СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по географии для 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЩКОЛА №19 х. ЛЕСНОЙ


«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ-СОШ №19 Приказ № 108

от «29» августа 2017 г . ______________ Т.В. Гаврило









Рабочая программа


по

Географии

Уровень общего образования, класс

Основное общее образование, 9 класс

Количество часов

67

Учитель

Казаченко Валентина Алексеевна

Программа разработана на основе

Примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012 г.






х. Лесной




2017 – 2018 учебный год








Раздел №1 Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. сборник нормативных документов География М.,«Дрофа», 2004 г

  • авторская программа под редакцией И.В. Душиной. М.: Дрофа, 2006.

Основание на данные документы в программе определяет наиболее полное содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.


Раздел №2 Общая характеристика учебного предмета


Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Раздел №3 Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Так как в 9 классе учебный год заканчивается 24 мая, то на основании Устава школы, учебного плана и годового календарного учебного графика на 2017-2018 учебный год количество часов по географии составляет 67 часов.

Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (2004г), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Для формирования ключевых компетенций обучающихся в учебной деятельности широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков. На уроках применяются исследовательские, дифференцированные, игровые технологии обучения. Используются ИКТ, ресурсы, мультимедийные программы, различные источники географической информации (дополнительная литература, ресурсы Интернета).

В процессе обучения по программе используется учебник В.П. Дронова, В.Я.Рома. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.


Формы контроля: географические диктанты, тестирование, контрольные работы, работа с картами атласа, работа с контурными картами.

Количество часов:

Всего – 67 часов; в неделю - 2 часа;

Плановых контрольных работ – 4; тестовых работ- 7

Практических работ - 18, из них оценочных – 12;



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.















Раздел №4 Содержание учебного предмета


п/п

Наименование раздела/темы

Содержание учебного

материала

Требования к уровню подготовки обучающихся

Перечень

контрольных

мероприятий

(контрольных, практических

работ.)

Общая часть курса


Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России.




Российская Федерация.

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико- административное устройство России

Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.

Уметь: показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; показывать на карте субъекты РФ


Государственная территория России.


Географическое положение и границы России.

Пр/р:1 работа с картой, определение особенностей ЭГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве


Население Российской Федерации




Заселение и освоение территории России.

Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.

Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения


Численность и естественный прирост населения.


Национальный состав населения России.

Пр/р:2 обозначение на к/к республик, автоном. округов, автоном. Области входящих в состав РФ

Миграции населения


Городское и сельское население.


Обобщающий урок по темам «Географическое положение России», «Население Российской Федерации»



Экономика Российской Федерации




Экономические системы в историческом развитии России.

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.

Знать: границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем.


Рыночная и смешанная экономика


Структурные особенности экономики России.


Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.



Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география




Научный комплекс.

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства


Машиностроение. Роль, значение и проблемы развития. факторы размещения.


География машиностроения

Пр/р3: определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения

Военно-промышленный комплекс.


ТЭК. Роль, значение и проблемы. Топливная промышленность.

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам


Угольная промышленность.

Пр/р4: характеристика одного из районов добычи угля (нефти,газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов.

Электроэнергетика России.


Металлургический комплекс. Факторы размещения. Черная металлургия.

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения.

Пр/р5: составление характеристики одной из металлургичесикх баз России по картам и статистическим материалам

Цветная металлургия.

Пр/р6: определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

Пр/р7: составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

Лесная промышленность.


Состав и значение АПК.

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности.


26-27

Земледелие и животноводство.

Пр/р8: определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

28

Пищевая и легкая промышленность.


29

Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта.

Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.

Пр/р9: заполнение таблицы «Виды транспорта»

30

Сухопутный транспорт.


31

Водный и другие виды транспорта.



32

Связь. Сфера обслуживания.



33

Обобщающий урок по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»




34

Контрольная работа




Региональная часть курса


Общественная география крупных регионов России. территориальная организация и районирование России.




35

Экономическое районирование

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования.



36

Районирование России




Западный макрорегион - Европейская Россия




37

Центральная Россия: состав, географическое положение, природные ресурсы.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – север и Северо -Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни


38

Население и трудовые ресурсы.


