СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по географии 7 класс.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЩКОЛА №19 х. ЛЕСНОЙ
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ-СОШ №19 Приказ № 108
от «29» августа 2017 г . ______________ Т.В. Гаврило
Рабочая программа
по | Географии |
Уровень общего образования, класс | Основное общее образование, 7 класс |
Количество часов | 67 |
Учитель | Казаченко Валентина Алексеевна |
Программа разработана на основе | Примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012 г. |
х. Лесной
2017 – 2018 учебный год
Раздел № 1 Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Цели и задачи курса:
Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);
создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
Программа содержит новые направления географического образования:
комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 7 классе отводится 68 часов учебного времени или 2 часа в неделю. Однако информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Раздел №2 : Общая характеристика учебного предмета
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов Стандарта – «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и экология». Содержание программы опирается на традиции школьного страноведения, служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к географии. Основная цель курса — раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Другая важная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода изучения нашей планеты.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Раздел № 3 : Место учебного предмета в учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения географии в 7-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. В соответствии с годовым календарным графиком на 2017-2018 учебный год рабочая программа переработана на 66 часов.
В структурном соотношении курс состоит из введения и пяти разделов: «Как открывали мир», «Географическая карта – величайшее творение человечества», «Земля – уникальная планета», «Материки и океаны», «Земля – наш дом». На страноведение отводится 35% учебного времени.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества. Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания. Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
Раздел №4 : Содержание учебного предмета
Раздел I Географическая карта — величайшее творение человечества (1 ч)
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.
Практическая работа. Определение по картам и глобусам расстояния между точками в километрах и градусах.
Раздел II Как открывали мир (1 ч)
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.
Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.
Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.
Практическая работа. Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации, обозначение маршрутов экспедиций.
Раздел III Земля — уникальная планета 20
Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ- 3 часа
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Практическая работа. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).
Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ- 3 часа
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
Практическая работа. Объяснение приёмов приспособления человека к особенностям того или иного климата
Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН. ОКЕАНЫ.- 8 часов
Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.
Практическая работа. Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
Практическая работа. Изображение на контурной карте шельфа океана и видов хозяйственной деятельности на нём, а так же маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям океана»
Тема 4. БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА- 4 часа
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.
Практическая работа. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.
Тема 5. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ- 2 часа
Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.
Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.
Практическая работа. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.
Раздел IV Материки - (45 ч)
Тема 2. АФРИКА-10 часов
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Практические работы. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон материка.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
Практическая работа.1. Оценивание климатических условий одного из африканских народов на основе сопоставления ареалов его распространения 2. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
Тема 3. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ- 4 часа
Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.
Практические работы. 1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.
2.Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения».
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Тема 4. Антарктида- 3 часа
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.
Практическая работа. Сравнение Арктики и Антарктики
Тема 5. ЮЖНАЯ АМЕРИКА-7 часов
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Практические работы. 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. 2. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся)
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.
Практическая работа. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.
Тема 6. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА- 7 часов
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.
Практическая работа. Составление проекта возможного путешествия по странам континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования
Тема 7. ЕВРАЗИЯ- 14 часов
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Практические работы. 1. Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка. 2. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.
Восточная Азия. Китай, Япония.
Южная Азия. Индия.
Юго-Восточная Азия. Индонезия.
Практические работы. 1. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.
Раздел №5 :Тематическое планирование по географии – 7 класс
№ п\п | Наименование разделов
| Дата | Всего часов |
1 | Введение
| 04.09-06.09 | 2 |
2 | Земля уникальная планета Контрольная работа: «Атмосфера» «Мировой океан» «Гидросфера»
| 11.09-20.11 28.09 10.10 26.10 | 18 |
2 | Земля планета людей | 22.11-27.11 | 2 |
3 | Материки и океаны Контрольная работа: «Африка» « Южная Америка» « Северная Америка» «Евразия» | 29.11-23.05 10.01 19.02 02.04 23.05 | 44 |
| Итого
|
| 66 |
Практическая работа №1-обучающая Практическая работа №2-обучающая Практическая работа №3-обучающая Практическая работа №4-обучающая Практическая работа №5-контролирующая Практическая работа №6-обучающая Практическая работа №7-контролирующая Практическая работа №8-контролирующая Практическая работа №9-котролирующая Практическая работа №10-обучающая Практическая работа №11-обучающая Практическая работа №12-обучающая | Практическая работа №13--обучающая Практическая работа №14-контролирующая Практическая работа №15-обучающая Практическая работа №16-контролирующая Практическая работа №17-контролирующая Практическая работа №18--обучающая Практическая работа №19--обучающая Практическая работа №20-обучающая Практическая работа №21-контролирующая Практическая работа №22--обучающая Практическая работа №23-контролирующая
|
№ | Наименование раздела программы и количество часов на раздел | Тема урока | Кол-во ча-сов | Основные виды деятельно-сти | Требования к результату | Виды контроля, | Дом. Зада-ние | Дата проведения | ||||
План | Факт | |||||||||||
1 | Географическая карта – величайшее творение человечест ва (1 час) | Как люди открывали мир Практическая работа №1. | 1 час | Вводный урок изучения нового материала | Определять направления и расстояние между географическими объектами по планам и картам с помощью масштаба. Систематизировать карты атласа по содержанию и масштабу | Фронтальный опрос , работа с к.к Практическая работа №1. Определение по картам и глобусам расстояния между точками в километрах и градусах. | § 1 | 04.09 |
| |||
2
| Как открывали мир (1 час)
| Практическая работа №2 Карта особый источник географических знаний.
