СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 9 класс.( Е.М.Домогацких).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»

Сармановского муниципального района Республики Татарстан


РАСМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

На заседании ШМО Заместитель директора поУР: Директор школы:

«Обществознание,искусство

и спорт» _______Хузин Р.И. _________Сафиуллин Л.Ф.

_______Сабирзянова Ф.Н.

Протокол №__ от «__»_________2017г «___»_________2017г приказ №__от «___»_______2017 г




Рабочая программа

по географии в 9 классе





Принято на заседании

педагогического совета

протокол№ ___

от « » 20 г.


Составитель: учитель географии

первой категории

Сабирзянова Файруза Ниловна



2017-2018 учебный год






Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету "География" для учащихся 9класса составлена в соответствии с нормативными документами:

-Федерального компонента государственного стандарта ,утвержденного Приказом Министерства Образования РФ №1089 от.05.03.2004.

Программы основного общего образования.

- Авторской программой Е.М.Домогацких (Программа по географии для 6-11 кл Общеобразовательных учреждений.Москва. «Русское слово» ).

- учебного плана МБОУ «Петровскозаводская СОШ» на 2017-2018 учебный год.

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Рабочая программа разработана с учётом программы по учебному предмету "География "9 кл, под редакцией Е.М.Домогацких .Москва.: «Русское слово»,2012 года и ориентирована на использование учебника "География" для 9 класса под редакцией Е.М.Домогацких, Москва : «Русское слово», 2012г, который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253).


Изучение географии в 9 классах школы направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, экономики, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по экономической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

задачи: •  освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаиприроды, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

•  овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

•  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

•  воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

•  использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России.

• понимания географической специфики крупных регионов России.

В соответствии с учебным планом программа разработана на 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю из них плановых проверочных работ – 5, практических работ – 12. Региональный компонент изучается на уроках при изучении компонентов и отдельным курсом География Республики Татарстан.

В случае совпадения уроков с праздничными днями предполагается выполнение программы:

  1. За счет часов выделенных на повторение материала

  2. За счет объединения уроков по одной теме

  3. За счет самостоятельного изучения материала учащимися


Требования к уровню подготовки обучащихся:

Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Содержание программы учебного предмета


Тема раздела

Содержание

Количество часов

1

Введение


1


2

Место России в мире.

Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды

географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное

устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа


3


3

Население Российской Федерации.

. Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.


5


4

Географические особенности экономики России

Географические особенности экономики России. Проблемы природно-ресурсной основы

экономики России. Перспективы развития России.


5


5

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. Роль, значение и проблемы

развития межотраслевых комплексов. Факторы размещения предприятий. Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве.Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии

важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.


14


6

Региональная часть курса.

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.


21


7

Экономика Республики Татарстан.

Географические особенности экономики РТ. Проблемы природно-ресурсной основы экономики РТ.

География промышленности и сельского хозяйства. Перспективы развития РТ. Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.


13


8

Россия в мировой торговле, участие в международном разделении труда

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России..


5


9

Итоговая контрольная работа


1


.


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

План

дата

факт

тема урока

Введение-1 час.



1/1



Что изучает экономическая география России

Место России в мире- 3 часа



2/1



Экономико- географическое положение России

3/2



Транспортно- географическое положение России.

4/3



Политико- Административное устройство России.

Население Российской Федерации –5 часов.



5/1



Исторические особенности заселения и освоения территории России.

6/2



Численность и естественный прирост населения

7/3



Национальный состав населения России.

8/4



Миграция населения.

9/5



Городское и сельское население.

ПР.р№1 Расселение населения. Анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Географические особенности экономики России – 5 часов



10/1



Географические особенности экономики России

11/2



Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

Пр.р№2 Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

12/3



Россия в современной мировой экономике.

13/4



ПР.р№3 Перспективы развития России. Анализ экономических карт для определения территориальной структуры хозяйства.


14/5



Контрольная работа по теме «Экономика России»

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география-14 часов.



15/1



Машиностроительный комплекс .

Пр.р№4 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

16/2



Топливно-энергетический комплекс.

17/3



Топливная промышленность России.

ПР.р№5 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.


18/4



Электроэнергетика

19/5



Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ

20/6



Металлургический комплекс.

Черная металлургия..

21/7



Цветная металлургия.

ПР.р№6 Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

22/8



Химико-лесной комплекс.

23/9



Агропромышленный комплекс .

Пр.р № 7 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.

24/10




АПК : пищевая и легкая промышленность.

25/11



Инфраструктурный комплекс

26/12



Транспорт и связь .

С/р.

27/13



Научный комплекс

28/14



Контрольная работа по теме : «География межотраслевых комплексов»

Региональная часть курса- 21час



29/1



Экономическое районирование.

30/2



Проблемы и варианты районирования России.

.

31/3



Общая характеристика Европейской России. Центральная Россия

32/4



Население и трудовые ресурсы .

.

33/5



Экономика и ее территориальная структура

34/6



Узловые районы Центральной России

35/7



Северо-Западная Россия.

Пр.р № 8 Сравнение географического положения Центрального и Северо-Западного района по его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.


