МБОУСОШ №1 города Городище
Филиал МБОУСОШ №1 г.Городище ООШ села Русский Ишим
Принята Утверждаю педагогическим советом Заведующий филиалом филиала МБОУСОШ №1 МБОУСОШ №1 г.Городище ООШ С.Русский Ишим ООШ с.Русский Ишим (Протокол №1 от 27.08.2016) /Лукина М.Н./
Приказ №14 от 31.08.2016
Рабочая программа по географии для 9 класса
(уровень: базовый)
Учитель Касынкина М.С.
2016/2017
РазделI. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень), 2004 г.;
- примерной программы основного общего образования по географии;
- программы для общеобразовательных учреждений География 6-11 классы (составитель С.В.Курчина) Дрофа, Москва 2010 География России. Население и хозяйство. 9 класс, авторы: В.П.Дронов., Я.Ром (программа к классической линии учебников географии).
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цель программы заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Задачи – сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- развивать картографическую грамотность школьников;
- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
Раздел II. Место предмета в учебном плане
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов (35 недель) для обязательного изучения географии в 9 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. В рабочей программе осуществлена интеграция курса «Экология и география Ханты-Мансийского АО».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у учеников основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
РазделIII.Содержание тем учебного курса.
РАЗДЕЛ 1. Место России в мире. (4 часа)
Территория и акватория страны. Морские и сухопутные границы. Россия на политической карте. История освоения и заселения территории России.
РАЗДЕЛ 2. Население Российской Федерациии. (6 часов)
Человеческий потенциал страны. Численность населения. Особенности воспроизводства. Половой и возрастной состав. Народы и религии. Особенности расселения. Миграции. Трудовые ресурсы.
РАЗДЕЛ 3. Географические особенности экономики России. (3 часа)
Особенности развития хозяйства России. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура хозяйства.
РАЗДЕЛ 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. (24 часа)
Отраслевая структура хозяйства. ТЭК. Металлургия. Машиностроение. ВПК. Химическая промышленность. Лесная промышленность. АПК. Пищевая промышленность Легкая промышленность. Транспорт. Непроизводственная сфера.
РАЗДЕЛ 5. Регионы России (25 часов).
Общая экономико-географическая характеристика районов: Центральный район, Северо-Западный район, ЦЧР, Европейский Север, Поволжье, Кавказ, Урал, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальний Восток.
РАЗДЕЛ 6. Экология и география ХМАО. (8 часов).
ЭГП. Население округа. Национальный состав. Коренное население. Естественное и механическое движение населения. Уровень урбанизации, его причины.
Развитие отдельных отраслей производства. Отрасли специализации: ТЭК, лесная промышленность, рыбная; проблемы, перспективы развития. Внешние связи округа. Экология и охрана природы. Экологические проблемы.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | В том числе | | |
| | | Контр. работ | | Практич. работ |
1. | Место России в мире. | 4 | - | 1 | |
2. | Население Российской Федерациии. | 6 | 1 | 2 | |
3. | Географические особенности экономики России. | 3 | - | - | |
4. | Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. | 24 | 2 | 6 | |
5. | Регионы России. | 25 | 1 | 3 | |
6. | Экология и география ХМАО. | 8 | - | - | |
Итого: | 70 | 4 | 12 | | |
Содержание тем учебного курса по географии 9 класс.
География России. Отечествоведение. Хозяйство и географические районы.
Раздел I
Хозяйство России (20 часов)
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.
Понятие хозяйства. Его структура. Этапы развития хозяйства России. Географическое районирование.
Тема 2. Главные отраслевые и межотраслевые комплексы.
Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство. Животноводство, его структура. Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Лесной комплекс. Топливно – энергетический комплекс. Нефтяная промышленность, газовая промышленность, угольная промышленность. Электроэнергетика. Металлургический комплекс. Машиностроительный комплекс. Военно – промышленный комплекс. Химическая промышленность. Транспортный комплекс. Отличительные особенности транспортной сети страны. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда.
Обобщающий урок по разделу «Хозяйство России».
Практические работы. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа карт. Основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов.
Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт). Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом.
Раздел II
Районы России (44 часа)
Тема 1. Европейская часть России.
Восточно – Европейская равнина. Волга. Центральная Россия. Центральный район, его особое значение в жизни России. Москва – столица России. Города Центрального района, их типы. Центрально – Чернозёмный район. Волго – Вятский район. Северо – Запад. Санкт – Петербург, его основание и этапы развития. Калининградская область. Анклавное географическое положение. Европейский Север. Географическое положение и особенности природы. Поволжье. Географическое положение. Этническая и культурная неоднородность района. ЭГП саратовской области. Население Саратовской области. Промышленность Саратовской области. Сельское хозяйство саратовской области. Транспорт Саратовской области. Обобщающий урок по ЭГХ Саратовской области. Северный Кавказ. Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Южные моря России. Урал как природный и как экономический район. Этапы освоения и развития хозяйства Урала. Крупнейшие города. Охрана природы. Обобщение знаний по западным районам России.
Тема 2. Азиатская часть России.
Природа Сибири. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Арктические моря. Население Сибири. Хозяйственное освоение Сибири. Западная Сибирь. Особенности природы. Хозяйство района. Восточная Сибирь. Природные условия. Байкал – жемчужина России. Хозяйство Восточной Сибири. Дальний Восток. Формирование территории. Природные условия и ресурсы. Моря Тихого океана. Население района. Хозяйство района. Общие черты и проблемы восточных районов. Обобщение знаний по разделу «Районы России».
Практические работы.
Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России. Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путём. Сравнительная оценка двух городов по транспортно – географическому положению, хозяйственной роли в жизни страны. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК.
Повторение. Россия в мире (4 часа)
Россия в мире. Внешние экономические связи России. Россия и сопредельные государства. Россия на карте мира.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
1.Оценивать и прогнозировать:
- по транспортно – географическому положению, хозяйственной роли в жизни страны двух городов России;
- развитие хозяйства районов страны, Саратовской области.
2. Объяснять:
- зональную специализацию сельского хозяйства на основе анализа карт;
- влияние различных факторов на размещение металлургического производства;
- возникновение экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом.
3. Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий:
-«концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно – энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование».
4. Составлять:
- географические маршруты по достопримечательным местам центральной России по карте;
- географическое описание путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путём;
- схему межотраслевых связей химической промышленности;
- сравнительную характеристику западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК.
5. Называть и (или) показывать:
- субъекты Российской Федерации;
- важнейшие природно – хозяйственные объекты страны, в том числе центры транспортные, научно – информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно – исторические, районы нового освоения и старопромышленные.