|
1 час | Комбинированный. Работа с картой. | Рассматривать основные маршруты путешествий, имена первооткрывателей | П. р. №2. Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации, обозначение маршрутов экспедиций. | § 2
| 06.09
|
| |||
| Земля – уникальная планета (20часов). | Литосфера (3 часа). | ||||||||||
3 | Происхождение материков и океанов | 1 час | В водный урок изучения нового материала . Работа с картой | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Установить главные пояса землетрясений и вулканизма Земли | Фронтальный опрос | § 3, прогноз положения материков. | 11.09 |
| ||||
4-5 |
| Рельеф. Земли. Практическая работа №3 Входной контроль знаний | 2 часа | Практикум | Устанавливать с помощью географических карт зависимость распространения крупнейших форм рельефа Земли – материков и впадин океана – от строения земной коры | П.р.№3. определение по карте направлений передвижений литосферных плит и предположение возможного размещения материков и океанов. | § 4 закончить в к\к. | 13.09 18.09 |
| |||
6 | Атмосфера (3 часа). | Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле. | 1 час | Заполнение таблицы | Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. | Фронтальный опрос | § 5 сообщения о загрязнении атмосферы. | 20.09 |
| |||
7 | Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата. | 1 час | Составление конспекта | Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам | Фронтальный опрос | §5 | 25.09 |
| ||||
8 | Практическая работа №4 Климатические пояса Земли. Контрольная работа ( тест) по теме « Атмосфера» | 1 час | Практикум. Обобщение |
| П. р. №4. Объяснение приёмов приспособления человека к особенностям того или иного климата. | § 6, вопрос № 2,3. | 27.09 |
| ||||
9 | Гидросфера (3 часа). | Воды Мирового океана. | 1 час | Объяснение учителя | Определять черты сходства и различия океанов земли. Выявлять закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового Океана | тест | § . 7, записи в тетрадях выучить | 02.10 |
| |||
10 | Практическая работа №5 Схема поверхностных течений
| 1 час | Заполнение контурной карты | Определять крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров | П. р. №5. «Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов»
| § 7, вопросы с 1,2. | 04.10 |
| ||||
11 | Океан как среда жизни. Контрольная работа по теме « Мировой океан» | 1 час | Обобщение | Рассмотреть источники загрязнения вод океана ; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана | Фронтальный опрос. Тест. | § 8, вопросы с 1-5. | 09.10 |
| ||||
12 | Океаны (5 часов). | Тихий океан. | 1 час | Реферат | Объяснять особенности географического положения океанов. Устанавливать систему течений в океанах, характер их хозяйственной деятельности. | тест | § 15, работа в к\к. | 11.10 |
| |||
13 | Индийский океан. | 1 час | Составление конспекта | Объяснять особенности географического положения океанов. Устанавливать систему течений в океанах, характер их хозяйственной деятельности. | тест | § 15, вопросы 2,4,5. | 16.10 |
| ||||
14 | Практическая работа №6 Атлантический океан.
