1.Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312);
Программа География 6-11 классы классическая линия для общеобразовательных учреждений, 2010 г. Авт. Курчина С.В.
Положения о рабочей программе МКОУ «Октябрьская СОШ»
Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане:
количество часов: всего - 68 часов, в неделю - 2 часа;
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Основные цели и задачи курса:
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека;
- создать целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
- комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
2.Содержание курса
Введение – 4 часа
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний.
Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Современные географические исследования.
Карты материков и океанов, их различия по охвату территории, масштабу и содержанию.
Практические работы. 1.Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и др.); составление по ним летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи. 2.Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат различных точек.
Раздел 1. Главные особенности природы Земли – 9 часов
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли.
Гипотезы и теории происхождения выступов материков и впадин океанов. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Карта строения земной коры, способы ее чтения. Сейсмические пояса Земли.
Рельеф земной поверхности. Разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Закономерности размещения крупных форм рельефа.
Практическая работа. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли.
Распределение температуры воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Климатообразующие факторы. Воздушные массы. Климатические пояса Земли.
Практическая работа. Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы.
Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Соотношение вод суши и Мирового океана. Свойства океанических вод. Водные массы. Схема поверхностных течений в океане. Льды. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Практическая работа. Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.
Тема 4. Географическая оболочка.
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.
Природные комплексы суши и океана, их строение и разнообразие.
Природная зональность. Широтная зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.
Практическая работа. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.
Тема 5. Освоение земли человеком. Страны мира.
Расселение человека по материкам. Главные области расселения. Карты народов и плотности населения. Основные виды хозяйственной деятельности, их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Страны мира, их группировка по различным признакам.
Практическая работа. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и настоящее время.
Раздел 2. Океаны и материки - 52 часа
Тема 1. Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый.
Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу океанов.
Практические работы. 1. Изображение на к/к шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору). 2. Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору).
Тема 2. Южные материки.
Географическое положение. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа, климата и внутренних вод. Сходство в расположении природных зон. Карта почв мира.
Тема 3.Африка.
Географическое положение. Океаны и моря у берегов Африки; их влияние на природу материка. История исследования материка.
Особенности природы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.
Климат. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления, осадков. Климатические пояса и типичные для них погоды.
Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни населения.
Природные зоны. Почвы природных зон, характерные представители растительного и животного мира зон. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Практические работы. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Определение географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района. 4. Определение причин разнообразия природных зон материка.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Западная и Центральная Африка (Нигерия), Восточная Африка (Эфиопия), Южная Африка (ЮАР).
Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы, природные богатства. Различия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов), религия.
Основные виды хозяйственной деятельности, изменения в природе в результате этой деятельности.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
Практическая работа. Описание по картам атласа природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
Тема 4. Австралия и Океания.
Австралия. Географическое положение. Океаны и моря у берегов Австралии, их влияние на природу материка. История открытия.
Особенности компонентов природы континента (рельеф и полезные ископаемые, климат, своеобразие органического мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменение природы человеком. Меры по охране природы.
Население Австралии. Особенности материальной и духовной культуры аборигенов и англо-австралийцев.
Австралийский Союз. Виды хозяйственной деятельности и их различия в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии.
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Практические работы. 1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов. 2. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.
Тема 5. Южная Америка.
Географическое положение, размеры, очертания материка. Влияние океанов, омывающих материк, на его природу. История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры. Проявление рельефообразующих процессов в настоящее время.
Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды. Характер течения и режима рек. Амазонка – величайшая река планеты.
Своеобразие органического мира континента. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения. Заповедники материка. Стихийные природные явления. Проблемы Амазонии.
Практические работы. 1. Определение черт сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки. 2. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Особенности размещения населения. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта.
Деление Южной Америки на крупные регионы – Восточную часть и Андскую область. Крупные страны каждого из регионов. Особенности географического положения (Бразилии, Аргентины, Перу), их природы и природных богатств. Население этих стран, основные виды хозяйственной деятельности.
Практическая работа. Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).
Тема 6. Антарктида
Географическое положение. Арктика и Антарктика. Открытие и исследование Антарктиды. Особенности природы: ледниковый покров, подледный рельеф, климат, органический мир. Современные исследования Антарктики.
Практическая работа. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.
