СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки РФ – М., Просвещение, 2010 год/ - (Стандарты второго поколения);
  • учебного плана школы;
  • рабочей программы ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ. 5—9 КЛАССЫ. Авторы И.И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс.»


Муниципальное казённое общеобразовательное

учреждение Павловская основная общеобразовательная школа


Принята Утверждаю:

на педагогическом совете Директор школы_____ Салова Н. А.

Протокол № 1от 26. 08. 2016г. Приказ №41 от 26.08.2016г

Рабочая программа

по географии

5 класс

Учитель: Епанчина В.Н.

2016 / 2017 учебный год




Рабочая программа по географии разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки РФ – М., Просвещение, 2010 год/ - (Стандарты второго поколения);

  • учебного плана школы;

  • рабочей программы ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ. 5—9 КЛАССЫ. Авторы И.И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева.

  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса для 5 класса, который состоит из:

1.  География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).

2.  География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова, Т.А. Карташева).

3. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).

4.  География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.


Данный УМК относится к классической линии учебников 5-9 класса. Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.


Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса географии 5 класса составлена на основе:


-Закона РФ « Об образовании»;

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования/ Министерство образования и науки РФ – М., Просвещение, 2010 год/ - (Стандарты второго поколения);

-Фундаментального ядра содержания общего образования;

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г. Линия учебников издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин. География. Начальный курс. 2012 г.



Цель курса:

систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:


- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презента

Место предмета в учебном плане.

«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).

Количество часов:

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Что изучает география (4 часа).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (4 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.

Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы;№ 2. Как люди открывали Землю.

Земля во Вселенной (6 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (6 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу..

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана

Природа Земли (13 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Повторение



Планируемые результаты изучения предмета

Обучающийся научится:


1.Приводить примеры:

- воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.

- закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зо­нальность;

- влияния природы на условия жизни людей.

2.Объяснять значение понятий:

- зональность в распределении температуры воз­духа, атмосферного давления, осадков;

- влияние природы на жизнь и деятельность человека

3.Описывать:

- природу и основные занятия населения, используя карты атласа.

4. Определять (измерять):

- некоторые отличительные признаки отдельных океа­нов и материков как крупных природных комплексов.

5. Называть и показывать:

- материки и части света;

- по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;

- наиболее крупные страны мира.

- океаны и материки,

- некоторые отличительные признаки отдельных океа­нов и материков как крупных природных комплексов;

- наиболее крупные и известные гео­графические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, ост­рова, полуострова);

- разные виды природных ресурсов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- давать характеристику карты;

- читать и анализировать карту.

- рассказывать об основных путях расселения человека

Учебно- тематический план.

1. Что изучает география- 4 ч.

2. Как люди открывали Землю- 4 ч.

3. Земля во Вселенной- 6 ч.

4. Виды изображений поверхности Земли- 6 ч.

5. Природа Земли- 13 ч.

6.Повторение- 2 ч.


Практические работы.

1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

2. Как люди открывали Землю.

3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.

4.Составление плана местности по описанию.

5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.

6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов.

7. Составление карты стихийных природных явлений.



Календарно-тематическое планирование. 5 класс

«География. Начальный курс»

И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин


Дата по факту

Тема урока

Тип урока, форма проведения

Планируемые результаты


Домашнее задание

Предметные

Метапредметные

Личностные





Раздел 1

Что изучает география (5 часов)





1\1


Мир, в котором мы живем.

вводный


Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

Формирование ответственного отношения к учёбе.

.


§ 1 ,

вопросы

1 – 4,

стр. 10

2\2


Науки о природе.

комбинированный

Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)




§ 2,

Вопросы

1 – 4, стр.

17

3\3


География – наука о Земле.

комбинированный

Объяснять значение понятий: география, разделы географии. Приводить примеры географических наук.

Называть отличия в изучении Земли географией

Формирование умения ставить учебную цель.

Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию.

§ 3,

Вопросы

1 – 6,

стр. 21

4\4


Методы географических исследований.

