науки. Осознание целостности географического знания. Работать с электронными картами. | 1 |
|
|
6. | Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом. | 1 |
|
|
Земля во Вселенной (7ч.)
| |||||
7. | Земля и космос. | Определять стороны горизонта по Полярной звезде. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. Анализировать иллюстративный материал. Выяснять навигационные звезды. Оценивать уровень своего интереса к изучаемой теме. Работают с текстом учебника, картами атласа. Работают с картой звездного неба, находят и описывают важнейшие навигационные звезды и созвездия.
| 1 |
|
|
8. | Земля – часть Солнечной системы. | Описывать уникальные особенности Земли как планеты. Называть и показывать планеты Солнечной системы. Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Вычислять площадь материков и океанов. Работают с текстом учебника, статистическим материалом. | 1 |
|
|
9. | Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | Составлять описание очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описывать воздействия на Землю ее единственного естественного спутника- Луны. Объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», комета, астероид. Умение работать с текстом и другими источниками знаний. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства. Обсуждают значение влияния Луны на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
| 1 |
|
|
10. | Осевое вращение Земли. | Наблюдать действующую модель (теллурия, электронной модели) движения Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Решают познавательные и практически задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Выявлять географическое следствие движения Земли.
| 1 |
|
|
11. | Обращение Земли вокруг Солнца. | Наблюдать действующую модель (теллурия, электронной модели) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг Солнца. Показывать на схеме и картах тропики, Полярные круги, пояса освещенности. Анализировать положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объяснять смену времен года. Составлять и анализировать схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца». Выявлять географическое следствие движения Земли. Работают с текстом учебника, картами атласа, контурными картами. | 1 |
|
|
12. | Форма и размеры Земли. | Приводить примеры шарообразности Земли, объемной модели Земли. Составлять и анализировать схему « Географические следствия размеров и формы Земли». Находить (в Интернете и других источниках) и подготавливать сообщения на тему « представления о форме и размерах Земли в древности. Слушать и визуально воспринимать информацию, уметь выделять в них главное. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений, почему в сутках 24 часа и почему бывает високосный год. С помощью простых опытов убеждаются в шарообразности Земли; отвечают на вопросы, выполняют задания в рабочей тетради. | 1 |
|
|
13. | Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной». П. р.№ 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. | Работают с итоговыми вопросами по разделу в учебнике. Выполняют практическую работу. Подготавливают на основе дополнительных источников информации и обсуждают проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы. | 1 |
|
|
Раздел III. Географические модели Земли. 10 часов | |||||
14. | Ориентирование на земной поверхности. Ориентирование по местным признакам.
| Объяснять значение понятий «горизонт, стороны горизонта, ориентирование, азимут». Ориентироваться по компасу и местным признакам. Уметь работать с измерительными приборами. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Работают с индивидуальными заданиями. | 1 |
|
|
15. | Изображение земной поверхности. | Объяснять значение понятий «план местности, географическая карта». Изучать различные виды изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, аэрофотоснимков. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Использовать различные источники географической информации. Находить информацию в Интернете. Работают с текстом учебника, картами атласа, контурными картами. | 1 |
|
|
16. | Масштаб и его виды. | Объяснять значение понятий «масштаб, его виды, условные знаки». Уметь применять практические навыки в жизни. Определять по топографической карте (или плану местности) расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный. Работать в соответствии с предложенным планом; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Работают с индивидуальными заданиями, в рабочей тетради.
| 1 |
|
|
17. | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах.
| Знакомятся с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности. Работают с картой и планом местности. Решают задачи по определению абсолютной и относительной высоты. Анализировать выпуклые и вогнутые формы рельефа, способов их изображения. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суш, гор и их вершин. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Обозначают на контурной карте самых высоких точек материков и самой глубокой впадины Мирового океана.
| 1 |
|
|
18. | Планы местности и их чтение.
| Объяснять значение понятий «план местности, условные знаки». Описывать маршрут по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определять направление по сторонам горизонта. Поиск на плане местности, топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Оценивать личное отношение к географическому знанию. Ставят познавательную задачу и решают ее. Работают с текстом учебника, контурной картой, рабочей тетрадью.
| 1 |
|
|
19. | П. р. № 3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съёмки. | Уметь ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Составлять простейшие планы небольшого участка местности. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Формировать и развивать по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Выполняют практическую работу.