Тема 7. Северные материки
Общие особенности географического положения и природы материков (общие черты рельефа, древнее оледенение, общее в климате и природных зонах).
Тема 8. Северная Америка
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны, их влияние на природу материка. Открытие и исследование Северной Америки.
Особенности природы: строение поверхности континента в связи с историей его формирования, роль оледенения в формировании рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых.
Факторы формирования климата. Влияние на климат подстилающей поверхности. Климатические пояса и типичная для них погода.
Основные речные и озерные системы. Характер течения и режим рек.
Особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Высотная поясность в Кордильерах. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка. Степень изменения природы человеком.
Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Особенности размещения населения. Формирование политической карты. Краткая характеристика Канады и США.
Практическая работа. Составление проекта возможного путешествия по одной из стран континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.
Тема 9. Евразия
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у бегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.
Особенности природы. Рельеф Евразии и его отличия от рельефа других материков. Этапы формирования рельефа. Основные формы рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.
Климаты Евразии в сравнении с климатами Северной Америки. Климатообразующие факторы и их воздействие на распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков. Разнообразие климатов, климатические пояса и области и типичные для них погоды. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.
Внутренние воды, распределение их по территории в зависимости от рельефа и климата. Крупнейшие речные и озерные системы. Современное оледенение, многолетняя мерзлота. Изменение состояния водоемов под влиянием хозяйственной деятельности.
Проявление на материке широтной и высотной зональности и высотной поясности. Природные зоны Евразии (в сравнении с природными зонами Северной Америки). Особенности природы зон континента. Высотные пояса в Альпах и Гималаях. Изменение природы материка под влиянием хозяйственной деятельности. Современные антропогенные природные комплексы. Крупнейшие заповедники.
Практические работы. 1. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности. 2. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
Народы и страны. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие народы Евразии. Неравномерность размещения: исторические и природные причины, ее обусловливающие. Этапы формирования политической карты континента. Современная политическая карта Евразии.
Крупные регионы Евразии и входящие в их состав страны. Общие черты природы и природных богатств всего региона и отдельных стран. Главные особенности населения (язык, быт, традиции).
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией.
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы. Западная Европа. (Великобритания, Франция, Германия).
Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы (Италия).
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии. Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии (Китай, Япония).
Страны Южной Азии (Индия). Страны Юго-Восточной Азии (Индонезия).
Практические работы. 1. Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по различным признакам. 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.
Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом - 3 часа
Тема 1. Закономерности географической оболочки
Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов.
Тема 2. Взаимодействие природы и общества
Значение природных богатств для человека. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы хозяйственной деятельностью населения. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Практические работы: 1. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия. 2. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ 68 часов
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во час | Практические работы | Требования к уровню подготовки | Материально-техническое обеспечение | Домашнее задание | Сроки | |
Введение - 4 часа | | | | |
1 | Что изучает география материков и океанов | 1 | | Называть: предмет изучения курса, особенности построения учебника, основные группы карт и их свойства. Показывать: материки, части света, океаны, острова; | Презентация | §1, вопросы и задания | 1.09 | |
2-3 | Как люди открывали и изучали свою Землю | 2 | 1.Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации составление по ним летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи. | Знать: Представления о мире в древности, основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении, современные географические исследования. | Презентация, атлас | §2, доделать п\р №1 | 4.09 8.09 | |
4 | Карты материков и океанов | 1 | 2.Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат различных точек. | Определять: роль карт в науке и жизни людей; описывать: способы изображения, применяемые на картах; объяснять: построение градусной сетки | Презентация, атлас | §3 | 11.09 | |
Главные особенности природы Земли – 9 часов | | | | |
