ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №544
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Рассмотрено» на заседании МО учителей _____ августа 2015 г. Протокол №1 Председатель МО /________/ _____________ | «Согласовано» Зам. директора по УВР /________/ ________________ от «____» ___________ 2015 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ школы №544 ___________ Бушмакина А.А. Приказ № ______________ от «___» ____________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 11 класса
2015-2016 учебный год
Учитель географии:
Голованова О.А.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2015 год
I. Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы по географии в 10 классе являются: федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. №1089; примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; базисный учебный план ГБОУ школы №544 с углубленным изучением английского языка; федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом.
Данная рабочая программа ориентирована на УМК «Полярная звезда», разработанный под ред. А. И. Алексеева, Ю. Н. Гладкого (М.: Просвещение, 2013). УМК Ю.Н. Гладкого, В.В. Никольской для 10-11 классов — это курс географии современного мира. В соответствии с требованиями стандарта предмет «География» предлагается изучать как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую географию. Содержательная основа курса — рассмотрение всех тем с точки зрения Человека — жителя планеты, россиянина, члена постиндустриального, информационного общества. Учебник для 10-11 класса рассчитан на детей с разными способностями и призван обеспечить их успешное обучение. В учебнике есть всё необходимое:
чётко структурированный материал;
все виды заданий — индивидуальные и в сотрудничестве: репродуктивные (включая тестовые), практические, творческие (включая проекты);
мини-атлас в Приложении (только в линии УМК «Полярная звезда» есть необходимый набор карт непосредственно в учебниках);
руководство для ученика «Как учиться с «Полярной звездой», а также технология выполнения самостоятельной работы, алгоритм действий в рубриках «Шаг за шагом», «Читаем карту»;
система параграфов-практикумов «Учимся с «Полярной звездой», поддерживающая отработку универсальных учебных действий;
графически оформленная система повторения «Лёгкий экзамен» для подготовки к ответу на уроке, контрольной работе, экзамену.
УМК поддерживает идею формирования базовых и предметных компетенций на основе деятельностного подхода в обучении, а также усиление блока прикладных знаний.
Общая характеристика курса. Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара. Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, развивая географическое мышление, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне. Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Курс состоит из 7 разделов, в т. ч. 5 разделов в 10 классе – «Современная политическая карта мира», «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «НТР и мировое хозяйство», «География мирового хозяйства»; 2 раздела в 11 классе – «Регионы и страны мира», «Современные глобальные проблемы человечества».
Содержание курса «География. Современный мир» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности. Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.
Цель курса – формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира. Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
- развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
- вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе.
Методы и формы обучения. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Для реализации поставленной цели используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способов обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых (в т. ч. работа с текстом) под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
- методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
- активные методы обучения (проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, «Мозговой штурм», дискуссия, метод проектов, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения).
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты, презентации, видео-ролики, мультимедийные дидактические средства), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал), технические средства (компьютер, проектор).
Данная рабочая программа разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся в 10 классе, а именно учтены следующие психолого-педагогические особенности возраста:
- «чувство взрослости» как особая форма самосознания, проявляющаяся в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежения этими требованиями, неудовлетворённость этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса; предложить места и средства реализации чувства взрослости;
- склонность к фантазированию, некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Организовать место для проявления творческих замыслов, инициативы, самостоятельности подростков;
- стремление экспериментировать со своими возможностями. Предоставить ученикам культурные формы экспериментирования.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 ч./нед., 34 ч./год)
РЕГИОНЫ И СТРАНЫ – 29 ч.
Англоязычная Америка – 3 ч. США. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Экономика США – витрина рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса. Главные отрасли сельского хозяйства. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия. Канада. Особенности территории. Особенности развития экономики. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.
Латинская Америка – 3 ч. Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.
Западная Европа – 5 ч. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.
Центрально-Восточная Европа и Постсоветский регион – 4 ч. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Специализация экономики. Внутренние различия. Постсоветский регион. Образование СНГ. Другие межгосударственные объединения. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.
Зарубежная Азия – 4 ч. Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Китай. Япония. Особенности стран.
Южная и Юго-Восточная Азия – 2 ч. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Юго-Западная Азия, Средняя Азия, Северная Африка – 3 ч. Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Регион – мировой центр туризма. Внутренние различия.
Тропическая Африка – 2 ч. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Преобладающие религии. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР – единственное экономически развитое государство Африки.