| 1 |
|
|
20. | Параллели и меридианы. | Объяснять значение понятий «параллели, меридианы, экватор». Определять по картам стороны горизонта и направления движения. Сравнивать глобусы и карты, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Высказывать мнения о том, по какой из параллелей кругосветное путешествие будет самым протяженным (коротким). Работают с текстом учебника, контурной картой, рабочей тетрадью. | 1 |
|
|
21. | Градусная сеть. Географические координаты. П. р. № 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
| Определять по картам географическую широту и долготу объектов; расстояния с помощью градусной сети, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположения объектов с разными географическими координатами. Уметь работать в соответствии заданного плана. Работают с индивидуальными заданиями, в рабочей тетради, текстом учебника. Читать карты различных видов. Определять зависимость подробности карты от ее масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнивать глобус и карты полушарий для выявления искажений и изображений крупных географических объектов. Овладеть умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия. Обсуждать значение географических карт. Работают с индивидуальными заданиями, в рабочей тетради. Анализируют и делают выводы по таблице в учебнике. | 1 |
|
|
22. | Географические карты. Определение географических координат своего населенного пункта.
| Определять по картам географическую широту и долготу объектов; расстояния с помощью градусной сети, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположения объектов с разными географическими координатами. Уметь работать в соответствии заданного плана. Работают с индивидуальными заданиями, в рабочей тетради, текстом учебника. Читать карты различных видов. Определять зависимость подробности карты от ее масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнивать глобус и карты полушарий для выявления искажений и изображений крупных географических объектов. Овладеть умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия. Обсуждать значение географических карт .Работают с индивидуальными заданиями, в рабочей тетради. Анализируют и делают выводы по таблице в учебнике. | 1 |
|
|
23. | Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»
| Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом. | 1 |
|
|
Раздел IV. Земная кора 11 часов | |||||
24. | Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры.
| Описывать модели строения Земли. Подготовить на основе дополнительных источников информации и обсуждать проблемы современных исследований внутреннего строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнения оболочек между собой.Работают с текстом учебника, контурной картой, рабочей тетрадью. Высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника; обобщают полученные знания.
| 1 |
|
|
25. | Разнообразие горных пород. П. р. № 5. Определение горных пород и описание их свойств.
| Объяснять значение понятий «горные породы, полезные ископаемые». Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Определять горные породы (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализируют схемы преобразования горных пород. Самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе.Обсуждают значения горных пород в хозяйственной деятельности человека. Высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника; обобщают полученные знания.
| 1 |
|
|
26. | Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.
| Объяснять значение понятий «литосфера, литосферная плита, платформа». Сравнивать типы земной коры. Анализировать схемы (моделей) строения земной коры и литосферы. Использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации. Устанавливают по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит. Работают с текстом учебника, контурной картой, рабочей тетрадью.
| 1 |
|
|
27. | Разнообразие форм рельефа Земли.
| Объяснять значение понятий «рельеф, равнины, горы, низменности, возвышенности, плоскогорья». Называть и показывать основные географические объекты, работать с контурной картой. Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определять на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа; по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения. Использовать различные источники географической информации. Находить информацию в интернете. Работают с текстом учебника, контурной картой, рабочей тетрадью.
| 1 |
|
|
28. | Движение земной коры. Землетрясения. | Устанавливать с помощью географических карт крупнейшие горные области мира. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описывать изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры. Анализировать и обобщать географическую информацию. Поиск информации (в Интернете и других источниках). Работают с текстом учебника, контурной картой, рабочей тетрадью.
| 1 |
|
|
29. | Вулканизм. | Объяснять значение понятий «землетрясение, магма, лава, жерло, вулканические бомбы, вулкан, сейсмический пояс».Выявлятьпри сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле. Участвовать в обсуждении чрезвычайных ситуаций, приводить примеры. Моделировать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей в экстремальных ситуациях. Работают с текстом учебника, наносят на контурную карту области распространения землетрясений.
| 1 |
|
|
30. | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра.
| Объяснять значение понятий «выветривание, морена, мореный рельеф, овраг, эрозия». Описывать облик создаваемых внешними силами форм рельефа. Составлять и анализировать схемы, демонстрирующие внешние силы и формирующиеся под их воздействием форм рельефа. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Извлекать дополнительную информацию (в интернете и других источниках) о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием. Работают с текстом учебника, контурной картой, рабочей тетрадью. Высказывают мнения о мерах борьбы с ветровой и водной эрозией. | 1 |
|
|
31. | Главные формы рельефа суши. П. р. № 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
| Объяснять значение понятий «рельеф, равнины, горы, низменности, возвышенности, плоскогорья». Распознавать на физических картах горы с разной абсолютной высотой. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Обозначают на контурной карте крупнейшие горы и равнины суши, горные вершины. Составляют по картам атласа описание рельефа одного из материков. Выполняют практические задания по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения. Находят определения понятий по теме в тексте учебника, классифицируют горные вершины мира по высоте.