5 | Происхождение материков и океанов Происхождение Земли. Плиты литосферы. Сейсмические пояса Земли | 1 | 3.Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит). | Называть: отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличия материковой коры от океанической; показывать: крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, объяснять: существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефо-образующих процессов; прогнозировать: изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит | Презентация, атлас | §4, вопросы и задания | 15.09 | |
6 | Рельеф Земли. Сейсмические пояса земли. Карта строения земной коры. | 1 | | Презентация, атлас | §5, работа в к\к | 18.09 | |
7 | Распределение температуры и осадков, поясов атмосферного давления на Земле. | 1 | | Называть и показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха; определять по климатическим картам распреде-ление на поверхности Земли температур и осадков; описывать: общую циркуляцию атмосферы; объяснять понятия «воздушная масса», «пассаты», влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле | Презентация, атлас | §6,7 | 22.09 | |
8 | Климатообразующие факторы. Климатические пояса Земли - различные условия жизни людей. | 1 | 4.Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащегося). | Презентация, атлас | §8, вопросы и задания | 25.09 | |
9 | Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. | 1 | 5.Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов. | Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана; приводить примеры: антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей; объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана | Презентация, атлас | §9,10, работа в к\к (обозначить течения) | 29.09 | |
10 | Океан как среда жизни. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | 1 | | Презентация, атлас | §11, 12, сообщ. | 02.10 | |
11 | Строение и свойства географической оболочки. Этапы развития географической оболочки. | 1 | 6.Анализ схем круговоротов веществ и энергии. | Называть: границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки; описывать по схемам круговороты(воды, биологический, геологический, круговорот веществ в сообществе живых организмов), схему строения природного комплекса; объяснять: влияние освещенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации природного комплекса, природной зоны, широтной зональности, высотной поясности; прогнозировать: изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности | Презентация, атлас | §13 | 06.10 | |
12 | Общие географические закономерности - целостность, зональность, ритмичность, их значение для жизни и хозяйственной деятельности людей. | 1 | | Презентация, атлас | §14,15, доделать таблицу | 09.10 | |
13 | Расселение человека по материкам. Страны мира. | 1 | 7.Обозначение на к\к ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и настоящее время. | Знать: расселение человека по материкам, главные области расселения; влияние хозяйственной деятельности человека на природные комплексы: группировка стран мира по различным признакам; Уметь: работать с картами народов и плотности населения и комплексной картой. | Презентация, атлас | §16, доделать п\р | 13.10 | |
| Океаны и материки – 52 часа | |
Океаны – 5 часов | | | | | | |
14 | Тихий океан | 1 | 8.Изображение на к\к шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору). | Называть и показывать важнейшие географические объекты океана | Презентация, атлас | §17, в. 4, табл. | 16.10 | |
15 | Индийский океан | 1 | Называть и показывать важнейшие географические объекты океана | Презентация, атлас | §18, в. 3, табл. | 20.10 | |
16 | Атлантический океан | 1 | Называть и показывать важнейшие географические объекты океана | Презентация, атлас | §19, в. 3, табл. | 23.10 | |
17 | Северный Ледовитый океан | 1 | Называть и показывать важнейшие географические объекты океана | Презентация, атлас | §20, в. 5, табл. | 27.10 | |
18 | Обобщение по теме "Океаны" | 1 | 9.Сравнительная характеристика природы двух океанов. | | | | 30.10 | |
| Южные материки – 1 час |
19 | Географическое положение южных материков. | 1 | Характеристика географического положения материков | Знать: общие особенности ГП, рельефа, климата, внутренних вод, природных зон южных материков. | Презентация, атлас | §21-23 | 10.11 |
Африка -9 часов | | | | |
20 | Географическое положение. История исследования Африки. | 1 | 10.Определение географических координат крайних точек, протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах. Определение ГП материка. | Называть: имена исследователей континента и результаты их работы, показывать элементы береговой линии, определять: географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах, объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка», прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка. | Презентация, атлас | §24, обозначить на к\к объекты, упомянутые в тексте параграфа | 13.11 | |
21 | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | 11.Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | Называть и показывать: крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек, характерные типы погод на материке, размещение природных зон, типичных представителей растительности и животного тира основных природных зон Африки; определять: географическое положение природных объектов, температуру и количество осадков по климатической карте; описывать «образ» одной из рек континента (по картам и тексту учебника); объяснять причины формирования типов климата на континенте, размещение месторождений полезных ископаемых, влияние компонентов природы на жизнь, быт, хозяйственную деятельность народов материка, изменение природы континента под влиянием деятельности человека, особенности растительности и животного мира природных зон, особенности питания и режима рек Называть и показывать: районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, места их расселения, наиболее крупные по площади страны; определять по карте географическое положение страны и ее столицы, крупные регионы матери-ка и страны, входящие в состав; ионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения; описывать по картам одну из стран (по выбору); объяснять типы и виды хозяйственной деятельности населения, а также особенности устройства жилищ, средств передвижения, орудий труда как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях | Презентация, атлас | §25, в. 2,3 | 17.11 | |