Австралия и Океания – 2 ч. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – 2 ч.
Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблема. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.
РЕЗЕРВ – 3 ч.
Тема | Кол-во часов | Кол-во практических работ | Кол-во проверочных работ |
Регионы и страны, в т. ч. | 28 | 10 | 2 |
Регионы и страны. Как поделить земное пространство? Центры экономической мощи и "полюсы" бедности | 1 | | |
Англоязычная Америка | 3 | | |
Латинская Америка | 3 | | |
Западная Европа | 5 | | |
Центрально-Восточная Европа | 1 | | |
Постсоветский регион | 3 | | |
Зарубежная Азия | 4 | | |
Юго-Восточная Азия. Южная Азия | 2 | | |
Юго-Западная Азия. Северная Африка | 2 | | |
Тропическая Африка | 2 | | |
Австралия и Океания | 2 | | |
Глобальные проблемы человечества | 2 | 1 | 0 |
РЕЗЕРВ | 4 | 0 | 0 |
ИТОГО: | 34 | 11 | 2 |
III. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Тип урока | Практические работы | Информационное сопровождение |
1 | I нед. IX | | Как поделить земное пространство. Центры экономической мощи и полюсы бедности | Беседа | | Атлас, учебник, стат. материалы |
2 | II нед. IX | | США. История формирования гос-ва. ГП. Население | Комбинированный | Составление экономико-географическую характеристику одного из крупнейших регионов США | Атлас, учебник, стат. материалы |
3 | III нед. IX | | США. Экономика | Комбинированный | | Атлас, учебник, презентации учеников |
4 | IV нед. IX | | Канада | Практикум | Составление экономико-геогр. характеристики Канады | Атлас, учебник, стат. материалы, раздаточный материал |
5 | I нед. X | | Латинская Америка. Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы | Беседа | | Атлас, учебник, стат. материалы |
6 | II нед. X | | Ла-Платские и Андские страны | Практикум | Сравнительная характеристика Ла-Платских и Андских стран | Атлас, учебник, стат. материалы |
7 | III нед. X | | Центральная Америка и Вест-Индия | Практикум | Сравнительная характеристика Ц. Америки и Вест-Индии | Атлас, учебник, стат. материалы |
8 | IV нед. X | | Западная Европа. Географическое положение и состав региона | Комбинированный | Нанесение на к/к субрегионов Зар. Европы | Презентация учителя, атлас, к/к |
9 | V нед. X | | Германия | Проект | | Атлас, учебник, презентация учителя (Porshe), презентации учеников |
10 | II нед. XI | | Великобритания | Проект | | Атлас, учебник, презентации учеников |
11 | III нед. XI | | Франция | Проект | | Атлас, учебник, презентации учеников |
12 | IV нед. XI | | Италия | Проект | | Атлас, учебник, презентации учеников |
13 | I нед. XII | | Центрально-Восточная Европа. Географическое положение. Состав региона | Беседа | Нанесение на к/к границ региона и стран в него входящих | Презентация учителя, атлас, к/к |
14 | II нед. XII | | Постсоветский регион. Особенности и проблемы развития | Проблемный | Каковы проблемы развития постсоветсвкого региона и их причины? | Атлас, учебник, стат. материалы, презентации учеников |
15 | III нед. XII | | Польша, Украина, Белоруссия | Комбинированный | | Атлас, учебник, презентации ученииков |
16 | IV нед. XII | | Зарубежная Европа - обобщение | Контроль знаний (урок-игра) | | Раздаточный материал, атлас |
17 | III нед. I | | Зарубежная Азия. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население | Комбинированный | Нанесение на к/к границ региона и стран в него входящих | Презентация учителя, атлас, к/к |
18 | IV нед. I | | Китайская Народная Республика. ЭГП. Население | Комбинированный | | Атлас, учебник, стат. материалы |
19 | V нед. I | | Китай. Транспорт. Экономика | Комбинированный | | Атлас, учебник, стат. материалы |
20 | I нед.II | | Япония | Практикум | Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии | Атлас, учебник, стат. материалы, к/к |
21 | II нед.II | | Юго-Восточная Азия и Южная Азия. Географическое положение. Состав регионов. Уровень экономического развития | Беседа | | Атлас, учебник |
22 | III нед. II | | Индия (дополнительно: страны по выбору обучающихся) | Проект | | Атлас, учебник, презентации учеников |
23 | IV нед. II | | Юго-Западная Азия. Северная Африка. Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы | Комбинированный | Нанесение на к/к границ региона и входящих в него стран | Атлас, учебник, презентация учителя, к/к |
24 | I нед. III | | Северная Африка. Страны (по выбору обучающихся) | Проект | | Презентации учеников |
25 | II нед. III | | Тропическая Африка. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население хозяйство | Комбинированный | | Презентация учителя, атлас, к/к, учебник |
26 | III нед. III | | Тропическая Африка. ЮАР. Страны (по выбору обучающихся) | Проект | | Презентации учеников |
27 | I нед. IV | | Австралия и Океания. Географическое положение, ресурсы и население Австралии. Особенности развития экономики | Комбинированный | | Атлас, учебник, стат. материалы |
28 | II нед. IV | | Зар. Азия. Африка. Австралия и Океания – обобщение знаний | Контроль знаний | | Раздаточный материал |