39

Экономика и ее территориальная структура

Пр/р10: изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России

40

Узловые районы Центральной России. Москва и Московский регион.


41

Узловые районы Центральной России.



Северо-Западная Россия


42

Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район

Пр/р11: сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга


Европейский Север


43

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.


44

Население и хозяйство Европейского Севера.



Европейский Юг – Северный Кавказ


45

Европейский Юг. Географическое положение, природные условия и ресурсы.


46

Население и хозяйство Европейского Юга.

Пр/р12: выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе


Поволжье.



47.

Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы.



48

Население и хозяйство Поволжья.



Пр/р13: определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья


Урал.




49

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.




50

Население и хозяйство Урала.



Пр/р14: оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение пути решения экологических проблем

51

Обобщающий урок по теме «Западный макрорегион - Европейская Россия»





Восточный макрорегион - азиатская Россия




52

Азиатская Россия. Общая характеристика.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни


53

Западная Сибирь

Пр/р15: изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека

54

Восточная Сибирь

Пр/р16: составление характеристики Норильского промышленного узла

55.

Дальний Восток


56

Обобщающий урок по разделу «Региональная часть курса»




57

Контрольная работа




Россия и мир


Россия и страны нового зарубежья

Особенности ГП , природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям

Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни


58

Страны нового зарубежья. СНГ. Белоруссия.


59

Страны Балтии. Европейский Юго-Запад.


60

Закавказье. Азиатский Юго-Восток.


География Ростовской области

61

Особенности ЭГП Ростовской области. Население.

Пограничные субъекты: особенности ГП, размеры тер-рии, протяженность границ, основные геологические эры, структуры земной коры, климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории области. Городское и сельское население. Города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России и своего региона.

Уметь: называть: пограничные субъекты, особенности ГП, размеры тер-рии, протяженность границ, народы, религии; важнейшие природно-хозяйственные объекты области; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования. Определять: ГП. Описывать: ГП (экономико-географическое, геополитическое.). Объяснять: влияние ГП на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и религий отдельных народов; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения. Оценивать: изменение в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; природно-ресурсный потенциал региона

Пр/р17: определение по картам ГП области, работа по к/к

62

Особенности хозяйства Ростовской области.

Пр/р18: хозяйственная оценка природных условий и ресурсов области

63

Экономическое районирование Ростовской области




Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения географии обучающийся должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.



Практические работы:



Практическая работа №1- обучающая

Практическая работа №2- обучающая

Практическая работа № 3- контролирующая

Практическая работа №4- обучающая

Практическая работа №5-контролирующая

Практическая работа №6- обучающая

Практическая работа №7-контролирующая

Практическая работа №8- обучающая

Практическая работа №9-контролирующая

Практическая работа №10-обучающая

Практическая работа №11-контролирующая

Практическая работа №12-контролирующая

Практическая работа №13-контролирующая

Практическая работа №14-контролирующая

Практическая работа №15-контролирующая

Практическая работа №16-контролирующая

Практическая работа №17-контролирующая

Практическая работа №18-контролирующая

Раздел №5 Тематическое планирование

п\п



Наименование разделов



9

Всего часов

1

Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России.

04.09-11.09

3

2

Население Российской Федерации

Контрольная работа «Географическое положение и население Российской Федерации»

12.09-02.10

02.10

6

3

Экономика Российской Федерации

03.10-16.10

4

4

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

Тестовая работа «АПК»

Контрольная работа за 1 полугодие.

17.10-16.01

05.12

09.01

21

5

Общественная география крупных регионов России. Территориальная организация и районирование России.

Тестовая работа « Центральная Россия»

Тестовая работа: «Европейский Север»

Тестовая работа «Северный Кавказ»

Тестовая работа « Поволжье»

Тестовая работа «Урал»

Тестовая работа «Восточная Сибирь

Контрольная работа « Регионы России»

22.01-16.04


06.02

19.02

26.02

06.03

12.03

03.04

16.04

23

6

Россия и мир

17.04-24.04

3

7

География Ростовской области

28.04-15.05

5

8

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

21.05

1

9

Повторение пройденного материала

22.05

1


Итого



67

Раздел №6 Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Основной вид учебной деятельности

Виды, формы

контроля


Домаш

нее задание

Дата


план

факт


Общая часть курса









Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России.