| 1 час | Практикум. Работа с картой. | Объяснять особенности географического положения океанов. Устанавливать систему течений в океанах, характер их хозяйственной деятельности. | П. р. № 6. «Изображение на контурной карте шельфа океана и видов хозяйственной деятельности на нём, а так же маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям океана» | § 16 | 18.10 |
| ||||
15 |
| Северный Ледовитый океан. | 1 час | Работа в контурной карте | Объяснять особенности географического положения океанов. Устанавливать систему течений в океанах, характер их хозяйственной деятельности. | тест | § 16, узнать значение слова «торос». | 23.10 |
| |||
16 | Контрольная работа по теме «Гидросфера». | 1 час | обобщающий |
| Тест; Фронтальный опрос | Составить кроссворд | 25.10 |
| ||||
17 | Географическая оболочка (4 часа). | Практическая работа №7 Строение и свойства географической оболочки.
| 1 час | Практикум | Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования главных закономерностей географической оболочки | П. р. №7. «Анализ схем круговоротов веществ и энергии» | § 9 | 08.11 |
| |||
18-19 | Природные комплексы. Схема круговорота воды. Движение воздушных масс. | 2 часа | Построение схемы | Составление схемы круговорота воды и движения воздушных масс, анализ рисунков из энциклопедий. | Фронтальный опрос | § 10 сообщения о природных зонах. | 13.11 15.11 |
| ||||
20 | Географическая зональность. | 1 час | Заполнение таблицы. | Выявлять особенности пространственного распространения природных зон на основе сравнения карты климатических поясов и карты природных зон.
| Фронтальный опрос | § 11, вопросы 4,5. | 20.11 |
| ||||
21 | Земля – планета людей (2 часа). | Практическая работа №8 Освоение Земли человеком. Страны мира
| 1 час | Практикум | Определять наиболее и наименее заселённые территории суши по карте средней плотности населения. Выявлять природные, исторические и экономические причины заселённости или незаселённости территории | П .р. №8. Обозначение на к\к ареалов высокой плотности населения. | § 12 , сообщения «религии мира». | 22.11 |
| |||
22 | Религии мира. Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. | 1 час | Реферат | Анализировать карты с целью выявления географии распространения мировой религий | Фронтальный опрос | § 13-14 | 27.11 |
| ||||
| Материки (44часа) | |||||||||||
23 | Африка (10 часов). | Практическая работа №9 Географическое положение. Из истории исследования | 1 час | Работа в контурной карте. | Выявлять особенности географического положения. | П .р. №9. «Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах» | § 18 , закончить в к\к. | 29.11 |
| |||
24 | Практическая работа №10 Рельеф и полезные ископаемые. | 1 час | Заполнение таблицы « Полезные ископаемые. | Сравнивать особенности рельефа материков. Объяснять размещение крупных форм рельефа материков. Изучать закономерности размещения полезных ископаемых. | П. р. №10. Обозначение на к\к крупные формы рельефа и месторождений полезных ископаемых | § 19, в к\к подписать формы рельефа | 04.12 |
| ||||
25 | Климат. | 1 час | Построение климатических графиков. | Сравнивать особенности климата материка. Объяснять климатические различия западных и восточных частей материка. | тест | § 20 , сообщения о реках и озёрах Африки. | 06.12 |
| ||||
26 | Внутренние воды. | 1 час | Объяснение учителя и работа с картой. | Сопоставлять тематические карты с целью выявления зависимости характера и режима рек от рельефа и климата. Изучить размещение крупнейших рек, озёр. Сравнивать и объяснять особенности внутренних вод материков. Сравнивать обеспеченность материка водными ресурсами. | Фронтальный опрос | § 20. | 11.12 |
| ||||
27-28 | Практическая работа №11 Природные зоны. | 2 часа | Практикум | Объяснять особенности размещения природных зон на материке по картам атласа. Подготавливать и обсуждать презентации об уникальных представителях растительного и животного мира материка. | П. р. №11. Определение причин разнообразия природных зон материка. | § 21 , сообщения о животном и растительном мире Африки. | 13.12 18.12 |
| ||||
29 | Практическая работа №12 Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Население
| 1 час | Практикум | Сравнивать численность населения материка и объяснять различия в особенностях изменения численности на основе анализа статистических данных. | П. р. №12. Оценивание климатических условий одного из африканских народов на основе сопоставления ареалов его распространения | § 22-23 | 20.12 |
| ||||
30 | Страны Северной и Центральной Африки. | 1 час | Объяснение учителя и работа в контурной карте | Давать характеристику географического положения региона. Выявлять специфику этнического и религиозного состава населения. Подготавливать и обсуждать презентации. | Фронтальный опрос | § 24-25 | 25.12 |
| ||||
31 | Страны Восточной и Южной Африки. Контрольная работа по теме «Африка». | 1 час | Практикум | Давать характеристику географического положения региона. Выявлять специфику этнического и религиозного состава населения. Подготавливать и обсуждать презентации. | П. р. №13. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран. | § 26-27 | 27.12 |
| ||||
32 | Практическая работа №13 Страны Восточной и Южной Африки.
