СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Данная рабочая программа по географии для основной шко­лы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном госу­дарственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универ­сальных учебных действий для общего образования, соблюда­ется преемственность с примерными программами начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта ООО» (с изменениями, внесенными приказом МО и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644);

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. География;

- Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»;

Основные цели курса:

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет формировать географическую картину мира;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования,

Общая характеристика курса

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. География — единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природно-общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Географическое образование должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами:«Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.


Место предмета в базисном учебном плане


Количество часов по неделям и годам обучения:

Год обучения

Кол-во часов в неделю

Кол –во учебных недель

Всего часов за учебный год

5 класс

1

35

35




ИТОГО: 35



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Требования к результатам освоения ООП ООО

ООП ООО.

Пункт «Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО»

Личностные результаты (ФГОС ООО п.9)


Личностные результаты освоения:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные результаты (ФГОС ООО п.10)




Метапредметные результаты освоения:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Создание графических объектов

Учащийся научится:

• создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;

• создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические;

• создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.

Учащийся получит возможность научиться:

• создавать мультипликационные фильмы;

• создавать виртуальные модели трёхмерных объектов.

Коммуникация и социальное взаимодействие

Учащийся научится:

• выступать с аудио-, видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Учащийся получит возможность научиться:

• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);

• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;

• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Учащийся научится:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • выбирать и использовать методы, соответствующие рассматриваемой проблеме;

  • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

Учащийся получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Учащийся научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и нетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

Учащийся получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Учащийся научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Учащийся получит возможность научиться:

выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Учащийся научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность

получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Учащийся получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.


Предметные результаты (ФГОС ООО п.11)


Предметные результаты:

  • формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.





















Содержание учебного курса

Раздел «Развитие географических знаний о Земле» (18 часов)

Введение. Что изучает география. Система географических наук.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

История изучения Земли и развитие географии.

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).


Раздел «Земля во Вселенной. Движения Земли» (1 час)


Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца.


Раздел «Изображение земной поверхности» (3 часа)


Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.


Раздел «Природа Земли» (4 часа)

Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения.

Мировой океан и его роль в формировании климатов Земли.

Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли.



Раздел «Характеристика материков Земли» (9 часов)

Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Природные зоны материка. Эндемики.

Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).

Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки.

Южная Америка. Географическое положение, история исследования. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения).

Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.

Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.

Практические работы:

Пр.р. № 1 «Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов);

Пр.р. №2 «Ведение дневника погоды»;

Пр.р. № 3 «Определение направлений и расстояний по глобусу и карте»;

Пр.р. № 4 «Ориентирование на местности»;

Пр.р. № 5 «Работа с картой «Имена на карте»;

Пр.р. № 6 «Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников»;

Пр.р. № 7 «Описание основных компонентов природы океанов Земли»;

Пр.р. № 8 «Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации»;

Пр.р. № 9 «Описание основных компонентов природы материков Земли. Евразия»;

Пр.р. № 10 «Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации».















Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения

Обучающегося:

  • Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А., География: Введение в географию: учебник для 5 кл., - М. «Русское слово», 2012 год.

  • Географический атлас. 5-6 класс. – М.: «Русское слово», 2015 год.

  • Домогацких Е.М., Домогацикх Е.Е., Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова, География. Введение в географию: 5 класс– М.: «Русское слово», 2015 год.

Учителя:

  • Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А., География: Введение в географию: учебник для 5 кл., - М. «Русское слово», 2012 год.

  • Географический атлас. 5-6 класс. – М.: «Русское слово», 2015 год.

  • Болотникова Н.В., Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского. География. 5 класс – М. «Русское слово», 2015 год

  • Болотникова Н.В., Конкурсные уроки географии. 5-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. – М. «Планета», 2015 год

  • Кугкт И.А., География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий. 5-11 класс. – М. «Планета», 2013 год

Лабораторное оборудование

  • Термометры для измерения температуры воздуха;

  • Барометр;

  • Компасы;

  • Метеостанция;

  • Транспортиры;

Постоянное оформление

  • Портреты путешественников.

Методологическое обеспечение

  • Мир. Физическая карта полушарий. Контурная карта полушарий;

  • Мир. Строение земной коры и полезные ископаемые;

  • Мир. Природные зоны;

  • Мир. Почвы.

Технические средства

  • Интерактивная доска;

  • Проектор

  • Документлампа









Список интернет ресурсов

1. GeoSite — все о географии. http://www.geosite.com.ru

2. Библиотека по географии. http://geoman.ru

3. География. Планета Земля. http://www.rgo.ru

4. Раздел «География» в энциклопедии Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/География

5. География.ру: клуб путешествий. http://www.geografia.ru

6. Гео-Тур: все, что вы хотели знать о географии. http://geo-tur.narod.ru

7. Планета Земля. http://www.myplanet-earth.com

8. Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии». http://geo.1september.ru

9. Учебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования

http://geo.metodist.ru

10. География для школьников. http://www.litle-geography.ru

11. Словарь современных географических названий. http://slovari.yandex.ru/dict/geography

12. Мир приключений и путешествий. http://www.outdoors.ru

13. National Geographic – Россия (электронная версия журнала). http://www.national-geographic.ru

14. Карты Google. http://maps.google.com

15. Метеоweb (сайт об удивительном мире погоды).http://www.meteoweb.ru

16. Все о погоде в вопросах и ответах http://atlantida.agava.ru/weather



























Планируемые результаты изучения учебного курса

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий);

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления,

различать изученные географические объекты;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

описывать погоду своей местности;

уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории;

уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута.

создавать простейшие географические карты различного содержания;

работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.