22 | Климат и внутренние воды Африки. | 1 | 12.Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района. | Презентация, атлас | §26, в.1,2 §27,в. 2 | 20.11 | |
23 | Природные зоны Африки. Заповедники и национальные парки. | 1 | 13.Определение причин разнообразия природных зон материка. | Презентация, атлас | §28,29 | 24.11 | |
24 | Население Африки, политическая карта. | 1 | | Презентация, атлас | §30, задания | 27.11 | |
25 | Страны Северной Африки. Алжир. Египет. | 1 | 14.Описание по картам атласа природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран. | Презентация, атлас | §31 | 01.12 | |
26 | Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. | 1 | Презентация, атлас | §32, в. 2 | 04.12 | |
27 | Страны Восточной и Южной Африки. | 1 | Презентация, атлас | §33, в.1 §34, в.2, подг. к КВН по теме «Африка» | 08.12 | |
28 | Обобщение по теме «Африка». | 1 | | Называть и показывать все изученные объекты, определять их географическое положение; описывать природный объект, страну (по плану); объяснять влияние природы на жизнь | | | 11.12 | |
Австралия и Океания – 3 часа | | |
29 | Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. | 1 | 15.Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов. | Называть и показывать имена путешественников исследователей, все изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, реки и озера, представителей растительного и животного мира материка, размещение на материке природных зон, примеры рационального и нерационального использования природных богатств материка; определять географическое положение материка, климатические показатели по карте; прогнозировать тенденции изменения природных объектов (рек, подземных вод, почв, растительного и животного мира, природных комплексов в целом) под воздействием человеческой деятельности | Презентация, атлас | §35,36, 37 | 15.12 | |
30 | Население. Австралийский Союз | 1 | 16.Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения. | Знать: особенности размещения населения по материку, особенности материальной и духовной культуры аборигенов и англо-австралийцев; Виды хозяйственной деятельности и их различия в регионах Австралии. | Презентация, атлас | §38 | 18.12 | |
31 | Океания. | 1 | | Объяснять особенности ГП, истории открытия и исследования, природы Океании, | Презентация, атлас | §39, в. 4 | 22.12 | |
Южная Америка – 6 часов | |
32 | Географическое положение, история исследования материка. Особенности рельефа. | 1 | 17.Определение черт сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки. | Называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии; определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; описывать географическое положение континента; объяснять влияние географического положения Называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы и климатические пояса, основные реки и озера, представителей растительного и животного мира природных зон, размещение зон на карте; определять климатические показатели по картам, зависимость густоты речной сети, размещения природных зон от климата; составлять «образ» природного объекта (горной страны, реки, природной зоны); объяснять особенности рельефа материка как результат деятельности внутренних и внешних рельефообразующих процессов, различия в сочетаниях месторождений полезных ископаемых крупных территорий, различия в климате (применительно к климатическим поясам), особенности питания и режима рек, различия в растительности и животном мире природных зон и высотных поясов в горах, особенности освоения человеком отдельных территорий континента и мер по охране природы | Презентация, атлас | §40, в. 4 §41, в. 4 | 25.12 | |
33 | Климат и внутренние воды. | 1 | 18.Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек. | Презентация, атлас | §42, в. 1-3 §43, в. 1,2 | | |
34 | Природные зоны Южной Америки. | 1 | | Презентация, атлас | §44, в.2 | | |
35 | Население. Страны Востока материка. | 1 | 19.Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору). | Называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки и религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные районы материка, крупнейшие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие города, основные виды хозяйственной деятельности населения; описывать географическое положение страны, большого города; объяснять особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, орудий труда, жилищ, средств передвижения в различных районах страны, своеобразие культуры населения отдельных стран | Презентация, атлас | §45, в. 3,4 §46 | | |
36 | Андийские страны. Перу. | 1 | Презентация, атлас | §47, в.4,5, подг. к уроку повторения | | |
37 | Повторение по теме «Южная Америка» | 1 | | Презентация, атлас | | | |
| Антарктида - 2 часа |
