Управление образования Администрации г.о. Троицк в г. Москве
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено» на заседании ШМО Руководитель ШМО ________/______________/ Протокол №____ от«___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/Мацегора С.В./ «___» ________20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 2 _________/Зюзикова Ю.М./ Приказ № ______ от«___» _________ 20__г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету география
для 5 классов
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Составитель: Муханова Татьяна Васильевна
первая квалификационная категория
г. Троицк
2016/2017 учебный год
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897; с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. №1577 (для основной школы)
Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И Сиротин
Учебно-методический комплекс
УМК «География. Начальный курс. 5 класс»
1.География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы
И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин).
2.География. Начальный курс. 5 класс. Методическое
пособие (автор И. И. Баринова).
3.География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь
(авторы Н. И. Сонин, С. В. Курчина).
4.География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение.
5.Атлас «География. Начальный курс» 5 класс. Издательство М.:Дрофа
Пособия для учителя.
1)Физическая география. Справочно-информационные материалы к урокам. Методическое пособие. Санкт-Петербург «ПАРИТЕТ» 2014.
2)Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 класс: методическое пособие для учителя. М.:Дрофа, 2012.
3)Бургасова Н.Е., Банников С.В., Кошевой В.А. География. 5-6 класс. Программно-диагностический материал по курсу. Учебное пособие. М.:Интеллект-Центр, 2012.
4)Савельева Л.Е. География. Планета Земля. Поурочное тематическое планирование. 5-6 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
Пособия для учащегося.
Атлас с контурными картами. 5 класс. Издательство М.:Дрофа, 2016
Содержание учебного предмета, курса (перечень разделов/тем).
1.Раздел I. Что изучает география.
Мир, в котором мы живём.
Науки о природе.
География – наука о Земле
Методы географических исследований
2.Раздел II. Как люди открывали Землю.
Географические открытия древности и Средневековья
Важнейшие географические открытия
Открытия русских путешественников
3.Раздел III. Земля во Вселенной
Как древние люди представляли себе Вселенную
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней
Соседи Солнца
Планеты-гиганты и маленький Плутон
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звёзд
Уникальная планета Земля
Современные исследования космоса
4.Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли
5.Раздел V. Природа Земли
Как возникла Земля
Внутреннее строение Земли
Землетрясения и вулканы
Путешествие по материкам
Вода на Земле
Воздушная одежда Земли
Живая оболочка Земли
Почва – особое природное тело
Человек и природа
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную программу, определять цель УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Сопоставлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (Таблицу в текст и т.д.);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса:
Ученик научится:
Объяснять, для чего люди изучают географию;
Использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
Анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
По результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
Составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
Строить простые планы местности;
Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
Описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
Называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
Описывать представления древних людей о Вселенной;
Называть и показывать планеты Солнечной системы;
Приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
Описывать уникальные особенности Земли как планеты;
Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
Работать с компасом;
Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
Называть и показывать по карте основные географические объекты;
Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
Приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
Объяснять особенности строения рельефа суши;
Описывать погоду своей местности;
Объяснять значение ключевых понятий.
Ученик получит возможность научиться:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Адаптироваться к условиям проживания на определённой территории;
Самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Тематическое планирование для 5 класса
№ урока | Тема | Кол-во часов | Форма контроля |
| Раздел I. Что изучает география | 5 | |
1 | Мир, в котором мы живём | 1 | |
2 | Науки о природе | 1 | |
3 | География – наука о Земле | 1 | |
4 | Методы географических исследований | 1 | |
5 | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география». Проверочная работа | 1 | Проверочная работа |
| Раздел II. Как люди открывали Землю | 5 | |
6 | Географические открытия древности и Средневековья. Практическая работа №1 «Географические открытия древности и Средневековья» | 1 | Практическая работа №1 |
7 | Важнейшие географические открытия. Практическая работа №2 «Важнейшие географические открытия» | 1 | Практическая работа №2 |
8-9 | Открытия русских путешественников | 2 | |
10 | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю» | 1 | |
| Раздел III. Земля во Вселенной | 9 | |
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную | 1 | |
12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | 1 | |
13 | Соседи Солнца | 1 | |
14 | Планеты-гиганты и маленький Плутон | 1 | |
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | 1 | |
16 | Мир звёзд | 1 | |
17 | Уникальная планета Земля | 1 | |
18 | Современные исследования космоса | 1 | |
19 | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной». Проверочная работа | 1 | Проверочная работа |
| Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли | 4 | |
20 | Стороны горизонта | 1 | |
21 | Ориентирование. Практическая работа №3 «Ориентирование по компасу» | 1 | Практическая работа №3 |
22 | План местности и географическая карта | 1 | |
23 | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли». Практическая работа №4 «Составление простейшего плана местности» | | Практическая работа №4 |
| Раздел V. Природа Земли | 11 | |
24 | Как возникла Земля | 1 | |
25 | Внутреннее строение Земли | 1 | |
26 | Землетрясения и вулканы | 1 | |
27 | Путешествие по материкам. Работа в контурной карте | 1 | |
28 | Вода на Земле | 1 | |
29 | Вода на Земле. Работа в контурной карте. | 1 | |
30 | Воздушная одежда Земли | 1 | |
31 | Живая оболочка Земли | 1 | |
32 | Почва – особое природное тело | 1 | |
33 | Человек и природа | 1 | |
34 | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли». Проверочная работа | | Проверочная работа. |
Всего | | 34 | |