Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» с.Манычское
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ № 8
____________ Захаров В.В.
Приказ №___от «___»___20__ г.
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/_________ Протокол № ___ от «____»________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ СОШ № 8 _________Глазко Е.В. «____»_____20__ г. | «Принято» Педагогический совет МКОУ СОШ №8 Протокол №___от «__»_____20__ г. |
Рабочая программа
по предмету «ГЕОГРАФИЯ»
в 7 классе
базовый уровень
на учебный год
Составитель: учитель МКОУ СОШ №8 Высшей квалификационной категории Ляхова Наталья Владимировна |
с. Манычское
Рабочая программа основного общего образования по географии
7 класс
Рабочая программа по учебному предмету «География» для 7 класса разработана с учетом требований и положений , изложенных в следующих документах:
ФЗ «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
приказ Минобрнауки Российской Федерации от 08.06.2015 г. №576 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
основная образовательная программа основного общего образования (приказ № 142 от 01.09.2015г.).
Авторской программы по географии И.В. Душина . География. / Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. сост. В.И.Сиротин. -2-е изд., стереотип.-М.:- М.: Дрофа, 2004-256 с..
учебный план МКОУ СОШ№8 ;
Положение о рабочей программе МКОУ СОШ№8 (56/1 от 31.03. 2015г.).
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:
1.Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл: учебник для общеобразовательных учреждений. М- Дрофа 2010;
2.Сиротин В.И. География. 7 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2010.;
3. География материков и океанов. 7 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» в 7 классе, из расчета 2 учебного часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Статус документа
Рабочая программа по географии для 7 класса призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
Структура рабочей программы для 7 класса полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая перечень практических работ.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Цели. Изучение географии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки », который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.
Основное содержание
ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ (7 класс)
(68 часов)
1. Раздел. Введение. (2 ч)
Место географии материков и океанов в системе наук о Земле. Материки- континенты, части света. Открытие и изучение Земли, исследователи и путешествия. Карты материков и океанов, классификация карт .Свойства и роль карт в науке и жизни людей.
2. Раздел. Главные особенности природы Земли. ( 13 часов)
Образование и развитие Земли как планеты.
Геологическая история Земли. Современные методы определения возраста, слагающих земную кору, горных пород.
Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.
Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Территориальные сочетания минеральных ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа.
Пространственные различия процессов формирования климата. Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.
Распределение вод суши по материкам в зависимости от количества осадков, испаряемости, тепла и рельефа. Главные речные системы и бассейны материков. Влияние климата на режим рек различных регионов Земли. Водные ресурсы материков и их регионов.
Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы.
Особенности почвообразования в различных природных условиях. Агроклиматические ресурсы материков и их регионов.
Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия человечества.
Население Земли. Появление человека на Земле. Древняя родина человека, пути его расселения по материкам. Первые цивилизации и государства. Памятники древней культуры.
Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Самые многочисленные народы. География языков и религий. Региональные различия в плотности населения материков, регионов и стран.
Культура материальная и духовная, их взаимосвязи. Влияние окружающей природной среды на формирование типов жилища, одежду, питание, религиозные верования, фольклор, традиции и обычаи, семейный уклад, занятия; взаимопроникновение культурных традиций разных народов. Элементы материальной и духовной культуры как результат жизнедеятельности человека, его адаптации к окружающей среде.
Многообразие стран современного мира. Их основные типы. Наиболее крупные страны по площади и численности населения, их столицы и крупные города.
3. Раздел. Материки и океаны. ( 52 часов).
Типовая характеристика каждого океана и материка. Типовая характеристика может использоваться при изучении каждого материка с учетом его географической специфики:
Тихий океан;
Атлантический океан
Индийский океан
Северный Ледовитый океан
— Африки;
— Австралии;
— Южной Америки;
— Северной Америки;
— Евразии;
— Антарктиды.
Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.
Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения материков. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.
Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности.
Крупнейшие города как центры культурного наследия человечества.
Природно-хозяйственные регионы. Влияние природно-исторических условий на формирование хозяйственной специализации различных территорий. Географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов. Главные природно-хозяйственные регионы материков.
Страны материков. Рекомендуется изучение не менее 20 стран типичных для крупных регионов материков.
Политическая карта Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. Краткая характеристика наиболее крупных и типичных для регионов материка стран с указанием особенностей их географического положения, природы и природных ресурсов, населения, основных видов хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов. Столицы и наиболее крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.
4. Раздел. Географическая оболочка –наш дом (3 часа)
Взаимодействие природы и общества. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Практические работы
Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам разделов: «Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материка», «Климатические показатели, характеризующие разные природные зоны материка» и др.
Составление географических описаний: климата, природных зон материков, рек, озер, городов, ландшафтов, культуры народов.