38 | Антарктида. | 1 | 20.Сравнение природы Арктики и Антарктики. Защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана. | Называть и показывать имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, особенности географического положения, основные географические объекты (в том числе крупные полярные станции), особенности компонентов природы Антарктики; определять географическое положение Антарктиды, координаты полярных станций, климатические показатели по карте и климатограммам, виды природных ресурсов; описывать особенности природных компонентов, «образ» одного из природных объектов (береговой части, антарктического оазиса и др.); объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова, стоковых ветров, необходимость изучения Антарктики; прогнозировать тенденции в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики. | Презентация, атлас | §48 | | |
39 | Природа Антарктиды. | 1 | Презентация, атлас | §49, в. 6, 7 | | |
40 | Северные материки. | 1 | | Знать общие особенности ГП и природы материков | Презентация, атлас | §50 | | |
Северная Америка – 8 часов | | | | | | |
41 | Географическое положение, история открытия: исследования Северной Америки | 1 | | Называть и показывать имена путешественников и исследователей, их вклад в изучение природы и народов материка, элементы береговой линии; определять географическое положение материка; описывать особенности береговой линии материка; объяснять влияние географического положения материка на его природу | Презентация, атлас | §51 | | |
42 | Особенности рельефа и полезные ископаемые. | 1 | | Называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, основные воздушные массы, климатические пояса, реки и озера, границы природных зон и представителей растительного и животного мира каждой из зон; определять климатические показатели, географическое положение крупных речных систем, озер, расположение природных зон; описывать природные компоненты (рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны) Северной и Южной Америк в целом, составлять «образ» горной страны, реки, водопада, каньона и др.), объяснять Особенности рельефа Северной и Южной Америки в результате длительного развития земной коры под влиянием внутренних и внешних процессов, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения земной коры, различия в климате территорий, расположенных в одном климатическом поясе, особенности питания и режима растительном покрове природных зон, изменения природы отдельных территорий в результате рек, различия в почвенном, | Презентация, атлас | §52, задания | | |
43 | Климат, внутренние воды | 1 | 21.Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. | Презентация, атлас | §53, задания §54, в.4 | | |
44 | Природные зоны, изменения природы под влиянием деятельности человека. | 1 | | Презентация, атлас | §55, задания | | |
45 | Население материка и страны. | 1 | 22.Составление проекта путешествия по странам континента. | Называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки, религии, крупнейшие страны, их столицы и крупные города, наиболее характерные черты Природы стран, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения стран Северной и Южной Америки, определять особенности географического положения страны, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни населения; описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по плану); объяснять особенности размещения населения по территории, своеобразие духовной и материальной культуры населения изучаемых стран, виды хозяйственной деятельности, обусловленные наличием природных богатств | Презентация, атлас | §56, вопросы | | |
46 | Канада. . | 1 | 23.Составление проекта возможного путешествия по одной из стран континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования. | Презентация, атлас | §57, вопросы | | |
47 | США. | 1 | Презентация, атлас | §58, вопросы, подготовиться к уроку повторения | | |
48 | Обобщение по теме «Северная Америка» | 1 | | | Презентация, атлас | | | |
Евразия – 17 часов | | |
49 | Географическое положение, история исследования материка | 1 | . | Называть и показывать имена путешественников и исследователей континента, территории или исследованные элементы береговой линии материка; определять географическое положение материка; описывать особенности географического положения в сравнении с другими материками; объяснять роль географических исследований русских путешественников для развития географической науки, влияние размеров и географического положения материка на его природные особенности | Презентация, атлас | §59, вопросы | | |
50 | Рельеф и полезные ископаемые Евразии | 1 | | Называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы, климатические пояса и области, основные речные и озерные системы; определять климатические показатели для отдельных регионов материка, питание и режим рек; описывать географическое положение крупных форм рельефа, рельеф, климат отдельных территорий, реку (по размещения крупных форм рельефа на материке и причины, выбору); объяснять особенности их вызывающие, в сравнении с другими материками, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения и истории развития земной коры, различия в климате отдельных территорий материка, особенности питания и режима рек, их экологическое состояние | Презентация, атлас | §60, 61, работа в к\к | | |
51 | Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей | 1 | 24.Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности. | Презентация, атлас | §62, вопросы | |
52 | Внутренние воды. | 1 | | Презентация, атлас | §63, вопросы | |