изучение нового материала.

Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический).

Составлять конкретный вопрос и краткий ответ на него.

Знать характерные черты методов исследований

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях

§4,

Стр. 22 – 26

Работа по составлению вопросов по теме.

5\5


Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»?

изучение нового материала

Приводить примеры географических объектов, называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение

Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию.






Раздел 2

Как люди открывали Землю (5 часов)





6\1


Географические открытия древности и cредневековья.

Практическая работа №1

«Важнейшие открытия древности и средневековья»

изучение нового материала.

Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья.

Формирование и развитие по средствам географических

знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Осознание ценности географических знаний, как

важнейшего компонента научной картины мира

§5,

Вопросы

1 – 4

Стр. 27 – 29


7\2


Важнейшие географические открытия.

Практическая работа №2

«Великие географические открытия»

изучение нового материала

Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира

§ 6,

Вопросы

1 – 5,

Стр. 34.

8\3


Открытия русских путешественников.

изучение нового материала

Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

§ 7,

Вопросы

1 – 5,

Стр. 40





маршруты.

карт



9\4


Современные исследования Земли

изучение нового материала

Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

§ 7,

Вопросы

1 – 5,

Стр. 40

10\5


Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю»

обобщение и систематизация знаний

Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение







Раздел 3

Земля во Вселенной (8 часов)





11\1


Как древние люди представляли себе Вселенную

комбинированный

Объяснять значение понятий:«галактика», «Вселенная»

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

§8

Вопросы

1 – 3,

Стр. 45

12\2


Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

комбинированный

Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Умения управлять своей познавательной деятельностью


§ 9,

Вопросы

1 – 5,

Стр. 51

13\3


Соседи Солнца.



комбинированный

Знать особенности всех планет Солнечной системы

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

§10,

Вопросы

1 – 7,

Стр. 56

14\4


Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Промежуточный контроль

комбинированный

Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

§ 11,

Вопросы

1 – 8,

Стр. 60

15\5


Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

комбинированный

Объяснять значение понятий:

небесные тела, метеоры и метеориты

 Уметь называть малые небесные тела и их характерные черты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

§12,

Вопросы

1 – 2,

стр. 65

16\6


Мир звезд.

комбинированный

Объяснять значение понятия звезда, созвездия.

Знать на какие группы звёзды делятся

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

§13,

стр. 66 – 69,

Составить схему «Звезды по размерами цвету»

17\7


Уникальная планета Земля.


Современные исследования космоса

изучение нового материала.

Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет

Объяснять значение

понятий: астрономия, её задачи.

Формирование способностей к самостоятельному приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты.

Выяснить значение изучения космоса в настоящее время.

§14,

Вопросы

1 – 5,

Стр. 72


§ 15,

Вопросы

1 – 4,

Стр. 76

18\8


Обобщающий урок по теме «Вселенная»

обобщение и систематизация знаний

Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе в группах, взаимопомощи при подготовке к ответам

Оценивание работы одноклассников.

Знать отечественных ученых:

К.Э.Циолковский, - С.П.Королёв

- Ю.А.Гагарин






Раздел 4

Виды изображений поверхности Земли (6 часов)



19\1


Стороны горизонта

изучение нового материала.

Объяснять значение понятий:

- горизонт,

- линия горизонта,

- основные и промежуточные стороны горизонта.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентирования на местности и проведения съёмок.

§16

Определение сторон горизонта по растениям во дворе.

20\2


Ориентирование

Практическая работа №3

«Ориентирование по компасу»

изучение нового материала.

Объяснять значение понятий:

- ориентирование,

- компас.

Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности

Из различных источников.

§ 17.

Ориентирование по Полярной звезде

21\3


План местности

изучение нового материала.

Знать:

-  виды изображения земной поверхности.

Объяснять значение понятий:

- план,

- масштаб,

- условные знаки

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью

плана местности

Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради.

§ 18.

Нарисовать условные знаки.