| 1 |
|
|
32. | Рельеф дна океанов. | Объяснять значение понятий «материковая отмель, шельф, ложе океана, срединно-океанический хребет, глубоководный желоб. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океана, с границами литосферных плит. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Уметь работать с различными источниками информации. Структурировать учебный материал. Работают с текстом учебника, контурной картой, рабочей тетрадью | 1 |
|
|
33. | Человек и земная кора. | Описывать по иллюстрациям способы добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в интернете и других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору. Выявлять антропогенное воздействие на земную поверхность. Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость сохранения и рационального использования полезных ископаемых. Работают с текстом учебника, рабочей тетрадью | 1 |
|
|
34. | Обобщающий урок по разделу: «Земная кора»
| Работают с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов интернета). Обсуждают проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору. | 1 |
|
|
35. | Итоговый урок по курсу «Землеведение» за 5 класс | Выполнение тестовых заданий. | 1 |
|
|
ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Председатель МС А.А Белькова_____________ Протокол №1 от 28 августа 2015 года
| Утверждена приказом Заведующий филиалом Л.Ф.Петрова ___________ Приказ № __ от «____» ____________ 2015 года |
Календарно-тематическое планирование по географии для 6 класса учителя Уваровой Елены Петровны
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование для 6 класса составлено на основе авторской программы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2014 г.
УМК «География. Землеведение. 5-6 классы».
В. П. Дронов, Л. Е. Савельева География. Землеведение. 5—6 классы М. «Дрофа». 2015г
Л. Е. Савельева, В. П. Дронов География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие
В. П. Дронов, Л.Е.Савельева География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь
География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение.
Атлас. География. 5 класс. Издательство «Дик», Дрофа, 2012.
Интернет-ресурсы: ЭОР ЕК ЦОР, ЭОР ФЦ ИОР
Количество часов по учебному плану: всего 35 , в неделю 1, итоговое тестирование 1, практических занятий 5, экскурсия-1
№ урока | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата | |
планируемая | фактическая
| ||||
Введение (1 ч) | |||||
1 | . Введение | Знакомство с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов. Заполнение дневника наблюдений за погодой. | 1 |
|
|
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. 10 часов | |||||
2 | . Состав и структура атмосферы. Значение атмосферы для жизни на Земле | Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера – «кухня погоды»» |
|
|
|
3 | Нагревание атмосферы, температура. | Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневника наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. На основе анализа иллюстраций выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей |
|
|
|
4 | Распределение тепла на Земле. | На основе анализа иллюстраций и наблюдений действующих моделей выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам. |
|
|
|
5 | Влага в атмосфере. | Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику. |
|
|
|
6 | Атмосферные осадки. | Анализировать диаграммы распределения осадков по месяцам. |
|
|
|
7 | Атмосферное давление. | Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. |
|
|
|
8 | Ветер. | Определять по картам направление ветров и причины их образования. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды. |
|
|
|
9 | Погода. | Характеристика погоды. Описание погоды совей местности за день, неделю, месяц и в разные сезоны года. Установление взаимосвязи между элементами погоды. Чтение карты погоды, описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы (метеоэлементов). Обобщение итогов наблюдения за погодой и виде графиков, диаграмм, схем. |
|
|
|
10 | Климат. | Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по климатической карте. Сопоставление карты поясов осещенности и климатических поясов, формулирование выводов. |
|
|
|
11 | Человек и атмосфера. | Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о неблагоприятных атмосферных явлениях, правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека. Составление таблицы «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу». Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Атмосфера». |
|
|
|
Гидросфера — водная оболочка Земли. 12 часов. | |||||
12 | Вода на Земле. Круговорот воды в природе. | Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявление взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснение значения круговорота воды для природы Земли, доказательство единства гидросферы. Описание значения воды для жизни на планете. |
|
|
|
13 | Мировой океан – основная часть гидросферы. | Определение и описание по карте географического положения, глубины, размера океанов, морей, заливов, проливов, островов. Определение черт сходства и различия океанов Земли. Обозначение на контурной карте границы океанов и их названий, заливов, проливов, окраинных и внутренних морей. |
|
|
|
14 | Свойства океанических вод. | Выявлять с помощью карт географических закономерностей в изменении температуры и солености поверхностных вод Мирового океана. Построение графика изменения температуры и солености поверхностных вод в зависимости от географической широты. |
|
|
|
15 | Движение воды в океане. Волны. | Определение по картам высоты приливов на побережьях морей и океанов; географического положения районов, подвергающихся цунами. |
|
|
|
16 | Течения. | Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения. |
|
|
|
17 | Реки | Определение по карте истока и устья, притоков реки, её водосборного бассейна, водораздела. Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира, их водосборных бассейнов и водоразделов. |
|
|
|
18
| Жизнь рек. | Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт. Сравнение горных и равнинных рек по разным признакам. |
|
|
|
19 | Озера и болота. | Определение по карте географического положения и размеров крупнейших озер, заболоченных территорий мира. Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира. Составление и анализ схемы различия озер по происхождению котловин. |
|
|
|
20 | Подземные воды. | Анализ модели (иллюстрации) «Подземные воды», «Артезианские воды». Поиск дополнительной информации (в Интернете, др. источниках) о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека. |
|
|
|
21 | Ледники. Многолетняя мерзлота. | Выявление причин образования и закономерностей распространения ленников и многолетней мерзлоты. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты. |
|
|
|
22 | Человек и гидросфера. | Определение по карте географического положения и размеров крупнейших водохранилищ мира, обозначение их на контурной карте. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации): о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними.