Анализ карт различного содержания с целью определения взаимосвязей географических компонентов природных комплексов между собой.
Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам.
Составление картосхем, соответствующих тематике разделов: «Открытия и исследования материков», «Географическое положение страны», «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов и стран материка» и др.
Составление характеристик комплексных карт материков; изучение политической карты мира, карты народов мира.
Нанесение на контурную карту географической номенклатуры, необходимой для изучения материала раздела.
Составление географических характеристик отдельных компонентов природных комплексов, в том числе сравнительных, а также комплексных географических характеристик материков, их регионов и отдельных стран.
Учебно-тематический план (70 часов)
№ разделов | Содержание учебного материала | Кол-во часов всего | Теор.ч | Практ.ч |
1. | Введение | 2 | 2 | 1 |
2. | Главные особенности природы Земли. | 13 | 13 | 0 |
| 2.1Литосфера и рельеф Земли | 3 | 3 | |
| 2.2Атмосфера и климаты Земли | 3 | 3 | |
| 2.3Гидросфера. Мировой океан- главная часть гидросферы | 3 | 3 | |
| 2.4Географическая оболочка. | 2 | 2 | |
| 2.5Освоение Земли человеком | 2 | 2 | |
3. | Материки и океаны | 52 | 52 | 9 |
| 3.1Океаны | 4 | 4 | 1 |
| 3.2 Африка | 9 | 9 | 1 |
| 3.3Австралия и Океания | 6 | 6 | 1 |
| 3.4 Южная Америка | 8 | 8 | 2 |
| 3.5Антарктида | 3 | 3 | 1 |
| 3.6Северная Америка | 8 | 8 | 1 |
| 3.7Евразия | 15 | 15 | 2 |
4. | Географическая оболочка- наш дом. | 3 | 3 | 2 |
| итого | 70 | 70 | 12 |
Перечень обязательной географической номенклатуры:
7 класс
Природный комплекс, антропогенный природный комплекс , широтная зональность , высотная поясность , природная зона , географическое положение , тематическая , общегеографическая карта .
Тема «Африка»: природа: Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Гвинейский залив, полуостров Сомали, остров Мадагаскар; Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулкан Килиманджаро; реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези; озера: Виктория, Танганьика, Чад. Страны: Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Абуджа, Лагос), Заир (Киншаса),Ю Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория, Кейптаун, Йоханнесбург).
Тема «Австралия и Океания»: природа: полуостров Кейп-Йорк; Большой Австралийский залив; острова: новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф; Большой Водораздельный хребет; гора Коцюшко; Центральная низменность; река Муррей, озеро Эйр. Города: Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка»: природа: Панамский перешеек, Карибское море, остров Огненная Земля; горы Анды и Аконкагуа, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Оринокская и Ла-Платская низменности; реки: Парана, Ориноко; озера: Титикака, Маракайбо.
Страны: Бразилия (Рио-де- Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка»: природа: полуострова: Флорида, Калифорния, Аляска; заливы: Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский; острова: Канадского Арктического архипелага, Большие Антильские, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские; горные системы Кордильер и Аппалачей, Великие и Центральные равнины, Миссисипская низменность, гора Мак-Кинли, вулкан Орисаба; реки: Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия; озера: Великие (американские), Виннипег, Большое Соленое. Страны: Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия»: природа: полуострова: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея; моря: Баренцева, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское; заливы: Финский, Ботфор, Малаккский; острова: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; равнины: Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан; горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау; реки; Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Эльба, Одра, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг; озера: Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Страны: основные страны крупных регионов Евразии, названные в программе, их столицы и крупнейшие города.
Страны Европы
Страны Азии
Страны Африки
Страны Америки
Австралия
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл: учебник для общеобразовательных учреждений. М- Дрофа 2010
Ю.П.Пармузин, Г.В.Карпов. Словарь по физической географии. М- Просвещение, 1994 г
Энциклопедия География.,М- Аванта+ ,2004
Я познаю мир
Атлас .Физическая география. Начальный курс 6 кл.
Атлас. География материков и океанов 7 кл.
Атлас. География России 8-9 кл
ресурсы ИНТЕРНЕТ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл: учебник для общеоб разовательных учреждений. М- Дрофа 2010
Методическое пособие География. Нагорная И.И., Волгоград.- Учитель 2009
Методическое пособие. География. Никитина Н.А.., М- Вако 2009
Ю.П.Пармузин, Г.В.Карпов. Словарь по физической географии. М- Просвещение, 1994 г
Э.М.Раковская. Методическое пособие по курсу « География. Природа России», М- Просвещение 2007
Н.Н. Петрова, В.И. Сиротин. Настольная книга для учителя географии. М: АСТ-2003
ресурсы ИНТЕРНЕТ