22\4


Практическая работа №4

«Составление простейшего плана местности»

глазомерная съемка

Уметь ориентироваться на местности по плану и при помощи компаса, карты, местных признаков

Формирование умения выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Формирование ответственного отношения к учёбе и социально ответственного поведения в географической среде.

Оформление плана в цвете

23\5


Географическая карта

изучение нового материала.

Объяснять значение понятий:

- географическая карта,

- градусная сеть,

- меридианы,

- параллели,

- экватор.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Выделять, описывать существенные признаки географических карт, их различия.

§ 18,

Вопросы

1 – 3,

Стр. 87

24\6


Обобщающий урок по теме:

«Виды изображения поверхности Земли»

обобщение и систематизация знаний

Овладение основами картографической грамотности.

Оценивать работу одноклассников при парной работе. Развитие умения взаимодействовать.

Формирование ответственного отношения к учёбе и коммуникативной компетенции через сотрудничество с одноклассниками






Раздел 5

Природа Земли (11 часов)



25\1


Как возникла Земля

изучение нового материала.

Объяснять: значение понятий:

- гипотеза.

Знать:

- разные гипотезы возникновения Земли и их особенности.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

§ 19,

Вопросы

1 – 3,

Стр. 93

26\2


Внутреннее строение Земли

изучение нового материала

Объяснять значение понятий:

- ядро,

- мантия,

- земная кора,

- горные породы,

- минералы, рельеф,

- литосфера

- полезные

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану.

Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

§ 20,

Вопросы

1 – 5,

Стр. 98

27\3


Землетрясения и вулканы

изучение нового материала

Объяснять: значение понятий:

- землетрясение,

- очаг землетрясения,

- эпицентр,

- вулкан,

- кратер,

- жерло

Уметь называть и показывать на карте:

- зоны землетрясений и вулканы.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде.

§ 21

Уметь показать на карте вулканы:

- Ключевская Сопка, - Кракатау

Вопросы

1 – 2,

Стр. 1-4

28\4


Материки

комбинированный

Объяснять значение

понятий:

- материк,

- остров,

- архипелаг,

- часть света.

Уметь показывать на карте полушарий все материки.

Острова:

- Гренландия,

- Сахалин.

Архипелаги:

- Северная Земля,

- Земля Франца Иосифа

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов.

Формирование осознания единства географического пространства.

§ 22,

Вопросы

1 – 11,

Стр. 112

29\5


Материки.

Обобщение и систематизация знаний

обобщение и систематизация знаний

Объяснять значение понятий:

- материк,

- остров,

- часть света.

Уметь называть особенности каждого материка.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель)


30\6


Вода на Земле

комбинированный

Объяснять значение понятий:

- гидросфера,

- мировой океан,

- айсберг, ледник.

Уметь показывать на карте полушарий все океаны

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Формирование основ экологической культуры;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

§ 23,

Вопросы

1 – 6,

Стр. 118

31\7


Воздушная одежда Земли

комбинированный

Объяснять значение понятия:

-атмосфера ветер,

- бриз,

- муссон.

Называть свойства воздуха.

Объяснять причины возникновения ветра

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

Формирование экологического сознания: о необходимости не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.

§ 24

определить направление и силу ветра текущего дня.

32\8


Погода.Климат

комбинированный

Объяснять значение понятий: погода, элементы погоды. Описывать погоду текущего дня. Объяснять значение понятий:

- климат,

- элементы климата.

Типы климата:

- холодный,

- умеренный,

- жаркий.

Формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Отбирать источники географической информации для объяснения причин

Разнообразия климата на Земле

Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы. Использовать приобретённые знания и умения для чтения карт погоды.

Иметь представление о характерных чертах типов климата

§ 24

Описание погоды текущего дня Пункт 6,7,

Стр. 122 – 124.

Вопросы

1 – 7,

Стр. 124

33\9


Живая оболочка Земли.

Итоговый контроль.

изучение нового материала

Объяснять значение понятия «биосфера»

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

§ 25,

Вопросы

1 – 3,

Стр. 127

34\10


Почва – особое природное тело.