|
|
|
|
23 | Итоговый урок по разделу «Гидросфера» | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Гидросфера». |
|
|
|
|
| Биосфера Земли. 8 часов. |
|
|
|
24 | Биосфера. Роль биосферы в природе. | Сопоставление границ биосферы с границами других оболочек Земли. Обоснование проведения границ биосферы. Анализ схемы биологического круговорота и выявление роли разных групп организмов в переносе веществ. Составление (дополнение) схемы биологического круговорота веществ. Обоснование с помощью конкретных примеров участия живых организмов в преобразовании земных оболочек. |
|
|
|
25 | Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане. | Сравнение приспособительных особенностей отдельных групп морских организмов к среде обитания. Определение по картам районов распространения отдельных представителей органического мира океанов. Анализ тематических карт и поиск доказательств изменения органического мира Мирового океана в зависимости от широты. Объяснение причин неравномерного распространения живых организмов в океане. Поиск информации (в Интернете, др. источниках) о значении органического мира Мирового океана для человека. |
|
|
|
26 | Жизнь на поверхности суши. Леса. | Выявление причин изменения животного мира суши от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей. Определение по картам географического положения лесных зон на разных материках. Установление соответствия между типами лесов и основными представителями их растительного и животного мира. Поиск информации (в Интернете, др. источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в лесных зонах, экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью. |
|
|
|
27 | Жизнь в безлесных пространствах. | Определение по картам географического положения безлесных равнин на разных материках. Установление соответствия между типами безлесных пространств и основными представителями их растительного и животного мира. Поиск информации (в Интернете, др. источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в саваннах, степях, пустынях, тундрах, об экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью. |
|
|
|
28 | Почва | Выявление причин разной степени плодородия используемых человеком почв. Сравнение по иллюстрациям (моделям) строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Определение по почвенной карте областей распространения основных типов почв. Изучение образцов почв своей местности, выявление их свойств. |
|
|
|
29 | Человек и биосфера | Описание мер, направленных на охрану биосферы. Высказывание мнения о воздействии человека на биосферу в своем крае. Поиск информации (в Интернете, др. источниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения биосферы и её охране. |
|
|
|
30 | Экскурсия в парк | Наблюдение за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. |
|
|
|
31 | Итоговый урок по разделу «Биосфера». | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Биосфера». Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблем антропогенного изменения биосферы и её охраны (в том числе на территории своего края). |
|
|
|
Географическая оболочка Земли. 4 часа. | |||||
32 | Состав географической оболочки. Особенности географической оболочки. | Объяснение взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки. Выявление на конкретных примерах причинно-следственных связей процессов, протекающих в географической оболочке. Анализ тематических карт. |
|
|
|
33 | Территориальные комплексы. | Анализ схем для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Анализ тематических крат для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природной зоне. Обозначение на контурной карте границ природных зон и их качественных характеристик. Поиск информации (в Интернете, др. ичточниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов. Высказывание мнения о сохранении равновесия в природных комплексах и путях его восстановления после нарушений, вызванных деятельностью человека. |
|
|
|
34 | Итоговый урок по разделу «Геогрфическая оболочка». | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географическая оболочка». |
|
|
|
35 | Урок обобщения знаний изучения курса географии 5-6 класс. | Обобщение и систематизация знаний за курс географии 5 и 6 класса. |
|
|
|