Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Булгаковская основная школа
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета протокол №1 от «08» августа 2017 г. | «Утверждено» приказом № 43 от «08» августа 2017 г. Директор школы: ________/Солдатова Е. В./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«География»
7 класс
Разработана учителем географии
Селезневой Еленой Михайловной
д. Петрищево
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии 7 класса составлена на основе:
- учебного плана МБОУ Булгаковская ОШ на 2017 – 2018 учебный год; -
- федерального государственного образовательного стандарта ;
- авторской программы Е.М. Домогацких (рабочая программа «География» 5-9 классы.–М.: «Русское слово»,2015).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса географии в 7 классе в объеме 2 часа в неделю 68 часа в год.
Программой предусмотрено проведение практических работ – 15
Используемый УМК:
Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский Физическая география. 7 класс. Москва «Русское слово» 2016
Е.М.Домогацких, Е.Е. Домогацких География. Рабочая тетрадь 7 класс –. Москва «Русское слово» 2016
Атлас. Физическая география 7 класс.
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 5 и 6 классах, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковым) уровне.
Цели и задачи курса
создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Требования к результатам обучения
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» в 7 классе являются следующие умения: осознание роли географии в познании окружающего мира:
1. Осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.
использование географических умений:
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
2. Использование карт как моделей:
- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
понимание смысла собственной действительности:
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.
Курс состоит из двух частей:
1. Планета, на которой мы живем.
2. Материки планеты Земля
Содержание учебного материала
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (22 час)
Тема 1. Литосфера-подвижная твердь (7 часов)
Тема 2. Атмосфера (3 часа)
Тема 3. Мировой океан (5 часа)
Тема 4. Геосфера (2 часа)
Тема 5. Человек (5 часов)
Раздел 2. Материки планеты Земля (44 часа)
Тема 1. Африка (9 часов)
Тема 2. Австралия (6 часов).
Тема 3. Антарктида (3 часа)
Тема 4. Южная Америка (8 часов)
Тема 5. Северная Америка (8 часов)
Тема 6. Евразия (10 часов)
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (2 часа)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен:
1. Знать (понимать):
- географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
- причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
- основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
- географию крупнейших народов Земли.
2. Уметь:
Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
- давать характеристики материков и океанов;
- характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального природопользования и др.;
- определять географическое положение природных объектов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Наименование раздела по программе, тем уроков | Кол-во часов | Домашнее задание |
по плану | факт. |
Раздел 1. Планета, на которой мы живем – 22 часа |
Литосфера - подвижная твердь - 7 часов |
1 | 04.09 | | Суша в океане. | 1 | П.1 |
2. | 08.09 | | Геологическое время. | 1 | П.2 |
3 | 11.09 | | Строение земной коры. | 1 | П.3 |
4 | 15.09 | | Литосферные плиты и современный рельеф. П/р «Составление картосхемы «Литосферные плиты»» | 1 | П.4 |
5 | 18.09 | | Платформы и равнины. | 1 | П.5, задания с.55 |
6 | 22.09 | | Складчатые пояса и горы. | 1 | П.6, задание с.50 |
7 | 25.09 | | Обобщение и контроль знаний по теме «Литосфера» | 1 | |
Атмосфера - воздушный океан - 3 часа |
8 | 29.09 | | Пояса планеты. | 1 | П.7 |
9 | 02.10 | | Воздушные массы и климатические пояса. П/р «Определение типов климата по предложенным климатограммам» | 1 | П.8, В конт. карту - границы клим. поясов |
10 | 06.10 | | Климатообразующие факторы. П/р «Определение главных показателей климата регионов планеты по климатической карте мира» | 1 | П.9 |
Мировой океан - синяя бездна – 5 часов |
11 | 09.10 | | Мировой океан и его части. | 1 | П.10 |
12 | 13.10 | | Движение вод Мирового океана. | 1 | П.11 |
13 | 16.10 | | Органический мир океана. | 1 | П.12 |
14 | 20.10 | | Особенности отдельных океанов П/р «Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм дна океана» | 1 | П.13,с. 100-106, конт.карта |