36/8



Европейский Север : ГП, природные ресурсы, население.

37/9



Хозяйство Европейского Севера.


38/10





Северный Кавказ



39/11



Хозяйство Северного Кавказа.

40/12




Поволжье.



41/13




Хозяйство Поволжья.

42/14




Урал.


43/15



Хозяйство Урала.

44/16



Азиатская Россия

45/17



Западная Сибирь .

Пр.р.№9 Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири.

46/18



Восточная Сибирь

47/19


48/20



Дальний Восток


Обобщение по разделу»Районы России».

49/21



Контрольная работа по теме «Экономические районы России»

Экономика Республики Татарстан -13 часов.



50/1



ЭГП Республики Татарстан

51/2



Население РТ.

52/3



Народное хозяйство

53/4



Внешние экономические связи

54/5



География промышленности.



55/6





География промышленности.

56/7


57/8



АПК РТ.


АПК РТ.

58/9



Транспорт РТ.

59/10



Непроизводственные отрасли.

.

60/11




Экономические районы РТ.

Пр.р№10 Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона

61/12



Обобщающий урок по теме «Особенности населения и хозяйства РТ»

Пр.р.№11 Анализ взаимодействия природы и человека на примере своего края.

62/13



Контрольная работа по теме Экономика и хозяйство РТ»

Россия в мировой торговле, участие в международном разделении труда-5ч



63/1



Россия в Мировой торговле, участие в международном разделении труда.

64/2



Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья.

65/3



Россия и страны СНГ.

66/4



Взаимосвязи России с другими странами мира.

67/5



Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

68/1



Итоговая контрольная работа -1ч

Перечень учебно-методического обеспечения:


1. Учебники: География, природа России. Е.М.Домогацких..Москва. "Русское слово". 2014год.

2. Поурочные разработки по географии 8 класс. Вако" Москва 2006год. Е.А.Жижина.

3..Журналы "География в школе", " География для школьников"

4. Атласы с комплектом контурных карт..Москва. "Дрофа" 2013 год.

5. Учебники: География, население и хозяйство России. В.П.Дронов, В.Я.Ром. 2008 год.























Итоговая контрольная работа 9 кл

Задания

А1. Укажите страну, с которой у России только морская

1) Норвегия 3) КНДР

2) США 4) Украина


А2. Какой из перечисленных народов, проживающих на территории России, является наиболее многочисленным?

1) коми 2) карелы 3) татары 4) удмурты


А3. В какой из перечисленных республик большинство верующих исповедует буддизм?

1) Тыва 2) Башкирия 3) Татарстан 4) Чувашия


А4. Укажите основную нефтяную базу России.

1) Волго-Уральская

2) Северо-Западная

3) Западно-Сибирская

4) Северо-Кавказская


А5. Укажите главный космодром на территории России.

1) Байконур 3) Капустин Яр

2) Мирный 4) Кразнознаменск


А6. Город Федерального значения

1)Москва 2)Тула 3)Рязань 4)Воронеж

А7. Какой из перечисленных факторов способствовал развитию на Урале тяжёлого машиностроения?

1) положение на границе двух экономических зон

2) наличие крупных полноводных рек

3) обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами

4) наличие развитой металлургической базы


А8. Какое производство лесной промышленности является наиболее водо- и энергоёмким?

1) бумаги и целлюлозы

2) мебели

3) пиломатериалов

4) фанеры

А9. Какой буквой на карте России показана территория, относящаяся к основным районам размещения скотоводства молочного направления?

1) А 2) В 3) С 4) D





А10. Определите район России по его описанию.

Осью этого района является самая крупная река европейской части России. Район вытянут в меридиональном направлении. Отраслями специализации являются машиностроение, химическая промышленность. Гидроэнергетика. Район имеет благоприятные природные условия для развития АПК.

1) Центральный

2) Поволжский

3) Северный

4) Волго-Вятский


В1. Установите соответствие между республикой в составе Российской Федерации и её столицей.

Республика

Столица

А) Чувашия

Б) Татарстан

В) Адыгея

1) Казань

2) Майкоп

3) Владивосток

4) Чебоксары


В2. Укажите три города, в которых находятся автомобильные заводы.

1) Пермь

2) Киров

3) Набережные Челны

4) Тольятти

5) Смоленск

6) Ульяновск

В3. Установите соответствие

Город

Художественный промысел

А) Гжель

Б) Палех

В) Павловский Посад

1) лаковая миниатюра

2) шерстяные платки

3) роспись фарфоровой посуды



В4. Укажите три центра производства алюминия.

1) Братск

2) Сыктывкар

3) Пермь

4) Красноярск

5) Волхов

6) Ульяновск


С1. Чем объяснить размещение на Урале металлургических комбинатов?



Ответ:








Ответы:


А1

2

А9

1

А2

3

А10

2

А3

1



А4

3

В1

А-4, Б-1, В-2

А5

2

В2

346

А6

1

В3

А-3, Б-1, В-2

А7

4

В4

145

А8

1

С1

Урал-основная металлургическая база страны.















18