29 | III нед. IV | | Глобальные проблемы человечества. Отсталость, голод, болезни | Дискуссия | Исследование | Презентации учеников |
30 | IV нед. IV | | Глобальные проблемы человечества. Энергетическая и сырьевая проблема. Экологическая проблема. Снижение видового разнообразия | Дискуссия | Исследование | Презентации учеников |
31 | V нед. IV | | РЕЗЕРВ | | | |
32 | I нед. V | | РЕЗЕРВ | | | |
33 | II нед. V | | РЕЗЕРВ | | | |
34 | III нед. V | | РЕЗЕРВ | | | |
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения географии в 11 классе ученик должен
Знать/понимать:
1. Географическую специфику отдельных регионов (Зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран (Франция, Германия, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
2. Географические аспекты глобальных проблем человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса.
Уметь:
1. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
2. Сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;
3. Анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
4. Определять общие черты и различия в воспроизводстве и составе населения регионов мира;
5. Выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
6. Устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;
7. Составлять развернутый план доклада, сообщения;
8. Составлять и презентовать реферат;
9. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию.
Оценивать/объяснять:
1. Ресурсообеспеченность отдельных стран регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений;
2. Географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
V. Нормы оценки знаний, умений, навыков ОБучаЮщихся
Используемые формы и способы проверки/оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы, выполнение тестовых заданий, работа с географической номенклатурой у карты. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются: правильность и осознанность изложения содержания; полнота раскрытия понятий; точность употребления научных терминов; глубина; логичность и доказательность в изложении материала, самостоятельность и полнота ответа, число и характер ошибок; степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений; речевая грамотность и логическая последовательность ответа.
Оценка устных ответов учащихся
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: полно излагает изученный материал; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик: даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка "5" ставится, если ученик выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик не приступал к выполнению работы; или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
*Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
Тест, состоящий из 10 вопросов
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Тест, состоящий из 20 вопросов
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ
Отметка "5". Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка "4". Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3". Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2". Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Выведение итоговых отметок
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для ученика (обучающегося)
Обязательная
1. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10-11 кл.: учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2013.
Дополнительная
1. Географический атлас. Экономическая и социальная география мира: 10 класс. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2013.
2. Контурные карты (политическая карта мира, карты материков и стран).
Для учителя (преподавателя)
Обязательная
1. Государственный стандарт основного общего образования по географии.
2. Концепция модернизации Российского образования.
3. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
4. Программы общеобразовательных учреждений. География 10-11 классы. УМК «Полярная звезда» / под ред. проф. А.И. Алексеева. - М.: Просвещение, 2014.
5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. География.
Дополнительная
1. География. Подготовка к ЕЭГ. Вступительные испытания / В.В. Баранов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина, Е.М. Курашева. – М.: Экзамен, 2010. – 383, (1) с.
2. География. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - М.: Аст-Пресс, 2001.
3. Максаковский В.Л Географическая картина мира. Кн. 2: Региональная характеристика мира. – 4-е изд. – М..: Дрофа, 2009. – 490 с.
4. Митрофанов ИВ. Тематические игры по географии. - М.: Творческий центр, 2003.
5. Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах / сост. А.Ф. Романова. – Волгоград: Учитель, 2006 – 158 с.
Ресурсы сети Интернет:
1. Информационный портал ЕГЭ http://ege.edu.ru
2. Портал информационной поддержки мониторинга качества образования, Федеральный банк тестовых заданий ЕГЭ http://fipi.ru/
3. Счетчик населения мира http://countrymeters.info/ru/