53 | Природные зоны. | 1 | 25.Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. | Называть и показывать смену природных зон при движении с севера на ют, границы зон, представителей растительного и животного мира природных зон материка, территории, природа которых в наибольшей мере изменена человеком; определять особенности размещения природных зон; описывать географическое, положение природных зон, смену высотных поясов в горах, компоненты природных зон (по выбору); объяснять причины размещения отдельных природных зон и различия в их почвах, растительности, животном мире и в антропогенных изменениях | Презентация, атлас | §64, 65 | | |
54 | Население и политическая карта | 1 | 26.Обозначение на к\к стран, сгруппированных по различным признакам. | Называть и показывать большинство стран континента, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распространенные языки и религии, характерные природные особенности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения; определять географическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран по картам атласа и другим источникам информации, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране, природные богатства; описывать географическое положение стран Европы, их столиц и крупных городов, страну в целом (по выбору); объяснять особенности размещения населения, природные различия на территории страны, своеобразие духовной и материальной культуры народов, виды хозяйственной деятельности, обусловленные природными условиями и ресурсами страны | Презентация, атлас | §66, вопросы | | |
55 | Страны Северной Европы | 1 | 27.Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии. | Презентация, атлас | §67 | | |
56 | Страны Западной Европы. Великобритания | 1 | Презентация, атлас | §68 | | |
57 | Франция. Германия | 1 | Презентация, атлас | §69, 70 | | |
58 | Страны Восточной Европы | 1 | Презентация, атлас | §71, вопросы | | |
59 | Страны Южной Европы. Италия | 1 | Презентация, атлас | §72 | | |
60 | Страны Юго-Западной Азии | 1 | Презентация, атлас | §73 | | |
61 | Страны Центральной Азии | 1 | Презентация, атлас | §74 | | |
62 | Страны Восточной Азии. Китай. Япония | 1 | Презентация, атлас | §75,76 | | |
63 | Страны Южной Азии. Индия. | 1 | Презентация, атлас | §77, вопросы | | |
64 | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. | 1 | Презентация, атлас | §78, подг. к уроку повторения | | |
65 | Обобщающее повторение темы «Евразия» | 1 | | | Презентация, атлас | | | |
Географическая оболочка – наш дом – 3 часа | | | | | |
66 | Закономерности географической оболочки. | 1 | 29. работа на местности по выявлению природных комплексов, образование, которых обусловлено различиями в строении рельефа в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия. 30.Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы. | Называть состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности и этапы развития ГО; объяснять причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее развития, значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в деле охраны природы; прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности. | Презентация, атлас | §79, задания | | |
67 | Взаимодействие природы и общества. Охрана природы | 1 | Презентация, атлас | §80, задания §81, задания | | |
68 | Повторение изученного материала. Обобщение по курсу | 1 | | | Презентация, атлас | | | |
ИТОГО: | 68 | | | | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
5.Критерии оценивания (из пособия Сиротина В.И. «Самостоятельные и практические работы по географии (6-10 класс) Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1991 г.)
Исходя из целей географического образования и индивидуальных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
Правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;
Самостоятельность ответа;
Точность, доказательность в изложении материала;
Степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, географических умений.
Оценка устных ответов
Отметка «5»
· ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
· правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
· правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4»
· ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3»
· ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;
· затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2»
· ответ неправильный;
· нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Отметка «1» - ответ отсутствует.
Оценка практических умений учащихся
Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и другие источники знаний.
Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве
Отметка «5» - правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.
Отметка «4» - правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «2» - неправильное выполнение задания, неумение сделать выводы на основе наблюдений.
Отметка «1» - не владеет умением проводить наблюдения.
6. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Коринская В.А., Душина И. В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/ - 6-е изд., дораб. И доп. - М.: Дрофа, 1999.
2.Атлас география материков и океанов 7 класс
3.География. 7 класс: поурочные планы по учебнику Коринской В. А., Душиной И.В., Щенева В.А./авт.-сост. И. И. Нагорная. – Волгоград: Учитель, 2007.
4.Сиротин В.И. География материков и океанов. 7 кл.: Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа; ДиК, 2009.
5.Крылова О. В. Уроки географии: 7 кл.: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.
6.Учебное электронное издание. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. Мультимедиа учебник по географии для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений. Авторы учебного материала Душина И. В., Летягин А.А., Пятунин В.Б.
7. Интернет-ресурсы