3







1.

Российская Федерация.

1

Объяснение учителя. Работа с картой

Фронтальный опрос

&1

04.09



2.

Географическое положение и границы России.

Практическая работа №1: определение особенностей ЭГП России

1

Практикум

Работа с к/к

&2-3

05.09



3.

Государственная территория России.

1

Работа в контурной карте.

Фронтальный опрос

&4

11.09




Население Российской Федерации

6







4.

Заселение и освоение территории России.

Входной контроль.

1

Объяснение учителя. Работа с картой

Обобщение.

Фронтальный опрос

&5

12.09



5.

Численность и естественный прирост населения.

1

Решение задач.

Фронтальный опрос

&6

18.09



6.

Национальный состав населения России.

Практическая работа №2: Обозначение на карте республик, автономных. округов, областей

1

Практикум

Фронтальный опрос

&7

19.09



7.

Миграции населения

1

Объяснение учителя. Работа с картой.

Анализ карт

&8

25.09



8.

Городское и сельское население.

1




Заполнение таблицы.

Индивидуальный опрос

&9

26.09



9.

Контрольная работа «Географическое положение и население Российской Федерации»

1


Фронтальный опрос

Повто-рить тему

02.10




Экономика Российской Федерации

4







10.

География основных типов экономики

1

Объяснение учителя. Работа с картой

Фронтальный опрос

&10

03.10



11.

Проблемы природнл-ресурсной основы экономики России

1

Работа в группах.

Фронтальный опрос

&11

09.10



12.

Россия в современной мировой экономике . Персективы развития России

1

Составление краткого конспекта.

Работа с к/к

&12

10.10



13.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

1

Объяснение учителя. Работа с картой

Работа с к/к

конспект

16.10




Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

21







14.

Научный комплекс.

1

Построение схемы.

Работа с к/к

&13

17.10



15.

Машиностроение. Роль, значение и проблемы развития. факторы размещения.

1

Объяснение учителя. Работа с картой

Фронтальный опрос

&14-15

23.10



16.

География машиностроения

Практическая работа №3 : определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения

1

Практикум

Работа с к/к

&16

24.10



17.

Военно-промышленный комплекс.

1

Заполнение таблицы.

Работа с к/к, фронтальный опрос

&17

07.11



18.

ТЭК. Роль, значение и проблемы. Топливная промышленность.

1

Объяснение учителя. Работа с картой

Фронтальный опрос

&18

13.11



19.

Угольная промышленность.

Практическая работа№4: характеристика одного из районов добычи угля

1

Практикум

Работа с к/к, фронтальный опрос

&19

14.11



20.

Электроэнергетика России.

1

Работа с картой

Работа с к/к, индивидуальный опрос

&20

20.11



21.

Металлургический комплекс. Черная металлургия.

Практическая работа №5: составление характеристики одной из металлургических баз России

1

Практикум

Работа с к/к, фронтальный опрос

&21-23

21.11



22.

Цветная металлургия.

Практическая работа №6: определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.

1

Практикум

Работа с к/к, индивидуальный опрос

&24

27.11



23.

Химическая промышленность.

Практическая работа №7: составление характеристики одной из баз химической промышленности .

1

Практикум

Работа с к/к, индивидуальный опрос

&25-26

28.11



24.

Лесная промышленность.

1

Работа с картой

Работа с к/к, фронтальный опрос

&27

04.12



25.

Тестовая работа «Состав и значение АПК.»


1

Обобщение

Работа с к/к, индивидуальный опрос

тест

&28

05.12



26-

Земледелие

Практическая работа №8 определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, районов животноводства

1

Практикум

Работа с к/к, индивидуальный опрос

&29

Стр.122-123

11.12




27

Животноводство.

1

Рефераты

Работа с к/к, индивидуальный опрос

&29

Стр.123-125

12.12



28.

Пищевая и легкая промышленность.

1

Заполнение таблицы

Работа с к/к, фронтальный опрос

&30

18.12



29.

Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта.

Практическая работа №9 :Виды транспорта

1


Практикум

Фронтальный опрос

&31

19.12


30.

Сухопутный транспорт.