Человек и природа

комбинированный

Обобщение и систематизация знаний

Объяснять значение понятий:

- почва,

- гумус,

- плодородие

Объяснять значение понятий:

заповедники, заказники, национальные парки

Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Формирование и развитие по средствам географических

Знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов

§ 26,

Вопросы

1 – 5,

Стр. 130

35/11


Человек и природа





§ 27




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5 классе содержит, кроме учебников,

методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3.География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).

4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.










































Учебно-методические средства, материально-техническое

и информационное обеспечение образовательного процесса

1. Учебник «География. Начальный курс. 5 класс», Дрофа М. 2012 г., И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

2. Атлас 5 класс. Дрофа. М. 2012;

3. Атлас мира. М. Дрофа 2013г.;

4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издани

5. Рабочая тетрадь «География. Начальный курс. 5 класс», Дрофа М. 2015., И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.

Интернет – ресурсы:

www.shutterstock.com

www.livejournal.com

www.scitnceblog.ru

www.ecosystems.ru

www.gismeteo.ru

www.zimbio.com

animalphoto.ru

www.loveopium.ru

wordprints.com

www.nasa.gov

www.greenpeace.org

www.unm.edu

kibermed-rc.narod.ru

www.nationalgeographic.com

www.petro-eng.ru

dic.academik.ru

ru.wikipedia.org

 http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/  - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/  - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm  - Россия, как система

 http://www.rusngo.ru/news/index.shtml  - Национальное географическое общество

 http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html  - ГородаРоссии

 http://www.mirgeografii.ru/

​ http: //www.gao.spb.ru/russian

 http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

​ http: //www.national-geographic.ru

 http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

​ http: //www.pogoda.ru

​ http: //www.sgm.ru/rus

 http: //www.unknowplanet.ru

http: //www.weather.com

 http://geo.1september.ru/urok

​ http://collection.cross-edu.ru/catalog/

 http://geo.uroki.org.ua/plan15.html (программы по географии)

​ http://www.edu.ru/ (презентации по географии: методическая копилка)

​ http://pedsovet.su – разработки уроков, публикации материалов, конкурсы для учителей

 http://collection.cross-edu.ru/catalog/pupil/?&subject[]=28953&class[]=28928 (ресурсы по географии , интерактивные карты, географические и биологические обучающие модели)

​ http://www.farosta.ru/konlist/list - дистанционные викторины

 http://www.zavuch.info/ - методические материалы, публикация своих материалов

http://va-school.ru/– конкурсы, статьи, свои публикации

http://pedsovet.org/ - публикации учителей, разработки уроков

http://nsportal.ru/user/148116 - сайт Скляренко А.Н.

 http://www.future4you.ru/- олимпиады «Познание и творчество»

(http://www.talant.perm.ru/) – молодежные всероссийские чемпионаты по предметам

 http://festival.1september.ru/ - публикация методических разработок уроков

 http://www.fipi.ru – материалы ЕГЭ, ГИА

 http://www.minobr.org/ - всероссийские конкурсы

​ http://www.supporttalent.ru/ - интернет –олимпиада «экспресс».

  http://geo.metodist.ru/ - методическая лаборатория географии

 www.kosmosnimki.ru – космические снимки нашей Родины

 www.ecosystema.ru – природа России, природа мира

 http//oopt.info иhttp//zapoved.ru –особо охраняемые природные территории России


Список дополнительной литературы

1.​ «География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах», сост. Н.А. Касаткина. Волгоград «Учитель» 2005

5.​ «ГИА-2013. География» М. «Астрель» 2013

6.​  «ЕГЭ-2013. География» под ред. В.В. Барабанова, М. «Национальное образование» 2012

7.​ Мультимедийная обучающая программа: «География. Начальный курс 5 класс»

8.​ Электронные учебные материалы (ЭУМ) по курсу географии. Сайт: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

9.​ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Адрес портала коллекции в интернет:http://school-collection.edu.ru

10. Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2009

11.​ Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000

12.​ Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002