| 1 час | обобщающий |
| тест | Составить кроссворд | 10.01 |
| ||||
33 | Австралия (4 часа). | Практическая работа №14 Географическое положение. Рельеф. | 1 час | Объяснения учителя. Работа с картой. | Выявлять особенности географического положения. | П. р. № 14 «Сравнение географического положения Австралии и Африки» | § 28 | 15.01 |
| |||
34 | Климат. Внутренние воды. Органический мир.
| 1 час | Заполнение таблицы. Работа с картой. | Сравнивать особенности климата материка. Объяснять климатические различия западных и восточных частей материка. Сопоставлять тематические карты с целью выявления зависимости характера и режима рек от рельефа и климата. Изучить размещение крупнейших рек, озёр. Сравнивать и объяснять особенности внутренних вод материков. Сравнивать обеспеченность материка водными ресурсами. | Фронтальный опрос | § 29-30 | 17.01 |
| ||||
35 | Практическая работа №15 Австралийский Союз. | 1 час | Практикум. | Сравнивать численность населения материка и объяснять различия в особенностях изменения численности на основе анализа статистических данных. | П. р. № 15 «Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения». | § 31 | 22.01 |
| ||||
36 |
| Океания | 1 час | Обобщающий | Выявлять особенности географического положения, климата, внутренних вод, природных зон, населения | тест | § 32 Сообщения о Х. Колумбе | 24.01 |
| |||
37 | Южная Америка (7часов). | Практическая работа №16 Географическое положение. | 1 час | Описание материка по плану. Работа с картой. | Выявлять особенности географического положения. | П. р. №16. «Определение черт сходства и различия географического положения Африки и Южной Америки». | § 33 закончить в к\к. | 29.01 |
| |||
38 | Рельеф и полезные ископаемые | 1 час | Заполнение таблицы. | Сравнивать особенности рельефа материков. Объяснять размещение крупных форм рельефа материков. Изучать закономерности размещения полезных ископаемых. | Фронтальный опрос | § 34, вопрос 3. | 31.01 |
| ||||
39 | Практическая работа №17 Климат. Внутренние воды.
| 1 час | Урок-практикум. | Сравнивать особенности климата материка. Объяснять климатические различия западных и восточных частей материка. Сопоставлять тематические карты с целью выявления зависимости характера и режима рек от рельефа и климата. Изучить размещение крупнейших рек, озёр. Сравнивать и объяснять особенности внутренних вод материков. Сравнивать обеспеченность материка водными ресурсами. | П. р. №17. «Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки». | § 35, сообщения о растительном и животном мире Ю. Америки. | 05.02 |
| ||||
40 | Природные зоны. | 1 час | Работа в тетради. (краткая характеристика природной зоны) | Объяснять особенности размещения природных зон на материке по картам атласа. Подготавливать и обсуждать презентации об уникальных представителях растительного и животного мира материка. | Фронтальный опрос | § 36 | 07.02 |
| ||||
41 | Практическая работа №18 Население и политическая карта. | 1 час | Практикум | Сравнивать численность населения материка и объяснять различия в особенностях изменения численности на основе анализа статистических данных. | П. р. №18. «Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий» | § 37 сообщения о государствах Ю. Америки. | 12.02 |
| ||||
42 | Страны Ю. Америки. | 1 час | Работа в контурной карте. | Давать характеристику географического положения региона. Выявлять специфику этнического и религиозного состава населения. Подготавливать и обсуждать презентации. | Фронтальный опрос | § 38-39 составить кроссворд по Ю. Америке. | 14.02 |
| ||||
43 | Контрольная работа по теме «Ю. Америка». | 1 час | Обобщающий |
| тест | Сообщения о первооткрывателях Антарктиды. | 19.02 |
| ||||
44 | Антарктида (3 часа). | Географическое положение. Открытие и исследование. | 1 час | Исследование. | Выявлять особенности географического положения. | Фронтальный опрос | § 40, вопрос 1,2. | 21.02 |
| |||
45-46 | Практическая работа №19 Природа материка. | 2 час | Практикум. | Сравнивать особенности климата материка. Объяснять климатические различия западных и восточных частей материка. Сопоставлять тематические карты с целью выявления зависимости характера и режима рек от рельефа и климата. Изучить размещение крупнейших рек, озёр. Сравнивать и объяснять особенности внутренних вод материков. Сравнивать обеспеченность материка водными ресурсами. | П. р. №19. «Сравнение Арктики и Антарктики». | Записи в тетради § 40 | 26.02 28.02 |
| ||||
47 | Северная Америка (7 часов). | Географическое положение. История открытия. | 1 час | Объяснение учителя. | Выявлять особенности географического положения. | тест | § 41-42, на к\к отметить береговую линию. | 05.03 |
| |||
48 | Рельеф и полезные ископаемые. . | 1 час | Работа с контурной картой. | Сравнивать особенности рельефа материков. Объяснять размещение крупных форм рельефа материков. Изучать закономерности размещения полезных ископаемых. | Фронтальный опрос | § 43 , на к\к отметить полезные ископаемые. | 07.03 |
| ||||
49 | Практическая работа №20 Климат. Внутренние воды.