15 | 23.10 | | Обобщение и контроль знаний по теме «Океаны» | 1 | Работа с картой |
4. Географическая оболочка - живой механизм – 2 часа |
16 | 27.10 | | Географическая оболочка. | 1 | П.14 |
17 | 10.11 | | Зональность ГО. П/р « Описание природных зон Земли» | 1 | П.14,15 |
5. Человек разумный – 5 часов |
18 | 13.11 | | Освоение Земли человеком | 1 | П.16 |
19 | 17.11 | | Охрана природы. | 1 | П.17, |
20 | 20.11 | | Население Земли. | 1 | П.18 |
21 | 24.11 | | Страны мира. П/р «Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных стран мира» | 1 | П.19, тест на с.148-149 |
22 | 27.11 | | Обобщение и контроль знаний по разделу «Планета, на которой мы живем». | 1 | |
Раздел 2. Материки планеты Земля – 44 часа |
6. Африка - материк коротких теней – 9 часов |
23 | 01.12 | | Географическое положение Африки и история исследования Африки. П/р «ГП Африки». | 1 1 | П.20 конт.карт |
24 | 04.12 | | Геологическое строение и рельеф Африки. П/р « Обозначение главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых | 1 | П.21 конт.карта |
25 | 08.12 | | Климат Африки. | 1 | П.22 |
26 | 11.12 | | Гидрография Африки. | 1 | П.23, конт карта |
27 | 15.12 | | Разнообразие природы Африки | 1 | П.24, |
28 | 18.12 | | Население Африки. | 1 | П.25 |
29 | 22.12 | | Регионы Африки. Северная и Западная Африка. | 1 | П.26 конт.карта |
30 | 25.12 | | Центральная, Восточная и Южная Африка. | 1 | П.27 конт.карта |
31 | | | Обобщение и контроль знаний по теме «Африка» | 1 | Работа с картой |
7. Австралия - маленький великан. – 6 часов |
32 | 12.01 | | ГП и история исследования Австралии. П/р «Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков» | 1 | П.28, конт.карта |
33 | 15.01 | | Компоненты природа Австралии. | 1 | П.29 |
34 | 19.01 | | Особенности природы Австралии. | 1 | П.30, |
35 | 22.01 | | Австралийский Союз | 1 | П.31 |
36 | 26.01 | | Океания. | 1 | П.32 |
37 | 29.01 | | Обобщение и контроль знаний по теме «Австралия» | 1 | |
8. Антарктида – холодное сердце – 3 часа |
38 | 02.02 | | ГП Антарктиды, история исследования. | 1 | П.33 конт.карта |
39 | 05.02 | | Особенности природы Антарктиды. | 1 | П.34 конт.карта |
40 | 09.02 | | Обобщение и контроль знаний по теме «Антарктида» | 1 | |
9. Южная Америка – материк чудес – 8 часов |
41 | 12.02 | | ГП Южной Америки и история открытия и исследования | 1 | П.35,конт.карта |
42 | 16.02 | | Геологическое строение и рельеф Южной Америки. | 1 | П.36, конт карта |
43 | 19.02 | | Климат Южной Америки. | 1 | П.37, |
44 | 26.02 | | Гидрография Южной Америки. | 1 | П.38конт.карта |
45 | 02.03 | | Разнообразие природы Южной Америки. П/р № 3 «Выявление взаимосвязи между компонентами природы в одном из ПК материка». | 1 | П.39 |
46 | 05.03 | | Население Южной Америки. | 1 | П.40 |
47 | 12.03 | | Регионы Южной Америки. | 1 | П.41 |
48 | 16.03 | | Контрольный тест по теме «Южные материки» | 1 | Работа с картой |
10. Северная Америка – знакомый незнакомец – 8 часов |
49 | 19.03 | | ГП, история открытия и исследования материка Северная Америка. | 1 | П.42,конт.карта |
50 | 23.03 | | Геологическое строение и рельеф. | 1 | П.43,конт.карта |
51 | 02.04 | | Климат Северной Америки. П/р «Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения» | 1 | П.44 |
52 | 06.04 | | Гидрография Северной Америки. | 1 | П.45,конт.карта |
53 | 09.04 | | Разнообразие природы Северной Америки. | 1 | П.46 |
54 | 13.04 | | Население Северной Америки. | 1 | П.47 |
55 | 16.04 | | Регионы Северной Америки. | 1 | П.48,. |
56 | 20.04 | | Обобщение знаний по теме «Северная Америка» | 1 | Повт п.48 |
11. Евразия – музей природы планеты Земля – 10 часов |
57 | 23.04 | | ГП, история исследования Евразии. П/р «Составление географической характеристики Европы и Азии» | 1 | П.49,конт.карта |
58 | 27.04 | | Геологическое строение и рельеф Евразии | 1 | П.50,конт.карта |
59 | 28.04 | | Климат Евразии. | 1 | П.51 |
60 | 04.05 | | Гидрография Евразии | 1 | П.52конт.карта |
61 | 07.05 | | Разнообразие природы Евразии. | 1 | П.53 |
62 | 11.05 | | Население Евразии. | 1 | П.54 |
63 | 14.05 | | Регионы Европы | 1 | П.55, |
64 | 18.05 | | Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная и Центральная Азия. | 1 | П. 56 |
65 | 21.05 | | Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия. | 1 | П. 57 |
66 | 25.05 | | Контрольный тест по теме «Северные материки» | 1 | Работа с картой |
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека – 2 |
67 | 28.05 | | Природа и человек | 1 | П. 58 |
68 | | | Обобщение знаний по курсу «Материки и океаны» | 1 | Работа с картой |