1

Исследование

Фронтальный опрос

&32

25.12



31.

Водный и другие виды транспорта.


1

Урок-путешествие.

Фронтальный опрос

&33

26.12



32.

Контрольная работа за первое полугодие

1

Обобщение

Контрольная работа


09.01



33.

Связь. Сфера обслуживания

1

Объяснение учителя. Работа с картой

Индивидуаль-ный опрос

Повто-рить тему

&34

15.01



34.

Обобщающий урок по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

1

Обобщение

Фронтальный опрос

Повто-рить тему

16.01




Региональная часть курса









Общественная география крупных регионов России. территориальная организация и районирование России.

23







35.

Экономическое районирование

1

Объяснение учителя. Работа с картой

Работа с к/к, фронтальный опрос

&35

22.01



36.

Общая характеристика

1

Объяснение учителя. Работа с картой

Работа с к/к, фронтальный опрос

&36

23.01




Западный макрорегион - Европейская Россия








37.

Центральная Россия: состав, географическое положение, природные ресурсы.

1

Работа в контурной карте

Работа с к/к, фронтальный опрос

&37

29.01



38.

Население и трудовые ресурсы.

1

Составление диаграммы

Фронтальный опрос

&38

30.01



39.

Экономика и ее территориальная структура

Практическая рабта№10: изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России

1

Практикум

Работа с к/к

Записи в тетради

05.02



40.

Узловые районы Центральной России. Москва и Московский регион.

Тестовая работа « Центральная Россия»

1

Обобщение

Работа с к/к, фронтальный опрос

&39

06.02



41.

Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы

1

Работа с картой

Работа с к/к, фронтальный опрос

&40-41

12.02




Северо-Западная Россия








42.

Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район

Практическая работа №11: сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга

1

Практикум

Работа с к/к, фронтальный опрос

&42

13.02





Европейский Север











43.

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Тестовая работа «Европейский Север»

1

Объяснение учителя. Работа с картой

Обобщение

Работа с к/к, индивидуальный опрос

&43

19.02



44.


Население и хозяйство Европейского Севера.

1


Заполнение таблицы


Работа с к/к, фронтальный опрос


&44-45

20.02




Европейский Юг – Северный Кавказ










45.

Европейский Юг. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Тестовая работа « Северный Кавказ»

1


Работа в контурной карте.

Обобщение

Работа с к/к, фронтальный опрос


&46

26.02



46.

Население и хозяйство Европейского Юга.

Практическая работа№12: выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

1



Практикум

Работа с к/к, тест

&47-48


27.02




Поволжье.








47.

Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1

Объяснение учителя. Работа с картой

Работа с к/к, индивидуаль-ный опрос

&49

05.03



48.

Население и хозяйство Поволжья.

Практическая работа №13: определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья

Тестовая работа: Поволжье

1



Практикум

Работа с к/к, фронтальный опрос


&50-51

06.03




Урал.








49.

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Тестовая работа « Урал»

1

Объяснение учителя. Работа с картой

Обобщение

Работа с к/к, фронтальный опрос

&52

12.03



50.

Население и хозяйство Урала.

Практическая работа №14: оценка экологической ситуации в разных частях Урала .

1

Практикум

Работа с к/к, фронтальный опрос

&53-54

13.03



51.

Обобщающий урок по теме «Западный макрорегион - Европейская Россия»

1

Обобщение

Фронтальный опрос

Повторить тему

26.03




Восточный макрорегион - азиатская Россия








52.

Азиатская Россия. Общая характеристика.

1

Объяснение учителя. Работа с картой

Работа с к/к, фронтальный опрос

&55-56

27.03



53.

Западная Сибирь

Практическая работа№15: оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека

1

Практикум

Работа с к/к, индивидуаль-ный опрос

&57


к.карта

02.04



54.

Восточная Сибирь

Тестовая работа « Восточная Сибирь»

1

Объяснение учителя. Работа с картой

Обобщение.

Работа с к/к, фронтальный опрос

&58

к.карта

03.04



55.

Дальний Восток

Практическая работа №16: составление характеристики Норильского промышленного узла

1

Практикум

Работа с к/к, фронтальный опрос

&59

к.карта

09.04



56.