| 1 час | Практикум. | Сравнивать особенности климата материка. Объяснять климатические различия западных и восточных частей материка. Сопоставлять тематические карты с целью выявления зависимости характера и режима рек от рельефа и климата. Изучить размещение крупнейших рек, озёр. Сравнивать и объяснять особенности внутренних вод материков. Сравнивать обеспеченность материка водными ресурсами. | П. р. №20. «Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка». | § 44, работа в к\к. | 12.03 |
| ||||
50 | Природные зоны. Население | 1 час | Заполнение таблицы. | Объяснять особенности размещения природных зон на материке по картам атласа. Подготавливать и обсуждать презентации об уникальных представителях растительного и животного мира материка. | Фронтальный опрос | § 45, сообщение о коренных народах. | 14.03 |
| ||||
51 | Канада,США, | 1 час | Работа с политической картой. | Сравнивать численность населения материка и объяснять различия в особенностях изменения численности на основе анализа статистических данных. | Фронтальный опрос | § 46-47 вопросы 1,2,4. | 26.03 |
| ||||
52 | Практическая работа №21 Страны. Мексика
| 1 час | Практикум | Давать характеристику географического положения региона. Выявлять специфику этнического и религиозного состава населения. Подготавливать и обсуждать презентации. | Фронтальный опрос П. р. №21. «Составление проекта возможного путешествия по странам континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования» | § 48 | 28.03 |
| ||||
53 | Контрольная работа по теме «Северная Америка». | 1 час | Обощение |
| Тест | Подготовить сообщения о первооткрывателях. | 02.04 |
| ||||
54 | Евразия (13 часов). | Географическое положение. | 1 час | Презента-ция | Выявлять особенности географического положения. |
| § 49, вопрос 2,3. | 04.04 |
| |||
55 | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 час | Работа с картой. | Сравнивать особенности рельефа материков. Объяснять размещение крупных форм рельефа материков. Изучать закономерности размещения полезных ископаемых. |
| §50 | 09.04 |
| ||||
56 | Практическая работа №22 Климат
| 1 час | Практикум | Сравнивать особенности климата материка. Объяснять климатические различия западных и восточных частей материка. | П. р. №22. сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка. | § 51 сообщения о реках Евразии. | 11.04 |
| ||||
57 | Внутренние воды. | 1 час | Работа с контурной картой. | Сопоставлять тематические карты с целью выявления зависимости характера и режима рек от рельефа и климата. Изучить размещение крупнейших рек, озёр. Сравнивать и объяснять особенности внутренних вод материков. Сравнивать обеспеченность материка водными ресурсами. |
| § 51 | 16.04 |
| ||||
58 | Практическая работа №23 Природные зоны.
| 1 час | Практикум | Объяснять особенности размещения природных зон на материке по картам атласа. Подготавливать и обсуждать презентации об уникальных представителях растительного и животного мира материка. | П. р. №23. Сравнение природных зон С. Америки и Евразии по 40градусу северной широты. | § 52 сообщения о странах Евразии. | 18.04 |
| ||||
59 | . Страны Северной Европы. | 1 час | Реферат | Сравнивать численность населения материка и объяснять различия в особенностях изменения численности на основе анализа статистических данных. |
| § 53 вопросы 3,4. | 23.04 |
| ||||
60 | Страны Западной Европы. | 1 час | Объяснение нового материала. Работа с картой. | Давать характеристику географического положения региона. Выявлять специфику этнического и религиозного состава населения. Подготавливать и обсуждать презентации. |
| §54 -55 вопросы 3,4. | 25.04 |
| ||||
61 | Страны Восточной Европы. | 1 час | Объяснение нового материала. Работа с картой | Давать характеристику географического положения региона. Выявлять специфику этнического и религиозного состава населения. Подготавливать и обсуждать презентации. |
| § 56-57 вопрос 1,3. | 28.04 |
| ||||
62 | Страны Южной Европы. | 1 час | Объяснение нового материала. Работа с картой | Давать характеристику географического положения региона. Выявлять специфику этнического и религиозного состава населения. Подготавливать и обсуждать презентации. |
| § 58 | 07.05 |
| ||||
63 | Практическая работа №24 Страны Юго-Западной Азии. | 1 час | Практикум | Давать характеристику географического положения региона. Выявлять специфику этнического и религиозного состава населения. Подготавливать и обсуждать презентации. | П. р. №24 «Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам» | § 59 сообщения о странах Азии. | 14.05 |
| ||||
64 | Страны Центральной и Восточной Азии. | 1 час | Объяснение нового материала. Работа с картой | Давать характеристику географического положения региона. Выявлять специфику этнического и религиозного состава населения. Подготавливать и обсуждать презентации. |
| § 60-62 вопросы 2,3,4. | 16.05 |
| ||||
65 | Практическая работа №25 Страны Южной Азии. | 1 час | Практикум | Давать характеристику географического положения региона. Выявлять специфику этнического и религиозного состава населения. Подготавливать и обсуждать презентации. | П. р. №25 «Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии». | § 63, вопросы 3,4. | 21.05 |
| ||||
66 | Страны Юго-Восточной Азии. Контрольная работа по теме «Евразия».
| 1 час
| Объяснение нового материала. Работа с картой. Обобщающий | Давать характеристику географического положения региона. Выявлять специфику этнического и религиозного состава населения. Подготавливать и обсуждать презентации. |
| § 64, вопросы 4,5. Повторить тему « Евразия» | 23.05 |
| ||||
|
Раздел №7 : Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009 г.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Учебник: В.А. Коринская, И.В. Душина,В.А. Щенёв « География материков и океанов» Дрофа Москва 2012г.
Рабочая тетрадь
Атлас
Контурная карта
Раздел №8 : Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
1. Справочники
№ | Название | Автор | Издательство |
1 | География в таблицах 6-10 класс | В.В.Климанов , О.А.Климанова | «Дрофа» |
2 | География 6-10 класс Словарь школьника | К.С.Лазаревич . Ю.Н.Лазаревич | «Дрофа» |
3 | Большой справочник география для школьников и поступающих в вузы | И.И.Баринова | «Дрофа» |
4 | Понятия и определения география словарик школьника | О.Д.Ушакова | «Литера» Санкт-Петербург |
5 | Справочник школьника | В.В.Барабанов, | АСТ - Астрель |
2. Методические пособия
№ | Название | Автор | Издательство |
1 | География 7 класс тематическое и |
| АСТ-Артель Москва |
2 | Уроки географии 7 класс | О.В.Крылова | Просвещение |
3 | Интересный урок географии | О.В.Крылова | Просвещение |
4 | География полный курс в географических диктантах | В.И.Едакимов | Московский Лицей |
5 | Краткий курс Географии. | И.В.Душина | Дрофа |
6 | Тематический контроль по географии . | С.Д.Дюкова | Интеллект-Центр |
7 | География начальный курс | Н.Н.Петрова | Дрофа |
8 | Оценка качества по географии | Н.Н.Петрова | Дрофа |
9 | Проблемный подход к обучению географии в средней школе | Г.А.Понурова | Просвещение |
10 | Методика обучения географии в средней школе | И.С.Матрусов | Просвещение |
11 | Сборник кроссвордов по географии | Д.Ю.Соколова | Новая школа |
12 | Предметные недели в школе география | А.Ф.Романова | «Учитель» Волгоград |
3. Дидактический материал
№ | Название | Автор | Издательство |
1 | Контрольные и проверочные работы по географии | В.Б.Пятунин | Дрофа |
2 | Самостоятельные и практические работы по географии | В.И.Сиротин | Просвещение |
ТО:
1.Ноутбук
2. Компьютер
3. Проектор
4. Интерактивная доска
5. Электронные учебники
4. Карты и глобусы
Раздел №9: Система оценивания
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
ценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда обучающееся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!