Обобщающий урок по разделу «Региональная часть курса»

1


Систематизация знаний


Работа с к/к, фронтальный, индивидуаль-ный опрос

Повторить тему


10.04



57.

Контрольная работа по теме « Регионы России»

1

Обобщение знаний по теме « Регионы России»

Контрольная работа

Повторить тему

16.04




Россия и мир









Россия и страны нового зарубежья

3







58.

Страны нового зарубежья. СНГ. Белоруссия.

1

Объяснение учителя. Работа с картой

Работа с картами

Записи в тетради

17.04



59.

Страны Балтии. Европейский Юго- Запад.

1

Объяснение учителя. Работа с картой

Работа с картами

Записи в тетради

23.04



60

Закавказье. Азиатский Юго - Восток.

1

Объяснение учителя. Работа с картой

Работа с картами

Реферат

24.04




География Ростовской области

5







61.

Особенности ЭГП. Население.

Практическая работа № 17: определение по картам ГП области.

1

Практикум

Анализ карт

Записи в тетради.

28.04



62.

Особенности хозяйства ..


1

Практикум

Анализ карт

Записи в тетради.

07.05



63

Практическая работа №18: хозяйственная оценка природных условий и ресурсов области

1




08.05



64

Практическая работа №18: хозяйственная оценка природных условий и ресурсов области

1




14.05



65

Обобщение и закрепление знаний по Ростовской области

1




15.05



66

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

1




21.05



67

Повторение

1




22.05




Итого

67










Перечень учебно-методического обеспечения


  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2012.

  2. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

  3. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.


Дополнительная литература:

    1. Алексеев А.И. География России. Природа и население.- М.: Дрофа, 2007.

    2. Макарцева Л.В., Кусков А.С. Внеклассная работа по экономической и социальной географии России. – Саратов: «Лицей», 2001.



Раздел №8 Материально- техническое обеспечение

1. Справочники 

Название

Автор

Издательство

1

География в таблицах 6-10 класс

В.В.Климанов , О.А.Климанова

«Дрофа»

2

География 6-10 класс Словарь школьника

К.С.Лазаревич . Ю.Н.Лазаревич

«Дрофа»

3

Большой справочник география для школьников и поступающих в вузы

И.И.Баринова
В.А.Горбанев
И.В.Душина
В.В.Климанов
О.А.Климанова
А.А.Лобжанидзе
М.В.Мирутенко

«Дрофа»

4

Понятия и определения география словарик школьника

О.Д.Ушакова

«Литера» Санкт-Питербург

5

Справочник школьника
География

В.В.Барабанов,
С.Е.Дюкова

АСТ  - Астрель
Москва

 2. Методические пособия
 

Название

Автор

Издательство

1

География  7 класс тематическое и
поурочное планирование


АСТ-Артель Москва

2

Уроки географии 7 класс

О.В.Крылова

Просвещение

3

Интересный урок географии

О.В.Крылова

Просвещение

4

География  полный курс в географических диктантах

В.И.Едакимов

Московский Лицей

5

Краткий курс Географии.

И.В.Душина

Дрофа

6

Тематический контроль по географии .

С.Д.Дюкова

Интеллект-Центр

7

География начальный курс

Н.Н.Петрова

Дрофа


8

Оценка качества по географии

Н.Н.Петрова

Дрофа

9

Проблемный подход к обуче­нию географии в средней школе

Г.А.Понурова

Просвещение

10

Методика обучения географии в средней школе

И.С.Матрусов

Просвещение

11

Сборник кроссвордов по географии

Д.Ю.Соколова

Новая школа

12

Предметные неде­ли в школе геогра­фия

А.Ф.Романова

«Учитель» Волгоград


  
  

 3. Дидактический материал

Название

Автор

Издательство

1

Контрольные и проверочные работы по географии 6-11 класс

В.Б.Пятунин

Дрофа
 

2

Самостоятельные и практические работы по географии 6-11 класс

В.И.Сиротин

Просвещение


 ТО:
1.Ноутбук

2. Компьютер

3. Проектор

4. Интерактивная доска

5. Электронные учебники

4. Карты и глобусы


Раздел №9 Система оценивания


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.


Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.


  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда обучающееся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!